Параграф 19. Демографическая ситуация в современной России
Вопрос 1. Зачем нужно знать, сколько нас, жителей России? Что знает статистика о продолжительности жизни россиян? Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?
К числу основных задач статистического изучения населения относится рассмотрение следующих процессов:
– естественного формирования контингентов населения и смены поколений, т. е. образования и воспроизводства населения;
– формирования и изменения состава населения по полу, возрасту, социальному и экономическому составу, уровню образования и грамотности, этническим группам и многим другим признакам;
– расселения населения по территориям и происходящих здесь изменений;
– миграции населения.
Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 519 759 человек (с Крымом) по данным Росстат. Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек. Согласно предварительной оценке прирост населения России за 2015 год составил 0.17% или 252 471 человек. Произошло увеличение численности населения по всем федеральным округам за исключением Приволжского: -0.16% или 46 714 чел. и Дальневосточного: -0.27% или 16 492 чел. Наибольший относительный прирост был зафиксирован в Крымском федеральным округе: 1.41% или 32 421 чел. Далее Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 0.61% или 58 456 чел. и Центральный федеральный округ: 0.36% или на 139 752 чел.
В 2013 году Россия достигла самого высокого в истории страны показателя продолжительности жизни женщин — 76,5 лет (что превышает и показатели советского времени). При этом средняя продолжительность жизни по всему населению в целом (женщины и мужчины) за 2013 год увеличилась до 70,8 лет. Средняя продолжительность жизни россиян в 2014 году увеличилась до 71 года. Актуальные данные можно отслеживать в соответствующем разделе на сайте Федеральной службы государственной статистики.
Однако, несмотря на явное увеличение продолжительности жизни, Россия всё еще существенно отстает по этому параметру от развитых стран (США — 78.7 лет, Германия — 81 год, Япония — 83.1 года) и занимает одну из последних строчек в общемировом рейтинге, уступая Украине, Белоруссии и ряду африканских стран.
В ближайшие два года ожидается естественный прирост населения в Приволжском и Южном федеральном округе. На данный момент в Приволжском федеральном округе положительное сальдо — в пяти национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан и Удмуртия), а также в Оренбургской области (75% русских) и Пермском крае (83 % русских). В Южном федеральном округе положительное сальдо в Калмыкии и Астраханской области (61% русских). Прирост по округу будет достигнут за счет превышения рождаемости над смертностью в Краснодарском крае и республике Адыгея.
Самый демографически неблагополучный Центральный федеральный округ выйдет на положительную динамику не ранее 2017 г. По данным за первое полугодие 2013 г. во всех областях Центрального региона сохранилась естественная убыль населения, в то время как Москва лидирует по показателям положительного сальдо естественного движения населения.
Вопросы и задания к документу
Когда в прессе появляется очередной демографический анализ ситуации в Российской Федерации, то снова речь заводится о проблемах, связанных с низким уровнем жизни. Мол, доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения. Но позвольте… Неужели в середине — конце 1940-х годов, когда в СССР наблюдался резкий рост рождаемости, люди были обеспеченнее, чем сейчас?.. Неужели в 1980-е годы, когда средняя продолжительность жизни в СССР достигла рекордных для нашей страны 74 лет, народ купался в роскоши?.. Конечно же, нет. Выходит, что обеспеченность, жизнь «как сыр в масле» — это далеко не главный показатель роста числа жителей государства и средней продолжительности жизни. Примеров тому хватает и сегодня…
Далеко не прямую пропорциональность между доходами населения и его численностью можно наблюдать на примере целого ряда стран. Так, в Германии среди немецких семей (этнических немцев) сегодня редко можно встретить ту семью, в которой родилось более двух детей. Зато в семьях выходцев из Турции, проживающих в той же Германии, детей рождается не в пример больше.
На основе этих данных можно сделать вывод о том, что главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей — общественной ментальности народов, населяющих государство. Большую роль играют и религиозные корни…
Однако это вовсе не должно стать оправданием для тех представителей федеральных и региональных властей, которые желают списать низкую рождаемость только лишь на несознательность народа…
Очередная галочка напротив числа родившихся вовсе не означает, что от этого повысится численность населения села, города, области, края, республики и всего государства. Не нужно забывать о том, что главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.
Не будем забывать, что демография не менее важная составляющая независимости государства, чем армия. Поэтому для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей…
Вопрос 1. Автор спорит с теми, кто связывает демографические проблемы с низким уровнем жизни в России. Какие аргументы такой точки зрения автор подвергает сомнению?
Доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения.
Низкая рождаемость – несознательность народа.
Вопрос 2. Какие причины проблем демографии автор считает основными? Чем он подтверждает своё мнение?
Главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей — общественной ментальности народов, населяющих государство.
Главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.
Вопрос 3. Что, по мнению автора, необходимо для решения демографической проблемы в России?
Для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?
Всероссийская перепись населения, проведённая в 2010 г. , показала, что численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн человек. Российская Федерация сегодня занимает 9-е место в мире по числу жителей после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш, Нигерии.
По сравнению с переписью 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн человек, в том числе в городских населенных пунктах — на 1,1 млн человек, в сельской местности — на 1,2 млн человек.
Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 км2 (в среднем по России плотность населения — 8,3 человека на 1 км2). Почти так же плотно заселён Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 км2. Самыми малонаселёнными к 1 января 2010 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 км2.
В 2009 г. впервые с начала 1990-х гг. наблюдался прирост числа жителей России. Он сложился как за счёт уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста.
Вопрос 2. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России? Какие из этих факторов являются долгосрочными?
За последние сто лет Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых и Гражданской войн, голода. После Великой Отечественной войны детская смертность стала сокращаться, одновременно понижались показатели рождаемости. Но уже с середины 1960-х гг. уровень рождаемости снизился до 2,1—2,2 ребёнка на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивало простого воспроизводства населения. Тем не менее до начала 1990-х гг. население страны росло.
Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до этого падения, скажем к показателям 1965—1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат лее к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда больше половины населения России было сельским, сейчас маловероятен.
Вопрос 3. Какие позитивные изменения зафиксированы переписью населения 2010 г.?
Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 г. родилось 1,8 млн детей, что на 47,8 тыс. человек (на 3%) больше, чем в 2008 г.
С 2009 г. продолжилось снижение уровня младенческой смертности. Этот показатель опустился до 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Проанализируйте данные следующей таблицы, сделайте выводы о существующей тенденции и её влиянии на демографическую ситуацию.
Число мигрантов с каждым годом сокращается. Основная причина сокращения миграционных потоков из стран СНГ — сокращение возможных трудовых доходов в России из-за девальвации рубля.
Существенную роль сыграл также рост издержек для иностранных работников в результате изменения законодательства — рост стоимости патентов для работы и введение сбора за экзамен по истории России и русскому языку. По этой же причине с начала 2015 года на российском рынке труда ухудшилась ситуация с легализацией иностранных работников: количество оформленных за девять месяцев текущего года разрешительных документов для работы мигрантов снизилось на 44 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Ужесточив порядок оформления труда мигрантов, правительство резко ухудшило ситуацию с легализацией иностранной рабочей силы.
Вопрос 2. Многие страны Европы столкнулись с серьёзными проблемами в связи с ростом миграции из стран Азии и Африки. Какие меры могут помочь России избежать повторения ситуации с молодёжной преступностью в пригородах Парижа, погромов в Лондоне и др.?
При разработке иммиграционной политики Российской Федерации представляется целесообразным использовать этот опыт, чтобы избежать повторения ошибок, уже допущенных европейскими странами в отношениях с этническими диаспорами и конфессиональными группами; во-вторых, исследованием миграционных процессов в таких странах Западной Европы, как Франция, Германия и Великобритания.
Основными мерами могут быть ограничение миграционных потоков, ужесточение законодательства в области миграции.
Вопрос 3. Составьте план устного сообщения по теме «Народонаселение России в зеркале демографии».
План:
1. Демографическая ситуация в РФ;
2. Народы населяющие нашу страну;
3. Демографический кризис у разных народностях;
4. Пути выхода народов из демографического кризиса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 2
Вопрос 1. Как вы думаете, какие социальные ценности сравнил французский писатель и философ Вольтер, утверждая: «Не неравенство тягостно, а зависимость»? Разделяете ли вы данную точку зрения?
Социальную стратификацию и иерархию подчинительного типа.
Социальной стратификацией называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.
Иерархическая организация — структура с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.
Вопрос 2. Вспомните одно из известных творений А. С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте своё мнение.
Вполне возможно. Евгений – человек светский и приехал в деревню, чтобы сменить обстановку. Я думаю, что он действительно собирался стать частью этой деревни. Но не стал ею до конца и уехал из деревни. Теперь он — что-то среднее между деревенским жителем и светским человеком.
Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
Вопрос 3. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, лётчик, шофёр, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, учёный.
Социальная лестница – схема расстановки слоёв населения с точки зрения их материального и профессионального статуса. Чем больше материальных благ или проф. навыков-тем выше человек на социальной лестнице.
1 ступень – официант, сталевар, учитель, шофёр, продавец,
2 ступень – предприниматель, юрист, менеджер, врач, брокер
3 ступень – банкир, инженер, учёный, лётчик.
Вопрос 4. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:
— обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтёт неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признаёт приемлемым, обоснованным;
— возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнёрства;
— подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.
Сотрудничество – процесс совместной деятельности, например в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Вопрос 5. Обдумайте приведённые ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убеждён, что ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе — русскому физиологу И. М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».
Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.
Национальность не может влиять на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой. На все это оказывает влияние не столько национальность, сколько среда, воспитание, менталитет.
Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.
Вопрос 6. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью — как социальный институт или как малую группу?
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
Малая социальная группа – объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Следовательно, Э. Берджесс рассматривал семью как малую группу.
Вопрос 7. В одном из классов прошло обсуждение вопроса «Чем является для меня моя семья и что она для меня значит?». Среди высказанных соображений были следующие: «Семья — это самые родные, близкие люди», «Семья — это вся моя жизнь. Я учусь у родителей очень многому, чему не научился бы сам», «В семье я научился думать», «Для меня семья — это большой коллектив. Если что-нибудь нужно сделать, мы делаем всей семьёй». К каким мнениям вы могли бы присоединиться? Почему? Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?
Семья — это маленькая страна, в которой ПАПА — президент, МАМА — министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций в семье. А РЕБЁНОК – это народ, который постоянно что — то требует, возмущается и устраивает забастовки.
Семья — вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце.
Семья — самое уютное и теплое место на Земле. И в этом местечке ты по настоящему счастлив.
Вопрос 8. Как вы. понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости — консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор — справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?
В молодости каждый человек с чем-то не согласен, он видит мир по-иному, хочет что-то изменить. Он спорит, пытается найти справедливость, чтобы изменить людей в лучшую сторону, изменить власть и т.д. Но вскоре человек понимает, что он ничего не сможет сделать. Это приходит ближе к старости, когда у тебя есть внуки, ты ищешь все возможное, чтобы прожить благополучно, ты согласен со своей зарплатой, работаешь днем и ночью, чтобы твоя семья имела все для благополучной жизни.
Stavcur.ru — ГДЗ по обществознанию («Человек и общество
Раздел I. На пути к современной цивилизации
Глава I. Страницы истории общества и общественной мысли
§ 1. Смысл и направленность общественного развития
1. Каковы основные значения понятия «история»?
2. В чем состоит главная трудность исторического познания?
3. Чем характеризуется стадиально-линейный подход к истории?
4. Каковы основные черты локально-циклического подхода к общественно-историческому развитию?
5. В чем состоят основные различия между теорией формаций и теорией цивилизационных волн развития общества?
6. Каковы сильные и слабые стороны каждого из рассмотренных в параграфе подходов к мировой истории?
7. Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций?
8. Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?
Задания
§ 2. Восток и Запад
1. В чем выражается цивилизационное многообразие мира?
2. Какие типы цивилизаций выделяют историки и социологи разных направлений?
3. Как и почему возникло деление мира на Восток и Запад?
4. Какие черты присущи восточному обществу? Что оказало влияние на их формирование?
5. Под влиянием каких факторов складывался менталитет человека западного мира?
6. В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах цивилизационного развития?
Задания
§ 3. Особенности древних цивилизаций
1. Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества?
2. В чем состоят трудности современного понимания древних цивилизаций?
3. Какие связи существовали между древними цивилизациями?
4. Какое значение имела письменность и подготовка чиновника в древности? Знаниями из каких областей человеческой деятельности он должен был обладать непременно?
Ответьте на вопросы, привлекая следующие данные: Древнеегипетский писец Хори задавал своему коллеге вопросы, желая уличить того в невежестве: «Каков рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для постройки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию?»
В жизнеописании одного из египетских чиновников по имени Уна говорится о том, что сначала он был стражником и судьей, затем занимался поиском камней (для царских памятников) в далекой стране, строил корабли, очищал каналы. а когда разразилась война, стал начальником штаба.
5. Какие выводы о развитии хозяйства и торговли можно сделать из сопоставления следующих фактов?
В Вавилонии во II тысячелетии до н. э. зерно в расчетах играло такую же роль, как серебро. Зерном выплачивалось вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, платили им за наем повозок, волов, ослов.
Задания
§ 4. Древние цивилизации Европы
1. Каковы важнейшие достижения культуры архаической Греции?
2. В чем специфика полисной организации общества?
3. Охарактеризуйте полисную систему ценностей.
4. Раскройте значение цивилизации эллинизма.
5. Какие ценности древнеримской цивилизации, с вашей точки зрения, наиболее значимы и почему?
Задания
§ 5. Древние мыслители о мире и человеке
1. В чем особенности мифологического сознания людей в древности?
2. Какую роль играли мифы на ранних стадиях развития человечества?
3. Каким представлялся мир древнеиндийским мудрецам?
4. В чем суть понятия «дао»?
5. Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?
6. Как устроена общественная жизнь в идеальном государстве Платона?
7. Какие слои общества и почему, по мысли Аристотеля, придают ему устойчивость?
Задания
§ 6. Цивилизация эпохи Средневековья
1. Один из рыцарей, участников первого Крестового похода, присутствуя на приеме у императора Византии, был возмущен тем, что «один человек может сидеть, тогда как столь славные воины обязаны стоять». Чтобы выразить свой протест, он улучил момент, когда император встал, и уселся на его трон. Из этого примера сделайте вывод о характере отношений между королями и рыцарством на Западе.
2. По каким причинам нигде, кроме городов, в Средневековье не могла возникнуть новая система ценностей?
3. С чем связано появление в XIII в. механических часов на городских ратушах?
4. Могли ли при феодализме существовать демократические формы правления? Обоснуйте свой ответ.
5. Обладание властью в Средневековье обязательно сочеталось с обладанием собственностью. Какова причина?
6. Нередко церковь выступала против ростовщиков и произвола феодалов над крестьянами. Можно ли сказать, что она делала это исходя из интересов неимущих?
7. Какова роль христианства в формировании менталитета представителей различных сословий средневекового общества?
Задания
§ 7. Переход к индустриальной цивилизации
1. Охарактеризуйте основные предпосылки перехода к индустриальной цивилизации.
2. Как изменился способ соединения работника со средствами производства при переходе к индустриальной цивилизации?
3. Какие новые идеалы и ценности складывались в эпоху Возрождения?
4. В чем сущность парламентаризма?
5. Какие изменения в жизни людей характеризовали переход к новой цивилизации?
Задания
§ 8. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху
1. В чем суть теории общественного договора?
2. Что нового в развитие общественной мысли внесли философы-просветители?
3. Каковы, по мысли А. Смита, условия экономического процветания государства?
4. Почему учение А. Сен-Симона и Ш. Фурье относят к утопическим?
5. С помощью каких понятий характеризуется развитие общества в марксистском учении? Почему оно названо естественно-историческим процессом?
6. Какую роль в общественном развитии основоположники марксизма отводили «революционному насилию»?
7. В чем причины возникновения на рубеже XIX—XX вв. различных течений марксистской мысли?
8. Кому, по мнению сторонников технократизма, должна принадлежать решающая роль в обществе?
9. Какой смысл философы-экзистенциалисты вкладывают в понятия «сущность» и «существование»?
Задания
§ 9. Российская цивилизация
1. Чем можно объяснить неугасающий интерес к историческому прошлому своей страны?
2. Что стало предметом спора между славянофилами и западниками? Как каждая из сторон обосновывала свои позиции?
3. Как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности, своеобразие пути исторического развития?
4. Как отразилось на судьбе российской цивилизации принятие христианства восточного образца? Какова была роль церкви на различных этапах нашей истории?
5. В чем состоят основные отличия средневековой Руси от европейских государств той же эпохи?
6. Какова была роль государства в нашем обществе? Как и почему она менялась со временем?
7. Почему новое идейное течение в русской общественной мысли начала XX в. получило название «евразийство»? Чем отличаются взгляды евразийцев от позиций западников и славянофилов?
8. Как определяется место России в мире в рамках формационного подхода?
9. Каковы позиции современных исследователей по вопросу о цивилизационной принадлежности России?
Задания
Вопросы к главе I
1. Что общего и каковы наиболее существенные различия а) формационного и стадиально-цивилизационного подходов к истории, б) локально-цивилизационного и стадиально-цивилизационного?
2. Укажите наиболее существенные признаки понятия «цивилизация».
3. Сопоставьте западный и восточный типы цивилизаций. В чем состоят основные различия? Чем их можно объяснить?
4. Покажите связь духовных ценностей (включая философские воззрения) древних цивилизаций с социально-экономическим укладом их жизни, политическим устройством?
5. К какому из указанных типов общества — аграрному, традиционному, архаическому, индустриальному — можно отнести средневековую цивилизацию Европы? Поясните свой выбор.
6. Какие изменения в жизни общества прокладывали путь индустриальной цивилизации? Чем они были вызваны?
7. Охарактеризуйте основные направления развития общественной мысли в индустриальную эпоху.
8. Можно ли применить к России понятие «локальная цивилизация»? Как вы относитесь к различным точкам зрения о российской цивилизации?
Раздел II. Современное общество
Глава II. Современный этап мирового цивилизационно-го развития
§ 10. Многообразие современного мира
1. Чем можно объяснить социально-экономическое, политическое, этническое, культурное разнообразие современного мира?
2. Что свидетельствует о сохранении черт традиционного общества во многих странах и регионах мира?
3. Какие изменения испытало традиционное общество в новейшее время? Чем они были вызваны?
4. Какими группами стран представлено в современную эпоху индустриальное общество? Кратко охарактеризуйте эти группы стран.
5. Раскройте проблемы и противоречия в развитии индустриального общества.
6. Чем характеризуется постиндустриальная цивилизация?
7. Почему реформы в России стали необходимыми?
8. В чем заключаются основные ориентиры российских реформ?
9. Каковы условия выхода страны из кризиса и преодоления его последствий?
Задания
§ 11. Целостность и противоречивость современного мира
1. Что такое процесс глобализации?
2. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
3. В чем выражается противоречивость процесса глобализации?
4. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
5. Чем вызван экологический кризис?
6. Каковы основные принципы миропорядка, которые могут предотвратить угрозу новой мировой войны?
7. В чем заключается проблема «Север — Юг»?
8. Как проявляется взаимосвязь глобальных проблем?
Задания
§ 12. Научно-технический прогресс
1. Что такое современная научно-техническая революция? Каковы ее этапы?
2. Почему меняется положение человека в системе производства?
3. Какие изменения в производстве и в быту происходят вследствие НТР?
4. Какое влияние оказывает НТР на природную среду?
5. В чем заключаются противоречия НТР?
Задания
Вопросы к главе II
1. В чем проявляется многообразие современного мира?
2. Чем обусловлено единство современного мира? Почему единство мира не исключает его многообразия, а многообразие не исключает единства?
3. Каковы «плюсы» и «минусы» глобализации?
4. Какую роль в глобальных процессах играет научно-техническая революция второй половины XX в.?
5. Что свидетельствует о том, что глобальные проблемы затрагивают судьбы всего человечества?
6. Каково место России в современном мире? При каких условиях ее роль в глобальных процессах будет возрастать?
7. Какие задачи должны быть решены в нашей стране, чтобы она вошла в число процветающих стран мира?
Глава III. Современная экономика
§ 13. Экономика и ее роль в жизни современного общества
1. От чего зависит уровень жизни в стране?
2. Какие формы собственности существуют в современном мире?
3. Как изменяется качество экономического роста под влиянием НТР?
4. В чем состоят изменения качества экономического роста в условиях НТР?
Задания
§ 14. Рыночные отношения в современной экономике
1. Какие варианты (модели) организации экономической жизни существуют в современном мире?
2. Каковы главные признаки свободного рынка?
3. Как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы? Что значит «регулируемый рынок»?
4. Каковы способы государственного регулирования рыночной экономики?
5. Какие основы рыночной экономики созданы в России в 90-х гг.? В чем заключаются негативные последствия и перспективы рыночных реформ в России?
Задания
§ 15. Экономическая политика государства
1. Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.
2. В чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?
3. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?
Задания
§ 16. Человек в системе экономических отношений
1. В чем состоит проблема преодоления отчуждения? Каковы пути ее решения?
2. От чего зависят доходы семьи?
3. Что такое культура потребления?
4. От чего меняется отношение человека к труду?
5. Что такое предпринимательская деятельность? При каких условиях она успешна?
Задания
Вопросы к главе III
1. Каковы основные признаки рыночной экономики? Каковы ее сильные и слабые стороны?
2. Чем современная рыночная экономика отличается от «свободного» рынка?
3. Почему наиболее эффективной экономической системой в наше время является смешанная экономика?
4. Каковы основные экономические функции и задачи современного государства?
5. Какие методы и формы государственного регулирования используются правительством для стабилизации экономики?
6. Зачем и каким образом государство вмешивается в работу рынка?
7. Какие возможности применения своих способностей имеет человек в современной экономике?
8. Что нужно делать, чтобы обеспечить благосостояние свое и своей семьи?
Глава IV. Социальное развитие
§ 17. Социальная структура и социальные отношения
1. Что такое социальная дифференциация?
2. Устранимо ли социальное неравенство?
3. В нем отличие класса (в марксистском понимании) от страты?
4. Что в социологии понимается под социальной мобильностью?
5. Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?
6. Какова роль семьи в современном обществе?
7. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?
8. В чем отличия маргиналов от люмпенов?
9. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
Задания
§ 18. Молодежь в современном обществе
1. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
2. Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, достигнув совершеннолетия?
3. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
4. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
5. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
6. В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?
7. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
8. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
9. Охарактеризуйте основные черты современной молодежной культуры.
10. Что свойственно неформальным молодежным объединениям?
Задания
§ 19. Нации и межнациональные отношения
1. С чем, по мнению ученых, связано развитие различных исторических форм общности людей?
2. Что характерно для нации как наиболее развитой формы общности людей?
3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении нации.
4. Охарактеризуйте основные черты межнациональной интеграции, типичные для нашей современности. Объясните, чем обусловливается этот процесс.
5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
6. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем опасность национализма?
7. Что такое геноцид? Приведите известные вам примеры геноцида.
8. Почему наука утверждает, что ни один народ не гарантирован от проявлений национализма и шовинизма?
9. В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам в современном мире?
10. Сравните цели и сущность антигуманной и демократической национальной политики.
Задания
§ 20. Социальный статус личности
1. Что такое социальный статус личности и чем он определяется?
2. Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый статус?
3. Что такое социальная роль?
4. Как связаны роль и статус?
5. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?
6. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?
7. В чем сущность процесса социализации?
8. Какова роль семьи в социализации личности?
9. Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?
10. Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Задания
Вопросы к главе IV
1. Какие элементы образуют социальную структуру общества?
2. Чем определяется положение человека в обществе?
3. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют социальной мобильности?
4. Можно ли считать семью а) социальным институтом, б) малой группой? Обоснуйте свой ответ.
5. В чем отличие национальной общности от других видов социальных общностей? Относится ли национальная принадлежность к предписанным статусным характеристикам личности? Если да, то как с этим соотносится существующее в демократических странах право каждого человека лично определять свою национальную принадлежность?
6. В чем состоит процесс социализации личности? Какие социальные институты участвуют в этом процессе?
Глава V. Политическая жизнь современного общества
§ 21. Политическая система и ее роль в жизни общества
1. Что такое политика?
2. Какова структура политической системы?
3. Почему государство является главным институтом политической системы?
4. Какую роль играют в ней политические партии?
5. Что такое политические нормы?
6. В чем суть культурно-идеологического и коммуникативного элементов политической системы? Перечислите основные признаки понятия «политическая система», сформулируйте его определение.
Задания
§ 22. Правовое государство и гражданское общество
1. Покажите, что государство является главным звеном политической системы.
2. Каковы принципы правового государства?
3. Какие международные документы о правах человека вам известны? Раскройте их сущность и значимость.
4. Охарактеризуйте гражданское общество.
5. Какова взаимосвязь гражданского общества и государства?
6. Что такое местное самоуправление? Какова его роль в гражданском обществе?
Задания
§ 23. Отрасли российского права: основные понятия и нормы
1. Каковы общие черты и в чем специфика отраслей российского права?
2. Чем отличается трудовой договор (контракт) от гражданско-правовых договоров? Поясните свой ответ конкретными примерами.
3. В чем сходство и основное отличие административного проступка от преступления?
4. В каких законодательных актах закрепляется правовое положение несовершеннолетних? Как вы оцениваете эти документы и почему именно так?
5. Как вы понимаете положение о том, что российское право призвано стать мерой свободы и справедливости?
Задания
§ 24. Демократия
1. Объясните, на основании чего демократию признают способом организации политической системы, всей жизни общества.
2. Какие демократические принципы вам известны? Как они взаимосвязаны?
3. Раскройте сущность политического плюрализма. Объясните, что такое многопартийность. Какие партийные системы вам известны?
4. Каковы принципы парламентаризма? Как вы понимаете принцип защиты прав меньшинства? Согласны ли вы с тем, что парламентарии — «слуги народа»? Свой ответ поясните.
5. В чем состоит содержание демократических преобразований в Российской Федерации?
6. Каковы особенности современной политической жизни России?
7. Каково ваше отношение к демократии? На чем основана ваша точка зрения?
Задания
§ 25. Политический статус личности
1. В чем, по-вашему, сходство и различие между политико-правовым и социальным статусом личности?
2. В чем сходство и различие выборов депутатов от округов по спискам избирательных объединений, высших должностных лиц?
3. В чем трудность выбора, который должен сделать избиратель?
4. Что может служить ориентирами сознательного выбора?
5. Чем формально-должностной аспект политического лидерства отличается от аспекта личностного?
6. Что вы знаете о деятельности Президента РФ, губернатора (президента) в своем регионе?
7. Какими личностными качествами должны обладать парламентарии, а какими — президент и почему?
8. Чем должен руководствоваться избиратель, чтобы сделать максимально правильный выбор? Как вы полагаете, такой максимально правильный выбор определяется личным желанием гражданина или потребностями его страны?
Задания
Вопросы к главе V
1. Что представляет собой политическая система современного общества? Охарактеризуйте ее основные элементы.
2. Какова роль политической системы в жизни человека и общества?
3. Каковы отличия авторитаризма от тоталитаризма?
4. Почему демократия является самым прогрессивным политическим режимом? В чем ее достоинства и недостатки?
5. Как связаны между собой понятия «демократия», «права человека», «правовое государство», «гражданское общество», «политический плюрализм», «парламентаризм», «демократическая политическая культура»?
6. Кем и как осуществляется в современном обществе защита прав человека?
7. В чем сходство и различие государственного управления и общественного самоуправления?
8. Какие политические роли может выполнять гражданин в демократическом обществе и почему?
9. Объясните, почему каждому россиянину сегодня необходимо учиться культуре демократии.
Глава VI. Духовные ценности современного общества
§ 26. Духовная культура
1. Что такое культура? Каковы ее основные виды?
2. В чем и как проявляются традиции и новаторство в культуре?
3. Какие разновидности культуры в культуре вы знаете? Расскажите о них.
4. Что такое диалог культур? Приведите примеры такого диалога в реальной жизни.
5. О. Мандельштам писал: «В священном исступлении поэты говорят на языках всех времен, всех культур. Для них нет ничего невозможного. Как комната умирающего открыта для всех, так дверь всего мира настежь распахнута перед толпой. Внезапно все стало достоянием общим. Идите и берите».
Как это высказывание поэта связано с проблемой преемственности в культуре? В чем особенность преемственности в искусстве?
6. Чем характеризуется современное состояние отечественной культуры?
7. Каковы особенности современного отечественного потребителя культурной продукции?
8. Создавая аллегорический образ взаимодействия человека и массы, художник-иллюстратор В. Финглей рисует огромное чудовище с клыкастым смеющимся ртом, готовое пожрать человека.
Какая сторона воздействия массовой культуры на личность нашла отражение в этом рисунке?
Задания
§ 27. Наука, образование, искусство
1. Что такое наука?
2. В чем заключается проблема этики в науке?
3. Какова роль образования в жизни современного общества?
4. «У научного изучения предметов две основные или конечные цели: предвиденье и польза»,— утверждал Д. И. Менделеев. Как вы понимаете смысл этих слов?
5. Что следует понимать под гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией образования?
6. В чем особенности искусства как формы культуры? Какие вы знаете основные виды искусства?
7. Чем характеризуются роль и место искусства в культуре XX в.?
8. Есть ли общие черты в таких формах культуры, как образование, наука, искусство? Если есть, то в чем они заключаются?
Задания
§ 28. Религия в современном мире
1. В чем особенности религии и религиозного мышления?
2. Дайте обобщенные характеристики мировых религий.
3. Каковы общие черты нравственных заповедей в мировых религиях?
4. Как вы понимаете свободу совести и веротерпимость?
5. Чем, по вашему мнению, объясняется большая роль религии в жизни современного общества?
6. Вспомните, какие религии вами изучались в курсе истории. Чем, по-вашему, объясняются их общие черты и особенности?
Задания
§ 29. Средства массовой коммуникации и культура
1. Что такое массовая коммуникация?
2. Чем отличается массовая коммуникация от процесса коммуникации вообще?
3. Какие признаки массовой коммуникации проявляются в современном обществе?
4. Чем массовая коммуникация отличается от массовой информации?
5. Какие функции массовой коммуникации превращают ее в важнейшее средство развития культуры?
Задания
§ 30. Духовный мир человека
1. Что составляет духовную жизнь человека?
2. Как связаны между собой общечеловеческая, национальная культуры и духовное богатство личности?
3. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?
4. Какие ценности и почему называются общечеловеческими?
Задания
1. Как вы понимаете положение о том, что духовность — это целостность мышления, деятельности и чувств?
2. Покажите связь мировоззрения с общей культурой личности.
3. Охарактеризуйте влияние духовности и интеллигентности на деятельность человека.
§ 31. Путь к духовной личности
1. Какие реалии нашей жизни препятствуют формированию духовной личности?
2. Что показали проведенные психологами кросскультурные исследования менталитетов народов разных стран?
3. Какой вид связей между людьми наиболее существен в нашем обществе?
4. Как связаны моральность и духовность личности?
5. Чем характеризуется социальное мышление личности?
Задания
1. В чем, по-вашему, причины того, что множество людей находится в состоянии депрессии, не понимая происходящего в обществе, не зная, как жить дальше?
2. Есть ли у вас потребность обдумывать причины поступков людей? Связываете ли вы поступки данного человека с его личностью, обстоятельствами или социальными условиями в целом?
Вопросы и задания для итогового повторения
1. Что входит в понятие «духовная культура общества»? Как связаны материальная и духовная культура?
2. Каков смысл выражения «культуры в культуре»? Какие явления современной культурной жизни можно отнести к культуре а) народной, б) массовой, в) элитарной?
3. В чем состоят основные проблемы современной отечественной культуры? Проанализируйте более основательно одну из них (на выбор). Предложите свои пути разрешения данной проблемы.
4. Опираясь на известные вам признаки понятия «общественный институт», докажите, что науку, образование и религию можно отнести к важнейшим институтам общества.
5. Сопоставьте научные и религиозные взгляды на мир и место человека в нем. Возможно ли, на ваш взгляд, сближение позиций науки и религии? Может ли человек разделять научные взгляды на мир и его устройство и быть при этом религиозным? Обоснуйте свои выводы.
6. Можно ли считать понятия «духовный мир», «сознание», «менталитет» синонимами? Если да, то почему вы так считаете?
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПИСАНИЕ КУРСА Предлагаемые курсы 7 класс История США 7-Й КЛАСС ИСТОРИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ УРОВЕНЬ КЛАССА: 7 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА: Семестр – обязательно ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ/S: Нет хронологического исследования Америка с 1640 по 1920 год нашей эры. Основное внимание в наших исследованиях уделяется следующим темам: доамериканская история до 1607 года, колонизация Северной Америки, американская революция, рост и экспансия на запад, гражданские ценности, права, навыки и обязанности гражданина Соединенных Штатов. Убеждения и принципы Соединенных Штатов как демократии, корни нашей Конституции и правительственный процесс Соединенных Штатов. РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Учащийся продемонстрирует знания о росте колониализма и его последствиях во всем мире. ГЕОГРАФИЯ ВОСЬМОГО КЛАССА УРОВЕНЬ КЛАССА: 8 ОПИСАНИЕ: География в 8-м классе подробно охватывает США и остальную часть Североамериканского континента, а затем Латинскую Америку и острова Карибского моря. Море. Затем мы покрываем территорию Евразии. Охватывая эти четыре континента, мы концентрируемся на том, какую роль география сыграла в развитии различных стран. Мы также смотрим на культуру, природные ресурсы и перспективы будущего стран. Три недели уйдут на углубленное изучение Австралии и Новой Зеландии. Этот блок является самостоятельной учебной единицей. Студенты будут составлять диаграммы, отчеты и делать устные доклады. РЕЗУЛЬТАТЫ: 9-Й КЛАСС ИСТОРИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ УРОВЕНЬ КЛАССА: 9 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: Нет ОПИСАНИЕ: Курс начнется с обзора Американской революции и развития новой нации до начала Гражданской войны. Этот курс продолжает хронологическое изучение Соединенных Штатов с 1860-х по 1950-е годы. Курс охватывает следующие учебные блоки: Предыстория и возникновение Соединенных Штатов (-1800 г.), Создание Соединенных Штатов (1763-1815 гг.), Рост и перемены в Соединенных Штатах (1790-1860 гг.), Гражданская война и воссоединение Соединенные Штаты (1820-1919 гг.)00), Преобразование Соединенных Штатов (1860-1910 гг.), Соединенные Штаты как мировая держава (1897-1920 гг.), Процветание и кризис в Соединенных Штатах (1919-1930 гг.), Мировые конфликты и роль Соединенных Штатов (1921-1960 гг.) , и изменение тыла в Соединенных Штатах (1954-1960). РЕЗУЛЬТАТЫ: ГЕОГРАФИЯ МИРА В 10 КЛАССЕ УРОВЕНЬ КЛАССА: 10 ОПИСАНИЕ: До 1980-х годов многие люди думали о географии примерно так же: найдите это место на карте и объясните, почему оно там есть. Вместо этого сегодня географы определили пять руководящих принципов для изучения географии: РЕЗУЛЬТАТЫ: СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ УРОВЕНЬ КЛАССА: 10 РЕЗУЛЬТАТЫ: МИРОВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КЛАСС: 11 ОПИСАНИЕ: Этот курс представляет собой обзор событий, тенденций, людей и идей, сформировавших мировую историю, начиная с первых наскальных рисунков. доисторическим человеком. Начальные юниты будут сосредоточены на древних цивилизациях, таких как Египет и Месопотамия. Другие части, включая «Рим», «Исследователи» и «Возрождение», завершатся взглядом на мировую войну с глобальной точки зрения. Курс будет включать анализ текущих событий в связи с мировой историей и будет соответствовать стандартам штата Миннесота по всемирной истории и глобальным культурам. ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УРОВЕНЬ КЛАССА: 12 ЗАЧЕТЫ: 1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ/S: История США 9, Всемирная география 10, Современная история США, Мироведение ОПИСАНИЕ: Курс рассказывает об истоках правило самоуправления, основополагающие принципы демократии и самоуправления людей. Он также включает изучение конституционных принципов и демократических основ наших национальных, государственных и местных институтов. Кроме того, этот курс будет изучать роль экономики в том, как люди координируют свои потребности и желания, учитывая ограниченные ресурсы и механизмы принятия решений, социальные обычаи и политические реалии их обществ. Результаты: С отличием ПСИХОЛОГИЯ УРОВЕНЬ УРОВНЯ: 11, 12 ЗАЧЁТЫ: 1/2 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ/S: «B» или выше по предыдущему курсу общественных наук. Студенты будут ознакомлены с учебными материалами уровня колледжа, лекционными материалами уровня колледжа и экзаменами уровня колледжа. Поэтому предлагается, чтобы учащиеся не проходили курс до старшего года средней школы, чтобы получить максимальную пользу от этого курса. Также может быть доступен тест CLEP. ТЕКСТ: College Text: Charles G. Morris and Albert A. Maisto. Психология, Введение. Одиннадцатое издание. Prentice Hall, 2002. (Наиболее часто используемый текст для курсов повышения квалификации по психологии в США. ) ОПИСАНИЕ: Студентам младших и старших курсов будет предложен четвертькурс, который будет охватывать следующие понятия, связанные с областью психологии. Наука о психологии — студенты поймут историю области психологии до ее современных теорий и приложений психологии. Биологическая основа поведения – учащиеся поймут, как генетика влияет на поведение. Ощущение и восприятие – учащиеся будут сравнивать и сопоставлять, как ощущение и восприятие связаны с человеческим поведением. Состояния сознания – учащиеся будут понимать различные типы состояний сознания, естественные и вызванные веществами состояния сознания и их влияние на поведение. Обучение – учащиеся сравнивают классическое обусловливание и оперантное обусловливание, как подкрепление влияет на человеческое поведение, и узнают о методах обучения, которые помогут им в жизни. Память — учащиеся поймут, как человеческая память хранится и извлекается, и как помехи могут разрушать память, и учащиеся познакомятся с методами памяти, которые помогут им в жизни. Когнитивный и языковой — учащиеся описывают шаги по решению проблем и принятию решений, а также то, как язык играет роль в психологии. Мотивация и эмоции – учащиеся определят, как мотивация и эмоции играют роль в человеческом поведении, и выявят основные побуждения и их психологические основы. Психологические расстройства – учащиеся поймут стандарты определения психологических расстройств, то, как общество их рассматривает, историческое отношение к психологическим расстройствам и поймут четыре современные модели психологических расстройств. Терапия — учащиеся будут различать терапию прозрения, поведенческую терапию, когнитивную терапию и групповую терапию и поймут критику терапии. РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Учащиеся поймут историю психологии. СОЦИОЛОГИЯ С отличием УРОВЕНЬ: 11, 12 ЗАЧЕТ: 1/2 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ/S: «B» или выше по предыдущему курсу социальных наук. Студенты будут ознакомлены с учебными материалами уровня колледжа, лекционными материалами уровня колледжа и экзаменами уровня колледжа. Поэтому предлагается, чтобы учащиеся не проходили курс до старшего года средней школы, чтобы получить максимальную пользу от этого курса. Также может быть доступен тест CLEP. ТЕКСТ: Текст для колледжа – Джеймс М. Хенслин, Социология, Приземленный подход. Шестое издание. Аллин и Бэкон. 2003 ОПИСАНИЕ: Студентам младших и старших курсов будет предложен четвертькурс, который будет охватывать следующие понятия, связанные с областью социологии. Социологическая перспектива — студенты поймут социологическую перспективу, социологию и другие социальные науки, происхождение социологии, роль ценностей в социальных исследованиях и тенденции, формирующие будущее социологии. Культура – студенты поймут, что такое культура, множество культурных миров, субкультур и контркультур. ценности в американском обществе, культурные универсалии и технологии в мире. Социализация – учащиеся смогут объяснить утверждение «Общество делает людей людьми; определить, что такое человеческая природа, социализация в себя, разум и эмоции, социализация в пол, агенты социализации, ресоциализация и социализация на протяжении всей жизни. Социальная структура и социальное взаимодействие – учащиеся будут сравнивать и сопоставлять уровни социологического анализа, социальных институтов и потребности как в макросоциологии, так и в микросоциологии. Социальный класс в Соединенных Штатах — студенты поймут, что такое социальный класс, социологические модели социального класса, социальную мобильность и бедность. Как социологи проводят исследования: учащиеся поймут, что является актуальной социологической темой, моделью исследования, методами исследования, этикой, связанной с исследованием, и выполнят фактический социологический исследовательский проект, включающий 8 шагов исследовательской модели. Глобальная стратификация — учащиеся определят системы социальной стратификации, глобальной стратификации и того, как мировые нации становятся стратифицированными. Раса и этническая принадлежность — учащиеся поймут теории предрассудков, расовых и этнических отношений в Соединенных Штатах и взгляды в будущее, связанные с расой и этнической принадлежностью. Религия — студенты поймут, что такое религия, символическая интеракционистская перспектива, конфликтная перспектива, религия и дух капитализма, основные религии мира и религии в Соединенных Штатах. Девиантность и социальный контроль – учащиеся узнают, что такое девиантность, перспективы символического интеракционизма, функционализма и конфликта, класс, преступность и систему уголовного правосудия, а также реакции на отклонения. РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Студент изучит шаги, используемые в социологическом подходе, и применит их к исследовательскому проекту. |
NYCDOE: Passport to Social Studies – Grade 11 Unit 2 Text Set
Popular search terms:
- New Teacher Support
- Anti-racism
- Hispanic Heritage
- Asian American History
Поиск в библиотеке:
Просмотр
Содержит защищенный авторским правом или конфиденциальный материал, поэтому вы должны
авторизоваться
скачать его.
11 класс
Социальные исследования
Этот набор текстов Passport to Social Studies предназначен для первого раздела курса истории и государственного управления Соединенных Штатов под названием: Экспансия, национализм и секционализм (1800–1865). Тщательно подобранная коллекция документов, включенная в набор текстов, помогает учащимся изучить некоторые из более крупных тем, а также конституционные и гражданские вопросы, чтобы ответить на основной вопрос: каковы американские основы свободы и свободы? Он предназначен для использования в сочетании с соответствующими Паспорт по обществознанию 11 класс Раздел 2 Пособие. Первичные, вторичные и третичные источники, определенные для каждого урока в наборе, были выбраны для поддержки цели урока и предлагаемых действий. Для каждого урока может быть подборка печатных текстов, изображений, карт или фотографий. Кроме того, содержимое набора текстов соответствует темам экзамена Regents по истории и государственному управлению США (концепция).
Сотрудники отдела социальных исследований работали с педагогами и историками над разработкой и курированием представленных материалов. Этот набор текстов можно адаптировать и настроить в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся.
Другие ресурсы, такие как NYCDOE: Passport to Social Studies — набор текстов для 11 класса, раздел 2
NYCDOE: Passport to Social Studies — набор текстов для 11 класса, раздел 1
11 класс
Social Studies
Подробности
Этот набор текстов «Паспорт к общественным наукам» предназначен для пятого раздела курса «Глобальная история и география II» под названием «Напряженность между традиционными культурами и модернизацией». Тщательно отобранная коллекция документов, включенная в набор текстов, помогает учащимся изучить некоторые из наиболее важных непреходящих проблем, стоящих перед современным миром, чтобы ответить на вопросы…
NYCDOE: Passport to Social Studies — Руководство по разделу 3 для 11 класса
11 класс
Обществознание
Details
Примечание для учителей. Чтобы помочь с дистанционным обучением, студенческие графические органайзеры для этого модуля доступны на NYCDOE TeachHub в папке на Google Диске вместе с уроками Passport to Social Studies, адаптированными для дистанционного обучения.