Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. Русский язык и культура речи
Культура речи — Культура речи распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях… … Википедия
Русский язык на Украине — (укр. Російська мова в Україні) один из двух наиболее распространённых языков общения населения Украины. В ходе Всеукраинской переписи населения 2001 года родным русский язык назвали 29,6% участников, в том числе 14,8% украинцев[1][2][3] .… … Википедия
Русский язык в Белоруссии — является одним из двух государственных языков. Данный статус русский язык получил согласно результатам республиканского референдума 1995 года, когда за придание русскому языку статуса государственного проголосовало 83,3 % населения,… … Википедия
Русский язык в Польше — Русский язык в Польше один из трёх основных иностранных языков республики Польша, наряду с английским и немецким. Современный русский язык распространился на территории Центральной и Восточной Польши в конце XVIII века, после раздела Речи… … Википедия
Русский язык в Крыму — Русский язык в Крыму основной родной язык значительной части населения Крымского полуострова с середины XIX века. Имеет долгую и сложную историю, в том числе в официально правовом аспекте. В 1998 году в конституции Крыма был закреплён… … Википедия
Русский язык в Эстонии — Доля русскоязычных среди всего населения Эстонии (по данным переписи 2000 года) Русский язык в Эстонии является, по данным переписи … Википедия
Русский язык — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский язык (значения). Русский язык Произношение: ˈruskʲɪj jɪˈzɨk … Википедия
Русский язык в Украине — Николай Гоголь, русский писатель классик, уроженец Полтавщины Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», уроженец Луганска … Википедия
Русский язык в украинском государстве — Николай Гоголь, русский писатель классик, уроженец Полтавщины Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», уроженец Луганска … Википедия
Русский язык на территории Украины — Николай Гоголь, русский писатель классик, уроженец Полтавщины Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», уроженец Луганска … Википедия
РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия
Оглавление | СОДЕРЖАНИЕ | |
Предисловие | ||
Раздел 1 НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ | ||
§ 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык и языковая норма | 6 | |
§2. Язык как система. Основные уровни языка | 9 | |
§ 3. Язык как развивающееся явление | 12 | |
§ 4. Русский язык в современном мире | 14 | |
Раздел 2 ЯЗЫК И РЕЧЬ | ||
§ 5. Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности | 17 | |
§ 6. Текст: Структурно-смысловые признаки | 21 | |
§ 7. Функционально-смысловые типы речи | 26 | |
§ 8. Стилистика. Функциональные стили языка | 29 | |
Разговорный стиль | 30 | |
Научный стиль | 32 | |
Официально-деловой стиль | 34 | |
Публицистический стиль | 36 | |
Стиль художественной литературы | 38 | |
§ 9. Культура речи | 46 | |
§ 10. Лингвостилистический анализ текста | 52 | |
Задания для самопроверки | 57 | |
Раздел 3 ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ | ||
§ 11. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка | 61 | |
§ 12. Многозначность слова и омонимы | 66 | |
§ 13. Синонимы, антонимы, паронимы. Понятие антитезы | 69 | |
§ 14. Лексика с точки зрения ее происхождения | 73 | |
§ 15. Лексика с точки зрения ее употребления | 75 | |
§ 16. Активный и пассивный словарный запас. Лексический разбор слова, предупреждение лексических ошибок | 77 | |
§ 17. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи | 82 | |
§ 18. Лексические и фразеологические словари | 84 | |
Задания для самопроверки | 87 | |
Раздел 4 ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ | ||
§ 19. Звуки речи. Фонема, транскрипция, фонетический разбор слова | 89 | |
§ 20. Соотношение звука и буквы. Слог, ударение, орфоэпическая норма, книжный и разговорный стили произношения | 94 | |
§ 21. Фонема и орфограмма | 99 | |
§ 22. Орфографические правила | 102 | |
Принципы русской орфографии, фонемные правила | 102 | |
Правописание ыи и | 104 | |
Правописание букв е и о после шипящих и ц | 105 | |
Правописание приставок на з- (с-) | 105 | |
§ 23. Благозвучие речи: фонетические средства выразительности, ассонанс, аллитерация | 106 | |
Задания для самопроверки | 109 | |
Раздел 5 МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | ||
§ 24. Состав слова | 111 | |
Морфема как значимая часть слова | 111 | |
Морфемный разбор слова | 114 | |
§ 25. Понятия производной и производящей основ. Словообразовательный анализ слова | 115 | |
§ 26. Способы словообразования- | 117 | |
§ 27. Понятие об этимологии. Этимологический анализ слова | 119 | |
§ 28. Многозначность и омонимия морфем, синонимия и антонимия морфем | 121 | |
§ 29. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и при- | 123 | |
Задания для самопроверки | 126 | |
Раздел 6 МОРФОЛОГИЯ И ЗАКОНЫ ПРАВОПИСАНИЯ | ||
§ 30. Словоформа как единица морфологии. Грамматическое значение слова | 128 | |
§ 31. Имя существительное | 130 | |
Категория одушевленности / неодушевленности существительных | 131 | |
Род существительных | 132 | |
Число существительных | 135 | |
Склонение существительных | 136 | |
Падеж существительных | 138 | |
Словообразование существительных | 140 | |
Правописание существительных | 142 | |
§ 32. Имя прилагательное | 143 | |
Разряды прилагательных по значению | 144 | |
Степени сравнения прилагательных | 145 | |
Склонение качественных и относительных прилагательных | 148 | |
Словообразование прилагательных | 149 | |
Правописание прилагательных | 151 | |
§33. Имя числительное | 153 | |
Морфемный состав числительных | 154 | |
Склонение числительных | 156 | |
Разряды числительных по значению | 157 | |
§ 34. Местоимение | 160 | |
Разряды местоимений | 160 | |
Грамматические разряды местоимений | 162 | |
§35. Глагол | 167 | |
Вид глагола | 170 | |
Наклонение глагола | 172 | |
Время глагола | 174 | |
Лицо глагола | 175 | |
Спряжение | 175 | |
§ 36. Глагольные формы: причастие и деепричастие | 178 | |
Залог причастий | 180 | |
Полная/краткая форма причастий | 181 | |
Деепричастие | 185 | |
Вид деепричастий | 187 | |
§ 37. Наречие | 189 | |
Разряды наречий по значению | 189 | |
• Роль наречий в предложении | 191 | |
Степени сравнения наречий | 191 | |
Словообразование наречий | 192 | |
Правописание наречий | 193 | |
§ 43. Слова категории состояния | 199 | |
Степени сравнения слов категории состояния | 199 | |
Роль в предложении слов категории состояния | 199 | |
Словообразование слов категории состояния | 200 | |
§ 39. Служебные части речи | 201 | |
Предлог | 201 | |
Разряды предлогов по значению | 202 | |
Разряды предлогов по структуре | 203 | |
Разряды предлогов по происхождению | 203 | |
Правописание предлогов | 204 | |
Союз | 207 | |
Разряды союзов по структуре | 207 | |
Разряды союзов по происхождению | 207 | |
Разряды союзов по значению и грамматическим функциям | 207 | |
Правописание союзов | 209 | |
Частицы | 211 | |
Разряды частиц по структуре и значению | 211 | |
Правописание частиц | 212 | |
§40. Междометия и звукоподражательные слова | 215 | |
Задания для самопроверки | 217 | |
Раздел 7 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | ||
§41. Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксических связей, интонационное и пунктуационное оформление синтаксических конструкций | 221 | |
§ 47. Словосочетание | 224 | |
Виды связи слов в словосочетании | 226 | |
Смысловые отношения словосочетаний | 227 | |
Стержневое слово в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи | 229 | |
§48. Простое предложение | 230 | |
Предложение по цели высказывания | 230 | |
Эмоциональная окраска предложений | 231 | |
Структура простого предложения | 233 | |
Грамматическая основа предложения | 233 | |
Типы сказуемого | 236 | |
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым | 240 | |
Второстепенные члены предложения | 241 | |
Односоставные предложения | 247 | |
§45. Понятие о простом осложненном предложении | 252 | |
Однородные члены предложения | 252 | |
Пунктуация при однородных членах предложения | 253 | |
Обобщающие слова при однородных членах предложения | 256 | |
Однородные и неоднородные второстепенные члены предложения | 258 | |
Обособленные члены предложения | 259 | |
Обособление согласованных определений | 260 | |
Обособление приложений | 261 | |
Обособление дополнений | 263 | |
Обособление обстоятельств | 263 | |
Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения | 264 | |
§46. Сложное предложение | 267 | |
Сложносочиненное предложение | 271 | |
Типы сложносочиненных предложений | 271 | |
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 273 | |
Сложноподчиненное предложение | 275 | |
Основные группы придаточных предложений | 279 | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 284 | |
Многочленное сложноподчиненное предложение | 286 | |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 288 | |
Бессоюзное сложное предложение | 291 | |
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении | 293 | |
§47. Сложное синтаксическое целое | 296 | |
§48. Способы передачи чужой речи | 302 | |
Задания для самопроверки | 307 | |
Список дополнительной литературы | 312 |
Список литературыГенератор кроссвордовГенератор титульных листовТаблица истинности ONLINEПрочие ONLINE сервисы |
| В нашем каталогеОколостуденческоеЭто интересно…Наши контакты |
Русский язык | Пособие дает возможность максимально продуктивно организовать процесс повторения и обобщения знаний по русскому языку. В него включены задания, ориентированные на самые разные стороны учебного… — Academia, (формат: 60×90/16, 224 стр.) Начальное и среднее профессиональное образование Подробнее… | 2013 | 406 | бумажная книга |
Русский язык. 10 класс. Базовый уровень | Учебник соответствует авторской программе и Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. Материал учебника ориентирован на повторениеи обобщение основных разделов русского… — Academia, (формат: 70×90/16, 320 стр.) Подробнее… | 2012 | 247 | бумажная книга |
Русский язык. 11 класс. Базовый уровень | Учебник соответствует авторской программе и Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. Он является логическим продолжением учебникадля 10 класса и также имеет речевую… — Academia, (формат: 70×90/16, 336 стр.) Подробнее… | 2012 | 268 | бумажная книга |
Русский язык. Сборник упражнений | Пособие дает возможность максимально продуктивно организовать процесс повторения и обобщения знаний по русскому языку. В него включены задания, ориентированные на самые разные стороны учебного… — Academia, (формат: 60×90/16, 224 стр.) Начальное и среднее профессиональное образование Подробнее… | 2012 | 783 | бумажная книга |
Русский язык. Сборник упражнений. Учебное пособие | Пособие дает возможность максимально продуктивно организовать процесс повторения и обобщения знаний по русскому языку. В него включены задания, ориентированные на самые разные стороны учебного… — Academia, (формат: 60×90/16, 224 стр.) Начальное и среднее профессиональное образование Подробнее… | 2013 | 406 | бумажная книга |
Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый уровень. Сборник упражнений | Сборник упражнений для 10 класса входит в учебно-методический комплект «Русский язык и литература» для 10-11 классов под редакцией доктора филологических наук, профессора Т. М. Воителевой (раздел… — Academia, (формат: 60×90/16, 176 стр.) Подробнее… | 2014 | 223 | бумажная книга |
Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. Учебное пособие | Дидактические материалы предназначены для организации максимально продуктивной работы по курсу русского языка и культуры речи. В пособие включены задания, ориентированные на самые разные стороны… — Academia, (формат: 60×90/16, 176 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее… | 2013 | 450 | бумажная книга |
Русский язык и культура речи. Дидактические материалы | Дидактические материалы предназначены для организации максимально продуктивной работы по курсу русского языка и культуры речи. В пособие включены задания, ориентированные на самые разные стороны… — Academia, (формат: 60×90/16, 176 стр.) Среднее профессиональное образование Подробнее… | 2011 | 750 | бумажная книга |
Русский язык и культура речи. Дидактические материалы | Дидактические материалы предназначены для организации максимально продуктивной работы по курсу русского языка и культуры речи. В пособие включены задания, ориентированные на самые разные стороны… — Academia, (формат: 60×90/16, 176 стр.) Профессиональное образование Подробнее… | 2014 | 591 | бумажная книга |
Русский язык. 10 класс. Базовый уровень | Учебник соответствует авторской программе и Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта. Материал учебника ориентирован на повторениеи обобщение основных разделов русского… — Academia, (формат: 70×90/16, 320 стр.) Подробнее… | 2012 | 297 | бумажная книга |
Русский язык и культура речи. Дидактические материалы | Дидактические материалы предназначены для организации максимально продуктивной работы по курсу русского языка и культуры речи. В пособие включены задания, ориентированные на самые разные стороны… — Академия, (формат: 60×90/16, 176 стр.) Лазерная техника и технология Подробнее… | 2011 | 692 | бумажная книга |
Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. Учебное пособие | Дидактические материалы предназначены для организации максимально продуктивной работы по курсу русского языка и культуры речи. В пособие включены задания, ориентированные на самые разные стороны… — ACADEMIA, (формат: 60×90/16, 176 стр.) Лазерная техника и технология Подробнее… | 2013 | 692 | бумажная книга |
Список литературыГенератор кроссвордовГенератор титульных листовТаблица истинности ONLINEПрочие ONLINE сервисы |
| В нашем каталогеОколостуденческоеЭто интересно…Наши контакты |
Кафедра русского языка и культуры речи
Уважаемые студенты, коллеги и друзья!
Кафедра русского языка и культуры речи была создана более 40 лет назад именно для того, чтобы иностранные студенты, которые приезжают учиться в наш университет, могли овладеть русским языком на высоком уровне, что позволит им в будущем получить качественное образование наравне с носителями языка.
Кафедра русского языка и культуры речи работает по 2 направлениям — работа с иностранными стажерами, бакалаврами, магистрами и аспирантами и работа со студентами-носителями языка.
Современная геополитическая ситуация предполагает наличие русского государственного языка и поддержку посильного содействия в его изучении на территории нашей страны и распространении русского языка за пределы России. Участие кафедры в международных образовательных проектах, а именно:
2008 — Летняя школа для японских студентов, изучающих русский язык (ин-т Аумори, Япония)
2010 — участие в американском Гранте Startalk Russian (США),
2012 — участвовал в американском гранте «Почему TOEFL?» (США),
2012 — Летняя школа для американских студентов, изучающих русский язык (в рамках гранта Фулбрайта с Университетом Айовы) (США),
2013 — Летняя школа для американских студентов, изучающих русский язык (в соответствии с Грант Фулбрайта с Университетом Айовы) (США),
2014 — Летняя школа повышения квалификации американских учителей русского языка (совместное выполнение гранта Фулбрайта с Университетом Айовы) (США), с указанием участия Педагогический коллектив в работе, имеющей поистине общенациональное значение — продвижении русского языка и русского образования на мировом пространстве.
Для студентов-носителей языка повышение коммуникативных навыков — важнейшее условие успешной профессиональной реализации. Формирование навыков публичных выступлений и умения противостоять ударам речи, владение служебным деловым и научным стилем речи даст возможность успешному поведению будущего специалиста в любом направлении. Эти компетенции формируются при изучении таких предметов, как «Русский язык и культура речи», «Русский язык и деловое общение», «Риторика», «Язык оформления деловых документов», которые читают преподаватели кафедры.
Преподавательский состав постоянно работает над совершенствованием методики преподавания дисциплин. Так, в 2014 году в рамках грантов Департамента образования города Москвы по приоритетному направлению № 12 «Русский язык и культура речи в профессиональной сфере деятельности: деловой человек говорит и пишет по-русски» команда преподавателей кафедры интерактивной электронной Учебно-методический комплекс создан в 3-х частях («Деловой человек писал по-русски: сложные случаи орфографии и пунктуации русского языка», «Культура письма делового человека: составление отчета, отчет, деловое письмо», «Культура письма. деловой человек: общаемся на работе и на работе », что позволяет узнать о работе всех интересующихся русским языком в сфере профессиональной деятельности собственной работы по повышению квалификации.
Заведующая кафедрой русского языка и культуры речи
Е.В. Лаврушина
.
Культура речи | Статья о культуре речи по The Free Dictionary
степень соответствия речи нормам литературного языка; область лингвистики, посвященная проблеме стандартизации литературного языка и конкретным нормам и критериям правильного использования, которые предназначены для совершенствования языка как инструмента культуры.
Развитие речевой культуры как самостоятельной лингвистической дисциплины связано с развитием русского языкознания в советское время.Идея сознательной регуляции языковых процессов, выдвинутая Бодуэном де Куртенэ, получила дальнейшее развитие в работах его учеников Л. В. Щерба, Л. П. Якубинского, Э. Д. Поливанова, а также Г. О. Винокура, В. В. Виноградова и других. Сформулирована концепция «лингвистической политики» — организованного управления процессом языкового развития. В 1952 г. в Институте языкознания АН СССР (с 1958 г. — Институт русского языка АН СССР) был образован отдел культуры речи.Словари, специальные радиопередачи, телевидение, журналы и другие средства массовой информации способствуют развитию культуры речи.
Проблемами культуры речи занимаются и в других странах. В Чехословакии, например, Пражский кружок лингвистов занимался проблемами культуры речи; журналы, посвященные культуре речи, регулярно издаются в ряде европейских стран, в том числе в Германской Демократической Республике ( Sprachpflege , с 1952 г.), Польше ( Poradnik językowy , с 1901 г.) и Чехословакии ( Kultura slova , на словацком языке). ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Винокур Г. О. Культура языка , 2-е изд. М., 1929.
Обнорский, С. П. Культура русского языка. Москва-Ленинград, 1948.
Крысин Л.П., Скворцов Л.И., Шварцкопф Б.С. «Проблемы культуры русской речи: (Обзор)». Изв. АН СССР: Отделение литературы и языка , 1961, т. 20, нет. 5.
Виноградов В.В. «Русская река, ее изучение и вопросы речевой культуры». Вопр. iazykoznaniia , 1961, вып.4.
Виноградов В.В. «Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языка». Там же. , 1964, вып. 3.
Культура русской речи: Аннотированный указатель литературы. Москва, 1962.
Костомаров В.Г., Шварцкопф Б.С. «Работы по вопросам культуры речи (1962-1965)». Вопр. iazykoznaniia , 1965, NO. 4.
Актуальные проблемы культуры реки Речи. Москва, 1970.
Б.С. С ХВАРЦКОПФ [13-1777—4]
.