9 класс

Результаты наблюдений обобщите в таблице биология 9 класс – Рабочая программа “Биология. 9 класс. ФГОС”. Линия жизни

Биология. КТП. ФГОС ООО. 9 класс.

Тематическое планирование по

БИОЛОГИИ, 9 класс

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

раздела (модуля), темы,

количество часов

Характеристика видов деятельности обучающихся

Тема 1. Общие закономерности жизни

(5 ч)

Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей. Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы. Называть четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Объяснять понятие «биосистема». Называть структурные уровни организации жизни. Отвечать на итоговые вопросы темы 1, предложенные в учебнике. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя итоговые задания. Находить в Интернете дополнительную информацию об учёных-биологах.

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне

(10 ч)

Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток. Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».

Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма. Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке.

Отвечать на итоговые вопросы. Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом. Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза. Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Давать определение понятия «митоз». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Давать определение понятия «клеточный цикл».

Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать, описывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы 2. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Отвечать на итоговые вопросы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы.

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне

(17 ч)

Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм»: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, связи с внешней средой. Объяснять целостность и открытость биосистемы. Характеризовать способность биосистемы к регуляции процессов жизнедеятельности. Выделять существенные признаки бактерий, цианобактерий и вирусов. Объяснять (на конкретных примерах) строение и значение бактерий, цианобактерий и вирусов. Рассматривать и объяснять по рисунку учебника процесс проникновения вируса в клетку и его размножения.

Приводить примеры заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами. Выделять и обобщать существенные признаки растений и растительной клетки. Характеризовать особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать значение полового и бесполого способов размножения растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить конкретные примеры использования человеком разных способов размножения растений в хозяйстве и в природе. Выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп, особенности строения споровых растений. Называть конкретные примеры споровых растений.

Выделять и обобщать особенности строения семенных растений. Называть конкретные примеры голосеменных и покрытосеменных растений. Различать и называть органы цветкового растения и растений иных отделов на натуральных объектах, рисунках, фотографиях. Сравнивать значение семени и споры в жизни растений. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников. Сравнивать строение грибов со строением растений и животных, делать выводы. Называть конкретные примеры грибов и лишайников. Сравнивать строение гриба и лишайника, делать выводы. Характеризовать значение грибов и лишайников для природы и человека. Отмечать опасность ядовитых грибов и необходимость знания правил сбора грибов в природе. Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными. Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Наблюдать и описывать поведение животных. Называть конкретные примеры различных диких животных и наиболее распространённых домашних животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать способы питания, расселения, переживания неблагоприятных условий и постройки жилищ животными. Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных. Выявлять принадлежность животных к определённой систематической группе (классификации). Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов, наиболее распространённых домашних животных и животных, опасных для человека. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Характеризовать рост и развитие животных (на примере класса Насекомые, типа Хордовые). Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными. Выявлять и называть клетки, ткани органы и системы органов человека на рисунках учебника и таблицах. Сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, делать выводы. Выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности, делать выводы. Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения. Давать определение понятия «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза.

Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки. Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза. Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов. Давать определение понятия «ген». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов. Давать определения понятий «генотип» и «фенотип». Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Давать определение понятия «мутаген». Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы 3. Обсуждать проблемные вопросы, предложенные в учебнике. Отвечать на итоговые вопросы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы.

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

(20 ч)

Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера. Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов. Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности первичных организмов. Отмечать изменения условий существования жизни на Земле. Аргументировать процесс возникновения биосферы. Объяснять роль биологического круговорота веществ. Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.

Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов. Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии. Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина. Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу. Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые в учебнике. Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию. Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации. Характеризовать эволюционные преобразования у животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Характеризовать эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений. Сравнивать типы размножения у растительных организмов. Объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на Земле. Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника.

Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах. Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека. Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека. Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека. Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный. Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Выполнять итоговые задания из учебника. Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека.

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды. Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений. Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа». Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей. Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций. Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника. Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе. Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника. Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Обсуждать процессы смены экосистем на примерах природы родного края. Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы. Выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность». Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Описывать особенности экосистемы своей местности. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе. Отвечать на итоговые вопросы по теме 5. Обсуждать проблемные вопросы. Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. Отвечать на итоговые вопросы по темам 1-5 учебника. Обсуждать проблемные вопросы по материалам курса биологии 9 класса.

Календарный план на 2016-2017 учебный год

По предмету: БИОЛОГИЯ

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Класс (ы) / группа(ы) 9 А, Б

Календарный план составлен: Потаповой Мариной Владимировной, учителем биологии высшей квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)

Количество часов:

Всего 68 в неделю 2

Биология – наука о живом мире.

§1

2.

Общие свойства живых организмов.

§2

3.

2-я неделя сентября

Многообразие форм живых организмов.

§3

4.

Тема 1. Основы учения о клетке. Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.

§4

5.

3-я неделя сентября

Химический состав клетки.

§5

6.

Органические вещества клетки.

§6

7.

4-я неделя сентября

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции.

§7-8

8.

Обмен веществ и энергии в клетке.

§9

9.

1-я неделя октября

Биосинтез белков в живой клетке.

§10

10.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

§11

11.

2-я неделя октября

Обеспечение клеток энергией.

§12

12.

Разнообразие клеток живой природы.

конспект

13.

3-я неделя октября

Итоговое занятие по теме.

Повторить §1-12

14.

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Типы размножения организмов

§13

15.

4-я неделя октября

Клеточное деление: митоз

§14

16.

Клеточное деление: мейоз

§15

17.

2-я неделя ноября

Индивидуальное развитие организмов и его этапы

§16

18.

Итоговое занятие по теме.

Повторить §13-16

19.

3-я неделя ноября

Тема 3. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

§17-18

20.

Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание.

§19

21.

4-я неделя ноября

Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание.

§20

22.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

§21

23.

1-я неделя декабря

Взаимодействие генов и их множественное действие.

§22

24.

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

§23,26

25.

2-я неделя декабря

Наследственная изменчивость.

§24

26.

Другие типы изменчивости.

§25

27.

3-я неделя декабря

Итоговое занятие по теме.

Повторить §17-26

28.

Тема 4. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Генетические основы селекции организмов.

§27

29.

4-я неделя декабря

Особенности селекции растений.

§28-29

30.

Особенности селекции животных.

§30

31.

2-я неделя января

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

§31

32.

Тема 5. Происхождение жизни и развитие органического мира.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§32

33.

3-я неделя января

Современные теории возникновения жизни на Земле.

§33

34.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§34

35.

4-я неделя января

Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой

§35

36.

Этапы развития жизни на Земле: Палеозой

§35

37.

1-я неделя февраля

Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой

§35

38.

Тема 6. Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии

§36

39.

2-я неделя февраля

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

§37

40.

Современные представления об эволюции органического мира

§38

41.

3-я неделя февраля

Вид, его критерии и структура

§39

42.

Процессы видообразования

§40

43.

4-я неделя февраля

Макроэволюция – результат микроэволюций

§41

44.

Основные направления эволюции

§42

45.

1-я неделя марта

Основные закономерности эволюции

§43

46.

Результаты эволюции

конспект

47.

2-я неделя марта

Итоговое занятие по теме.

Повторить §36-43

48.

Тема 7. Происхождение человека.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

§44

49.

3-я неделя марта

Эволюция приматов

§44

50.

Этапы эволюции человека

§45

51.

1-я неделя апреля

Первые современные люди

§46-47

52.

Человеческие расы, их родство и происхождение

§48

53.

2-я неделя апреля

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

§49

54.

Тема 8. Основы экологии.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы

§50

55.

3-я неделя апреля

Общие законы действия факторов среды на организм

§51

56.

Приспособленность организмов к действиям факторов среды

§52

57.

4-я неделя апреля

Биотические связи в природе

§53

58.

Популяции как форма существования видов в природе.

§54

59.

5-я неделя апреля

Функционирование популяции и динамика ее численности

§55

60.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

§56

61.

1-я неделя мая

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

§57

62.

Развитие и смена биогеоценозов

§58

63.

2-я неделя мая

Основные законы устойчивости живой природы

§59

64.

Рациональное использование природы и ее охрана

§60

65.

3-я неделя мая

Итоговое занятие по теме.

Повторить §44-60

66.

Итоговая контрольная работа.

Повторить курс

67.

4-я неделя мая

Обобщение курса. Закономерности наследственности, изменчивости.

конспект

68.

Взаимодействие организма и среды обитания.

конспект

Календарный план соответствует Рабочей программе по БИОЛОГИИ

название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

____________ // Джабиева Елена Юрьевна

(Ф.И.О. руководителя кафедры /МО)

infourok.ru

Конспект урока химии по теме “Минеральные удобрения” (9 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»

с. Степного Степновского района Ставропольского края

Методическая разработка урока химии в 9-м классе по теме

“Минеральные удобрения”

Cоставитель:

Матюшина Оксана Михайловна

учитель химии и биологии

2019г

Тема урока: «Минеральные удобрения»

Тип урока:

Интегрированный урок химии и географии (урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала).

Интегрирующая дидактическая цель урока:

  1. Ознакомить учащихся с минеральными удобрениями, их классификацией и свойствами.

  2. Выяснить принципы размещения предприятий, производящих минеральные удобрения.

  3. Проследить влияние данных производств на окружающую среду.

  4. Развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, географии

Здоровьесберегающая цель:

закрепить навыки безопасного обращения с реактивами

Задачи:

  1. приобретение учащимися общенаучных умений: работа с учебником и дополнительной литературой, составление таблиц и опорных схем, оформление наблюдения в письменном виде, формулирование мысли во внутренней и внешней речи, осуществление самоконтроля, проведение самоанализа;

  2. приобретение учащимися специальных знаний и умений: знакомство с основными видами удобрений, их составом, названиями, физическими и химическими свойствами, способами получения, распознавания, значением для растений;

  3. приобретение учащимися интеллектуальных умений: прогнозировать свойства веществ на основе знаний о составе, сравнивать, анализировать, обобщать результаты собственных исследований.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, практический, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Продолжительность – 40 мин

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, реактивы и лабораторное оборудование (по программе), коллекции минералов и горных пород, карта – полезные ископаемые России;

Ход урока

1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.

2.Вводно-мотивационный этап.

Учитель географии. Проговаривает тему урока, цели и задачи, сообщает план работы на уроке. (Слайд №1-2).

3.Первичное усвоение нового материала.

Учитель географии. На прошлом уроке мы говорили о том, что химическая промышленность – одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях, применяемых в быту. Но химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. (Слайд №3).

Вопрос к учащимся.

1.Назовите особенности химической промышленности?

2.Назовите отраслевой состав химической промышленности?

Мы изучили горно-химическую отрасль и отрасль химии органического синтеза. Разобрали, какую продукцию выпускают эти отрасли, какие факторы являются для них решающими, и какова география их размещения. (Слайд № 4-7).

Сегодня разбираем отрасль основной химии. Результаты, как и ранее мы заносим в таблицу, по мере изучения нового материала.

Задание. Используя рис. 47 в учебнике, назовите, что производит данная отрасль.

Начнем с удобрений. Производство удобрений – основа химизации сельского хозяйства.

Вопрос. Что такое химизация?

Учитель химии. Дает понятие макро – и микроэлементов, понятие минеральных удобрений, совместно с учащимися рассматривает общую классификацию удобрений.(Слайд №8-10)

Учитель химии.

Рассмотрим каждый вид удобрений подробно, результаты работы запишем в таблицу 1. (Слайд №11)

Таблица 1. Минеральные удобрения

Группа удобрений

Роль питательного элемента для растений

Примеры удобрений (формула, название)

Начнем с изучения азотных удобрений.(Слайд №12-13)

Азотные удобрения получают из аммиака и азотной кислоты на химических заводах. Наиболее типичные азотные удобрения: селитры (натриевая, калиевая, кальциевая), мочевина. Селитры- соли азотной кислоты. Составьте химические формулы названных удобрений. Аммиачная селитра получается по реакции: Nh4 + HNO3 = Nh5NO3

Вопрос. Какое влияние оказывает азот на растения?

Учитель географии. (Слайд №14)

Азотная промышленность ориентируется на различные виды сырья или потребителя. Базовым компонентом является аммиак, который можно получать в результате переработки природного газа или коксования угля.

Отсюда вывод о факторах размещения (формулируют учащиеся).

Используя карту, назовите центры производства. Результаты запишите в таблицу 3.

Таблица 3. Производство минеральных удобрений

Учитель химии.

Калийные удобрения (Слайд №16-17)

Основным сырьем для их производства служит минерал сильвинит. К калийным удобрениям относятся хлорид калия, сульфат калия, зола(содержит карбонат калия).Учащиеся записывают данные в таблицу 1, составляют химические формулы, названных удобрений.

Вопрос к учащимся. Какое влияние оказывают калийные удобрения на растения?

Учитель географии. (Слайд №19)

Производство калийных удобрений размещают обычно вблизи месторождений калийных солей, поскольку оно не требует больших расходов топлива и электроэнергии. Вспомните крупнейшее месторождение

калийных солей. Центрами производства являются Соликамск и Березняки.

(учащиеся параллельно заносят данные в таблицу 3)

Учитель химии. (Слайд №20-21)

К фосфорным удобрениям относятся: простой и двойной суперфосфат, фосфоритная мука и др. Простой суперфосфат получают при взаимодействии фосфоритной или апатитовой муки с серной кислотой по уравнению:

Са3 (РО4)2 + 2Н2SО4 = Са(Н2РО4)2 + 2СаSО4

(уч-ся параллельно заносят данные в таблицу 1, рассматривают образцы фосфорита и апатита).

Вопрос. Какое влияние оказывают фосфорные удобрения на растения?

Учитель химии. Проверяем правильность заполнения таблицы 1(Слайд №22)

Учитель географии. (Слайд №23-24)

Большинство фосфатных заводов России работают на хибинских апатитах Кольского п-ова (комбинат «Апатит»). Теперь выясним факторы размещения.

Задание: Проанализировать таблицу 1 стр. 370 суперфосфатный завод.

Вывод (формулируют учащиеся): фосфатные заводы выгодно размещать у потребителя, т.к. из 1т апатитов получают 2т удобрений.

Учитель географии. Проверяем правильность заполнения таблицы 3

(Слайд №25)

4.Закрепление изученного материала

Учитель химии.

Выполняем лабораторный опыт «Исследование минеральных удобрений»

Оборудование: набор удобрений (сульфат аммония, хлорид калия и суперфосфат), штатив с пробирками, шпатель, спиртовка

Реактивы:H2O, раствор AgNO3 , раствор NaOH, раствор BaCl2.

– Инструктаж по технике безопасности эксперимента.

Ход опыта

– Определение состава выданных минеральных удобрений . (Слайд №26)

– Занесение результатов опыта в таблицу 2. (Слайд №27-28)

Таблица 2. Распознавание минеральных удобрений

про-бирки

Удобрение

(формула)

Растворимость в воде

BaCl2

AgNO3

NaOH, t

I

II

III

Химические реакции (записать)

Формулирование вывода по результатам исследования состава удобрений:

с помощью качественных реакций на катионы и анионы можно определить состав минеральных удобрений.

Учитель химии. Рассказывает о отрицательном воздействии избытка минеральных удобрений на организм человека и окружающую среду. (Слайд № 30-31)

Учитель географии. Рассказывает о загрязнении окружающей среды отбросами химической промышленности, производящей минеральные удобрения. (Слайд №32-33)

5.Итог урока.

Учитель химии. Делает заключение о том, что минеральные удобрения – химические вещества, требующие осторожного к себе отношения. Применять минеральные удобрения нужно строго по норме. (Слайд №34)

6.Домашнее задание.

География. № 29, записи в тетради. Практическое задание: на к/к нанести центры основной химии.

Химия. стр. 204-207, 212-216

Задача: Рассчитайте массу h3SO4 c массовой долей Н2SO4 96%, которую можно получить из пирита массой 3,6 кг.

7.Оценочный этап.

8. Рефлексия

infourok.ru

КТП по биологии 9 класс.docx

Тематическое планирование по
БИОЛОГИИ, 9 класс
название учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Название
раздела (модуля), темы, количество часов
Характеристика видов деятельности обучающихся
Тема 1. Общие закономерности жизни (5 часов)

п/п

в
теме
1.
1.
Биология — наука о живом мире
Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в
обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система
разных биологических областей науки. Роль биологии в
практической деятельности людей
2.
2. Методы биологических исследований
3.
3.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы
в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами
Общие свойства живых организмов
Отличительные признаки живого и неживого: химический состав,
клеточное строение, обмен веществ, размножение,
наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость.
Взаимосвязь живых организмов и среды
4.
4. Многообразие форм жизни
Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное
разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная
форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные
уровни организации жизни
5.
5.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие
закономерности жизни»
Называть и характеризовать различные научные области
биологии.
Характеризовать роль биологических наук в
практической деятельности людей
Объяснять назначение методов исследования в биологии.
Характеризовать и сравнивать методы между собой.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием
Называть и характеризовать признаки живых существ.
Сравнивать свойства живых организмов и тел неживой
природы, делать выводы
Различать четыре среды жизни в биосфере.
Характеризовать отличительные особенности
представителей разных царств живой природы.
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности
вирусов.
Определять понятие «биосистема». Характеризовать
структурные уровни организации жизни
Объяснять роль биологии в жизни человека.
Характеризовать свойства живого.
Овладевать умением аргументировать свою точку зрения
при обсуждении проблемных вопросов темы, выполняя
итоговые задания.

znanio.ru

Конспект вводного урока по биологии на тему “Биология

УРОК № 1.

Тема урока: «Биология – наука о жизни».

Предметные результаты

Образовательные: развивать представления учащихся об основных направления современной биологии, критериях живого и об уровнях организации жизни

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с учебником

Воспитательные: показать роль русских учёных биологов в становлении современной биологической науки.

Методика: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией иллюстративного и видеоматериала

Оборудование.

Натуральные объекты: Растения разных сортов.

Графическое: схема «Комплекс биологических наук», таблицы «Биоценоз дубравы», «Биосфера», «Уровни организации живой материи», портреты учёных – биологов, библиотечка «Современная биология», модель молекулы ДНК, раздаточные схемы.

Технические средства обучения: видеомагнитофон, видеокассета

ПЛАН УРОКА.

1. Приветствие учащихся на первом уроке биологии в новом учебном году.

2. Изучение нового.

1 этап. Биология – наука известная и неизвестная (методика: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией иллюстративного и видеоматериала).

2 этап. Свойства живого (методика: самостоятельная работа с учебником, беседа)

3 этап Уровни организации живого (методика: анализ схемы «Уровни организации живой материи»)

3. Закрепление.

4. Обобщение.

5. Домашнее задание. Учебник, введение. с. 6 – 8. Подготовить сообщение об истории цитологии.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

2. Изучение нового.

1 этап. Биология – наука известная и неизвестная (методика: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией иллюстративного и видеоматериала).

Цель учителя: дать характеристику современной биологии, её разделов.

Цель учащихся: Что изучает биология?

– Каковы основные направления современной биологии?

– Каковы основные задачи и методы современной биологии?

– В чём значение достижений биологических наук?

Слово учителя. Биология – наука о жизни. Название образовано от двух греческих слов «биос» – жизнь и «логос» – слово, учение. Биология изучает проявления жизнедеятельности всех живых организмов.Термин «биология» был введён в 1802 году Ламарком Ж. Б. и Г. Р. Тревиранусом. Современная биология представляет собой комплекс биологических наук.

Демонстрирую схему «Комплекс биологических наук», даю краткую характеристику, опираясь на знания учащихся.

Биология

*Ботаника

*Зоология

*Микология

*Антропология

*Морфология

*Анатомия

*Физиология

* Систематика

*Палеонтология

*Цитология

*Гистология

*Эмбриология

*Генетика

*Селекция

*Экология

*Молекулярная биология

(биохимия)

*Биофизика

*Биокибернетика

*биометрия

*Бионика

* Биотехнология

* Генная инженерия

*Космическая биология

*Биогеография

Основные методы биологии

  1. наблюдение

  2. описательный

  3. сравнительный

  4. экспериментальный

  5. исторический

  6. метод моделирования

Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

Вывод по цели учащихся (отвечают на вопросы)

Обобщение по цели учителя: Биология относится к фундаментальным наукам, так как её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное значение. Здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии. Общая биология занимается выявлением и объяснением общих свойств и многообразия живых организмов. (запись в тетрадь)

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни, раскрытие сущности жизни, систематизация многообразия живых организмов.

Значение биологии: Биология – теоретическая основа медицины, психологии, социологии и т д .

2 этап. Свойства живого (методика: самостоятельная работа с учебником и раздаточными таблицами, беседа)

Цель учителя: дать определение «жизнь», охарактеризовать свойства живой материи.

Цель учащихся: – Что такое жизнь? – Каковы свойства живой материи?

Можно ли сформулировать определение понятия «Жизнь»? Материалистическое определение жизни дал Ф. Энгельс в 19 веке: «Жизнь есть способ существования белковых тел. И этот способ существования заключается по своему существу в постоянном самообновлении их химических составных частей».

М. В. Волькенштейн – советский учёный – даёт такое определение:

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Но до сих пор точного определения жизни не дано. Проще всего дать определение жизни, перечислив основные характеристики и свойства живого.

– Какие же это свойства живой материи? (Работа с таблицей «Основные свойства (Критерии) живой материи»

1. Единство химического состава

2. Обмен веществ и энергозависимость.

3. Самовоспроизведение

4. Наследственность

5. Изменчивость

6. Рост и развитие.

7. Раздражимость

8. Дискретность и целостность

9. Саморегуляция и гомеостаз.

10. Ритмичность.

11. Приспособляемость ( адаптации)

12. онтогенез.

13. филогенез

14 иерархичность.

Обобщение по цели учителя: живые организмы резко отличаются от неживых систем своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. Эти особенности придают жизни качественно новые свойства.

3 этап Уровни организации живой природы. (Беседа, составление схемы)

Цель учителя: сформировать понятие об уровнях организации живой материи.

Цель учащихся: докажите целостность живой природы.

Субклеточный (молекулы) – клеточный – тканевой – органный – организменный – популяционно–видовой – биоценотический (экосистемный) – биогеоценотический- биосферный.

Вывод по цели учащихся: Уровень организации живой материи – это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого.

Каждый уровень вытекает из предыдущего.

Обобщение по цели учителя: научные проблемы, решаемые на разных уровнях организации живой природы, тесно переплетаются друг с другом, формируя у исследователя целостное представление о живой природе.

3. Закрепление. – Объясните, почему биология, будучи одной из древнейших наук, необходима современному человеку?

– Докажите, что лес является биосистемой.

4. Обобщение. Биология относится к фундаментальным наукам, так как её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное значение. Живые организмы резко отличаются от неживых систем своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. научные проблемы, решаемые на разных уровнях организации живой природы, тесно переплетаются друг с другом, формируя у исследователя целостное представление о живой природе.

5. Домашнее задание.п.1,2

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *