3 класс

Проверь себя ответы 3 класс литературное чтение – Проверь себя. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

Содержание

Проверь себя. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

1. Как давно существуют истории, которые называются БАСНЯМИ?

Басни появились 4000 лет назад.

2. Первые басни — современницы каких сказок: САМЫХ ДРЕВНИХ, ПРОСТО ДРЕВНИХ или МЕНЕЕ ДРЕВНИХ?

Первые басни – современницы просто древних сказок.

3. Кто чаще всего становится героем басен? А кого обычно касается вывод из басни?

Чаще всего героями басен являются животные, а вывод из басни всегда касается человека.

4. Докажи на любом примере, что БАСНЯ имеет тесную связь со сказкой о животных. А теперь зачитай те строчки в басне, которые отличают басню от сказки о животных.

Можно привести в качестве примера любую басню, героями которой являются животные и в которой есть
отдельно сформулированная мораль. Сначала зачитываем повествование: занимательную историю о животных. В этом сходство басни со сказкой о животных. Затем зачитываем мораль басни и отмечаем, что в сказке не бывает отдельно сформулированного вывода. Таким образом, сказка и басня отличаются по своему построению.

5. Как называются короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни? В каких случаях они используются?

Короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни, – это пословицы. Это остроумные народные выражения, с помощью которых даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям. Авторы басен использовали пословицы в качестве морали в своих произведениях.

6. Приведи примеры басенных историй, которые можно назвать БРОДЯЧИМИ историями.

Это истории о Лисице и Вороне, о Лисице и винограде, о Волке и Журавле, о рыбаке и рыбке и др.

7. Сколько частей, как правило в басне? Как они называются? Где может находиться та часть, которая содержит вывод?

В басне, как правило, две части: повествование и мораль. Мораль, которая содержит вывод, может находиться как в конце, так и в начале басни.

8. Докажи на примере любой басни Крылова, что в баснях — особый смех: скорее горький, чем весёлый.

Чтобы доказать, что в баснях особый смех – скорее горький, чем весёлый, можно выбрать басню И. Крылова «Квартет». Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; это вызывает горький, грустный смех, так как герои к серьёзному искусству музыкантов относятся поверхностно, не понимая, что это занятие требует таланта и умения. 

9. Сочини басню, в которой будет такая мораль: «Любишь кататься — люби и саночки возить».

Бытовые ситуации, которые могут дать тему для басни с моралью-выводом: «Любишь кататься – люби и саночки возить», обсуждались в учебнике («Русский язык», 2 класс, часть 2, с. 54–55) и на уроке по литературному чтению в 3 классе (часть 2 учебника, с.15). 

10. Возьми в библиотеке сборник басен Сергея Михалкова: убедись в том, что басни пишутся и в наше время!

Басни Сергея Михалкова: «Аисты и лягушки», «Заяц и черепаха», «Муха и пчела», «Слон-живописец», «Коты и мыши».

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

4000 лет назад2500 лет назад350 лет назад200 лет назадНаше время
Просто древние сказки

Первые басни

Первые пословицы

Менее древние сказки

Басни Эзопа

Басни ЛафонтенаБасни КрыловаБасни Михалкова

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

e-razumniki.ru

Проверим себя стр. 209 — 211 / Климанова, Горецкий, 3 класс. 1 часть учебника / ГДЗ Грамота

1. В чём отличие литературной сказки от фольклорной? А в чём сходство? Используй опорные слова:

Фольклорная сказка – творение народа, она не имеет одного определенного автора.

Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

А литературные – сочиняются авторами, имена которых известны.

Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках присутствуют какие-то чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.

Есть, как негативные персонажи, так и добрые, смелые, трудолюбивые герои.

Бытовые – более схожи на реальную жизнь.

В них всегда осуждаются недостатки характера и прославляются достоинства.

Понять, что это произведение сказка можно по необычности ситуаций, которые часто бывают смешными.

Если это произведение о животных, то они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни.

Эти персонажи умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.

2. Восстанови текст сказки Мамина — Сибиряка:

Объясни, почему автор употребил именно эти слова, а не какие-нибудь другие, близкие по смыслу.

Дмитрий Наркисович сделал это для того, чтоб читатель наиболее точно представил передвижение зайцев разных возрастов и полов, ощутил их особенности.

3. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ: 

Верным является третий вариант.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Первую пословицу можно соотнести с такими героями, как Иван-царевич, Иванушка-дурачек, Лягушка-путешественница. 

Ведь они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, что не под силу другим.

Вторая пословица об Иване-царевиче, Иванушке — дурачке, Зайце, Лягушке-путешественнице.

Они показали, как смелость, даже единоразовая, способна решить проблему.

Третья пословица характеризует Рукодельницу.

Ведь благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными дарами.

5. Прочитай стихотворения Бальмонта. В какой раздел учебника ты бы их поместил? Объясни своё мнение.

Данные произведения я бы разместил в раздел «Поэтическая тетрадь», потому что они являются стихами. 

Также их можно было бы поместить в раздел «Литературные сказки», так как сюжет этих произведений является сказочным.

6. Сделай свои иллюстрации к стихотворению «У чудищ». Перед тем как приступить к работе, определи:

Константин Дмитриевич хотел донести читателю, что человек – способное создание, поэтому ему практически все по плечу.

Главное – иметь искреннее желание, проявлять смелость и находчивость.

Основные слова: «Узнаю тайны и был таков».

Всего в одной иллюстрации изобразить невозможно, нужно определить 1-2 сюжета, которые хочется передать на листе.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть. Проверим себя и оценим свои достижения стр. 209 — 211

gdz-gramota.ru

Проверим себя и оценим свои достижения стр 106

1. Еще раз посмотри произведения этого раздела. О чем они? Что их объединяет? Реальные события в них описаны или вымышленные?

В пройденном разделе размещены истории о животном мире.

Также рассказывается о птичках и насекомых.

У них есть общая мысль – нужно ценить окружающих нас существ, заботиться о них и уважать.

Главные события многих произведений скорее являются вымышленными.

Но, вполне возможно, что некоторые из них могли и вправду произойти в реальном мире.

Например, ребенок действительно может принести домой обезьянку, дети могут найти гнездо с яйцами, собачка может родить щенят, дети издеваться над мышкой, мальчик сделать необычный обмен.

А вот рассказ «Моя Родина», я думаю, полностью реальный.

Ведь в нем писатель рассказывает о своем детстве, впечатлениях и дает реальные советы со своего опята.

Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие к рассказам?

Составьте с другом ответ на вопрос: чем сказки отличаются от рассказов?

Сказки, в отличие от рассказов, как правило, являются полностью вымышленными.

В их животные умеют разговаривать, общаются с другими породами зверей, живут у них, дружат с ними.

Это не присуще реальному миру.

Также в сказках могут быть волшебные предметы и герои, что переходят с одного произведения в другое.

Но в данном разделе таких особенностей не было.

2. Что нового ты узнал о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?

Благодаря произведениям этого раздела, я узнал много нового.

Теперь я знаю, кто такая капалуха и особенности высиживания яиц;

знаю, как мыши выживают в условиях дикой природы;

интересно было наблюдать за поведением обезьяны, которая стала домашним питомцем;

знаю о самоотверженности собак и их способности на отчаянные поступки;

узнал о зимовке и питании бобров.

А главное – теперь я хорошо осознаю, что весь животный мир имеет чувства и эмоции, которые нужно уважать.

После прочитанных произведений, я гораздо больше обращаю внимания на собачек, что пробегают мимо; на птичек, что летают в поднебесье; на насекомых, что шустро бегают по тропах.

3. Расскажи, есть ли у тебя дома зверек или птичка. Придумай рассказ о своем любимце, запиши его в «Рабочую тетрадь».

Рассказ о моем домашнем любимце попугае для 3 класса.

У меня есть попугай.

Это подарок родителей на День рождения.

С первого взгляда я был очарован этой птичкой.

Она оказалась неимоверно умным созданием, и за короткое время стала для меня настоящим другом.

Мой попугай – девочка.

Зовут ее Марго.

Мы с ней хорошо ладим.

Она даже помогает делать мне домашние задания.

Ведь всегда, когда нужно выучить стихотворение либо приготовить пересказ, Марго становится первым слушателем.

Марго очень красивая птичка.

Перед ее мордочки – белый, животик – голубой, а спинка – ярко-синяя.

Крылышки – вообще изумительные.

Они переливаются разными цветами радуги.

У попугая есть специальная клетка с различными забавами.

Там Марго играет, когда я отсутствую.

Мне очень нравится наблюдать, как птичка кушает.

Она делает это быстро и очень интересно.

Если я на нее в это время смотрю, то и она не отрывает от меня взгляда.

Забавная картина!

Также у Марго всегда есть вода, она ее, видимо, очень любит.

Я частенько меняю водичку, так как она становится мутной от остатков еды на клюве птички.

Иногда мы выпускаем Марго полетать по квартире.

Она очень послушная и никогда не хулиганит.

Правда у нее есть привычка хватать мелкие вещи и переносить с комнаты в комнату.

Но это ничуть не вызывает дискомфорта.

Наоборот, потом мы всей семьей играем в «Отыщи мою вещь».

Я благодарен родителям за столь прекрасный подарок.

Считаю, это лучший сюрприз, ведь он живой!

Переход к чтению рассказа о домашнем любимце Морской свинке.

4. Как называются слова, что пропущены в тексте? Что изменилось бы в произведении без этих слов? Объясни.

В приведенном примере отсутствует средства выразительности речи, которые имеют название «эпитеты».

Если бы их не было, текст потерял бы свою, так называемую, окраску, привлекательность, выразительность.

Они позволяют полностью представить картину описанных событий.

Без них смысл ослабевает, а в некоторых моментах, даже теряется.

Поэтому писатели всегда используют эпитеты для своих художественных произведений.

5. Ты уже знаком с некоторыми произведениями Бианки. Попробуй рассказать о них.

В этом тебе помогут вопросы:

Какие сказки или рассказы Бианки ты уже читал?

С творчеством Виталия Бианки я познакомился прочитав сказки «Приключения муравьишки», «Кукушонок», «Мышонок Пик» и другие.

О чём он пишет в своих произведениях? Кто его герои? Легко или трудно им живётся? Почему? Приведи примеры.

Бианка описывает лесные просторы и их обитателей.

Всем им достаточно нелегко выживать в столь тяжелых условиях.

Приходится постоянно быть готовым к нападению хищников, которые стремятся ими полакомиться.

Например, муравьишка преодолел много испытаний, чтоб попасть к родному дому;

куропатка воспитывала не только родных детей, но и чужих, так они лишились родителей из-за хищной птицы;

мать кукушонка бросила его в чужое гнездышко;

воробьи тяжело боролись с огромным котом, чтоб спасти своих деток.

Какими мыслями делится Бианки со своими читателями? Чему хочет их научить? В чём стремится убедить?

Бианка делится с нами мыслями о том, что окружающий мир общается с нами.

Поэтому его нужно «слышать», видеть и осознавать его ценность.

Автор учит читателя замечать красоту и особенности живого мира, что находится вокруг;

проявлять добродушие и совершать гуманные поступки;

учит заботиться, ценить, уважать и понимать животных, птиц и других живых существ.

6. Найди в энциклопедии текст о мышах. Сравни его с рассказом В.Бианки «Мышонок Пик».

В энциклопедии находится материал, написанный научным языком.

В нем нет средств выразительности речи, эмоций, переживаний.

Это просто сухой познавательный текст.

Бьянка же рассказывает о мышах, используя интересные истории.

Акцент делается на чувства, что переживают эти существа.

Хотя в рассказе есть и много познавательного.

Но писатель подает материал в более легкой, выразительной и занимательной форме.

Я считаю, что это позволяет гораздо легче запомнить нужную информацию об особенностях существования мышей.

7. Расскажи о художественных рассказах и научно-познавательных текстах. Сформулируй своими словами, чем они отличаются друг от друга.

Художественные рассказы создают писатели.

В своих произведениях они изображают жизнь природы, жизнь людей с помощью слова, образов, художественных средств выразительности.

Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстов.

В этих текстах ученые описывают различные явления природы, повадки животных и птиц на конкретных примерах.

8. Раздели тексты, которые ты прочитал в этом разделе, на художественные и научно-познавательные. Докажи свое мнение.

Целью художественных текстов этого раздела является познакомить читателя с внутренним миром животных, показать их эмоции, в интересной форме рассказать об особенностях поведения.

Научно-познавательные текста являются более реальными.

Возможно, они и выдуманы писателями, но вполне могут произойти в реальной жизни.

Они более детально рассказывают об особенностях организма и существования тех или иных животных.

9. Читал ли ты те произведения Бианки, о которых рассказали твои одноклассники? Какие рассказы тебе захотелось прочитать? Почему?

Мои одноклассники мне рассказали о нескольких рассказах Виталия Бианки. 

Это небольшие рассказы: «Аришка — трусишка» и Подкидыш».

Я с удовольствием прочитал эти рассказы и хочу прочитать еще другие рассказы автора о жизни животных.

Бианки очень увлекательно изображает жизнь обычных лесных жителей.

10.Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова? Объясни.

Эти два писателя рассказывают о приключениях представителей животного мира.

Герои проявляют свою находчивость, чтоб выжить в тяжелых условиях.

Каждый из них имеет за спиной интересные приключения, что наполнены опасностью и страхами.

Но и мышонок, и зайчик пережили эти трудные моменты и, в итоге, благополучно закончили свои путешествия.

11.Ты прочитал два рассказа Белова. Что их объединяет?

Главной героиней этих рассказов является отчаянная и верная дворняжка.

Она была настоящей матерью, любящей и самоотверженной.

В первом рассказе она хотела защитить щенят от автора, хотя он не собирался делать ничего плохого.

Во втором – она опять же проявляла смелость и материнскую любовь.

Собачка бегала в соседнюю деревню кормить своего сыночка.

Даже прыгнула в речку, чтоб любым способом добраться до своего ребенка.

Каждый раз дворняжка терпела ругань хозяйки, но это не могло ее остановить.

Материнское сердце готово преодолеть все препятствия для благополучия своего дитя.

gdz-gramota.ru

Проверим себя и оценим свои достижения стр 42

1) Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок тебе понравилась? Расскажи ее маме или своим друзьям.

Сказки что прочитал этом разделе имеют авторов, которые всем известны.

А сказки из народного творчества написаны людьми, имена которых неизвестны.

Авторы сказок раздела «Были-небылицы» описывают мир, который очень похож на реальный.

А в народных сказках события происходят в неопределенном фантастическом мире.

К тому же, литературные деятели имеют авторское право на свои творения.

Народ же – не имеет, так как авторство принадлежит всему народу в целом.

Мне понравилось произведение «Растрепанный воробей» К.Паустовского.

Это очень занимательная и поучительная сказочная история.

Краткий пересказ сказки «Растрепанный воробей» для 3 класса

События сказки происходят зимой, в послевоенной Москве.

Главные герои — девочка Маша, ее друг — воробей Пашка и черная воровка — ворона.

Маша жила вместе с родителями и своей няней. Ее мама была балериной.

В их форточку, что часто была открытой, залетала злая ворона.

Она воровала разные вещи и еду.

Кроме ворон, в этот период голодали еще и другие птицы, например воробьи.

Вот однажды воробей Пашка залетел в обитель вороны, чтоб хоть чем-то перекусить.

В итоге, место еды, он получил боль, что причинила ему черная птица.

Избитого воробья подобрал милиционер и отдал Маше, которая в то время гуляла с няней.

Девочка выходила его.

С тех пор она частенько кормит своего нового друга, что прилетает к ней.

А Пашка постоянно думает, как бы отблагодарить добрую девочку.

Вот однажды ворона украла с тумбочки брошь – стеклянный букетик.

Это подарок Машиного папы ее маме.

На тот момент папа служил на Камчатке.

А мама так хотела надеть брошь на премьеру балета, в котором она играла Золушку.

Все очень сильно расстроились, но ничего поделать не могли.

Тогда на помощь пришел Пашка.

Он узнал, где состоится выступление, а затем собрал стаю, чтоб отобрать у вороны стеклянную брошь.

И у него это получилось.

Он забрал стеклянный букетик, и на последних минутах балетного выступления влетел в театр.

Пашка вылетел на сцену и бросил папин подарок прямо в руки грустной мамы, что играла Золушку.

Она приколола брошь и танцевала уже счастливая.

А Пашка уселся на люстру, чтоб привести себя в порядок после войны с вороной.

2) Как ты считаешь, «Случай с Евсейкой» — это сказка, рассказ или небывальщина?

Какая, по-твоему, это история: весёлая, страшная, смешная, грустная? Подтверди своё мнение чтением предложений из текста.

Мне кажется история «Случай с Евсейкой» похожа больше на смешную, веселую сказку.

Об этом свидетельствуют такая цитата из текста:

» … Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит: Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!».

3)  Вспомни, каких морских жителей встретил Евсейка.

С кем из них он беседовал? Интересно ему было или боязно? А как бы ты повёл разговор, если бы оказался вместе с Евсейкой?

Евсейка повстречал самых разных морских обитателей.

Там была и морская звезда, и лангусты, крабы и креветки, большая морская черепаха и много всякой рыбы, за которой Евсейка восторженно наблюдал.

С пучеглазой рыбой, голотурией, морским пузырем и лангустом мальчик даже разговаривал. 

Поначалу Евсейке было очень интересно наблюдать за обитателями моря.

Но потом мальчик испугался, так как боялся, что его съедят. 

На месте Евсейки, я бы расспросил у жителей морского дна об особенностях их существования.

Возможно в их «царстве» есть какие-то правила, что неведомы для людей.

Я бы спросил об их часовом поясе, о том, как они живут в разные поры года.

Задал бы вопросы о любимой погоде, еде, занятиях.

О том, как они строят семьи и обучают своих детей науке;

сколько лет живут и в каком возрасте становятся взрослыми.

4)  Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не при приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или не вероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Забавная и невероятная история на рыбалке с маленьким словом «вдруг» для 3 класса.

Ранней осенью я и мой папа отправились ловить на речке рыбу.

Выехали еще до рассвета, в 4 часа утра.

Я совсем не выспался, но мысль о столь долгожданной рыбалке меня взбодрила.

Когда мы приехали на место, быстро размотали свои удочки и принялись рыбачить. 

Папа поймал огромного сома, который смотрел на меня испуганными глазами и, казалось, поедал взглядом.

За первый час я поймал несколько небольших карасиков, но уверенно ждал серьезного, большого улова.

Прошло несколько минут и ура! Сбылось!

Вдруг у меня в руках оказался огромный карп. 

Я хотел показать его папе, но когда оглянулся, то увидел, что нахожусь вовсе не на берегу.

Это было волшебное дно реки.

Я ранее никогда в жизни не видал такой красоты.

Вода была такой чистой и прозрачной, как стекло.

Рыба самая разнообразная: от мальков до гигантских скатов.

А, что самое удивительное – они разговаривали!

Раки делились своими впечатлениями от вечернего похода на берег, стерлядь обсуждала поединок с рыбаками, караси собирались играть в мяч.

Маленькая мойва учила алфавит, а скумбрия зубрила математику.

Только щука, молча, лежала на дне и внимательно наблюдала за всеми моими движениями.

Я подошел к судаку и спросил, где мой папа.

— Рыбачит. Вот только что выловил дитя нашей главной щуки, — ответил он и указал взглядом на ту самую щуку.

И в этот момент она хлынула с места и шустро поплыла ко мне со словами: «Папа – мое дитя, а я – его!».

Я хотел было бежать, но не мог рушить с места.

Щука была совсем близко, уже открыла рот, как вдруг я проснулся.

Оказалось, я просто уснул. И вот такое мне причудилось. Бывает же!

5) Представь, что историю про хрустальный букетик рассказала Маша. Обсудите с друзьями, какой рассказ у нее бы получился.

История  хрустального букетика со слов Маши:

Я живу с родителями и няней.

Моя мама балерина, а папа служит.

У нас часто открыта форточка, в которую залетает черная ворона.

Она вечно ворует еду и разные мелкие предметы.

Однажды я гуляла с няней, и к нам подошел милиционер.

Он протянул мне воробья, которого избила та самая ворона.

Я взяла его домой, накормила и выходила.

Затем отпустила на волю.

Назвала я его Пашкой и стал он мне настоящим другом.

Он часто прилетал ко мне и даже приносил вещи, что отбирал у вороны.

Хотя не всегда они были наши, ведь ворона воровала и у соседей.

Как-то моя мама должна была играть в театре Золушку.

В этот ответственный день, она хотела надеть папин подарок – стеклянную брошь в виде букетика.

Она положила ее на столик и попросила не трогать.

Я послушалась, а ворона – нет.

Она унесла папин подарок.

Мы все очень расстроились, но понимали, что не можем ничего сделать.

С испорченным настроением поехали на генеральную репетицию.

Затем начался спектакль.

Мама играла хорошо, но в ее глазах была грусть из-за потерянной броши.

Уже звучали последние аккорды, когда в зал залетел мой любимый Пашка.

Он был весь растрепанный, а во рту у него – тот самый стеклянный букетик.

Он подлетел к сцене и бросил его прямо маме в руки.

Счастливая Золушка прицепила брошь и прекрасно закончила спектакль.

А Пашка тем временем сидел на люстре и поправлял перышки.

Мы все благодарны любимому воробью за столь неожиданный и приятный сюрприз.

6)  Какие иллюстрации ты бы сделал к произведению Паустовского?

У меня есть несколько вариантов иллюстраций к сказке «Растрепанный воробей»:

1) Маша кормит Пашку, что сидит на подоконнике.

На первом плане изображения – столик, над которым ворона держит в клюве брошь; на втором плане – открытая форточка.

2) Битва Пашки с вороной.

Рисунок — Растрепанный Пашка летит со стеклянный букетиком в клюве.

3) Пашка над сценой бросает брошку, а Золушка ее ловит.

Рисунок — Танцует Золушка с брошкой на груди. На ее лице искренняя улыбка.

4) Воробей сидит на люстре и поправляет перья.

Рисунок — иллюстрация «Маша кормит растрепанного воробья Пашку, что сидит на подоконнике».

Рисунок — иллюстрация «Растрепанный воробей Паша летит со стеклянным букетиком в клюве»

7) Перечитай в сказках эпизоды, в которых рассказывается о волшебных превращениях простых вещей. Попробуй и ты заглянуть в этот удивительный мир фантазии. Прислушайся: вот и самая обыкновенная ручка для письма начинает о чём-то говорить. Как ты думаешь, о чём?

Волшебная сказка о письменной ручке для письма для 3 класса.

Что-то в рюкзаке резко зашумело.

Прислушался – кто-то говорит.

Раскрыл рюкзак и слышу: «Я здесь, на самом дне».

Я быстро вытащил все учебники, чтоб достать, лежавшую внизу, ручку.

— Спасибо, добрый мальчик. Ты меня спас. Хочешь, я тебе за это много желаний исполню? – говорила волшебная рука.

— Конечно, хочу! — ответил я.

— Но у меня есть одно условия – ты должен всегда закрывать меня колпачком и класть в пенал. Согласен?

— Согласен. А какие желания ты можешь исполнить? – поинтересовался я.

— Я могу за тебя написать все домашние задания, самостоятельную и контрольную работу. И математика, и русский язык, и литературное чтение — мне все под силу, – поведала ручка.

— Вау! Вот это волшебство! – восторженно вскрикнул я.

На следующий день у нас была самостоятельная работа по математике.

Я взял ручку, посмотрел на задания, и они показались мне настолько легкими, что я все сделал уже за полчаса.

Учительница похвалила меня и поставила отличную оценку.

Затем, на уроке литературного чтения, я написал увлекательный рассказ без единой ошибки.

Потом была контрольная работа по русскому языку.

И тут ручка сделала все за меня.

Я был н

gdz-gramota.ru

Проверим себя и оценим свои достижения стр. 164

1. Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему?

В пройденной теме учебника произошло знакомство со следующими авторами и их произведениями:

А. С. Пушкин: «За весной, красой природы..» «Уж небо осенью дышало…» , «В тот день осенняя погода… «, «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

М. Ю. Лермонтов: «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень»

Все они по-своему интересные, красивые, необыкновенные.

В каждом произведении присутствует неповторимый авторский стиль, который завораживает.

Для изучения на память я бы выбрал стихотворение «Утес».

Оно легко читается, хорошо запоминается.

Рассказывая это стихотворение, я бы показал смену настроения, которая присутствует между первым и вторым столбцом.

Это очень проникновенное произведение, которое имеет глубокий смысл.

2. Вспомни и перечитай стихотворение Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», с которым ты познакомился во 2 классе. Перечитай стихотворения поэта о зиме из этого раздела.

Сравнивая данное стихотворение с произведениями Пушкина, которые размещены в учебнике 3 класса, можно заметить, что поэт по-разному описывает зимнюю пору.

Некоторые произведения пронизаны радостью, поднесенным настроением, а некоторые – грустью, тоской, унынием.

При этом, каждое стихотворение жизненное, живое, в них присутствуют художественные приемы.

3. Расскажи, какой изображает зиму Пушкин. В этом тебе помогут вопросы:

Какие зимние картины рисует поэт: радостные, весёлые, грустные, мрачные? Объясни.

Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему?

Почему поэт в стихотворении «Вот север, тучи нагоняя…» называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство?

Любит ли Пушкин зиму? 

Почему ты так думаешь?

Поэт для изображения зимней поры использует совершенно разные картины.

Иногда они веселые, поднесенные, в них присутствует радость, восторг и восхищение.

А иногда наоборот – грусть и мрачность.

Такой контраст можно наблюдать, например, между произведениями «Зимнее утро» и «Зимний вечер».

Но при этом в каждом стихотворении можно ощутить любовь поэта к этой холодной поре.

Он относится к ней с нежностью, трепетом, уважением.

В каждой строке поэт изображает, насколько уникальной является зима, считает ее волшебницей.

Такое определение мы наблюдаем в стихотворении со второго класса.

А причиной данного сравнения является то, насколько зима способна преобразить природу.

Ведь с ее приходом все вокруг кардинально меняется, становится сказочным.

Сомнений в любви Александра Сергеевича к зиме нет.

Ведь невозможно так проникновенно говорить о том, чего не любишь.

4. Перечитай стихотворение Лермонтова «Осень». Сравни первые четыре строки этого произведения с данными предложениями:

Можно ли назвать эти предложения стихами? Что исчезло? Объясни.

Указанные строки не являются стихами, так как не содержат рифму.

К тому же в них отсутствует ритмичность, поэтический язык.

Фразы резкие, обрывистые, не красноречивые.

5. Восстанови текст по смыслу. Переделай его так, чтобы у тебя получилось стихотворение.

Правильный порядок строк в стихотворении:

 

6. Какое чувство ты испытал при чтении стихотворений Лермонтова: печали, лёгкой грусти, страха, веселья, радости? Как ты думаешь, почему у тебя возникло такое чувство?

При изучении произведений Михаила Юрьевича меня наполняли чувства печали и легкой грусти.

Причиной этого является подача поэта, его настрой, ритмичность произведений, картины, что в них изображены.

7. Баснописцы, как правило, изображают своих героев в комических (смешных) ситуациях. Подумай почему.

Делают авторы это для того, чтоб показать читателям, как они могут выглядеть, если будут такими же.

То есть, баснописцы на примере своих персонажей остерегают нас от тех или иных поступков.

Басня сама по себе является юмористическим произведением, цель которого – высмеять пороки.

Поэтому наличие комических моментов – одно из основных составляющих данного жанра.

8. Перечитай произведения Крылова. По каким признакам можно определить, что это басни?

Это понятно по тому, что в данных произведениях присутствуют смешные ситуации, которые показывают пороки героев.

А также в них всегда есть вывод – мораль автора.

Именно эти строки полностью раскрывают читателю суть произведения, подводят итог всех событий басни и призывают не повторять ошибок высмеянных героев.

9. Вспомни героев басен Крылова. Что необычного в их изображении? Подумай, почему баснописец наделяет своих героев качествами людей.

Персонажами произведений Ивана Андреевича являются животные.

Они наделены человеческими качествами: их привычками, принципами, особенностями поведения и характера, а главное – недостатками.

Автор придает им качеств человека, так как именно людям адресуются произведения и их мораль.

И многие из читателей могут узнать в животных себя. Иван Андреевич наглядно показывает, какие именно последствия ведут за собой те или иные пороки.

Его мораль очень ценна во все времена.

10. Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные и птицы, наделённые человеческими характерами. Понял ли ты, в чём заключается иносказательность басен? Приведи примеры.

Да, несложно догадаться, что баснописец указывает на пороки людей на примере животных.

Особенно к этому осознанию подталкивают строки с моралью.

Например, Мартышке с «Мартышка и Очки» были присущи такие качества человека, как невежество, глупость, привычка делать выводы там, где не достаточно осведомлен.

Ворона с другой басни Ивана Андреевича захотела славы, похвалы, ее разумом овладела лесть. Среди людей также встречаются такие черты.

11. Расскажи, какие произведения Толстого ты читал. Были ли среди этих произведений стихотворения, сказки, басни, рассказы?

Я прочитал много творений Льва Николаевича. Среди них встречаются разные жанры. Например:

«Акула», «Булька» — рассказы,

«Бешеная собака», «Волк в пыли», «Волк и журавель» — басни,

«Волк и мужик», «Два брата» — сказки,

«Дурень» — стихи. 

12. Какое произведение Толстого тебе особенно запомнилось? Почему?

«Лев и собачка».

Эта быль очень сильно запала в душу.

Мне искренне жаль героев произведения.

Особенно меня поразил лев.

Такое могущественное животное, как оказалось, способно на любовь, заботу, нежность, верную дружбу.

Ранее я не читал подобных произведений, поэтому считаю его особенным.

13. Кто главные герои прочитанных тобой произведений Толстого? О чём и о ком рассказывает писатель своим читателям? Чему он их хочет научить? Что нового ты узнал из рассказов Толстого?

В произведениях Льва Николаевича, которые я читал, главными героями выступали либо люди, либо животные.

Они всегда обладали сильными качествами, которые отличают их от остальных.

Это и мужество, и смышленость, и решительность, и добродушие, и способность к любви и нежности.

Писатель показывает своим читателям наглядный пример того, какими нужно быть и к чему стремиться.

Благодаря произведениям Льва Николаевича я понял, что животные тоже способны на теплые чувства, они тоже могут любить и страдать.

14. Находишь ли ты что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Толстого «Прыжок» и «Акула»»

Да, их поступки схожи.

И первый, и второй герой спас своего ребенка с помощью выстрела.

Но не так важен сам факт выстрела, как умение героев быстро среагировать, проявить находчивость и решительность.

Герои пережили сильные эмоциональные стрессы, ведь их дети были на грани жизни и смерти.

Но они смогли совладать с собой и совершить рискованный поступок, который в итоге спас детей.

И только после этого моряки давали себе слабину в виде трепетных эмоций.

15. Как ты считаешь, похожи ли мальчики, герои двух рассказов Толстого? Чем?

Да, их поведение схоже.

Ведь в двух рассказах маленькие герои проявили несерьезность по отношению к технике безопасности.

Из-за этого возникли крайне опасные ситуации.

Герои активные, энергичные, резвые, но по-детски не ответственные. Это и привело к критическим моментам.

16. Какой из прочитанных рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление?

 «Акула»

Для меня это произведение было самым напряженным.

Ведь мальчикам угрожала смертельная опасность.

Хищница была совсем близко, когда отец одного из них решился выстрелить.

Меня поразил этот моряк.

Ведь наверняка его телом проходила дрожь, но, несмотря на это, он сделал меткий выстрел.

Страшно представить его переживания, когда дым от выстрела еще не разошелся.

К счастью, все закончилось благополучно.

Но такие напряженные моменты очень сильно впечатляют.

17. Знаешь ли ты другие произведения Толстого о животных?

У Льва Николаевича есть еще огромное количество прекрасных произведений.

Например, «Астрономы», «Баба и курица», «Зайцы».

gdz-gramota.ru

Проверим себя и оценим свои достижения стр 215

Сказки любят везде: в Европе и в Азии, в Америке, Африке. Подумай и ответь, что общего в сказках русского и других народов. Чем они отличаются?

Докажите это примерами из прочитанных сказок.

Сказки всех народов мира учат нас добру, справедливости и хорошим поступкам.

Они показывают, что зло и плохие качества всегда будут наказаны.

Все сказки имеют фантастический сюжет, которого на самом деле быть не может.

Часто в сказках используются волшебные предметы.

Сюжеты произведений тоже могут повторяться.

Например, написанная В. Жуковским «Спящая красавица» имеет много общего со сказкой Шарля Перро «Спящая красавица».

Также имеют схожие сюжеты русская сказка «Волшебное кольцо» и «Сказка о волшебном кольце» итальянского народа.

Русский «Мальчик с пальчик» похож с героем испанской сказки «Горошинка» и героем сказки «О мальчике с сапожок», что является французским произведением.

Сказка «Морозко» имеет общие черты с произведением «Звездочка».

И это далеко не весь список.

Сказки, написаны разными народами, несомненно, имеют отличия.

Ведь каждая нация, народ отличаются своими традициями, языком, некими взглядами.

Это находит отражение в их произведениях.

Мне кажется, что русские сказки немного проще.

Героям легче добиться желаемого результата, обычно вся надежда полагается на волшебный предмет.

У других народов, как правило, сюжет сложнее и судьба героев соответственно тоже.

Всегда ли сказки заканчиваются благополучно?

Сказки всегда заканчиваются победой добра.

Сказочных произведений с другим исходом я не читал.

Понятно, что для некоторых героев судьба складывается не благополучно.

Но они являются негативными персонажами со скверным характером.

Сочини и расскажи сказку с хорошим концом. Используй в ней такие сказочные выражения, как «жили-были…», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…», «летели они в дальние края за синие моря…», «стали они жить-поживать и добра наживать…».

Пример сказки со сказочными выражениями и с хорошим концом для 3 класса.

Жили-были три брата. Пришла пора им жениться, но невест еще не нашлось.

Знали братья, что далеко в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет девица-красавица.

Решили братья, что кто-то из них должен взять ее в жены.

Но выбрать счастливчика не могли, ведь каждый хотел жениться на такой умнице и красавице.

Вот и договорились они все вместе лететь к девице, пусть сама выбирает.

Сели молодцы на своих крылатых коней и отправились в путь.

Летели они в дальние края за синие моря 3 дня и 3 ночи.

Старший брат решил избавиться от соперников.

Ночью, когда два его брата легли отдохнуть, он отвязал их лошадей и те улетели.

А сам шустро вскочил на своего вороного и полетел дальше.

Наутро младший и средний брат были очень огорчены таким поступком.

Они не ожидали от родного брата подлости и обмана.

А в это время старший брат уже был у замка.

Царь радовался, что дочь наконец-то выходит замуж, но царевна не хотела себе такого жениха.

Она сразу увидела в лице старшого брата нехорошие черты, что предвещают зло.

Но свадьбы было не миновать.

Запланировали сыграть ее через три дня.

И вот утром третьего дня забегают в царский двор два молодца.

Они зовут царевну и просят ее руки.

Девушка выглянула в окно, и вмиг ее сердце покорил младший брат.

Она сказала об этом отцу, а царь с радостью выдал дочь за любимого.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Средний брат влюбился в подругу и советницу царевны.

Они тоже сыграли шикарную свадьбу.

А старший брат вернулся домой ни с чем.

Теперь и братьев у него нет, ведь те не простили ему предательства. 

gdz-gramota.ru

Проверим себя и оценим свои достижения стр 188

1. Какой журнал ты любишь читать? Что тебе в нем интересно? Расскажи. Какие еще детские журналы ты знаешь и любишь?

Я уже на протяжении нескольких лет постоянно читаю журнал Мурзилка.

В нем есть много занимательных рубрик. Каждая из них по-своему интересна и полезна.

В журнале находятся и литературные произведения, и картинки, и загадки, и кроссворды, и еще много всего интересного.

Периодически «Мурзилка» делает конкурсы, в которых мне очень нравится участвовать.

Как-то я даже победил, написав самый лучший отзыв.

Кроме этого журнала, мне знакомы «Костер», «Веселые картинки», «Юный техник», «Шкатулка путешествий».

2. Как ты думаешь, чем журнал отличается от книги? Любишь ли ты читать тексты с продолжением? Объясни почему.

Книга, как правило, пишется одним либо небольшим количеством авторов.

В ней выдержана единая тема, сюжет либо жанр.

А в журнале находятся работы многих литературных и культурных деятелей.

При этом произведения могут быть разных жанров и на разные темы.

В журнале могут находиться различные рубрики, каждая из которых уникальна и не похожа на другие.

В нем часто освещается современная информация, которую нельзя найти в книгах.

Мне очень нравятся тексты с продолжением.

Ведь пока ты ждешь выхода конца истории, часто в голове прокручиваешь возможные варианты развития событий.

К тому же, потом очень интересно сравнивать свои мысли с замыслом автора.

3. Какое из прочитанных в этом разделе произведений тебе понравилось больше всего? Объясни свой выбор.

Это достаточно сложный вопрос для меня. Не могу выделить какое-то одно произведение.

Ведь все они очень веселые, увлекательные и даже поучительные.

«Отметки Риммы Лебедевой» — учит нас всегда двигаться к чему-то лучшему, не искать оправданий своим ошибкам, а стремиться их не допускать.

Рассказ «Проговорилась» на примере очень забавной ситуации показывает, что невоспитанность и неуважительное отношение к взрослым ни к чему хорошему не приводит.

К тому же среди воспитанных сверстников тоже не ценится.

Произведение «Воспитатель» помогает читателю осознать, что каждый поступок, каждая фраза должны быть тщательно обдуманы.

«Вредные советы» — очень веселое стихотворение.

Читая его, я автоматически переделываю советы в добрые.

Произведение о легендах тоже очень занимательное.

В такой легкой, непроизвольной форме автор учит детей важным вещам, ради их же благополучия.

Конечно же «Веселые стихи» мне тоже понравились.

Это смешное, веселое произведение.

Я думаю, что каждый смеялся, читая его.

Я с удовольствием перечитаю еще раз все эти произведения, и уверен, что менее интересно и смешно мне не станет.

Все они очень легко читаются, на одном дыхании.

4. Прочитай классу самые смешные, на твой взгляд, эпизоды из рассказов.

«— Будь вежлив, Чико, и поздоровайся с ребятами.

А попугай, вместо того чтобы сказать «Здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:

— Отстань! — наверное, вспомнил, как Ирочка отвечает бабушке».

      *          *           *

«Ему говорили: «Посмотри на себя! На кого ты-стал похож?» 

А он отвечал: «На дедушку и немножко на тетю Раю, которая живет в Одессе».

      *          *           *

«Потерявшийся ребенок,

Если он не дурачок,

Не упустит верный случай

В дальних странах побывать!»

      *          *           *

«За рояль уселся кит,

Звери ждут, а он молчит.

Помолчал немного,

Поклонился строго.»

      *          *           *

5. Знаешь ли ты, что, когда твои бабушка и дедушка были детьми, часто в семьях делали домашние журналы? А ты хотел бы выпускать свой журнал? Как бы ты его назвал?

Да, я об этом узнал от бабушки.

Она мне даже показала некоторые из журналов.

Там и детские воспоминания, и рисунки, песенки и загадки, забавные стишки и анекдоты, которые я ранее не слышал.

Мне было очень интересно рассматривать страницы таких журналов.

Ведь они совсем непохожи на современные.

Нет глянцевых страниц и цветных рисунков, но это не делает такие журналы менее привлекательными.

Бабушка даже заплакала от приятных воспоминаний.

Я хотел бы выпускать свой журнал.

С его помощью можно сохранить в память счастливые моменты жизни.

К тому же, потом смогу их показать детям.

Уверен, они с интересом будут рассматривать страницы жизни своего папы.

У меня несколько вариантов названия: «Страницы жизни», «Незабываемые эмоции», «Приятные впечатления», «Детские истории», «В гостях у детства».

gdz-gramota.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *