Рабочая тетрадь по истории России XIX века (1 курс)
Токарева А.В.
«Россия в XIX – н.
XX вв.»
1 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОНТЕКС»
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании ЦМК Зам.директора по УМР
образовательных дисциплин __________ О.И.Золотовская
гуманитарного профиля
Протокол № ____ от_________
Председатель ЦМК
____________Н.Ю.Владимирова
Рабочая тетрадь
по дисциплине «История»
«Россия в XIX н.XX вв.»
Автор: преподаватель Токарева А.В.
Рецензенты: преподаватель Владимирова Н.Ю.,
преподаватель ГБОУ СПО РО «Шахтинский
медицинский колледж» Карташова В.Е.
Шахты
2 Пояснительная записка
освоение
Предлагаемая рабочая тетрадь является дидактическим дополнением к
учебнику под редакцией Артемова В.В., Лубченкова Ю.Н.
Рабочая тетрадь ориентирована на достижение следующих целей:
формирование исторического мышления способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира;
систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно
историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации.
Задания охватывают основные исторические события и проблемы истории
России XIX века
Предлагаемые в тетради задания и вопросы рассчитаны на осмысление и
систематизацию основной информации. Большая группа заданий рассчитана на
работу с историческими источниками:
воспоминаниями,
документами.
Задания отличаются по уровню сложности: вопросы на знание основных
понятий, на соотнесение и выбор фактов, определение последовательности
исторических событий, выявление причинноследственных связей
и т.д.
поэтому рассчитаны на разный уровень интеллектуальной подготовленности
студентов (личностноориентированный подход).
письмами,
Задания, отмеченные знаками
предназначены для самостоятельной
работы, предполагают знакомство с дополнительной литературой, словарем
исторических терминов и интернетресурсами.
задания на знание основных понятий, на соотнесение и выбор фактов.
и
Задания, отмеченные знаком
стихотворными строками.
предполагают работу с рисунками и
3 Содержание
1. Российская империя в начале XIX века
2. Сословия России
3. Политическое развитие. Александр I
4. Внешняя политика. Начало войны 1812 года
5. Отечественная война
6. Политика Александра I в 18151825 гг.
7. Движение декабристов
8. Николай I и его империя
9. Внешняя политика России в 18251855 гг. Кавказская война
10. Общественная мысль 18301850х гг. Славянофилы и западники
11. Духовная жизнь России в I половине XIX века
12.Внешняя политика России в 18201850е гг. Крымская война
13. Предпосылки реформ 18601870х гг.
14. Эпоха освобождения. Великие реформы
15. Общественное движение в 18611866 гг. Народничество
16. Народничество 1870х гг.
17. Контрреформы и реформы Александра III
18. Экономическое и социальное развитие
19. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
20. Духовная жизнь России во второй половине XIX в.
21. Российское самодержавие
22. Назревание революционного кризиса. Начало первой российской
революции
23. Культурная жизнь в н. XX в.
24. Перед первой мировой войной
4 Российская империя в начале XIX века
Задание 1
В начале XIX в. было не так много государств с большой территорией.
Российская империя и США – среди них. История выработала два способа
управления большой территорией:
А большую роль играет местное самоуправление, выбранное населением,
отчасти контролируемое из центра.
Б сильная централизация, когда вся территория управляется из центра, сверху,
подавляя все попытки решать вопросы управления на месте.
Какой способ управления территорией был характерен в начале XIX в. для
США, а какой для России?
Поставьте нужную букву
для России
☼
для США
☼
Задание 2
Вспомните, когда Россия стала империей.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Назовите первого русского императора:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сословия России
Задание 3
В каких случаях барин вводил барщину, а в каких оброк? Как это было
связано с почвами, с землей? Соедините линиями.
Плодородные, черноземные земли барщина
Неплодородные, нечерноземные земли оброк
Продолжите фразу:
5 Барщинные крестьяне были_________________________________________
____________________________________________________________________,
(крепостными, казенными)
Оброчные могли быть____________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4
Соотнесите обозначение категории крестьян и ее характеристики. Соедините
линиями.
Государственные Имеют наделы земли, состоят на оброке,
(казенные) принадлежат царской семье
Помещичьи Крепостные, платят оброк или работают
(владельческие) на барщине
Удельные Лично свободны, выполняют повинности
в пользу государства, платят оброк
Задание 5
Не все дворяне были помещиками.
помещичий слой преобладал:
Рассмотрите следующие цифры и сделайте вывод о том, какой
Владели до 20 душ 45,9% Ответ на вопрос отметьте:
От 21 до 100 душ 24%
От 101 до 500 душ 13,9% а) крупные помещики
От 501 до 1000 душ 1,8% б)мелкопоместное дворянство
Более 1000 душ 1,1%
За пользование землей крестьяне могли отбывать барщину или платить оброк.
Задание 6
Напишите определения этих понятий:
Барщина – это ____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Оброк – это ______________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 7
6 Сделайте подписи под рисунками. Определите, в каком доме могли жить
семьи:
1.дворян 2.священников 3.купцов 4.мещан 5.крестьян
_________или_________ ________или_________ _________или_________
В деревне первой половины XIX в. шло социальное расслоение крестьянства.
Задание 8
Посмотрите на этот рисунок и запишите, что такое «социальное расслоение».
бедняк середняк торговец, ростовщик
Расслоение крестьянства это________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
О формировании какого общества свидетельствует расслоение
крестьянства?_____________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 9
Что такое крепостное право?
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Настоящие фамилии у русских начали формироваться только в XVI в. При
Петре I фамилии получили все дворяне. Большинство фамилий было образовано
Задание 10
7 из отчеств, реже – по названиям владений. У купцов единичные фамилии
известны с XVI в. Но по ревизии (переписи всего податного населения) 1816 г . в
Москве, например, фамилии были только у 25 %. Большинство купцов получило
фамилии в XIX в.
В документах переписи часто стояли такие записи: «фамилиею Серебояков
позволено именоваться 1814 года генваря 17 дня». В конце XVIII – начале XIX
века получало фамилии духовенство. Установили строгий порядок: в духовную
семинарию приезжал епархиальный архиерей и раздавал фамилии по своему
усмотрению, чаще всего – по названию церкви, в которой служил отец
семинариста: Троицкий, Вознесенский, Всехскорбященский, по названию сел,
где расположена была церковь, или получали «красивую» фамилию по
драгоценностям (Алмазов, Аметистов), по цветам (Геацинтов, Розанов), по
птицам (Лебедев, Голубев), из античной истории мифологии (Диогенов,
Купидонов), переделывали русский вариант на латинский (Беневоленский
вместо Добровольский, Сперантов и пр.). семинаристы сложили даже такую
песню о своих фамилиях:
По церквам, по цветам,
По камням, по скотам,
И яко восхощет его преосвященство.
Постепенно фамилии распространялись на жителей городов. Но в XIX в. там
было еще много бесфамильных. У государственных крестьян, особенно на
севере, где не было крепостного права, фамилии появились раньше. А у
крепостных их не было и в XIX в. Когда их спрашивали: «Чьи вы?» отвечали:
«Мы оболенские», т.е. крепостные Оболенских. А если крестьянина звали
Николай Иванович Трифонов, то Трифонов не фамилией, а именем деда.
Представители каких сословий XIX в. имели в 1й половине фамилии?
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Кто их не имел?_________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 11
Кто такие дворяне?
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дворянское сословие в России окончательно оформилось после Жалованной
грамоты дворянству 1785 г., в которой говорилось, что:
благородное дворянское достоинство объявлялось наследственным,
потомственным, неотъемлемым;
8 лишить жизни, чести, имени дворянина можно только по суду, к нему нельзя
применять телесные наказания;
дворяне освобождаются от обязательной государственной службы;
дворяне имеют право подавать жалобы императору, Сенату.
О чем свидетельствуют положения Жалованной грамоты?
Дворянство
это___________________________________________________
____________________________________________________________________
А) привилегированное сословие;
Б) единственное сословие, имевшее гражданские права
В) бесправное сословие
Задание 12
Перед вами изображения представителей разных сословий России 1й
половины XIXв.
Подпишите сословия:
_______________ ________________ _________________
9 __________________ __________________
Политическое развитие. Александр I
Задание 13
Императрица Екатерина II очень любила своих внуков и заботилась об их
образовании и воспитании. Она даже составила «Бабушкину азбуку»
одновременно букварь и книгу для чтения. «Гражданское начальное учение» и
«Продолжение начального учения» даже служили учебником грамоты в
народных училищах. Они состояли из 209 нравоучительных вопросов и ответов.
Например: «Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу».
Отобрала для внуков Екатерина II и русские пословицы, например, такие:
Беда глупости сосед.
Посеянное взойдет.
С людьми мирись, а с грехами бранись.
Красна пава перьем, а человек ученьем.
Какие ценности хотела внушить внукам императрица? Какие черты личности
сформировать?____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Какие, повашему, черты действительно оказались сформированными у
Александра I?_____________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 14
А.С.Пушкин писал:
В России нет закона,
Есть столп, а на столпе корона.
Какую черту российской власти подчеркивал поэт?____________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 15
Указ «о вольных хлебопашцах» был призывом к помещикам отпускать их на
волю. Как вы думаете, почему только 47 тыс. владельцев откликнулись на
призыв и отпустили крестьян?________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10 Внешняя политика. Начало войны 1812 г.
В графе 1 напишите государство, с которым Россия воевала.
В графе 2 укажите присоединенную территорию.
Задание 16
1801 1804 гг. 1. 2.
1804 1813 гг. 1. 2.
18081809 гг. 1. 2.
Задание 17
Охарактеризуйте русскоанглийские и русскофранцузские отношения
начала XIX в. Подумайте, можно ли сказать, что война между Россией и
Францией была неизбежна.
ДА НЕТ
Свой ответ прокомментируйте _______________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 18
Какие цели в войне с Россией преследовал Наполеон?
1. Захват территории и природных ресурсов.
2. Превращение страны в плацдарм для дальнейшей экспансии.
3. Свержение царизма и установление республики.
4. Уничтожение России как суверенного государства.
Если считаете необходимым, добавьте иные положения:___________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 19
Запишите дату начала войны России с наполеоновской Францией:_______
________________________________________________________________
Отечественная война
11 Барклай де Толли М.В. Багратион П.И.
17611818 17651812
Скорей ты ляжешь трупом зрима, чем будешь им побеждена!
Г.Р.Державин
Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год, все, что
было до того, только предисловие.
А.И.Герцен
Задание 20
Война 1812 г. носит название Отечественной.
Что это означает?__________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Определите причины Отечественной войны 1812 года.
Задание 21
1.Стремление Наполеона к мировому господству.
2.Россия хотела захватить Францию.
3.Русскотурецкое сотрудничество
4.Неудачная попытка Наполеона заключить брак с Анной, сестрой
Александра I.
5.Россия заключила военный союз с Англией.
___________________________________________________________________
Задание 22
Наименование
Таблица «Готовность к войне России и Франции»
№
1 Порох
2 Снаряды
3 Патроны
4
5 Количество солдат в 1ом
Россия
323 тыс. пудов
300 тыс. шт.
44 млн. шт.
на 6 месяцев
317 000
Запасы продовольствия
Эшелоне (у границы)
12
Франция
95 тыс. пудов
35 тыс. шт.
7,5 млн. шт.
на 3 месяца
450 000 Парадокс:
феодальная Россия оказалась лучше готова к войне в
материальнотехническом плане, чем буржуазная Франция, покорившая почти
всю Европу.
Чем можно объяснить такое соотношение?____________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 23
Известное высказывание Наполеона гласит: «Если я возьму Киев, я возьму
Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за горло; заняв
Москву, я поражу ее в сердце».
Соответствует ли содержание этого высказывания первоначальному плану
Наполеона в войне против России? Мнение обоснуйте.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 24
Как ярилась, как кипела,
Как пылила, как гремела
Здесь народная война.
Так писал В.А.Жуковский в стихотворении «Бородинская
годовщина».
Почему не только о всей войне 1812 г. в целом, но и о
Бородинском сражении можно сказать «народная война»?
Кутузов М.И. ___________________________________________________
17451813 ____________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 25
Как пословицы, поговорки, карикатуры 1812 г. отражают отношение народа
к войне, какие ее стороны подмечают?
На француза и вилы ружье.
Сам себя сжег француз, сам поморозил, отогрелся в Москве, да замерз на
Березине.
13 Голодный француз и вороне рад.
Летит гусь на святую Русь.
И.И.Теребенев. Крестьянин увозит у французов пушку в русский лагерь. 1813г.
И.И.Теребенев. «Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же,
басурман, под нашу дудку».
Задание 26
В X главе поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкин выдвинул вопрос:
Гроза двенадцатого года
Настала кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Как бы вы ответили на этот вопрос?________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 27
На контурной карте отметьте:
1.Москву 2.Тарутино 3.Смоленск 4.р.Березину 5.западную границу России
14 Задание 28
Установите последовательность событий «Заграничные походы русской
армии».
1. Смерть М.И.Кутузова
2. Сражение под Лейпцигом
3. Вступление русской армии на территорию Польши и Пруссии
4. Австрия объявила войну Франции
5. «100 дней» и битва при Ватерлоо.
6. Наполеон сослан на о.Эльба.
7. Наполеон сослан на о.Св.Елены.
8. Вступление Пруссии и Швеции в войну против Франции.
9. Отречение Наполеона от престола.
10. В Вене созван мирный конгресс.
11. Вступление русских войск в Париж.
Политика Александра I в 18151825 гг.
Задание 29
Что такое «аракчеевщина»? напишите ниже:
Аракчеевщина это _____________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
______________________________________________
Аракчеев А.А.
17691834
Задание 30
Что такое «военные поселения»? напишите ниже:
15 Военные поселения это_______________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 31
Проект отмены крепостного права, принадлежавший А.А.Аракчееву,
предусматривал:
1 постепенность, поэтапность освобождения крестьян;
2 освобождение всех крестьян на всей территории;
3 освобождение только тех крестьян, которые пожелают;
4 освобождение тех крестьян, которых захочет освободить барин.
_________________________________________________________________
Задание 32
Каковы причины сопротивления реформам следующих слоев русского
общества?
Продолжите фразы:
1. Мелкопоместное дворянство это __________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Чиновничество это ___________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Купечество это ______________________________________________
16 __________________________________________________________________
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Православное духовенство это _________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Движение декабристов
Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
Мы свергнем и трон и царей.
П.А.Катнев
Пестель П.И. С восстанием крестьян неминуемо соединены
17931826 будут ужасы, которых никакое воображение
представить себе не может.
Декабрист С.П.Трубецкой
Муравьев Апостол С.И.
17961826
Задание 33
Продолжите фразу:
Декабристами называют ____________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 34
Какие цели выдвигали декабристы? Какие средства для их достижения они
считали наиболее целесообразным?
Цели: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Средства: ________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________
17 Задание 35
Сгруппируйте положения «Конституции» и «Русской правды».
1. Исполнительная власть принадлежит императору.
2. Исполнительная власть принадлежит Думе.
3. Всеобщее избирательное право.
4. Избирательно право на основе имущественного ценза.
5. Установление республики.
6. Установление конституционной монархии.
7. Крестьянам должна быть передана половина всех земель.
8. Принятие программного документа Учредительным собранием.
9. Введение положений программы Временным революционным
правительством.
10. Крестьяне получали по две десятины на двор.
11. Федеративное государство.
12. Единое и неделимое государство.
13. Установление диктатуры Временного революционного правительства
(правления) сроком на 10 лет после захвата власти.
Задание 36
Каковы причины поражения восстания декабристов? Укажите не менее пяти:
1._______________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
5._______________________________________________________________
6._________________________________________________________________
Задание 37
Представьте себе, что вы являетесь свидетелями спора декабристов о том,
как решать вопрос о власти в случае победы восстания.
П.Пестель: Надо, чтобы в течение 10 лет Россией управляло Временное
революционное правительство, революционная диктатура типа якобинской,
обладающая властью не меньшей, чем императорская. Это правительство
проведет главные преобразования (освобождение крестьян, реформу армии,
суда и тр.). А потом можно дать конституцию, демократию, выборы, народное
представительство. Ведь Россия не Франция, демократических традиций не
18
Рабочая тетрадь по истории России 19 века 8 класс Симонова часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Ш-
orocji
^■4
E.B. Симонова
Рабочая
тетрадь
по истории России XIX века
К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс»
Часть 2
учени
класса
школы
класс
Учебно-методический комплект_
Е.В. Симонова
Рабочая тетрадь по иаории РОССИИ
XIX ВЕКА
Часть 2
к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. XIX век. 8 класс»
(М.: Просвещение)
8
класс
Рекомендовано
Российской Академией Образования
Издательство
«ЭКЗАМЕН»
МОСКВА *2014
УДК 373:94 ББК 63.3(2)я72 С37
Имя автора и название цитируемого издания указаны на титульном листе данной книги (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Симонова, Е.В.
С37 Рабочая тетрадь по истории России XIX века. В 2 ч. Ч. 2: 8 класс / Е.В. Симонова. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 63, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
ISBN 978-5-377-06402-2
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России для 8 класса. В нее включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроке знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки. Контурные карты и задания к ним помогут учащимся сформировать навыки работы с историческим атласом и картами учебника. С тетрадью можно работать как на уроке, так и дома.
В рабочей тетради много заданий, составленных по типу заданий Государственной итоговой аттестации.
Рабочая тетрадь предназначена учащимся 8 классов, учителям и методистам.
Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях.
УДК 373:94 ББК 63.3(2)я72
Подписано в печать 05.09.2013. Формат 70×100/16. Гарнитура «Таймс». Бумага офсетная.
Уч.-изд. л. 1,56. Уел. печ. л. 5,2.
Тираж 10 000 экз. Заказ № 3843/13.
ISBN 978-5-377-06402-2
Симонова Е.В., 2014 Издательство «ЭКЗАМЕН», 2014
Содержание
Россия во второй половине XIX в.
§ 19. Накануне отмены крепостного права…………………..4
§ 20. Крестьянская реформа 1861 г………………………..6
§ 21-22. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в…………….10
§ 23. Социально-экономическое развитие страны после отмены
крепостного права………………………………15
§ 24. Общественное движение: либералы и консерваторы……….18
§ 25. Зарождение революционного народничества и его идеология.20
§ 26. Революционное народничество второй половины 60-х —
начала 80-х гт. XIX в…………………………..23
§ 27. Внешняя политика Александра II……………………..27
§ 28. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. ………………..29
§ 29-30. Внутренняя политика Александра III……………….32
§ 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III .36
§ 32-33. Положение основных слоёв общества ……………….40
§ 34. Общественное движение 80-90-х гг. XIX в……………..42
§ 35. Внешняя политика Александра III…………………46
§ 36. Просвещение и наука……………………………48
§ 37. Литература и изобразительное искусство…………..50
§ 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество…..53
§ 39. Быт: новые черты в жизни города и деревни……………57
Основные даты ……………………………………..59
Ответы ……………………………………………63
Россия во второй половине XIX в.
§19. Накануне отмены крепостного права
Задание 1. Решите кроссворд.
2 3
По вертикали. 1. Работы крестьянина в поместье помещика. 3, Тётя Александра II, сторонница либеральных реформ в России. 4. Журнал, издаваемый А.И. Герценом за границей. 6. Законодательные правила (1847-1848 гг), определявшие размеры наделов и повинности помещичьих крестьян юго-западных губерний.
По горизонтали’. 2. Внук Павла I, в начале своего правления предпринявший ряд либеральных начинаний. 4. Историк, один из идеологов либерализма в России, сторонник умеренных преобразований при сохранении самодержавного строя и помещичьего землевладения.
5. Помилование преступников. 7. Министр финансов в 1823-1844 гг., добившийся бездефицитного бюджета страны, преподававший наследнику престола «Краткое обозрение русских финансов». 8. Автор «Путешествия из Петербурга в Москву», показавший ужасы российского крепостничества. 9. Воспитатель Александра II.
Задание 2. Прочитайте отрывок из работы И.И. Игнатовича «Помеши-чьи крестьяне накануне освобождения» (1910) и ответьте на вопрос.
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
□
! □ i □
!□
□
!В : □ I □ !□ !□ i □ 1 □ i □
L°
Государство толкали на путь реформы уже его собственные нужды, на первом плане фискальные. Государственные финансы не могли окрепнуть при крепостном порядке. Главная доля всех прямых и косвенных налогов в России шла с крестьянского населения. Между тем при том состоянии, в котором находилось крестьянское сословие до реформы, оно неизбежно шло к постепенному обеднению и к уменьшению платежных сил… Для уплаты податей крестьянину нужно продавать часть сельских продуктов или зарабатывать подати на стороне. Хлебная торговля не могла развиваться, хлебные цены были низки в силу отсутствия удобных путей сообшений и в силу крепостного права. Заработки также не могли развиваться при наличности подневольного труда в силу его дешевизны, все это не позволяло увеличивать налоги и не давало расти государственным финансам… Крепостные отношения не допускали и развития промышленности. Это сознавал еще Николай I. «Крепостное право причиною тому, что у нас нет торговли и промышленности», — говорил он в речи смоленским депутатам от дворянства, указывая, почему необходимо подумать серьёзно о прекращении крепостного состояния. Здесь опять-таки непосредственно замещаны были интересы государства. Ружья, пушки, сукно для казенных
надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышленность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени зависело от невыгодности подневольного труда. Развитие же частных фабрик и заводов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, для чего требовалось уничтожение крепостного права.
Таким образом, само правительство в своих ближайших нуждах оказывалось заинтересованным в развитии промышленности, основанной на свободном труде. Со своими порядками Россия дошла до падения Севастополя.
Каковы, по мнению автора, причины отмены крепостного права?
§ 20. Крестьянская реформа 1861 г.
* Задание V. Выберите правильный ответ.
1. Руководил разработкой проекта отмены крепостного права
□ 1) Я.И. Ростовцев
□ 2) К.Д. Кавелин
□ 3) А.М. Унковский
□ 4) С.С. Уваров
’ Знаком # обозначены задания, составленные по типу заданий Государственной итоговой аттестации.
2. Для разработки проекта крестьянской реформы Александр II в 1857 г. создал
□ 1) Негласный комитет
□ 2) Секретный комитет
□ 3) Редакционную комиссию
□ 4) Непременный совет
3. Помещики Нечерноземной зоны предлагали
□ 1) освободить крестьян с землёй за большой выкуп
□ 2) освободить крестьян без земли
□ 3) поделиться землёй с крестьянами без выкупа
□ 4) вообще не освобождать крестьян
4. Первым привез адрес от дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний с просьбой обсудить вопрос об отмене крепостного права генерал-губернатор
□ 1) П.Н. Игнатьев
□ 2) В.И. Назимов
□ 3) П.А. Тучков
□ 4) все названные
5. Первым шагом к отмене крепостного права считают
□ 1) указ о «вольных хлебопашцах»
□ 2) указ об отмене крепостного права в Финляндии
□ 3) указ об инвентарях
□ 4) указ о трёхдневной барщине
Задание 2. Прочитайте отрывок из Манифеста 19 февраля 1861 года.
Подчеркните прямой линией положения, способствовавшие развитию России по капиталистическому пути, волнистой линией — сохранявшие крепостнические порядки.
□ Помещики, охраняя право собственности на все принадлежа-
□
□ щие им земли, предоставляют крестьянам за установленные по-° винности, в постоянное пользование усадебную их оседлость
. □ п □ □ □ ’ □ 1 □ □ □ □ □
□ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ ’ □ i □ □ ■ □ ; □ ; □ ^ □ : □ □
□ . □ □ n
□ u • □ ■ □ : □ ’ □ ■ □ ; □ ■ □ : □ □ : □
□ ; □ ; □ > □ □ ^ □ : □
: □ ; □
h=»
□
; □
: □ : □
; □ • □ ‘ □ ■ □
и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными…
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских
Рабочая тетрадь по истории России XIX века. 8 класс. В 2-х частях
Название: Рабочая тетрадь по истории России XIX века. 8 класс. В 2-х частях
Автор: Симонова Е. В.
Издательство: Экзамен
Жанр: обучение
Год издания: 2014
Страниц: 65+65
ISBN: 978-5-377-06401-5, 978-5-377-06402-2
Язык: русский
Формат: PDF
Качество: хорошее
Размер: 31 Мб
Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной по истории России для 8 класса. В неё включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроке знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки. Контурные карты и задания к ним помогут учащимся сформировать навыки работы с историческим атласом и картами учебника. С тетрадью можно работать как на уроке, так и дома.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
В рабочей тетради много заданий, составленных по типу заданий Государственной итоговой аттестации.
Рабочая тетрадь предназначена учащимся 8 классов, учителям и методистам.
Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях.
НЕ РАБОТАЕТ TURBOBIT.NET? ЕСТЬ РЕШЕНИЕ, ЖМИ СЮДА!
Внимание
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Natashe4ka Мать не одиночка В файле куча мала из разных книжек, не закончена. | |
Lenchikk Желание Не понравелось апсолютно, бред какой то. Уривками скомкано, в некоторых местах не понятнр вообще ничего. | |
Tararam Очаровательный соблазнитель История сестрички героини «Сладкого плена его объятий». Всё по шаблону автора. | |
Tararam Сладкий плен его объятий Построение сюжета аналогично романам серии «Уроки обольщения». Здесь более интересен герой. Но, к сожалению, шаблоны делают историю слишком предсказуемой. | |
Zanozza Миллион запретных наслаждений Книга не вероятно не интересная. Такого бреда мне кажется я еще не читала. Не советую ее читать… посмотрела по оценкам на эту книгу и решила почитать, ведь оценки были почти все 5. Я оценила на 1. Прочитала | |
AnBo Это случилось в полночь Да, читается тяжеловато. И…. здесь явно должно быть продолжение… | |
Котена Награда для генерала [СИ] Понравилась книга, немного растянуто. Героиня адекватная и эмоционально живая. Буду читать 2ю часть. |
Natashe4ka Мать не одиночка В файле куча мала из разных книжек, не закончена. | |
Lenchikk Желание Не понравелось апсолютно, бред какой то. Уривками скомкано, в некоторых местах не понятнр вообще ничего. | |
Tararam Очаровательный соблазнитель История сестрички героини «Сладкого плена его объятий». Всё по шаблону автора. | |
Tararam Сладкий плен его объятий Построение сюжета аналогично романам серии «Уроки обольщения». Здесь более интересен герой. Но, к сожалению, шаблоны делают историю слишком предсказуемой. | |
Zanozza Миллион запретных наслаждений Книга не вероятно не интересная. Такого бреда мне кажется я еще не читала. Не советую ее читать… посмотрела по оценкам на эту книгу и решила почитать, ведь оценки были почти все 5. Я оценила на 1. Прочитала | |
AnBo Это случилось в полночь Да, читается тяжеловато. И…. здесь явно должно быть продолжение… | |
Котена Награда для генерала [СИ] Понравилась книга, немного растянуто. Героиня адекватная и эмоционально живая. Буду читать 2ю часть. |
Рабочая тетрадь по истории России 8 класс Чернова часть 2 — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Фгосд!
M. H. Чернова
Рабочая
тетрадь
ПО истории России
к учебнику под редакцией А. В. Торкунова «История России. 8 класс»
Часть 2
учени
класса
школы
класс
ЭКЗАМЕН
Учебно-методический комплект
М. Н. Чернова
Рабочая тетрадь
по ИСТОРИИ РОССИИ
Часть 2
к учебнику под редакцией А. В. Торкунова «История России.8 класс»
(М.: Просвещение)
8
класс
Издательство
«ЭКЗАМЕН»
МОСКВА • 2017
УДК 373:94(47) ББК 63.3(2)я72 4 49
Имя автора и название цитируемого издания указаны на титульном листе данной книги (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Изображение учебника «История России. 8 класс: учеб, для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение» приведено на обложке данного издания исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Чернова М. Н.
Ч 49 Рабочая тетрадь по истории России. В 2 частях. Ч. 2: 8 класс: к учебнику под ред. А. В. Торкунова «История России. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / М. Н. Чернова. — М.: Издательство «Экзамен», 2017.— 95, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
ISBN 978-5-377-11773-5
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и требованиям Историко-культурного стандарта.
Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника под ред. А. В. Торкунова по истории России для 8 класса общеобразовательных организаций (издательство «Просвещение»). В неё включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроке знания, закрепляют и соверщенствуют необходимые умения и навыки. Контурные карты и задания к ним помогут учащимся развить навыки работы с историческим атласом и картами учебника. С тетрадью можно работать как на уроке, так и дома.
Рабочая тетрадь предназначена учащимся 8 классов, учителям и методистам.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
УДК 373:94(47) ББК 63.3(2)я72
Подписано в печать 20.12.2016. Формат 70×100/16. Гарнитура «Таймс».
Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 4,77. Уел. печ. л. 7,8.
Тираж 10 000 экз. Заказ №6254/17.
ISBN 978-5-377-11773-5
Чернова М. Н., 2017 Издательство «ЭКЗАМЕН», 2017
Оглавление
III. Российская империя при Екатерине II……………………4
§ 17. Россия в системе международных отношений……………4
§ 18. Внутренняя политика Екатерины II…………………..6
§ 19. Экономическое развитие России при Екатерине II………12
§ 20. «Благородные» и «подлые»: социальная структура
российского общества второй половины XVIII в…………18
§21. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва………..22
§ 22. Внешняя политика Екатерины II……………………..28
§23. Начало освоения Новороссии и Крыма………………….36
IV. Российская империя при Павле I………………………..42
§ 24. Внутренняя политика Павла 1……………………….42
§ 25. Внешняя политика Павла 1………………………….47
V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в…….55
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся……………………………………………..55
Общественная мысль, публицистика, литература, пресса…..55
Образование в России в XVIII в………………………60
Российская наука и техника в XVIII в…………………66
Русская архитектура XVIII в…………………………73
Живопись и скульптура………………………………78
Музыкальное и театральное искусство………………….82
Народы России в XVIII в…………………………….86
§26. Перемены в повседневной жизни российских сословий…….89
Использованная литература…………………………………95
I. Российская империя при Екатерине II
§17. Россия в системе международных
отношении
Задание 1. Прочитайте пункт 1 § 17. Восстановите недостающие звенья в логической цепочке.
D
Обострение англо-французских отношений
Задание 2. Линиями разного цвета соедините союзников Франции и союзников Англии.
[ Австрия ] [ Франция )
Речь
Посполитая
[ Англия ]
Османская
империя
( Пруссия ) [ Швеция )
Задание 3. Используя материал пунктов 2-5, заполните таблицу. (Старайтесь давать краткие формулировки.)
Россия Россия Россия * Россия
и Франция и Англия и Австрия и Пруссия
Что способствовало сближению?
Что препятствовало сближению?
Сделайте вывод: С какой (какими) из перечисленных стран у России было меньше противоречий в изучаемый период? _________________________________
■ Задание 4. Самостоятельно составьте по одному заданию к материалу пунктов 6 и 7 § 17. Запишите их.
Задание 5. С соседом по парте составьте от лица российского посла в Европе дипломатическую депешу, содержащую оценку внешнеполитической линии одного из монархов (см. иллюстрации на с. 5 и с. 7 учебника).
Задание 6. Запишите даты и итоги войн, в которых Россия участвовала в 1720-х — 1740-х гг.
Задание 7. Выпишите из пункта 8 § 17 формулировку главной цели политики России на южном направлении.
Укажите страны, с интересами которых на этом направлении столкнулась Россия.
§18. Внутренняя политика Екатерины II
Задание 1. «Царствовать или умереть». Эти слова стали девизом великой княгини Екатерины Алексеевны — будущей императрицы Екатерины II — на долгие годы. Прочитайте пункт 1 § 18 и перечислите способы, которые Екатерина избрала, чтобы царствовать.
Задание 2. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
□ □ i о □ □ □ а 1 о о : □ □ □ □ о □ □
1. Письмо Алексея Орлова императрице Екатерине II.
6 июля 1762 г.
Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось. Не поверишь верному своему рабу, но как перед Богом скажу истину. Матушка, готов иттить на смерть. Но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка, его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя —
Ц но, Государыня, свершилась беда, мы были пьяны, и он тоже, он заспорил П
□ i о
□ за столом с князем Фёдором, не успели мы разнять, а его уж и не стало, о
□ сами не помним, что делали, но все до единого виноваты — достойны каз-о
° ни, помилуй меня хоть для брата; повинную тебе принёс и разыскивать
□
□ нечего г тебя и погубили души навек!
прости или прикажи скорее окончить, свет не мил, прогневили
1) Проанализируйте тон письма. Похоже ли оно на покаянное? Своё мнение подтвердите словами документа.
2) Как А.Г. Орлов объясняет причину смерти Петра III?
3) Найдите в тексте выражения, искренность которых вызывает сомнение.
4) Если бы вам поручили расследовать факт смерти Петра III, какие улики, вы-зываюшие сомнение в случайности данного события, вы могли бы извлечь из письма?
2. Императрица Екатерина П о смерти Петра 111
Его хватил приступ геморроидальных колик вместе с приливами крови к мозгу, он был два дня в этом состоянии, за которым последовала страшная g слабость и, несмотря на усиленную помощь докторов, он испустил дух. g Я опасалась, не отравили ли его офицеры. Я велела его вскрыть, но вполне удовлетворена, что не нашли ни малейшего следа отравы: умер он от воспаления в кишках и апоплексического удара. Его сердце было необычно мало и совсем сморщено.
1) Что записала Екатерина II по поводу смерти Петра III?
2) Сравните описания смерти императора в документе 1 и документе 2. Прокомментируйте результаты сравнения.
3) Могла ли Екатерина II быть заинтересованной в смерти Петра III? Своё мнение обоснуйте.
3. Историк Н.И. Павленко об участниках дворцового переворота 1762 г.
□
□
□
О □
□ Конечно же, осторожная императрица не могла дать прямого указания g убить своего бывшего супруга. Но и цареубийцы не осмелились бы совер-
□ шить акт насилия над экс-императором, если бы не были уверены в своей
□ безнаказанности и в том, что Екатерина в этой смерти прямо заинтересована.
1) Почему, по вашему мнению, Екатерина II «не могла дать прямого указания убить своего бывшего супруга»?
2) Что свидетельствует о связи Екатерины II с участниками описываемых событий?
■ Задание 3. Прочитайте пункт 2 § 18. Дайте определение следующих понятий (при необходимости используйте словарь понятий и терминов учебника).
Просвещённый абсолютизм
В начале 19-го века большая часть Западной Европы считала Россию безнадежно отсталой — даже средневековой. Он считался скорее частью Азии, чем форпостом европейской мысли. Действительно, в течение первой половины столетия крестьяне (называемые «крепостными») все еще считались собственностью их феодальных хозяев и могли быть куплены и проданы, хотя у них было несколько больше прав, чем у рабов. Русские крепостные обрели свободу только в 1861 году, за два года до провозглашения американской эмансипации.
Однако дворянство России обращалось к Западу за идеалами и модой с начала XVIII века, когда Петр Великий провел серию реформ, направленных на модернизацию страны. Русские аристократы много путешествовали по Западной Европе и приняли французский язык как язык вежливого дискурса. Они читали французскую и английскую литературу и философию, следовали моде на Запад и вообще считали себя частью современной Европы.
Санкт-Петербург был создан новой столицей России в 1721 году и оставался самым прозападным из русских городов.Действительно, Достоевский должен был считать это инопланетным присутствием на земле, духовно пустым по сравнению со старой русской столицей Москвой.
Немецкая царица Екатерина Великая, царствовавшая с 1762 по 1796 год, переписывалась с Вольтером и воображала себя монархом Просвещения; но ее планы либеральных реформ ни к чему не привели, и она стала более известной как тщеславный автократ.
Несмотря на общую отсталость российского общества, его открытость Западу (кратковременно прерванная вторжением Наполеона в 1812 году) оказала глубокое влияние на его литературу на протяжении всего XIX века.Первый великий национальный писатель России, Александр Пушкин (1799-1837), несмотря на свое прославление русской истории и фольклора, находился под сильным влиянием таких английских писателей, как Шекспир, Байрон и Скотт. Хотя он играет роль в русской литературе, сравнимую с ролью Гете в Германии или даже Шекспира в Англии, его работы были мало известны за рубежом при его жизни.
Именно Иван Тургенев (1818-1883), который много лет жил и писал в Европе и был глубоко западным в своем мировоззрении, первым обратил внимание русской литературы на европейских читателей, но ценой того, что его часто считают иностранцем на своей земле.
Это были гиганты-близнецы Лев Толстой и Федор Достоевский, чья работа взорвалась из России в 1870-х годах, чтобы сокрушить европейцев своей творческой и эмоциональной силой. Многим читателям должно было показаться, что эта далекая, темная страна неожиданно вырвалась на передний план современных писем. Оба были под сильным влиянием как европейского романтизма, так и реализма, но их вымысел предлагал персонажей более сложных и страстных, чем те, к которым привыкли европейцы.
Толстой известен главным образом своими двумя шедеврами: Война и мир (1865-1869) и Анна Каренина (1875-1877).Эти работы, которые борются с самыми глубокими вопросами жизни, принесли Толстому репутацию, вероятно, величайшего романиста в мире. Первый — обширный портрет России в период наполеоновских войн, а второй — история мучительной прелюбодейной женщины, к которой относились гораздо серьезнее, чем к флоберовской Эмме Бовари. Подобно английским викторианским романистам, Толстой стремился сделать больше, чем развлечь или даже взволновать своих читателей, серьезно относясь к написанию художественной литературы как к моральному делу. В конце концов Толстой стал христианским утопистом, совсем отказавшись от художественной литературы.
Достоевский известен своими сложными анализами человеческого разума. В отличие от Тургенева или Толстого, он уделяет мало внимания деталям сеттинга или внешнему виду своих персонажей, вместо этого концентрируясь на их мыслях и эмоциях. Его работа и работа Толстого открыли европейцам, что современная фантастика может служить целям гораздо более изощренным, чем в руках Золя или даже Флобера.
У Достоевского была сенсационная жизнь, которая по-разному отражена в его художественной литературе.Он считал, что его отца убили его собственные крепостные, и это убеждение привело к тому, что он был одержим убийством как предметом во многих своих величайших произведениях, таких как Преступление и наказание (1866) и Братья Карамазовы ( 1881). После ареста за участие в радикальной группе (модель «Бесов» ) он был внезапно уведомлен о том, что его вот-вот застрелят, но в последнюю минуту его пощадили и отправили в Сибирь на десять лет. В своих художественных произведениях он часто описывал травмирующий эффект, который имитировала казнь, и посвятил другой роман ( Дом мертвых ) истории своего пребывания в тюрьме.
Находясь там, он развил эпилепсию, а затем сделал эпилептические припадки одной из главных характеристик фигуры Христа князя Мышкина в году Идиота. Он также проанализировал свою зависимость от азартных игр в году. Горячие христианские и антизападные, анти-просветительские взгляды его поздних лет окрашивают большую часть его творчества и лежат в основе влиятельной длинной истории «Записки из подполья».
Некоторые западные читатели, особенно очень сдержанный американский писатель Генри Джеймс, сочли выдумку Достоевского преувеличенной.Сочетание традиционной русской эффузивности с по-настоящему сенсационной жизнью Достоевского, созданной для сенсационного письма. Но важно отметить, что, хотя его герои, кажется, всегда подвергаются каким-то мукам, он создает экстремальные ситуации и эмоции в своих романах не просто из сенсаций, но из-за глубины человеческого опыта.
Из других русских писателей XIX века единственным, кто произвел большое впечатление за границей, был Антон Чехов (1860-1904), чьи рассказы и пьесы использовали реализм гораздо более сдержанным образом.Его четыре великих пьесы, написанные незадолго до и после рубежа веков — «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», и «Вишневый сад», , а также шедевры реалиста норвежца Хенрика Ибсена — помогли спасти театр из мрачного государства, в которое он погрузился после времен немецких романтиков. Театральный гений 19-го века, кажется, вошел в оперу, а не в постановку; немногие из пьес, написанных между Шиллером и Чеховым, помнят или исполняют сегодня, но его работы редко отсутствуют на сцене надолго.
Работы Чехова часто воспринимаются как последнее эхо исчезающей традиции до того, как сталинизм превратил «социалистический реализм» в удушающую ортодоксальность. При коммунизме Толстого считали великим народным писателем, несмотря на его мистические наклонности из-за его симпатий к крестьянам и утопическому идеализму; но Достоевский был вне фаворита в течение большей части сталинского периода, потому что он был откровенным противником социализма и пылким христианином. И все же за рубежом его репутация продолжала расти. Его считали пророком зла, последовавшего за большевистской революцией, психологом, предвосхитившим многие из самых ярких открытий Зигмунда Фрейда, и желанным претендентом на всепроникающее празднование современности, столь характерное для того периода. 1850-1960.Несмотря на свой антимодернизм, Достоевский до сих пор говорит напрямую со многими читателями так, как это не делает большинство его современников. В посткоммунистической России его снова прославляют как национальное достояние, так же как его уважают как классика за рубежом.
Дополнительные учебные пособия по европейской классике 18-го и 19-го века
Создано Полом Бриансом 22 марта 1998 года.
,
Россия в 19 веке • Российское общество оставалось полуфеодальным и отсталым, с большим количеством недовольства населения. • Россия оставалась изолированной от западной культуры и не модернизировалась. • Угнетение и цензура усилились, а правительство оказалось неэффективным. • Цари были антилиберальными. • Россия была слабой на международном уровне и начала проигрывать иностранные войны (Крымские, Русско-Японские).
Россия: Восстание декабристов (1825) Александр I (1810-1825) первоначально одобрял просвещенный деспотизм, но после 1815 год становился все более реакционным.Его смерть привела к вакууму власти. Николай I вступил на русский престол после смерти Александра I. Декабристы (младшие военные офицеры): высшие противники самодержавной российской системы правления, которые поддерживали массовые обиды в российском обществе. Не удалось в их восстании. Николай стал самым реакционным монархом Европы. В этот период интеллектуалы создали два противоборствующих лагеря: • Славянофилы считали, что русская деревенская (мирская) культура превосходила культуру Запада. • Западники хотели расширить «гениальность русской культуры» путем индустриализации и создания конституционного правительства.
Николай I (1825-55) • Диктаторский правитель, который стоял за сильный национализм, самодержавие и религиозную ортодоксальность. • Он сделал следующее: • расширил королевскую бюрократию • опубликовал новый правовой кодекс • способствовал развитию промышленности и железных дорог • навязал строгую цензуру со стороны тайной полиции • имел сильный контроль над военными • проиграл Крымскую войну • подавил польское восстание
Александр II (1855-81) • Консервативный реформатор, отменивший крепостное право в 1861 году.• Земские законы: создавали местные собрания для решения местных проблем в 1864 году. • Поскольку реформы привели к радикальным требованиям, многие группы начали готовить и совершать террористические акты. • 1881: Александр был убит. • 1881-1894: Александр III решительный реакционер!
Николай II (1894-1917) • Промышленный прогресс произошел во время его правления, но городские и сельские условия оставались ужасными, и население было на грани революции. • Серж Витте (1892-1903) великий министр финансов, который подтолкнул Россию к индустриализации • 1905: Россия проиграла русско-японскую войну.• 1905 год: произошла революция, в том числе кровавое воскресенье. • Царь был вынужден принять Октябрьский Манифест, который создал Думу (избранный парламентом парламент / законодательная власть).
Николас, продолжение • Николасу не удалось выполнить свои обещания, данные в манифесте октября, и вместо этого он продвигал более консервативную политику под руководством своего главного советника по сельскому хозяйству Столыпина. • Столыпин был убит повстанцами
Проблемы в России • Хотя царь не выполнил свои обещания, сделанные после Революции 1905 года, недовольные партии в России пытались сотрудничать с правительством в деле защиты России в 1914 году.• После того, как армии начали терять, царь уволил компетентных генералов и заменил их на фронте. • в результате оппозиция стала более недовольной.
Еще русские проблемы • По мере роста военных потерь, нехватка продовольствия дома привела к беспорядкам в российских городах. • На фронте русские солдаты были, наконец, ограничены двумя пулями в день, и многие мятежники. • Влияние Распутина на царицу Александру еще больше оттолкнуло общественность, и вскоре революция была почти неизбежна.
Революция (февраль) март 1917 г. • Мартовская революция началась с всеобщей забастовки в Санкт-Петербурге (Петроград, Ленинград). • За забастовкой последовал мятеж среди войск и роспуск Думы. • Новое правительство, которое вступило во владение, было известно как Временное правительство, и им управляли Керенский и Князь Львов.
Временное правительство • 17 марта 1917 года царь Николай отрекся от престола. Вскоре после этого королевская семья была арестована.• Они были в конечном итоге казнены большевиками. • Новое правительство провозгласило полные гражданские свободы для всех россиян, освободило Польшу и Финляндию и призвало учредительное собрание провести необходимые реформы.
Проблемы для нового правительства • Русские хотели выйти из Первой мировой войны, потому что они так сильно проигрывали, и потому что на родине было так мало поставок. • Голод был проблемой по всей России. • Большинство россиян хотели земельную реформу. • пров. Правительство не сделало ничего, чтобы помочь бедствующему населению.
Временное правительство • Заменил царя • В основном конституционные демократы и умеренные социалисты
Советы • Советы были небольшими рабочими советами, которые были созданы после революции 1905 года. • Революционные Советы были более радикальный, состоящий из рабочих, солдат и матросов. • Петроградский Совет находился под контролем Троцкого и был самой радикальной группой, требующей дальнейших действий.Как Парижская Коммуна в о. Rev. • Советы призвали к немедленному прекращению войны, к миру с Германией и к захвату земли крестьянами и рабочими.
Ленин • Ленин был активным членом Социал-демократической партии (марксистов) с момента ее создания в России. • 1902: он написал «Что делать?» в котором он изложил свои планы революции. Цель Ленина «русифицировать» Маркса. • В том же году он взял под свой контроль более радикальное крыло партии, большевиков.
Дорога к революции • 16 апреля 1917 года: Германия отправляет Ленина обратно в Россию из ссылки в Швейцарии в запечатанном вагоне. • Германия сделала это, полагая, что Ленин будет добиваться мира после того, как возглавит революцию в России. • Девиз Ленина: «Мир, земля и хлеб». • Это было именно то, что люди хотели услышать.
Дорога к революции • Ленин призывал к отставке временного правительства и передаче власти советам, но это требование было преждевременным.• Июль 1917 года. Временное правительство вооружило большевиков, чтобы они могли помочь правительству отразить военный переворот (дело Корнилова). • Эти руки были позже переданы правительству.
Октябрьская революция • 6 ноября 1917 года: под руководством Ленина и Троцкого лидеры, солдаты и рабочие большевиков быстро захватили Петроград, взяли штурмом зимний дворец и арестовали оставшихся членов временного правительства. • Александр Керенский сбежал и жил в изгнании.
Революция продолжается • 7 ноября 1917 года. Ленин объявляет революцию успешной и переименовывает страну в Союз Советских Социалистических Республик. • Ленин = глава государства • Троцкий = министр иностранных дел и глава Красной армии • Сталин = комиссар по делам национальных меньшинств
Советская Россия: 1917–1928 • В период с 1917 по 1928 годы новое большевистское правительство установило советскую власть в Россия и принятая советская политика. • Существуют три основные темы этого периода в советской истории: • Военные и внутренние проблемы • Разработка экономической политики • Борьба за власть между Сталиным и Троцким
Внутренние проблемы Начало • Большевики ожидали, что мировая революция последует за их успешной революцией в россии и так сразу начали готовить.• При подготовке Советы национализировали и объединили производство сахара, нефти и текстиля, а также всю добычу полезных ископаемых, а к 1920 году все отрасли, в которых работало более 10 человек, находились в государственной собственности. • Правительство реквизировало всю сельскохозяйственную продукцию, и только государственные чиновники могли покупать и продавать товары.
Военные и внутренние проблемы • 3 марта 1918 г. Брест-Литовский договор вывел Россию из войны и уступил значительную часть территории Германии. • Россия уступила большую часть территории в непосредственной близости от Украины и потеряла около 1/3 своего населения.• Гражданская война бушевала между красными (большевиками) и белыми (всеми, кто выступал против красных). • К 1921 году красные выиграли гражданскую войну. • ’22: красный террор: уничтожьте «классовых врагов». Чека (предшественник КГБ) вожди этого. Убитые буржуазии, джентри, белая армия
Экономические проблемы • Несмотря на то, что белые были подавлены, советская внутренняя ситуация оставалась критической в 1921 году, когда экономика была ниже довоенного уровня. • Анархисты и крестьяне начали восстание в сельской местности, пытаясь что-то сделать с голодом и страданиями масс.
Новая экономическая политика (НЭП) • Это была мера Ленина, позволяющая сохранить контроль и обеспечить временную помощь. • В рамках нэпа крестьянам было разрешено хранить часть своей продукции, которую им разрешалось продавать за денежную прибыль на недавно воссозданных местных рынках. • Правительство не контролировало тяжелую промышленность и международную торговлю, но легкое производство и внутренняя торговля были возвращены в частные руки.
НЭП, продолжение • Кулаки (крупные крестьяне) и другие предприниматели получили большую прибыль, воспользовавшись преимуществами этой либерализации.• В результате некоторые большевики, такие как Троцкий, хотели убить их. • Некоторые другие люди хотели расширить НЭП, включив в него еще больше частного бизнеса. • Ленин считал, что обе группы были неправы, и что НЭП был необходим до полного коммунистического общества. может быть реализовано в будущем.
Борьба за власть: Сталин против Троцкого • У Ленина была серия инсультов между 1922 и 1924 годами. В 1924 году он окончательно умер. • Троцкий и Сталин оба хотели стать преемником Ленина.• Троцкий был теоретиком, организовавшим Красную армию и Петроградский Совет. • Сталин был активистом, который способствовал объединению республик меньшинства в СССР. Он также контролировал механизм управления государством.
Сталин против Троцкого • Троцкий хотел продвигать мировую революцию как можно скорее, в то время как Сталин готов был ждать и вместо этого сосредоточиться на восстановлении СССР, 1-й. • Когда Троцкий публично раскритиковал внешнюю политику Сталина в 1927 году, Сталин выслал его в Сибирь.• Троцкий в конце концов сбежал на запад и был убит сталинскими людьми в 1941 году.
Завещание Ленина • В своем завещании Ленин заявил, что Сталин был слишком властолюбив, слишком жесток и неуклюж, чтобы стать его преемником. • Ленин считал, что Троцкий должен стать следующим главой СССР. • Сталин, однако, получил полный контроль над СССР после изгнания Троцкого.
Долгосрочные причины РР (1861-1905) • 2 постоянных, неразрешимых проблемы: • Технологическая и экономическая отсталость • Невозможность сформировать правительство, которое успешно использовало волю своих людей.• РР является радикальным решением этих проблем. • После реформ Александра II — Россия, похоже, движется в правильном направлении.
.
русская литература | Британика
Русская литература , совокупность письменных произведений, произведенных на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.
Британика Викторина
Еще одна русская литературная викторина
Кто считается основоположником современной русской литературы?
Необычная форма русской литературной истории послужила источником многочисленных противоречий.Три крупных и внезапных прорыва делят его на четыре периода: до-петровский (или древнерусский), имперский, постреволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (Великого; правил в 1682–1725 гг.), Который быстро вестернизировал страну, привели к такому острому разрыву с прошлым, что в 19 веке стало обычным утверждать, что русская литература началась только столетие назад. Самый влиятельный критик 19-го века, Виссарион Белинский, даже предложил точный год (1739), в котором началась русская литература, тем самым отрицая статус литературы для всех до-петровских произведений.Русская революция 1917 года и большевистский переворот, произошедшие позднее в том же году, создали еще одно существенное разделение, в результате которого «официальная» русская литература стала политической пропагандой для коммунистического государства. Наконец, приход Михаила Горбачева к власти в 1985 году и распад США в 1991 году ознаменовали очередной драматический перелом. В этой схеме важно то, что разрывы были скорее внезапными, чем постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой литературной истории.
Самым знаменитым периодом русской литературы был 19-й век, который за удивительно короткий период произвел некоторые бесспорные шедевры мировой литературы. Часто отмечалось, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения было создано при жизни одного человека, Льва Толстого (1828–1910). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни в одной культуре за чисто концентрированный литературный блеск.
Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет в качестве определяющих характеристик глубокую озабоченность философскими проблемами, постоянное самосознание ее отношения к культурам Запада и сильную тенденцию к формальным инновациям и неповиновение полученным родовым нормам. Сочетание формального радикализма и озабоченности абстрактными философскими проблемами создает узнаваемую ауру русской классики.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня
Древнерусская литература (10-17 вв.)
Традиционный термин «древнерусская литература» анахроничен по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, явно не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Более того, термин, который представляет точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских работ, затеняет тот факт, что восточнославянские народы (земель, которые тогда назывались Русью) являются предками как украинских, так и белорусских, а также русский народ сегодня.Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к современной украинской и белорусской литературе. В-третьих, литературный язык, установленный в Киевской Руси, был церковнославянским, который, несмотря на постепенное увеличение местных восточнославянских вариантов, связывал культуру с более широкой общиной, известной как Славия православная , то есть с восточными православными южными славянами Балканы. В отличие от настоящего, это более широкое сообщество имеет приоритет над «нацией» в современном смысле этого слова. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, могут ли эти тексты должным образом называться литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения преимущественно эстетической функции, поскольку эти сочинения, как правило, были написаны для церковных или утилитарных целей.
,
Первая половина ХХ века была неспокойным временем для России.
Политическая система была радикально и насильственно преобразована, произошел взрыв авангардного искусства, а затем Сталин провел страну через бурный период индустриализации.
Многие считают, что именно в это время Россия набрала достаточно сил и ресурсов, чтобы победить нацистов во Второй мировой войне.
Первая мировая война началась в 1914 году, Россия была в союзе с Великобританией и Францией и воевала против Германии, Австро-Венгерской империи и Турции.
Эта война полностью изменила карту Европы и также привела к распаду Российской империи. Император Николай Второй передал власть Временному правительству 27 февраля 1917 года.
Временное правительство попыталось получить контроль над страной, но оно было поддержано только буржуазией.
Ситуация использовалась большевиками, которые приобрели популярность среди солдат и рабочих из-за их популистских лозунгов и харизматического лидера Владимира Ленина.
большевиков восстали 25 октября 1917 года. Большевикам потребовалось еще четыре года гражданской войны, чтобы получить контроль над всей Россией.
К концу этого периода русская республика была полностью опустошена.
миллионов человек были убиты, промышленность рухнула, начался голод, Россия потеряла контроль над Польшей, Финляндией, Литвой, Эстонией и Латвией.
В то же время у России была уникальная возможность заново изобрести себя при коммунизме.
Многие авангардистские художники, поэты и писатели внезапно идеологически были связаны с высшими правительственными чиновниками и получили высокие посты в новой иерархии.
Некоторое время вся страна была одержима трансформацией. Коммунисты даже допустили короткий период Новой экономической политики (НЭП), в течение которого люди могли свободно заниматься малым бизнесом, и экономика процветала.
Знаменитые советские плакаты, нарисованные Родченко и Маяковским, происходят из той эпохи.Великие российские кинематографисты, такие как Эйзенштейн и Джига Вертов, создали свои лучшие работы за это время.
Русский футуризм был на подъеме.
Иосиф Сталин стал главой Коммунистической партии и государства в 1922 году сразу после смерти Ленина. Вскоре было провозглашено новое государство — Союз Советских Социалистических Республик.
При Сталине в Советском Союзе развивалась тяжелая промышленность, наука, ядерные технологии. Сталин превратил слабую и разрушенную аграрную страну в мощное индустриальное государство.
Форсированная индустриализация требовала высокой цены. Большая часть населения бедствовала, миллионы крестьян погибли из-за того, что государство конфисковало все их запасы для кормления рабочих.
Многие миллионы людей, которые критиковали систему, были заключены в тюрьму и умерли в тюрьмах.
Другой особенностью советской индустриализации была ориентация на тяжелую промышленность. Сталин считал, что мощная армия наиболее важна для государства, поэтому возникла тяжелая промышленность.
Однако индустрия потребительских товаров была в застое.В стране тоже не хватало еды.
,