9 класс

Практическая работа по географии 9 класс номер 5 – ГДЗ по географии для 9 класса Витченко А.Н.

ГДЗ по географии для 9 класса Витченко А.Н.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

ГДЗ по географии для 9 класса Витченко А.Н.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

Практические работы по географии 9 класс

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс

Программа для общеобразовательных учреждений М.Просвещение 2009 год

Под редакцией А.И.Алексеева

Оборудование

в наличии

Северный Кавказ – 4 часа

43

Этапы освоений территории

№ 5. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт

Карта Северного Кавказа-1

Атласы – 25

1

25

Урал – 5 часов

51

Население

№ 7. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хоз.развития западной и восточной частей района

Физическая карта России – 1

Учебники – 25

Атласы – 25

1

25

25

59

Восточная Сибирь

№ 9. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использование географических карт)

КартаСибири– 1

Атласы – 25

Физическая карта России- 1

1

25

1

60

Норильский промышленный район

№ 10. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы

Карта Восточной Сибири1

Атласы-25

Источники географической информации

Интернет

1

25

Дальний Восток – 4 часа

62

Уникальность географического положения

№ 11. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона

Атласы – 25

Карта Дальнего Востока. – 1

25

1

63

Этапа развития территории

№ 13. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку

Атласы-25

Физическая карта – 1

Карта транспорта-1

25

1

1

.

44.

45.

46.

49.

50.

52.

53.

56.

57.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

infourok.ru

Практические работы по географии 9 класс

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ, НЕОБХОДИМЫХ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс

Программа для общеобразовательных учреждений М.Просвещение 2000 год

Автор И.В.Душина

Оборудование

в наличии

Р. 4. Хозяйство – 26 часов

Т.2. Гео.отраслей и межотраслевых комплексов – 22 часа

6.

Факторы размещения маш.предприятий

№16. Определение гл.районов размещения отраслей трудо- и металлоемкого маш. Итоговая

Карта машиностроение и металлообработка – 1

Атласы – 25

1

25

8.

ТЭК. Нефтяная и газовая пр-ть

№17. Составление хар-ки одного из нефтяного бассейна. Обуч.

Стат.материалы – 1

Учебники – 25

Карта ТЭК – 1

1

25

1

9.

Угольная пр-ть

№18. Составление хар-ки одного из угольных бассейнов

Стат.материалы – 1

Учебники – 25

Атласы – 25

Карта топливная пр-ть – 1

1

25

25

1

12.

Черная металлургия

№19. Составление хар-ки одной из мет.баз

Итоговая

Карта металлургии – 1

Атласы – 25

Стат.материал – 1

1

25

1

13.

Цветная металлургия

№20. Опр. По картам гл.факторов размещения меди и алюминия . Обуч.

Карта цветной металлургии – 1

Атласы – 25

1

25

14.

Химическая промышленность

№21. Сост. Хар-ки одной из баз хим.пром-ти. Итоговая

Карта хим.пром. – 1

Атласы – 25

1

25

18.

Легкая и пищевая пр-ть

№22. Опр. По картам осн.районов выращивания зерновых и технических культур, гл.районов жив-ва.Итоговая

Атласы – 25

25

26.

№23. Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хоз.связей

Р 5. Регионы России – 40 часов

28.

Принципы, факторы, сетки районов. Проблемы районирования

№24. Моделирование вариантов нового районирования России.

Творческая

Учебники – 25

Атласы – 25

25

25

Т.2. Европейский Север – 2 часа

30.

Своеобразие ГП на севере Вер в связи с выходом к Сев.Лед.океану

№26. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хоз-ва ЕС. Обучающая

Карта Европейский Север – 1

Атласы – 25

1

25

31.

Влияние ГП ПУ на освоение территории, жизнь людей, специализацию экономики

№25. Составление и анализ схемы хоз.связей Двинско-Печерского бассейна. Тренировочная

Карта Европейский Север – 1

Атласы – 25

1

25

Т.3. Центральная Россия – 10 часов

34.

Специализация хоз-ва на науко- и трудоемких отраслях

№29. Объяснение взаимодействия природы и человека. Творческая

Карта Центральная Россия – 1

Атласы 25

1

25

35.

Возникновение и развитие Москвы.

№28. Составление картосхемы размещения народных промыслов. Итоговая

Папка «Народные промыслы» – 1

Учебники – 25

1

25

Т.4. Европейский Северо-Запад – 3 часа

44.

Санкт-Петербург – северная столица России

№27. Сравнение ГП и планировки двух столиц Москвы и СП

Учебники – 25

25

Т.5. Поволжье – 3 часа

45.

ГП. Особенности рельефа и климата

№31. Экономические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения. Творческая

Карты Поволжья – 1

Атласы – 25

1

25

46.

Многонациональный состав населения.

№30. Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. Обучающая

Карта Поволжья – 1

Атласы – 25

Карта населения – 1

1

25

1

Т.6.Европейский Юг – 3 часа

49.

АПК

№32. Опр.факторов развития в сравнении специализации пищевой пр-ти Европейского Юга и Поволжья. Итоговая

Карта Европейский Юг – 1

Карта Поволжья – 1

Атласы – 25

1

1

25

50.

Рекреационное хоз-во Сев.Кавказа

№33. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хоз-ва на Сев.Кавказе» Итоговая

Карта Европейский Юг – 1

Атласы – 25

1

25

Т.7. Урал – 4 часа

52.

Осн.отрасли специализации

№34. Опр.тенденций

Хоз.развития Сев.Урала.Обучающая

Карта Урала – 1

Атласы – 25

1

25

53.

Антропогенные изменения природы

№35. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути их решения экологических проблем.Творческая

Карта Урала – 1

Атласы – 25

1

25

Т.9. Сибирь. Западная Сибирь – 4 часа

56.

ГП на западе азиатской части

№36. Изучение и оценка ПУ Западно-Сибирского или Кузнецко-Алтайского района для жизни и быта населения. Тренировочная

Карта Западной Сибири – 1

Атласы – 25

1

25

57.

Коренные народы

№38. Разработать по карте тур.маршрут с целью показа интересных природных и хоз.объектов. Творческая

Карта народов – 1

Атласы – 25

№37.Составление хар-ки нефтяного (газового) комплекса. Итоговая

Карта Западной Сибири – 1

Атласы – 25

Карта топливной пр-ти – 1

1

25

1

Т.10.Восточная Сибирь – 3 часа

60.

ГП между З.С. и Д.В. в центре азиатской части России.

№40. Оценить особенности природы региона. Тренировочная

Карта Восточной Сибири – 1

Атласы – 25

1

25

61.

ТЭК – основа хоз-ва территориии

№41. Объяснить размещение ГПК.Установить причины сформированности каждого из них

Карта Восточной Сибири – 1

Атласы – 25

Карта ТЭК – 1

1

25

1

62.

Кр. Культурно-исторические, промышленные, транспортные центры

№39. Составление хар-ки Норильского пром.узла

Карта Восточной Сибири – 1

Атласы – 25

Учебники – 25

1

25

25

Т.11.Дальний Восток

63.

Особенности ГП

№43. Предложить и обосновать свой вариант прокладки новых ж.д. по Сибири и ДВ. Творческая

Карта транспорта – 1

Атласы – 25

1

25

64.

Рыбоперерабатывающий комплекс.Вспомогательные отрасли:нефтепереработка, энергетика, судоремонт

№42. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров ДВ..Обучающая

К.карты – 25

Атласы – 25

Карты ДВ – 1

25

25

1

65.

Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблема свободных эк.зон

№44. Учебная дискуссия на тему: «Свободные эк.зоны ДВ: проблемы и перспективы развития»

Дополнительный материал

infourok.ru

Практические работы по географии 9 класс

9 класс

Практическая работа №1 Дата_________

Тема: «Определение экономико-географического положения Казахстана и политико-административного устройства

Цель:  Закрепление знаний по общей экономико-географической характеристике Казахстана

Задание 1.Определить экономико-географическое положение Казахстана по следующему плану: 1) географическое положение страны; 2) граничащие страны; 3) сырьевые и энергетические базы; 4) территориальное расположение относительно развитых стран и транспортных путей международного значения; 5) изменение экономико-географического положения страны; 6) влияние географического положения страны на ее экономическое развитие.

Задание 2.Дать оценку политико-административному устройству страны:

а)обозначить граничащие страны на контурной карте; дать оценку выгодным и невыгодным сторонам соседства с ними;

б)на контурную карту нанести названия областей и их центров.

Задание 3.Дать характеристику роли экономического (производственного, ресурсного) потенциала в развитии отраслей.

Задание 4.Дать оценку природным ресурсам Казахстана.

Задание 5.Усвоить содержание экономических, экономико-географических терминов и понятий (экономика, экономическая система, экономический потенциал, ЭГП, техника и др.), упоминаемых в части I учебника.

Вывод

Практическая работа №2 Дата_________

Тема №16: «Определение по карте закономерностей в размещении населения страны, естественного прироста населения по областям, уровней урбанизации и миграций

Цель:   Закрепление и систематизация полученных знаний на практике

Задание 1. Используя карту, текст учебника и статистические данные (естественный прирост, миграции в Казахстане), определите закономерности размещения населения в нашей стране, уровни естественного прироста, урбанизации и межобластных миграций по областям. Сделайте выводы по данным проблемам.

Задание 2. Составьте таблицу “Население Казахстана”, укажите в ней широко распространенные языковые и религиозные группы народов страны и их распространение.

Задание 3. Приведите характеристику одного городского или сельского населенного пункта по плану:

1)географическое положение;

2)природные условия;

3)население, национальный состав;

4)ведущие и дополнительные отрасли специализации;

5)основные виды транспорта;

6)связи с другими населенными пунктами (какие виды продукции вывозит и привозит).

Вывод

Практическая работа №3 Дата_________

Тема: Описать и сравнить несколько топливных баз

Вывод

Практическая работа №4 Дата_________


Тема: «Составление схемы внутриотраслевых и межотраслевых связей в химической и деревообрабатывающей промышленности»

3) Из отраслей химической промышленности на потребителя ориентировано производство:

А) полиэтилена и синтетического каучука: Б) серной кислоты: В) минеральных удобрений

Задание № 3.

Обозначить на контурной карте центры химической промышленности

Вывод:

Практическая работа № 5 Дата:_________

Тема: «Анализ размещения центров пищевой промышленности, выявление факторов размещения»

Задание № 1 Установи правильное соотношение.

Задание №3 На контурную карту нанесите центры текстильной, швейной, трикотажной, к

кожевенно-обувной промышленности и центров пищевой промышленности

Вывод

Практическая работа №6 Дата_________

Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика промышленности Центрального и Восточного Казахстана»

Вывод

Практическая работа №7 Дата:________

Тема: Сравнительная экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Северного и Южного Казахстана


План характеристики:
1) природно-климатические условия;
2) структура сельскохозяйственных угодий;
3) отрасли специализации растениеводства;
4) отрасли специализации животноводства;

Вывод

Итоговая практическая работа №8 Дата:________

Тема: Комплексное сравнение экономических районов Казахстана

Цель: Обобщение знаний по экономическим регионам Казахстана

Образец выполнения

Задание : Заполнить таблицу. Написать вывод

Задание

Результаты работы

Центральный

Восточный

Западный

Северный

Южный

Состав территории

ЭГП

Трудовые ресурсы

Природные условия

Природные ресурсы

История заселения

Специализация

ТПК

Вывод

infourok.ru

Практическая работа по географии №5 (9 класс)

(Разработку подготовила: учитель географии МОУ «Вольновская школа» Джанкойского района Республики Крым – Литинецкая Виктория Леонидовна)

Практическая работа №5. Тема: «Составление характеристики одного из крупнейших городов России (Москва, Санкт-Петербург) (по выбору в виде презентации или описания)».

Цель практической работы: Составить характеристику одного из крупнейших городов России; выявить особенности географического положения, характера городской застройки, времени и истории возникновения.

Оборудование: учебники, атласы, презентации.

Ход работы:

  1. Проанализировать различные источники информации.

  2. Заполнить таблицу.

  3. Написать вывод к практической работе.

План характеристики

Город __________________________

Население города

Расположение в пределах страны (центральное, периферийное, удалённое, приграничное)

Положение относительно объектов Мирового океана (сухопутное, на берегу моря, океана, залива…) и форм рельефа

Транспортное положение

Положение относительно вод суши (рек, озёр, каналов)

Характер городской застройки

Планировка города (радиально- кольцевая, прямоугольная решётчатая, полукольцевая, город «одной улицы»)

Год основания города

Кем основан город

Главная улица

Городской транспорт

Основные достопримечательности

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Практические работы по географии 9 класс

Практическая работа № 14

Тема: «Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения Европейского Юга».

Цели работы: выявление на основе анализа исторических данных особенности этнического и религиозного состава населения Европейского Юга; определение существующих проблем межэтнического и межконфессионального взаимодействия; формирование навыков анализа и оценки разнообразной географической информации.

Ход работы

  1. Пользуясь учебником, атласом и дополнительным материалом, проанализируйте современный национальный и религиозный состав населения Европейского Юга.

  2. По приложению учебника и карте атласа определите к каким языковым семьям относятся народы Европейского Юга.

  3. Какие проблемы возникают в связи с таким сложным этническим и религиозным составом?

  4. Сделайте краткий вывод о причинах, послуживших формированию сложного этнического и религиозного состава населения Европейского Юга. Вывод запишите в тетрадь.

Дополнительная информация

Население Кавказа отличается многонациональностью и большой языковой дробностью, что обусловлено особенностями его исторического развития и природными условиями. Средневековые арабы недаром называли Кавказ “Горой языков”: здесь живет около 50 народов с самостоятельными языками. В лингвистическом отношении они принадлежат, в основном, к трем большим языковым семьям: собственно кавказской, или палеокавказской, индоевропейской и алтайской. Все они представлены как на Северном, так и на Южном Кавказе.

Кавказская семья делится на три ветви (группы): западную, или адыго-абхазскую; восточную, или вайнахо-дагестанскую; и южную, или картвельскую. Представители кавказской семьи являются древнейшими обитателями Кавказа (отсюда и название “палеокавказские”) и связаны друг с другом общностью происхождения. Западная группа состоит из двух подгрупп: адыгской и абхазо-абазинской. Адыги, или черкесы, в прошлом один из самых многочисленных и широко известных кавказских народов, еще до второй половины XIX века компактно населяли обширную территорию от Черного моря до Среднего Терека. Ныне на этой территории они живут отдельными группами. В советской этнонимической номенклатуре адыгский этнос был разделен на кабардинцев (391 тыс.), проживающих в бассейне Терека, черкесов (52 тыс.), в верховьях Кубани, и адыгейцев (125 тыс.), на Нижней Кубани и в Причерноморье. Однако адыгские народы четко осознают свое этническое единство и имеют общее самоназвание – адыге.

По сравнению с прошлым веком урезан также ареал расселения абхазов (105 тыс.) и абазин (34 тыс.). Причиной сокращения этнической территории адыго-абхазских народов в XIX веке явилось их массовое переселение в Османскую империю после завоевания Кавказа Россией, в результате чего опустели целые области, ранее занятые племенами западнокавказской группы, и эта территория была освоена другими народами. Потомки кавказских переселенцев проживают в ряде стран Ближнего Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак и др.). Там существует многочисленная адыго-абхазская диаспора, насчитывающая, по разным оценкам, от одного до нескольких миллионов человек.

Восточная ветвь кавказских языков также распадается на две подгруппы: вайнахскую и дагестанскую. Вайнахи – собирательное название чеченцев и ингушей.

На языках дагестанской подгруппы говорят многочисленные народы горного Дагестана и, отчасти, сопредельных районов Азербайджана. Крупнейшие из них аварцы (601 тыс.), лезгины (466 тыс.), даргинцы (365 тыс.), лакцы (118 тыс.) и табасараны (98 тыс.), а также рутульцы (20 тыс.), цахуры (20 тыс.) и агулы (19 тыс.). Некоторые дагестанские этносы, имеющие собственный язык, непонятный соседям, насчитывают от нескольких сот до нескольких тысяч человек и размещены лишь в одном или нескольких селениях. В настоящее время они, большей частью, консолидируются с более крупными дагестанскими народами и в переписях населения не выделены как отдельные национальности, хотя в значительной мере сохраняют свою самобытность. Так, например, с крупнейшим дагестанским народом, аварцами, ассоциированы андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалцы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, гинухцы, хваршины, бежтинцы, гунзибцы, арчинцы. С даргинцами консолидируются кайтаги и кубачинцы.

Надо отметить, что на протяжении эпох ареал распространения палеокавказских языков постепенно сужался. Несколько тысячелетий назад кавказскоязычные племена населяли, по-видимому, не только весь Кавказ (или большую его часть), но и выходили далеко за его пределы. Многие ученые полагают, что к различным ветвям палеокавказской семьи были этнически близки известные народы Древнего Востока – гутии, хатты (протохетты), каски, хурриты, урарты, мушки и др. Поэтому, в этногенезе большинства современных народов Кавказа, говорящих на языках индоевропейской и тюркской системы, приняли участие и палеокавказцы – аборигены мест оседания пришлых племен. Подтверждается это и антропологическими данными.

Интересно, что на Кавказе давно уже существует мысль о кавказском единстве, основанном на общности происхождения. Грузинский автор XI века Леонтий Мровели, начинающий свой труд по истории древней Грузии с мифических времен Кавказа, составил генеалогическое “древо” народов, его населяющих, согласно которому армяне, грузины, вайнахи, дагестанские племена и др. имеют общего предка – легендарного Таргамоса (Торгома). По сообщению Мровели, расселившиеся по всему Кавказу потомки Таргамоса, помня о своем братстве, долгое время жили в дружбе между собой и сообща выступали против внешних врагов, нападавших на их родину.

Уже в глубокой древности, задолго до нашего летоисчисления, на Кавказ стали проникать первые индоевропейцы. В результате сложных ассимиляционных процессов часть пришельцев была поглощена местными племенами, другая же часть, передав автохтонному населению свой язык, вошла в состав сложившихся с течением времени индоевропейских народов Кавказа. Самый многочисленный из них – армяне (4623 тыс.). Древняя Армения охватывала обширную область в Передней Азии, однако, в XX веке базой для этнического и государственного развития армянского народа осталась только территория Южного Закавказья (историческая Восточная Армения). Существует также многочисленная армянская диаспора, рассеянная по всему свету.

Некоторые народы Кавказа относятся к иранской ветви индоевропейской семьи. Древние иранцы проникали на Кавказ как с севера, из Евразийских степей, так и с юга, со стороны Иранского нагорья. Их потомки – осетины (598 тыс.) на Северном Кавказе, частично проживающие также в Грузии, и таты (31 тыс.) и талыши (22 тыс.) в Азербайджане. В Закавказье проживают также ираноязычные курды, основная масса которых, однако, находится на своей исторической родине, за пределами Кавказа.

То же самое можно сказать о греках, которые появились на Кавказе в основном в XVIII-XIX веках и не имеют прямой связи с античными греческими колонистами Восточного Причерноморья.

Наконец, сегодня самая многочисленная группа индоевропейцев на Кавказе – это славяне. В основном русские (первые казачьи поселения с XVI в.), а также украинцы (с конца XVIII в.). Они проживают во всех регионах Кавказа, но наиболее компактно населяют Краснодарский и Ставропольский края Российской Федерации, где составляют около 90 процентов жителей.

Алтайская семья представлена на Кавказе в основном тюркской ветвью. Первые тюрки проникли на Кавказ во время гуннского нашествия (IV в.). Впоследствии из северных степей, а также с юга, происходили новые вторжения кочевых тюркских племен, оседавших в разных частях Кавказа. Уже в раннем средневековье на Северном Кавказе образовались значительные группы тюркоязычного населения, которые в результате длительных этногенетических процессов с участием местных племен, а также новых объединений тюрок, прибывающих в Предкавказье (особенно кыпчаков с XI в.), сложились в кумыкскую и карачаево-балкарскую общности. Кумыки (282 тыс.) проживают в равнинной части Дагестана, а карачаевцы (156 тыс.) и балкарцы (85 тыс.) – в зоне Большого Кавказа, поблизости от горы Эльбрус.

Единственный тюркоязычный народ Кавказа, сложившийся как этнополитическая общность за его пределами – это ногайцы (75 тыс.). Они потомки тюрко-монгольских кочевых племен, расселившихся в Азово-Каспийском междумории в XV веке. Здесь ногайцы сформировались в народ, проживающий сегодня отдельными группами от Кубани до Каспийского моря.

Самый многочисленный тюркоязычный народ Кавказа – азербайджанцы (6770 тыс.). Еще около 15 миллионов представителей этого народа проживает в Иране, в т.н. Южном, или Иранском, Азербайджане. В этногенезе азербайджанцев определяющее значение сыграли древние местные племена Восточного Закавказья и Северо-Западного Ирана, с которыми позднее смешались, передав им свой язык, тюркские пришельцы (особенно с XI-XIII вв.).

Тюркоязычной этнографической группой являются также т.н. месхетинские турки. В своей основной массе это потомки одной части грузинского племени месхов, исламизированной и тюркизированной во времена турецкого владычества в XVIII-XIX веках. Выселенные из Южной Грузии – Месхети в 1944 году “месхетинцы” отдельными группами проживают сегодня в государствах Центральной Азии, в России, в Азербайджане. Небольшое количество их живет и в Грузии. Проблема репатриации месхов на свою историческую родину еще ждет своего решения.

Наконец, на самой северной окраине Северного Кавказа проживают тюркоязычные трухмены – часть среднеазиатских туркмен, перекочевавшая на Северный Кавказ в XVII или XVIII веке, а также небольшая группа калмыков (с XVII в.), народа монгольского происхождения, хотя основная часть страны калмыков охватывает степные пространства севернее Кавказа, до Волги.

Кроме вышеназванных народов, на Кавказе издавна проживали и проживают различные группы семитского происхождения. Особо нужно отметить местных евреев, которые в течение многих веков пребывания на кавказской земле забыли свою речь и в качестве родного пользуются языком окружающего населения: в Грузии – грузинским, в Дагестане и Азербайджане – татским.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *