§2. Отрочество — особая пора жизни
Проверим себя
1. Кого называют отроком?
Отрок — юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности (10-14 лет)
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Человек переходит из детства во взрослую жизнь
3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
В классе и дома
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
Изменения в организме, резкая смена настроения, быстрая усталость.
2. Древнегреческий ученый Пифагор выделял такие периоды жизни человека:
период становления — до 20 лет (весна)
молодой человек — 20-40 лет (лето)
человек в расцвете сил — 40-60 лет (осень)
старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима)
Выскажи свое мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
4. Запиши на листе бумаги все, о чем ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учебой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.
Желания приобрести модные вещи и ценности, отдых и путешествия.
5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари». Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи свое мнение, в чем может быть причина такого поведения.
6. Прочитай текст рубрики «Учимся общаться». Свойственны ли тебе описанные особенности? Составьте в парах памятку — советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».
poobschestvu.ru
Обществознание 5 класс Уроки 5, 6. Отрочество
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК
Уроки 5, 6. Отрочество — особая пора жизни
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; кубик Блума; макеты шляп; проектор; мультимедийная презентация.
Тип уроков: комбинированные.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
В 12—14 лет в жизни многих детей наступает переломный момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.
— Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
— О чем эта притча?
— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».
— Предположите, что мы будем изучать на уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Легко ли быть подростком.
2. Отрочество — пора мечтаний.
3. Самостоятельность — показатель взрослости.
4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
5. Нужны ли сегодня рыцари.
Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?
Прежде чем знакомиться с новым материалом, вспомним, о чем вы говорили в начальной школе.
— Чем отличается дошкольник от школьника?
— Может ли маленький ребенок обходиться без материнского ухода?
— В чем проявляется забота взрослых?
(Ответы учеников.)
III. Работа по теме уроков
1. Легко ли быть подростком
Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста.
— Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.
(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)
Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
— Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?
(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943—1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.
В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством.
— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.
(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)
(Ответы учеников, составление схемы.)
Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.
— Предложите вопросы для сравнения. Заполните таблицу.
Чем взрослый отличается от подростка
2. Отрочество — пора мечтаний
— Послушайте стихотворение русского поэта В. Я. Брюсова.
Мечты, как лентами, словами
Во вздохе слез оплетены.
Мелькают призраки над нами
И недосказанные сны.
О чем нам грезилось тревожно,
О чем молчали мы вдвоем,
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом.
И мы дрожим, и мы не знаем…
Мы ищем звуков и границ
И тусклым лепетом встречаем
Мерцанье вспыхнувших зарниц.
— Что же такое мечта?
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.
— Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…» (Ответы учеников.)
Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!» Хорошо или плохо мечтать?
— Работая в парах, попробуйте придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик придерживается позиции «Мечтать хорошо!», а другой — «Мечтать вредно!».
(Проверка выполнения задания.)
— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17—18 учебника. Внимательно прочитайте текст.
— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?
— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?
— Чему вас научил пример ученого?
(Ответы учеников.)
3. Самостоятельность — показатель взрослости
— Как вы понимаете слово самостоятельность?
(Ответы учеников, составление схемы.)
К сожалению, не все подростки правильно понимают суть понятия самостоятельность. Очень часто они трактуют ее как непослушание, желание все сделать по-своему.
— Разделитесь на команды и разыграйте сценки о правильном и неправильном понимании самостоятельности подростками.
(Актеры исполняют сценку, а зрители должны понять суть разыгранного действия и проанализировать сценку. Побеждает та команда, которая точнее, качественнее и артистичнее выполнит задание.)
Тест «Насколько вы самостоятельны»
— А вам интересно узнать, насколько вы самостоятельны?
Давайте проверим это с помощью теста. Он поможет определить, являетесь ли вы уже вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными полностью о себе позаботиться, или все еще остаетесь детьми, за которыми нужен глаз да глаз.
— Внимательно выслушайте вопрос. Вспомните, как вы ведете себя в указанных ситуациях (важны именно ваши поступки, а не желания), и выберите один вариант ответа из четырех, записав его в тетрадь.
1. Как ты просыпаешься по утрам?
а) Просыпаюсь рано, чтобы не опоздать в школу. Мне не нужны для этого ни звонок будильника, ни уговоры родителей. (7 баллов)
б) Стараюсь с вечера завести будильник, чтобы не проспать, или прошу маму разбудить меня в нужное время. (5 баллов)
в) Будильник не завожу — все равно не слышу, как он звенит. Маме по утрам приходится стаскивать с меня одеяло, чтобы я наконец оторвал(а) голову от подушки. (3 балла)
2. Кто готовит тебе завтрак?
а) Готовлю его себе сам(а), я умею и люблю это делать. (7 баллов)
б) Чаще готовит мама, но я и сам(а) могу в случае необходимости что-нибудь приготовить — не отправляться же в школу голодным(ой). (5 баллов)
в) Утром я способен (способна) разве что размешать ложечкой сахар в чашке чая. Так что если мама не приготовит завтрак, отправлюсь в школу голодным(ой) и несчастным(ой). (3 балла)
3. Когда ты собираешь необходимые тебе для занятий учебники и тетрадки?
а) Только вечером, иначе обязательно что-нибудь да забуду. (7 баллов)
б) Получается по-разному, а потому иногда, придя на занятия, не могу найти то, что мне необходимо: то дневник дома оставлю, то учебник. (5 баллов)
в) Да я его и не собираю: у меня всего-то пара тетрадей, и сразу по всем предметам. А носить учебники в школу вообще незачем — только тяжесть лишняя. (3 балла)
4. Кто наводит порядок в твоей комнате?
а) Конечно, я сам(а). Только в этом случае могу быть полностью уверен(а), что каждая вещь находится на своем месте и я запросто ее отыщу. (7 баллов)
б) Вообще-то, я не против наведения порядка в своей комнате. Но когда за меня это делает кто-нибудь другой, не возражаю. (5 баллов)
в) Навести порядок в комнате мне самому(ой) просто не под силу. Да и таких, кто готов рискнуть это сделать, тоже немного. (3 балла).
5. Кто решает, что тебе надеть завтра в школу?
а) Только я сам(а). Не хватало еще, чтобы кто-то распоряжался моим гардеробом. (7 баллов)
б) Не вижу ничего страшного в том, чтобы посоветоваться с родителями. Но окончательный выбор остается за мной. (5 баллов)
в) Зачем решать заранее? Проснулся утром, выглянул в окно, а потом залез в шкаф и достал оттуда то, в чем не будет холодно. (3 балла)
От 15 до 20 баллов. Ты человек далеко не самостоятельный и нуждаешься в родительской опеке. Хотя, скорее всего, ты с негодованием относишься к попыткам старших объяснить тебе, что такое режим, дисциплина и обязанности. Напрасно ты так кипятишься. Самое время внять родительским увещеваниям и сделать над собой усилие. Пора немного повзрослеть.
От 21 до 29 баллов. Ты типичный подросток и требуешь внимания и заботы не больше и не меньше, чем большинство твоих сверстников. Однако ты прекрасно понимаешь, что тебе еще предстоит научиться делать много вещей самостоятельно и потихоньку слезать с родительской шеи. И самое главное — попытки сделать это ты уже предпринимаешь.
От 30 до 35 баллов. Если ты не лукавил(а), отвечая на вопросы, то такое количество баллов свидетельствует о том, что твои родители не могут на тебя нарадоваться. Ты почти не доставляешь им хлопот и умеешь самостоятельно справляться со многими проблемами. Однако не становись чересчур уж серьезным(ой), ведь повзрослеть ты еще успеешь, и тогда никто и не подумает сделать хоть что-то вместо тебя.
(По книге С. Колосовой «Популярные психологические тесты»)
(Ученики подсчитывают баллы.)
— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П. А. Федотова «Свежий кавалер».
— Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?
— Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?
— Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
(Ответы учеников.)
Итак, тестирование показало, что не все вы самостоятельны. А картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность (сегодня мы употребляем термин инфантилизм).
А сейчас предлагаю вам провести исследование. Вы побудете настоящими учеными! Тема нашего проекта: «Как формируется самостоятельность».
— Знаете ли вы, какие методы используют ученые в своей работе?
(Ответы учеников.)
Одним из интересных и продуктивных методов, используемых современными учеными, является метод проектов. Что такое проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определенной задачи (проблемы) с помощью нескольких исследовательских групп.
— Предлагаю вам разделиться на группы, каждая из которых внесет свой вклад в наше исследование.
Первый этап работы над проектом
Чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Его называют гипотезой. Ученые сравнивают гипотезу с лесами — сооружением, которое возводят перед зданием и сносят, когда то построено. Давайте попробуем сегодня подтвердить или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Подросток в состоянии стать самостоятельным». Предлагаю свое сотрудничество!
Второй этап работы над проектом
(Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.)
Рассмотрим способы воспитания самостоятельности. Родители и педагоги должны:
1) организовать досуг так, чтобы подросток преодолевал подлинные трудности;
2) создать такие условия, чтобы подросток мог проявлять собственную инициативу и самостоятельность;
3) влиять на самостоятельность подростка личным примером;
4) учить подростка ставить цель, учитывать условия, осуществлять элементарное планирование, получать результат;
5) учить подростка осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
6) приучать ребенка к порядку с раннего возраста;
7) учить подростка тому, что он сам несет ответственность за свои поступки;
8) учить подростка быть последовательным в предъявлении своих требований;
9) воспитывать в подростке терпение.
Третий этап работы над проектом
(Подведение итогов проектной деятельности учащихся.)
Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Как формируется самостоятельность» была достаточно плодотворной. При решении проблемы нам в первую очередь помогли сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие ученые, ответить на вопросы об особенностях формирования самостоятельности у подростков. Теперь вы, надеюсь, понимаете, что на пути к самостоятельности испытаете радость и боль, вам встретится много трудностей, но, преодолев их, вы придете к успеху.
4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу
Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.
Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.
Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»
— Проанализируйте ситуацию.
— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?
— Если нет, как бы вы назвали их поведение?
— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?
(Ответы учеников.)
Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.
Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
— Разделитесь на две группы. Первая группа готовит аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», вторая группа — аргументы против.
(Проверка выполнения задания.)
В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?
— Ответить на этот вопрос нам поможет кубик Блума. Работая в группах, продолжите фразы, начало которых написано на гранях кубика, по теме «Дружба». Одна группа задает вопросы, другая — отвечает и наоборот.
— Предложи… (свое толкование понятия «дружба»).
— Назови… (основные черты характера настоящего друга).
— Придумай… (ситуации, в которых проявляется настоящая дружба).
— Почему… (дружба иногда бывает ложной)!
— Объясни… (почему необходимо развивать в себе умения дружить, считаться с другом).
— Поделись… (своими мыслями о пользе дружбы).
(Проверка выполнения задания.)
5. Нужны ли сегодня рыцари
В подростковом возрасте появляется не только стремление дружить, но и интерес человека к другому полу. Так возникает дружба мальчиков с девочками. Но всегда ли вы правильно выстраиваете отношения друг с другом?
Часто вы можете услышать фразы: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». Но ведь в историческом понимании рыцарь — это всадник в доспехах, с копьем и мечом. В наши дни увидеть коня на улице — большая редкость, а всадников в доспехах — и подавно. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем?
(Учитель показывает презентацию.)
Слайд 1. Рыцарь должен был руководствоваться кодексом чести или рыцарским уставом, определявшим критерии добра и зла, иерархию ценностей и нормы поведения, которые он клялся соблюдать. Не было бесчестья страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. Не было почета выше, чем слыть рыцарем без страха и упрека, прославившим имя бессчетными подвигами и высокими достоинствами.
Слайд 2. Именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, — рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.
Слайд 3. Героические и лирические песни средневековых поэтов-певцов — трубадуров — прославляли рыцарские доблести, среди которых воинское искусство, мужество и сила были лишь дополнением к иным достоинствам — верности долгу, щедрости и бескорыстию, великодушию, жертвенности в любви.
Слайд 4. Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения.
Слайд 5. Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры. Они предполагали изысканность и учтивость, соблюдение правил поведения в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме. Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Считалось, что рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму и прославлять ее своими подвигами.
Слайд 6. Романтика, сила и благородство были присущи рыцарям на самом деле. Каноны рыцарской любви, служения даме оставили след в этикете светского и вообще культурного поведения, манерах ухаживания за дамой, принятых и в современном обществе. Впрочем, как и многие другие соблюдаемые сегодня правила хорошего тона.
Слайд 7. И ныне при встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, — так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы рыцарь убедился, что перед ним свой.
Кого называли рыцарем, мы с вами поняли. Но нужны ли сегодня рыцари?
— Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделиться на группы и сделать рекламу рыцарству в наши дни.
(Работа над рекламными сообщениями и их презентация.)
IV. Закрепление изученного материала
— Обратимся к рубрике «В классе и дома» и выполним следующие задания.
(Ученики делятся на четыре группы и выполняют задания 1, 2, 4 и 5 на с. 21—23 учебника.)
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Проверить, насколько вы усвоили тему сегодняшнего урока, нам поможет прием «Шесть шляп».
(Инструкция. Учащиеся делятся на группы, каждой предлагается взять одну из шляп. Обладатели шляп должны дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности на уроке в зависимости от цвета шляпы.)
• Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
• Желтая шляпа — позитивные суждения.
• Черная — проблемы и трудности.
• Красная — эмоциональные суждения без объяснений.
• Зеленая — творческие суждения, предложения.
• Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд.
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 2, с. 15—23 учебника.
2. Задание на выбор.
• Часто ваши сверстники спешат поскорее стать взрослыми, считают, как и герой стихотворения В. Д. Берестова, что детство — «в геройской биографии пятно». Возразите герою.
• Отрочество — это период становления характера человека, когда он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Период мучительных исканий подростка, начинающего осмысливать жизнь, свои поступки и поступки окружающих его людей. Так ли это?
infourok.ru
Разработка Урока по обществознанию 5 класс «Отрочество
Отрочество – особая пора жизни.
Цель урока: Цель: познакомит с характерными физическими и психологическими чертами подростков; воспитывать уважительное отношение к ответам своих одноклассников;
способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека, об особенностях подросткового периода.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;
личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Тип урока: комбинированный.
Здравствуйте, садитесь. На предыдущих уроках мы обсуждали с вами философскую проблему: «Что такое человек и чем он отличается от других обитателей планеты Земля?» Мнения были разные, но все мы пришли к выводу, что человек родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком.
На дом у вас была карточка с текстом, отрывок из книги «Маугли», вы должны были ответить на вопросы после текста. Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.
………………………………………………………………
Сегодня на уроке мы продолжим работу по обнаружению истины – «Что такое человек?» Какую же составляющую понятия «Человек» будем изучать сегодня? Давайте, определим это вместе.
Давайте посмотрим схему, изображенную на слайде.
Какой возрастной период жизни человека пропущен в схеме?
(правильно, подростковый период)
Какой возраст сейчас переживаете вы, пятиклассники?
Итак, у нас на схеме изображены возрастные периоды жизни человека.
В старину подростков называли отроками, а период жизни – отрочеством.
Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы?
Записываем тему урока: « Отрочество – особая пора жизни».
Как вы думаете, какую цель урока нам нужно сегодня достичь?
(черты особенности и черты младшего школьного возраста)
Проблемный вопрос: Почему подростком быть трудно? И почему подростковый возраст принято считать переходным?
Сегодня на уроке мы узнаем: (запись на доске).
Легко ли быть подростком
Отрочество — пора мечтаний.
Самостоятельность – показатель взрослости.
Итак, сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит в том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас.
Слово – возраст.
Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Возраст, в который вы вступили, называется подростковый. Откройте учебник на с.16, прочитайте и найдите ответ на следующий вопрос: На какие два периоды делится подростковый возраст? (заполнение таблички в тетради)
Слайд со схемой:
Вы часто слышите, что подростковый возраст называют переходным? Как вы думаете, почему его так называют?
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
Давайте попробуем дать характеристику подростка переходного периода. Назовите черты, которые свойственны этому возрасту, другими словами опишите самих себя. (слайд)
Резкая смена настроения Физиологические изменения (быстрый рост)
Подростковый возраст
Быстрая утомляемость, усталость
Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.
Заполним таблицу, используя текст учебника
Таким образом, мы с вами можем заметить, что между взрослым и ребенком, существует большая разница, и в поведение и в физических особенностях.
Сейчас поиграем в игру. Я вам буду читать предложения, которые характеризуют подростка, и если вы согласны с утверждением, то вы встаете, если не согласны, то сидите на своих местах.
1. Подростки – это люди 10-15 лет.
2. В подростковом возрасте замедляется рост организма.
3. В подростковом возрасте на формирование личности подростков влияют только родители.
4. На Руси подростковый возраст называли «отрочество»
5. В подростковом возрасте люди приближаются к биологической зрелости.
6. Подростки всегда спокойны и рассудительны.
7. Одна из черт подросткового возраста – быстрая смена настроения.
8. У подростков нет чувства юмора.
9. Для подростков характерны быстрая утомляемость, усталость.
10 Соблюдение режима дня в подростковом возрасте не обязательно.
11. В подростковом возрасте школьников нельзя загружать работой по дому.
12. В подростковом возрасте начинают серьёзно задумываться о своём будущем.
13. В подростковом возрасте человек может принимать самостоятельные решения и оценивать свои поступки.
14. Самостоятельность в подростковом возрасте всегда связана с нарушениями дисциплины.
15. В подростковом возрасте особенно ценится дружеское общение.
Итак, мы выяснили, что подростком быть не просто. Он вступил на новую ступень своего взросления. И впереди его ждет много нового и интересного. Очень часто, период отрочества, называют порой мечтаний. Заветная мечта должны быть у каждого она приносит человеку много счастья. В жизни встречаются примеры, когда детские мечты осуществляются во взрослой жизни.
(слайд) У нас в нашем учебнике представлен один такой пример, когда детская мечта осуществилась во взрослой жизни. Генрих Шлиман родился в Германии в 1822 году. Он рано научился читать, и его любимыми книгами стали «Илиада» и «Одиссея» великого поэта Древней Греции Гомера. Мальчик не сомневался, что все, написанное поэтом, происходило в действительности, и мечтал увидеть город Трою, где происходили события поэмы «Илиада». Родители Генриха считали, что все, что история Троянской войны – плод фантазии Гомера: Трои никогда не существовало, так же как не существовало никогда сокровищ троянских царей. Генрих был разочарован, но свою детскую мечту не оставил. Он стал археологом и осуществил свою мечту в 1871 году (ему было 49 лет). Много лет он занимался различным трудом, чтобы скопить деньги на экспедицию в район легендарной Трои. Генрих Шлиман нашел древний город Трою именно в том месте, которое описывал в своей поэме Гомер. А ведь все начиналось с мечты мальчика-подростка из скромной семьи немецкого священника.
? Как вы думаете, что помогло Генриху Шлиману осуществить свою мечту?
? Чему вас научил пример ученого?
Еще одним признаком отрочества или по другому подросткового периода является самостоятельность, ее считают показателем взрослости, к которой стремятся подростки. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.
Я прочитаю вам описание до боли знакомой ситуации, свидетелями которой вы не раз становились в своей жизни.
Во дворе группа подростков курит и выпивает. Проходящий мимо мальчик получает предложение присоединиться к ним. Он отказывается и в ответ слышит: «Куда ему, малявка еще!»
— Проанализируйте ситуацию.
— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?
— Если нет, как бы вы назвали их поведение?
— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?
Вывод: Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.
Поработаем в парах. Приведите аргументы в защиту утверждения «Самостоятельность всегда приносит пользу», и аргументы против.
В подростковом возрасте самостоятельность проявляется и во время дружеского общения. Какую роль играет дружба в жизни подростка?
Я предлагаю вам ответить на вопросы, которые непосредственно относятся к дружбе. Предлагаю вам вытянуть листочек в вопросом и незамедлительно ответить на него. (Ребята по желанию вытягивают листочки с вопросами и тут же отвечают на них).
— Предложи свое толкование понятия «дружба».
— Назови основные черты характера настоящего друга.
— Придумай ситуации, в которых проявляется настоящая дружба.
— Почему дружба иногда бывает ложной?
—Объясни, почему необходимо развивать в себе умения дружить, считаться с другом.
— Поделись своими мыслями о пользе дружбы.
Закрепление: Давайте подведем итог нашему уроку.
1.Ответьте мне на вопросы:
Человека, какого возраста можно считать подростком?
Почему подростковый возраст называется переходным?
Можно ли избежать подростковых проблем?
2. Выберите высказывание, характеризующее подростка и обоснуйте свой ответ.
1) Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему
2) Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы (слайд)
На уроке я работал …. (активно /пассивно)
Своей работой на уроке я … (доволен/недоволен)
Урок мне показался … (коротким/длинным)
За урок я …(устал/не устал)
Материал урока мне был …(полезен/бесполезен, интересен, скучен)
Домашнее задание:§2 до стр.20 читать. Вопрос 3 на стр.22 (устно). Выполнить задание на карточке письменно в тетр.
infourok.ru
Урок обществознания в 5 классе «Отрочество»
Урок обществознания в 5 классе №4. Отрочество — особая пора жизни.
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
В 12—14 лет в жизни многих детей наступает переломный момент, называемый подростковым кризисом. Он проявляется в поведении: у подростка возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.
Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать
Выбери то определение, которое подходит к тебе и твоим друзьям.
Внимательно послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как только ни пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства, перечислил все свои методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте: что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».
О чем эта притча?
Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».
Предположите, что мы будем изучать на уроке.
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока:
Легко ли быть подростком.
Отрочество — пора мечтаний.
Проблемные вопросы.
Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?
Прежде чем знакомиться с новым материалом, вспомним, о чем вы говорили в начальной школе.
Чем отличается дошкольник от школьника?
Может ли маленький ребенок обходиться без материнского ухода?
В чем проявляется забота взрослых?
(Ответы учеников.)
Работа по теме урока.
Легко ли быть подростком?
Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста.
Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?
(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943—1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.
В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством.
Работа с учебником.
Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.
(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)
— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.
(Ответы учеников, составление схемы.)
Действительно, многие подростки стремятся стать взрослыми, но на этом пути часто встречаются подчас труднопреодолимые преграды. Чтобы понять эту мысль, попробуем четко определить черты различия взрослых и подростков.
Страница 22, задание 2.
Почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года?
(Проверка выполнения задания.)
2. Отрочество — пора мечтаний.
— Послушайте стихотворение русского поэта В.Я. Брюсова.
Мечты, как лентами, словами
Во вздохе слез оплетены.
Мелькают призраки над нами
И недосказанные сны.
О чем нам грезилось тревожно,
О чем молчали мы вдвоем,
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом.
И мы дрожим, и мы не знаем…
Мы ищем звуков и границ
И тусклым лепетом встречаем
Мерцанье вспыхнувших зарниц.
Что же такое мечта?
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.
Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…» (Ответы учеников.)
Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!» Хорошо или плохо мечтать?
Работая в парах, попробуйте придумать аргументы в защиту своей позиции. Один ученик придерживается позиции «Мечтать хорошо!», а другой — «Мечтать вредно!».
(Проверка выполнения задания.)
Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17—18 учебника. Внимательно прочитайте текст.
Что вы узнали о Генрихе Шлимане?
Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?
Чему вас научил пример ученого?
(Ответы учеников.)
Подведение итогов урока.
Задавание домашнего задания.
Прочитать § 2 до стр.18, ответить на вопросы 1-2, выполнить задание 1.
infourok.ru
Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Обществознание. 5 класс. 4-5 уроки: Отрочество – особая пора жизни.
Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни для учащихся 5 класса ФГОС.
1. К основным возрастным периодам жизни человека относятся
1) детство 2) отрочество 3) юность 4) зрелость 5) старость 6) всё названное
2. Подростковый период — отрочество — делится на два этапа. Запишите, на какие.
3. Что из перечисленного характерно для подросткового возраста? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) быстрый рост 2) дисциплинированность 3) вежливость 4) резкая смена настроений 5) быстрая утомляемость
4. Что из перечисленного относится к понятию самостоятельность? Запишите цифры, под которыми указаны черты самостоятельности.
1) стремление всё делать по-своему 2) уверенность в своих силах 3) умение ставить цели и добиваться их
4) отказ от любой помощи 5) неподчинение требованиям взрослых 6) способность принимать важные решения
5. Верно ли суждение о том, что человек может жить один и думать только о себе?
1) верно 2) неверно
6. Правила поведения в обществе включают.Укажите номер, лишний в этом перечне.
1) умение общаться с другими людьми
2) умение слушать
3) неприятие мнения, отличного от собственного
7. Найдите в приведённом списке слова, которые обозначают хорошее отношение человека к другому человеку (людям), и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сердечность 2) зависть 3) доброжелательность 4) сопереживание 5) высокомерие
8. Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение — это деловые или дружеские взаимоотношения людей.
Б. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Антуан де Сент-Экзюпери).
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни для учащихся 5 класса ФГОС.
1. К основным возрастным периодам жизни человека относятся
1) детство 2) отрочество 3) юность 4) зрелость 5) старость 6) всё названное
2. Подростковый период — отрочество — делится на два этапа. Запишите, на какие.
3. Что из перечисленного характерно для подросткового возраста? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) быстрый рост 2) дисциплинированность 3) вежливость 4) резкая смена настроений 5) быстрая утомляемость
4. Что из перечисленного относится к понятию самостоятельность? Запишите цифры, под которыми указаны черты самостоятельности.
1) стремление всё делать по-своему 2) уверенность в своих силах 3) умение ставить цели и добиваться их
4) отказ от любой помощи 5) неподчинение требованиям взрослых 6) способность принимать важные решения
5. Верно ли суждение о том, что человек может жить один и думать только о себе?
1) верно 2) неверно
6. Правила поведения в обществе включают.Укажите номер, лишний в этом перечне.
1) умение общаться с другими людьми
2) умение слушать
3) неприятие мнения, отличного от собственного
7. Найдите в приведённом списке слова, которые обозначают хорошее отношение человека к другому человеку (людям), и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сердечность 2) зависть 3) доброжелательность 4) сопереживание 5) высокомерие
8. Верны ли следующие суждения об общении?
А. Общение — это деловые или дружеские взаимоотношения людей.
Б. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Антуан де Сент-Экзюпери).
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответы на тест Отрочество — особая пора жизни:
1-6, 2-младший и старший, 3-145, 4-236, 5-2, 6-3, 7-134, 8-3.
nsportal.ru
Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни 5 класс
Тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах. Каждый вариант состоит из 5 заданий.
Вариант 1
1. Отрочеством называют период:
1) между детством и юностью
2) обучения в начальной школе
3) между юностью и взрослостью
4) с поступления ребенка в школу до ее окончания
2. Герой повести В. Каверина «Два капитана» Саня Григорьев подростком дал клятву найти экспедицию, пропавшую бесследно во льдах Ледовитого океана. Он по крупицам собирал информацию об экспедиции, после окончания летной школы уехал на Север и во время одного из вылетов открыл место гибели полярников. Эта история — пример:
1) целеустремленности героя
2) научной деятельности ученого
3) следования человека инстинктам
4) хорошей физической подготовки молодого летчика
3. Ценность общения со взрослыми для подростка состоит в возможности:
1) стать полностью самостоятельным
2) устроиться на высокооплачиваемую работу
3) отказаться от собственных планов и желаний
4) познакомиться с жизненным опытом взрослых
4. Человек, который умеет держать слово, не отступает перед опасностью и готов взять на себя всю ответственность:
1) взрослый
2) рыцарь
3) общительный
4) эмоциональный
5. Найдите в приведенном списке три качества, характерные для подросткового возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мечтательность
2) богатый жизненный опыт
3) быстрая смена настроения
4) спокойность и рассудительность
5) ускоренное физическое развитие
Вариант 2
1. Подростковый возраст- это период:
1) обучения в основной школе
2) между детством и юностью
3) обучения в начальной школе
4) с поступления ребенка в школу до ее окончания
2. Уже в детстве у М.В. Ломоносова, будущего великого ученого, проявилось горячее желание учиться. Получив начальные знания у себя дома в селе Холмогоры Архангельской губернии, он вместе с караваном с рыбой отправился в Москву, где вскоре поступил в первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. Этот факт из биографии ученого свидетельствует о:
1) существовании в России школ
2) наличии у человека инстинктов
3) целеустремленности Ломоносова
4) физической силе и здоровье будущего ученого
3.Самостоятельность — это:
1) непослушание
2) завершение образования
3) стремление во всем настоять на своем
4) способность нести ответственность за свои действия
4. Одно из качеств личности:
1) агрессивность
2) красивая внешность
3) развитая мускулатура
4) способность к дружескому общению
5. Найдите в приведенном списке три качества, характерные для подросткового возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бесконфликтность
2) эмоциональная нестабильность
3) стремление к достижению самостоятельности
4) рассудительность и терпимость к чужому мнению
5) подражание облику и манерам поведения взрослых
Ответы на тест по обществознанию Отрочество — особая пора жизни 5 класс
Вариант 1
1-1
2-1
3-4
4-2
5-135
Вариант 2
1-2
2-3
3-4
4-4
5-235
testytut.ru
План-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме: Конспект урока по обществознанию: 5 класс «Отрочество – особая пора жизни»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».
Конспект урока по обществознанию:
5 класс
«Отрочество – особая пора жизни»
Подготовила: Катыхина Д. И.,
учитель обществознания
2017 год
Тема: «Отрочество — особая пора жизни»
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с возрастной периодизацией, местом и особенностями подросткового возраста в жизни человека.
2. Способствовать осознанию важности подросткового возраста в выборе своего жизненного пути, определении позитивной модели поведения, значения самостоятельности и ответственности.
3. Совершенствовать умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; анализировать реальные социальные ситуации; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности в важности ответственного поведения.
Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте дети и уважаемые гости.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
1.Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
(Человек, в отличие от животного, нуждается в общении. Человеку необходимо общение, взаимодействие с другими людьми, необходимо обмениваться новыми знаниями, умениями. Человек должен также обладать сознанием и разумом. Человек способен и готов к общественному труду)
2.Какие качества характеризуют личность? (Умение принимать самостоятельные решения, сила воли, духа, умение сопереживать и понимать. Спокойствие и невозмутимость, коммуникабельность, оптимизм).
3. Какие качества личности вызывают у вас положительные, а какие отрицательные эмоции. Я читаю качества, а вы определяете.
Отрицательные: лживость, лицемерие, безответственность, презрение, грубость, вспыльчивость, лень, хамство, ненависть, нетерпимость, обидчивость, трусость, жадность, бесчувственность, безразличие, завистливость.
Положительные: отзывчивость, трудолюбие, ответственность, дружелюбность, нравственность, верность, искренность, честность, оптимизм, жизнерадостность, активность, решительность, смелость, надежность, аккуратность, внимательность, обаяние.
4. Дайте определение понятиям «личность», « индивид», «потребности».
Личность – самостоятельный человек, способный брать на себя ответственность за свои поступки, готовый к сознательной деятельности.
Индивид — это человек, как отдельная личность. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, цвет глаз и т.д.), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Потребности – различные блага (материальные, духовные, социальные).
Молодцы, вы хорошо усвоили пройденный материал.
III. Мотивационно-целевой этап.
А сейчас мы перейдем к изучению новой темы, где вы мне будете помогать.
(Слайд 1) Ребята, сегодня мы будем говорить о вашем возрасте. Сколько вам лет? Какой возраст переживаете вы сами?
А как ваш возраст называется?
Вы младенцы?
Вы юноши и девушки? А кто же вы? Как называется ваш возраст?
Вы уже ни дети, ни младенцы, вы подростки или отроки, так на Руси называли подростков. Отрок – человек от 7 до 14 лет. Сейчас мы редко употребляем это определение.
Как вы считаете, о ком мы сегодня будем говорить? (о подростке, его личности). Таким образом, мы с вами подошли к теме нашего урока.
(Слайд 2)Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни». (запишем её в тетради).
Сегодня мы узнаем новые термины, которые запишем в тетрадь. (Слайд 3)
Подросток – это мальчик или девочка в отроческом возрасте.
Отрочество – возраст между детством и юностью.
Таким образом, в этом возрасте очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.
Этот возраст проявляется в поведении: у вас возникает стремление поступать наперекор требованиям взрослых, наблюдаются перепады настроения. В результате происходят многочисленные конфликты со взрослыми и ровесниками.
Теперь познакомимся с планом нашего урока. Прочитайте,пожалуйста, план урока и запишите его в тетрадь.
План изучения учебного материала (Слайд 4)
1.Легко ли быть подростком.
2. Отрочество-пора мечтаний (Записывают в тетрадь)
IY. Работа по теме урока
(Слайд 5) Ребята, давайте с вами ответим на вопрос:
1.Легко ли быть подростком? (ответы детей)
Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
Подростком быть сложно! Ребята, часто ли встречается, что окружающие люди вас не понимают? У вас множество проблем и комплексов. Бывает у вас такое? Постоянная нехватка времени, не высыпание, желание показать свою индивидуальность. Есть ли у вас комплексы? Кажется вам, что кто-то толстый, низкий, худой и т.д. С физиологической точки зрения подростковый период характерен быстрым ростом, повышенным обменом веществ. Одна из черт людей вашего возраста резкая смена настроений, ваша нервная система не всегда правильно реагирует на советы, на помощь, на просьбы, и это отражается сразу в поведении. Исходя из этого, можно сделать вывод, что быть подростком трудно!
Подростковый возраст (Слайд 6) | |
Младший подросток | Старший подросток |
Школьники 5-6 классов | Школьники 7-8 классов |
( слайд 7) Почему подростковый возраст принято считать переходным? (ответы детей)
Я дополню ваш ответ. Переходный возраст – это психологически сложный для вас переход из детства во взрослую жизнь. В разных странах, в зависимости от культурного и религиозного наследия, годы переходного возраста определяются по-своему. Этот возраст ассоциируется с наступлением половой зрелости, юридической ответственности за свои поступки, получением прав, которыми обладает в обществе взрослый человек. В разных странах и религиях этот возраст определяют по-своему: в 14 лет, 16, 18, 21
(Слайд 8) Подумайте и выберите наиболее точное высказывание. Молодцы, Правильно второе высказывание.
(Слайд 9). А теперь давайте рассмотрим исторические примеры того, как подростки и юноши были готовы не только думать о себе, но и о других людях, включая целые народы и государства.
Первый и самый яркий пример – это Александр Македонский, который в 16 лет уже управлял государством, подавлял мятежи и строил города! Он в 20 лет стал царем и в течение 10 лет завоевал мир, но он бы никогда не стал знаменитейшим полководцем и правителем, если бы в переходном возрасте ему не доверяли власть и войска, если бы он не учился управлению государством, если бы он не брал ответственность за себя и государство. Если бы с ним нянчились, как современные родители со своими детьми, он бы просто в 20 лет погиб от рук заговорщиков.
Вторым историческим примером рассмотрим детство и юность Петра I. Он «игрался» с потешными полками в районе села Преображенское. Уже в 14 лет у него в потешных полках была артиллерия (16 пушек), суда и потешная крепость.
Если бы не игры Петра, он бы не смог создать военный флот России, он бы не смог победить в Северной войне и получить доступ к Балтийскому морю, у него бы не было гвардейского Преображенского полка (он не только учился сам, но и учил таких же подростков).
Наш земляк и любимый писатель Аркадий Петрович (Голиков) Гайдар во время гражданской войны в России в 15 лет стал командиром роты. Полк ему доверили в 16 лет.
Например, Александр Пушкин провел 6 лет в подростковом возрасте в Царскосельском лицее. Это было копированием классического английского образования, где дети, во-первых, получали образование у лучших педагогов, а во-вторых, отрывались от родителей и начинали свою собственную жизнь. Это для них был переходный период: с одной стороны, уже нет опеки родителей, а с другой, еще оставался контроль преподавателей и воспитателей.
На примере великих людей мы видим, что в переходном возрасте нужно быть ответственными и целеустремленными.
Учитель: А какими вы видите сегодняшних подростков? Что у вас самих можно наблюдать? (несдержанность, эмоциональность, строптивость, вспыльчивость, вы не слушаете родителей, не прислушиваетесь к мнению учителей, очень быстро хотите стать взрослыми, не трудиться, но при этом чтобы у вас было все). Мы не можем мерить всех одной меркой, но это в большинстве случаев правда. А чтобы добиваться результатов, в первую очередь надо хорошо учиться.
(Слайд 10) А сейчас рассмотрим Признаки подросткового возраста: психологические изменения, агрессия, неоправданный риск, физиологические изменения, резкая смена настроения, стремление к независимости.
Вывод: Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет вас от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру.
(Слайд 11)Ребята, а давайте теперь немножко отдохнем. Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь, Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Отдохнули, улыбнулись, а теперь продолжим наш урок.
(Слайд 12) Второй пункт нашего плана Отрочество — пора мечтаний
Послушайте стихотворение и скажите о чём оно?
Мечтать не вредно, вредно не мечтать,
Ведь без мечты ты сер, уныл и скучен,
И света нет во взгляде равнодушном,
И у души нет крыльев, чтоб летать.
И ты живешь, как будто не живешь,
И мир тебя во тьме не замечает.
Нельзя идти по жизни, не мечтая,
Ведь без мечты ты явно пропадешь.
О чем это стихотворение? (О мечте)
Что же такое мечта? (Слайд 13)
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье. (Запишем в тетради)
Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…» Конечно, мечта это сокровенное желание. И не всем хочется об этом рассказывать.
(Ответы учеников.)
Ребята, скажите мечтать это хорошо или плохо? (Ответы детей)
Я думаю что хорошо, потому что когда вы мечтаете о чем-то, у вас будет появляться стремление к этой мечте. А если есть стремление, должно быть и желание, а если оно будет, то вы добьётесь этого. И не зря ведь говорят: мечтать не вредно. Вот я ,например, с детства мечтала стать учителем и я им стала. Чтобы моя мечта сбылась, я очень много для этого делала. Я старалась хорошо учиться, внимательно слушала своих учителей, ответственно относилась к предметам и достигла своей цели. Сейчас я стою перед вами и объясняю урок.
Но не все положительно относятся к мечтаниям. Подчас мы слышим ироничное замечание: «Эх ты, мечтатель!»
Мечтать нужно правильно. Ребята, скажите, осуществится ли мечта, если просто лёжать на диване говорить: « я мечтаю»? И ничего для этого не делать? (нет конечно) Если мечта «видит», что вы тоже стараетесь, чтобы с ней встретиться, то она придёт к вам.
Мечтать, как говорят, не вредно, даже хорошо, но только в меру и о позитиве. Ведь мечты могут и сбываться. Мечтать очень приятно, это состояние уводит вас от серых будней, от неприятностей. Но если полностью погрузиться в мечты, можно оторваться от реальности, а это уже опасно.
Вы часто задумываетесь над своим будущим, кем быть, где учиться. Планы быстро меняются, но это и понятно, ведь с каждым днем подростки приобретают всё больше знаний о труде людей и их профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.
(Слайд 14). Успех начинается с детской мечты!
(Слайд 15). Обратимся к рубрике «Жил на свете человек». Раскрыть значение мечты нам поможет пример Александра Васильевича Суворова (1730 -1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Родился в семье офицера гвардии.
Когда ему исполнилось семь лет, его решили не записывать в полк из-за слабого здоровья. Однако, Саша проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Его любимой книгой стали «Записки о галльской войне». Александр Васильевич Суворов — Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик, кавалер всех российских орденов своего времени. Суворов одержал победы над наполеоновскими войсками, переход через Альпы принесли полководцу мировую славу.
Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта? (Он сделал все возможное, чтоб его мечта осуществилась)
Ребята, на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.
— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?
— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?
— Чему вас научил пример ученого?
Ребята, а теперь давайте с вами закрепим, то что вы узнали на уроке в игровой форме «Верно» или «Неверно» (У вас на столе лежат две карточки со словами) Я задаю вопрос, а вы должны подумать и поднять ту карточку, которую считаете нужной.
1. Современные подростки стремятся к риску (верно)
2. Подростки древности и современные ничем не отличаются (неверно)
3. В сложном переходном возрасте легче учиться на чужих примерах (верно)
4. Быть взрослым – это значит выражать свое мнение (верно)
5. Рост современных подростков не изменился (неверно)
6. Свои положительные эмоции и чувства не надо бояться показывать (верно)
7. Выдающимся человек рождается (неверно)
V. Рефлексия
Наш урок подходит к завершению.
Какой же возраст переживаете вы сейчас?
Кто же такой подросток?
Человека какого возраста можно считать подростком?
Почему подростковый возраст называется переходным?
Можно ли избежать подростковых проблем? Почему?
Запишите пожалуйста Домашнее задание. Параграф № 2. Стр. 15-18.
(Слайд 16)
Подведём итог вашей совместной работы. Сегодня на уроке хорошо себя проявили …..
А теперь давайте с вами оценим наш урок. У вас на столе лежат три яблока: красное, желтое и зеленое.
(Яблоня). Прикрепляют яблоко.
Закончим сегодняшний урок словами русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее».
Большое спасибо, дети и уважаемые гости.
nsportal.ru