Разное

Кузьменко еремин химия – Начала химии, Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А., 2016

Химия | Кузьменко, Еремин, Попков

Пособие является одновременно руководством и справочником по химии. По каждой теме дается необходимый теоретический материал, подробные решения основных типовых задач, а также современные экзаменационные вопросы и задачи с ответами. Диапазон сложности задач очень широк — от стандартных вопросов для троечников, до сверхсложных задач для медалистов. Пособие предназначено для абитуриентов, готовящихся к поступлению в вуз, для старших школьников и учителей химии.
По каждому разделу — теоретическая часть, вопросы и задачи (на которые есть только краткие ответы в конце книги). Всего более 1300 вопросов из экзаменационной практики. В конце есть раздел с решениями — Основные приемы решения задач.

Доп. информация: Содержание:
Введение

Г л а в а 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

1.Предмет химии. Важнейшие понятия и законы химии 5

2.Строение атома. Электронные конфигурации атомов. Атомное ядро. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева 19

3.Строение молекул. Химическая связь. Валентность элементов 41

4.Агрегатные состояния вещества 69

5.Закономерности протекания химических реакций (тепловой эффект реакций, скорость реакций, химическое равновесие) 84

6.Растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей 105

7.Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные процессы. Электролиз 132

Г л а в а II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

8.Номенклатура, классификация неорганических веществ. Свойства и способы получения 162

9.Водород. Галогены и их соединения 177

10. Подгруппа кислорода 191

11. Подгруппа азота 205

12. Подгруппа углерода 224

13. Свойства s-элементов (щелочных и щелочноземельных металлов) и их соединений 237

14. Алюминий — типичный р-металл 246

15. Главные переходные металлы (d-элементы) и их соединения 253

16. Задачи для повторения по неорганической химии 273

Г л а в а III. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

17. Основные понятия и закономерности в органической химии. Предмет органической химии 276

18. Предельные (насыщенные) углеводороды 295

19. Алкены. Диеновые углеводороды 307

20. Алкины 322

21. Ароматические углеводороды (арены) 333

22. Спирты и фенолы 350

23. Карбонильные соединения — альдегиды и кетоны 369

24. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры 381

25. Углеводы 404

26. Амины. Аминокислоты. Белки 417

27. Гетероциклические соединения 437

28. Задачи для повторения по органической химии 449

Г л а в а IV. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Программа по химии для поступающих в университеты 499

Ответы 506

Рекомендуемая литература 524

booksee.org

Химия 8 класс Учебник Еремин Кузьменко

Химия 8 класс Учебник Еремин Кузьменко — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

в. в. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин
ХИМИЯ
ВЕРТИКАЛЬ
в. в. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин
ХИМИЯ
Учебник для общеобразовательных учреждений
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
ВЕРТИКАЛЬ
Москва
орофа
2012
8
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Х46
Химия. 8 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Х46 В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин ; под ред. проф. Н. Е. Кузьменко и акад. РАН В. В. Лунина. — М. : Дрофа, 2012. — 268, [4] с.: ил.
ISBN 978-5-358-11057-1
Учебник написав преподавателями химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Отличительными особенностями книги являются простота и наглядность изложения материала, высокий научный уровень, большое количество иллюстраций, экспериментов и занимательных опытов, что позволяет использовать её в классах и школах с углублённым изучением естественно-научных предметов.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72
ISBN 978-5-358-11057-1
• ООО «Дрофа», 2012
Дорогие восьмиклассники!
Вы приступаете к изучению нового предмета — химии. Вместе с биологией и физикой химия принадлежит к числу естественных наук — наук, изучающих природу и происходящие в ней изменения. Как вы знаете, объектом изучения биологии являются живые организмы: растения, животные и человек. Физика исследует наиболее общие законы и явления природы. В центре внимания химии находятся вещества. Некоторые из них — вода, стекло, сахар, железо, поваренная соль — знакомы вам с детства, другие предстоит изучить.
Машины, мебель, почва, пища и, наконец, наш собственный организм — всё это состоит из веществ. Их число огромно — более 20 миллионов. Лишь незначительная часть этих веществ дана нам природой в готовом виде, например кислород, вода, мрамор, золото; другие вещества, такие как сера, поваренная соль, сахар, выделяют из природного сырья. Но самое большое число веществ, которых раньше в природе не существовало, получены человеком. Это пластмассы, керамика, лекарства, красители и др.
Свойства веществ можно понять, лишь обладая определёнными знаниями. Так, чтобы научиться читать, надо сначала выучить буквы. Химия тоже имеет свой собственный язык — язык формул и уравнений. Ежегодно учёные синтезируют тысячи новых веществ, каждо-
му из которых присваивают название, поэтому язык химии развивается так же стремительно, как и сама наука.
Окружающий нас мир постоянно изменяется. Каждую секунду происходит множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Мы сделали вдох, и в организме начались реакции окисления органических веществ. Мы сделали выдох, и в воздух попал углекислый газ, который в растениях превратится в углеводы. Некоторые химические превращения можно наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов или свёртывание крови. В то же время подавляющее большинство реакций протекает незаметно для нас. Для того чтобы познать суть происходящих процессов и научиться ими управлять, человеку и нужна химия.
Почему бензин горит, а вода — нет? Можно ли вырастить синие розы и красные васильки? Как получить новые вещества, которых нет в природе? Почему изделия из капрона нельзя гладить горячим утюгом? Отчего желтеют листья? Ответы на эти и многие другие вопросы даёт химия.
Конечно, можно жить и не задумываться о том, что мы видим вокруг, не задавать лишних вопросов и не стремиться найти на них ответы. Можно дышать воздухом и не знать, что в нём есть кислород, пить газировку и не догадываться, какой газ из неё выделяется, жечь костёр и не понимать, почему горят дрова. На наш взгляд, отсутствие элементарных знаний по химии, как, впрочем, и многих других знаний, ограничивает кругозор и сужает круг общения. Как было написано на одной из шумерских табличек около четырёх тысяч лет назад, «знающий может показать табличку знающему, но не незнающему». Стремитесь стать людьми знающими!
В разделах «Вопросы и задания» значком «*» отмечены задания повышенной сложности.
Для большинства из вас наш учебник окажется первой книгой по химии. С ней вы попадёте в совершенно новый мир науки и узнаете много интересного об окружающих вас веществах. Но помните, что учебник — это не магическая книга, где, по представлениям древних, содержались ответы на все вопросы. Здесь приведены лишь элементарные химические понятия — своеобразная химическая азбука. Однако без этих знаний дальнейшее изучение науки окажется невозможным.
Желаем вам успехов в изучении химии!
Авторы
4
ГЛАВА
1
Первоначальные химические понятия
‘ещества
Вы, наверное, знаете, что весь мир, живая и неживая природа, растения и камни, компьютеры и дома, воздух, да и сам человек — всё это состоит из веществ. Названия некоторых из них вам хорошо знакомы. Так, гвозди, молотки, топоры делают из железа, прозрачные пакеты для хранения пищевых продуктов — из полиэтилена, свечи — из воска, парафина или стеарина, бутылки — из стекла. Фольга, в которую заворачивают шоколадные конфеты, сделана из алюминия, а внутри термометра, которым измеряют температуру тела, находится ртуть. Железо, полиэтилен, воск, алюминий, шоколад, стекло, ртуть, а также аспирин, аскорбиновая кислота и другие лекарства — это вещества.
В физике все окружающие нас объекты называют физическими телами, а то, из чего они состоят, — веществами. Тело может состоять из одного или нескольких веществ: стакан (тело) состоит из стекла (вещество), пластиковая бутылка (тело) — из полиэтилентерефталата (вещество), страница книги (тело) — из бумаги (вещество) и краски (вещество).
Изучением веществ и занимается наука химия. Каждое вещество характеризуется определёнными свойствами, т. е. признаками, по которым оно отличается от других или сходно с ними. Изучить вещество — значит узнать его свойства, описать, из чего и как оно построено. К физическим свойствам относят агрегатное состояние, цвет, запах, температуру плавления, температуру кипения, плотность, тепло- и электропроводность, раствори-
5
Глава 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
мость и т. д. Например, вода — это бесцветная жидкость, которая замерзает при О °С, кипит при 100 °С, её плотность 1 г/см^ (при 4 °С), это вещество плохо проводит тепло и не проводит электрический ток. Сахар — твёрдое, хрупкое вещество белого цвета, сладкое на вкус, прекрасно растворимое в воде, его температура плавления равна 185 °С, а плотность 1,59 г/см^.
Такие физические свойства веществ, как цвет и запах, определяют непосредственным наблюдением, поэтому их трудно описать точно. Более того, нередко цвет вещества зависит от условий. Так, все вещества, кажущиеся нам бесцветными, например лёд, при измельчении становятся белыми. Ведь снег — это тот же лёд, но состоящий из отдельных кристалликов, снежинок (рис. 1).
Рис. 1. Снежинки, а также крупные кристаллы инея образуются при кристаллизации водяного пара. На ровных и гладких поверхностях кристаллы льда часто принимают причудливые формы. Вы, конечно, видели на замёрзших окнах подобные ледяные узоры
Агрегатные состояния вещества
Те физические свойства веществ, которые легко измерить, — температуры плавления и кипения, плотность, тепло- и электропроводность — приведены в справочниках.
Вопросы и задания
1. Что называют веществом? Приведите примеры веществ.
2. Выпишите из перечня названия веществ: дерево, древесина, железо, гвоздь, ваза, стекло, сахар, лёд, льдина, проволока, медь, нож, сталь, ртуть, термометр.
3. Какие свойства веществ относят к физическим?
4. Опишите физические свойства следующих веществ: а) алюминия; б) полиэтилена; в) поваренной соли; г) уксусной кислоты;
д) углекислого газа.
5. Химическое название аспирина — гщетилсалициловая кислота. Какие свойства этого вещества вам известны?
агрегатные состояния вещества
Каждое вещество может существовать в трёх основных агрегатных состояниях — твёрдом, жидком и газообразном. Переходы между ними происходят при изменении температуры и давления. При высокой температуре и низ

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Химия 10 класс Еремин Кузьменко

Учебник Химия 10 класс Еремин Кузьменко — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

в. в. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В.|Лунин, А. А. Дроздов, В. И. Теренин \
в. в. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, А. А. Дроздов, В. И. Теренин
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВ
Учебник для общеобразовательных учреждений
Под редакцией профессора Н. Е. Кузьменко и академика РАН В. В. Лунина
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2-е издание, стереотипное
Е Н Ь
КЛАСС
МОСКВА ^DPO0Q
2012
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Х46
Химия. 10 класс. Профильный уровень : учеб, для обще-Х46 образоват. учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко,
В. В. Лунин, А. А. Дроздов, В. И. Теренин. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2012. — 463, [1] с.
ISBN 978-5-358-11366-4
Учебник продолжает курс химии, изложенный в учебниках «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» авторского коллектива преподавателей химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Он предназначен для изучения химии на профильном уровне.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта профильного уровня, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации* и включен в Федеральный перечень.
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72
ISBN 978-5-358-11366-4
• ООО «Дрофа», 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие
десятиклассники!
За предыдущие два года вы познакомились с основами химии, овладели языком химических формул и уравнений, изучили свойства многих знакомых вам веществ и узнали, из чего они состоят. Вы поняли, что химики обладают особым взглядом на окружающий мир — они понимают скрытую от невооруженного глаза природу веществ.
На фотографии, помещенной рядом, вы видите высотное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова — первого вуза страны, недавно отметившего свое 250-летие. Созданное выдающимися зодчими ушедшей эпохи грандиозное здание символизирует большой вклад отечественных ученых в развитие науки и образования. Оно живописно расположено над Москвой-рекой, на вершине холма, с которого открывается прекрасный вид на центр столицы. Такое мироощущение красоты и величия присуще каждому из нас. Однако на окружающий мир можно взглянуть и по-другому, зная, что он состоит из веществ. Интересно, сколько химических соединений вы видите на этой фотографии? Какие вещества входят в состав кирпича и цемента, из которых построено здание? Из какого материала выполнен шпиль, отлита монументальная скульптура, украшающая портик? Что прида-
ет зеленый цвет траве и листве? В отделке интерьеров главного здания МГУ широко использован мрамор разных цветов и оттенков. Вы наверняка знаете, что горная порода мрамор состоит из кристаллов кальцита — карбоната кальция. Со строением этого вещества и некоторыми формами нахождения его в природе вас знакомит обложка книги.
Выбрав химию для углубленного изучения, вы приняли правильное решение. Этот предмет представляет собой уникальное сочетание науки и искусства, он дает неограниченные возможности для интеллектуальных поисков и, кроме того, приносит огромную практическую пользу. Занимаясь химией, вы всегда сможете реализовать заложенный в вас природой потенциал: если у вас есть склонность к экспериментальной работе, вы будете заниматься практической химией и синтезировать неизвестные ранее вещества или создавать новые материалы; если вы любите считать и понимаете толк в компьютерах, вы сможете строить математические модели химических реакций или предсказывать различные свойства молекул. Основная задача химиков — сделать наш мир более красивым и совершенным. На это направлена вся их деятельность — и прикладная, практическая, и абстрактная, теоретическая. Мы надеемся, что вы тоже внесете свой вклад в химию.
В 10 и 11 классах вам предстоит узнать много нового о строении и свойствах веществ. В 10 классе вы подробно изучите неорганическую химию и начнете знакомство с миром органических веществ. В 11 классе вы продолжите изучение органической химии и узнаете о том, какие химические процессы происходят в живых организмах, изучите основы химической технологии, познакомившись с применением химических знаний в смежных областях, узнаете о том, над чем работают ученые-химики. Учитывая, что многим из вас после окончания школы придется сдавать вступительный экзамен по химии в вуз, часть времени мы посвятим углублению и обобщению знаний, подготовке к экзаменам.
Надеемся, что предстоящие два года общения с химией окажутся для вас увлекательными и полезными. Желаем вам успехов в изучении удивительно красивой науки — Химии.
Авторы
ГЛАВА i.
ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
§ 1 ; Атомы, молекулы, вещества
Как вы знаете, в центре внимания химии находятся вещества — они составляют физические тела, из которых построен весь материальный мир. Вещества состоят из атомов химических элементов, символы которых приведены в Периодической системе Д. И. Менделеева. Большинство атомов объединяются друг с другом в более крупные частицы — молекулы.
Молекула — мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Она состоит из нескольких атомов, соединенных ковалентными связями. Молекулярное строение имеет большинство органических веществ, вода и другие водородные соединения неметаллов, кислород, озон, водород и другие газы.
Многие вещества не содержат в своем составе молекул: атомы в них объединены друг с другом в бесконечные слои, цепи, каркасы. Связи между атомами в этом случае могут быть не только ковалентными, как в алмазе или кварце, но и металлическими, как в металлах (рис. 1). Немолекулярное строение имеют также ионные соединения.
О
О О О ^ V
оооооо
н Н2О
АТОМЫ МОЛЕКУЛЫ
Си
о
АТОМЫ
ВЕЩЕСТВО ТЕЛО
ТЕЛО
Рис. 1. Вещества молекулярного и немолекулярного строения Атомы, молекулы, вещества
Каждое вещество характеризуется составом, строением и свойствами — физическими и химическими. Качественный и количественный состав вещества выражает химическая формула. Она показывает, атомы каких элементов входят в его состав и в каком соотношении они находятся. Например, из формулы Н2О следует, что вода состоит из атомов двух элементов — водорода и кислорода, причем на один атом кислорода в воде приходятся два атома водорода, а на один моль атомов кислорода — два моля атомов водорода. Напомним, что моль — это такое количество вещества, в котором содержится
6,02 • 10^^ структурных единиц этого вещества. Молярная масса М, т. е. масса 1 моль вещества численно совпадает с относительной молекулярной массой М^. Так, относительная молекулярная масса воды равна 18, а молярная — 18 г/моль:
МДН2О) = 2А^(Н) + АДО) = 2*1 + 16 = 18;
М(Н20) = 18 г/моль.
Элементный состав вещества выражают в мольных или массовых долях. Чтобы найти мольную долю % (греческая буква «хи») водорода в воде, надо разделить количество вещества атомов водорода, входящих в состав одного моля воды, на общее количество вещества атомов всех элементов, образующих воду, т. е. кислорода и водорода. Таким образом.
Х(Н) =
У(Н)
v(H) + v(0) ’
Х(Н) =
2 + 1
= 0,667, или 66,7% .
Для расчета массовой доли в приведенной выше формуле каждое значение количества вещества необходимо умножить на молярную массу атома (она численно равна относительной атомной массе, приведенной в Периодической системе):
i^(H)
у(Н) -М(Н)
v(H) -М(Н) + v(0) -МСО) ’
wiR)
m(H) ^ m(H) . m(H) + m(0) m(h30) ’
_________2 моль•1 г/моль________
2 моль • 1 г/моль + 1 моль • 16 г/моль
или 11,1%.
= 0,111,
ГЛАВА /. Повторение и углубление знаний
Сумма мольных или массовых долей всех атомов, входящих в состав вещества, всегда равна единице, или 100%:
Х(Н) + х(0) = ИН) + и^(0) = 1 (100%).
Для веществ молекулярного строения химическая формула выражает состав молекулы, а для веществ немолекулярного строения — состав наименьшего повторяющегося фрагмента — так называемой структурной единицы. Так, формула NaCl показывает, что в кристаллической решетке хлорида натрия на один моль ионов натрия приходится один моль хлорид-ионов, а формула K2SO4 — что на два моля ионов калия приходится один моль сульфат-ионов.
1. Приведите примеры веществ молекулярного и немолекулярного строения. Что выражает в каждом случае химическая формула?
2. Сколько атомов входит в состав одной молекулы воды? одного моля жидкой воды? одного моля водяного пара?
И. В одном литре какого из перечисленных веществ при н. у. содержится наибольшее число молекул: воды, кислорода, хлороводо-рода, азота?
4. Какое из удобрений — аммиачная селитра (нитрат аммония), мочевина (Nh3)2C0 или калийная селитра (нитрат калия) — наиболее богато азотом?
5. Определите количество вещества сульфат-ионов в одном моле серной кислоты, сульфата бария, сульфата алюминия.
6. Рассчитайте массовые и мольные доли элементов в нитрате алюминия.
*. В некотором соединении х(А1) = 0,4, х(0) = 0,6. Определите формулу соединения и рассчитайте массовые доли элементов в нем.
8. Сулема HgClg представляет собой бесцветные летучие легкоплавкие кристаллы, хорошо растворимые в воде и этиловом спирте. Водный раствор сулемы плохо проводит электрический ток. Выскажите предп

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Химия | Кузьменко, Еремин, Попков

Пособие является одновременно руководством и справочником по химии. По каждой теме дается необходимый теоретический материал, подробные решения основных типовых задач, а также современные экзаменационные вопросы и задачи с ответами. Диапазон сложности задач очень широк — от стандартных вопросов для троечников, до сверхсложных задач для медалистов. Пособие предназначено для абитуриентов, готовящихся к поступлению в вуз, для старших школьников и учителей химии.
По каждому разделу — теоретическая часть, вопросы и задачи (на которые есть только краткие ответы в конце книги). Всего более 1300 вопросов из экзаменационной практики. В конце есть раздел с решениями — Основные приемы решения задач.

Доп. информация: Содержание:
Введение

Г л а в а 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

1.Предмет химии. Важнейшие понятия и законы химии 5

2.Строение атома. Электронные конфигурации атомов. Атомное ядро. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева 19

3.Строение молекул. Химическая связь. Валентность элементов 41

4.Агрегатные состояния вещества 69

5.Закономерности протекания химических реакций (тепловой эффект реакций, скорость реакций, химическое равновесие) 84

6.Растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей 105

7.Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные процессы. Электролиз 132

Г л а в а II. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

8.Номенклатура, классификация неорганических веществ. Свойства и способы получения 162

9.Водород. Галогены и их соединения 177

10. Подгруппа кислорода 191

11. Подгруппа азота 205

12. Подгруппа углерода 224

13. Свойства s-элементов (щелочных и щелочноземельных металлов) и их соединений 237

14. Алюминий — типичный р-металл 246

15. Главные переходные металлы (d-элементы) и их соединения 253

16. Задачи для повторения по неорганической химии 273

Г л а в а III. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

17. Основные понятия и закономерности в органической химии. Предмет органической химии 276

18. Предельные (насыщенные) углеводороды 295

19. Алкены. Диеновые углеводороды 307

20. Алкины 322

21. Ароматические углеводороды (арены) 333

22. Спирты и фенолы 350

23. Карбонильные соединения — альдегиды и кетоны 369

24. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры 381

25. Углеводы 404

26. Амины. Аминокислоты. Белки 417

27. Гетероциклические соединения 437

28. Задачи для повторения по органической химии 449

Г л а в а IV. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Программа по химии для поступающих в университеты 499

Ответы 506

Рекомендуемая литература 524

bookfi.net

Учебник Химия 11 класс Еремин Кузьменко Профильный уровень

Учебник Химия 11 класс Еремин Кузьменко Профильный уровень — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
ПЕРИОДЫ РЯДЫ ГРУППЫ
А I В А П в A III в л IV в A V в A VI в A VII в A VIII в
1 1 Н ,ТЖР ‘ 1к’ 1 Водород H He 4Д026С ® 1s2 2 Гелий Стноси’впьмая атомная ftecca r-«nrn / Порядковди 1 / (а-оиинй) номер
2 2 Т 1 3 1^1 е.941 2£ 15 Jr 30,97:18 5 3s23p3 ® Фосфор с 16 о 32.06 6 г Сера ГЧ 17 X.-X 35 453 7 2 Хлор Af X1 2 3ЭС 7696 ,1 4S74P4 1 Селен TJ« 35 XjI 7Э.8С4 16 4s24p6 ^ Бром к 1» 36 XVJ 63,60 ,i 4.sV 1 KpHftTOH
5 6 ‘ВЬ 86,4678^ 16 53’ г Рубидий ‘Sr 87^2^ in 5s^ 2 Стронций 39 \7 2 8S.90S9 1 1 4d’5s7 18 Иттрий e 9″J?22, Zr,g itfi5;,-‘ IB Цирконий 2 9г1эоб4 Nb 1 4d*6s’ 18 Ниобий 1 fL Мо,1 4d^s> 16 Молибден 2 ^ Tr> ? ItiSl ^^13 Ay 2
iciP.GO e
«•css2
Диспрозий I
98
[751]
5^7s2
Калифорний”
67 TT
Ho
164.930
Гольмии ‘2
99
Es
[252]
5f»7s^ Ш Ойнадейний |
68 „
Er 2
167.26 I
4f1^6s2 Щ
Эрбий
‘“»Fmi
|257J 3i
Фермий
Tm,
168.ЯЛ4 I
Тулий
101
»» Yb
17S.0*
1
й’т-ербий
Lu ,
174.967 9
4r’’>5d’6.s-^ ?? Лютеций
Md
1260)
Sf’37s=’
31
32 IB
Менделевий 1
102 T^T
No
12691 :
6t’^7^
Нобелий
103
Lr
[262]
5/’%d’7^
I Лоуренсий 2
r-M
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Х46
Л
Химия. 11 класс. Профильный уропснь : учнб. для сб-Х46 щеобразоват. учреждений / В. В. Еремин, II. Е. Кузьменко, В. В. Лунш, А. Л. Дроздов, В. И. Теренин ; под ред. И. Е. Кузьменко, В. В. Лунина. — М. : Дродятся в состоянии sp^-гибри-дизации, а углы между связями близки к тстраэдричесжим (109,5″)- Ai4)Mbi угле1Х)да в алканах до предела пасьицены -«томами водорода, поэтому их называюч’ предельными угле-|10до1К)дами. При комнатной темпсрату|Х’ алканы устончивь: к действию многих 1Х»агентов, они не обесцвечивают бромную иоду и раствор перманганата калия. Д.ая алканов характерны реакции замещен

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Химия 9 класс Учебник Еремин Кузьменко

в. в. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин
ХИМИЯ
ВЕРТИКАЛЬ
в. в. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин
ХИМИЯ
Учебник для общеобразовательных учреждений
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
ВЕРТИКАЛЬ
Москва
■» орофа
2013
9
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72 Е70
Еремин, В. В.
Е70 Химия. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздов, В. В. Лунин. — М. : Дрофа, 2013. — 256 с. : ил.
ISBN 978-5-358-09236-5
Учебник написан преподавателями химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Отличительными особенностями книги являются простота и наглядность изложения материала, высокий научный уровень, большое количество иллюстраций, экспериментов и занимательных опытов, что позволяет использовать её в классах и школах с углублённым изучением естественно-научных предметов.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного обш;его образования и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
УДК 373.167.1:54 ББК 24.1я72
Учебное издание
Еремин Вадим Владимирович, Кузьменко Николай Егорович Дроздов Андрей Анатольевич, Лунин Вгшерий Васильевич
ХИМИЯ. 9 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений
Зав. редакцией Т.Д. Гамбурцева. Ответственный редактор Н. В. Губина Художественный редактор О. А. Новотоцких. Художественное оформление А. В. Копалин. Технический редактор И. В. Грибкова Компьютерная верстка А. В. Маркин. Корректор Е. Е. Никулина
в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ знак информационной продукции на данное издание не ставится
Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16238.
ш
Подписано к печати 22.10.12. Формат 60 х 90 Vie- Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная*. Печать офсетная. Уел. печ. л. 16,0. Тираж 2000 экз. Заказ № 1491. ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.
Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»: 127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: [email protected] По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа» обращаться по адресу: 127018, Москва, Сущевский вал, 49.
Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.
Сайт (КЮ «Дрофа»: www.drofa.ru Электронная почта: [email protected] Тел.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный)
Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
www.oaompk.ru, www.oAoмпк.pф тел.: (495) 745-84-28, (49638) 20-685
ISBN 978-5-358-09236-5 ©ООО «Дрофа», 2013
Дорогие девятиклассники!
Вместе с первыми жёлтыми листьями незаметно отступило лето и настала осень, а с ней — и новый учебный год. Все мы стали на год взрослее, и это даёт нам повод оглянуться назад, подытожить знания, полученные ранее. В начале 8 класса мы поставили перед вами задачу освоить элементарные химические знания, ту азбуку, которой оперируют химики. Теперь вы уже не путаете понятия вещество и тело^ умеете отличать оксиды от оснований, а кислоты от солей. По свойствам твёрдого соединения вы без труда можете предсказать тип его кристаллической решётки. Вы познакомились со свойствами воды, а также некоторых газов — кислорода, водорода, изучили состав воздуха. В основе химии, как и других естественных наук, лежит атомистическая теория. Все вещества состоят из атомов, которые могут объединяться в молекулы. С точки зрения химии атомы вечны — они не возникают и не исчезают, а просто переходят из одного вещества в другое. Эти превращения могут затрагивать лишь электронные оболочки атомов, что приводит к изменению степени окисления.
Атомы и молекулы взаимодействуют друг с другом в определённых количественных отношениях. Однако для проведения реакций на практике надо знать массы или объёмы реагируюЕцих веш;еств. Такие расчёты, называемые стехиометрическими, вы изучите в первой главе книги. Следуюш;ая глава учебника посвящена типам химических реакций и закономерностям их протекания. Она содержит теоретические сведения, необходимые для изучения неорганической химии — химии элементов и их соединений. С неорганической химией вы познакомитесь в следующих двух главах книги, а в заключительной главе рассматриваются закономерности изменения свойств веществ. Не забывайте заглядывать в конец книги, где приведены занимательные опыты, которые вы можете провести в кабинете химии под руководством учителя. В рубрике «В свободное время» вы, как и прежде, найдёте описания простейших химических экспериментов, легко осуществляемых и в домашних условиях.
Параграфы, выделенные в учебнике синим цветом, включают в себя дополнительный материал, необязательный для изучения. Текст, отмеченный синей плашкой и чертой, также относится к дополнительному. Значком «*» в разделах «Вопросы и задания» отмечены задания повышенной сложности.
И в заключение несколько слов об обложке. Она посвящена кварцу — оксиду кремния(1У). Это соединение широко распространено в природе. Крупные прозрачные кристаллы кварца называют горным хрусталём, а мелкий порошок — кварцевым песком. Чистый кварцевый песок не имеет окраски, а привычный жёлтый цвет ему придают частички глины или минералов железа. В природе встречается и окрашенный примесями оксид крем-ния(1У) — это фиолетовые аметисты, оранжево-красный сердолик, зелёная яшма. Внимательно сравните структуры кварца со структурой воды, которую вы помните по обложке учебника 8 класса. Они похожи. Природа не любит большого разнообразия кристаллических форм.
Желаем вам успехов в изучении химии.
Авторы
ГЛАВА
1
Стехиометрия. Колич ественные отношения в химии
Как вы помните, химия изучает вещества и их превращения. Состав веществ выражают химические формулы, а суть химических превращений — уравнения реакций. Химические формулы и уравнения содержат много информации; изучив эту главу, вы научитесь грамотно использовать эту информацию.
Химическая информация бывает качественная и количественная. Когда вы узнаёте о том, из каких химических элементов состоит вещество или какие вещества могут реагировать друг с другом, вы получаете качественную информацию. Если же речь идёт о том, в каких соотношениях реагируют вещества, то эта информация — количественная. Количественными отношениями занимается специальный раздел химии — стехиометрия (от греч. стойхеион — элемент и метрео — измеряю). Этот термин ввёл немецкий учёный И. В. Рихтер (1762—1807). К изучению основных положений стехиометрии вы сейчас и приступаете.
ОЛЬ — единица количества вещества
Представьте себе продовольственный магазин, в который на машине привезли сахарный песок. Он состоит из очень маленьких кристаллов органического вещества сахарозы. Для того чтобы узнать количество песка, заведующий складом, конечно, не будет пересчитывать один за другим все кристаллики, а просто сосчитает привезённые мешки (рис. 1). Похожую процедуру применяют и в химии для определения количества того или иного вещества. Порцию вещества, содержащую определенное число его частиц, называют количеством вещества (v — «ню»). Оно показывает, сколько наименьших частиц (структурных единиц) данного вещества содержится в том или ином образце. Для веществ молекулярного строения та-
Глава 1. СТЕХИОМЕТРИЯ. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ
кими частицами являются молекулы, в остальных случаях структурная единица соответствует химической формуле, например для кварца — SiOg, поваренной соли — NaCl, железа — Fe.
Атомы и молекулы, из которых состоит вещество, очень малы, поэтому неудивительно, что их число в окружающем нас мире огромно. Даже в самом маленьком кристалле сахара число молекул превышает миллиард миллиардов. Химики, не имея возможности пересчитать отдельные молекулы, для измерения количества вещества используют спе-
1
Рие. 1. Определение количества сахарного песка
циальную единицу — моль»
I
Моль — это количество вещества, содержащее 6,02 • 10^® структурных единиц данного вещества.
Таким образом, 1 моль воды содержит 6,02 • 10^® молекул HgO, 1 моль железа — столько же атомо

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *