Методическая разработка по биологии (9 класс) по теме: Лабораторные работы по биологии 9 класс
Биология 9 класс
Лабораторная работа
«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
О б о р у д о в а н и е: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стёкла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.
ХОД РАБОТЫ
Учащиеся делятся на 2-3 человека. Половина групп изготавливает микропрепараты из растительных объектов, другая половина групп – микропрепарат слизистой оболочки ротовой полости. В дальнейшем группы обмениваются микропрепаратами, занося результаты изучения в таблицу.
З а д а н и я:
- Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом.
- Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом.
- Рассмотрите оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставив знаки «+» или «-».
Клетки | Цитоплазма | Ядро | Плотная клеточная стенка | Пластиды |
Растительная | ||||
Животная |
Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нём черты сходства и различия растительных и животных организмов.
Лабораторная работа Страница
nsportal.ru
Лабораторные работы по биологии в 9 классе
Лабораторная работа №1
«Изучение приспособленности организмов среде обитания»
Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.
Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.
Ход работы
Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.
Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.
Вид
Ареал
Место обитания
Форма и окраска тела
Развитие когтей
Агама кавказская
Агама степная
3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.
Лабораторная работа №2
«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.
Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.
Ход работы
составить морфологическую, физическую и эколого-географическую характеристики для живых организмов.
Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.
Критерии вида
Показатели критерия для объекта №1
Показатели критерия для объекта №2
1.Морфологический
2. Физиологический
3.Эколдого-географический
Ответьте на вопросы:
-можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?
— Какова структура вида?
— Какова роль популяций в эволюционном процессе?
Лабораторная работа №3
Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой
микроскоп, организмы.
3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?
Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?
Лабораторная работа № 4
«ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.
ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ»
Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,
методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.
Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).
Ход работы.
1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.
Результат занесите в таблицу:
Номер листовой пластинки
Длина листовой пластинки
2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.
3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.
4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?
5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.
Лабораторная работа №5
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;
2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.
Ход работы:
1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40
Змееяд
Ужи
Лягушки
Кузнечи-ки
Растения
Тонны
0 1 2 3 4 5 6 7 8
Змееяд
Ужи
Лягуш-ки
Кузнечи-ки
Особи, млн
Рис.2. Пирамида чисел
2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.
3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.
4. Ответьте на вопросы:
Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?
В чем сущность правила экологической пирамиды?
Чем определяется устойчивость биоценозов?
Лабораторная работа №6.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Выявление типов взаимодействия разных видов
в данной экосистеме (на примере дубравы).
Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть
показатели, характеризующие биоценоз;
2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,
определить их значение в природе и жизни человека.
Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и
коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.
Ход работы.
1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав
растений.
2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.
П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.
2)Приведите примеры влияния растений на животных
и животных на растения. Данные внесите в таблицу.
Виды взаимоотношений
Организмы, вступающие во взаимоотношения
Значение
симбиоз
микориза
паразитизм
хищничество
конкуренция
3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.
1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,
отметьте цепи питания).
1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.
У. Вывод. Что такое дубрава?
Практическая работа №1.
«Решение генетических задач и составление родословных»
Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.
Оборудование: инструктивные карточки-задания.
Ход работы.
1. Полное доминирование.
Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?
2. На неполное доминирование.
У львиного зева красная окраска цветков А не полностью доминирует над белой окраской а. Взаимодействие генов А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.
3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО.
У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?
4. Полигибридное скрещивание.
Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?
У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?
5. На сцепленное с полом наследование.
Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?
П. Анализ родословных.
В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.
Составьте схему родословных трех поколений и определите:
а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;
б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?
Практическая работа № 2.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.
2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.
Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.
Ход работы:
Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).
1. Определите формы влияния человека на живую природу.
2. Приведите примеры этих влияний.
3. Данные занесите в таблицу.
Влияние человека на живую природу.
Формы влияния
Примеры
Последствие влияния
Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.
Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.
Предложите пути решения этих проблем.
www.metod-kopilka.ru
Гдз по Биологии за 9 класс лабораторные и практические работы, авторы Лисов Н.Д.
- 1 Класс
Математика
Русский язык
Английский язык
Информатика
Литература
Человек и мир
Окружающий мир
Музыка
- 2 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Окружающий мир
Музыка
Технология
- 3 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Окружающий мир
Музыка
Испанский язык
- 4 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Окружающий мир
Музыка
Испанский язык
- 5 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Физика
gdzometr.com
Лабораторные работы по биологии для 9 класса
Лабораторная работа № 1
Каталитическая активность ферментов в живых клетках
Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках
Ход работы:
В две пробирки налейте перекись водорода.
В первую пробирку поместите сырой картофель.
Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
перекись водорода и сырой картофель
перекись водорода и вареный картофель
Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №2
Изучение процессов плазмолиза и деплазмолиза в цитоплазме растительной клетки
Цель: сформировать знания о проницаемости клеточной мембраны и процессе обратимости плазмолиза, т.е. убедиться в переходе плазмолиза в деплазмолиз; закрепить умения работать с микроскопом, вести наблюдение и объяснять полученные результаты.
Ход работы:
1.Приготовь препарат кожицы лука. Рассмотри его под микроскопом. Обрати внимание на цитоплазму клетки. ( 1 наблюдение)
2.К краю покровного стекла приложи фильтровальную бумагу, чтобы удалить воду. С другого края накапай раствор соли. Какие изменения наблюдаются внутри клетки? (куда двигалась вода-в клетки или их них? Чем можно объяснить такое направление движения воды?) 2 наблюдение
Опиши и зарисуй увиденное.
1 наблюдение
2 наблюдение
3 наблюдение
3.Как называются изменения, которые ты наблюдал? Дай определения
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В чем причина плазмолиза?
________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Удали раствор соли из препарата фильтровальной бумагой, а другого края на покровное стекло нанеси 2-3 капли воды. Что ты наблюдаешь? 3 наблюдение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделай выводы.
Какие функции клеточной оболочки и ее внутреннего слоя (плазматической мембраны) были выявлены при работе?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясни причины потери воды цитоплазмой
________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
Изучение строения растительной , животной и бактериальной клеток
Цель работы: выявить отличительные особенности строения клеток различных организмов, сравнить их между собой и найти черты сходства и различия в строении; закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
Ход работы:
Приготовь микропрепарат кожицы лука, бактерии сенной палочки. Рассмотри их под микроскопом.
Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животных.
Зарисуй клетки и обозначь видимые в световой микроскоп органоиды.
Бактериальная клетка
Растительная клетка
Животная клетка
4. Сделай выводы:
А) о сходстве клеток и причинах: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) о различиях клеток:
Бактериальная клетка
Растительная клетка
Животная клетка
В) объясни причины различия клеток_______________________________________________________________________________________________________________________________
Г) как шла эволюция бактерий, животных, растений?
Лабораторная работа № 4
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.
Ход работы:
Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.
V
P
3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.
P
V
4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №5
Изменчивость организмов
Цель: сформировать понятие изменчивость организмов; продолжить формирование умений наблюдать объекты, выявлять признаки изменчивости.
Ход работы:
1. Сравни 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды). Найди признаки сходства в их строении и объясни причины такого сходства
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Найди у исследуемых растений признаки различия. Какие свойства организмов обусловливают различия между растениями одного и того же вида?
————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
3. Сделай выводы о значении изменчивости для эволюции
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Изучение фенотипов местных сортов растений
Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.
Ход работы:
1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.
2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.
Особенности сорта
№ 1
№ 2
Фенотипические признаки
Требования к почве
Сроки созревания
Агротехника
Вкусовые качества
Урожайность
Сохранность и транспортабельность
Устойчивость к болезням
3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа№7
Морфологические особенности растений различных видов
Цель: обеспечить усвоение понятия морфологический критерий вида; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Ход работы:
1.Рассмотрите побеги двух хвойных растений.
2.В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опиши побеги указанных растений.
3.Сравни шишки. Результаты занеси в таблицу.
Признаки
сравнения
Названия видов растений
Выводы по результатам сравнения
Какой видовой критерий характеризует сравнения
Сосна обыкновенная
Сосна кедровая
Количество хвоинок в пучке-укороченном побеге
Длина хвоинок
Длина, форма шишек
Величина, форма семян
4.Рассмотри растения одного семейства (по имеющимся гербарным экземплярам). Составь морфологическую характеристику растений каждого вида, опиши особенности их внешнего строения. Результаты занеси в таблицу.
5.Объясни установленные черты сходства и различия . Заполни таблицу.
Признаки
сравнения
Названия видов растений
Выводы по результатам сравнения
Какой видовой критерий характеризует сравнения
Особенности листьев
Особенности стебля
Особенности корней
Особенности строения цветка
Плод
6.Сделай выводы.
По каким признакам устанавливалась видовая принадлежность растений?
________________________________________________________________
Можно ли определить видовую принадлежность только по одному из критериев вида?
Лабораторная работа № 8
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Цель: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер
Ход работы:
1.Расссмотрите гербарные растения.
2.Определите среду обитания каждого из образцов.
3.Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
4.Заполните таблицу.
№
Название вида
Среда обитания
Черты приспособленности к условиям среды
1
2
3
5. Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер?
Сформулируй вывод:
Лабораторная работа № 9
Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений
Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.
Ход работы:
Рассмотрите гербарные растения.
Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.
№
Название вида
Особенности строения
Ароморфоз
1
Мох —
2
Хвощ —
3
Папоротник —
Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу
№
Название вида
Особенности строения
Идиоадаптации
1
2
3
Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
infourok.ru