Методическая разработка по географии (9 класс) на тему: практические работы по географии 9 класс
График проведения практических работ
( 9 класс)
№ п/п | Название практических работ | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Анализ карт административно-территориального и политико — административного деления страны. | ||
2 | Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение. | ||
3 | Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения. | ||
4 | Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. | ||
5 | Группировка отраслей по различным показателям. | ||
6 | Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения | ||
7 | Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам | ||
8 | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. | ||
9 | Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. | ||
10 | Оценка экологической ситуации в разных регионах России. | ||
11 | Оценка природных ресурсов и их использования. |
Практическая работа № 1.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Цели работы: формировать умение анализировать географические карты на примере политико-административной карты России;
Ход работы:
А. Вспомните правила анализа географической карты. (Учебник И. И. Баринова География. Природы России. с.269,)
Правила анализа географической карты:
1. Прочитайте название карты.
2. Определите её масштаб.
3. Изучите легенду и определите, что и как показано на карте.
4. Найдите на карте заданную территорию и, используя легенду и номенклатуру, расскажите, что есть на этой территории.
5. Если для ответа данных одной карты недостаточно, используйте другие нужные вам карты.
Б. Используя данный план, дайте характеристику карты атласа.
В.Решите по карте следующие задачи:
А) В каком направлении от Москвы находятся: Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Новосибирск.
Практическая работа № 2.
Тема работы: Определение по картам и статистическим материалам закономерности размещения населения и их объяснение.
Цели работы:- формировать знания об особенностях размещения населения, о районах с наибольшей и наименьшей плотностью населения, объяснять причины неравномерного размещения населения;
— формировать навыки анализа текстового материала, карты «Плотности населения» и формулирования на основе их анализа выводов.
Ход выполнения работы:
Задание: 1. изучить текст учебника с. 45-49.
2. заполнить таблицу.
План | Основная зона расселения | Зона Севера |
1. Географическое положение | ||
2. Площадь | ||
3.Население | ||
4. Средняя плотность | ||
5. Условия хозяйственного освоения. |
3. Сделайте вывод: какие причины влияют на размещение населения по территории страны
Практическая работа №3
Тема работы: Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения.
Цели работы: — определить крупнейшие народы России, особенности их размещения;
— продолжить формирование умения работать с картами статистическими материалами, делать на их основе анализ, обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы:
1. Пользуясь табл.7с.35 учебника определите крупнейшие народы для каждой языковой семьи.
2. Анализируя карту атласа «Народы» с. 8,определите районы размещения крупнейших народов
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Языковая семья | Крупнейшие народы | Численность | Районы компактного проживания |
1. И…………(89%) | 1. 2. 3. | ||
2. А……………(?) | 1. 2. 3 | ||
3.У ………..(?) | 1. 2. 3 | ||
4. Кавказская(?) | 1. 2. 3 |
4. Выпишите крупнейшие народы России:1. …., 2……, 3…… .
5. Какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?
6.Определите языковую семью, религию для народов:
Осетины Калмыки
Чуваши Ханты
Якуты
Практическая работа № 4.
Тема работы: Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Цели работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картами населения, сравнивать показатели и делать выводы.
Средства обучения: карта атласа с.4-5,6,7,8-9,
Показатели, характеризующие население
Ход работы:
Задание: сравнить основные демографические показатели, характерные для России, республики Татарстан, города Набережные Челны.
Показатели | Россия | Татарстан | Набережные Челны |
1.Численность населения | |||
2. Рождаемость | |||
3. Смертность | |||
4. Естественный прирост | |||
5.Площадь | |||
6.Плотность населения | |||
7. Доля городского населения | |||
8. Уровень образования | |||
9. Этнический состав |
Сделать вывод.
Практическая работа № 5
Тема работы: Группировка отраслей по различным показателям.
Цели работы: — На основе различных источников информации изучить деление отраслей по различным показателям;
— продолжить формирование умения работать со статистическими материалами, текстом учебника, отвечать на вопросы.
Последовательность выполнения работы:
1. Впишите в схему виды структуры хозяйства и их основные элементы:
Структура хозяйства
Отраслевая структура | Территориальная структура |
Состав, соотношение и связи между отдельными отраслями хозяйства | Сочетание, взаимное расположение и взаимосвязи всех территориальных единиц хозяйства (районов, населённых пунктов, систем коммуникаций) |
2. Из каких сфер деятельности состоит хозяйство?
3. Перечислите межотраслевые комплексы хозяйства.
4. На какие сектора подразделяется хозяйство?
Сектор | Отрасли хозяйства |
Практическая работа № 6
Тема работы: Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Цели работы: — определить главные районы размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.
-закрепить умение анализировать и сопоставлять карты, делать обобщения и выводы.
Справка Трудоемкое машиностроение – производство, связанное с изготовлением машин, состоящих из множества деталей и требующего большого количества рабочих рук для сборки деталей, узлов. Точное машиностроение (вид трудоемкого машиностроения) – производство сложных машин и приборов, требующее высококвалифицированных кадров. Металлоемкое машиностроение – производство крупногабаритных машин (например, локомотивы ж/д) или узлов, (двигатели для электростанций), требующее большого количества металла. |
Ход работы:
1. 1. Вспомните, какие отрасли машиностроения относятся к трудоёмким, какие к металлоёмким.
2. Проанализируйте карту атласа: Машиностроение. В каких районах будет преобладать трудоёмкое, а в каких – металлоемкое машиностроение.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы
Виды машиностроения | Примеры отраслей | Особенности производства | Основные районы размещения | Факторы размещения |
Трудоёмкое | ||||
Металлоёмкое |
4. Сделайте вывод.
Практическая работа № 7
Тема работы: Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цели работы: составить характеристику Печорского угольного бассейна; проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения и выводы.
Ход работы
- Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.
- Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на страницах 15 – 18 учебника, рисунки 4 на странице 5, 16 на странице 16, таблицу 1 на странице 17, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.
- Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, результаты работы оформите в виде таблицы.
План характеристики угольного бассейна | Краткие записи результатов работы |
Название бассейна. Вид добываемого угля (каменный, бурый). | |
Географическое положение. | |
Запасы угля: а) общегеологические; б) промышленные. | |
Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов). | |
Объем добычи. | |
Способ добычи. | |
Качество добываемого угля. | |
Себестоимость. | |
Направление перевозок. | |
Эффективность перевозок. | |
Перспективы развития. |
- Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влияют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бассейна.
Практическая работа №8
Тема работы: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов животноводства.
Цель работы: — определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства; выявить, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства. — проверить и оценить умения анализировать экономические карты, делать на основе анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы.
1. Для работы необходимы экономические карты атласа с.35, 37,39,41,44-45,47,51 , текст учебника. На основе их анализа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
2. Заполните таблицу. Земледелие.
Основные культуры | Условия, влияющие на размещение | Основные районы размещения |
Животноводство
Направления животноводства | Условия, влияющие на размещение (кормовая база) | Основные районы размещения |
3. Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства.
Практическая работа № 9.
Тема работы: Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства
Цели работы: на основе анализа экономических карт определить типы территориальной структуры хозяйства;
Ход выполнения работы:
Заполнить таблицу по мере изучения районов.
Тип территориальной структуры | Географический рисунок | Районы |
Радиально-кольцевой | ||
Радиально-дуговой | ||
Решетчатый | ||
Приморский | ||
Полосчатый | ||
Бассейновый | ||
Очаговый |
Практическая работа №10
Тема работы: Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Цель работы: — проверить умение учащихся анализировать и оценивать экологическую ситуацию региона; продолжить формирование умения давать прогноз изменению экологической ситуации.
Средства обучения: учебник, атлас, материалы периодической печати.
Вариант 1.
Используя текст учебника, информацию периодической печати и содержание карт атласа, в тетрадях составить схему, характеризующую экологическую ситуацию Урала.
1. Назвать факторы, обусловливающие сложную экологическую ситуацию Уральского региона России.
Ответ оформить в виде схемы.
Возникновение экологических проблем.
- Наличие грязных производств
- Мощная промышленная концентрация вредных веществ.
- Острая нехватка водных ресурсов, загрязнение имеющихся
- Захоронение радиоактивных отходов.
- Сырьевое истощение.
2. Перечислить возможные пути улучшения экологической обстановки на Урале и дать прогноз изменения экологической ситуации.
Мероприятия по улучшению экологической обстановки на Урале. | Последствия проведенных мероприятий. |
Вариант 2.
1. Изучив текст, определить причины неблагоприятной экологической ситуации на Урале.
2. Охарактеризовать сложившуюся ситуацию, показав на конкретных примерах, в чём она проявляется.
Экологические и другие проблемы. | Их характеристика. |
Экология воздуха | |
Экология почв | |
Экология воды | |
Экология | |
Проблемы оборонного комплекса | |
Депрессивное состояние сельского хозяйства юга Урала |
3. Поставить «диагноз» экологической ситуации (кризисная, тревожная, благоприятная и т.д.). Обосновать ответ и определить пути решения данных проблем и ситуаций в целом.
Название территории с острой экологической обстановкой | Факторы, вызывающие неблагоприятную экологическую обстановку | Пути улучшения экологической обстановки | Ожидаемые результаты от предлагаемых мероприятий. |
nsportal.ru
№ | План характеристики | Кузнецкий угольный бассейн | Печорский угольный бассейн | Канско-Ачинский угольный бассейн |
1. | Географическое положение бассейна (В какой части страны, в каком субъекте РФ расположен бассейн) | Кемеровская обл, Западной Сибири. Кузбасс имеет прямое железнодорожное сообщение со всеми регионами страны. | Расположен на СВ европейской части страны, на СВ республики Коми. Центр-Воркута. Другой город в бассейне Инта. До Воркуты проложена железная дорога-Печорская(Коноша-Воркута) | Расположен на юге азиатской части(юг Западной Сибири), юг Красноярского края, частично в Кемеровской и Иркутской областях. Центр-Ачинск. Транссибирская железнодорожная магистраль |
2 | Способ добычи ( подземный, открытый) | Открытый и шахтный | Дорогой подземный способ | открытый |
3 | Глубина добычи | 190м | 300 метров-это глубже, чем в Кузбассе. | — |
4 | Мощность пластов | 2м | Средняя мощность-1,5м | 15-100м |
5. | Качество угля | высокое | Высококачественные(0,8 ккал/кг) | Низкое(бурый) 0,47ккал/кг |
6 | Себестоимость добычи | Бассейн имеет благоприятные горно-геологические условия разработки, что обеспечивает их низкую себестоимость. | Угли дорогие(себестоимость высокая) | низкая |
7 | Величина добычи угля | 164млн.т | 13 млн.т | 36 млн.т |
8 | Потребители | Удалён от основных потребителей (Центр и Урал) Около 40% добываемого угля потребляется в самой Кемеровской области и 60% вывозится в районы Западной Сибири, Урала, центра европейской части страны и на экспорт (страны ближнего и дальнего зарубежья). Кузбасс является основным поставщиком коксующихся углей на Западно-Сибирский, Новокузнецкий, Череповецкий металлургические комбинаты. | Предприятия Европейского Севера | Крупнейшими потребителями канско-ачинских углей являются ТЭЦ городов Красноярска, Абакана, Ачинска, Канска, Минусинска, а также Назаровская ГРЭС, Красноярская ГРЭС-2 и Берёзовская ГРЭС. Кроме того, в небольших городах и поселках угли используются в качестве котельного топлива |
9 | Проблемы бассейна (экологическая, социальная и пр.) | загрязнение атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод, нарушению ландшафта, скоплению большого количества промышленных, в том числе и токсичных отходов, истреблению на больших площадях лесов, деградации фауны и флоры, к высоким уровням заболеваемости и смертности населения. | Связаны с трудностями реализации дорогого угля, в условиях рыночной экономики. Экологические проблемы-терриконы. Социальные –несвоевременная выплата заработной платы. | оказывает негативное воздействие на состояние воздушной и водной среды, ландшафты, земельные ресурсы. |
10 | Перспективы развития бассейна | Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля, что сужает перспективы дальнейшего развития всего бассейна. | Небольшие перспективы развития из-за высокой себестоимости угля. |
nsportal.ru
Практические работы по географии для 9 класса
Практические работы по географии.
9 класс.
Практическая работа 1:
Сравнение географического положения России и других стран.
Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.
Ход работы: На контурной карте России:
— Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
— Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
— Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
— Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
— Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым — 50о северной широты;
— Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов СНГ;
— Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов НАТО;
— Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.
— Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?
Практическая работа 2:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).
— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
— Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?
— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя плотности населения для разных регионов России.
Практическая работа 3:
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.
— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.
— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.
— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.
— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.
— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.
— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Практическая работа 4:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Языковая семья | Народы | Ареал расселения | Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения |
1.Индоевропейцы | Русские Украинцы Белорусы Немцы | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 |
2. Алтайская | Татары Чуваши Башкиры | 1 2 3 | 1 2 3 |
3.Урало – юкагирская | Мордва | 1 | 1 |
4. Северо- кавказская | Чеченцы Кабардино-балкарцы Ингуши | 1 2 3 | 1 2 3 |
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
— Определите области с преобладанием русского населения.
— Назовите регионы с многонациональным составом населения.
— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.
— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.
Практическая работа 5:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).
— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 6:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
— Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы | Хозяйственные функции | Отрасли, входящие в комплекс |
Научный | Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний | Образование и наука |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами | Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д. |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами | Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др. |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах | Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика |
Металлургический, химико-лесной | Производство конструкционных материалов и химических веществ | Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др. |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции | Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг | Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др. |
Межотраслевые комплексы России.
Практическая работа 7:
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:
— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
— Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 8.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.
План | Характеристика |
1. Географическое положение | |
2. Оценка уровня развития | |
3. Основные центры а) добычи нефти
б) переработки нефти | А) Б) |
4.Направления транспортировки | |
5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти |
Вывод. Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.
Практическая работа 9.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Кузнецкого угольного бассейна
План | Кузнецкий бассейн |
1. Географическое положение | |
2. Балансовые запасы угля | |
3. Глубина залегания углей | |
4. Теплотворная способность | |
5. Качество угля | |
6. Способы добычи | |
7. Мощность пластов | |
8. Условия работы | |
9. Себестоимость | |
10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна |
Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы развития бассейна в ближайшем будущем.
Практическая работа 10.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.
Ход работы: Заполните таблицу:
Группа отраслей | Основной фактор размещения | Районы |
Трудоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Металлоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения
Практическая работа 11:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
Растениеводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1.Пшеница а) озимая б) яровая | Теплый климат, увлажнение | Лесостепная и степная зоны | 1 2 1 2 |
3. Кукуруза | Теплый климат, увлажнение | степная зона, предгорные районы | 1 2 |
3. Картофель | Умеренный климат увлажнение Густонаселенные районы | Лесная зона, лесостепная зона | 1 2 3 |
4. Лен | Умеренный климат | Лесная зона | 1 2 |
5. Подсолнечник | Теплый климат, увлажнение | Степная зона | 1 2 3 |
Животноводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1. Овцеводство | Сухой, горный климат | Степная зона и предгорные районы | 1 2 3 |
2.КРС а) мясное б) молочное | Сухой климат увлажнение | Лесостепь и степь. Лесная зона | 1 2 1 2 |
3. Свиноводство | Густонаселенные Районы, пригородные районы | Лесная зона, лесостепь, степь | 1 2 3 4 |
4. Оленеводство | Не требовательны к влажным кормам (нужен корм ягель) | Тундра | 1 2 3 |
Вывод: От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов России?
multiurok.ru
Практические работы по географии 9 класс
Практические работы 9 класс
Практическая работа № 1.
Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.
План сравнения
Географическое положение относительно потребителей.
Условия добычи.
Мощность пласта.
Калорийность угля.
Экологические проблемы.
Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.
***
На выбор сравнение двух нефтяных баз.
План сравнительной характеристики нефтяных баз
Географическое положение относительно потребителей.
Как разведаны бассейны.
Степень разработки бассейна.
Способ добычи.
Качество нефти.
Условия транспортировки.
Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.
Практическая работа №2.
Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.
План сравнения
Географическое положение относительно потребителей.
Условия добычи.
Мощность пласта.
Качество руды
Экологические проблемы.
Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.
Практическая работа № 3.
Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.
Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Группа отраслей машиностроения
Название отраслей
Крупные промышленные центры
Принципы размещения
Трудоемкое и наукоемкое
Металлоемкое
Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.
Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.
Практическая работа №4
Тема. Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.
Цель работы: формирование умений давать характеристику транспортной магистрали, используя разные источники информации.
***
Задание учащимся.
На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные узлы на выбранной для характеристики транспортной магистрали.
2. Дать характеристику одной из транспортных магистралей нашей страны по типовому плану:
1) протяженность магистрали;
2) направление магистрали;
3) природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы;
4) крупнейшие транспортные узлы магистрали;
5) состав и направление основных грузопотоков;
6) перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.
Практическая работа №5.
Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.
Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.
***
План экономико-географической характеристики
ЭГП.
Природные ресурсы.
Население и трудовые ресурсы.
Характеристика межотраслевых комплексов.
Крупнейшие города.
Перспективы развития.
Для характеристики ЭГП используется план его описания.
Типовой план характеристики ЭГП (района) территории
Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).
Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).
Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.
Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)
Изменение ЭГП района в течение времени.
Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.
Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.
Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.
Практическая работа №6.
Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.
***
Вариант 1
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.
Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?
Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.
Груз, ввозимый в Центральную Россию
Груз, вывозимый за пределы Центральной России
Общий вывод:
Вариант 2
Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.
Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.
Сделать краткие записи в тетради.
На контурной карте указать внешние экономические связи района:
синие стрелки – ввоз;
красные стрелки – вывоз.
Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.
Практическая работа №7.
Тема. Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и быта человека в Западно- Сибирском районе.
***
Задание учащимся.
Вариант 1
Заполнение таблицы.
Вывод:
Вариант 2
Составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.
Оценка природных условий для работы и быта человека
Особенности климата.
Особенности воды.
Особенности почв.
Особенности рельефа.
Особенности природных зон.
Реки и озера.
Вывод:
Практические работы по Белгородской области
Практическая работа №1.
Тема. Экономико-географическое положение Белгородской области.
Цель работы: установить особенности экономико-географического положения Белгородской области.
***
Задание учащимся.
Определить положение территории своей области по отношению к другим республикам, областям.
Определить географические координаты крайних точек, площадь и протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, сравнить с другими районами (административными единицами).
Сделать вывод с вычленением всех положительных и отрицательных черт географического положения.
Работа выполняется на контурной карте: подписывают названия пограничных районов, координаты крайних точек, обозначают протяженность территории.
Практическая работа № 2.
Тема. Административно-территориальное деление.
Цель работы: формирование представления об административно-территориальном делении Белгородской области, знакомство с городами.
***
Задание учащимся.
На контурную карту Белгородской области нанести границы районов и подписать их названия.
Нанести на контурную карту города Белгородской области.
Проверяется правильность и аккуратность выполнения работы.
Практическая работа №3.
Тема. Отраслевая структура экономики Белгородской области.
Цель работы: формирование знаний учащихся об отраслевой структуре Белгородской области на основе текста учебника.
***
Задание учащимся.
На основе текста учебника заполните таблицу «Отрасли специализации области».
Составьте список пищевой продукции, которую вы можете приобрести в магазинах области, укажите, где она производится. Каковы причины импорта отдельных видов продовольствия в Белгородскую область?
Вывод:
Практическая работа №4.
Тема. Достопримечательности Белгородской области.
Цель: формирование знаний учащихся об исторических, культурных, природных объектах Белгородской области, их значении для страны.
***
Задание учащимся.
Составить описание одного, двух объектов, которые относятся к достопримечательностям области.
2. Нанести на контурную карту 10 объектов, которые относятся к достопримечательностям области.
Практическая работа №5.
Тема. Внешнеэкономические связи.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между странами СНГ и дальнего зарубежья.
***
Задание учащимся.
Используя данные параграфа 15 в «Географии Белгородской области», выполните следующие задания:
Нанесите на контурную карту разными цветами внешнеэкономических партнеров Белгородской области среди стран СНГ и дальнего зарубежья.
Основными странами дальнего зарубежья, имеющими торговые отношения с Белгородской областью являются:
1 ________________________
2________________________
3________________________
4________________________
5________________________
С этими странами СНГ Белгородская область не имеет внешнеэкономических связей_______________________________
Какие импортные товары чаще всего вы и ваши родители покупаете? Какая страна их производит.
Вывод:
Практические работы 10 класс
Практическая работа №1
Тема. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Цель работы: формирование умений обрабатывать статистическую информацию в виде графиков, картосхем и диаграмм.
***
Задание учащимся.
Используя статистические данные таблиц 4,5 стр.24-25 учебника «География» часть, построить диаграммы, графики.
На контурную карту нанести разными цветами страны «Большой восьмерки», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Практическая работа №2
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов
Цель работы: формирование умений наносить на контурную карту крупнейшие агломерации и мегалополисы.
***
Задание учащимся.
Используя данные таблиц параграфа 8 стр. 61-67 учебника «География» часть 1, обозначить с помощью условных знаков (разного цвета) на контурной карте крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа №3
Тема. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Цель работы: формирование умений оценивать обеспеченность стран различными видами природных ресурсов.
***
Задание учащимся.
Используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:
На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.
Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).
Вывод:
Практическая работа №4
Тема. Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
Цель работы: формирование умений определять страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг.
***
Задание учащимся.
Используя карты атласа, определить страны-экспортеры основных видов сырья, промышленной и с/х продукции, разных видов услуг. Работу оформить в таблице:
Вывод:
Практические работы 11 класс
Практическая работа №1
Тема. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
Цель работы: формирование умений выделять на контурной карте границы субрегионов Европы.
***
Задание учащимся.
На контурной карте Европы выделить границы ее субрегионов, заштриховать соответствующие территории и подписать их.
Практическая работа №2
Тема. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
Цель работы: развитие умений сравнивать отдельные страны, выделяя основные особенности природы, населения, хозяйства, отмечать черты сходства и черты различия.
***
Задание учащимся.
Дать краткое описание двух стран Азии, используя типовой план характеристики государств.
Найти черты сходства и различия в географическом положении, ресурсах населении и хозяйстве.
Сформулировать краткие выводы о причинах различия и сходства между рассматриваемыми странами.
Практическая работа №3
Тема. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Цель работы: развивать умения учащихся, используя карты атласа, статистическую информацию, оценивать природно-ресурсный потенциал страны и составлять его характеристику.
***
Задание учащимся.
Используя карты атласа, статистическую информацию, оценить природно-ресурсный потенциал страны и составить его характеристику по типовому плану.
План характеристики природно-ресурсного потенциала страны
Природные ресурсы и их использование.
Экологические проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.
Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
Перспективы развития природно-ресурсной базы страны.
Практические работы 6 класс
Тема 1. Земля как планета
Практическая работа №1.
Тема. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Цель работы: формирование умений определять географические координаты по глобусу и карте.; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
***
Задание учащимся.
Определить географические координаты заданных объектов и нанести их на контурную карту.
Тема 2. Географическая карта
Практическая работа №1
Тема. Определение направлений и расстояний по карте
Цель работы: формирование умений определять направления и расстояния по глобусу и карте; формирование знаний о географическом положении своего населенного пункта.
***
Задание учащимся.
Определить по карте направление от города Белгорода до Москвы и до ближайшего моря.
Определить по карте примерное расстояние от города Белгорода до Москвы и ближайшего моря.
Нанести на карту направление стрелок и расстояние от Белгорода до Москвы и ближайшего моря.
Практическая работа №2
Тема. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: компас.
***
Задание учащимся.
В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
Сделать записи в тетради.
Практическая работа №3
Тема. Составление простейшего плана местности.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности и обучение учащихся умению составлять простейший план местности.
Оборудование: компас, планшет, линейка, карандаш.
***
Задание учащимся.
С помощью условных знаков, в масштабе составить простейший план школьного двора.
Тема 3. Литосфера
Практическая работа №1
Тема. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Цель работы: формирование знаний учащихся об изменении земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
***
Задание учащимся.
На примере обнажения (оврага) определить и объяснить причину изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Зарисовать обнажение по горизонтам.
Практическая работа №2
Тема. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
Цель работы: формирование умений определять географическое положение изучаемых географических объектов: островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
***
Задание учащимся.
Составить описание географического положения по одному географическому объекту: остров, полуостров, равнина, низменность, используя план:
название;
где расположен;
между какими объектами расположен;
каковы размеры.
Нанести объекты на контурную карту.
Тема 4. Атмосфера
Практическая работа №1
Тема. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, выявлять причины изменения погоды.
Оборудование. Дневники наблюдений учащихся.
***
Задание учащимся.
Составить график изменения температур (за месяц).
Составить диаграмму осадков за осенние месяцы.
Построить «розу ветров» и диаграмму облачности (за месяц).
Описание погоды за день и выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера
Практическая работа №1
Тема. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Цель работы: формирование умений комплексной работы с картами атласа и контурными картами.
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту гидрографические объекты, упоминаемые в тексте учебника параграфа 23.
Практическая работа№2
Тема. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Цель работы: формирование умений составлять характеристику реки, используя карту атласа, учебник, дополнительную литературу.
***
Задание учащимся.
Составить описание одной из крупнейших рек Земли по плану.
Географическое положение реки:
а) в какой части материка находится
б) исток, направление течения, устье, длина реки
в) к бассейну какого океана относится.
2. Зависимость течения от рельефа.
3. Хозяйственное использование реки.
Тема 6. Биосфера
Практическая работа№1
Тема. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Цель работы: формирование знаний о наиболее распространенных растениях и животных своей местности.
***
Задание учащимся.
Используя литературу по Белгородской области, выписать в таблицу наиболее распространенных представителей растений и животных своей местности:
Вывод:
Практические работы 5 класс
Практическая работа №1
Тема. Составление схемы наук о природе.
Цель работы: формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.
***
Задание учащимся.
Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
Преобразовать текстовый материал в схематический и вычертить схему наук о природе.
Практическая работа №2
Тема. Организация наблюдений за погодой.
Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***
Задание учащимся.
Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.
КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ
Дни
недели
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Состояние
облачности
О
Виды
облаков
Осадки
…
Направление ветра
Сила
ветра
1б
Фенологические наблюдения
Практическая работа №3
Тема. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Цель работы: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: компас.
***
Задание учащимся.
В школьном дворе определить расположение сторон горизонта, определить азимуты отдельно стоящих объектов и совершить передвижение по заданному азимуту.
Сделать записи в тетради.
Практическая работа №4
Тема. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Цель работы: формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.
Оборудование: глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии.
***
Задание учащимся.
Определить сходство и отличие фотографического изображения земной поверхности, с поверхности Земли, сделанного с борта самолета, с борта космического корабля.
Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.
Практическая работа №5
Тема. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Цель работы: формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
***
С помощью карандашей на контурную карту нанести линиями маршруты путешествия, указывающие направление движения.
На контурную карту нанести географические объекты, относящиеся только к первому путешествию открытия Америки.
Примечание. Подобная практическая работа выполняется по каждому маршруту путешествий.
Практическая работа №6
Тема. Составление сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира»
Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
***
Задание учащимся.
На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Практическая работа №7
Тема. Обозначение на контурной карте материков и океанов.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту материки и океаны.
Практическая работа №8
Тема. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований
***
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту крупнейших государств материка.
Практическая работа №9
Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.
Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***
Задание учащимся.
Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы
infourok.ru
Методическая разработка по географии (9 класс) на тему: Практические работы по географии для 9 класса
Практические работы по географии.
9 класс.
Практическая работа 1:
Сравнение географического положения России и других стран.
Цель: Научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на развитие страны.
Ход работы: На контурной карте России:
— Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
— Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
— Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
— Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
— Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым — 50о северной широты;
— Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов СНГ;
— Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран — членов НАТО;
— Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.
— Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны?
Практическая работа 2:
Анализ карт населения.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы об особенностях состава и размещения населения.
Ход работы: Используя карты атласа, дайте ответы на вопросы:
— Приведите примеры народов, проживающих на территории нашей страны, относящихся к индоевропейской, алтайской, кавказской и уральской языковым семьям (по три примера).
— Назовите две главные зоны расселения и хозяйственного освоения России. В чем заключаются основные особенности размещения населения России?
— Назовите города-миллионеры Российской Федерации. В чем заключаются особенности их размещения?
— Определите районы с высокой и низкой плотностью населения. Объясните причины различий показателя плотности населения для разных регионов России.
Практическая работа 3:
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Цель: Формировать умение работать с различными видами информации. Формировать представление об особенностях естественного движения и составе населения Российской Федерации.
Ход работы: Используя статистические материалы учебника и дополнительную литературу, дайте ответы на вопросы.
— Какова общая численность населения России в настоящее время? Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года? Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей стране за последний период.
— Назовите общую численность населения Мурманской области в настоящее время. Сравните данный показатель с показателем численности населения по данным переписи населения 2002 года. Сделайте вывод об изменении численности населения в нашей области за последний период.
— Назовите показатель естественного прироста населения Российской Федерации. Сравните его с показателем за 2006 год (см. учебник). Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в современной России.
— Назовите показатель естественного прироста населения Мурманской области. Сравните его с показателем за 2006 год. Сделайте вывод о тенденциях естественного прироста населения в Мурманской области.
— Используя диаграмму на стр. 32 учебника, охарактеризуйте половозрастной состав населения страны.
— Сделайте вывод об основных показателях, характеризующих население РФ.
Практическая работа 4:
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Цель: Формировать представление об особенностях национального и религиозного состава населения России и территориальных аспектах межнациональных отношений.
Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, заполните таблицу
Языковая семья | Народы | Ареал расселения | Субъекты федерации, соответствующие ареалу расселения |
1.Индоевропейцы | Русские Украинцы Белорусы Немцы | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 |
2. Алтайская | Татары Чуваши Башкиры | 1 2 3 | 1 2 3 |
3.Урало – юкагирская | Мордва | 1 | 1 |
4. Северо- кавказская | Чеченцы Кабардино-балкарцы Ингуши | 1 2 3 | 1 2 3 |
— Определите области с преобладанием русского населения.
— Назовите регионы с многонациональным составом населения.
— Определите, в каких районах России находятся республики с наибольшей численностью коренного населения.
— Приведите примеры народов, исповедующих православие, ислам, буддизм.
— Сделайте вывод об особенностях национального и религиозного состава населения нашей страны.
Практическая работа 5:
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Цель: Формировать умение работать с различными видами карт, анализировать информацию, делать выводы о территориальной структуре хозяйства.
Ход работы:
— Используя рисунок 19 на стр. 55 учебника, определите, в каких регионах России сохранилась доиндустриальная экономика, приведите примеры таких регионов.
— Назовите примеры регионов с преобладанием индустриальной экономики.
— Приведите примеры районов, в которых складывается постиндустриальная экономика.
— Используя карты атласа, определите, в каких районах нашей страны представлена добывающая промышленность, какие из них вы отнесли бы к районам нового освоения?
— В каких районах находятся предприятия обрабатывающей промышленности.
— Какие районы вы отнесете к высокоразвитым?
— Назовите районы нашей страны с преобладанием сельского хозяйства (аграрные районы).
— Сделайте вывод о территориальной структуре хозяйства нашей страны.
Практическая работа 6:
Группировка отраслей по различным показателям.
Цель: Развитие умения комплексно анализировать информацию, формировать представление о функциях и составе межотраслевых комплексов.
Ход работы:
— Заполните таблицу:
Межотраслевые комплексы России.
Межотраслевые комплексы | Хозяйственные функции | Отрасли, входящие в комплекс |
Научный | Осуществление работ по получению, хранению, распространению научных знаний | Образование и наука |
Военно-промышленный | Обеспечение вооруженных сил новейшей военной техникой, вооружениями, боеприпасами | Танкостроение, самолетостроение, радиотехническая промышленность и т.д. |
Машиностроительный | Обеспечение всех отраслей экономики разнообразными машинами и механизмами | Приборостроение, судостроение, автомобилестроение, тракторостроение, электроника и др. |
Топливно-энергетический | Производство и распределение энергии в разнообразных видах и формах | Нефтяная, газовая, угольная промышленность, электроэнергетика |
Металлургический, химико-лесной | Производство конструкционных материалов и химических веществ | Черная и цветная металлургия, химическая промышленность лесоперерабатывающая промышленность и др. |
Агропромышленный | Производство, переработка и доведения до потребителя сельскохозяйственной продукции | Растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, легкая промышленность |
Инфраструктурный | Оказание разнообразных услуг | Транспорт, связь, образование, здравоохранение, банковские услуги, ЖКХ и др. |
Практическая работа 7:
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Цель: Формировать умение оценивать ресурсообеспеченность страны с помощью карт и статистических показателей
Ход работы: Используя карты атласа, статистические материалы и материал учебника, определите:
— Обеспеченность России разными видами минеральных ресурсов.
— Обеспеченность страны лесными, водными, земельными ресурсами.
— Дайте оценку природно-ресурсного потенциала России.
— Сделайте вывод о перспективах его рационального использования.
Практическая работа 8.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику нефтяного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Западно-Сибирского нефтяного бассейна.
План | Характеристика |
1. Географическое положение | |
2. Оценка уровня развития | |
3. Основные центры а) добычи нефти
б) переработки нефти | А) Б) |
4.Направления транспортировки | |
5. Экологические проблемы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой нефти |
Вывод. Значение Западно-Сибирского нефтяного бассейна для экономики страны. Оценка перспектив его развития в ближайшем будущем.
Практическая работа 9.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью дать характеристику угольного бассейна.
Ход работы: Заполните таблицу:
Характеристика Кузнецкого угольного бассейна
План | Кузнецкий бассейн |
1. Географическое положение | |
2. Балансовые запасы угля | |
3. Глубина залегания углей | |
4. Теплотворная способность | |
5. Качество угля | |
6. Способы добычи | |
7. Мощность пластов | |
8. Условия работы | |
9. Себестоимость | |
10. Экологические проблемы, связанные с разработкой бассейна |
Вывод. Значение Кузбасса для экономики страны. Перспективы развития бассейна в ближайшем будущем.
Практическая работа 10.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения с учетом основных факторов размещения производства.
Ход работы: Заполните таблицу:
Группа отраслей | Основной фактор размещения | Районы |
Трудоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Металлоемкое машиностроение | 1 | 1 2 3 4 |
Вывод. Укажите причины подобного размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения
Практическая работа 11:
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных материалов с целью определения основных районов размещения растениеводства и животноводства, определение факторов специализации отраслей сельского хозяйства.
Ход работы: Заполните таблицы:
Растениеводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1.Пшеница а) озимая б) яровая | Теплый климат, увлажнение | Лесостепная и степная зоны | 1 2 1 2 |
3. Кукуруза | Теплый климат, увлажнение | степная зона, предгорные районы | 1 2 |
3. Картофель | Умеренный климат увлажнение Густонаселенные районы | Лесная зона, лесостепная зона | 1 2 3 |
4. Лен | Умеренный климат | Лесная зона | 1 2 |
5. Подсолнечник | Теплый климат, увлажнение | Степная зона | 1 2 3 |
Животноводство | Фактор размещения | Природная зона | Экономические районы |
1. Овцеводство | Сухой, горный климат | Степная зона и предгорные районы | 1 2 3 |
2.КРС а) мясное б) молочное | Сухой климат увлажнение | Лесостепь и степь. Лесная зона | 1 2 1 2 |
3. Свиноводство | Густонаселенные Районы, пригородные районы | Лесная зона, лесостепь, степь | 1 2 3 4 |
4. Оленеводство | Не требовательны к влажным кормам (нужен корм ягель) | Тундра | 1 2 3 |
Вывод: От каких факторов зависит специализация сельского хозяйства разных районов России?
nsportal.ru
Практические работы по географии 9 класса Домогацких Е.М. «География России «
Практические работы 9 класс
Практическая работа (урок №3)
Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран
Используя карту атласа стр. 10 нанести на контурную карту стр.6-7 соседние государства.
Практическая работа (урок №9)
Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.
Используя карту атласа стр. 10 нанести на контурную карту стр.6-7 национально-территориальные образования и краев
Практическая работа (урок №10)Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации
Ход работы: используя данные таблицы рассчитайте плотность населения в различных ФО и сделайте вывод.
Ном.
Название округа
Площадь
(км²)
Население
(на 1 января 2015 года)[3]
плотность
1
Центральный федеральный округ
652 800
↗39 091 231
2
Южный федеральный округ
416 840
↗14 042 858
3
Северо-Западный федеральный округ
1 677 900
↗13 850 809
4
Дальневосточный федеральный округ
6 215 900
↘6 194 529
5
Сибирский федеральный округ
5 114 800
↗19 320 640
6
Уральский федеральный округ
1 788 900
↗12 306 147
7
Приволжский федеральный округ
1 038 000
↘29 668 736
8
Северо-Кавказский федеральный округ
172 360
↗9 717 500
9
Крымский федеральный округ[К 1]
27 161
↗2 327 309
Практическая работа (урок №15)Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».
Ход работы: используя учебник и карты народы и административную карту заполните таблицу.
Практическая работа (урок №17) Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства
Цель: Научиться определять факторы размещения отраслей хозяйства
Ход работы : используя учебник составить схему факторов размещения предприятий
Практическая работа (урок №19)
.
Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.
План сравнения
Географическое положение относительно потребителей.
Условия добычи.
Мощность пласта.
Калорийность угля.
Экологические проблемы.
Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.
***
На выбор сравнение двух нефтяных баз.
План сравнительной характеристики нефтяных баз
Географическое положение относительно потребителей.
Как разведаны бассейны.
Степень разработки бассейна.
Способ добычи.
Качество нефти.
Условия транспортировки.
Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.
Практическая работа (урок №21).
Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.
План сравнения
Географическое положение относительно потребителей.
Условия добычи.
Мощность пласта.
Качество руды
Экологические проблемы.
Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.
Практическая работа (урок №22)
Тема: «Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия»
Цели работы: 1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения произ¬водства.
2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.
Последовательность выполнения работы
1. Для работы необходимы экономические карты атласа
2. Изучив легенду карт, определите, какими условными обозна¬чениями показаны центры выплавки меди и алюминия.
3. Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.
4. Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.
5. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Основные
отрасли цветной
металлургии Главные центры Факторы, объясняющие
размещение
Металлургия
меди
меди Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,
Медногорск)
и т.д. Наличие медных руд
Металлургия
алюминия Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы) Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию
……………………и т.д.
Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размеще¬нии металлургии меди и алюминия?
Практическая работа (урок №23)
Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.
Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.
Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.
Практическая работа (урок №28)
Тема: «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Цели работы:
1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.
2. Проверить и оценить умение анализировать экономические кар¬ты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы
Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос¬новные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Основные культуры и направления животноводства Основные районы производства
Зерновые культуры:
рожь пшеница кукуруза рис
Технические культуры:
лен
сахарная свекла подсолнечник
Оленеводство
Скотоводство:
молочное скотоводство молочно-мясное скотоводство мясо-молочное скотоводство
Свиноводство
Овцеводство
Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства?
Практическая работа (урок №33)
Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.
Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.
***
План экономико-географической характеристики
ЭГП.
Природные ресурсы.
Население и трудовые ресурсы.
Характеристика межотраслевых комплексов.
Крупнейшие города.
Перспективы развития.
Для характеристики ЭГП используется план его описания.
Типовой план характеристики ЭГП (района) территории
Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).
Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).
Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.
Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)
Изменение ЭГП района в течение времени.
Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.
Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.
Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.
Практическая работа (урок №34)
Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственныхсвязей Центральной России.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.
***
Вариант 1
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.
Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?
Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.
Общий вывод:
Вариант 2
Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.
Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.
Сделать краткие записи в тетради.
На контурной карте указать внешние экономические связи района:
синие стрелки – ввоз;
красные стрелки – вывоз.
Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.
Практическая работа (урок №35)
Тема: «Сравнительная характеристика хозяйства двух районов» (по выбору учителя)
Цели работы:
. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.
Последовательность выполнения работы
1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),
сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.
2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Показатели для сравнения
Сравниваемые районы
Черты
Причины,
определяющие сходство и
различие
Северо-Западного
Центрального районов
сходства
различия
1. Население и площадь
2. ЭГП и ПГП
3. Условия и ресурсы
4. Специализация промышленности
5. Специализация сельского хозяйства
6. Участие в разделении труда (внешние связи)
Практическая работа (урок №38)
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа
Ход работы
Работа творческая. Изучив дома возможности для отдыха и лечения на Северном Кавказе, составить буклет или компьютерную презентацию с представлением мест отдыха и лечения на Северном Кавказе.
Практическая работа (урок «59)
Тема: «Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов»
Цели работы:
. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.
Последовательность выполнения работы
1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),
сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.
2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Показатели для сравнения
Сравниваемые районы
Черты
Причины,
определяющие сходство и
различие
Западно-Сибирский
Восточно-Сибирский
сходства
различия
1. Население и площадь
2. ЭГП и ПГП
3. Условия и ресурсы
4. Специализация промышленности
5. Специализация сельского хозяйства
6. Участие в разделении труда (внешние связи)
Практическая работа (урок №65)
Тема. Внешнеэкономические связи.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между странами СНГ и дальнего зарубежья.
***
Задание учащимся.
Используя данные учебника, выполните следующие задания:
Нанесите на контурную карту разными цветами внешнеэкономических партнеров России среди стран СНГ и дальнего зарубежья.
Основными странами дальнего зарубежья, имеющими торговые отношения с Россией являются:
1 ________________________
2________________________
3________________________
4________________________
5________________________
С этими странами СНГ Россия не имеет внешнеэкономических связей_______________________________
Какие импортные товары чаще всего вы и ваши родители покупаете? Какая страна их производит.
Вывод:
infourok.ru
ГДЗ География практические работы 9 класс Витченко А.Н., Обух Г.Г.
- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- 1 класс
gdz-putina.org