Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (лин., синяя) (5-9)
Линия учебников открывается пропедевтическим курсом для 5 класса, из которого школьники получают общее представление о биологической науке. Занятия в 6 классе посвящаются вопросам строения и жизнедеятельности живых организмов, принадлежащих к различным царствам, далее детально изучается многообразие живого мира: в 7 классе — растения, грибы и бактерии, в 8 классе — животные, в 9 классе — человек. Отличительной чертой линии является включение общебиологических знаний в учебники для каждого класса и логическое встраивание их в структуру основного материала, что помогает подготовиться к сдаче ОГЭ. Разнообразить занятия, эффективно закрепить материал и проконтролировать результаты помогут рабочие тетради, тетради для лабораторных работ и тетради для оценки качества знаний.
В соответствии с концепцией и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) издательство «Дрофа» переработало существующие и создало новые линии учебно-методических комплексов по биологии. Учебники соответствуют ФГОС, входят в УМК «Живой организм», построенный по линейному принципу, который возвращает учителя к традиционному способу компоновки материала.
Изучение биологии начинается с учебника А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс». Вводный курс в 5 классе выполняет пропедевтическую функцию. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живой природы. Курс рассчитан на 1 час преподавания в неделю.
В учебнике Н. И. Сонина, В. И. Сониной «Биология. Живой организм.6 класс» рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, закладывается фундамент общебиологических знаний, опираясь на который в 7–9 классах изучают все многообразие живого мира – от растений до человека.
Разделение материала учебника 6 класса на основной и дополнительный позволяет использовать этот учебник и на 1, и на 2 часа в неделю.
Далее детально изучается многообразие живого мира: 7 класс – растения, грибы, бактерии; 8 класс – животные; 9 класс – человек .
В учебнике Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов.Бактерии, грибы, растения. 7 класс» рассматриваются вопросы о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации. Учащиеся знакомятся с эволюцией строения живых организмов, с индивидуальным развитием живых организмов. Курс рассчитан на 2 часа в неделю.
Учебник Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» содержит материал о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации. Учащиеся знакомятся с эволюцией строения живых организмов, с индивидуальным развитием живых организмов. Курс рассчитан на 2 часа в неделю.
В учебнике М. Р. Сапина, Н. И. Сонина «Биология. Человек . 9 класс» раскрывается биосоциальная природа человека, даются обзор основных систем органов, сведения о процессах жизнедеятельности и особенностях психической деятельности человека, о месте человека в природе. Курс рассчитан на 2 часа в неделю.
Особенностью линии является то, что все общебиологические знания, необходимые для успешной сдачи ГИА и для продолжения изучения биологии в старшей школе, логически включены в учебники, являясь неотъемлемыми элементами основного материала. Так, в учебник для 9 класса «Человек» был добавлен новый раздел «Человек и биосфера», а при изучении определенной группы живых организмов логично рассматриваются экологические и эволюционные аспекты этой части живой природы: экология растений (7 класс), экология животных (8 класс), экология человека (9 класс), эволюция растений (7 класс) и т. д.
Разнообразное методическое сопровождение предоставляет учителю возможность выбора приемов обучения и усиливает эффективность использования учебников.
Рабочие тетради содержат множество разноуровневых заданий, позволяющих учителю эффективно развивать универсальные умения и навыки, формировать основные биологические понятия, осуществлять контроль знаний. Работа с тетрадью поможет учащимся лучше освоить содержание курса.
Тестовые задания предназначены для закрепления, проверки и оценки знаний учащихся.Также их можно использовать в процессе обучения для активации познавательной деятельности учащихся.
В тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений представлены лабораторные и практические работы, которые можно выполнять на уроках и дома; задания исследовательского характера — наблюдения, эксперименты, а также познавательные задачи, которые помогут обобщить изученный материал, проявить творческие способности.
Тетрадь для оценки качества знаний включает различные виды заданий, вопросы для проверки и оценки качества знаний в соответствии с темами курса. Учебное пособие может быть использовано как на уроках, так и в процессе самоподготовки.
Структура и содержание методических пособий соответствует структуре и содержанию учебников. В содержание методических пособий включены программы и планирование курса биологии, подробные разработки уроков, включающие цели, основное содержание темы, планируемые результаты урока ( личностные, метапредметные, предметные), необходимое для урока оборудование и дополнительную методическую информацию для учителя.
Важной составляющей УМК являются электронные формы учебников (ЭФУ), полностью соответствующие требованиям Министерства образования и науки РФ.
ЭФУ содержат многочисленные информационные ресурсы, представленные иллюстрациями и слайд-шоу, анимациями и видеосюжетами. Итоговые тесты служат для контроля знаний, а практические тренажеры с возможностью просмотра ответов позволяют учащимся осуществлять самоконтроль. Красочность и интерактивность визуальных объектов способствует детальной и эффективной проработке материала, позволяют значительно расширить образовательное пространство, делают учебный процесс более интересным и увлекательным.
ГДЗ по биологии 7 класс Захаров, Сонин Решебник
Решение есть!
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Биология
- История
- Информатика
- ОБЖ
- География
- Музыка
- Литература
- Обществознание
- Технология
- Естествознание
6 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
Читать книгу Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение
В. Б. Захаров, Н. И. Сонин
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Дорогие семиклассники!
В этом году вы продолжите знакомство с наукой биологией, предметом изучения которой является живая природа. Вы уже знаете, чем живое отличается от неживого. Можете назвать черты, свойственные любому живому организму. Имеете представление о клеточном строении и процессах жизнедеятельности живых существ.
В 7 классе вы познакомитесь с разнообразием живого мира планеты, получите представление о различных видах растений, животных, грибов и микроорганизмов. Поэтому этот учебник так и называется – «Биология. Многообразие живых организмов».
Всего насчитывают более 2 млн видов разных живых существ, ныне обитающих на планете. Среди них более 350 тыс. видов растений, более 100 тыс. видов грибов, более чем 1 млн 550 тыс. видов животных (среди которых 50 тыс. позвоночных и более 1 млн видов насекомых) и десятки тысяч видов бактерий. Каждый год учёные описывают сотни новых видов и считают, что этот процесс далёк от завершения. Так, указывается, что на сегодня нам известно, например, не более 10 % от всех видов микроорганизмов, обитающих на нашей планете.
Из учебника вы узнаете об особенностях строения, питания, размножения, поведения представителей различных групп живых существ, а также об их значении для человека.
Для того чтобы быстро найти материал по интересующей вас группе организмов, пользуйтесь оглавлением. Оно же даст вам общее (но, конечно, не полное) представление о системе живого мира Земли, созданной в современной биологии.
Читая текст, стремитесь к пониманию и осмыслению полученных сведений, не допускайте их механического запоминания. Внимательно рассматривайте рисунки. Они не только иллюстрируют написанное, но часто поясняют и дополняют текст.
В параграфах, отмеченных звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.
Царство Прокариоты
Царство Грибы
Царство Растения
Царство Животные
Вирусы
Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»
В конце каждой темы в рубрике «Вопросы и задания» приведены вопросы разного уровня сложности, в том числе поисково-творческого характера. Здесь же вы найдёте задания, выполнение которых позволит вам выработать навыки, необходимые для ведения дискуссии, в коллективной работе, при составлении конспектов и др.
Большинство тем содержит ссылки на лабораторные работы, которые подробно разобраны в «Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений».
Рубрика «Работа с компьютером» рекомендует вам обратиться к электронному приложению, специально созданному к этому учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее. Кроме того, эта рубрика содержит интернет-ссылки. На указанных интернет-страницах вы найдёте дополнительные сведения по изучаемой теме.
По завершении обзора по определённой группе живых организмов вам предлагается краткое обобщение, помещённое в цветную рамку. Оно содержит перечисление основных особенностей, отличающих представителей данной группы от других.
Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.
Знание многообразия живого на Земле, причин возникновения такого многообразия, знакомство с закономерностями усложнения строения и жизнедеятельности живых существ дадут вам «ключ» к пониманию более сложных вопросов, которые будут поставлены перед вами в старших классах.
Желаем успехов!
Многообразие живого и наука систематика
От клетки до биосферы
Разнообразие живого на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. На нашей планете обитают различные виды растений, животных, грибов и микроорганизмов. Все они – от микроскопических созданий до великанов – приходятся друг другу близкими или дальними родственниками.
Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших – это целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы и не способны существовать самостоятельно, вне организма. Они образуют ткани и органы, осуществляющие определённые функции. Клетки, ткани и органы в сумме ещё не представляют собой единого организма. Лишь их согласованное взаимодействие образует целостный организм, которому присущи определённые свойства.
В 6 классе в курсе «Живой организм» вы подробно познакомились со строением и особенностями жизнедеятельности отдельно взятой особи. Сходные по строению и физиологическим особенностям особи образуют вид.
Представители любого вида, часто занимающие обширные территории, разделены различными географическими, климатическими и другими препятствиями на отдельные группы – популяции. Популяцией биологи называют совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.
Ни одно живое существо не живёт само по себе, изолированно от других организмов. Сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, имеющих общее местообитание, т. е. живущих сообща и тесно взаимодействующих между собой, формирует биоценоз (от греч. «биос» – жизнь и «ценоз» – общий). Можно говорить о биоценозе леса, луга, болота, озера, а иногда говорят даже о биоценозе кочки или пня.
Совокупность всех биоценозов, обитающих в настоящее время на Земле, формирует живое вещество биосферы. Биосферой называют оболочку Земли, заселённую живыми организмами. Помимо животных, растений, грибов и микроорганизмов, образующих живое вещество биосферы, в ней различают косное вещество – атмосферу (от греч. «атмос» – пар и «сфера» – шар), гидросферу (от греч. «гидро» – вода), литосферу (от греч. «литос» – камень) и биокосное вещество, например почву.
В воде и на суше, в почве и воздухе, даже в органах растений, животных и человека – всюду на Земле обитают самые разные живые организмы. Среди них более 1 млн видов насекомых, около 130 тыс. видов моллюсков, множество видов червей, рыб, птиц, зверей; более 500 тыс. видов растений, грибов и микроорганизмов. Насчитывают около 2,5 млн ныне существующих видов, наших «современников», и по крайней мере в 10 раз больше – видов вымерших растений и животных.
Ч. Дарвин и происхождение видов
В чём же причина такого многообразия живых организмов на нашей планете?
Чем объяснить удивительную приспособленность живых существ к условиям жизни? Ответ на этот вопрос даёт эволюционное учение, раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.
Великий английский учёный Чарлз Дарвин (1809–1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений и пришёл к следующему выводу: человек создаёт сорта и породы на основе индивидуальной наследственной изменчивости – той изменчивости, которая присуща каждому организму и позволяет отличить друг от друга особей одного вида. Из поколения в поколение человек из большого количества особей отбирал и оставлял на племя тех, кто обладал каким-либо полезным для него наследственным признаком, например коров, дающих больше молока, кур, несущих больше яиц, растения с более крупными плодами и т. д. В результате были получены новые породы животных и сорта культурных растений, обладающие нужными человеку свойствами.
Маскирующая (покровительственная) окраска и форма тела – результат приспособления организмов к условиям обитания
Понимание происхождения культурных форм дало ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой человек ведёт искусственный отбор, проявляется и в природе. Сама по себе она ещё не приводит к образованию нового вида (как не приводит к возникновению культурной формы растений или животных). В природе должны существовать причины, определяющие процесс видообразования. Это борьба за существование и естественный отбор.
Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. В живой природе она неизбежна, ведь организмы способны к неограниченному размножению (каждая пара родителей при благоприятных условиях даёт очень большое количество потомков), а жизненные ресурсы ограничены. Это приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение. Дожить до зрелого возраста и оставить потомство могут лишь немногие особи.
В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор, в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков – погибают. В итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает. Например, в промышленных районах, где стволы деревьев покрыты копотью, увеличивается число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, так как такая окраска делает насекомых незаметными для птиц – их естественных врагов.
Таким образом, из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.
Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания, животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.
Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
Что такое систематика
В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое мы наблюдаем при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. Их классификацией, т. е. систематизацией, распределением по группам на основе сходства и родства, занимается отрасль биологии, называемая систематикой.
Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. К этому вынуждала хозяйственная деятельность. Вначале он делил животных и растения просто – на полезные и вредные, ядовитые и неядовитые.
Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему бездну уже известных сведений о живых организмах.
В Средние века развитие сельского хозяйства и накопление знаний о новых, ранее неизвестных растениях и животных привели к созданию множества различных классификаций. Они возникали в тот период особенно бурно и основывались на самых разных принципах – расположении по алфавиту, использовании произвольных признаков. Такие системы были искусственными: стоило взять за основу другой признак, и вся система рушилась. Вдобавок общепринятых названий растений и животных ещё не существовало – здесь царил полный разнобой.
Одним из основоположников систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778). Он создал лучшую по тем временам систему, но и она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство. Причины же такого сходства оставались нераскрытыми.
Работа Ч. Дарвина открыла возможность создания естественной классификации организмов, в основу которой положено их происхождение. С этого времени систематика начала становление как эволюционная наука. Если теперь зоолог-систематик объединяет собак, лисиц и шакалов в единую группу собачьих, то он исходит не только из внешнего сходства, но и из их родства.
Основная единица классификации – это вид. Под видом понимают совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определённую территорию. Все наши домашние собаки, несмотря на их внешние различия, относятся к одному виду – Собака. Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом. Например, вид Собака и вид Волк относят к роду Волк. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству: род Волк и род Енотовидная собака входят в состав семейства Собачьи; туда же входят род Лисица и род Песец.
Близкие, сходные семейства объединяют в отряд (или порядок), отряды – в класс, классы – в тип для животных или отдел для растений, типы – в подцарство, подцарства – в царство. Всего различают четыре царства живой природы: Прокариоты (клетки их лишены ядра), а также Грибы, Растения и Животные – эукариотические организмы, клетки которых обладают оформленным ядром. Кроме этого, выделяют целую группу организмов, имеющих неклеточное строение, – Вирусы.
Организмы различных систематических групп в процессе исторического развития, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям среды, давали начало всё новым и новым формам.
Изучение биологического разнообразия ещё не завершено. Учёные продолжают открывать неизвестные науке виды.
В этой книге мы рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности представителей большинства крупных систематических групп.
Часть 1. Царство Прокариоты
• Подцарство Настоящие бактерии
• Подцарство Архебактерии
• Подцарство Оксифотобактерии
В царство прокариот, или доядерных, объединяют самых древних обитателей нашей планеты – бактерий (от греч. «бактерион» – палочка), которых в обиходе часто называют микробами. Эти организмы имеют клеточное строение, но их наследственный материал не отделён от цитоплазмы оболочкой – другими словами, они лишены оформленного ядра. По размерам большинство из них значительно крупнее вирусов. Царство прокариот на основе важных особенностей жизнедеятельности, и прежде всего обмена веществ, учёные подразделяют на три подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии.
Изучением строения и особенностей жизнедеятельности микроорганизмов занимается наука микробиология.
Подцарство Настоящие Бактерии
Рассмотрим особенности строения прокариот на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.
Это очень древние организмы, появившиеся, по-видимому, около 3 млрд лет назад. Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооружённым глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; диплококки, состоящие из попарно сближенных кокков; стрептококки, образованные кокками, сближенными в виде цепочки; сарцины – кокки, имеющие вид плотных пачек; стафилококки – скопления кокков в виде виноградной грозди; бациллы, или палочки, – вытянутые в длину бактерии; вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии; спириллы – бактерии с вытянутой, штопорообразно извитой формой и т. д.
На поверхности клеток бактерий часто имеются жгутики – органоиды движения, с помощью которых они передвигаются в жидкой среде. По своей организации они отличаются от жгутиков и ресничек растений и животных. Некоторые бактерии перемещаются «реактивным» способом, выбрасывая слизь. Клеточная стенка прокариот построена очень своеобразно и включает соединения, не встречающиеся у эукариот – организмов, клетки которых содержат оформленное ядро (к ним относятся, например, растения и животные). Обычно она достаточно прочна. Её основу составляет вещество муреин, представляющее собой смесь полисахаридов и белков и не встречающееся у эукариот. Клеточная стенка многих бактерий сверху покрыта слоем слизи. Цитоплазма окружена мембраной, отделяющей её изнутри от клеточной стенки.
Расположение жгутиков у бактерий
Формы бактерий
В цитоплазме мембран мало, и они представляют собой впячивания наружной цитоплазматической мембраны. Совсем нет органоидов, окружённых мембраной (митохондрий, пластид и др.). Синтез белков осуществляют рибосомы, имеющие меньший размер, чем у эукариот. Все ферменты, обеспечивающие процессы жизнедеятельности, рассеяны в цитоплазме или прикреплены к мембранам внутриклеточных структур.
Обычно прокариоты размножаются делением надвое. Вначале клетка удлиняется, в ней постепенно образуется поперечная перетяжка, а затем дочерние клетки расходятся или остаются связанными (у бактерий) в характерные группы – цепочки, пакеты и т. д.
В неблагоприятных условиях, например при повышении температуры или высушивании, многие бактерии образуют споры: часть цитоплазмы, содержащая наследственный материал, выделяется и покрывается толстой многослойной капсулой. Клетка как бы высыхает – процессы обмена веществ в ней прекращаются. Споры бактерий очень устойчивы; они могут сохранять жизнеспособность в сухом состоянии многие годы и выживать в организме больного человека, несмотря на активное лечение антибиотиками. Споры бактерий распространяются ветром и другими путями. Попадая в благоприятные условия, спора преобразуется в активную бактериальную клетку.
Схема спорообразования
Размножение бактериальной клетки делением надвое
Для получения энергии бактерии используют различные органические и неорганические соединения и солнечный свет. Большинство бактерий гетеротрофны (от греч. «гетеро» – разнородный и «трофос» – питаю), т. е. питаются готовыми органическими веществами – гниющими остатками организмов или паразитируют на других организмах, в том числе и на человеке. Некоторые колониальные бактерии, клетки которых соединены мостиками, образуют своеобразные нитчатые структуры в виде ловчих сетей. Передвигаясь, такая колония захватывает мелкие живые организмы (бактерий, простейших и пр.), обволакивает их и переваривает.
Патогенные бактерии
Бактерии-симбионты образуют клубеньки на корнях растений
Результат деятельности бактерий – разрушителей древесины
Автотрофных бактерий (от греч. «авто» – сам и «трофос» – питаю) немного. Часть из них способна к хемосинтезу – синтезу органических веществ, образующих их тело, из неорганических за счёт энергии окисления неорганических соединений. Некоторые прокариоты образуют органические молекулы из неорганических в процессе фотосинтеза за счёт энергии солнечного света.
По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов (существующих только в кислородной среде) и анаэробов (существующих в бескислородной среде). Кроме того, известны группы бактерий, живущих как в кислородной, так и в бескислородной среде.
В природе бактерии распространены чрезвычайно широко. Они населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества – остатков погибших животных и растений. Преобразуя органические молекулы в неорганические, бактерии тем самым очищают поверхность планеты от гниющих остатков и возвращают химические элементы в биологический круговорот.
И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, а также ферменты, спирты, лимонную кислоту. Процессы квашения пищевых продуктов тоже связаны с бактериальной активностью.
Встречаются бактерии-симбионты (от лат. «сим» – вместе, «биос» – жизнь), которые живут в организмах растений и животных, принося им определённую пользу. Например, клубеньковые бактерии, поселяющиеся в корнях некоторых растений, способны усваивать газообразный азот из почвенного воздуха и таким образом снабжают эти растения азотом, необходимым для их жизнедеятельности. Отмирая, растения обогащают почву соединениями азота, что было бы невозможно без участия таких бактерий.
Известны хищные бактерии, поедающие представителей других видов прокариот.
Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. Наиболее опасны патогенные (от греч. «патос» – болезнь и «генезис» – происхождение) бактерии – источник различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление лёгких, туберкулёз, ангина, сибирская язва, сальмонеллёз, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.
Учебник Биология 11 класс Захаров Мамонтов Сонин профильный
Учебник Биология 11 класс Захаров Мамонтов Сонин профильный — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ЖоМгия
jmm ПРОФИЛЬНЫЙ уровень 11
в. Б. ЗАХАРОВ. С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА
БИОЛОГИЯ
профильный уровень
КЛАСС
УЧЕБНИК
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Под редакцией академика РАЕН, профессора В. Б. Захарова
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
5-е издание, стереотипное
МОСКВА
орофа
2010
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72 Б63
Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. : БбЗ учеб, для общеобразоват. учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова. — 5-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2010. — 283, [5] с. : ил.
ISBN 978-5-358-08811-5
Учебник знакомит учащихся с важнейшими закономерностями живого мира. Он дает представление об эволюции органического мира, взаимоотношениях организма и среды.
Учебник адресован у’1ащпмся 11 класса общеобразовательных >’чрсж-дений.
УДК 373.167.1:57 ББК 28.0я72
ISBN 978-5-358-08811-5
© ООО «Дрофа», 2005 © ООО «Дрофа», 2007, с изменениями
Предисловие
Дорогие друзья!
Мы продолжаем изучение основ общебиологических знаний, начатое нами в 10 классе. Объектами нашего внимания будут этапы исторического развития живой природы — эволюция жизни на Земле и становление и развитие экологических систем. Для изучения этих важнейших вопросов вам в полном объеме понадобятся знания, приобретенные в прошлом году, так как в основе процессов развития лежат закономерности наследственности и изменчивости. Особое внимание в учебнике уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем. Учебный материал ряда разделов значительно расширен за счет изложения общебиологических закономерностей как наиболее трудных для понимания. В других разделах приведены только основные сведения и понятия.
Очень широк круг вопросов, с которыми вы познакомитесь в 11 классе, однако не все из них в учебнике подробно освещены. Для более подробного знакомства с теми или иными вопросами биологии в конце учебника дан список дополнительной литературы. Кроме того, не все закономерности известны или до конца изучены, ведь сложность и многообразие жизни столь велики, что одни ее явления мы только начинаем понимать, а другие еще ждут изучения.
Учебный материал в книге структурирован так же, как и в учебнике «Общая биология. 10 класс* (В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин).
Авторы выражают благодарность М. Т. Григорьевой за подготовку текста на английском языке, а также Ю. П. Дашкевичу, профессору Н. М. Черновой и доктору медицинских наук А. Г. Мустафину за ценные замечания, сделанные ими при подготовке девятого издания учебника.
Академик РАЕН, профессор В. Б. Захаров
РАЗДЕЛ
Учение об эволюции органического мира________________________
Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство изумления. Во-первых, это необычайная сложность строения организмов: во-вторых — очевидная целенаправленность, или приспособительный характер, многих признаков; а также огромное разнообразие жизненных форм.
Вопросы, порождаемые этими явлениями, совершенно очевидны. Каким обра.юм возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались их приспособительные признаки? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в органическом мире занимает человек и кто его предки?
Во все века человечество пыталось найти ответы на приведенные .гдесь и многие другие подобные вопросы. В донаучных обществах объяснения выливались в легенды и мифы, некоторые из них послужили основой различных религиозных учений. Научная трактовка воплощена в теории эволюции, которой и посвящен настоящий ра./дел.
Под эволюцией живого мира понимают .шкономер-ный процесс исторического развития живой природы с момента самого возникновения жизни на нашей планете до современности. Сущность этого процесса состоит как в непрерывном приспособлении живого к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, так и в появлении все более с.южно устроенных форм живых органи.шов. В ходе биологической эволюции осуществляется преобразование видов, на этой основе возникают новые виды: постоянно происходит также и исчезновение видов — их вымирание.
Глава
1
Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение
Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент, когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Одно и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то иаменяется в это. это. изменяясь, снова становится тем.
Гераклит
Основной труд Ч. Дарвина «Происхождение видов», в корне изменивихий представление о живой природе, появился в 1859 г. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмыслению богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учеными.
В этой главе вы познакомитесь с основными предпосылками эволюционных представлений, первой эволюционной теорией Ж.-Б. Ламарка: узнаете о теории
Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе: о современных представлениях о механизмах и скорости видообразования.
Глава 1 \ Закономерности развития живой природы
В настоящее время описано более 600 тыс. растений и не менее 2,5 млн видов животных, около 100 тыс. видов грибов и более 8 тыс. прокариот, а также до 800 видов вирусов. Исходя из соотношения описанных и не определенных пока современных видов живых организмов, ученые делают предположение о том, что современная фауна и флора представлена около 4,5 млн видов организмов. Кроме того, используя палеонтологические и некоторые другие данные, исследователи подсчитали, что за всю историю Земли на ней обитало не меньше 1 миллиарда видов живых организмов.
Рассмотрим, как в различные периоды истории человечества люди представляли себе сущность жизни, многообразие живого и возникновение новых форм организмов.
U
История представлении о развитии жизни на Земле
Первая попытка систематизировать и обобщить накопленные знания о растениях и животных и их жизнедеятельности была осуществлена Аристотелем (IV в. до н. э.), но еще задолго до него в литературных памятниках различных народов древности излагалось много интересных сведений об организации живой природы, главным образом связанных с агрономией, животноводством и медициной. Сами же биологические знания уходят корнями в глубокую древность и базируются на непосредственной практической деятельности людей. По наскальным рисункам кроманьонского человека (13 тыс. лет до н. э.) можно установить, что уже в то время люди хорошо различали большое число животных, служивших объектом их охоты.
1.1.1. Античные и средневековые представления _______о сущности и развитии жизни
В Древней Греции в VIII—VI вв. до н. э. в недрах целостной философии природы возникли первые зачатки античной науки. Основоположники греческой философии Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит искали материальное первоначало, из которого в силу естественного саморазвития
10
Глава 1 \ Закономерноаи развития живой природы
ВОЗНИК мир. Для Фалеса этим первоначалом была вода. Живые существа, согласно учению Анаксимандра, образуются из неопределенной материи — «апейрона* по тем же законам, что и объекты неживой природы. Ионийский философ Анаксимен считал материальным первоначалом мира воздух, из которого все возникает и в который все возвращается обратно. Душу человека он также отождествлял с воздухом.
Величайшим из древнегреческих философов был Гераклит из Эфеса. Его учение не содержало специальных положений о живой природе, однако оно имело огромное значение как для развития всего естествознания, так и для становления представлений о живой материи. Гераклит впервые ввел в философию и науку о природе четкое представление о постоянном изменении. Первоначалом мира ученый считал огонь; он учил, что всякое изменение есть результат борьбы:
♦ Все возникает через борьбу и по необходимости».
Большое влияние на развитие представлений о живой природе оказали исследования и умозрительные концепции других ученых античности: Пифагора, Эмпедокла, Демокрита, Гиппократа и многих других (см. главу 2 учебника
♦ Общая биология. 10 класс»).
В древнем мире были собраны многочисленные для того времени сведения о живой природе. Систематическим изучением животных занимался Аристотель, описавший более 500 видов животных и расположивший их в определенном порядке: от просто устроенных ко все более сложным. Намеченная Аристотелем последовательность тел природы начинается с неорганических тел и через растения идет к прикрепленным животным — губкам и асцидиям, а затем к подвижным морским организмам. Аристотель и его ученики изучали также строение растений.
Во всех телах природы Аристотель различал две ст
Учебник Биология 9 класс Мамонтов Захаров Сонин Агафонова
Учебник Биология 9 класс Мамонтов Захаров Сонин Агафонова — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
МОНТОВ, в. Б. Звнвров, И. Б. Дгвфоновв, Н. И. Сони
3 А К О Н О
Е Р Н О С Т И
Вы скачали
электронный учебник с библиотеки
www.vk.com/kniaa klad
Полезного
использования!
Раздел
Эволюция живого мира на Земле
Живое представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых организмов. Из курса «Многообразие живых организмов» вы помните, что в настоящее время уже известно около 350 тысяч видов растений и около 2 млн видов животных, населяющих нашу планету. И это не считая грибов и бактерий! Кроме того, ученые постоянно описывают новые виды — как существующие в наши дни, так и вымершие в минувшие геологические эпохи. Выявление и объяснение общих свойств и причин многообразия живых организмов — задача общей биологии и цель настоящего учебника. Важное место среди рассматриваемых общей биологией проблем занимают вопросы происхождения жизни на Земле и законы ее развития,а также взаимосвязь различных групп живых организмов между собой и взаимодействие их с окружающей средой.
Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое он в нем занимает. Как возникли современные животные и растения? Чем объяснить их поразительное разнообразие? Почему исчезли фауна и флора далеких от нас времен? По какому пути пойдет развитие жизни на Земле в дальнейшем? Вот лишь несколько из того огромного количества вопросов, решение которых всегда волновало человечество.
Глава
Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов
Вспомните!
Химический элемент • Молекула • Клетка • Ткань Орган • Организм • Популяция • Биоценоз Биогеоценоз • Биосфера • Обмен веществ Размножение ^ Наследственность и изменчивость Развитие • Раздражимость
Мир живых существ представлен биологическими системами различной структурной организации и разного уровня сложности. Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка может представлять собой целый организм, а может быть частью многоклеточного растения или животного. Она бывает устроена просто, как клетки бактерий и синезеленых водорослей, или значительно более сложно — клетки зеленых растений, грибов, животных. Бактерии, как и простейшие, представляют собой целостные одноклеточные организмы, способные выполнять все функции для обеспечения их жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированы, т. е. могут осуществлять только одну какую-либо функцию и не способны существовать самостоятельно, вне организма. У многоклеточного организма взаимодействие многих клеток приводит к возникновению нового качества, не равнозначного простой их сумме.
В любой клетке процессы жизнедеятельности осуществляются на уровне взаимодействия различных молекул. На этом уровне начинаются обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
в многоклеточном организме клетки и межклеточное вещество образуют связанные выполнением определенных функций ткани и органы, В результате этого мно-
8
Раздел 1 / Эволюция живого мира на Земле
гоклеточный организм представляет собой целостную систему, способную к самостоятельному существованию.
Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитания, образует популяцию. Популяция — система надорганизменного уровня. Именно здесь протекают простейшие эволюционные преобразования.
Организмы популяций различных видов взаимодействуют между собой в экологических системах — биогеоценозах. Так называют совокупность организмов разных видов (сообщество) и факторов среды их обитания, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.
Наконец, все биоценозы планеты формируют биосферу — систему высшего порядка. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле (рис. 1).
Живой материи на любом уровне организации присущи черты, отличающие ее от неживой материи.
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой. Они поглощают из нее вещества, необходимые им для питания, наружу выделяют продукты жизнедеятельности. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения всех частей организма и, как следствие, постоянство и стабильность их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
БИОСФЕРА
БИОГЕОЦЕНОЗ СООБЩЕСТВО
ПОПУЛЯЦИЯ
ОРГАНИЗМ
Рис. 1. Спектр уровней организации живых систем
Раздел 1 / Эволюция живого мира на Земле • 9
Другая характерная черта живой материи — самовоспроизведение. Способность к размножению, т. е. воспроизведению нового поколения особей того же вида, — одно из основных свойств живых организмов. Потомство в главном всегда похоже на родителей, поэтому свойство организмов воспроизводить себе подобных тесно связано с явлением наследственности.
Наследственность — это способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Однако потомки не идентичны своим родителям, и в этом проявляется изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе ее лежит изменение строения генов или хромосом.
Изменчивость создает разнообразный исходный материал для естественного отбора, т. е. отбора особей, наиболее приспособленных к условиям существования в конкретных природных условиях, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
При размножении организмов через половые клетки передается не комплекс признаков и свойств организма, а гены, определяющие возможность их развития. Сами же качества организма появляются в процессе развития. Способность к развитию — всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. Развитие живой материи представлено индивидуальным развитием организмов, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.
Филогенез, или эволюция, — это необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением форм жизни. Результатом эволюции является все многообразие живых организмов на Земле.
Существуют и другие свойства живой природы. Среди них саморегуляция и раздражимость, ритмичность и некоторые другие, знакомые вам из курса «Человек».
Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем — объектов, изучаемых физикой и химией, — своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью.
Что же такое жизнь? Одно из определений более 100 лет назад дал Ф. Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в
10
Раздел 1 / Эволюция живого мира на Земле
постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». В это определение вошли два важных положения: 1) жизнь тесно связана с белками и 2) непременное условие жизни — постоянный обмен веществ, с прекращением которого прекращается и жизнь.
Достижения биологии наших дней позволили выявить новые черты, присущие живым организмам, и на этом основании дать более точное определение понятия «жизнь». Современный отечественный ученый М. В. Волькенштейн определяет это понятие так: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот».
Ознакомившись, таким образом, с основными признаками и свойствами живых организмов, можно перейти теперь к вопросу о причинах м
Константин Сонин | Semantic Scholar
Когда избиратели опасаются, что политики могут иметь правые пристрастия или что они могут быть подвержены влиянию или коррумпированности богатой элиты, сигналы истинной левой убежденности имеют ценность. Как следствие, даже… Развернуть
Мошенничество на выборах — широко распространенное явление, особенно за пределами развитого мира. Несмотря на обилие качественных и анекдотических свидетельств о его существовании по всему миру, их очень мало… Развернуть
Центральной особенностью динамичного коллективного принятия решений является то, что правила, которые регулируют процедуры принятия решений в будущем и распределения политической власти все игроки определены… Развернуть
В этой статье мы изучаем национализации в нефтяной промышленности по всему миру в 1960–2002 годах.Мы показываем, как теоретически, так и эмпирически, что правительства более склонны к национализации, когда цены на нефть… Expand
Каждый диктатор не любит свободные СМИ. Тем не менее, во многих недемократических странах есть частично или почти свободные СМИ. В этой статье мы развиваем теорию свободы СМИ в условиях диктатуры и предлагаем… Развернуть
Мы изучаем формирование правящей коалиции в недемократических обществах, где институты не позволяют брать на себя политические обязательства. Каждый человек наделен определенной политической властью.Решение… Развернуть
Мы изучаем динамический выбор правительств при различных политических институтах, уделяя особое внимание институциональной «гибкости». Правительство состоит из подмножества лиц в… Развернуть
Мы представляем формальную модель государственного контроля над СМИ, чтобы показать различия в свободе СМИ в разных странах и во времени. Предвзятость СМИ больше, а государственная собственность СМИ больше… Развернуть
В спортивных турнирах правила, по-видимому, построены таким образом, что ни один участник не может получить выгоду, проигрывая вместо победы.Мы показываем, что турнирные системы, состоящие из нескольких… Развернуть
В неравных обществах богатые могут получить выгоду от формирования экономических институтов в свою пользу. В данной статье анализируется динамика институциональной подрывной деятельности с упором на общественную защиту… Развернуть
.
Журнал теоретической биологии — Elsevier
Журнал теоретической биологии — ведущий форум для теоретических перспектив, которые дают представление о биологических процессах. Он охватывает очень широкий круг тем и представляет интерес для биологов во многих областях исследований, в том числе:
• Мозг и нейробиология
• Рост и лечение рака
• Клеточная биология
• Биология развития
• Экология
• Evolution
• Иммунология ,
• Инфекционные и неинфекционные заболевания ,
• Математические , Вычислительные , Биофизические и Статистические модели , Molecular Biology и Biochemistry
• Networks and Complex Systems
• Physiology
• Pharmacodynamics
• Animal Behavior and Game Theory
представленная биология как таковая, Не по математическому анализу.Статьи, содержащие некоторые данные или экспериментальные материалы, имеющие отношение к теории, будут рассматриваться, в том числе те, которые содержат сравнительное исследование, статистический анализ данных, математические доказательства, компьютерное моделирование, эксперименты, полевые наблюдения или даже философские аргументы, которые являются методами поддержки или отклонения теоретические идеи. Тем не менее, должны быть согласованы усилия, чтобы сделать статьи понятными для биологов в выбранной области.
Какой бы ни была тема статьи, обратите внимание, что биологическое значение изучаемой проблемы должно быть четко указано.Кроме того, для каждой статьи требуются основные моменты, и в них должны быть описаны биологические применения, а также любые теоретические достижения.
Скорее спекулятивные работы, не основанные на текущих биологических знаниях, не принимаются. Важно отметить, что статьи, в которых используется только математика, подтверждаются только технические математические результаты или стандартные статистические / биоинформатические методы применяются к существующим геномным данным, без новой теоретической перспективы или биологически нового понимания НЕ будут рассматриваться.Журнал не принимает незапрошенные обзорные статьи. Комментарии по теоретическим вопросам или статьям, опубликованным специально в Журнале теоретической биологии, приветствуются в форме писем в редакцию.
Преимущества для авторов
Мы также предоставляем множество преимуществ для авторов, такие как бесплатные PDF-файлы, либеральная политика в отношении авторских прав, специальные скидки на публикации Elsevier и многое другое. Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах для авторов.
Информацию о подаче статей см. В нашем Руководстве для авторов.Если вам потребуется дополнительная информация или помощь, посетите наш Центр поддержки
Hide full Aims & Scope
,