5 класс

Нарисуйте план раскопок по описанию 5 класс история – Ответ Жизнь первобытных людей — Рабочая тетрадь по истории 5 класс Годер Г. И. Вариант 1

Ответ Жизнь первобытных людей — Рабочая тетрадь по истории 5 класс Годер Г. И. Вариант 1

Первобытные собиратели и охотники

 

2) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.

 

3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.

б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.

в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

 

  • Ответ:

 

4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

 

  • Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

 

5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

 

 

6) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.

 

7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

 

  • Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой

 

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

 

  • Ответ: Для того чтобы они бежали к ловушке

     

    2) Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

     

    • Ответ: Я думаю он провалился в ловушку — да, она была опасна тем, что огнем можно было обжечься или тоже упасть в ловушку. Чтобы сделать из шерсти вещи и подкрепиться мясом мамонта.

     

    8) Ответьте на вопросы.

    а) Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

     

     

    б) Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество

     

    • Ответ: В общинах были только родные и сородичи. Было общее: дом, очаг, пещера, орудия и т.д.

     

    в) Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

     

    • Ответ: Я думаю тем, что «древние люди» считали женщин хранительницами очага, они их уважали и любили.

     

    9) Выполните задания и ответьте на вопрос. Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое — для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

     

     

    10) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд». О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

     

    • Ответ: Я думаю первобытные люди считали что: его вещи понадобятся ему в другом мире, а ожерелье для того чтобы другие знали, что он убил медведя. Его уложили потому что они думали что он спит.

     

    11) Найдите ошибки

      

    Ответ: Тем что они ели хлеб, что вожак умел говорить, что есть динозавр.

 

12) Разгадайте кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».

 

  • Ответ:

 

Проверьте себя

 

1) Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

 

 

2) Как вы думаете, можно ли сравнить современное и первобытное искусство? Свой ответ аргументируйте.

 

 

3) Узнайте на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте Интернет).

 

  • Ответ: В Африке, в России, в Европе, в Египте, в Аравии.

     

tetrab.ru

Конспект урока по истории 5 класс Прошлое на карте. Практическая работа:»Как работать с исторической картой».

История Отечества класс дата урок № в ТМ

Тема: Прошлое на карте. Практическая работа:»Как работать с исторической картой».

Цели: продолжить формировать представление об особенностях и специфике курса «введение в историю Донецкого края»: 5 класс; ознакомить с исторической картой; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.

Планируемые результаты:

предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о картах, науке картографии;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка дом. Задания

Тесты. 1. Хронология — это: а) последовательность исторических событий происходящих во времени; б) повторение всех исторических событий; в) дисциплина, которая изучает бытовые и культурные особенности народов; г) наука об исторических источниках.

2. Вставьте пропуски в тексте: Год — это отрезок времени длиною в .. .месяцев, а век -отрезок времени длиною в … лет.

3. Соотнесите год со столетием, соединив их стрелками

240 г.

V ст. до н.э.

78 г. до н.э.

III ст.

645 г.

XIX ст.

1582 г.

VII ст.

1861 г.

XVI ст.

435 г.

до н.э. I ст. до н.э.

4. Посчитайте, сколько лет прошло после принятия христианства как государственной религии Древней Руси в 988 г. до сегодняшнего дня.

5. Определите, сколько лет прошло от дня окончания Великой Отечественной войны(1945 г.) ?

II. Мотивационно — целевой этап

По карте мы всегда найдём дорогу

Из дальних стран к родимому порогу.

III. Работа по теме урока

1. Что изучает наука картография Как картография помогает в изучении истории ? Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.

Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.

Постепенно возникла наука картография

Исторический словарь: Картография—наука о методах составления, изучении и использовании различных карт. План местности, карта, глобус — это модели земной поверхности.

Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.

Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.

2. Для чего и как создается историческая карта

О чем рассказывают исторические карты? Первое знакомство с картой у вас произошло в начальной школе, и вы, наверняка, знаете, что, благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.

Создателям исторической карты — картографам необходимо хорошо знать историю, изучить все события, происходившие в местности, отображаемой на карте, установить их хронологическую последовательность и только тогда создавать саму карту. Приобщиться к работе с историческими картами вы можете благодаря контурным картам, которые необходимо заполнять самостоятельно. На них нанесены только очертания территорий в то или иное время, линии, обозначающие реки, точки, указывающие на местоположение городов. Это основа, на которую нужно наносить объекты и их названия в ходе изучения исторических событий.

3. Читаем историческую карту с помощь легенды. Практическая работа: «Как работать с исторической картой»

Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.

4. История на плане

На исторической карте обозначаются крупные объекты. Однако часто необходимо рассмотреть объекты в деталях, например, кварталы и улицы города, его строения и т.д. Для этого чертится план.

План, составленный археологами во время раскопок фундаментов зданий, дает возможность воссоздать облик древнего города. План сражения показывает, как располагались войска во время битвы, в каком направлении были нанесены удары.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Изображение земной поверхности в различные исторические периоды это: а) историческая карта; б) план; в) контурная карта; г) любая карта.

2. Особенностью исторической карты является: а) более яркие изображения; б) развитие динамики событий и процессов; в) отсутствие условных обозначений; г) большие размеры.

3. Условные обозначения, с помощью которых можно читать историческую карту это: а) легенда карты; б) план карты; в) масштаб карты; г) словарь карты.

4. Изображение на плоскости небольшой части территории называют: а) глобусом; б) атласом; в) планом; г) контурной картой.

5. В чем отличие исторической карты от других карт?

6. В чем отличие исторической карты от плана?

7. Назовите условные обозначения, которыми пользуются, чтобы показать: два разных государства; места битв; села; перемещение народов.

8. Составьте план своего населенного пункта или его отдельных частей.

Домашнее задание

Изучить параграф 4, выучить условные изображения на исторических картах.

рассмотреть иллюстрации и дать ответы на вопросы к ним

Тесты. 1. Хронология — это: а) последовательность исторических событий происходящих во времени; б) повторение всех исторических событий; в) дисциплина, которая изучает бытовые и культурные особенности народов; г) наука об исторических источниках.

2. Вставьте пропуски в тексте: Год — это отрезок времени длиною в _________ месяцев, а век -отрезок времени длиною в ___________ лет.

3. Соотнесите год со столетием, соединив их стрелками

240 г.

V ст. до н.э.

78 г. до н.э.

III ст.

645 г.

XIX ст.

1582 г.

VII ст.

1861 г.

XVI ст.

435 г.

до н.э. I ст. до н.э.

4. Посчитайте, сколько лет прошло после принятия христианства как государственной религии Древней Руси в 988 г. до сегодняшнего дня. __________________

5. Определите, сколько лет прошло от дня окончания Великой Отечественной войны(1945 г.) ? ____

infourok.ru

Первобытные собиратели и охотники — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

Задание №2. Впишите недостающие слова

Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.

Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.

Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.

Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.

У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота


Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей

2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека

3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков


Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль

Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных



Задание №5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя

Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?

Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах


Задание №6. Впишите недостающие слова

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным.

Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и стрел с наконечниками с загнутыми зубьями


Задание №7. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов

1. Вот начало рассказа

«Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов…»

Предположите куда и зачем?

Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты

Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников

2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду



Задание №8. Ответьте на вопросы

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими

3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

 В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать


Задание №9. Выполните задание и ответьте на вопросы

Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

1. Копье. Оно предназначено для охоты на зверя

2. Гарпун. Необходим для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна


Задание №10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд»

Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире



Задание №11. Найдите ошибки.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли


Задание №12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей

По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

Письмена на стенах пещер, раскопки

2. Как вы думаете, можно ли сравнивать первобытное и современное искусство? Свой ответ аргументируйте

Нет, потому что с развитием цивизизации было накоплено множество знаний как нужно правильно рисовать

3*. Узнайте, на территории каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет)

На территории Южной Африки и Южной Азии от 5 миллионов до 400 тысяч лет назад


poistorii.ru

Календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме: Календарно — тематическое планирование по истории Древнего мира в 5 классе

Дата

проведения

Тема урока

Кол-во часов

Цели и задачи урока

Основные факты, понятия, проблемы

Домашнее задание

Введение (2 ч)

Источники знаний по истории Древнего мира

1

Заинтересовать учащихся учебным предметом.

История, вещественные источники, археология, этнография.

Введение, привести примеры письменных и вещественных источников

Счёт лет в истории

1

Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.

Наша эра, до нашей эры.

Решить задачи о счёте лет.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели  (3 ч.)

Древнейшие люди

1

Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира.

Человеческое стадо, собирательство

§1, вопросы устно.

Первобытные охотники и собиратели

1

Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время.

Родовая община

§2, нарисовать основные орудия труда древних людей.

Возникновение искусства  и религии

1

Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.

Религия, духи, душа, молитвы.

§3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч)

Первобытные земледельцы и скотоводы

1

Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.

Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие.

§4, определения

Возникновение неравенства между людьми

1

Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства.

Знать, вождь, неравенство, соседская община.

§5; вопросы

Повторение

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.

Раздел 2. Древний Восток (20 ч)

Тема 1 Древний Египет (8 ч)

Местоположение и природные условия Древнего Египта

1

Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Дельта, дамбы, каналы.

§6

Быт земледельцев и ремесленников

1

Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников

Фараон, крестьяне, ремесленники

§7

Жизнь египетского вельможи

1

Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков.

Вельможи

§8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона

Военные походы фараонов

1

Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.

Колесница, пехотинцы

§9, вопросы, выводы к таблице

Религия древних египтян

1

Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов.

Храмы, жрецы

§10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа.

Искусство Древнего Египта

1

Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта

Пирамиды, архитектура, скульптура

§11

В Древнеегипетской школе

1

Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей.

Иероглифы, папирус

§12

Повторение

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч)

Древнее Двуречье

1

Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация

Клинопись

§13

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев.

Аренда, ростовщик.

§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?».

Финикийские мореплаватели

1

Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.

Колонии

§15

Древние евреи

1

Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой

Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет.

§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок.

Древнееврейское царство и его правители

1

Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей.

Иерихон, храм Соломона

§19, вопросы

Ассирийская держава

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии.

Железо, держава.

§18, вопросы

Образование Персидской державы

1

Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения.

Сатрапии

§19, разобрать схему.

Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч)

Местоположение и природа Древней Индии

1

Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.

Индия, Ганг, Инд, Гималаи

§21, прочесть легенды о Раме и Будде.

Индийские касты

1

Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира.

Касты, брахманы, буддизм

§21, повторить термины из словаря

Местоположение и природа Древнего Китая

1

Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы.

§22, вопросы

Объединение Китая

1

Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях.

Гунны, Великая Китайская стена.

§23, вопросы

Повторение

1

Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Раздел 3. Древняя Греция (21 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Природа и население Древней Греции

1

Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения.

Греция

§24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу.

Микены и Троя

1

Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

Ахейцы, дорийцы, Троя.

§25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними?

Поэма Гомера «Илиада»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.

§26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой.

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов.

§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку.

Религия древних греков

1

Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований.

Пантеон

§28, пересказ одного из мифов о богах.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике  сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства.

Полис, демос, аристократ

§29, термины учить.

Зарождение демократии в Афинах

1

Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске.

Реформы

§30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других?

Древняя Спарта

1

Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью

Илоты

§31

Основание греческих колоний

1

Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами.

Колонии

§32, подготовить пересказ о царе Скиле

Олимпийские игры

1

Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции.

Олимпия, «Священный мир», олимпионик

§33

Греко-персидские войны

1

Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу.

Марафон, экспансия, стратег.

§34, нарисовать план Марафонского сражения.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков.

триера

§35

Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.)

В гаванях афинского порта Пирей

1

Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам.

Граждане, метеки, пошлина

§36

В городе богини Афины

1

Сформировать представление о том, что  5-6 вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры.

§37

В афинских школах и гимнасиях

1

Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных

Стиль, палестра, педагог

§38.

В театре Диониса

1

Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств.

Орхестра, скене, трагедия, комедия.

§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы»

Афинская демократия при Перикле

1

Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин.

Демократия

§40

Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (4 ч)

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией.

Македония, монархия, Филиппики, сариссы.

§42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским

Поход Александра Македонского на Восток

1

Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития.

§42, контурная карта.

В Древней Александрии Египетской

1

Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов.

Обсерватория, музы

§43, сопоставить муз с видами искусств.

Повторение

1

Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции

Таблица

Раздел 4. Древний Рим (19 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Древнейший Рим

1

Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии.

Патриции, плебеи.

§44

Завоевание Римом Италии

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер.

Республика

§45

Устройство Римской республики

1

Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер

Консулы, легионы

§46, сделать рисунок римского легионера

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны.

Пентеры «ворон»

§47, план «Битва при Каннах»

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э.

1

Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья.

Триумф, империя

§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание.

Рабство в Древнем Риме

1

Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация.

Гладиаторы

§49, рисунок гладиатора.

Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.)

Земельный закон братьев Гракхов

1

Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия.

Аграрный закон

§50

Восстание Спартака

1

Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение.

§51

Единовластие Цезаря в Риме

1

Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру  и носила антинародный характер.

Военная диктатура

§52

Установление империи в Риме

1

Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством.

§53

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

В Риме при императоре Нероне

1

На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства.

Диктатор

§54

Первые христиане и их учения

1

Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий.

§55

Расцвет Римской империи во 2 веке

1

Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима.

Колоны, рабы с хижинами

§56

«Вечный город» во времена империи и его жители

1

Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями.

Термы, Колизей, Пантеон

§57, вопрос 4 письменно

  1. п

Повторение

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.)

Римская империя при Константине

1

Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи

Варвары, епископ.

§58

Взятие Рима готами

1

Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами

§59, подготовка к проверочной работе

Итоговое повторение (2 ч.)

Особенности цивилизации Греции и Рима.

1

Проверка и закрепление изученного материала.

Работа над ошибками.

Вклад народов в мировую культуру

1

Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира»

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Искусство Древнего Египта»

ФИО (полностью)

Бодраева Марина Леонидовна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Оватинская средняя общеобразовательная школа»

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

история

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Искусство Древнего Египта  урок №14 в разделе II «Древний Восток»

Базовый учебник  

Вигасин А.А.. История Древнего мира:   учебник для     5 класса общеобразовательных  учреждений. М.: Просвещение, 2012  

  1. Цель  урока: в ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.
  2. Задачи:

— обучающие: формирование навыков учащихся получать информацию об исторической карте, давать словесное описание местоположения объекта на карте, образование навыков, соотнесения года с веком, формирование умений анализировать визуальные объекты.

-развивать память, мышление, смекалку;

-воспитать познавательный интерес к предмету, пробуждать и поддерживать интерес  учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять кулшьтурное наследие; расширение кургозора учащихся и формирововние  у них эстетического вкуса.

  1. Тип урока изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся фронтальная и групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, использование презентации через программу мультимедийной доски.
  1. Структура и ход  урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

Приветствие. Учитель проверяет  их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников).

Ученики занимают свои места.

2 мин.

2

Актуализация  знаний

Тесты

Демонстрация

Устная работа.

Ученики находят правильные ответы, появляющуюся на слайде

5 мин.

3

Новый материал

Искусство Древнего Египта ( Слайд 1)

Демонстрация

Получают информацию и отвечают на вопросы учителя.

10 мин.

4

Закрепление  нового материала

Тесты(№3)

Демонстрация

Выполнение заданий. Закрепляют  полученные знания

20 мин

5

Подведение итогов

Оценивание работы учеников

3 мин.

6

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания в дневники

5 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Тема нашего урока « Искусство Древнего Египта»

Сегодня  на уроке нам предстоит ввести понятия « пирамиды», «храм» и т.д.  

  1. Актуализация  знаний

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте поработаем устно.  

3.         Изучение нового материала.

 Тема нашего урока «Искусство Древнего Египта» . Обратите внимание на фотографию скульптуры египетского писца, которая является одним из символов Древнего Египта. Слайд №1

Ребята, запишите в тетрадях дату и тему урока. Назовите, пожалуйста, какие виды искусства вы знаете?. Сегодня речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.

Задание для учащихся. Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских пирамидах. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов.

Слайд №2

Тексты.

«Величайщая из пирамид – пирамида Хеопса(На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в 28 веке до н.э. Еее создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 метров. Это соотвтетсвует современному зданию высотой около 5 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистокго известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне  обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают  полмиллиметра.

    Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную, скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению муии фараона.

   Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

   Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что люди должны находиться рядом с ним и после смерти».

По завершению просмотра слайда учитель задает ученикам вопросы:

  • Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?
  • Можно ли говорить, что сегодня они сохраняют свою славу «Чуда света»? Докажите свое мнение.

Запись в тетради:

Египетские пирамиды – первое из чудес света.

Вопросы учащимся:

— Когда была построена пирамида Хеопса?

— Переведите века в годы. Каким годом начинается 27 век?

— Найдите и покажите на карте район пирамид.

-Определите словами, где находится долина пирамид.

      Рассказ учителя.

Ученым постепенно раскрывалась тайна возведения пирамид. Теперь полагают, что пирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей тонкозернистого известняка. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни.

   Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге. У подножья будущей пирамиды лицевую сторону блоков тщательно шлифовали, используя для этого песок и воду.

   Чтобы поднять блоки, египтяне  строили из кирпича и камня  наклонную насыпь с углом подьема около 15 градусов. По мере того как пирамида сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям камень тащили вверх на деревянных санях.  Для уменьшения трения трассу постоянно смачивали  водой, так что полозья скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливались на место.

   Пирамида возводилась  на известняковом массиве, т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне. Именно поэтому они не ушли в песок от собственной тяжести.

    Рядом с пирамидами находистя знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Рассказ учителя.

   Длина большого финкса 57 м, а высота – 20 м.  Арабы называли большой сфинкс «отцом ужаса».

Сфинкс , как и пирамида, являетя символом египетской культуры.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Пирамида Хеопса построена около 2600 г. до н.э.

Задания для учащихся:

  • Начертите в тетради «линию времени».
  • Подсчитайте,  каков приблизительны возраст пирамиды в годах и веках.
  • Чему могли бы научиться современные строители у древних египтян?

Далее учитель или  умеющий хорошо читать учени читает текст учебника (п. 2 Храмы – жилища богов).

Текст учебника:

«Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседавшего на троне. У входа стоят  обелиски – каменные «иглы фараона». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

    За воротами- широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. За главным залом в глубине  храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть  туда, где стоит статуя бога – хозяина храма.  В дни праздников в честь бога жрецы на  плечах выносили  его статую во двор храма, где их встречала толпа народа. Затем процессия медленно  двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении праздненства статую возвращали на место – в глубину храма»

Учащиеся выполняют задания.

  • Покажите на рисунке «иглы фараона». Как на языке архитектуры называются эти постройки?
  • Покажите на рисунке колонны.

Учащиеся читают дополнительный материал на с. 55 «Фараон и царица Нефертити».

Слайд№ 3

Текст учебника

   Храмы бога  Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14 в. до н.э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий  солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч  солнца – рука. Протянув к земле свои руки-лучи Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога – Ахетатон («горизонт Атона»).

   Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы – царицы Нефертити.

Вопосы к учащимся:

  • Найдите на карте Древнего Египта город Ахетатон. Опишите словами его местоположение.
  • Вспомните, что называется мумией.
  • Почему из тела умершего фараона или вельможи делали мумию?

Рассказ учителя.

Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа прилетает в гробницу, не обнаружит мумию, она погибнет и ее загробная жизнь прекратится. Однако мумия недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумию не сохранить.

   На голове царицы Нефертити высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо имеет естественный красновато-желтый цвет, брови и глаза подведены черной краской, а губы – темно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал лица египтянки с нежной кожей, продолговатыми глазами и лебединой шеей.

    В гробницах, в храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств в Москве, а так же в музеях  и даже на улицах Петербурга.

      Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенность работы древнеегипетских мастеров?

   Рассмотрите два изображения: одно выполнено на папирусе ( рисунок), другое вырезано на камне (рельеф).

Отвечают на вопросы:

  • Предположите, где  могли помещаться данные изображения.
  • Какой сюжет изображен на рельефе? Кто на нем изображен? Свое мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения фараона, вельмож, простых воинов?
  • Кто изображен на папирусе. Свое мнение обоснуйте.
  • Каковы особенности изображения богов и фараонов?

Рассмотрим знаменитые статуи египетского вельможи и его жены, фотографии которых есть в учебнике.

Вопросы:

  • можно ли назвать их позы естественными? Почему?
  • Одинаково ли раскрашена кожа мужчины и женщины? В чем разница?

4. Закрепление нового материала:

Самостоятельно или коллективно, в зависимости от класса, сформулировать и записать в тетрадь правила для художников и скульпторов в Древнем Египте.

 

5. Подведение итогов

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники.

6. Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник §11 пересказывать и отвечать на вопросы. Подготовить сообщение об одном из памятников искусства Древнего Египта.

Приложение к плану-конспекту урока

«Искусство Древнего Египта»

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 Тесты

практический

презентация

2

 Изучение нового материала

информационный

презентация

school-collection.edu.ru

3

 Закрепление урока

практический

презентация

 

 

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: конспекты уроков по истории Древнего мира для 5 класса

Кто такие первобытные люди?

Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.

Вспомните, какие были главные занятия древнейших людей? Охота и собирательство – это присваивающее хозяйство. Но с течением времени зародилось хозяйство производящее. Как это произошло, мы сегодня и выясним.

Давайте представим себе поселок первобытных людей в какой-нибудь жаркой стране. Он состоит из нескольких хижин, окружен насыпью из земли и камней для защиты от диких зверей. В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями, луком и стрелами охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное, и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми достигают обессилевшее животное. Подбежавшие охотники прогоняют собак и добивают зверя.

Дикие собаки подбегают и к самому поселку, роятся в отбросах, громко лают, когда приближаются другие животные. Постепенно люди и собаки привыкают друг  к другу. И собака становится первым прирученным и домашним животным. Подумайте, какую пользу первобытным людям приносила собака? Охраняла поселок, помогала на охоте (прекрасный нюх).

Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи – кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их не было смысла, поэтому их приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Также поступали с козлятами, телятами, ягнятами. Животные росли, становились ручными. Первобытным людям удалось приручить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Таким образом, возникло новое важное занятие – скотоводство. Это произошло около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия произошло скотоводство? Что более надежно, охота или скотоводство?

Ну, продолжим наше путешествие в поселок первобытных людей. В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались собирательством. Они собирали ягоды, грибы, съедобные коренья, а также дикую пшеницу и ячмень. Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках. Зерна дробили и растирали между двумя плоскими камнями – получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали лепешки.

Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Долгие годы женщины не задумывались об этом, но однажды поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи – возникло земледелие. Произошло это тоже около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия возникло земледелие? Что надежнее – собирательство или земледелие?

Сотни тысяч лет люди, подобно животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производящим хозяйством, то есть стали сами производить хлеб, овощи, мясо, кожу, шерсть. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.

Главными орудиями труда земледельцев были каменный топор, мотыга и серп (с. 20). Каменным топором мужчины расчищали от деревьев и кустарников участки земли для посевов. Вырубленные растения сжигали, зола была хорошим удобрением. Мотыга делалась из дерева (палка с сучком) или же была составной – из дерева с наконечником из камня или рога. Мотыгой рыхлили землю перед посевом. Серп использовался для жатвы. Позже был изобретен плуг (рис. в учебнике). Обработать поле с помощью плуга и лошади можно в 50 раз быстрее, чем мотыгой.

Присваивающее хозяйство – это не только земледелие и скотоводство, но и ремесло, т.е. изготовление каких-либо предметов быта.  Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне, чуть позже появилось ткачество, т.е. одежда делалась из льняного полотна и шерстяной ткани.

Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Тот, кто долгие годы овладевал своим ремеслом, оттачивал свои навыки, становился ремесленником.  

Постепенно люди стали замечать, что некоторые камни, попадая в огонь, размягчаются, и, застывая, принимают новую форму. Это были куски самородной меди. Т.е. металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Т.о. около 9 тыс. лет назад появилось новое ремесло – обработка металлов. Обладают ли медные орудия преимуществом перед каменными? Лезвие медного топора можно сделать более острым, затупившееся лезвие можно заточить заново, переплавить, сделать мелкие предметы любой формы: иглы, крючки.

Применение плуга, медных орудий привело к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства значительно возросла, и исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывается новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Стадо, земля были поделены между семьями. Община из родовой превратилась в соседскую. Семьи нуждались во взаимопомощи и поддержке. При этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – они соседи и должны держаться вместе.

Подумайте, семьи получили одинаковые участки, орудия труда, скот. Но проходит время, и одни семьи становятся богаче, другие – беднее. Почему?

Все люди разные. Одни работящие, другие ленятся. Бывает, что какую-нибудь семью постигает несчастье: погибают на охоте, напали дикие звери. Причины могут быть разные, но результат один – возникло имущественное неравенство. Это означает, что одна семья владела большим количеством орудий труда, скота, запасом зерна. А другая семья нуждалась в самом необходимом.

Раньше других зажиточными стали семьи старейшин. Они пользовались уважением остальных общинников, разрешали споры, помогали советом. В благодарность им дарили скот и зерно, отдавали наиболее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племени выбирали самого храброго и мужественного своим военным предводителем – вождем племени. Во главе с ним они нападали на соседнее племя. Если они побеждали, то угоняли скот, забирали зерно, изделия из металлов. Большая часть добычи доставалась вождю племени.

Вождей племени и старейшин называли знатными людьми, что значит знаменитый. Знатные люди добивались того, чтобы уважение к ним распространялось и на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Так возникло неравенство между людьми: одни были знатные, другие – незнатные, одни богаче, другие – беднее. Крупные поселения стали превращаться в города, города объединялись в государства. Их правителей называли царями.

Д.з. § 4-5. р.т. № 14-15.

nsportal.ru

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 25

Параграф 25 — ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс

МИКЕНЫ И ТРОЯ

Проверьте себя

1. Где можно увидеть Львиные ворота? Как они выглядят? Какие их части не сохранились?

Остатки Львиных ворот можно увидеть на руинах древнего города Микены, располагавшегося в 90 километрах по прямой от Афин на землях Пелопоннес. Сегодня от укрепленного города на холме остались одни руины. Сохранилась фрагменты каменных построек и крепостной стены с Львиными воротами. Вход в крепость сложен из каменных глыб с порталом входа. На горизонтальной плите ворот установлен треугольный элемент из известняка, на котором высечены два льва, стоящих на задних лапах. Головы львов не сохранились.

2. О чём написано на табличках, найденных при раскопках древнейших греческих городов?

Во время раскопок древнейших греческих городов были обнаружены и расшифрованы глиняные таблички, в которых были списки женщин-рабынь, гребцов на галерах, ремесленников, работавших на царя. Также в табличках рассказывается о сборах на многочисленные военные походы, которые осуществляли Микенские цари.

3. Как возникло выражение «яблоко раздора»?

Оно пошло из древнегреческих мифов, в которых оно было представлено в виде золотого яблока с надписью «Прекраснейшей». Это яблоко принесла на пир богов не приглашенная на него Эрида, богиня ссор и раздоров. По легенде, это золотое яблоко стало причиной ссоры трёх женщин-богинь — Геры, Афины и Афродиты. Призванный быть судьёй юноша Парис присудил это яблоко Афродите, что косвенным образом стало причиной Троянской войны. Поэтому выражение «яблоко раздора» превратилось в образное обозначение любой незначительной вещи или события, которое может привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям.

Поработайте с картой «Древнейшая Греция»

Найдите Трою и Микены. На каких полуостровах были расположены эти города?

Троя и Микены обведены синим цветом на данной карте. Микены располагались в южной части Балканского полуострова на территории Пелопоннес, отделенной от Средней Греции Коринфским перешейком. Троя располагалась в северной части средиземноморского побережья полуострова Малая Азия.

Поработайте с датами

Определите, что было раньше: гибель Трои или захват ассирийской столицы Ниневии? 

Столица Ассирии Ниневия была захвачена вавилонянами и мидийцами в 612 году до н.э. Гибель Трои была ориентировочно в районе 1200 лет до н.э. Таким образом падение Трои было почти на 600 лет раньше захвата Ниневии.

Опишите рисунок

Опишите по рисунку «Из Микен на Трою» микенскую крепость и царское войско.

На данном рисунке мы видим греческое войско идущее для посадки на корабли для отправления на Троянскую войну. Войско проходит на фоне мощной крепостной стены города Микены. Каменная стена защищает дворец правителя и дома придворных, находящихся внутри крепости на вершине холма. Микенское войско состоит из пеших копейщиков, вооруженных недлинными копьями и щитами, облаченных в легкий доспех — кожаный нагрудник, медные поножи и шлем, украшенный перьями или рогами. Сам главнокомандующий едет впереди войска на колеснице. С крепостной стены города войско провожают родственники.

Подумайте

1. Что вынуждало жителей Микен и других греческих горо­дов, в отличие от жителей Крита, воздвигать мощные оборонительные стены?

Древнегреческая цивилизация состояла из самостоятельных городов и земель, которые часто воевали между собой за земли и ресурсы. Поэтому строительство крепостных стен было актуальным для древнегреческих городов.

2. В чём различия между подлинной причиной Троянской войны и той причиной, о которой рассказано в мифе?

Мы все прекрасно понимаем, что история Троянской войны, описанная Гомером, по большей части является мифом, основанном на устных преданиях, прошедших литературную обработку и героизацию войны. Сегодня ученым доподлинно известно лишь то, что Троя существовала в действительности, а сама Троянская война между местным населением средиземноморского побережья Малой Азии и греками тоже была — это исторический и доказанный археологическими раскопками факт. Скорее всего, на самом деле причиной Троянской войны стала экспансия греческой цивилизации. Греки после освоения Балканского полуострова действительно активно занимались колонизацией многочисленных островов Эгейского и Ионического моря, а также побережья Малой Азии.

history-gdz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *