Люди, умоляю помогите с биологией! Практическая Работа 9-го класса
рактическая работа №1 по биологии 9 класс (ответы) — Строение тканей человеческого организма
Заполните таблицу.
Особенности строения и функции тканей
Вид ткани
Разновидность
Место расположения
Функции
1
2
3
4
Эпителиальная ткань — клетки плотно прилегают друг к другу
многослойный
кожа и стенки органов
защитная, иммунная
однослойный
железистый
железа
выделительная
Нервная ткань — состоит из клеток с отростками — нейронов и клеток глии
нейроны и клетки глии
весь организм
возбудимость и проводимость
Ткани внутренней среды — клетки расположены компактно или рыхло
кровь (плазма и форменные элементы)
кровеносная система
поддержание постоянства внутренней среды
лимфа
лимфатическая система
лимфатическая и иммунная системы
рыхлая волокнистая
стенки кровеносных сосудов
строительная
плотная волокнистая
связки и сухожилия
механическая и строительная
жировая
подкожно-жировая клетчатка
терморегулирующая, защитная
костная
межпозвоночные диски, суставы
опорная, механическая
Мышечные ткани — образованы клетками удлинённой формы
гладкая
скелет
непроизвольное сокращение, движение крови
поперечнополосатая скелетная
скелетные мышцы
опорная, двигательная
поперечнополосатая сердечная
сердце
сокращение сердца, передача возбуждения
Ответьте на дополнительные вопросы
В каких тканях объем межклеточного вещества больше объема клеток
В тканях внутренней среды (кровь, лимфа).
Различаются ли темпы деления клеток в разных органах и тканях тела человека
Различают. Например, эпителиальные клетки быстро восстанавливаются в то врем как нервные не восстанавливаются.
Как вы думаете, можно ли при лечении некоторых заболеваний человека использовать для трансплантации (пересадки) ткани органов животных Обоснуйте свой ответ.
В полной мере использовать нельзя, только частично. Например, сыворотку крови. использовать можно.
Какие ткани наиболее чувствительны к действию радиационного излучения Почему
Кровь, эпителий, костная ткань. Одним из первичных эффектов облучения живой ткани является разрыв молекул белка и образование новых молекул, чуждых организму.
istinaved.ru
Группа тканей | Виды тканей | Строение ткани | Местонахождение | Функции |
Эпителиальная | Плоский | Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу | Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов | Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи) |
Железистый | Железистые клетки вырабатывают секрет | Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы | Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного сока, гормонов) | |
Мерцательный (реснитчатый) | Состоит из клеток с многочисленными волосками (реснички) | Дыхательные пути | Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли) | |
Соединительная | Плотная волокнистая | Группы волокнистых, плотно лежащих клеток без межклеточного вещества | Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза | Покровная, защитная, двигательная |
Рыхлая волокнистая | Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное | Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы | Соединяет кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Осуществляет терморегуляцию тела | |
Хрящевая | Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное | Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов | Сглаживание трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин | |
Костная | Живые клетки с длинными отростками, соединенные между собой, межклеточное вещество – неорганические соли и белок оссеин | Кости скелета | Опорная, двигательная, защитная | |
Кровь и лимфа | Жидкая соединительная ткань, состоит из форменных элементов (клеток) и плазмы (жидкость с растворенными в ней органическими и минеральными веществами – сыворотка и белок фибриноген) | Кровеносная система всего организма | Разносит О2 и питательные вещества по всему организму. Собирает СО2 и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная) | |
Мышечная | Поперечно–полосатая | Многоядерные клетки цилиндрической формы до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами | Скелетные мышцы, сердечная мышца | Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца. Имеет свойства возбудимости и сократимости |
Гладкая | Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заостренными концами | Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи | Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже | |
Нервная | Нервные клетки (нейроны) | Тела нервных клеток, разнообразные по форме и величине, до 0,1 мм в диаметре | Образуют серое вещество головного и спинного мозга | Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов. Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости |
Короткие отростки нейронов – древовидноветвящиеся дендриты | Соединяются с отростками соседних клеток | Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела | ||
Нервные волокна – аксоны (нейриты) – длинные выросты нейронов до 1,5 м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями | Нервы периферической нервной системы, которые иннервируют все органы тела | Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам; от рецепторов (иннервируемых органов) – к нервной клетке по центростремительным нейронам. Вставочные нейроны передают возбуждение с центростремительных (чувствительных) нейронов на центробежные (двигательные) | ||
Нейроглия | Рядом с нейронами | Питают, выполняют опорную функцию |
nsportal.ru
Конспект урока по естествознанию для 9 класса «Строение клеток и тканей организма»
Естествознание
Класс 9
Карасева О.А
Дата ____________
Тема «Строение клеток и тканей организма»
Цель: Формирование знаний об общим строении человека.
Задачи:
1. Дать понятие что такое «клетка», рассказать о значение клетки в организме человека, познакомить со строением клетки.
2. Коррекция мышления на основе анализа текста и заполнения таблицы.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
— Каких животных называют млекопитающими?
— Почему человека относят к млекопитающим?
— Назовите признаки сходства человека и других млекопитающих
-Чем человек отличается от других млекопитающих?
-Почему человека называют разумным существом?
Карточки.
3. Изучение новой темы.
Коррекционное задание.
Рассказ учителя.
Тело человека состоит из огромного количества клеток. СМ. стр.233.
Записи в тетради.
Клетка — строительная единица живого организма, в том числе человека.
У человека клетки образуют ткани.
Ткани— группа клеток, имеющих общее строение и выполняющих одинаковые функции.
Соединительная
— жировая
— кровь
Из этой ткани состоит хрящи и кости. Они образуют скелет.
Мышечная
Обеспечивает движение тела человека и работу его внутренних органов.
Нервная
Образуют нервы. Обеспечивают связь мозга с любым участком организма человека.
4. Закрепление изученного материала.
Карточки.
Задание 1 . Соедини название ткани с её значением.
Название ткани
Значение ткани
Покровная
Обеспечивает движение тела человека и работу его внутренних органов.
Соединительная
— жировая
— кровь
Образуют нервы. Обеспечивают связь мозга с любым участком организма человека.
Мышечная
Образует покровы тела и защищает расположенные под ними внутренние органы.
Нервная
Из этой ткани состоит хрящи и кости. Они образуют скелет.
Задание 2. Вставь недостающие слова.
Клетка — строительная _________________ живого организма, в том числе человека.
Ткани— группа _______________, имеющих общее ________________ и выполняющих одинаковые ____________________.
Фронтальный опрос.
— Какую роль в организме человека играют клетки?
— Что такое клетка?
— Благодаря чему происходит рост ребёнка?
— Расскажите о строении клетки.
— Что такое ткани?
— Перечислите виды тканей
4. Домашнее задание.
Стр.9-13 читать, пересказ учить записи в тетради.
5. Итоги урока.
— Что нового узнали на уроке?
infourok.ru
Ткани и органы. Биология 9 класс Сапин
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
resheba.me
Урок 9. Ткани. Типы тканей и их свойства | Поурочные планы по биологии 8-9 класс
Урок 9. Ткани. Типы тканей и их свойства
19.01.2015
5513
770
Цели урока: развить понятия ткань; межклеточное вещество; дать
общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать связь
строения и функции; продолжить формирование умений работать с микроскопом и
фиксировать результаты наблюдений.
Оборудование: таблицы с изображением тканей, микроскопы,
микропрепараты однослойного, мерцательного эпителия, поперечно-полосатой,
гладкой мышечной и нервной тканей
Ход
урока
I.
Организационный
момент
II.
Проверка
домашнего задания
Карточка № / (ответ у доски)
1.
Сравните
число хромосом в клетках человека до и после деления. Почему, несмотря
наделение клетки, число хромосом в ней не изменяется, остается постоянным
(46)?
2.
Представьте,
что одна изолированная клетка кожи человека поделилась три раза (в
искусственных условиях изолированная клетка может размножаться). Определите:
A.
Сколько
станет всего новых (дочерних) клеток вместо одной после трехкратного деления?
Б. По сколько хромосом будет содержаться в каждой
дочерней клетке?
B.
Сколько
всего хромосом (сумма) будет содержаться во всех дочерних клетках?
Г. Как и из чего образуется столько
много новых хромосом при делении клет- ки?
Карточка № 2 (ответ у доски)
1.
Каковы
основные этапы процесса клеточного деления?
2.
Каков
основной биологический смысл деления клеток?
Пока ученики готовятся к ответу по карточкам № 1 и №
2, все остальные учащиеся получают следующие задания (задания предварительно
записываются на доске или проецируются на экран с помощь. ТСО или раздаются в
виде карточек)
Задание № 1. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова.
1.
Среда,
в которой находится организм, называется ,
среда, в которой находятся клетки и ткани, является .
2.
Жидкость, омывающая мышцы, составляет .
3.
Содержимое
пищеварительного канала относится к .
Из______________________________________
____ клетки
получают питательные вещества и кислород, необходимые для
_______ .
Питательные вещества используются для построения
__ и
восполнения . Энергетические нужды
клетки удовлетворяются за счет
органических веществ.
(Ключевые слова могут быть предложены в виде
дифференцированной помощи отдельным учащимся. Недостающие слова: внешняя среда,
биологическое окисление, обмен веществ, внутренняя среда, энергия, клеточные
структуры.)
Задание М 2. Конкретизируйте схему, субстрат фермент продукты
реакции» на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода.
Допишите утверждение.
Субстратом в этой реакции является_____________ , ферментом —
продуктами реакции -_ .
Ответьте, почему с вареным картофелем (мясом) эта
реакция не идет.
III.
Актуализация
опорных знаний
—
Что
означает следующая запись
Клетка
— ткань — орган?
—
Что
такое ткань?
—
Прочитайте
в тексте § 8 (Уч. К.) (§ 3, Уч. Б.; § 4, Уч.Д.) определение понятия «ткань»,
сравните его со своим. Найдите в нем две части: определяемое слово и группу
слов, которая раскрывает его содержание. Во второй части определения найдите
слова, характеризующие наиболее общий признак данного понятия, и признаки,
уточняющие общий.
—
Почему
в определении нельзя ограничиться словами: ткань — это группа клеток и
межклеточное вещество?
—
Какие
вопросы, расширяющие знания, вы хотели бы задать? (Например: Что такое межклеточное
вещество? Откуда оно берется? Одинаковы ли понятия «межклеточное вещество» и
«межклеточная жидкость»? Что значит, клетки имеют общее происхождение?)
IV.
Изучение новой
темы
►
После
краткой беседы учащиеся записывают в тетради тему урока и определение понятия
«ткань». К теме урока ставятся познавательные вопросы: какие ткани составляют
организм человека? Каковы их строение, свойства и функции?
& Ткань — группа клеток и находящееся между ними межклеточное
вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.
й> Дифференциация (от лат. differentia — разность, различие) многоклеточного
организма на ткани обусловлена приспособлением живой материи к условиям существования.
В процессе эволюции с усложнением потребностей организма появились специализированные
клетки, способные выполнить те или иные функции. Соответственно менялась и
ультраструктура таких клеток. Процесс формирования тканей длителен, он
начинается еще во внутриутробном периоде развития и продолжается в течение
всей жизни человека. Из трех зародышевых листков — мезодермы, эктодермы, энтодермы (вспомните трехслойных животных из
курса зоологии) — в дальнейшем происходит развитие основных тканей организма
человека (эпителиальной,
нервной, мышечной, соединительной).
Понятия «межклеточное вещество» и «межклеточная (тканевая) жидкость»-
разные понятия.
й Тканевая жидкость пополняется из вышедшей из кровеносного сосуда жидкой части крови,
состав которой при этом изменяется, межклеточное же вещество выделяется клетками. (Важно при характеристике ткани
описывать не только строение клеток, но и структуру межклеточного вещества.) В дальнейшем мы убедимся в том, что
свойства ткани во многом зависят от свойств межклеточного вещества.
Познакомиться со свойствами и функциями некоторых
тканей можно при выполнении следующей работы.
I.
Лабораторная
работа.
Местонахождение тканей в организме. Сравнение их свойств и функций.
1)
Сравните
неповрежденную кожу и шрамы на коже. Объясните, почему шрамы не загорают и
отличаются на ощупь от здоровой кожи.
Отличие заключается в том, что они состоят из разных
тканей. В здоровой коже в клетках эпителиальной ткани содержится кожный пигмент
— меланж, от него в значительной степени зависит цвет кожи. Под влиянием
солнечных лучей происходит усиленное образование пигмента и в результате чего
появляется загар.
Соединительная ткань здоровой кожи находится под
эпителием-эпидермисом и обусловливает ее упругость и эластичностью. В случае
поражения основных тканей какого-либо органа заменить утраченные элементы
способна соединительная ткань. Из нее как раз и состоят образующиеся после
ранения шрамы. Выполнять функции той ткани, которую соединительная ткань
заменила, она не может.
2)
Сопоставьте
путем пальцами ткани ушной раковины и ключиц. Определите свойства и функции
этих тканей.
Ушная раковина состоит из хряща (желтого эластического
хряща). Он эластичный и гибкий, способен быстро восстанавливать прежнюю форму
в случае ее изменениям, т. е. способна сопротивляться любым деформациям.
Ключица находится непосредственно под кожей и легко прощупывается на всем своем
протяжении. Она плотная, твердая. Несет опорную функцию.
3)
Пальпация
двуглавой мышцы и выяснение ее функции. Сравнение с гладкой мышечной тканью.
Двуглавая мышца плеча состоит из поперечнополосатой
мышечной ткани, которая управляется нашим сознанием. При желании мы можем
согнуть руку в локтевом суставе. Причина: сокращение мышцы под влиянием
нервных импульсов. Для всех мышечных тканей характерно основное свойство —
сократимость, т. е. способность на раздражение отвечать укорочением. Но нельзя
побледнеть или покраснеть по желанию, потому что расширение и сужение
кровеносных сосудов происходит независимо от нашего сознания, благодаря
сокращению или расслабленно гладкой мускулатуры, находящейся в их стенках.
Возможно вызвать соответствующие рефлексы. При штриховом раздражении тыльной
поверхности кисти кожа вначале бледнее — сосуды сужаются, а затем краснее —
сосуды расширяются.
II.
Лабораторная
работа.
Микростроение тканей. (Лабораторная работа по строению микропрепаратов различных
видов тканей или самостоятельная работа по учебнику, поскольку в учебнике даны
рисунки и описание препаратов, входящих в школьный комплект частной
гистологии.)
Параллельно учащиеся работают с таблицей «Группы
тканей человеческого организма» (ксерокопии таблицы на столе у каждого
ученика, в дальнейшем она прикрепляется в тетради и используется по мере
необходимости)
V.
Закрепление
изученного материала
Учащиеся формулируют вопросы по таблице и задают их
учителю или по цепочке друг другу.
VI.
Домашнее задание
Уч. К.: § 8.
Уч. Б.: § 3, термины, ответить на вопросы 1-6, 8, 9
после таблицы, вопрос 7.
Уч. Д.: §4.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Методическая разработка урока. Компоненты организма человека. Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека». 8 класс
8 класс
Урок №10 (Учитель)
КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. ТКАНИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Цель: сформировать представление о компонентах, составляющих организм человека.
Задачи:
Образовательная:
рассмотреть разнообразие тканей организма человека;
определить взаимосвязь между строением тканей и функциями, которые они выполняют;
выяснить, в чём заключается отличие между системой органов и анатомо-физиологической системой;
формировать основные биологические понятия: ткань, эпителиальная ткань, мышечная ткань, соединительная ткань, нервная ткань, нервная клетка, орган, система органов.
Развивающая:
формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.
Воспитательные:
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал по теме.
Домашнее задание: §10 – изучить, задание «Докажите взаимосвязь строения тканей и их функций»
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие; подготовка класса к работе.
Актуализация опорных знаний.
Здоровье от образа жизни зависит: а) 8-9%; б) 50%; в) 20-30%; г) 17-20%.
К вредным привычкам не относят: а) употребление значительных доз кофеина; б) курение табака; в) мытьё рук перед едой; г) употребление алкоголя.
Употребление наркотических и алкогольных напитков оказывает разрушительное действие в первую очередь на: а) нервную систему; б) выделительную систему; в) кровеносную систему; г) дыхательную систему.
При гиподинамии: а) нормализуется обмен веществ; б) ускоряются процессы жизнедеятельности; в) ускоряется процесс старения; г) ускоряется обмен веществ.
К рискованному образу жизни не относят: а) работа за компьютером более 3 часов в день; б) потребление пищи поздно вечером; в) водные процедуры утром; г) нарушенный режим дня.
Мотивация учебной деятельности (целеполагание).
Учитель:
В организме человека представлены разные уровни организации живой природы.
Назовите структурную и функциональную единицу организма? (Клетка)
Клетки объединяются в…… (Ткани)
Ткани объединяются в……. (Органы)
Органы образуют…….. (Системы органов)
(СХЕМА) (ДОСКА) (ЗАПИСАТЬ)
Какие ткани, органы и системы органов входят в состав растительного организма? (Ответы учащихся)
Какие ткани, органы и системы органов входят в состав животного организма? (Ответы учащихся)
Учитель:
?? Как вы считаете, почему у высших растений нет мышечной и нервной тканей? (Ответы учащихся)
?? Каким образом может быть взаимосвязано строение тканей и их функции? (Ответы учащихся)
Тема нашего занятия – «Компоненты организма человека. Лабораторная работа №1. Ткани организма человека».
Определим цели и задачи урока: рассмотреть разнообразие тканей организма человека; определить взаимосвязь между строением тканей и функциями, которые они выполняют; выяснить, в чём заключается отличие между системой органов и анатомо-физиологической системой; формировать основные биологические понятия: ткань, эпителиальная ткань, мышечная ткань, соединительная ткань, нервная ткань, нервная клетка, орган, система органов.
План урока:
Изучение нового материала.
Ткани.
Учитель:
На начальных стадиях эмбрионального развития все клетки организма одинаковы, затем происходит их специализация – формируются ткани.
Ткань – группа клеток и межклеточного вещества, которые имеют общее происхождение, строение и выполняют общую функцию.
(РАБОТА СО СЛОВАРЁМ) (Приложение для учащихся)
У человека ткани объединяются в 4 основные группы: эпителиальные ткани, соединительные ткани, мышечные ткани и нервная ткань.
(СЛАЙД-ШОУ) (Приложение для учащихся)
Органы и системы органов.
Учитель:
Схожие по строению и функциям ткани объединяются в органы.
Орган – анатомические образования, имеющие определённую форму и положение в организме, состоящие из нескольких тканей и выполняющие определённую функцию.
(РАБОТА СО СЛОВАРЁМ) (Приложение для учащихся)
(СЛАЙД-ШОУ)
Органы объединяются в системы органов.
Система органов — совокупность органов, имеющих общий план строения, общее происхождение и выполняющих единые функции.
(РАБОТА СО СЛОВАРЁМ) (Приложение для учащихся)
(СЛАЙД-ШОУ) (ТАБЛИЦА №1) (Приложение для учащихся)
(РАБОТА С УЧЕБНИКОМ) (ЧИТАТЬ, СТР. 31)
Учитель:
ЗАДАНИЕ. Используя текст §10 (стр. 30-31) и рисунки 2.1, 2.2, 2.3, а также предложенные иллюстрации и микрофотографии, выполните лабораторную работу №1.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Ткани организма человека
Цель: научиться определять, ткани человека по микропрепаратам, устанавливать связь между строением и функциями тканей.
Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей.
Ход работы
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат эпителиальной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат мышечной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат соединительной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат нервной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Заполните таблицу «Ткани организма человека».
Эпителиальная
Мышечная
Соединительная
Нервная
По результатам работы сделайте вывод.
Закрепление изученного материала.
Какая ткань обладает возбудимостью и сократимостью? (Мышечная)
Какая ткань имеет хорошо развитое межклеточное вещество? (Соединительная)
Назовите общее свойство нервной и мышечной тканей. (Возбудимость)
Какая ткань соединяет в органы и системы органов в единое целое? (Нервная)
Какие системы выполняют в организме регуляторную функцию? (Нервная и эндокринная)
Рефлексия.
Заполнение листов самооценки. (Приложение для учащихся)
Обсуждение с учащимися выставленных ими оценок и их коррекция.
Приложение для учащихся
8 класс
Урок №10 (Ученик)
КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. ТКАНИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Проверка домашнего задания.
Здоровье от образа жизни зависит: а) 8-9%; б) 50%; в) 20-30%; г) 17-20%.
К вредным привычкам не относят: а) употребление значительных доз кофеина; б) курение табака; в) мытьё рук перед едой; г) употребление алкоголя.
Употребление наркотических и алкогольных напитков оказывает разрушительное действие в первую очередь на: а) нервную систему; б) выделительную систему; в) кровеносную систему; г) дыхательную систему.
При гиподинамии: а) нормализуется обмен веществ; б) ускоряются процессы жизнедеятельности; в) ускоряется процесс старения; г) ускоряется обмен веществ.
К рискованному образу жизни не относят: а) работа за компьютером более 3 часов в день; б) потребление пищи поздно вечером; в) водные процедуры утром; г) нарушенный режим дня.
Работа на уроке.
Словарь
Ткань — группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, происхождением и выполняемой функцией.
Эпителий — ткань многоклеточных животных организмов, расположенная на поверхности тела и выстилающая все его полости в виде пласта клеток, а также составляющая большую часть желёз. Для эпителия характерна высокая способность к регенерации.
Мышечная ткань — ткань, составляющая основную массу мышц и осуществляющая их сократительную функцию.
Соединительная ткань — ткань животного организма; выполняет опорную, питательную и защитную функции.
Нервная ткань — ткань, состоящая из нервных клеток — нейронов — главных функциональных элементов нервной ткани и вспомогательных клеток — нейроглии. Нервная ткань возникла в ходе эволюции при объединении нейронов в узлы (ганглии).
Нейрон — нервная клетка, основная функциональная и структурная единица нервной системы; принимает сигналы, поступающие от рецепторов и других нейронов, перерабатывает их и в форме нервных импульсов передаёт к эффекторным (двигательным) нервным окончаниям, контролирующим деятельность исполнительных органов (мышцы, клетки железы или других нейронов).
Орган — часть тела, имеющая определённую форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций. Примеры органов: желудок, глаз, рука, лёгкие.
Система органов — совокупность органов, имеющих общий план строения, общее происхождение и выполняющих единые функции. Например, кровеносная система состоит из следующих органов: сердце, кровеносные сосуды.
Рисунок 1. Эпителиальная ткань
Рисунок 2. Костная ткань (соединительная)
Рисунок 3. Хрящевая ткань (соединительная)
Рисунок 4. Кровь (соединительная)
Рисунок 5. Рыхлая соединительная ткань
Рисунок 6. Жировая ткань (соединительная)
Рисунок 7. Мышечная ткань
Рисунок 8. Нервная ткань
Таблица 1. Примеры систем органов
Система органов
Части системы
Ткани, из которых состоят органы
Опорно-двигательная
Скелет
Костная, хрящевая, связки
Мышцы
Поперечно-полосатая мышечная ткань.
Сухожилия. Гладкая мышечная ткань
Кровеносная
Сердце
Поперечно-полосатая мышечная ткань.
Соединительная ткань
Сосуды
Гладкая мышечная ткань, эпителии, жидкая соединительная ткань — кровь
Дыхательная
Легкие
Однослойный эпителий, соединительная ткань
Дыхательные пути
Гладкая мышечная ткань, хрящ, мерцательный эпителий, плотная соединительная ткань
Пищеварительная
Пищеварительные железы
Гладкая мышечная ткань, железистый эпителий, соединительная ткань
Пищеварительный тракт
Гладкая мышечная ткань, эпителий, соединительная ткань
Покровная
Кожа
Многослойный эпителий, гладкая мышечная ткань, соединительная рыхлая и плотная ткань
Мочевыделительная
Почки
Гладкая мышечная ткань, эпителий, соединительная ткань
ЗАДАНИЕ. Используя текст §10 (стр. 30-31) и рисунки 2.1, 2.2, 2.3, а также предложенные иллюстрации и микрофотографии, выполните лабораторную работу №1.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
Ткани организма человека
Цель: научиться определять, ткани человека по микропрепаратам, устанавливать связь между строением и функциями тканей.
Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей.
Ход работы
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат эпителиальной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат мышечной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат соединительной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Рассмотрите под микроскопом микропрепарат нервной ткани. Отметьте особенности её строения и сделайте рисунок.
Заполните таблицу «Ткани организма человека».
Эпителиальная
Мышечная
Соединительная
Нервная
По результатам работы сделайте вывод.
Закрепление изученного материала.
Какая ткань обладает возбудимостью и сократимостью?
Какая ткань имеет хорошо развитое межклеточное вещество?
Назовите общее свойство нервной и мышечной тканей.
Какая ткань соединяет в органы и системы органов в единое целое?
Какие системы выполняют в организме регуляторную функцию?
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4
Карточка 5
Рефлексия (самооценивание).
Лист самооценки Класс ______ Ученик ________________________________
Какова была цель урока __________________________________________________________
Удалось получить результат (решение, ответ)? ________________________________________
Правильно или с ошибкой? _______________________________________________________
Самостоятельно или с чьей-то помощью? ___________________________________________
Какую оценку ты бы себе поставил? ________________________________________________
infourok.ru
Лабораторная работа в 9классе.»Изучение строения клетки под микроскопом»
Лабораторная работа:» Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
Цель: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения
1.Организационный момент.
2.Повторим строение микроскопа
Алгоритм работы с микроскопом
1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой.
2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. 3. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение.
4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
5. Положить микропрепарат на предметный столик.
6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.
7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.
8. Привести микроскопом в не рабочее положение
3.Задание. Рассмотрите готовые микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом
Сравните два микропрепарата. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-”
Клетка
Цитоплазма
Ядро
Плотная клеточная стенка
Пластиды
Растительная
Животная
Проверим! Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-”
Клетка
Цитоплазма
Ядро
Плотная клеточная стенка
Пластиды
Растительная
+
+
+
+
Животная
+
+
_
_
Зарисовать растительную и животную клетку
4.Вывод: что общего у животной и растительной клетки? Общие признаки: Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра. 2. Сходство процессов обмена веществ и энергии. 3. Единство принципа наследственного кода. 4. Универсальное мембранное строение. 5. Единство химического состава. 6. Сходство процесса деления клеток.
Вывод: в чем отличие растительной клетки от животной? В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит
5.Выберите верные утверждения! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка
6.Проверь себя! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка
infourok.ru