10 класс

Биология ким 10 класс – ГДЗ Биология за 10 класс Богданов Н.А. контрольно-измерительные материалы

ГДЗ по биологии за 10 класс контрольно-измерительные материалы Богданов Н.А.

GDZ.RU

  • 1 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

gdz.ru

ГДЗ по биологии для 10 класса контрольно-измерительные материалы Богданов Н.А.

ГДЗ от Путина

Найти

    • 1 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир

gdzputina.ru

Тест по биологии (10 класс) на тему: КИМы по биологии 10 класс.

Вариант-2

1. Задание 1 № 21794

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2. Задание 2 № 20654

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у

 

1) бактериофагов

2) амёбы дизентерийной

3) вируса полиомиелита

4) кролика дикого

5) эвглены зелёной

3. Задание 3 № 4612

У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках? В ответ запишите только соответствующее число.

4. Задание 4 № 20672

Выберите три отличия первого деления мейоза от второго

 

1) на экваторе клетки располагаются пары гомологичных хромосом

2) отсутствует телофаза

3) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом

4) отсутствует конъюгация и кроссинговер хромосом

5) к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды

6) к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы

5. Задание 5 № 12168

Установите соответствие между процессами обмена веществ и его видом.

 

ПРОЦЕСС

 

ВИД ОБМЕНА

A) гликолиз

Б) образование 36 молекул АТФ

B) синтез иРНК на ДНК

Г) образование ПВК

Д) синтез белков

Е) расщепление питательных веществ

 

1) энергетический

2) пластический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

6. Задание 6 № 2324

Какова вероятность (%) рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослостъ доминирует над высоким ростом)?

7. Задание 7 № 21744

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания кариотипа человека. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В норме кариотип человека включает 46 хромосом.

2) Женщины гомогаметны.

3) В половых клетках 23 пары хромосом.

4) Диплоидное число хромосом меняется в поколениях.

5) Половые хромосомы обозначаются буквами Х и Y.

8. Задание 8 № 20874

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАН, ТКАНЬ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) внутренние слизистые покровы

Б) надпочечники

B) тканевая жидкость

Г) лимфа

Д) эпителий альвеол

 

1) энтодерма

2) мезодерма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

9. Задание 9 № 22081

Назовите отличительные признаки пресмыкающихся от птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) смешанность крови

2) непостоянная температура тела

3) сухой роговой покров

4) медленный обмен веществ

5) внутреннее оплодотворение

6) два круга кровообращения

10. Задание 10 № 21618

Установите соответствие между признаками организма и его принадлежностью к определённому царству: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА

 

ЦАРСТВО

А) клеточные стенки содержат хитин

Б) гетеротрофный способ питания

В) клеточные стенки из целлюлозы

Г) запасное вещество – крахмал

Д) хлорофилл в клетках отсутствует

Е) в клетках присутствуют пластиды

 

1) Растения

2) Грибы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

11. Задание 11 № 21873

Установите правильную последовательность классификации зайца-русака, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) Животные

2) Заяц-русак

3) Хордовые

4) Млекопитающие

5) Зайцы

6) Зайцеобразные

12. Задание 12 № 20528

Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома

2) покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях

3) обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник

4) чихание человека при уборке помещения

5) сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость

6) лай собаки на человека в чёрном плаще

13. Задание 13 № 16775

Установите соответствие между путём проведения нервного импульса и функцией спинного мозга человека.

 

ПУТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НЕРВНОГО

ИМПУЛЬСА

 

ФУНКЦИЯ СПИННОГО

МОЗГА

А) переключение нервного импульса с чувствительного нейрона на двигательный

Б) передача нервного импульса из спинного мозга в головной

В) восприятие нервного импульса чувствительным нейроном

Г) передача нервного импульса из головного мозга в спинной

Д) восприятие нервного импульса двигательным нейроном

 

1)рефлекторная

2) проводниковая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

14. Задание 14 № 20552

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до CO2 ,Nh4 и h3O

2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке

3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке

4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков

5) выведение   CO2 ,Nh4 и h3O  из организма

6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике

15. Задание 15 № 20543

Известно, что обыкновенный (речной) бобр — полуводное млекопитающее из отряда грызунов, питающееся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, семьями и колониями.

3) Бобр валит деревья, подгрызая их стволы острыми и крупными резцами.

4) На дне запруды бобр запасает корм на зиму: молодые ветки.

5) Строит «хатки» и плотины из веток, стволов и земли на мелких речках и ручьях.

6) К началу XX века бобры были почти истреблены, но сейчас их численность восстанавливается.

16. Задание 16 № 14137

Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

 

ПРИЗНАК

 

ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

A) появление в отдельных соцветиях цветков с пятью лепестками вместо четырёх

Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях

B) появление единичных листьев, лишённых хлорофилла

Г) угнетение роста и развития побегов при сильном затенении

Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта

 

1) мутационная

2)модификационная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

17. Задание 17 № 20855

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?

 

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

18. Задание 18 № 10606

Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются.

 

МОЛЛЮСКИ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) голый слизень

Б) устрица

В) беззубка

Г) виноградная улитка

Д) кальмар

Е) большой прудовик

Ж) перловица

 

1) морские

2) пресноводные

3) наземные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

19. Задание 19 № 22302

Установите последовательность стадий, происходящих при мейотическом делении яйцеклетки человека.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) расположение пар гомологичных хромосом в плоскости экватора клетки

2) образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом

3) образование четырёх гаплоидных ядер

4) расхождение гомологичных хромосом

5) конъюгация с возможным кроссинговером гомологичных хромосом

6) расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки

20. Задание 20 № 21082

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

 

Признак

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

А

отсутствуют

митохондрии — у всех эукариот, пластиды — у растений

спорообразование

Б

для размножения

способы деления клетки

бинарное деление

В

 

Список терминов и понятий:

1) митоз, мейоз

2) перенесение неблагоприятных условий

3) перенос информации о первичной структуре белка

4) двумембранные органоиды

5) шероховатая эндоплазматическая сеть

6) мелкие рибосомы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

21. Задание 21 № 20631

Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», выберите верные утверждения.

 

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

 

Поступление воды

Количество воды (в л)

Органы, участвующие в выделении воды

Количество воды (в л)

Жидкость

1,2

Почки

1,4

Легкие

0,5

Плотная пища

1,0

Кожа

0,5

Прямая кишка

0,1

Итого

2,2

2,5

 

1) Организм человека в течение суток потребляет 2,2 л воды.

2) Вода выделяется из организма в составе мочи, кала, выдыхаемого воздуха, пота.

3) Организм человека в течение суток потребляет 1,2 л воды.

4) Через почки выдеяется меньше всего жидкости.

5) Количество поступающей воды больше количества выделившейся, т. к. она откладывается в запас в организме человека.

22. Задание 22 № 10890

Дайте краткий ответ на вопрос. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют «придонными фильтрами»?

23. Задание 23 № 22144

На рисунке изображён трилобит — вымершее около 270 млн лет назад животное.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымер данный организм, а также тип, к которому относится изображённый организм. Укажите признаки по которым он относитмся у указанному Вами типу.

 

24. Задание 24 № 20399

(1) Бактерии — это прокариоты, наследственное вещество их клеток не отделено от цитоплазмы. (2) ДНК бактерий представлена одной молекулой, которая имеет линейную форму. (3) Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой. (4) На рибосомах её гранулярной эндоплазматической сети происходит биосинтез белка. (5) При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор.(6) Бактерии бывают анаэробные и аэробные.

25. Задание 25 № 11172

Почему исключение из экосистемы аквариума простейших и моллюсков приводит к резкому нарушению ее равновесия?

26. Задание 26 № 11173

Зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150тонн? (пищевая цепь: фитопланктон—зоопланктон—кит)

27. Задание 27 № 22001

Какой хромосомный набор характерен для заростка и зародыша плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки заростка и зародыша плауна?

28. Задание 28 № 20403

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% — извитую шерсть нормальной длины, 10% — прямую нормальной длины и 10% — извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в этом скрещивании?

 

Критерии оценок:

 «2»: 0-35
«3»: 36-54
«4»: 55-71
«5»: 72-100

№ задания

Ответ

1

плод

2

25

3

4

4

136

5

112121

6

25

7

34

8

12221

9

124

10

221121

11

256431

12

236

13

12121

14

326415

15

345

16

12121

17

126

18

3123122

19

514263

20

421

21

12

22. 1) Беззубки и перловицы питаются органическими частицами, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.

2) Пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов.

23. 1) Эра: Палеозойская

Период: Пермский.

2) Трилобит относится к Членистоногим.

3) Трилобиты относятся к типу Членистоногие — признаки: сегментированность тела и конечностей.

24. Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5.

1) 2 — у бактерий имеется одна кольцевая молекула ДНК.

2) 4 — рибосомы бактерий расположены в цитоплазме.

3) 5 — споры бактериям необходимы для перенесения неблагоприятных условий. Размножаются бактерии делением надвое.

25. 1) Простейшие служат пищей для мелких ракообразных,

2) ракообразные — для рыб,

3) а моллюски — самоочищают воду

25. 150 000 х 10 х 10= 15 000 000 кг (15 000 тонн)

27. 1) В клетках зародыша плауна диплоидный набор хромосом (2n).

2) В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n),

3) Зародыш плауна (как и всё растение), развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

28. А — прямая шерсть,

а — извитая шерсть,

В — нормальная длина шерсти,

в — длинная шерсть.

I. По фенотипу: Р♀ извитая нормальной длины шерсть х ♂ прямая длинная шерсть

По генотипу: Р♀ааВВ х ♂ААвв

♀аВ/ ♂Ав/

По геноотипу F1: АаВв

По фенотипу F1: прямая шерсть нормальной длины.

 

II. По фенотипу: Р♀ прямая шерсть нормальной длины х ♂ извитая длинная шерсть

По генотипу: Р♀ АаВв х ♂ аавв

G ♀АВ ♀аВ/ ♀Ав/ ♀ав ♂ ав

По генотипу F2: АаВв:ааВв:Аавв:аавв

По фенотипу F2: 10% прямая шерсть нормальной длины:40% извитая шерсть нормальной длины:40% прямая шерсть, длинная шерсть:10% извитая шерсть, длинная шерсть

т.к. расщепление не 25%:25%:25%:25%, то речь идет о сцепленном наследовании с нарушением сцепления в результате кроссинговера.

Ответ: 1) Родители потомства первого поколения имеют генотипы ааВВ; ААвв.

2) Родители потомства второго поколения имеют следующие генотипы: самка АаВв, самец аавв.

3) Генотипы F2 таковы: АаВв, ааВв, Аавв, аавв.

4) Здесь закон сцепленного наследования с кроссинговером и нарушение сцепления в результате кроссинговера.

5) 4 фенотипические группы сформировались из-за того, что генотип АаВв дал 2 гаметы в результате сцепленного наследования (аВ/, Ав/), а 2 гаметы в результате кроссинговера (АВ, ав).

Данные 4 гаметы в сочетании с ав дают 4 фенотипические группы в потомстве.

nsportal.ru

КИМ промежуточной аттестации по биологии 10 класс (УМК Пономарева, 1 ч в неделю)

Промежуточная аттестация по биологии 10 класс 2 вариант

Уважаемые ребята!

Работа промежуточной аттестации включает 17 зданий, из которых 13 заданий базового уровня, 4 задания повышенного уровня (№4,8,15,17). Внимательно читайте текст заданий. Выполняйте задания последовательно. Не теряйте время, если не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Успеха!

  1. Рассмотрите предложенную схему эволюционного учения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ОТВЕТ: ______________________________________________

2. Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. 

1) бактерии гниения

2) грибы

3) клубеньковые бактерии

4) пресноводные рачки

5) бактерии-сапрофиты

6) майские жуки

ОТВЕТ:

3. Установите соответствие между направлениями эволюции и примерами эволюционных изменений.

 ИЗМЕНЕНИЕ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) удлинение ушей у зайцеобразных

Б) редукция зрения у кротов

В) появление третьего слоя клеток в зародыше червей

Г) развитие маскирующей окраски у тигров

Д) формирование хорды у хордовых

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) дегенерация

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

ОТВЕТ:

4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента. Ученый

Наука

Вклад в развитие данной науки

(А)__________

эволюция

(Б)__________

(В)__________

(Г)__________

Учение об экосистеме

Сукачев В.Н.

(Д)__________

(Е)__________

Пропущенные элементы:

1) причины многообразия видов;

2) биогеоценология;

3) Ч. Дарвин

4) экология;

5) А. Тенсли;

6) учение о сукцессиях;

ОТВЕТ:

5. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.  ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

A) речной песок

Б) горная порода

B) морской ил

Г) почва

Д) колония кораллов

Е) плесневые грибы

 

1) косное

2) живое

3) биокосное

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

ОТВЕТ:

6. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: тля, паук, чёрная смородина, божья коровка, скворец.

Пищевая цепь

__________

__________

__________

__________

__________

ОТВЕТ: ___________________________________________________________________

7. Установите соответствие между признаком прыткой ящерицы и критерием вида, который он иллюстрирует. 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) зимнее оцепенение

Б) длина тела — 25–28 см

В) тело веретеновидной формы

Г) различия в окраске самцов и самок

Д) обитание на опушках лесов, в оврагах и садах

Е) питание насекомыми

 

1) морфологический

2) экологический

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

ОТВЕТ: 

8. Укажите социальные факторы антропогенеза. 

1) способность к выработке условных рефлексов

2) творчество

3) изготовление орудий труда для производства орудий труда

4) добывание и сохранение огня

5) усложнение нервной системы

6) прямохождение

ОТВЕТ:

9.  Изучите рисунок. Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок?

 

ОТВЕТ: __________________________

10. Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений 

1) фотосинтез

2) образование семян

3) появление вегетативных органов

4) возникновение цветка и плода

5) возникновение многоклеточности

ОТВЕТ:

11. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 4,6 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

ОТВЕТ: ___________________________________________________________________

12. Внимательно прочитайте текст. Выберите номера тех предложений, в которых приводится характеристика вида по морфологическому критерию.

Горчак ползучий, семейство сложноцветные, класс двудольные

  1. В России растет на юге европейской части страны и в Западной Сибири по степным склонам, солончакам, берегам водоемов, вдоль дорог; около жилья, в полях

  2. Многолетнее растение с разветвленной корневой системой, состоящей из вертикальных корней, проникающих в почву до 10 м, и горизонтальных ползучих отпрысков, несущих почки возобновления

  3. Цветет горчак в июле-августе.

  4. Плоды – обратнояйцевидные семянки 3-4 мм длиной с хохолком из сплюснутых, свободных, пильчато-щетинистых волосков.

  5. Семянки – зеленовато-желтые и серые

  6. Серые семянки остаются в земле и взойдут не раньше чем через несколько лет, а может быть, даже через несколько десятков лет

  7. Растопыривая свои щетинистые волоски, семянка выкарабкивается из корзинки в ясный, теплый осенний день и вылетает в открытый мир.

  8. Всходы из семянок появляются в марте – мае.

ОТВЕТ: ________________

13. К антропогенным экологическим факторам относится:

1) разлив нефти в океане

2) заражение глистами

3) вылов рыбы, идущей на нерест

4) низкая температура зимой

5) создание заповедников

6) переувлажнение местности в результате наводнения

ОТВЕТ:

14. Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.

Происхождение эукариот

Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).

 Перечень терминов

1) паразитизм

2) симбиоз

3) органические вещества

4) энергия

5) прокариотический

6) эукариотический

7) хлоропласт

8) аппарат Гольджи

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

15. Внимательно изучите сравнительную характеристику разных форм естественного отбора Укажите номера параметров сравнения, в которых указаны верные утверждения.

ОТВЕТ:____________

16. Рассмотрите схему цепи питания.

 

Ответ

Автотроф

Гетеротроф

Консумент 1-го порядка

Консумент 2-го порядка

1

Нет

Да

Да

Нет

2

Да

Нет

Нет

Да

3

Нет

Да

Нет

Да

4

Да

Нет

Да

Нет

Какие определения подходят зайцу? Выберите верный номер строки.

ОТВЕТ: _________

17. Раскройте основные экологические законы природопользования Барри Коммонера

infourok.ru

10 класс КИМ промежуточная аттестация по биологии-углубленный уровень

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Катав – Ивановска»

Катав-Ивановского муниципального района

Контрольно- измерительные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по биологии

(учебник: Биология. 10-11 классы. Углубленный уровень в 2 частях. Часть 1. П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц; М.: Просвещение, 2017.–303 с)

в 10 классе (углубленный курс)

Кодификатор

(планируемые результаты освоения основных образовательных программ)

заданий

Раздел программы

Проверяемые планируемые результаты

Уровень сложности

Биологические системы: клетка, организм

Знание биологии как науки. Методов научного познания. Признаков и уровней организации живой природы

Б

Биологические системы: клетка, организм

Знание клеточной теории, клеточного строения, доказательство родства живой природы

Б

Биологические системы: клетка, организм

Определять химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

Б

Биологические системы: клетка, организм

Определять химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

Б

Биологические системы: клетка, организм

Знание строения клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа её целостности

Б

Биологические системы: клетка, организм

Знать обмен веществ и превращения энергии — свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез

Б

Биологические системы: клетка, организм

Знание, что клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение и функции. Соматические и половые клетки. Митоз. Развитие половых клеток у растений и животных. Роль мейоза и митоза

Б

Биологические системы: клетка, организм

Знание, что клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение и функции. Соматические и половые клетки. Митоз. Развитие половых клеток у растений и животных. Роль мейоза и митоза

Б

Биологические системы: клетка, организм

Определять Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организма

Б

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Знание генетики, её задач. Определять Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

Б

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Сформированность знаний о закономерности наследственности, цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач

Б

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов.

Б

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Знать закономерности изменчивости. Наследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

Б

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Сформированность знаний о селекции, её задачах и практическом значении. Вклад В.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы

Б

Биологические системы: клетка, организм

Знание о воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

Б

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Сформированность знаний о закономерности наследственности, цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач

П

Биологические системы: клетка, организм

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

П

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Умение решать задачи на сцепление с полом

П

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Умение решать задачи на моногибридное скрещивание,

П

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Сформированность знаний о закономерности наследственности, цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач

В

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Умение развернуто отвечать на поставленные вопросы на тему генетика человека

В

Спецификация

(критерии оценивания диагностической работы)

задания

Проверяемые планируемые результаты

Правильный ответ

Критерии оценивания/баллы

Знание биологии как науки. Методов научного познания. Признаков и уровней организации живой природы

2

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знание клеточной теории, клеточного строения, доказательство родства живой природы

3

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Определять химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

1

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Определять химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

1

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знание строения клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа её целостности

1

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знать обмен веществ и превращения энергии — свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез

1

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знание, что клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение и функции. Соматические и половые клетки. Митоз. Развитие половых клеток у растений и животных. Роль мейоза и митоза

4

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знание, что клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение и функции. Соматические и половые клетки. Митоз. Развитие половых клеток у растений и животных. Роль мейоза и митоза

3

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Определять Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организма

4

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знание генетики, её задач. Определять Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

3

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Сформированность знаний о закономерности наследственности, цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач

3

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов.

2

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знать закономерности изменчивости. Наследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции

3

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Сформированность знаний о селекции, её задачах и практическом значении. Вклад В.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы

3

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Знание о воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

3

Правильно выбранный один вариант ответа – 1 балл/ неправильный 0 баллов

Сформированность знаний о закономерности наследственности, цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач

245

Правильно выбранный вариант ответа – 1 балл /максимально 3

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение

12121

Или

1-а,в,д

2-б,г

За каждое правильное соответствие 0,5 балла/максимально 3 балла / За каждое неправильное соответствие 0 баллов

Умение решать задачи на сцепление с полом

Родители с нормальным цветовым зрением – ХDХ_ и ХDY. Сын-дальтоник ХdY получил от отца Y, следовательно Хd он получил от матери, следовательно мать ХDХd.

Носителем гена дальтонизма может быть девочка ХDXd, вероятность ее рождения 1/4 (25%).

Правильно решенная задача 2 балла: написано дано (0,5 балла), что нужно найти (0,5 балла), имеется решение (0,5 балла) и есть ответ (0,5 балла) / за каждый недочет снимается 0,5 балла.

Неправильное решение 0 баллов

/максимально 2 балла

Умение решать задачи на моногибридное скрещивание,

Дети аа получили одну а от отца, а вторую от матери, следовательно, мать была Аа.

P:Aa x aa

GAa a

F1Aa aa

длинные короткие

Правильно решенная задача 2 балла: написано дано (0,5 балла), что нужно найти (0,5 балла), имеется решение (0,5 балла) и есть ответ (0,5 балла) / за каждый недочет снимается 0,5 балла.

Неправильное решение 0 баллов

/максимально 2 балла

Сформированность знаний о закономерности наследственности, цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач

  1. I0

  2. IIA и IIIB

  3. IV AB

Правильно ответ – 1 балл /максимально 3

Умение развернуто отвечать на поставленные вопросы на тему генетика человека

1) Благодаря генеалогическому методу удается проследить менделеевское расщепление и независимое комбинирование признаков в потомстве

2) получить сведения по аллелизму, выяснить другие важные вопросы. 3)В настоящее время генеалогическое изучение начинается с обнаружения пробанда – носителя необычного признака.

4) при составлении используются специальные обозначения.

допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл

За каждый правильный пункт 1 балл/ максимально 4 балла

Максимально количество баллов:

32 балла

Шкала перевода баллов в оценки

32-27,5

27 -22

21,5-12,5

12-0

5

повышенный

85-70

4

69-40

3

базовый

39-0

2

недостаточный

Диагностическая работа

Демонстрационная версия

1.Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая

на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить химические свойства воды в аквариуме

2) определить видовой состав обитателей аквариум

3) установить объём и форму аквариума

4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

2. Что из приведенного можно увидеть с помощью только электронного микроскопа с разрешающей способностью в 10-7м?

1) ионы № + и С1 «

2) молекулы АТФ

3) молекулы ДНК

4) молекулы воды

3.Вещества клетки объединяют в две группы — гидрофильные и гидрофобные по отношению к

1) воде

2) белкам

3) липидам

4) нуклеиновым кислотам

4.В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 40% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с тимином в этой молекуле?

1) 10%

2) 20%

3) 30%

4) 40%

5.Пероксисомы отличаются от лизосом тем, что

1) содержат фермент каталазу

2) встречаются только в растительных клетках

3) имеют мембранное строение

4) связаны с другими органоидами клетки

6.Как называют процесс, который может быть записан в виде следующей химической реакции?

6СО2 + 6Н2О=>С6Н12О6 + 6О2

1) фотосинтез

2) выделение

3) дыхание

4) биосинтез белка

7.Хромосома, видимая в световой микроскоп на стадии метафазы или поздней профазы митоза, состоит из

1) одной сильно спирализованной молекулы ДНК

2) двух спирализованных молекул ДНК

3) деспирализованных молекул ДНК и белка

4) двух хроматид, связанных между собой первичной перетяжкой

8.В процессе митоза наиболее существенные изменения претерпевают(-ет)

1) митохондрии

2) рибосомы

3) хромосомы

4) плазматическая мембрана

9.Что происходит в цикле развития высших растений после освобождения спор от оболочек при наступлении благоприятных условий?

1) делятся путем митоза и образуются мужские и женские гаметы

2) делятся путем мейоза и образуются споры второго поколения

3) сливаются попарно, и из них развивается новый организм

4) многократно делятся путём митоза, и в результате формируется новый организм

10.Анализирующее скрещивание проводят с целью

1) определения жизнеспособных особей

2) получения гомозиготных линий

3) определения генотипа особи с рецессивным признаком

4) установления группы сцепления

11.Какова вероятность рождения кареглазых детей у гетерозиготных кареглазых родителей?

1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100%

12.Каким наследственным заболеванием страдает ребёнок, изображённый на фотографии?

  1. гемофилией

  2. синдромом Дауна

  3. дальтонизмом

  4. серповидно-клеточной анемией

13.Мутация способна передаваться по наследству, если она возникает в

1) Y-хромосоме клеток печени

2) Х-хромосоме стволовых клеток

3) неполовой хромосоме сперматозоида

4) неполовой хромосоме эпителия кожи

14.Основной метод, применяемый в селекции микроорганизмов, —

1) индивидуальный отбор

2) отдалённая гибридизация

3) искусственный мутагенез

4) внутривидовая гибридизация

15.Как называют способ размножения дрожжей, позволяющий человеку получать сдобное тесто, а из него выпекать хлеб?

1) простое деление

2) вегетативное размножение

3) почкование

4) размножение спорами

При выполнении заданий с кратким ответом (16-22) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

16. Выберите три верных ответа из шести. Опыты Т.Х. Моргана по изучению наследования признаков показали, что

  1. каждый ген определяет развитие нескольких признаков

  2. в одной хромосоме находится много генов

  3. гены митохондрий и пластид кодируют признаки

  4. число групп совместно наследуемых признаков равно числу пар хромосом

  5. неаллельные гены в одной паре гомологичных хромосом наследуются совместно

  6. проявление признака зависит от интенсивности действия фактора

17.Установите соответствие между характеристикой и типом размножения, для которого она свойственна. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами таблицы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

А) в основе размножения лежит митотическое деление клеток1) бесполое

Б) дочерние особи образуются врезультате слияния гамет2) половое

В) дочерние организмы идентичны материнскому

Г) для потомства свойственна комбинативная изменчивость

Д) в размножении участвует одна особь

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите сначала номер задания (18, 19 и т. д.), затем полный развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. При решении задач соблюдайте все правила их оформления

18.В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

19.Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные, трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы их потомства.

20.Изучите таблицу «Наследование групп крови у людей» и выполните задание.

Наследование групп крови у людей

Закончите предложения.

  1. Если у родителей только первая группа крови, то у их детей будет____

  2. Если в многодетной семье у детей наблюдается I,II, III, IV группы крови, то у их родителей возможны следующие комбинации групп крови __________

  3. У ребёнка в семье IV группа крови, а у мамы — II. Группа крови отца________

21.Дайте развернутый ответ что такое генеалогический метод.

infourok.ru

Тест по биологии (10 класс) на тему: КИМы по биологии 10 класс.

Вариант-1

1. Задание 1 № 20801

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2. Задание 2 № 20464

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения

 

1) степени влияния среды на формирование фенотипа

2) наследования сцепленных с полом признаков

3) кариотипа организма

4) хромосомных аномалий

5) возможности проявления признаков у потомков

3. Задание 3 № 7515

Какой триплет в тРНК комплементарен кодону ГЦУ на иРНК?

4. Задание 4 № 21612

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) состоит из аминокислот

2) пищеварительный фермент

3) денатурирует обратимо при варке яйца

4) мономеры связаны пептидными связями

5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры

5. Задание 5 № 10405

Установите соответствие между органоидами клеток и их характеристиками.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОРГАНОИДЫ

А) расположены на гранулярной ЭПС

Б) синтез белка

В) фотосинтез

Г) состоят из двух субъединиц

Д) состоят из гран с тилакоидами

Е) образуют полисому

 

1) рибосомы

2) хлоропласты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

6. Задание 6 № 11298

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения у этой супружеской пары детей без малых коренных зубов?

7. Задание 7 № 16370

Мутационная изменчивость обусловлена

 

1) спирализацией хромосом

2) случайной встречей гамет при оплодотворении

3) заменой нуклеотидов

4) изменением числа хромосом

5) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе

6) вставкой нуклеотидов

8. Задание 8 № 18348

Установите соответствие между признаками и видами гаметогенеза, для которых эти признаки характерны.

 

ПРИЗНАКИ

 

ВИДЫ ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуются яйцеклетки

Б) созревают четыре полноценных гаметы

В) образуются три направительных тельца

Г) гаметы содержат небольшое количество цитоплазмы

Д) гаметы содержат большое количество питательных веществ

Е) гаметы у млекопитающих могут содержать Х или Y хромосомы

 

1) овогенез

2) сперматогенез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

9. Задание 9 № 11489

У насекомых с неполным превращением

 

1) три стадии развития

2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя

4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) личинка превращается во взрослое насекомое

10. Задание 10 № 11591

Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.

 

ВИД РАСТЕНИЯ

 

КЛАССЫ РАСТЕНИЙ

А) Пшеница твердая

Б) Кукуруза сахарная

В) Лютик кашубский

Г) Тюльпан алтайский

Д) Клен платанолистный

Е) Пастушья сумка

 

1) Двудольные

2) Однодольные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

11. Задание 11 № 16930

Установите правильную последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца.

 

1) правое предсердие

2) аорта

3) левый желудочек

4) лёгкие

5) левое предсердие

6) правый желудочек

12. Задание 12 № 13833

Сердечная мышца человека характеризуется

 

1) наличием поперечной исчерченности

2) обилием межклеточного вещества

3) самопроизвольными ритмичными сокращениями

4) наличием веретеновидных клеток

5) многочисленными соединениями между клетками

6) отсутствием ядер в клетках

13. Задание 13 № 20907

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА

А) кровоточивость десен

Б) ухудшение зрения в сумерках

В) выпадение зубов

Г) поражение роговицы глаза и кожи

Д) понижение сопротивляемости заболеваниям

 

1) А

2) С

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

14. Задание 14 № 21020

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

 

1) колебание слуховых косточек

2) колебание жидкости в улитке

3) колебание барабанной перепонки

4) раздражение слуховых рецепторов

15. Задание 15 № 12584

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

 

1) листья-иголки у хвойных

2) млечные железы у млекопитающих

3) корнеплоды у свёклы

4) половое размножение

5) ткани у растений

6) стебель соломина у злаков

16. Задание 16 № 14138

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

 

ПРИМЕР

 

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

 

1) сравнительно-анатомические

2) палеонтологические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

17. Задание 17 № 22272

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вследствие сведения лесов на обширных территориях происходит

 

1) нарушение водного режима и опустынивание

2) эрозия и выветривание почвы

3) снижение парникового эффекта

4) уменьшение биоразнообразия

5) изменение направлений воздушных потоков

6) повышение интенсивности выпадения осадков

18. Задание 18 № 20169

Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.

 

ПРИМЕР

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) зарастание пруда ряской

Б) увеличение численности мальков рыб

В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом

Г) образование льда

Д) смыв в реку минеральных удобрений

 

1) биотические

2) абиотические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

19. Задание 19 № 10827

Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

 

1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов

3) образование углекислого газа и воды

4) образование молекул глюкозы

20. Задание 20 № 20710

Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Структуры клетки

 

Объект

Расположение в клетке

Функция

_________(А)

Цитоплазма

Биологическое окисление

ДНК

____________ (Б)

Хранение и передача

наследственной информации

клетки и организма

Рибосома

Цитоплазма

____________ (В)

 

Список терминов:

1) гликолиз

2) хлоропласт

3) биосинтез белка

4) митохондрия

5) транскрипция

6) ядро

7) цитоплазма

8) клеточный центр

21. Задание 21 № 20607

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

 

Размножение рыб

 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная

30

2,7

3–4

5

Норвежская сельдь

200

1,3

2–7

8

Треска балтийская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Колюшка

трёхиглая

0,1–1

1,8

1

2

 

1) Наибольший средний диаметр икринок у щук.

2) Треску балтийскую рыбаки отлавливают в неполовозрелом возрасте.

3) Наибольший средний диаметр икринок у сазана и трески.

4) Количество икринок у колюшки самое низкое, так как действует естественный отбор: поедают хищники, гибнут от болезней и случайных факторов.

5) Сазан выметывает самое большое количество икринок, т.к. это самые крупные рыбы, из указанных представителей.

22. Задание 22 № 10914

В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины? Чем это объясняется?

23. Задание 23 № 21542

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Какие факторы, показанные на рисунках, и каким образом способствуют движению крови по этим сосудам?

24. Задание 24 № 18393

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.

25. Задание 25 № 12277

Чем характеризуются авитаминозы A, D, С? Как предупредить авитаминозы?

26. Задание 26 № 20461

В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее 4-х признаков, укажите их значение.

27. Задание 27 № 12074

В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

28. Задание 28 № 18265

У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?

Критерии оценок:

 «2»: 0-35
«3»: 36-54
«4»: 55-71
«5»: 72-100

№ задания

Ответ

1

врожденный

2

34

3

ЦГА

4

23

5

112121

6

50

7

346

8

121212

9

146

10

221211

11

321645

12

135

13

21212

14

3124

15

245

16

21121

17

124

18

11122

19

2413

20

463

21

12

  22. 1) Витамины нужны для нормального обмена веществ. Большинство витаминов входят в состав ферментов (являются коферментами).

2) В организме человека витамины практически не образуются. Поэтому они должны поступать с пищей (растительного и животного происхождения).

23. 1) На рисунках А и Б показано движение крови по венам.

2) Продвижению крови по венам способствуют венозные клапаны (рис. А) и сокращение скелетных мышц (рис. Б)

3) Клапаны препятствуют обратному движению крови, так как они открываются только в одну сторону (рис. Б)

24. Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – хромосомные мутации не так часто возникают, как генные мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений;

2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;

3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.

25. 1. Авитаминоз А приводит к куриной слепоте, шелушению кожи.

2. Авитаминоз D вызывает рахит у детей, нарушения обмена кальция и фосфора.

3. Авитаминоз С приводит к воспалению и кровоточивости дёсен (цинге).

4. Для предупреждения авитаминозов нужен рацион, в котором содержатся все необходимые витамины.

26. 1. Оплодотворение внутреннее, можно размножаться без воды.

2. Размножаются с помощью богатых желтком яиц, покрытых пергаментной оболочкой (размножение на суше).

3. Сухая кожа без желез препятствует потере воды.

4. Увеличивается дыхательная поверхность легких, позволяет улучшить снабжение тела кислородом.

5. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови, к органам поступает более богатая кислородом кровь.

27. 1. Перед делением в интерфазе — 8 хромосом, 16 молекул ДНК.

2. Перед деление в интерфазе происходит редупликация, количество ДНК увеличивается вдвое, хромосомы становятся двухроматидными, но их количество не изменяется.

3. В конце телофазы мейоза I — 4 хромосомы, 8 молекул ДНК.

4. В телофазе мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшается в два раза, так как мейоз I — редукционное деление.

28. 1) ♀ АаВв × ♂ аавв

Гаметы

♀АВ/, ♀Ав, ♀аВ, ♀ав/ ♂ав

2) F1 AaBв – серые с щетинками

Аавв – серые без щетинок

ааВв – чёрные с щетинками

аавв – чёрные без щетинок

3) Отношение 1:1:1:1: или по 25 % особей с каждым из указанных фенотипов.

nsportal.ru

Контрольно – измерительные материалы переводного экзамена по биологии за курс 10 класса

Переводной экзамен
по БИОЛОГИИ для учащихся 10 класса

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

24 задания. Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом. Часть 2

содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже

образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других

дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (19–24) требуют полного ответа (дать объяснение,

описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное

мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его

полное решение.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1–18 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов

в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под

которыми они указаны. С помощью каких методов изучают строение и состав клеток?

1) гибридизации

2) кольцевания

3)центрифугирования

4)мониторинга

5)микроскопии

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Рибосома состоит из:

  1. гигантской субъединицы

  2. малой субъединицы

  3. верхней субъединицы

  4. большой субъединицы

  5. нижней субъединицы

4. В РНК на долю нуклеотидов с урацилом и аденином приходится по 10%. Определите процентное содержание нуклеотидов с тимином входящих в состав комплементарной цепи ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.

5. В кариотипе яблони 34 хромосомы. Сколько хромосом будет содержаться в её яйцеклетке? В ответ запишите только соответствующее число

6. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания

изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих»

из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие хлоропластов

2) наличие гликокаликса

3) способность к фотосинтезу

4) способность к фагоцитозу

5) способность к биосинтезу белка

7. Установите соответствие между процессами и этапами энергетического

обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

ОБМЕНА

А) расщепление глюкозы в гиалоплазме 1) бескислородный

Б) синтез 36 молекул АТФ 2) кислородный

В) образование молочной кислоты

Г) полное окисление веществ до СО2 и Н2О

Д) образование пировиноградной кислоты

Запишите в ответе выбранные цифры.

8. Определите соотношение фенотипов у потомков при дигибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

9. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная

Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная

В) Листостебельное растение

Г) Коробочка

Д) Гаметы

Е) Зигота

10. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вирусы:

1) не обладают собственным обменом веществ

2) являются внутриклеточными паразитами

3) способны размножаться только внутри животных клеток

4) не содержат нуклеиновых кислот

5) могут быть уничтожены применением антибиотиков

6) не способны к самостоятельному синтезу белка

11. Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

НАСЕКОМОЕ ТИП РАЗВИТИЯ

А) медоносная пчела 1) с неполным превращением

Б) майский жук 2) с полным превращением

В) азиатская саранча

Г) капустная белянка

Д) зеленый кузнечик

12. Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ ЯВЛЕНИЙ ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) появление коротконогой овцы в стаде 1) генотипическая

овец с нормальными конечностями 2) фенотипическая

Б) появление мыши-альбиноса среди серых

мышей

В) формирование у стрелолиста разных

форм листьев в воде и на воздухе

Г) проявление у детей цвета глаз одного

из родителей

Д) изменение размера кочана капусты при

недостатке влаги

Запишите в ответе выбранные цифры.

13 Определите два верных утверждения из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К автотрофам относят:

  1. Споровые растения

  2. Плесневые грибы

  3. Инфузории

  4. Хемотрофные бактерии

  5. Вирусы

14. Установите соответствие между характеристикой мутации и её видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД МУТАЦИИ

А) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК 1) Генная

Б) изменение строения хромосом 2) Геномная

В) изменение числа хромосом в ядре 3) Хромосомная

Г) полиплоидия

Д) изменение последовательности расположения генов

15. Установите соответствие между примерами и способами размножения:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) размножение фиалки листьями 1) бесполое

Б) живорождение у акулы 2) половое

В) деление надвое инфузории-туфельки

Г) почкование гидры

Д) вымётывание рыбами икры

Е) партеногенез пчёл

Запишите в ответе выбранные цифры.

16. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для

описания рецессивного гена дальтонизма, сцепленного с Х-хромосомой.

Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка,

и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) находится в аутосоме

2) проявляется у гетерогаметных особей

3) определяет способность различать цвета

4) подавляется доминантным аллелем

5) передаётся от отца к сыну

17. Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1) кислородное окисление

2) мембрана тилакоида

3) биосинтез белка

4) люмен

5) транскрипция

6) ядро

7) цитоплазма

8) клеточный центр

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

18. Проанализируйте график изменения концентрации глюкозы в крови после приема пищи.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании

анализа полученных результатов.

  1. У больных диабетом концентрация глюкозы достигает максимума быстрее

  2. При норме максимальная концентрация глюкозы достигается к 90 минуте

  3. При норме, к 150 минуте концентрация глюкозы возвращается к исходному значению

  4. При нарушении толерантности к глюкозе концентрация глюкозы с 30 по 60 минуту не изменяется

  5. При нарушении толерантности к глюкозе концентрация глюкозы не возвращается к исходному значению за 150 минут

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (19–24) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (19, 20 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

19. Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?

20. Назовите тип и фазу деления клеток, изображенных на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы?

21.Какой зародышевый листок обозначен на рисунке цифрой 3? Какие ткани и органы позвоночного животного образуются из клеток этого зародышевого листка?

22. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В круговорот веществ и превращения энергии в биосфере включаются растения, осуществляя дыхание и фотосинтез.

2. В процессе дыхания они выделяют кислород.

3. В темновой фазе фотосинтеза происходит запасание энергии в АТФ.

4. В световой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды и синтез глюкозы.

5. В процессе фотосинтеза растения усваивают углекислый газ.

23. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, антикодоны т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТГЦЦГТЦАААА.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

24. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В), с гетерозиготной курицей с гребнем и с голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов

первого и второго поколения, если во втором скрещивании были взяты особи с разными генотипами. Составьте схему решения.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *