5 класс

Биология 4 параграф 5 класс: ГДЗ Биология учебник 5 класс, Пономарева, Николаев, Корнилова

Содержание

Владимир Пасечник — Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс

12 3 4 5

В. В. Пасечник

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс

Как работать с учебником

Дорогие друзья!

У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразный и удивительный мир живых организмов.

Нужный раздел учебника вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание. Текст главы разделён на параграфы.

Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.

При необходимости вы можете также воспользоваться электронным приложением, созданным к данному учебнику и размещённым на сайте www.drofa.ru.

Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним – это поможет вам лучше понять содержание текста.

Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним.

В конце каждого параграфа на синей плашке помещены основные понятия, которые вам необходимо усвоить.

Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех.

Рубрика «Задания для любознательных» предназначена для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес.

В рубрике «Знаете ли вы, что…» приведены дополнительные интересные сведения по изучаемой теме.

Желаем вам успехов!

Введение

§ 1. Биология – наука о живой природе

Что изучает биология. Вы приступаете к изучению биологии (от греческих слов «биос» – жизнь и «логос» – учение).

Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле (рис. 1). Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Это и человек, и животные, и растения, и грибы, и бактерии. Учёные насчитывают более 3,5 млн видов живых организмов. Они живут на суше, в воде, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греческих слов «биос» – жизнь и «сфера» – шар) (рис. 2). Биосфера включает нижние слои атмосферы, гидросферу, почву, верхний слой литосферы.

Рис. 1. Биологические дисциплины

Рис. 2. Биосфера – область распространения жизни

Верхняя граница распространения жизни определяется озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 15–20 км. Он задерживает губительные для живых организмов ультрафиолетовые лучи солнца. В океанах живые организмы встречаются на дне впадин даже на глубине 10–11 км. В литосфере жизнь (бактерии) местами проникает на глубину до трёх и более километров.

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Все живые организмы тесно связаны друг с другом и со средой обитания. Живые организмы влияют на окружающую среду, а их существование зависит от условий этой среды. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой, называют экологией (от греческих слов «ойкос» – дом, жилище, родина и «логос»).

Значение биологии. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной (рис. 3).

Рис. 3. Значение биологии

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.

Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника, которой обладают люди, так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.

Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

БИОЛОГИЯ. БИОСФЕРА. ЭКОЛОГИЯ

Вопросы

1. Что изучает биология?

2. Что называют биосферой?

3. Какое значение имеет биология?

4. Почему необходимо изучать биологию?

5. Что изучает экология?

Подумайте

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?

Задания

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

§ 2. Методы исследования в биологии

1. Какие методы исследования вы знаете?

2. Какие приборы, используемые в биологии, вам известны?

Методы исследования в биологии. Люди с древнейших времён изучали окружающую их природу, используя различные методы (от греческого «методос» – способ познания, путь). К основным методам относятся наблюдение, эксперимент (опыт) и измерения.

Наблюдение – восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств. В ходе наблюдения объекта или явления человек лишь фиксирует результаты, не вмешиваясь в сам процесс. Например, наблюдения за сезонными периодическими явлениями в жизни растений и животных, которые изучает фенология (от греческих слов «файно» – являю и «логос»).

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление. Например, мы можем поставить эксперимент, который позволит выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян разных растений.

Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены и подтверждены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого они могут считаться научными фактами.

При проведении наблюдений и экспериментов всегда проводятся измерения. Каждый из вас неоднократно измерял длину и ширину тел, время, температуру, расстояние, скорость движения и т. д. Именно анализ и сравнение измерений, полученных при проведении наблюдений и экспериментов, позволяют выявить определённые закономерности.

С другими методами биологических исследований вы познакомитесь в старших классах.

Приборы и инструменты. В современных биологических лабораториях используются самые различные, иногда очень сложные и дорогие, приборы и инструменты (рис.  4). В школе при проведении наблюдений и экспериментов вы также будете использовать различные приборы, инструменты и оборудование. Многие из них вам хорошо знакомы, с другими вы встретитесь впервые (рис. 5). При проведении лабораторных работ в школьном кабинете биологии важно правильно использовать имеющееся оборудование и строго соблюдать правила техники безопасности при работе с ним.

Рис. 4. Современная биологическая лаборатория

Рис. 5. Приборы и инструменты биологической лаборатории

Техника безопасности в биологическом кабинете.

1. Точно следовать всем указаниям учителя при проведении лабораторной или практической работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

2. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной или практической работы, а также безопасные приёмы её выполнения.

3. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

5. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.

12 3 4 5

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

ГДЗ по биологии для 5 класса Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.

Параграфы

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27

Лабораторные работы

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Итоговые задания

  • Итоговая после после §7
  • Итоговая после после §16
  • Итоговая после после §23
  • Итоговая после после §27

Подпишись на нашу группу

×

AP Биология – Студенты AP

Не студент?

Посетите AP Central, чтобы получить ресурсы для учителей, администраторов и координаторов.

Биология

Перейти к моей точке доступа

О курсе

Изучение основных научных принципов, теорий и процессов, управляющих живыми организмами и биологическими системами. Вы будете выполнять практическую лабораторную работу по исследованию природных явлений.

Навыки, которым вы научитесь

Эквивалентность и предварительные требования

Эквивалент курса колледжа

Двухсеместровый вводный курс биологии в колледже для специальностей биологических специальностей

 

Рекомендуемые предварительные требования

Курсы биологии и химии для средней школы

Exam 9001
Свидание

О модулях

Содержание курса, описанное ниже, организовано в виде общеизучаемых учебных модулей, которые
предоставить одну возможную последовательность для курса. Ваш преподаватель может решить организовать курс
контента по-разному в зависимости от местных приоритетов и предпочтений.

Содержание курса

Блок 1: Химия жизни

Вы узнаете о роли воды как основы жизни и функциях макромолекул, таких как липиды и белки.

Темы могут включать:

  • Структура и химические свойства воды
  • Состав и свойства макромолекул
  • Структура ДНК и РНК

 

8%–11% от экзаменационного балла

Блок 2: Структура и функция клетки

Вы будете изучать строение клеток и основы эволюции.

Темы могут включать:

  • Компоненты клетки и функции этих компонентов
  • Взаимодействие клетки с окружающей средой
  • Структура и функция клеточной мембраны
  • Механизмы клеточной регуляции, такие как осмос и избирательная проницаемость
  • Клеточная компартментализация

 

10–13% от экзаменационного балла

Блок 3: Клеточная энергетика

Вы узнаете, как клетки взаимодействуют с окружающей средой и как фундаментальные биологические процессы работают на клеточном уровне.

Темы могут включать:

  • Структура и функция ферментов
  • Роль энергии в живых системах
  • Процессы фотосинтеза
  • Процессы клеточного дыхания
  • Молекулярное разнообразие и реакция клеток на изменения окружающей среды

12%–16% от экзаменационного балла

Блок 4: Клеточная связь и клеточный цикл

Вы узнаете, как клетки растут и размножаются, а также как клетки взаимодействуют друг с другом.

Темы могут включать:

  • Механизмы сотовой связи
  • Преобразование сигнала
  • Клеточные ответы и механизмы обратной связи
  • События клеточного цикла

10–15% от экзаменационного балла

Раздел 5: Наследственность

Вы узнаете, как черты передаются из поколения в поколение.

Темы могут включать:

  • Процесс и функция мейоза
  • Концепции генетического разнообразия
  • Законы Менделя и вероятность
  • Неменделевское наследство
  • Факторы, влияющие на наследование и экспрессию генов

8%-11% от экзаменационного балла

Раздел 6: Экспрессия и регуляция генов

Вы изучите, как наследственная информация передается от родителя к потомству и как эти черты выражаются.

Темы могут включать:

  • Роль и функции ДНК и РНК
  • Механизмы экспрессии генов
  • Как генотип влияет на фенотип
  • Мутации, генетическое разнообразие и естественный отбор
  • Генная инженерия и биотехнология

12%-16% от экзаменационного балла

Раздел 7: Естественный отбор

Вы узнаете о теории Дарвина, концепции естественного отбора и эволюции.

Темы могут включать:

  • Доказательная поддержка эволюции и общего происхождения
  • Механизмы естественного отбора и видообразования
  • Экологические и антропогенные факторы эволюции
  • Составление карты происхождения видов с помощью филогенетических деревьев и кладограмм
  • Вымирание
  • Модели зарождения жизни на Земле

13%-20% от экзаменационного балла

Блок 8: Экология

Вы изучите биологические концепции на более широком уровне организмов и проанализируете, как популяции взаимодействуют в экосистемах.

Темы могут включать:

  • Коммуникация и реагирование на изменения окружающей среды
  • Поток энергии внутри и между экосистемами
  • Факторы роста, плотности и успеха популяций
  • Факторы динамики сообщества и экосистемы
  • Инвазивные виды, взаимодействие человека и изменения окружающей среды

10%-15% от экзаменационного балла

Новости биологии — ScienceDaily

Структура характеристики гидрогелей для ученых и инженеров-биомедиков

3 ноября 2022 г. вдохновленные гидрогели для биомедицинских …


Бактериальные датчики посылают разряд электричества при срабатывании

2 ноября 2022 г. Ученые и инженеры разработали программируемые бактерии, которые обнаруживают загрязняющие вещества и испускают электронный сигнал в реальном … Is Compacted

2 ноября 2022 г. Исследовательская группа открыла механизм уплотнения спермы цветковых растений и собрала сведения о том, почему это происходит . ..


Почему рыбы смотрят вниз, когда плывут

2 ноября 2022 г. Новое моделирование показывает, что рыбы смотрят вниз, когда плывут, потому что стабильное русло реки под ними дает более надежную информацию о направлении их движения и …


Как клетки находят подходящих партнеров

2 ноября , 2022 Исследователи обнаружили, что сродство между клетками может контролировать сложное развитие …


Новая 3D-модель показывает, как воздействие кадмия может повлиять на развитие сердца

2 ноября 2022 г. Исследователи разработали трехмерную модель, которая показывает как воздействие кадмия может привести к врожденным порокам сердца. Врожденный порок сердца поражает почти 40 000 новорожденных в год …


The Beta Cell Whisperer Gene

2 ноября 2022 г. Диабет, от которого страдают миллионы людей во всем мире, развивается, когда организм либо вырабатывает недостаточное количество гормона инсулина — гормона, поддерживающего нормальный уровень сахара в крови, — либо когда . ..


Жуки-амброзии разводят и поддерживают свои собственные пищевые грибы

2 ноября 2022 г. Недавний эксперимент свидетельствует о сельскохозяйственных возможностях жуков-короедов. Пылесос для плодовых деревьев может подавлять рост сорняков и способствовать продовольствию …


Хранитель (эпи-)генома

2 ноября 2022 г. Токсикологи обнаружили, что белок p53 постоянно защищает наши клетки от онкогенеза, координируя важные метаболические процессы, которые стабилизируют их …


Клеточные механизмы Объяснение Различия в биологии видов и помогите нам понять их эволюцию

2 ноября 2022 г. Исследователи опубликовали всестороннее исследование значимости различий видов для основных механизмов поддержания клеток. Исследователи использовали зайца-русака (Lepus europaeus) и …


Теперь мы знаем, как растения избегают соли

2 ноября 2022 г. Чтобы избежать попадания соли в почву, растения могут менять направление корней и расти вдали от засоленных участков. Исследователи помогли выяснить, что делает это возможным. Открытие меняет наше понимание того, как …


Больше, чем один способ построить черную птицу

1 ноября 2022 г. Для вида мухоловки на отдаленных Соломоновых пути, ведущие к одному и тому же физическому результату: полностью черные перья. Это изменение не было …


Новая система контроля синтетических генов

1 ноября 2022 г. Используя подход, основанный на системе редактирования генов CRISPR, исследователи разработали способ точно контролировать количество определенного белка, вырабатываемого у млекопитающих.


Редкие и легендарные бабочки Атала сохраняют древний образец симметрии крыльев

1 ноября 2022 г. Новое исследование помогает обратить внимание на невероятное разнообразие цветов и узоров бабочек. Результаты согласуются с растущим объемом данных, свидетельствующих о том, что разнообразие крыльев бабочек действительно кипит…


Кишечные бактерии необходимы для развития социального поведения у рыб, результаты исследования

1 ноября 2022 г. новый …


Новый метод изучения функции рибосом

1 ноября 2022 г. Ученые сообщают о методе стабильного присоединения пептидов к тРНК, который позволил им получить новое фундаментальное представление о функции рибосом путем определения атомной одноуровневые конструкции из …


Протеинкиназа CK2 играет ключевую роль в Т-клетках-киллерах при заражении Listeria Monocytogenes

1 ноября 2022 г. Протеинкиназа CK2 участвует в широком спектре биологических процессов и клеточных функций, включая воспалительные реакции и патологии, связанные с воспаление. CD8+ Т-клетки, а также …


Лучшее понимание развития кишечных заболеваний

1 ноября 2022 г. Бактерии в тонком кишечнике динамично адаптируются к нашему состоянию питания, при этом отдельные виды исчезают и вновь появляются. Теперь исследователи смогли всесторонне изучить бактерии …


Голографическая микроскопия дает представление о жизни микропланктона

1 ноября 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *