РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ для 5 класса по русскому языку
Карточки составлены по программе учебников РК
Обязательное условие выполнения задания — работу начинать с первого уровня.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ для 5 класса
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
1 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.
2 уровень.
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От крылись яркие сияющие горы.
Написание слов с парными согласными.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Про..ка, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.
2 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы.
Среди ре..ких бере.. прячутся в тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.
Синонимы.
1 уровень.
Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.
Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.
2 уровень.
Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.
Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.
3 уровень.
Составь предложения, используя слова- синонимы.
Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.
Антонимы
1 уровень.
К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.
Говорить — …., выходить — …, здороваться — …, включать — …, засыпать — …,
закрыть — …, смеяться — … .
2 уровень.
Подбери антонимы к словосочетаниям.
Левая рука — …; высокий потолок — …; уходить из школы — …; поехать на стадион — …;
Счастливая старость — … .
3 уровень.
Закончи предложения. Подчеркни антонимы.
Дядя вчера приехал, а через два дня … . Он упал, но быстро … . Его бросало то в жар, то в … . Я быстро посмотрел налево, затем … .
Состав слова. Окончание и основа.
1 уровень.
Спишите слова. Выделите основу и окончание.
Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.
2 уровень.
Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.
Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.
Чудесная встреча — …, старый дедушка — …, широкое море — …, чайная чашка — … .
3 уровень.
Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.
Белый, белая, белка, белое. Лиса, в лесу, за лесом, лес.
Корень. Однокоренные слова.
1 уровень.
Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.
Каменщик — …, лётчик — …, связист — …, пианист — … .
2 уровень.
Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.
Сахар — …, гусь — …, утка — …, суп — …, хлеб — …, тигр — … .
Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.
3 уровень.
Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый
infourok.ru
Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-го класса
Разделы:
Русский язык
Тетрадь
по русскому языку
учени_ 5_класса
_______________
________________
Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво — ___________________________________________________________
Слава — __________________________________________________________
Даль — ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________
Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка, тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.
Упражнение 3
Выпишите однокоренные слова.
А) Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б) Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.
Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в выст_вка – ст_вить з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск нач_ла – нач_ло уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча затр_щал – тр_ск тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты т_желый –т_жесть т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д тр_пинка – тр_пы просл_влять – сл_ва
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
др_жать -__________ др_знить- ___________
ч_совщик -__________ м_ряк -_________________
ж_леть -_____________ з_л_то — _________________
л_петал- _____________ см_треть-________________
т_нуться -____________ вр_дитель — ______________
св_тлеет -____________ уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________ сож_леть -_________________
Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные.
Л_нивый2 к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала п_стуху2 собака. Море с_нело, парус б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.
Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.
Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют _сенней2 красавицей. Она не б_ится хол_да, а её ягоды становятся2 сладкими2 от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.
Правописание согласных в корне слова
Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__ ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь корыс__ный – корыс__ь
Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный — _________ поз_но — ____________
праз_ник — _________ доблес_ный -___________
грус_ный — _________ лес_ница — _____________
окрес_ность — _________ мес_ность -_____________
свис_нул -____________ чу_ ство -_______________
счас_ливый — __________ радос_ный — ____________
капус_ный — ___________ гиган_ский — ____________
ярос_ный — ____________ облас_ной — _____________
Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..»
(А.С. Пушкин)
Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.
Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.
Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.
Части речи
Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый, не увидишь, по д_реву, налево, меня.
Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.
Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
( погонишься – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.
Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.
Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_, о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_, к картин_, из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.
Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_, береч_, помощ_, дрож_, нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.
Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.
Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2 лист_я пов_сали (на) нитках _сенней п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2 мо_ки. Сядет мо_ка на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.
Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетание и простое предложение
Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание «сущХ. + прил.»
1едем направо; 4. помощь друга;
2.в синюю высь; 5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому
2Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»
- беседуем за столом 4.на вершине ели;
- густых ёлок 5. Учишься с желанием
- резкого ветра
3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример 4.растаяли снега
2. вырос гриб 5.беседовать с другом
3. поздним вечером
4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.
5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник
6.Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.
Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.
- Ле_кий в_терок гон_т топит _блака.
- Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
- Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
- На севере дерев_я растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
- В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.
Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.
- На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
- Мы взяли с собой всё необходимое продукты одежду тёплое бельё.
- Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
- Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
- Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
- На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.
Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания ,составьте схемы предложений .
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.
Полный вариант рабочей тетради
16.01.2011
urok.1sept.ru
Тренажёр по русскому языку (5 класс) по теме: Тренировочные задания по русскому языку, 5 класс
Фамилия, имя _________________________________________________
Лексика (практикум)
1 вариант.
1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»
а) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;
б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;
в) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.
2.Многозначными называются слова, которые имеют __________________________________________________.
3.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению ______________________.
4. Антонимы – это слова _____________________________________________________________________________.
5. Прямое значение слова – это ________________________________________________________________________.
6. Многозначные слова – это слова:
а) имеющие лексическое и грамматическое значение;
б) имеющие несколько лексических значений;
в) употребляемые многими людьми.
7. Толковый словарь – это словарь, в котором:
а) разъясняется написание слов; б) разъясняется значение слов; в) раскрывается строение слов русского языка.
8. Фразеологизмы – это:
а) слова, которые употребляются в словосочетании;
б) слова, которые употребляются в разговорной речи.
в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;
9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
а) ветер воет, горит костер, сушить весла;
б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;
в) море новостей, плакал лес, горячее сердце.
10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) строить дом; б) убить время; в) тяжёлый характер г) часы бегут д) мягкое кресло; е) острый нож
11. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:
а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.
12. Выберите пары антонимов:
а) смелый – грубый; б) мудрость – глупый; в) щедрый – скупой; г) рассеянность – сосредоточенность;
д) благородный – подлый е) отзывчивый – вспыльчивый.
13. Укажите лексическое значение слова негодование:
а) сомнение, удивление б) тяжёлое переживание, несчастье; в) суровость, безжалостность
г) возмущение, крайнее недовольство; д) неверие во что-то.
14. Установите соответствие:
1. цвет фиалки и сирени | а. диалектизмы |
2. намеченный путь следования | б. вообразить |
3. мысленно представить себе что-нибудь | в. лиловый |
4. очень большой | г. буквы |
5. слова, употребляемые жителями одной местности | д. громадный |
6. знаки для обозначения звуков | е. маршрут |
_________________________________________________________________________________________________
15. На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:
фейерверк — ____________________ яхта — __________________ автограф — _______________________
16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.
Не разлить водой___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Сквозь землю провалиться____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Бить баклуши ______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
От горшка два вершка ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
17. Какое слово является однозначным?
а) кисть б) фауна в) игла г) трубить
18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) золотое кольцо б) тёмная ночь в) серебряные волосы г) идёт по дороге
19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.
а) Рана заживёт, а рубец останется. б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
в) Метель метёт, а вьюга плачет. г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.
а) Жара стояла неделю, и зной измучил путников. б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
в) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. г) Яблоки не кислые, а сладкие.
21. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию ОЧЕНЬ БЫСТРО.
а) как с гуся вода
б) хоть пруд пруди
в) пуд соли съесть
г) сломя голову
д) вытягиваться в струнку
е) во весь дух
Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.
ГРОЗА
1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать.
9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.
1. Произвести фонетический разбор слова листья.
2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
3. Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста
Фамилия, имя _________________________________________________
Лексика (практикум)
2 вариант.
1.Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается ___________________________________________________________________________________________________.
2.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ________________________________________.
3. Переносное значение слова – это ___________________________________________________________________________________________________.
4. Синонимы – это слова _____________________________________________________________________________.
5. Слова, противоположные по лексическому значению, называются ________________________________________.
6. Однозначные слова – это слова:
а) одинаковые по значению, но разные по смыслу; б) употребляемые одним человеком;
в) имеющие одно лексическое значение.
7. Лексическое значение слова разъясняется в:
а) орфографическом словаре; б) толковом словаре в) словообразовательном словаре.
8. Фразеологизмы – это:
а) слова, которые употребляются в словосочетании;
б) слова, которые употребляются в разговорной речи.
в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;
9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
а) волк воет, золотые руки, красить краской;
б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;
в) море цветов, красное платье, твердая земля.
10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
а) твёрдая воля б) бегут ручьи в) горят костры г) зерно пшеницы д) золотое кольцо е) ледяной взгляд
11. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий:
а) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
б) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;
в) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
г) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;
д) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.
12. Укажите пары антонимов.
а) угрюмый – веселиться б) гигант – карлик в) робкий – смелый г) холодный – вспыльчивый д) благородный – подлость е) скромный — хитрый
13. Укажите лексическое значение слова негодование:
а) сомнение, удивление б) тяжёлое переживание, несчастье; в) суровость, безжалостность
г) возмущение, крайнее недовольство; д) неверие во что-то.
14. Установите соответствие:
1. горячий кофе | а. прямое значение б. переносное значение |
2. горячий характер | |
3. сладкое яблоко | |
4. сладкая мечта | |
5. свежий хлеб | |
6. свежий воротничок |
__________________________________________________________________________________________
15. На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:
офис — __________________ трасса — _________________ иллюстрация — ____________________
16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.
На краю света _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Чуть свет __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
От горшка два вершка _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Показать, где раки зимуют ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________17. Какое слово является однозначным?
а) блондин б) челнок в) число г) серебряный
18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) читает письмо б) ветер воет в) старинная крепость г) хлебный магазин
19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.
а) Хлеб мягкий, свежий б) Ищи не дом, а соседей
в) Дерево держится корнями, а человек – друзьями. г) Корень учения горек, а плод его сладок
20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.
а) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью. б) Сова спит днём, а охотится ночью.
в) В поэтической речи глаза часто называют очами. г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
21.Укажите фразеологизмы – синонимы к словам УГОЖДАТЬ, ЛЬСТИТЬ.
а) бередить душу
б) невзирая на лица
в) играть в кошки-мышки
г) рассыпаться мелким бесом
д) переворачивать вверх тормашками
е) извиваться ужом
Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.
ГРОЗА
1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать.
9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.
1. Произвести фонетический разбор слова листья.
2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
3. Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста
nsportal.ru
Русский язык 5 класс | Онлайн олимпиада. Участие бесплатно.
Задание №3 по русскому языку для 5 класса
Лимит времени: 0
Информация
Примите участие в онлайн олимпиаде. Выполните задание и узнайте результат.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Правильных ответов: 0 из 10
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали 0 из 0 баллов (0)
Средний результат |
|
Ваш результат |
|
Рубрики
- Русский язык 0%
Поздравляем!
Вы отлично выполнили задание.
Ваш результат соответствует 1 месту.
Вы можете заказать оформление диплома 1 степени перейдя по ссылке.Поздравляем!
Вы хорошо справились с заданием.
Ваш результат соответствует 2 месту.
Вы можете заказать оформление диплома 2 степени перейдя по ссылке.Поздравляем!
Вы выполнили задние допустив незначительное количество ошибок.
Ваш результат соответствует 3 месту.
Попробуйте пройти тестирование еще раз и не допустить ошибок.
Вы можете заказать оформление диплома 3 степени перейдя по ссылке.Сделайте работу над ошибками.
Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
Ваш результат может стать значительно лучше.
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 10
Количество баллов: 1
Укажите вариант, в котором выделенные слова являются вводными (запятые не расставлены):
Задание 2 из 10
Количество баллов: 1
Укажите предложения с распространенными обращениями (запятые не расставлены):
Задание 3 из 10
Количество баллов: 1
Укажите строку с собирательными существительными:
- режиссура, созвездие, полк, нация
- смелость, котяра, воззвание, игрища
- комарьё, профессура, листва, молодежь
- комендант, листья, клавиши, вино
Задание 4 из 10
Количество баллов: 1
Укажите строку с глаголами только II спряжения:
- приготовишь, купим, ненавидит,
- сошьете, рисует, растут, держит
- терпим, дышите, вертите, читают
- надоедят, идете, петь, летают
Задание 5 из 10
Количество баллов: 1
В каких строках глагол пишется через ь:
Задание 6 из 10
Количество баллов: 1
Укажите строку, содержащую только звонкие согласные звуки:
- [р, б, г, з, в, л]
- [в, з, г, к, п, т]
- [р, ф, г, й, в, с]
- [м, з, п, т, к, б]
Задание 7 из 10
Количество баллов: 1
Ученик 5 класса, разговаривая по телефону, сказал:
«Добрый вечер, извините, Вам удобно говорить?»
С кем он мог начать разговор подобным образом?Задание 8 из 10
Количество баллов: 1
Укажите словосочетание, построенное по схеме «глагол + имя существительное»:
Задание 9 из 10
Количество баллов: 1
В какой строке все слова пишутся через о:
- отл…жить, пол…женный, предл…жение, изл…жить
- стихосл…гатель, подл…жный, прил…жить, разл…гать
- изл…гать, отл…гательство, неотл…жный, сл…гаемое
- прил…жение, обл…гать, изл…жение, безотл…гательный
Задание 10 из 10
Количество баллов: 1
В какой строке в приставке всех слов пишется и:
- пр…градить, пр…ключение, пр…соединить, пр…скверный
- пр…клеить, пр…школьный, пр…усадебный, пр…пятствие
- пр…открыть, пр…скорбный, пр…йти, пр…баутка
- пр…бавить, пр…увеличить, пр…неприятный, пр…одолеть
source2016.ru
Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС
1.Расставь ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства. (За каждый правильный ответ: 1 балл)
2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.
Рубка, стол, клад, лапа, укус. (За каждый правильный ответ: 1 балл)
3.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока. Сахар
(За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.)
4.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.
а) лето
б) счетчик
в) подъезд
г) поздняя
д) юный
(За каждый правильный ответ 1 балл.)
5.Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».
Дождик льёт — кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстро вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод —
На земле водоворот.
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
6.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:
Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.
7.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:
1)рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..
8.Вставь пропущенные буквы:
а) в..лосок
б) ф..нари
в) с..лат
г) в..трина,
д) ч..совщик
(За каждый правильный ответ 1 балл)
9.Вставь букву Т там, где необходимо:
а) Вкус_ный
б) Свис_нул
в) Мес_ность
г) Гиган_ский
д) Поз_ний
(За каждый правильный ответ 1 балл)
10.Подчеркни выделенные слова как члены предложения.
Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.
11.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.
1) Они раскачивались и шумели.
2) Сосны толпились у берега
3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.
4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.
5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.
Ответы на задания олимпиады по русскому языку 5 класс
1.тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.
2. трубка, столб, склад, лампа, уксус
3. Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.
Пока. Захар
4. в, г, д
5.Вода, водоотвод, водоворот
6. рассказчик
7. 3)
8. а) волосок
б) фонари
в) салат
г) витрина,
д) часовщик
9. а) Вкусный
б) Свистнул
в) Местность
г) Гигантский
д) Поздний
10. Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей.
11. 2, 1, 4, 3, 5
nsportal.ru
Олимпиадные задания для 5 класса по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
Ф. И., класс _____________________________________________
1.Вставь пропущенные буквы.
Он буд…т хорошо учиться.
Он буд…т меня каждое утро.
2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.
Ответ:______________________
3. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
Лесная глуш… | Добрый врач… |
Спелый овощ… | Валютный богач… |
Мудрая доч… | Охотничья дич… |
4.Подбери и запиши слова с противоположным значением.
Дружить -____________________
Недостаток -__________________
Уважать -_____________________
5.Выдели корни в данных словах
Отвари – отвори; спеши – спиши; поласкать – полоскать.
6.Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки._________________________________________________________
Коля написал предложение красиво как курица лапой.________________________________________________________
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель._______________________________________________________
7. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со стола. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
Брат сварил кофе.
Кофе выпил брат.
2. Подчеркни линией те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв: Маяк, объём, грустный, юг, поют, якорь, рассказ.
3. Запиши множественное число имён существительных: стол — ……….. стул —……. ухо —…… ребёнок — ……человек — ……. чудо — ……….
4. Подчеркни линией слова, которые имеют два корня. Снеговик, землекоп, земляника, парник, теплоход, островок, корнеплод.
5. Подчеркни линией слова, у которых нет приставки. Спор, осмотр, повар, запах, порог, поход, сторож.
6. Напиши, что обозначают данные слова. Конфетти — …………………. Серпантин — ……………………….
7. Подчеркни слово, близкое по значению к слову «журить». Искать, обманывать, перебивать, оценивать, бранить, жульничать.
8. Подчеркни однокоренные слова к слову «стол». Столовая, столешница, столетник, столяр, престол, застолье, столько, столкновение.
9. Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое. Высокий дуб метель занесла снегом.
10. Подчеркни глагол двумя линиями. Он без кистей и белил Скверы города белил.
11. Замени одним словом. И след простыл — …………………………. Кот наплакал —……………………… Клевать носом — ………………… Ни зги не видно — ……………………
12. Исправь ошибки. Одеяло убижало, улитела прастыня, И падужка, как лигушка, ускокала ат меня.
13. Допиши по одному слову. Хитёр как _____ . Надут как _____. Упрям как ______. Увёртлив как______ . Нем как______ . Здоров как_______ .
14. Составь и запиши новое слово, состоящее из: Корень – из слова морской, Окончание – из слова весенний, Приставка – из слова присмотреть, Суффикс – из слова солдатский……………………………………………
15. Образуй новые слова путём перестановки букв данных слов. Автор — ………………. Коршун —………………………
videouroki.net
Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме: Задания для повторения изученного материала за курс русского языка в 5 классе
Задания для повторения изученного материала за курс 5 класса
Составила учитель ГБОУ СОШ № 657 г. Москвы Матюшкина М.Е.
Задание 1
1. Распредели слова-понятия (термины) в соответствии с разделами лингвистики, в которых они изучаются.
Орфография:_________________________________________________________________________________________
Фонетика:____________________________________________________________________________________________
Морфемика:__________________________________________________________________________________________
Морфология:_________________________________________________________________________________________
Синтаксис:___________________________________________________________________________________________
Пунктуация:________________________________________
Стилистика:__________________________________________________________________________________________
Лексика:_____________________________________________________________________________________________
Звук, словосочетание, имя прилагательное, дополнение, непроизносимый согласный, многозначное слово, двоеточие, приставка, сонорный, предлог, научный стиль речи, запятая, подлежащее, постфикс, антоним, разделительный мягкий знак, служебные части речи.
2. Разбери слова по составу:
красива, перелётные, переход, раздать, переделка, соединим, премудрость.
Задание 2
1. Запиши имена существительные в форме П. п. единственного числа. Выдели окончания.
Морковь — _______________, битва — _______________,
радость — _______________, веселье — _______________,
язык — _______________, значение — _______________,
народ — _______________, история — _______________ .
2. Измени слова по образцу и запиши. Подчеркни букву мягкий знак, обозначающую мягкость согласного.
Образец: соловей — соловья, соловью.
Копьё, ручей, муравей, жильё, зверьё.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
1. Запиши словосочетания, вставляя предлог ОТ или ДЛЯ:
Лекарство … головной боли, таблетки … снятия нервного напряжения, средство … мытья посуды, порошок … стирки белья, капли … бессонницы, состав …выведения пятен.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Запиши в транскрипции слова:
КОСМОНАВТ [ ],
АВТОБУС [ ],,
ФУТБОЛ [ ].
3. Подчеркни в предложениях текста главные и второстепенные члены предложения.
Осень пожаловала в лес. Она украсила деревья разноцветными красками. Скоро птицы улетят в тёплые края.
Задание 4
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Напиши название тропа (средства художественной выразительности), который используется автором в этом стихотворении.
Остр…секирою ранена б…рёза,
(По) коре сребристой (по) катились слёзы;
Ты (не) плачь, б…рёза, бедн…, не сетуй!
Рана не см…ртельна, вылечит…ся (к) лету.
Троп: _______________________________
2. Выдели корень в слове. Запиши к каждому слову по два однокоренных:
носить — __________________, _______________________;
ссориться — __________________, _______________________;
загадка — __________________, _______________________;
заиграть — __________________, _______________________;
городской — __________________, _______________________;
ослепить — __________________, _______________________ .
Задание 5
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найди в предложениях однородные члены и подчеркни их.
Образец: Меня и Колю родители оставили дома.
(Из) м…рских водор…слей люди делают лекарства, корм для ж…вотных. (По) м…рям плавают пассажирск… и грузов… суда. Пришла осень, без красок и кис…ти перекрасила все лист…я. (Из) кустов (вы) прыгнула птич… ка и (за) кружилась на мест… . (В) саду (по) дорожкам и тр…пинкам прыгают в…робышки.
2. В первом задании найди два однокоренных слова и запиши их:
__________________________________________
3. Разбери по составу слова:
улетят, перекрасила, воробышки.
Задание 6
1. Спиши, исправляя ошибки.
Внебо взлитают цвитныи огни, весьть а победи расносят они. Деревъя блестают в залотом убори. Рыбу в мори чиловек ловит издовна. Труд кормет, а лень портет. Кому мир не дораг, тот нам и ворог. Чтобы рыпку сьесть, надо вводу лесть.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Подчеркни в предложениях грамматические основы. Над существительными укажи склонение.
Ярко на небе сверкали звёзды. Март — первый месяц весны. Мы спустились со склона. Птицы — санитары садов. На каждой травинке вспыхивает утренний луч. Три ночи лил бурный дождь. Даль светла. Дочь хороша. На реке затрещали и двинулись льды. Василий, не ешь сметану!
Задание 7
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания в именах существительных.
Расти на берёз…, говорить о власт…, беседовать о бесстраши…, побывать на открыти… музея, споём о печал…, не отметить в расписани…, рассказывать о строени… цветка, быть в прекрасном настроени…, подарить Инн…, отдать подарок Мари… .
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найди и выпиши слова с приставками. Приставки выдели.
Погода, поговорил, побежим, удивлять, уголь, умный, уговорить, отара, отнёс, волосы, вокруг.
____________________________________________________________
Задание 8
1. Спиши, вставляя разделительный Ъ или Ь:
в…езд во двор, сол…ю раствор, с…ёмка кинофильма, дружная сем…я, об…явление в газете, с…ездить на дачу, испугать вороб…я, ледяная в…юга, весенней капел…ю, под…ехать к воротам, с…едобная пища, мален…кая обез…яна, сер…ёзный разговор, пред…вить удостоверение, в…ёт гнездо, крутой под…ём.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Подбери по три однокоренных слова. Запиши. Выдели корень.
Пахать — _________________________________________________;
Пахнуть — _________________________________________________;
Радовать — _________________________________________________;
Светить — _________________________________________________ .
3. Запиши в форме Д.п. и П.п. словосочетание лесная чаща
Д.п. ________________________ П.п. ___________________________
Задание 9
1.Вставь пропущенные буквы и запиши слова, распределяя их по
1) с орфограммой «Буквы О-Ё в корне после шипящих»:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) с орфограммой «Буквы О-Е в суффиксе после шипящих»:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) с орфограммой «Буквы О-Е в окончании после шипящих»:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ш…рстка, ч…лка, чертеж…м, ч…рный, туч…й, камыш…м, кош…лка, лапш…й, пч…лы, щ..тка, луж…й, свинц…вый, ж…стко, больш…й, ч…рствый, ткач…м, реш…тка, реч…нка, щ…лкать, щ…голь,девч…нка, ж…рдочка, щ…чки, ч…рный, руч…нка, абзац…м, ш…колад, чтец…в, ш…ссе, ш…тладский, ш…фёр, огурц…в, отц…в.
2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. В скобках укажи, какое это предложение (простое или сложное).
Была гр..за с сильн…. ветром и ноч..ю гнилое дерево рухнуло.
( ) Медленно ра..ходятся по в..де з..лёные створки кувшинок и
белые листоч..ки ра..ворачиваются в пышн…. цв..ток. ( ) Ра..дался всплеск и тело тюленя и..чезло в в..де. ( )
Задание 10
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
В..сёлый мотив, хру…кое здоров…е, ж…лой дом, модный галсту…, извес…ный певец, ме…кий стр…лок, поз…няя осень, вкус…ная ватру…ка, гла…кая поверхнос…ть, кно…ка звонка, дер…кий ответ, убедит…льная про…ьба, древес…ная стру…ка, джинсов… ю…ка, ш…рстяные варе…ки, искус…ная ре…ьба по дереву, ше…ский концерт, старый дру…, зале… на б…рёзу, ре…кий минерал, весёлая сва…ьба, ни…кая перекладина.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проспрягай глагол ТЕРЯТЬ в форме настоящего времени:
я___________________,
ты__________________,
он__________________,
мы__________________,
вы__________________,
они__________________.
Задание 11
1. Подбери к обобщающему слову однородные члены. Запиши, что получилось.
Образец: Павел, Виктор, Антон — это мужские имена.
_____________, _____________, _____________ — это профессии.
_____________, _____________, _____________ — это грибы.
_____________, _____________, _____________ — это герои книг Астрид Линдгрен.
_____________, _____________, _____________ — это знаменитые детские писатели.
Города России: _____________, _____________, _____________ .
Школьные предметы: _____________, _____________,____________ .
2. Выполни фонетический разбор слова МАЯК:
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Букв:___ , звуков: ___ .
Задание 12
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выдели орфограмму «Буквы Е-И в корнях с чередованием».
Смелый ум…рает один раз а трус каждый день. Кто детям потакает сам слезу ут…рает. Всё в природе зам…рло и погрузилось в сон. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап…рла в стол. Звук колокольчика начал зам…рать. Соб…рать жёлуди следует зелёными. Наступает зима и жизнь в лесу зам…рает. Внутри птица выст…лает гнездо мягкими предметами шерстью, волосами, пухом. Горничная аккуратно заст…лила постель.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Над всеми глаголами в первом задании укажи их вид (сов. в., несов. в.)
Задание 13
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Надёжные границ…, юные живописц…, маленькие станц…и, администрац…я гостиниц…, сестриц…н подарок, огромные ц…ферблаты, идти на ц…почках, пушистые ц…плята, исписанные страниц…, заболеть ц…нгой, ц…ганский хор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В задании 1 найди пару антонимов и запиши их:
__________________________________________________
3. Запиши в транскрипции слова:
ДЕТИ [ ], ЁЛКА [ ].
nsportal.ru