Практические работы по 9 классу по учебнику А.И. Алексеева
9 класс
Практическая работа №1
Тема: Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ.
Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.
Цель работы. Научить учащихся класса ориентировать по космическим снимкам и аэрофотоснимкам.
Ход работы:
Задание 1. Определить по космическим снимкам материки.
Задание 2. Рассмотреть аэрофотоснимок.
Описать, что видно на аэрофотоснимке. Чем аэрофотоснимок отличается от карты и плана?
Практическая работа №2
Тема: Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.
Цель работы: Проанализировать состояние экологической ситуации в отдельных регионах России на основе разнообразных источников информации.
Ход работы.
Задание 1. На основе анализа карты (Рис 1) «Современное состояние окружающей среды» определите наиболее острые экологические проблемы в Центральной России, Урале, Западной Сибири и Дальнем Востоке. Обоснуйте свой ответ.
Рис 1.
Задание 2. На основе анализа карты (Рис 2) определите какие производства оказывают наибольшее влияние на экологическое состояние крупных городов России. Выделите самые чистые регионы страны. Обоснуйте свой ответ.
Рис 2.
Задание 3. На основе анализа карты (Рис 3) укажите самые радиационно-загрязненные территории России. Обоснуйте свой ответ.
Рис 3.
Задание 4. На основе анализа карты (Рис 4) «Загрязнение почв тяжелыми металлами» назовите самые загрязненные территории России. Приведите примеры наиболее загрязненных городов России тяжелыми металлами. Ответ обоснуйте.
Рис 4.
Задание 5. На основе анализа карты «Экологические проблемы России» (Рис 5) назовите экологические проблемы Северного Кавказа, Центральной России и Урала. Какие экологические проблемы характерны для крупных городов данных регионов страны?
Рис 5.
Задание 6. На основе анализа карты «Экологическое состояние поверхностных вод» (Рис 6) укажите какие речные системы России наиболее загрязненные. В каких регионах страны относительно чистые поверхностные воды. Ответ обоснуйте.
Рис 6.
Задание 7. На примере города Москвы (Рис 7) рассмотрите воздействие на окружающую среду мусоросжигательных заводов. Сделайте вывод о радиусе воздействия мусоросжигательных заводов на экологическое состояние города.
Рис 7.
Вывод: В выводе, укажите какие территории России наиболее загрязненные и экологически опасны для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Практическая работа №3
Тема: Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации
Цель работы: Продолжить формировать у учащихся умения создания образа территории.
Ход работы.
Задание 1. На основе анализа разнообразных источников географической информации создать образ отдельных территорий России (природный аспект).
Задание 2. На основе анализа разнообразных источников географической информации создать образ отдельных территорий России (социально-экономический аспект).
Задание 3. На основе анализа разнообразных источников географической информации создать образ отдельных территорий России (комплексный аспект).
Вывод: В выводе указать взаимосвязь природных, социально-экономических и экологических аспектов формирования образа отдельных регионов России.
Тема: Изображение на контурной карте
schoolfiles.net
Рабочая программа по географии (9 класс) на тему: рабочая программа по географии 9 класса » Полярная звезда»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ЛИЦЕЙ №124»
ПРИНЯТО Утверждаю
Методическим объединением Директор МБОУ «Лицей № 124»
учителей естественнонаучных
дисциплин _______Н.М. Погребников
МБОУ «Лицей № 124» Приказ от
Протокол от 29.08.2014 №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Программа основного ( общего ) образования
9 класс
2014-2015 учебный год
Программа общеобразовательных учреждений по географии
Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина.
Москва. Просвещение. 2009 год
Учитель: Новосельцева Татьяна Анатольевна
Барнаул 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии России в 9 классе составлена
на основе авторской программы ( А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) . Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Из них практических оценочных работ -8 , контрольных -3, резервное время- 6 часов.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1)Базисный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный МО РФ № 1312 от 09.03.2004;
2)Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 № 1089;
3)Авторская программа общеобразовательных учреждений по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина), 2008г., М.; Просвещение;
4)Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу в МБОУ «Лицей № 124», утвержденное приказом № 64 от 31.08.2012г.;
5)Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования РФ на 2014-2015 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 302 от 07. 12. 2005г.
Курс « География России» (8 – 9) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников. Если в 8 классе дается общий обзор природы, населения и хозяйства нашей страны, то в 9 классе изучаются географические районы России.
Цели и задачи курса:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа родного края.
Цели и задачи обучения не противоречат стандартам общего образования.
Изменения в содержании рабочей программа незначительно отличается от примерной и авторской программой. Увеличение часов на изучение отдельных тем и разделов (1 – 2)
связано с проведением практических оценочных работ на основе краеведческого материала и изучение регионального компонента.
Обучающие ( тренировочные практические работы) – формирование знаний и умений
проводятся почти на каждом уроке, они не указаны в тематическом поурочном планировании, так как оценивать каждого учащегося не обязательно. В рабочей программе указаны только оценочные практические работы, которые требуют контроля
за усвоением умений и навыков учащихся.
Формы и методы, технологии обучения.
Коммуникативное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; технологии социального взаимодействия ( дискуссии, групповая работа, анализ ситуаций ), практико-ориентированные технологии(практикумы, проекты), игровые технологии (КВН, соревнования), ИКТ-технологии, проблемно-диалогическая. Уроки систематизации и контроля знаний, рефлексии, практикумы, актуализации знаний . Темы уроков «Учимся с Полярной звездой» связаны с проектной деятельностью и предполагает групповую или индивидуальную работу обучающихся в форме дискуссий, практических работ, исследовательской деятельности, поиска информации в интернете.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса «География. Россия» в 9 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
понятия «район» и «районирование»;
особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
2) уметь:
определять географическое положение района;
давать характеристику района по плану;
давать сравнительную характеристику районов по плану;
читать топографические планы и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
работать с материалами периодической печати;
определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
3) оценивать:
изменения в развитии районов России;
уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.
Тематический поурочный план учебного предмета «География»
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ Урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т.д.) | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | |||
Введение « Регионы России» — 10 часов | |||||||
1. | Учимся с «Полярной Звездой» | Создание ценностной шкалы « Что для меня наиболее важное в географии» | Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию. Уметь оценивать свои достижения | Урок изучения новых знаний. Работа с текстом на Стр. 4-5 | |||
2. | Районирование России | Знать/понимать: Понятие «район» и «районирование» Принципы и функции районирования. Анализировать диаграмму «Соот- ношение районов России по территории, насе- лению, объему промышленного и сельскохозяйственного производства» Знать особенности природы регионов России. Уметь анализи-ровать текст учебника и дополнительный материал. Выявлять противоречия в проблеме. Составлять тезисы. | Работа с картами учебника на стр. 226, 228,234. Анализ диаграммы на стр. 8-9. Работа с картами атласа | ||||
3. | Учимся с «Полярной звездой» | Знакомство с особенностями изображения Земли из космоса, с космическими снимками . | |||||
4. | Великие равнины России-Восточно-Европейская и Западно-Сибирская | ||||||
5. | Горный каркас России-Урал и горы Южной Сибири | ||||||
6. | Мерзлотная Россия- Восточная и Северо-Восточная Сибирь | ||||||
7. | Экзотика России-Се-верный Кавказ и Дальний Восток | ||||||
8. | Экологическая ситуация в России | ||||||
9. | Экологическая безопасность России | ||||||
10. | Учимся с «Полярной Звездой» | Практическая работа №1 «Оценка экологической Ситуации в различных регионах России на основе Экологической карты, материалов периодической печати» | |||||
Европейская Россия-32 часа Тема № 1 Центральная Россия-10 часов | |||||||
11. | Пространство Центральной России | Знать/понимать: особенности географического положения, при- родных условий и ресурсов ЦР, этапы освоения территории, хозяйственные и культурные особенности крупных городов, особенности размещения населения, хозяйственную деятельность населения, современные проблемы развития районов. Уметь: определять географическое положение районов, давать характеристику района по плану | Работа с картами атласа и учебника, дополните- льным материалом. Участие в дискуссии. Подготовка и проведение презентаций. | ||||
12. | Центральная Россия: Освоение территории и население | ||||||
13. | Кустарные промыслы Центральной России | ||||||
14. | Центральный район | ||||||
15. | Волго-Вятский район | ||||||
16. | Центрально-Черноземный район | ||||||
17. | Учимся с «Полярной звездой» | Анализ отрывков из художественных, научных, научно-популярных произведений, раскрывающих образ Центральной России. | |||||
18. | Москва и Подмосковье | ||||||
19. | Учимся с «Полярной звездой» | Подготовка и проведение дискуссии «Рост Москвы- это хорошо или плохо» | |||||
20. | Обобщение знаний по Центральной России | Контрольная работа №1 | |||||
Тема №2 Северо-Запад -5 часов | |||||||
21. | Пространство Северо-Запада | Работать с материалами Периодической печати, определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных, определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района. | Работа с картами атласа и учебника. Заполнить таб. на стр.95. Создание презентации | ||||
22. | Северо-Запад: «окно в Европу» | ||||||
23. | Северо-Запад: хозяйство | ||||||
24. | Санкт-Петербург- вторая столица России | ||||||
25. | Учимся с «Полярной звездой» | Практическая работа № 2 «Создание электронной презентации «Петербург- вторая столица России» | |||||
Тема №3 Европейский Север -4 часа | |||||||
26. | Пространство Европейского Севера | Оценивать: изменения в развитии районов России, уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия, положительные и отрицательные изменения приро- дных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности. | Работа с картами и учебника. Работа с контурными картами. Таб. №6 на стр. 111 | ||||
27. | Европейский Север: освоение территории и население | ||||||
28. | Европейский Север: хозяйство и проблемы | ||||||
29. | Учимся с «Полярной Звездой» | Практическая работа №3 Составление карто-схемы «Производственные связи Череповецкого металлургического комбината» | |||||
Тема №4 Северный Кавказ -4 часа | |||||||
30. | Пространство Северного Кавказа | Работа с картами атласа. Табл. №7 на стр. 126 Карты на стр. 120-121 | |||||
31. | Северный Кавказ: освоение территории и население | ||||||
32. | Северный Кавказ: Хозяйство и проблемы | ||||||
33. | Учимся с «Полярной Звездой» | Практическая работа №4 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства» | |||||
Тема № 5 Поволжье – 4 часа | |||||||
34. | Пространство Поволжья | Работа с картами, заполнить таб.№7 на стр. 139 и таб. №5 на стр. 143 | |||||
35. | Поволжье: освоение территории и население | ||||||
36. | Поволжье: хозяйство И проблемы | ||||||
37. | Учимся с «Полярной Звездой» | Дискуссия «Экологические проблемы Поволжья» | |||||
Тема № 6 Урал – 5 часов | |||||||
38. | Пространство Урала | Работа с картами, статистически-ми таблицами на стр.223, таб. на стр. 161 | |||||
39. | Урал: освоение территории и хозяйство | ||||||
40. | Урал: население и города | ||||||
41. | Учимся с «Полярной Звездой» | Практическая работа №5 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» | |||||
42. | Обобщение знаний по Европейской России | Контрольная работа №2 | |||||
Азиатская Россия – 15 часов Тема №7 Сибирь – 9 часов | |||||||
43. | Пространство Сибири | Работа с картами, таблицами, таб. на стр. 183, поисковыми системами и сайтами в Интернете | |||||
44. | Сибирь: освоение территории и население | ||||||
45. | Практическая работа №6 | «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства» | |||||
46. | Сибирь: хозяйство | ||||||
47. | Западная Сибирь | ||||||
48. | Восточная Сибирь | ||||||
49-51. | Учимся с «Полярной Звездой» | Разработка проекта «Путешествие по Транс- сибирской магистрали», конкурс презентаций | |||||
Тема № 8- Дальний Восток –6 часов | |||||||
52. | Пространство Дальнего Востока | Практическая работа № 7 «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона» | Работа с картами учебника и атласа, таблицами, статистическим материалом. Групповая и индивидуальная работа | ||||
53. | Дальний Восток: освоение территории и население | ||||||
54. | Дальний Восток: освоение территории и население | ||||||
55. | Дальний Восток: хозяйство | ||||||
56. | Учимся с «Полярной звездой» | Разработка проекта «Развитие Д.Востокав первой половине 21 века» | |||||
57. | Обобщение знаний по Азиатской России | Контрольная работа №3 | |||||
Заключение — 5 часов | |||||||
58. | Соседи России | Самостоятельная научно-исс- ледовательская работа учащихся, краеведческая деятельность на основе дополнитель ных источников информации | |||||
59. | Сфера влияния России | ||||||
60- 62. | Учимся с «Полярной звездой» Природа, население и хозяйство Алтайского края | Практическая работа №8 «Характеристика природы, населения и хозяйства Алтайского края» | |||||
63-68. | Резервное время | ||||||
Оценочные практические работы:
- «Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати»
- «Создание электронной презентации «Петербург – вторая столица России»
- «Составление картосхемы « Производственные связи Череповецкого металлургического комбината»
- «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства»
- «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала»
- «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства ( с использованием географических карт)»
- «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона»
- «Характеристика природы, населения и хозяйства Алтайского края»
Темы уроков «Учимся с Полярной звездой» связаны с проектной деятельностью учащихся и предполагают групповую или индивидуальную работу учащихся в форме дискуссий, практических работ, исследовательской деятельности.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа по картам атласа и контурным картам, проверочные и самостоятельные работы, работа с диаграммами и графиками, географические диктанты, тесты, подготовка компьютерных презентаций.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» не ставится
Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1»не ставится
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1»не ставится
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.
2. География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В.В. Николина — М.: Просвещение, 2014.
3. Географический атлас 8-9 класс. – М.:Просвещение, 2014
4. Николина В. В. Поурочные разработки. 9 класс.М.: Просвещение, 2010
5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России. М.; Вако,2004.
5.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство. М.; Вако, 2007
6.География в таблицах и диаграммах. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова-М.; АСТ:Астрель: Хранитель, 2007
nsportal.ru
Практические работы по географии. 6–9-й классы
Практическая работа по географии. 8-й класс. Тема: «Получение новых знаний по почвенной карте».
Цель: научить учащихся получать новую информацию из почвенной карты России.
Задачи:
- формировать умения и навыки работы с картой;
- закрепить понятия «почва», «факторы почвообразования»;
- развивать способность анализировать информацию и делать выводы.
Оборудование: «Почвенная карта России; атласы.
Учебные задания
Задание.
Рассмотрите «Почвенную карту России».
На карте много названий почв – цветовых, почему? (Окраску почве придают минералы, породы, разноцветные осадочные отложения)
Какую информацию мы получим, увидев в названии почвы следующие цвета:
Цвет почвы | Характерные добавки |
Чёрный до серого | гумус (от повышенного содержания до низкого) |
белый; светлые тона (подзол) | силикаты, содержащие кремний минералы (кварц, полевой шпат) или карбонаты кальция, или гипс, или поваренную соль (результат засушливого климата) |
красный; оранжевый малиновый | гематит (окись железа) |
бурый | Гётит (результат влажного климата) |
красно-бурый, коричневый | смесь гематита и гётита |
желтый | лимонит |
глей (голубой, сизый, оливковый) | заболоченные почвы(результат сильного переувлажнения) |
Какие из этих почв наиболее плодородные? (Чернозёмы)
Насколько они распространены в нашей стране?
Россия относится к числу слабозаселённых стран, где сосредоточена основная часть нашего населения?
Как вы думаете, какое количество населения мы способны прокормить?
Вывод: Плодородных почв на территории России мало, т.к. на большей площади страны неблагоприятные климатические условия и сложный рельеф. Основная часть населения сосредоточена на небольшой площади с благоприятными природными условиями, следовательно, самыми плодородными почвами. Результат деградация почв, нехватка пахотных земель.
Предложите выход из сложившейся ситуации. Какие меры по улучшению землепользования необходимо предпринять?
Планируемый результат:
- Выстраивание взаимосвязей между природными условиями, наличием определённых типов почв и экономическими последствиями.
- Умение применять полученные знания и навыки в практических целях.
Практическая работа по географии. 6-й класс. Общая тема по географии: «План и карта» – Приложение 1.
Практическая работа по географии. 7-й класс. Тема: «Взаимосвязь рельефа, внутренних процессов земли и полезных ископаемых» – Приложение 2.
Практическая работа 9-й класс. Тема: «Знакомство с агроклиматической картой России» – Приложение 3.
urok.1sept.ru
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Практическая работа. Контрольная работа | Д/з | Прим. |
Введение (1 ч.) | ||||||
1. | Введение | 1ч. | ||||
РАЗДЕЛ V. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (19Ч.) | ||||||
1. Общая характеристика хозяйства (4ч) | ||||||
1. | Понятие хозяйства. Его структура. | 1ч. | ||||
2. | Этапы развития хозяйства. | 1ч. | ||||
3. | Географическое районирование. | 1ч. | Пр.раб №1 Географическое районирование территории России. | |||
4. | Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства» | 1ч. | ||||
2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (15ч.) | ||||||
1. | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1ч. | ||||
2. | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. | 1ч. | Пр.раб №2 Объяснение географической им зональной специализации сельского хозяйства | |||
3. | Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность. | 1ч. | Пр.раб №3. Изучение на примере своего района обеспеченности населенного пункта пищевыми продуктами и районов поступления продукции | |||
4. | Лесной комплекс. | 1ч. | ||||
5. | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. | 1ч. | Пр. раб №4. Чтение карты угольной промышленности ( осн. Районы добычи) | |||
6. | Энергетика. | 1ч. | ||||
7. | Металлургический комплекс. | 1ч. | Пр.раб №5. Изучение особенностей размещения метал. Производства (на основе чтения карт) | |||
8. | Машиностроительный комплекс. | 1ч. | Пр.раб №6 Производственные связи машиностроительного комплекса. | |||
9. | Военно-промышленный комплекс (ВПК) | 1ч. | ||||
10. | Химическая промышленность. | 1ч. | Пр.раб №7. Анализ отраслевых карт, составление схемы межотраслевых связей химической промышленности | |||
11. | Транспорт. | 1ч. | Пр.раб №8. Сравнение транспортной обеспеченности своей местности | |||
12. | Информационная инфраструктура. | 1ч. | ||||
13. | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | 1ч. | Пр.раб №9. Составление картосхемы учреждений сферы услуг Октябрьского района | |||
14. | Территориальное (географическое) разделение труда. | 1ч. | ||||
15. | Обобщение по теме «Отрасли хозяйства» | 1ч. | ||||
РАЗДЕЛ V. РАЙОНЫ РОССИИ (45Ч.) | ||||||
1.Европейская часть России (26ч.) | ||||||
1. | Восточно-Европейская равнина. | 1ч. | Пр.раб №10. Нанесение на к. карту основные объекты природы Восточно-Европейской равнины | |||
2. | Волга. | 1ч. | Пр.раб №12. ГП и характеристика Волги | |||
3. | Центральная Россия: состав, географическое положение. | 1ч. | Пр.раб №12. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России | |||
4. | Центральный район: особенности населения. | 1ч. | Пр.раб №13. Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей | |||
5. | Хозяйство Центрального района. | 1ч. | ||||
6. | Москва – столица России. | 1ч. | ||||
7. | Города Центрального района. | 1ч. | Пр.раб №14. Составление географических маршрутов по городам Центрального района с указанием их достопримечат-й | |||
8. | Центрально-Чернозёмный район. | 1ч. | ||||
9. | Волго-Вятский район. | 1ч. | ||||
10. | Северо-Западный район: географическое положение и природа. | 1ч. | Пр. раб №15. Особенности географического положения Северо-Западного района. | |||
11. | Города на старых водных торговых путях. | 1ч. | Пр.раб №16. Составление географического маршрута по древним городам Северо-Запада с указанием достоприм-й | |||
12. | Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. | 1ч. | ||||
13. | Санкт-Петербург – «вторая столица» России. | 1ч. | ||||
14. | Калининградская область. | 1ч. | ||||
15. | Европейский Север: Географическое положение и природа. | 1ч. | ||||
16. | Этапы развития хозяйства. | 1ч. | Пр. раб №17. Сравнение двух районов Европ. Севера по плану | |||
17. | Роль Европейского севера в развитии русской культуры. | 1ч. | Пр.раб №18. Описание одного из природных или культурных памятников Севера | |||
18. | Поволжье: географическое положение и природа. | 1ч. | ||||
19. | Население и хозяйство. | 1ч. | Пр. раб № 19 нанесение на к. карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурного и религиозного состава | |||
20. | Северный Кавказ, природные условия. | 1ч. | Пр.раб. №20 сравнение западной и восточной части Северного Кавказа по природным условиям | |||
21. | Хозяйство района. | 1ч. | ||||
22. | Народы Северного Кавказа. | 1ч. | ||||
23. | Южные моря России. | 1ч. | ||||
24. | Урал: географическое положение и природа. | 1ч. | Пр.раб №21 Географическое описание Среднего Урала по картам | |||
25. | Этапы развития хозяйства и современное состояние. | 1ч. | ||||
26. | Обобщение по теме «Европейская часть России» | 1ч. | ||||
2. Азиатская часть России. (16ч.) | ||||||
1. | Природа Сибири. | 1ч. | Пр.раб №22. Географическое описание путешествия от Владивостока до Екатеринбурга | |||
2. | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | 1ч. | ||||
3. | Арктические моря. | 1ч. | ||||
4. | Население Сибири. | 1ч. | ||||
5. | Хозяйственное освоение Сибири. | 1ч. | ||||
6. | Западная Сибирь: природные условия и ресурсы. | 1ч. | ||||
7. | Хозяйство района. | 1ч. | ||||
8. | Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы. | 1ч. | ||||
9. | Байкал. | 1ч. | ||||
10. | Хозяйство района. | 1ч. | ||||
11. | Формирование территории Дальнего Востока. | 1ч. | ||||
12. | Природные условия и ресурсы. | 1ч. | . | |||
13. | Моря Тихого океана. | 1ч. | Пр.раб №23 сравнительная характеристика двух морей ДВ | |||
14. | Население района. | 1ч. | ||||
15. | Хозяйство района | 1ч. | ||||
16. | Обобщение по теме «Азиатская часть России» | 1ч. | Пр.раб №24 Составление сравнительной таблицы отражающей различия районов | |||
РАЗДЕЛ V. ЭКОЛОГИЯ (3Ч.) | ||||||
1. | Экология России. | 1ч. | ||||
2. | Россия в мире. | 1ч. | Пр.раб №25 работа со статистическим материалом с целью выявления уровня эконом.и и соц-го развития России в сравнении с показателями других стран | |||
3. | Обобщение изученного за год. | 1ч. | ||||
Резерв времени | 3ч. |
nsportal.ru
Рабочая программа по Географии России к учебнику Алексеева 9 класс
Пояснительная записка.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Просвещение, 2004). Согласно Программе на изучение курса «География России: хозяйство и географические районы» в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Такое же количество учебного времени отводится для изучения предмета географии в 9 классе согласно Базисному учебному плану.
Программа включает два раздела, каждый из которых разделяется на отдельные темы. В курсе предусмотрено выполнение 21 практической работы. Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль (после изучения каждой темы) и итоговый рубежный контроль (по итогам года).
Согласно Программе, на относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях своей местности (Ставропольском крае). В связи с этим 10% уроков по курсу включают в себя региональный компонент географических знаний.
Система оценки планируемых результатов.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, особенностей хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Стоит отметить, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Содержание учебного предмета.
№
Наименование раздела
Характеристика основных содержательных линий
1
Раздел I «Хозяйство России» (18 час)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование
Тема 2. Главные отросли и межотраслевые комплексы.
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.
Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Ведущая отрасль скотоводства. География основных отраслей животноводства;
Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК.
Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики.
Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭС. ТЭК и охрана окружающей среды.
Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России.
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы.
Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии;
ВПК, его состав место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы.
Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации.
Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития.
Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике страны и проблемы его развития.
Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России.
Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы
2
Раздел II «Районы России»
(26 час)
Тема 1. Европейская часть России
Тема 2. Азиатская часть России (15 час.)
Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения
Центральная Россия. Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР.
Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы
Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.
Москва – столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России.
Города Центрального района.
Центрально-Черноземный район. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. проблемы и перспективы развития
Волго-Вятский район. Состав территории. преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. изменение геополитического положения района после распада СССР
Северо-Западный район. Состав района. Особенности географического, экономико-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. Специфика природы района. Действие оледенения. природные ресурсы, их размещение и использование
Северо-Запад – район древнего заселения. Города, качество жизни населения
Санкт-Петербург – северная столица России, история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград
Европейский Север. Состав района. Специфика геополитического и эколого-географического положения и его влияние на формирование района
Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского севера
Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС- важная база российского ВПК
Поволжье. Состав района. основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны
Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни
Европейский Юг. Определение географического положения (ГП) территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства
Характеристика внутренних различий районов и городов. Особенности развития АПК района
Административный центр. Особенности ЭГП, экономики
Социально-экономические проблемы и пути их решения
Урал. Определение географического положения, основных этапов освоения. Оценка природных ресурсов и их использование
Основные историко-географические этапы формирования района
География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Проблемы района
Основные историко-географические этапы формирования региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения
Сибирь. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Специфика природы гор Южной Сибири: рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. Специфика природы Арктических морей: рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. основные историко-географические этапы формирования района
Западная Сибирь. Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации
Восточная Сибирь. Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы
Особенности географического положения Байкала. Зависимость строения озерной котловины от строения земной коры
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. географические аспекты основных экономических проблем района
Дальний Восток. Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения. Основные факторы формирования района
Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы
Специфика природы морей Тихого океана: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы
Численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Традиции и культура
Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства
Основные историко-географические этапы формирования Азиатской части России. Население: численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения Азиатской части России
3
Раздел III «Россия в мире»
(1 час)
Место России среди стран
Основные историко-географические этапы формирования территории России. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения России
4
Раздел IV «Хозяйство Ставропольского края» (6 час.)
Определение географического положения Ставропольского края, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование.
Выявление особенностей ЭГП, экономики Ставропольского края. Характеристика внутренних различий районов и городов Ставропольского края
Особенности развития промышленности сельского хозяйства Ставропольского края
Города Ставропольского края , их экологические проблемы и пути их решения
Учебно — тематический план
Районы России.
Азиатская часть России
15
2
5
Россия в современном мире
1
1
6
Хозяйство Ставропольского края
6
1
7
Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу.
1
1
Итого:
68
3
21
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо — и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Учебно-методический комплект:
Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России. Москва, Просвещение, 2011
Методические пособия: С.А. Малиновская. География. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева. Волгоград: Учитель, 2008;
О.В. Антушева. География. 9 класс: поурочные планы. Часть 1 и 2. Волгоград: Учитель, 2007.
Дидактические материалы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Пятунин. Дидактические материалы по географии России. Москва: Просвещение, 1996.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение
Содержание и структура курса География России: хозяйство и географические районы
2
7.09
Раздел 1 Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование
Понятие хозяйства. Его структура.
Устный опрос
3
9.09
Этапы развития хозяйства
Творческое
Задание
4
14.09
Географическое районирование. П. р. № 1. Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т.д.)
Практическая работа
5
16.09
Диагностическая контрольная работа
6
21.09
Тема 2. Главные отросли и межотраслевые комплексы
Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа № 2. Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства
Работа с контурной картой
7
23.09
Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства
Сообщения
8
28.09
Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Практическая работа № 3. Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия различных звеньев АПК
Практическая работа
9
30.09
Лесной комплекс
Творческое задание
Практическая работа
10
5.10
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Практическая работа № 4. Чтение карты угольной промышленности, нефтяной и газовой промышленности (основные районы добычи, транспортировка, размещение нефтеперерабатывающих заводов)
11
7.10
Электроэнергетика
Устный опрос
12
12.10
Металлургический комплекс. Практическая работа № 5. Изучение особенностей размещения металлургического производства (на основе чтения карты)
Практическая работа
13
14.10
Машиностроительный комплекс. Практическая работа № 6. Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода
Практическая работа
14
19.10
Военно-промышленный комплекс
Устный опрос
15
21.10
Химическая промышленность. Практическая работа № 7. Анализ межотраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности
Практическая работа
16
26.10
Транспорт. Практическая работа № 8. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт
17
28.10
Информационная структура
Практическая работа
18
10.11
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Практическая работа № 9. Составление картосхем учреждений сферы услуг своего района
19
12.11
Территориальное (географическое) разделение труда
Устный опрос
20
1719.11.111
Раздел II.
Районы России Европейская часть России
Европейская часть России
Тема 1.
Восточно-Европейская равнина. Практическая работа № 10. Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины
Практическая работа
21
24.11
Волга
Сообщения
22
26.11
Центральная Россия
Центральная Россия: состав, географическое положение. Практическая работа № 11. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России
Практическая работа
23
1.12
Центральный район: особенности населения. Практическая работа № 12. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России
Практическая работа
24
3.12
Хозяйство Центрального района. Практическая работа № 13. Составление географических маршрутов по городам Центральной России с указанием их достопримечательностей
Практическая работа
25
Москва — столица России
Творческое
Задание
26
Города Центрального района
Устный опрос
27
Центрально-Черноземный район
Устный опрос
28
Волго-Вятский район
Устный опрос
29
Северо-Запад
Географическое положение и природа
Работа с контурной картой
30
Города на старых водных путях. Практическая работа № 14. Составить географический маршрут по древним городам Северо-Запада с указанием достопримечательностей
Сообщения
Практическая работа
31
Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. Санкт-Петербург – вторая столица России
Устный опрос
32
Калининградская область
Творческое
Задание
33
Промежуточная контрольная работа
Зачет
34
Европейский Север
Географическое положение Европейского Севера
Сообщения
Работа с картами атласа
35
Этапы развития хозяйства. Практическая работа № 15. Сравнение двух районов Европейского Севера (Кольско-Карельского и Двино-Печорского) по типовому плану.
Практическая работа
Устный опрос
36
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Практическая работа № 16. Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям
Творческое
Задание
Практическая работа
37
Поволжье
Географическое положение и природа
Работа с контурной картой
38
Население и хозяйственное освоение Поволжья
Сообщения
39
Северный Кавказ
Природные условия
Практическая работа
Устный опрос
40
Хозяйство Северного Кавказа
Творческое
41
Народы Северного Кавказа
Задание
42
Южные моря России
Зачет
43
Урал
Географическое положение и природа Урала
Работа с контурной картой
44
Этапы развития и современное хозяйство Урала
Сообщения
Устный опрос
45
Города Урала. Проблемы района. Практическая работа № 17. Географическое описание по картам Среднего Урала
Практическая работа
46
Итоговый урок по теме Европейская часть России
Зачет
47
Районы России
Азиатская часть России
Природа Сибири
Работа с контурной картой
48
Природа и ресурсы гор Южной Сибири
Географический диктант
49
Арктические моря
Сообщения
50
Население Сибири
51
Хозяйственное освоение Сибири. Практическая работа № 18. Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера
Практическая работа
52
Западная Сибирь
Природные условия и ресурсы
Устный опрос
53
Хозяйство района
Творческое задание
54
Восточная Сибирь
Природные условия и ресурсы
Устный опрос
55
Байкал
Сообщения
56
Хозяйство Восточной Сибири
Исследовательская работа
57
Дальний Восток
Формирование территории
Работа с контурной картой
58
Природные условия и ресурсы Дальнего Востока
Работа с картами атласа
59
Моря Тихого океана. Практическая работа № 19. Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Тихого океана
Практическая работа
60
Население Дальнего Востока
Исследовательская работа
61
Хозяйство Дальнего Востока
Творческое задание
62
63
Россия в современном мире
Россия в современном мире. Практическая работа № 20. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира
Практическая работа
64
Ставропольский край
ЭГП, природные условия и природные ресурсы Ставропольского края. Практическая работа № 21. Определение по картам и оценка ЭГП Ставропольского края
Практическая работа
65
Хозяйство Ставропольского края. Промышленность.
Особенности развития на современном этапе
Сельское хозяйство. Развитие агропромышленного комплекса СК
Исследовательская работа
Работа с картами атласа и научной литературой
66
Транспорт. Внешние экономические связи.
Творческое задание
67
Города Ставропольского края. Проблемы экологии
Обобщающее повторение по теме: «География Ставропольского края»
Сообщения
Зачет
68
Раздел V. «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу.
Итоговая контрольная работа
Контроль знаний
infourok.ru
Рабочая программа по географии. 9 класс. УМК А.И. Алексеев.
1.Пояснителная записка.
Рабочая программа по географии разработана для 9 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), учебного плана МБОУ «Херсоновская ООШ» Беляевского района Оренбургской области на 2016 – 2017 учебный год, Примерной программы основного общего образования по географии, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа 2012 г. 5-9 классы.
2. Учебно-методический комплект
— Учебник А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. /учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений- Просвещение, 2014 г.
— Атлас, — М.: Просвещение, 2016 г.
— Комплект контурных карт. – М.: Просвещение, 2016.
3. Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения (34 учебные недели).
4. Цели и задачи курса:
Цели:
• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.
5. Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо — и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
6. Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Россия на карте мира (5 часов)
Экономико-географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России с положением других государств.
Границы России, Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
• Границы, соседи России.
Раздел 2. Человек и природа(5 часов)
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон и хозяйственного значения её природных условий. Природные условия, природные ресурсы; исчерпаемые, неисчерпаемые, адаптация, рекреационные ресурсы, мелиорация.
Районы размещения природных ресурсов по территории России и возможности их использования.
Раздел 3. Население России (12 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы
• Изучение и анализ таблиц, характеризующих численность населения.
Раздел 4. Хозяйство России (19 часов)
Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Практические работы
• Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
• Группировка отраслей по различным показателям.
• Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
• Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном 26обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы
— Описание районов добычи угля, газа, нефти.
— Размещение черной и цветной металлургии
— Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
— Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
— Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.
Раздел 5. Крупные регионы России (21 час)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы
• Моделирование вариантов нового районирования России.
• Составить промышленные связи Центрального района с другими районами.
• Сравнить географическое положение Москвы и Санкт-Петербурга.
• Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерского района
Раздел 6. Россия в мире (3 часа)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
Раздел 7. Хозяйство и население Оренбургской области (3 часа)
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Россия на карте мира | 5 | 1 | — |
2 | Человек и природа | 5 | — | — |
3 | Население России | 12 | 1 | 1 |
4 | Хозяйство России | 19 | 5 | 1 |
5 | Крупные регионы России | 21 | 4 | 2 |
6 | Россия в мире | 3 | — | 1 |
7 | Хозяйство и население Оренбургской области | 3 | — | — |
Итого: | 68 | 11 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по географии
Класс 8
Учитель: Нуржанова А.Б.
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Примечание | ||
план | факт | ||||
Введение – 1 час | |||||
1 | Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. | ||||
Пространство России – 6 часов | |||||
2 | Географическое положение России | ||||
3 | Моря омывающие Россию | Пр/р №1 «Сравнение морей» | |||
4 | Часовые пояса. Местное время. | Пр/р.№2. «Решение задач на определение поясного времени» | |||
5 | Образование государства Российского. Открытие Сибири, Д.Востока в XVIII-XIX вв | ||||
6 | Изучение территории России в советские годы | ||||
7 | Контрольная работа №1 Пространство России | ||||
Природа России – 26 часов | |||||
8 | Главные особенности природы .ФГП России | ||||
9 | Главные особенности рельефа России | Пр/р № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной | |||
10 | Геологическое летоисчисление | ||||
11 | Горы, складчатые области, платформы, равнины | ||||
12 | Полезные ископаемые | ||||
13 | Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления | ||||
14 | Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления | ||||
15 | Контрольная работа №2 Рельеф, геологическое строение | ||||
16 | Факторы, определяющие особенности климата | Пр/р№4:«Определение закономерностей климата | |||
17 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны | ||||
18 | Закономерности распределения климата на территории России | ||||
19 | Типы климатов России | Пр/р.№5. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов» | |||
20 | Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления | Пр/р №6: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны» | |||
21 | Контрольная работа №3 Климат | ||||
22 | Внутренние воды России. Реки. | ||||
23 | Характеристика речных систем | Пр/р№7:«Составление характеристики одной из рек» | |||
24 | Озера. Болота. Подземные воды. | ||||
25 | Ледники. Многолетняя мерзлота | ||||
26 | Водные ресурсы. Охрана вод | ||||
27 | Контрольная работа №4 Внутренние воды и водные ресурсы | ||||
28 | Образование почв и их разнообразие | ||||
29 | Главные типы почв России и закономерности их распределения | ||||
30 | Почвенные ресурсы России. | ||||
31 | Растительный мир нашей страны | ||||
32 | Животный мир и охрана органического мира | ||||
33 | Контрольная работа №5 Почвенно-растительный покров | ||||
Природные комплексы – 28 часов | |||||
34 | Природное районирование | ||||
35 | Природные зоны – как природный комплекс | ||||
36 | Природные зоны России | ||||
37 | Лесные зоны | Пр/р № 8: «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт». | |||
38 | Южные безлесные зоны. Высотная поясность | ||||
39 | Русская /Восточно-Европейская/ равнина | ||||
40 | Природные комплексы Русской равнины | ||||
41 | Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования | ||||
42 | Кавказ | ||||
43 | Кавказ | ||||
44 | Урал | ||||
45 | Природные комплексы и природные ресурсы Урала | ||||
46 | Природные комплексы и природные ресурсы Урала | ||||
47 | Западная Сибирь | ||||
48 | Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения | ||||
49 | Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения | ||||
50 | Средняя и Северо-Восточная Сибирь | ||||
51 | Природные комплексы Средней и северо-Восточной Сибири | ||||
52 | Природные комплексы Средней и северо-Восточной Сибири | ||||
53 | Горы Южной Сибири | ||||
54 | Горы Южной Сибири | ||||
55 | Проблема Байкала | ||||
56 | Проблема Байкала | ||||
57 | Дальний Восток | ||||
58 | Природные комплексы Дальнего Востока | ||||
59 | Природные комплексы Дальнего Востока | ||||
60 | Повторение : Природные районы | ||||
61 | Контрольная работа №6 Природные районы | ||||
Человек и природа – 5 часов | |||||
62 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | ||||
63 | Стихийные природные явления | ||||
64 | Изменение природы. Использование природных ресурсов. | ||||
65 | Сохранение и улучшение среды своего обитания – задача современного человека | ||||
66 | Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы | ||||
Обобщение – 2 часа | |||||
67 | Повторение: Природа России | ||||
68 | Итоговая контрольная работа |
multiurok.ru