9 класс

Конспект по химии 9 класс габриелян параграф 4 – Конспект урока химии по теме “Водород” (9 класс)

Конспект урока химии по теме "Водород" (9 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»

с. Степного Степновского района Ставропольского края

Методическая разработка урока химии в 9-м классе по теме

"Водород"

Cоставитель:

Матюшина Оксана Михайловна

учитель химии и биологии

2019г

Тема урока: "Водород"

Цель: Создать условия для формирования знаний о водороде.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о простом веществе – водороде.

Развивающие:

продолжать развивать общеучебные умения – охарактеризовать свойства вещества на основе его положения в ПСХЭ;

умения составлять уравнения реакций (ОВР) на примере химических свойств водорода.;

интеллектуальные умения – устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, делать выводы по теме, систематизировать материал;

речевые умения – строить связные высказывания в учебно-научном стиле при работе в группах;

коммуникативные умения – высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение своего товарища.

Воспитывающие: способствовать воспитанию определенных черт личности: усидчивости, умение работать в группе.

Оборудование: учебник Химия 9 О.С.Габриелян. ЦОРы, компьютер, проектор.

Химические реактивы и оборудование: цинк, соляная кислота, аппарат Киппа, металлический штатив, пробирка, спички, вата.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

План урока:

1. Организационный момент

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

3.Этап усвоения новых знаний

4. Этап закрепления новых знаний

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствие учителя и учащихся

Определение отсутствующих

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (3 мин.)

Формулировка темы и цели урока учащимися:

Отгадайте загадку о чем идет речь?

Я, газ, легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный,

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду!

(Учащиеся формулируют цели и задачи урока, демонстрируются слайды 1-3)

3. Актуализация знаний

Историческая справка (сообщения учащихся).

В трудах химиков 16 и 17 веков неоднократно упоминалось о выделении горючего газа при действии кислот на металлы. В 1766 году Г. Кавендиш собрал и исследовал выделяющийся газ, назвав его "горючий воздух". Будучи сторонником теории флогистона, Кавендиш полагал, что этот газ и есть чистый флогистон. В 1783 году А. Лавуазье путем анализа и синтеза воды доказал сложность ее состава, а в 1787 определил "горючий воздух" как новый химический элемент (Водород) и дал ему современное название hydrogene (от греч. hydor – вода и gennao – рождаю), что означает "рождающий воду"; этот корень употребляется в названиях соединений Водорода и процессов с его участием (например, гидриды, гидрогенизация). Современное русское наименование "Водород" было предложено М. Ф. Соловьевым в 1824 году.

Применение Водорода. В промышленном масштабе Водород стали получать в конце 18 века для наполнения воздушных шаров. В настоящее время Водород широко применяют в химической промышленности, главным образом для производства аммиака. Крупным потребителем Водорода является также производство метилового и других спиртов, синтетического бензина и других продуктов, получаемых синтезом из Водорода и оксида углерода (II). Водород применяют для гидрогенизации твердого и тяжелого жидкого топлив, жиров и других, для синтеза HCl, для гидроочистки нефтепродуктов, в сварке и резке металлов кислородо-водородным пламенем (температура до 2800°С) и в атомно-водородной сварке (до 4000°С). Очень важное применение в атомной энергетике нашли изотопы Водорода – дейтерий и тритий. Говоря о применении водорода, стоит рассказать о его использовании в синтезе НСl и Nh4, а также резке, сварке и получении металлов, в переработке нефти и жиров.

4. Этап усвоения новых знаний (20 мин.)

  1. Нахождение в природе (слайды 6-10).

Учащиеся разгадывают тайнопись и характеризуют нахождение водорода в природе. Заполняют схему в инструктивной карте (прил. 1).

Что означают эти цифры?

70% 8%

1% 50%

  1. Положение водорода в периодической системе.

Давайте с вами разберемся почему водород занимает двойственное положение в ПСХЭ.

  1. Строение атома водорода – визитка химического элемента

Индивидуальная работа

(1 ученик работает у доски – составляет схему строения атома водорода, остальные пишут в тетради, демонстрируется слайд 11-12)

Характеризуя водород по положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, следует обратить внимание на особенности строения атома водорода – самого простейшего из химических элементов.

  • Символ – Н;

  • Порядковый номер – 1

  • Группа – IА,(VIIА)

  • Период – 1

  • Относителная ат. масса – 1

  • Степени окисления: +1,0,-1

  • Число е, p+, n0 – 1,1,0

Молекула водорода двухатомная, связь ковалентная неполярная (Н:Н или Н-Н).

Вывод: строение обусловливает разнообразие свойств водорода, его двойственное положение в системе Д. И. Менделеева – в I и VII группах (слайд 13).

  1. Физические свойства водорода (слайд 14).

Учащимся предлагается разгадать ребус и предсказать физические свойства водорода.

Водород – газ без цвета, вкуса и запаха, плохо растворим в воде, в 14,5 раз легче воздуха, температура кипения - 253 0С

Демонстрация видеофрагмента «Мыльные пузыри с водородом».

Интересный факт из жизни ученых (сообщение учащихся).

Как-то ученый Пилатр де Розьер решил проверить, что будет, если вдохнуть водород; до него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие. Он еще раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом, и произошел сильный взрыв.

  1. Получение водорода (слайд 15-18).

1. Демонстрация видеофрагмента « Получение водорода в лаборатории».

2. Лабораторный опыт.

Работают в группах пользуясь инструктивными карточками (выполняют опыт)

  • Получить водород из цинка и соляной кислоты.

  • Собрать водород в пробирку методом вытеснения воздуха.

  • Проверить наличие водорода с помощью реакции горения (над пламенем спиртовки).

  • Записать уравнение реакции.

3. Записывают способы получения водорода в лаборатории и в промышленности (с помощью учителя)

1) В лаборатории:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

2К+2H2O=2KOH+H2

2) В промышленности:

С + Н2О = СО + Н2

СН4 + Н2О = СО + 3Н2

2О = 2Н2 + О2

Не шутите с Водородом!

Он горит, рождая воду,

В смеси с Кислородом-братом

Он взрывается, ребята!

Вам скажу на всякий случай –

Эту смесь зовут « гремучей».

Демонстрация видеофрагмента «Взрыв гремучего газа»

  1. Химические свойства водорода (слайд 22-23).

Учитель организует фронтальную работу по изучению химических свойств водорода и подводит к выводу об ОВ свойствах водорода

Учащиеся по очереди выходят к доске и записывают уравнения реакций, отражающих основные химические свойства водорода.

  • 2 + О2 = 2Н2О

  • 3H2 + N2 = 2NH3

  • H2 + 2Na = 2NaH

  • H2 + Ca = CaH2

  • CuO + H2 = Cu + H2O

  1. Применение водорода (слайд 24-27).

Учитель организует дискуссию, а учащиеся отвечают на вопросы:

  • Какие свойства водорода находят применение в современном мире и в прошлые столетия?

  • Чем опасен водород?

  1. Этап закрепления новых знаний (10 мин.)

Задание 1(слайд 28): Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в лабиринте, выбирайте в качестве исходных разные клетки лабиринта.

Задание 2 (слайд 29-30): Как называются вещества: H2O, NH3, H2S ? В каком из предложенных веществ
массовая доля водорода наибольшая?

ω (Н) = 2*1/ 18 = 0,11 = 11% в H2O

ω (Н) = 3*1/ 17 = 0,18 = 18% в NH3

ω (Н) = 2*1/ 34 = 0,06 = 6% в H2S

Массовая доля водорода наибольшая в NH3

Задание 3(слайд 31-32): «Телеграмма»

Напишите пропавшие вещества и расставьте коэффициенты (выполняется самостоятельно по вариантам).

1 вариант

Мg + ……… = MgH2

.. + H2 = H2S

Al + HCI = ……….

Fe3O4 + H2 = Fe +…..

2 вариант

…….. + H2 = KH

H2 + …….. = H2 O

Zn + H2 SO4 = ……..

WO3 + H2 = W + ….

Котрольный тест.

Задание. Необходимо выбрать правильные утверждения. В рабочей тетради в столбик проставьте цифры с 1 по 12. Если вы согласны с утверждением, ставьте напротив цифры плюс, если нет, то минус.

Учитель зачитывает утверждения.

1. Водород – самый распространённый элемент во Вселенной.

2. Водород - самый распространённый газ на Земле.

3. Основным соединением водорода на нашей планете является вода.

4. Благодаря водороду есть жизнь на Земле.

5. Степень окисления водорода равна +2.

6. Формула простого вещества водорода Н2.

7. Газ водород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой.

8. Газообразный водород хорошо растворим в воде.

9. Водород в смеси с кислородом взрывоопасен.

10. Чтобы собрать водород, пробирку надо держать отверстием вверх.

11. Водород можно собрать методом вытеснения воды.

12.Водород помогает получать металлы

Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 и более ошибок - неудовлетворительно.

  1. Рефлексия (4 мин.)

Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:

Выберите подходящее словосочетание, чтобы определить ваше отношение к сегодняшнему уроку (слайд 35): .

Важная тема Урок понравился

Есть вопросы Ничего не понятно

Здорово Мне было интересно

Было скучно Легкая тема

Ничего особенного Оценка урока - хорошо

Оценка урока – отлично Доволен оценкой

Я молодец!

  1. Информация о домашнем задании – слайд 34(1 мин.)

  • Конспект (читать)

  • Запишите уравнения химических реакций, осуществив следующие превращения:

H2 → CaH2 → H2 H2S

Ca (OH)2

  • Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для восстановления оксида меди (II) массой 127 кг, содержащего 8% посторонних примесей.

  • Подготовить сообщения по темам (по желанию)

«Водород во Вселенной»,

«Старинные способы получения водорода»,

«Из истории развития воздухоплавания».

Оценка «5» - если выполнены 1-3 задание, оценка «4» - 1,2 задание, оценка «3» - 1 задание.

Литература

  1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Пособие для 8-11 классов средней школы. – М.: Экзамен, 2002. – 448с.

  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 400с.

  3. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-9» для учащихся и учителей. – М.: БЛИК и К, 2004. – 224с.

  4. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.

Приложение 1

Инструктивная карта

Опорный конспект

Открытие простого вещества

В природе:

- Водород составляет % массы солнца

- На Земле – %

- В свободном виде – в газах нефтяных скважин, в верхних слоях атмосферы.

-В воде.

-В органических соединениях, в белках, жирах, углеводах - %.

- Из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности (во вселенной - %).

Строение атома

атом Н:

Порядковый номер –

Группа –

Период –

z = , p+ = , n0=

e = , Ar =

Электронная формула:

Металл (неметалл)

Изотопы водорода:

Водород – простое

вещество – H2

Степень окисления =

Связь -

Электронная формула –

Структурная формула -

Перекрываются две

S – орбитами с образованием

s – s связи

, В,Ц,З,M

H2

Mr=2

(легче воздуха)

(в 100v H2О растворяется 2v H2 при t0=200С

p=1атм.)

Ткип= -2530С

Тпл= - 2590С

Жидкий водород – самая легкая жидкость

Способы собирания

Вытеснением

воздуха

Вытеснением

Воды (над водой)

Химические свойства

Применение водорода

Домашнее задание

  1. Конспект (читать)

  2. Запишите уравнения химических реакций, осуществив следующие превращения:

H2 → CaH2 → H2 H2S

Ca (OH)2

  1. Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для восстановления оксида меди (II) массой 127 кг, содержащего 8% посторонних примесей.

  2. Подготовить сообщения по темам (по желанию)

«Водород во Вселенной»,

«Старинные способы получения водорода»,

«Из истории развития воздухоплавания».

Оценка «5» - если выполнены 1-3 задание, оценка «4» - 1,2 задание, оценка «3» - 1 задание.

“Кроссворд”

Работайте в парах.

Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезды, на которой преобладает химический элемент водород. Каждое предложенное химическое явление подтвердите соответствующими уравнениями химических реакций.

  1. Сложные вещества, при взаимодействии которых с водородом получают металлы.

  2. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде.

  3. Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого химического элемента.

  4. Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду.

  5. Металл, непосредственно взаимодействующий с водородом.

  6. Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощности химической промышленности страны.

infourok.ru

План-конспект урока по химии (9 класс): Урок "Решение задач по химии"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Игримская общеобразовательная средняя школа № 1

Урок квест

«Решение задач по химии»

9 класс

Черёмина Л. Н.

МБОИСОШ № 1

п. Игрим 2019 г

Цель  урока: формирование навыков решения типовых задач по химии.

Требования к результатам обучения:

Личностные:  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на решение  задач,  интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать)

Метапредметные:  умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные: повторить  решение типовых задач.

Личностные УУД

Л 1. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Л 2. Готовность к равноправному сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

Р 1. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Р 2.  Составляют план и последовательность действий.

Р 3. Сличают свой способ действия с эталоном.

Познавательные УУД:

П 1. Анализируют условия и требования задач.

П 2.  Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

П 3. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи.

Коммуникативные УУД:

К 1. Умеют слушать и слышать друг друга.

К 2. Планируют общие способы работы.

К 3. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

К 4. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

К 5. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

К 6. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

К 7. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

План урока

Этапы урока

Время

в минутах

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Орг.момент

3

+

Объяснение хода урока

+

Л 2.

2

Основная часть.

А. Формирование групп, получение задание, выработка способа работы группы

2

+

+

(распределение работы с консультантом)

Р 1,  Р 2

К 2,  К 3, К 7.

Б. Работа с консультантами по решению задач.

(Консультант отрабатывает алгоритм)

4

(общ 16)

+

Регламент времени

+

(вопросы консультанту)

Л 1,  П 2

В. Решение задач своей группы

16

+

Регламент времени, обращение  групп к знатоку химии

+

(работа с заданием для группы)

Л 2, Р 3

П 1, П 2, П 3

К 2, К 5, К 6

Г. Получение ключа «буквы» от знатока химии.

(знаток химии выдает ключ или указывает на ошибку)

1

+

(можно в течение времени решения задач)

+

(установка букв в общую фразу урока)

К 1, К 7

3

Заключительная часть

2

+

(учитель читает фразу с доски, указывает на то, что учащиеся вместе шли к цели, делая посильный вклад, отмечает лучших)

+

(ученики

осуществляют рефлексию)

Л 1, К 7

Огр. Момент.

Учитель объясняет, что класс поделён на 4 группы. Каждая группа должна решить 4 задачи, при этом можно воспользоваться знаниями консультанта (их 4 по количеству типов задач). Каждая команда планирует общие способы работы своей группы, после решения задач обращается к знатоку химии, который меняет ответ задачи на букву. Из букв составляется фраза к концу урока. Побеждает команда которая первой завершит поиск 4 букв для общей фразы.

Основная часть.

А. Группа получает задание, прочитывает. Вырабатывает  действия своей группы при работе с консультантом. Возможно распределяет задаваемые вопросы – вырабатывает стратегию дальнейших действий.

Б. Работа группы с консультантом ограничена во времени- 4 минуты, он показывает алгоритм действий и отвечает на вопросы группы.   Движение групп организуется от консультанта к другому консультанту по часовой стрелке. Задачи в заданиях и бейдж консультантов выделены цветоа (красный, зеленый, синий,  фиолетовый) Не дает решения задач!

В. Группы решают задание. В это же время они могут подойти с ответом решённой задачи к знатоку химии и получить ключ, либо отказ с указанием ошибки решения.

Г. По истечению времени все ответы меняются на буквы и выставляются в заранее подготовленном порядке. (Лучше на интерактивной доске записать фразу и закрыть прямоугольниками с номерами, номера будут повторяться)

Заключительная часть.

Открываем фразу: «Химия – наука о веществах, их свойствах.

Выигрывает команда, которая воспользовалась услугами  консультантов, решила все задачи самой первой. Команда получает поощрительные значки «химчики». (накопив такие за несколько уроков можно обменять на оценку)

Приложение: На интерактивной доске в закрытом виде

23

10

14

10

33

-

15

1

21

12

1

16

3

6

27

6

19

20

3

1

23

,

10

23

19

3

16

11

19

20

3

1

23

На интерактивной доске в открытом виде

Х

и

м

и

я

-

н

а

у

к

а

0

в

е

щ

е

с

т

в

а

х

,

и

х

с

в

о

й

с

т

в

а

х

Приложение  2. (задачи для групп, ответы для учителя и знатока химии)

Задание первой группы.

  1. Найдите массу хлорида алюминия, полученного при взаимодействии 75, 6 г 25 % раствора соляной кислоты с избытком  алюминия. (23 г)
  2. Найдите массу оксида марганца (IV), полученного из 40,3 г перманганата калия, содержащего 10 % примесей.(10 г)
  3. Найдите массу осадка. образованного 18 г гидроксида бария и 5,9 г серной кислоты. (14 г)
  4. Найдите объем воздуха, необходимого для сжигания 3,63 г  пентанола. (33 л)

Задание второй группы.

  1. Найдите массу кислорода, полученного из 2, 86 г хлората калия, содержащего 12 % примесей. (1г)
  2. Найдите массу осадка, образованного 40 г сульфата меди (II) и 17,2 г гидроксида натрия. (21 г)
  3. Найдите объем воздуха, необходимого для сжигания 1, 39 гг бутанола. (12 г)
  4. найдите массу ортофосфата кальция, полученного при взаимодействии 47, 5 г 20 % раствора ортофосфорной кислоты с избытком кальция.(15 г)

Задание третьей группы.

  1. Найдите массу осадка. образованного 70 г нитрата железа () и 33,6 г гидроксида калия. (27 г)
  2. Найдите объем воздуха необходимого для сжигания 2 г гексанола. (19 л)
  3. Найти массу хлорида магния, полученного при взаимодействии 82 г 15 % раствора соляной кислоты с избытком магния. (16 г)
  4. Найдите массу оксида меди (II), полученного из 4,08 г гидроксида меди (II), содержащего 15 % примесей.(3 г)

Задание четвертой группы.

  1. Найдите объем воздуха необходимого для сжигания0,66 г пентанола. (6 л)
  2. найдите массу сульфата цинка, полученного при взаимодействии 67,8 г 18 % раствора серной кислоты с избытком цинка. (20 г)
  3. Найдите массу оксида железа (III), полученного из 15,5 г гидроксида железа (III), содержащего 5 % примесей. (11 г)
  4. Найдите массу осадка, образованного 8,15 г хлорида натрия и 93, 8 г нитрата серебра. (20 г)

nsportal.ru

Урок химии "Качественный анализ неорганических соединений"

План урока

«Качественный анализ неорганических соединений»

Школа: КГУ «Бескольская средняя школа №2»

Дата: 12.07.2019г

Ф.И.О. учителя: Бакулина Динара Мухамедовна

Класс: 9

Участвовали: Не участвовали:

Тема урока:

Качественные реакции на катионы. Лабораторный опыт №3 «Определение катионов Li+, Na+ ,K+ ,Ca2+ ,Sr2+, Ba2+,Cu2+ по окрашиванию пламени». Лабораторный опыт №4 «Качественные реакции на катионы Fe2+, Fe3+, Cu2+ взаимодействие со щелочами».

Учебные цели, достигаемые на этом уроке.

9.4.1.8. - описывать и проводить реакции окрашивания цвета пламени для определения катионов металлов: Li+, Na+ K+, Ca2+, Sr2+, Ba2+, Cu2+.

9.4.1.9. - проводить качественные реакции на определение катионов: Fe2+, Fe3+, Cu2+.

Цель урока

К концу урока учащиеся, проведут качественные реакции на катионы, а так же заполнят таблицу качественных реакций на примере 9 катионов.

Критерии оценки

Обучающиеся:

-на примере качественных реакций 9 катионов выполняют лабораторные опыты;

-заполняют таблицу качественных реакций.

Языковые ценности

Учащиеся должны охарактеризовать свойства катионов, записывать и объяснять уравнения взаимодействия качественных реакций на катионы металлов.

«Терминология химии»: качественная реакция, аналитическая химия, реактив на определяемый ион, цвет пламени, реагент, образование осадка, продукты реакции, изменение цвета.

Привитие ценностей

Общенациональная идея «Мәңгілік Ел»

Экономический рост на основе индустриализации и инновации. Коммуникативное взаимодействие через активные методы обучения, доброжелательное сотрудничество.

Развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования.

Межпредметная связь

Физика, экология

Предшествующие знания

Катод, анод, вещества выпадающие в осадок, условия протекания реакций до конца, заряд иона, катионы металлов.

Ход урока

Начало урока

1 мин

6 мин

Действия учителя:

1.Приветствие. Учитель создаёт коллаборативную атмосферу в классе, задавая вопрос «Какое у вас настроение на урок?»

Метод «Большой палец»

Действие учащихся:

Ученики показывают большим пальцем, какое у них настроение:

Поднятый вверх большой палец - настроение отличное;

В сторону - хорошее;

Вниз - плохое.

Актуализация знаний.

Для повторения изученного материала в 8 классе предлагается выполнение задания:

Форма работы: Индивидуальная работа

Формативное оценивание: Взаимооценивание с помощью приема «Светофор» .

Задание 1.

А) KOH + HCl = K+ + Cl + H2O.

H+ + OH = H2O. (Pеакция нейтрализации)

Б) Na2S + H2SO4 = Na2SO4 + H2S↑

    2Na+ + S2– + 2H+ + SO42– =  2Na+ + SO42– + H2S↑

    2H+ + S2– = H2S (Pеакция идущая с выделением газа)

В) FeCl3   +   3NaOH  = Fe(OH)3↓  + 3NaCl

Fe 3+  + 3Cl   + 3Na+  + 3OH   = 

Fe(OH)3↓+ 3Na+ + 3Cl  

 Fe 3+  + 3OH   =  Fe(OH)3↓ (Реакция идущая с выпадением оcадка)

Правильные ответы записаны на презентации.

Задание 2. поиграем в игру «Третий лишний». Среди данных ионов определите катионы:

Са2+ , Fe2+, S2 -; Ag+, Sr2+; K+, Na+, NО3- Li+, Cu2+ Cl , Ba2+

Форма работы: Индивидуальная работа

Формативное оценивание: Взаимооценивание с помощью смайлика, по дескрипторам.

Критерии оценивания: Знает катионы и анионы

Дескрипторы: определяет 1 лишний ион;

определяет 2 лишних иона; определяет 3 лишних иона.

Навык: знание, понимание.

Дифференциация обучения: скаффолдинг.

Действия учителя:

По данным уравнениям реакции, и по каким признакам вы можете определить о чём идет речь?

Учащиеся дают ответ.

Тема урока: Качественные реакции на катионы. Лабораторный опыт №3. «Определение катионов Li+, Na+ ,K+ ,Ca2+ ,Sr2+, Ba2+,Cu2+ по окрашиванию пламени».

Лабораторный опыт №4. «Качественные реакции на катионы Fe2+, Fe3+, Cu2+ взаимодействие со щелочами».

Работа по карточкам

Распечатанные задания

Середина урока

1 мин

15 мин

10 мин

Изучение новой темы

Действия учителя: вопрос учащимся «Где в повcедневной жизни они вcтречаются с химичеcкими pеакциями?»

 Учащиеся дают свои ответы

АМО «Мозговой штурм»

Навык: знание, понимание.

Форма работы: Индивидуальная работа

Цель: учащихся нацелить на новую тему урока

Проблемный вопрос: «Почему реакции называют качественными?»

Деление на 2 группы

Актуализация знаний по правилам ТБ

Групповая работа (2 группы)

Задания для формативного оценивания

1.Лабораторный опыт №3 «Определение катионов Li+, Na+ ,K+ ,Ca2+ ,Sr2+, Ba2+,Cu2+ по окрашиванию пламени».

Работа в группах

АМО «Лабораторный опыт»

Навык: применение

Дифференциация обучения: По типу восприятия, скаффолдинг.

Критерии оценивания: на примере 9 катионов заполняет таблицу.

(А) Обучающиеся прокаливают нихромовую проволоку над спиртовкой и осуществляют прикрепление на её петельку кристаллов LICl, NaСl, KCl, CaCl2, SrCl2, BaCl2, CuCl2 записывают свои наблюдения. Они видят изменение цвета проволоки.

(В) Обсудите наблюдения и сделайте выводы по определению катионов;

2.Показ видеоролика. «Определение катионов по окрашиванию пламени».

Вам необходимо внимательно посмотреть видеоролик и запомнить как изменится цвет пламени катионов металлов.

Работа в группах

Дифференциация обучения: По типу восприятия, по ролям в группе.

Учитель оpганизует работу по постановке эффективных вопросов, в ходе которой, учащиеся пpиходят к выводу о cуществовании новой химичеcкой реакции, которая является сегодняшней темой урока «Качественные реакции на катионы».

АМО «Метод эффективных вопросов»

Прием: Формативный опроc

Обсуждение. Вопросы к видеоматериалу.

1.Какое окрашивание пламени дает катион Li+?

2. Какое окрашивание пламени дает катион Na+?

3. Какое окрашивание пламени дает катион K+ ?

4. Какое окрашивание пламени дает катион Sr2+?

5. Какое окрашивание пламени дает катион Ва2+?

6.Как определяют катионы металлов по окрашиванию пламени?

Учащиеся заполняют таблицу:

Изменение цвета пламени доказывает присутствие катионов в кристаллах. Каких?

Дескрипторы:

1.Указан 1 этап проведения эксперимента

2.Указан 2 этап проведения эксперимента

3.Оформлен вывод проведенного эксперимента

Учитель наблюдает и корректирует (если требуется).

Лабораторный опыт №4 «Качественные реакции на катионы Fe2+, Fe3+, Cu2+ взаимодействие со щелочами».

Показ видеоролика. Работа в парах

АМО «Лабораторный опыт»

Дифференциация обучения: По типу восприятия.

Критерии оценивания: заполняет таблицу качественных реакций

Цель опыта: исследовать химические реакции, которые идут с выпадением осадков.

(С). Предложите учащимся получить качественную реакцию на катионы металлов: Fe2+, Fe3+, Cu2+ ;

Объясните признаки выпадения трех осадков и опишите изменение окраски.

Что наблюдаете? Оформите вывод.

Дескрипторы:

1.Указана очередность проведения эксперимента

2.Оформлен вывод проведенного эксперимента.

А теперь ребята ответьте мне на вопрос «Почему реакции называют качественными?»

Учащиеся дают ответ.

Таблица: «Качественные реакции 9 катионов»

Определя-

емый ион

Реактив используемый для определения

Результаты качественной реакции

Cu2+

OH  

Fe2+

OH  

Fe3+

OH  

Ва2+

SO42-

Ca2+

СО3 2-

K+

-

Na+

-

Sr2+

-

Li+

-

Формулируют общий вывод по лабораторным опытам.

Формативное оценивание: письменный комментарий учителя

Реактивы:

Кристаллы LICl, NaСl, KCl, CaCl2, SrCl2, BaCl2, CuCl2 нихромовая проволока,

спиртовка, спички.

Компьютер, интерактивная доска

Распечатанные карточки

Компьютер, интерактивная доска

Реактивы приборы:

Растворы FeSO4,NaOH, Fe2(SO4)3, CuCl2 , пробирки и штатив

Распечатанные карточки

Распечатанные карточки

Конец урока

6 мин

1 мин

Закрепление

АМО: Разноуровневые задания

Цель: определить на каком уровне знаний учащийся находится.

Навык: знание, понимание, применение

Диффеpенциация обучения : по типу сложности задания.

Уровень А. Напишите уравнение реакции взаимодействия хлорида бария с серной кислотой в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

Уровень В. Закончите уравнение реакции взаимодействия хлорида бария с серной кислотой в молекулярном, сокращенном ионном виде

Уровень С. Закончите уравнение реакции взаимодействия хлорида бария с серной кислотой в молекулярном виде.

Формативное оценивание: Взаимооценивание по технике «Светофор», устный комментарий учителя.

Рефлексия: Метод «Лесенка успеха». Каждый учащийся закрепляет человечка на тот уровень, который соответствует его состоянию на уроке.

Домашнее задание: параграф 11 прочитать и написать мини-эссе на тему «Применение качественных реакций в промышленности».

Распечатанные

задания

Ватман,

стикеры

На уроке использованы виды дифференсации:

  1. По форме работы: индивидуальная, групповая.

  2. По уровню ЗУН, разноуровневые задания

  3. Диффpенциpованное д/з – по уpовню мыслительных навыков

  4. По типу восприятия материала- слушание, визуалирование, наблюдение

  5. По оцениванию – словесный комментарий учителя, взаимооценивание- стикеpы.

ФО:

  1. Взаимооценивание

  2. словесные комментарии учителя

  3. письменный комментарий учителя

  4. Взаимооценивание техники «Светофор»

Напоминание о соблюдении правил техники безопасности при выполнении опытов

Здоpовьесбеpегающие технологии.

Рефлексия по уроку

Метод «Лесенка успеха»

Общая оценка

две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения)

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел лучше (касающиеся преподавания и обучения)

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/ затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

infourok.ru

Технологическая карта урока по теме: "Основания" (Химия. 8 класс)

Технологическая карта урока «Основания» в 8 классе

Урок открытия «новых» знаний

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

  1. Степень окисления. Бинарные соединения.

  2. Оксиды.

  3. Важнейшие оксиды в природе и жизни человека. Водородные соединения элементов.

  4. Основания.

  5. Кислоты.

  6. Соли.

  7. Составление формул солей.

  8. Кристаллические решетки

  9. Чистые вещества и смеси

  10. Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

  11. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)

  12. Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

  13. Решение расчетных задач с использованием понятия «доля».

  14. Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов».

Учебная задача

Познакомить учащихся с понятием «основания», дать знания о составе данного класса соединений, классификации, физических свойствах, а так же практическом применении оснований.

Реактивы и оборудование

Растворы NaOH, KOH, Ca(OH)2, Al(OH)3, Cu(OH)2, индикаторы: лакмусовая бумажка, фенолфталеин, метилоранж, пробирки (3), штатив для пробирок.

Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний об основаниях как о новом классе неорганических веществ; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.

Задачи:

Предметные: умение определять отличительные признаки состава оснований, проанализировав их формулы; сравнивать основания по различным признакам, определять основания среди соединений других классов; находить степень окисления элементов в основаниях, заряд гидроксогруппы; указывать связь оснований с другими классами неорганических соединений, приводить доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения щелочной среды через заполнение сравнительной таблицы, рассматривать практическую значимость данного класса соединений в жизни человека

Метапредметные: умение осознать ограниченность собственного знания, выделять проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ; анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой информации в символы, схемы; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Личностные: обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления на примере анализа проблем, связанных с производством, применением данного класса соединений в промышленных масштабах, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Ресурсы:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/docs/5888972de2acf.docx

http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru

Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

ЭОРы

Установление соответствия: основание - оксид металла 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Состав и классификация оснований

http://fcior.edu.ru/card/10935/sostav-i-klassifikaciya-osnovaniy.html

Химические формулы оснований

http://fcior.edu.ru/card/13431/himicheskie-formuly-osnovaniy.html

Правила техники безопасности при работе со щелочами

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce9b-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.

Учащиеся готовятся к учебной деятельности. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Проводит беседу и организует выполнение задания.

Что изучает химия?

Что такое вещества?

Как делятся вещества по составу?

C какими сложными веществами мы уже знакомы?

Создаёт проблемную ситуацию путём предложения задания №1.

(см. задание 1).

Распределите вещества на группы. Дайте им названия.

Na2O, NaOH, CaO, Cu(OH)2, N2O5, CO2, Fe(OH)3.

К какой группе веществ мы отнесём NaOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3?

Отвечают на вопросы, дают им определения.

Изучили класс оксидов, бинарные соединения.

Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, и вещества второй группы неизвестны.

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения существенных признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Создание проблемной ситуации.

Поиск способа решения проблемной ситуации.

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности.

Создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока.

Для того, чтобы узнать название группы веществ, к которой относятся данные вещества вам предстоит выполнить задание №2.

(см. задание 2).

Мы нашли название группы веществ второго класса.
На основе выполнения заданий №1-2 предлагает сделать вывод, о каком классе веществ идет речь, таким образом, определяя тему урока.

Организует деятельность учащихся на осмысление понятия: основания.

(см. задание 3).

Выберите признаки оснований, подчеркните их прямой линией. Какие из признаков являются существенными, подчеркните их волнистой линией.

1. В состав молекулы входит металл.

2. Молекула содержит гидроксогруппу.

3. Растворяются в воде.

4. Едкие.

5. Мылкие.

6. Изменяют окраску индикаторов.

Мы можем выполнить данное задание? Почему? Какова будет цель урока? Что мы можем узнать об основаниях?

Вернёмся к выполнению задания после изучения данного вопроса.

Выполняют задание №2 и получают слово – ОСНОВАНИЯ.

(получившиеся числа – 16,19,15,16,3,1,15,10,33)

Определяют тему урока - «Основания», цель и задачи.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; аргументировать и отстаивать свое мнение;

Познавательные: решение задач и формулирование познавательной цели.

уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Проанализируйте формулы

NaOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3 по составу и ответьте на вопросы:

1. Это вещества простые или сложные?

2. Есть ли сходства в элементном составе молекул?

3. Как по-латински произносится О-кислород и Н-водород? Предложите название группы ОН.

4. Какую суммарную степень окисления имеет группа -ОН?

5. Есть ли отличия в молекулах оснований?

6. Расставьте степени окисления элементов в молекулах оснований.

7. От чего зависит число гидроксогрупп в молекулах оснований?

8. Предложите общую формулу оснований.

Отвечают на вопросы во время диалога, ведут записи в тетради

Коммуникативные: инициативное сотрудничество учащихся в поиске и выборе информации;): формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение.

Регулятивные: учащиеся самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

5. Этап реализации построенного проекта.

Организует работу по исследованию класса оснований, предлагает выполнить

задание 4

(см. задание 4).

Заполняют таблицу, формулируют выводы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать выводы.

6. Физкультминутка

Цель: развитие здорового образа жизни.

Предлагает сделать зарядку, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Повторение упражнений. Учатся переключаться

на другой вид деятельности, формируют представление о значении физминутки.

7. Первичное закрепление

Как можно распознать основания среди растворов других веществ?

Правила Т.Б.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce9b-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Организует работу по выполнению лабораторной работы

(см. задание 5).

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb156370-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Организует работу по отработке умения устанавливать соответствия:

Формула основания – формула оксида.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce99-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?from=d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08&interface=pupil&class=50&subject=31

Выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу «Действие щелочей на индикаторы».

Составляют оксиды, соответствующие основаниям.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные– выделение необходимой информации, умение наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам лабораторной работы. овладение основами химической грамотности — способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции по применению.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество при выполнении лабораторной работы с акцентированием практического и общественно-социального значения полученных знаний;

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

8. Самостоятельная работа.

Где применяются основания?

Организует деятельность по применению новых знаний в форме схемы-Фишбоун, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность

(см приложение– задание 6). Пользуясь нижеприведённым текстом, ответьте на вопрос: Где применяют основания?

В качестве ответа заполните схему - рыбу, в которой верхние рёбра – это название вещества, обладающего щелочными свойствами, нижние рёбра – способы его использования. Сделайте вывод одним предложением и запишите его на хвосте рыбы.

Заполняют схему Фишбоун на установление причинно-следственных связей и формулирование вывода-хвоста рыбы.

Мыло – растворяет жир и смывает грязь;

Сода – в кулинарии, для полоскания горла;

Раствор аммиака – стеклоочиститель;

Гашёная известь – строительство, побелка;

Хлорная известь – дезинфицирующее средство;

Гидроксид натрия – щелочные батарейки;

Гидроксид калия - производство тугоплавкого стекла.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез; умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

9. Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал.

Объясняет домашнее задание

Формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 20, вопросы 1-2, составить кроссворд по теме «Основания». Приготовить сообщение по теме «Индикаторы»

(по желанию).

Фиксируют задание: записывают задание в тетрадь.

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

10. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме анкетирования –

(см. задание 7).

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.

Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и всё же каждый для себя совершил какое-то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение:

Сегодня на уроке 

  • Я узнал

  • Я научился …

  • Было сложно

  • Было легко

  • Мне понравилось

  • Не понравилось

  • Меня удивило

  • Я не понял

  • Мне необходимо …

Запишите продолжение этого предложения в тетрадях.

Итак, озвучьте свои записи.

На уроке я работал(а): Активно/пассивно

Своей работой на уроке я:

Доволен/ не доволен

(мы сегодня научились находить формулы оснований среди других веществ, называть основания и составлять формулы по названиям, познакомились с отдельными представителями оснований.)

Выставляются оценки учащимся за работу на уроке

Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока.

Высказывают свои мысли. Дополняют предложения.

Участвуют в беседе с учителем.

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

infourok.ru

Учебник по химии 9 класс габриелян

Автор Сообщение
advissor ®

Мистер Стабильность Uploader 100+

Стаж: 9 лет 10 мес.

Сообщений: 16457

Ratio: 1061,429

Раздал: 123,5 TB

Поблагодарили: 583127

100%


Учебник по химии 9 класс габриелян

[Поиск-Club.name]_Учебник по химии 9 класс габриелян.torrent
 Торрент: ⭐⭐⭐⭐⭐ 5 из 5    Зарегистрирован

 

 Зарегистрирован:   01.09.2019 09:28:26
 Размер:   1,33  
 Рейтинг:    (Голосов: 955)
 Поблагодарили:   932
 Проверка:   Оформление проверено модератором 01.09.2019 18:13:00
Как cкачать  ·  Как раздать  ·  Правильно оформить  ·  Поднять ратио!  
tipa_pasha

Стаж: 7 лет 4 мес.

Сообщений: 10

Ratio: 8,965

2.81%


advissor ®

Мистер Стабильность Uploader 100+

Стаж: 9 лет 10 мес.

Сообщений: 16457

Ratio: 1061,429

Раздал: 123,5 TB

Поблагодарили: 583127

100%


Trends

Стаж: 7 мес. 6 дней

Сообщений: 1

Ratio: 2,242

0%

Leha-ha

Стаж: 7 лет 10 мес.

Сообщений: 441

Ratio: 28,985

100%


vipmolodoi

Стаж: 5 лет 9 мес.

Сообщений: 202

Ratio: 18,621

Раздал: 6,881 TB

100%


ramzes_sp

Стаж: 3 года 7 мес.

Сообщений: 1

Ratio: 6,47

0%

advissor
Учебник по химии 9 класс габриелян !!!
Tank

Стаж: 8 мес. 20 дней

Сообщений: 3

Ratio: 32,328

100%

kpozk.4failast-portgek.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *