9 класс

Конспект по обществу 9 класс – Конспекты по обществознанию 9 класс УМК: Л.Н.Боголюбов

Конспект урока по обществознанию 9 класс

Конспект урока по обществознанию 9 класс.

Тема: Государство

Тип: комбинированный

Цель: Познакомить учащихся с понятием «политическая система общества», пояснить роль государства в нашей жизни, его сущность и функции.

Задачи:

Образовательная:

  • Повторить термин «государство»;

  • Выявить признаки государства;

  • Объяснить понятие «суверенитет»;

  • Выявить основные функции государства и проанализировать их;

  • Выявить причины зарождения государства.

  • Выявить роль государства в нашей жизни.

Развивающая:

  • развивать навыки культуры речи;

  • развивать такие познавательные процессы учащихся, как речь, память, мышление, внимание на основе заданий по данной теме;

  • умения высказывать своё мнение;

  • развивать умение прислушиваться к чужому мнению при обсуждении ответа на поставленный вопрос;

  • делать выводы на основе анализа основного материала и выделять главное при изучении всей темы;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и гордость к нашему государству;

  • Воспитывать умение прислушиваться к чужому мнению при обсуждении темы;

Форма урока: традиционная

Оборудование: мел, доска, учебник по обществознанию (А.Е.Кравченко, Е.А.Певцова), карточка с терминами.

План урока:

1.Государство. Признаки государства.

2.Функции государства.

3.Причины появления государства.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

этап

Учитель приветствует учеников и проверяет наличие учеников, прося дежурного по классу сообщить об отсутствующих.

Ученики приветствуют учителя, встав со своих мест. Дежурный по классу доносит до сведения учителя об отсутствующих в классе.

2.Проверка домашнего задания

Опрос.

1.Карточка с терминами.(государство,право,власть,авторитет, иерархия,сила)

2.проверка эссе.

3.нарисовать схему власти.

Отвечают на вопросы.

Государство-система управления обществом

Право- система норма поведения в обществе, узаконенная государством

Власть-это влияние на основе закона или традиции,т.е.нефезическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.

Авторитет- в широком смысле- общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях. в узком-одна из форм осуществления власти.

Иерархия-расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Сила-применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания.

3.Изучение новой темы.

Итак, мы приступаем к изучению новой темы. Запишем число, тему и план урока. Сегодня мы поговорим о государстве. Давайте еще раз вспомним, что такое государство?

Существует такое понятие как политическая система.

Скажите, как соотносятся эти понятия?

У государства, как системы управления, существуют свои признаки. Давайте вместе назовем их.

Запишем.

Скажите, а как вы понимает термин «суверенитет»? приведите примеры из истории.

Переходим ко 2 пункту плана. Итак, функции государства делятся на 2 группы внутренние и внешние. Сделаем таблицу. Давайте вместе начнем заполнять, а дома вы ее самостоятельно закончите.

Внутренние функции

Внешние функции

Переходим к 3 пункту плана.

Ребят, а какие вы можете назвать причины появления государства?

Существует огромное количество теорий возникновения государства. Послушайте и кратко отметьте себе в тетради.

1.Теологическая-государсвто является результатом божественного сотворения мира.

2.Патриархальная- Г.происходит из семьи, это результат разрастания семьи.

3.Договорная-государсвто возникло как объединение людей на добровольной основе.

4.теория насилия-гос.возникло как результат завоевания одной части общества другой

.5.Психологическая-у людей есть потребность властвовать, а другие способны лишь подчиняться.

6.Расовая-люди делятся на высшие и низшие расы.Первые призваны господствовать.

7.Материалистическая-государство приходит на смену родоплеменной организации, происходят коренные изменения в экономической сфере.Усиливается имущественное расслоение общества.

А какой теории придерживаетесь вы?

Записывают число, тему и план урока в тетрадь.

Отвечают на вопрос. Государство-система управления обществом

Отвечают: государство это часть политической системы.

Называют признаки.

записывают их в тетрадь.(единая территория, единая система управления, единая система законов. монополия на легальное применение силы, право на взимание налогов, гражданство, представительство в международных организациях, суверенитет.)Записывают.

Высказывают свое мнение

Рисуют таблицу в тетради. Заполняют вместе с учителем.

Рассуждают, высказывают свое мнение.

Внимательно слушают, фиксируют в тетрадь.

Высказывают свое мнение

4.Закрепление.

В качестве закрепления повторим основные моменты темы.

1) Что такое государство? Признаки государства

2) Функции государства.

3) Причины и теории происхождения.

Объясняют термины, говорят о признаках функциях государства.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

Комментирование работы учеников в классе. Выставление оценок за урок. Итак, домашнее задание выучить параграф 2, все записи, которые мы сделали в тетради.Заполнить дома таблицу,записать слова в словарик. Благодарит учеников за работу на уроке. Прощается.

Записывают домашнее задние. Прощаются с учителем

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

Разделы:
История и обществознание


Цель урока:  расширить и углубить
представления учащихся о юридической
ответственности за совершение правонарушений.


Ожидаемые учебные результаты


После занятия учащиеся смогут:

  • знания
  • называть виды правонарушений  и законы (акты),
    описывающие их;
  • называть отличительные признаки преступления;
  • называть возраст частичной и полной уголовной
    ответственности
  • умения и навыки
  • соотносить конкретный казус с видом
    правонарушений;
  • работать в группе, выступать публично
  • отношения, ценности, внутренние установки
  • выразить свое отношение к необходимости
    законов, знанию законов и их соблюдению

Основные понятия:  правонарушения,
виды правонарушений, преступления, проступок


Основная деятельность на занятии:
работа в малых ролевых группах с казусами и с
Памяткой, презентация выводов группы.


Ресурсы к занятию


Столы поставлены так, чтобы создать две рабочих
группы.

2 таблички на столы: «преступление», «проступок»

Памятка (Приложение 1)


План занятия


1. Мотивация


Казус «Драка Сидорова». Вопрос: какое наказание
может получить Сидоров?


2. Объяснение темы, учебных результатов и
хода занятия


3. Введение в новый материал


Рассказ учителя: краткое изложение видов
правонарушений, признаков, видов юридической
ответственности


4. Интерактивная часть


а) разъяснение задания

б) выполнения задания учащимися

в) презентация работы групп


5. Подведение итогов занятия, домашнее
задание
.


ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Мотивация


– Давайте рассмотрим такой случай или, как
говорят юристы, казус.

Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре
школы, в ходе которой было разбито большое окно, и
один из его одноклассников поранил лицо
осколками стекла.

– Как вы думаете, что может грозить Сидорову за
это? (Ответы детей)

Если бы на этот казус посмотрел юрист, то он,
прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам
правонарушений можно отнести поступок Сидорова?
Ведь именно от этого зависит и наказание.


2. Объявление темы, учебных результатов и
хода занятия


Тема нашего занятия как раз и называется
«Правовая ответственность». После этого занятия
мы сможем… (перечислить ожидаемые учебные
результаты).

В ходе нашего занятия мы выступим в роли
законодателей и попытаемся определить, к каким
видам правонарушений стоит отнести конкретные
казусы. В качестве справочной информации мы
будем пользоваться Памяткой. А в конце занятия мы
снова вернемся к случаю с Сидоровым и попытаемся
уже более грамотно ответить на вопрос о
возможном наказании, грозящем Сидорову.


3. Введение в новый материал


Прежде чем выступить в роли законодателей, нам
необходимо сначала узнать, что такое
правонарушение, какие виды правонарушений
выделяют ученые и практики.

Давайте обратимся к нашему учебнику и памятке.

Правонарушение – нарушение норм права,
противоправное поведение граждан, учреждения,
организации, предприятия.


Признаки правонарушения:  


1. Опасное для общества поведение

2. Нанесение кому-либо вреда

3. Нарушение норм закона


Виды правонарушений: преступление и проступок


Преступление – общественно-опасное деяние,
запрещенное законом под угрозой наказания.

Правонарушитель – достигшие 16 лет, а по ряду
преступлений с 14 лет

Проступок – правонарушение, характеризующееся
меньшей степенью вредности (пьянки, дебоши,
мелкие хищения)

Наказание – предупреждение, штраф,
исправительные работы


За совершение правонарушений наступает
правовая или юридическая ответственность.



Самый суровый вид ответственности – уголовный
(лишение свободы, конфискация имущества).
Административная ответственность наступает за
проступок.


4. Интерактивная часть


4.1. Разъяснения задания


Каждый из вас получает один из казусов. Ваша
задача: определить к какому виду правонарушения
(преступление или проступок) это относится. В
классе стоят два стола с табличками
«преступление» и «проступок».


Получив казус и приняв решение, каждый должен
подойти к соответствующей табличке. Таким
образом, у нас сформируется 2 группы
законодателей.


Задания

  1. Кража денег из банка (преступление)
  2. Повреждение дерева (проступок)
  3. Клевета на человека (проступок)
  4. Убийство человека (преступление)
  5. Азартные игры (проступок)
  6. Ограбление прохожего (преступление)
  7. Нарушение техники безопасности (проступок)
  8. Террорист попытался угнать самолет
    (преступление)
  9. Рабочий совершил прогул (проступок)
  10. Девушка похитила чужого ребенка (преступление)
  11. Дебош в общественном месте (проступок)
  12. Ложное сообщение об акте терроризма
    (преступление)
  13. Распитие  спиртных напитков в общественном
    месте (проступок)
  14.  Переход дороги на красный свет светофора
    (проступок)

Группы у нас сформировались. Теперь приступим к
выполнению заданий.


4.2. Выполнение заданий.


Каждая группа получает ряд казусов. Необходимо
определить к какому виду правонарушений
относится каждый казус, какое наказание
последует.


1. Работягина опоздала на работу


(Если для опоздания не было уважительных
причин, Работягина нарушила трудовую дисциплину,
поэтому это дисциплинарное правонарушение.
Наказание – замечание, выговор, увольнение с
работы)


2. Гонщиков решил покататься на
асфальтоукладчике, но не смог пригнать его
обратно, оставив в придорожной канаве.


(Это уголовное правонарушение. В
соответствии со ст. 166 УК его поведение
квалифицируется как «неправомерное завладение
транспортным средством без цели хищения».
Наказание с 14 лет
)


3. Сидоров нагрубил учителю во время урока.


(Это дисциплинарное правонарушение, т.к.
грубость в адрес учителя нарушила дисциплину в
классе. Если его грубость выглядит как
ругательство (громко и неприлично) –
административная ответственность за мелкое
хулиганство или уголовная ответственность за
хулиганство. Если ему 14 лет, но не исполнилось 16,
то он подлежит уголовной ответственности только
за хулиганство с отягчающими обстоятельствами).


4. Вандалова нарисовала на стене библиотеки
огромную картину неприличного содержания.


(Это можно отнести к административному
правонарушению, т.к. не имеет большой
общественной опасности (рисунок нанесен
лекгосмываемыми красками). А возможно, Вандалова
подлежит уголовной ответственности, если ее
художества будут квалифицированы как вандализм,
ответственность с 14 лет)


5. Пьянов в нетрезвом состоянии приставал к
прохожим, просил деньги на выпивку и ругался
нецензурной бранью.


(Действия Пьянова – хулиганство, мелкое
хулиганство, т.е. административное
правонарушение. Если под приставанием
скрывается угроза насилия, то такое хулиганство
превращается в уголовное правонарушение
)


6. Жаднов не вернул долг в срок.


(Это гражданско-правовое нарушение,
связанное с товарно-денежными отношениями и не
имеет такой большей общественной опасности
)


7. Бегунова перебежала через дорогу на красный
свет светофора, что создало аварийную
обстановку.


(Административное правонарушение – если
никто не пострадал или пострадал легко. Но если
последствия серьезные – уголовное
правонарушение с 16 лет
)


8. Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал
чужой катер.


(Хотя действия Нырялкина и похожи на
преступление (угон катера), но они не являются
преступлением (ст.39 УК РФ). Нырялкин угнал катер,
чтобы спасти человека)


9. Козодоева не уследила за своей козой, которая
проникла в соседний огород и съела всю капусту.


(Гражданско-правовое правонарушение –
уничтожение собственности соседей в виде
капусты. Возмещение ущерба)


10. Сержантов самовольно ушел из воинской части
в городской магазин.


(Дисциплинарное правонарушение. Если поход в
магазин длился более 2-х дней, то он подлежит
уголовной ответственности)


11. Лихачев, катаясь на велосипеде, не справился
с управлением и врезался в бабушку. Бабушка упала
и сломала руку.


(Возможно Лихачева привлекут к уголовной или
административной ответственности, т.к. нарушение
им правил управления велосипедом повлекло, хотя
и по неосторожности, причинение вреда здоровью
человека. Если ему не исполнилось 16 лет, то он
ответственности не подлежит. Возможен вариант
только гражданско-правовой ответственности)


4.3. Презентация работы групп и вопросы.


Каждая группа выступает с результатами работы.
В ходе выступления спрашиваем другие группы:


– Согласны ли другие группы с таким решением?
Объясните, почему они приняли такое решение.


После выступления спросить:


– Что было самым сложным в выполнении задания?
Почему?

– Какие вопросы у вас возникли?


5. Подведение итогов занятия

  • Что мы делали на уроке?
  • Что нового узнали сегодня?
  • Кто из вас может дать определение преступления?
    Правонарушения?
  • С какого возраста наступает уголовная
    ответственность?
  • Почему необходим закон? Так ли необходимо знать
    закон? Почему?
  • Вспомните казус с Сидоровым. Как сейчас вы бы
    ответили на вопрос о возможном наказании
    Сидорова?

(В данном случае можно найти признаки всех
видов правонарушений: дисциплинарного –
нарушение правил поведения в школе;
гражданско-правового – возмещение ущерба школе
за разбитое окно и однокласснику за лечение;
административного – драка может быть признана
мелким хулиганством, т.к. был нарушен
общественный порядок в общественном месте;
уголовного – причинение телесных повреждений
однокласснику. Все зависит от обстоятельств дела
и от того, кто и как будет заинтересован в
наказании Сидорова)


Выставление оценок.


Домашнее задание – параграф 30 в. 1, 2, 4


Литература:

  1. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по
    учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н.
    Степанько.– Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в
    обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для
    учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.
    Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право.
    Интерактивный курс практического права. Книга
    для преподавателя к тому 2: Учебно-методическое
    пособие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского
    института права имени Принца П.Г.
    Ольденбургского, 2004.

2.06.2013

urok.1sept.ru

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Конспект урока обществознания 9 класс » Политика и власть».

ФИО педагога Мельник Виктория Олеговна

Предмет обществознание

Класс  9

Тип урока урок-исследование, урок формирования нового знания

Технология урока Технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология исследовательской деятельности

Тема Политика и власть 

Учебно-методический комплекс: 1) Обществознание, 9 класс: учебник, Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение, 2014г.; 2) Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М.: Просвещение, 2014г.;

    Урок 1

§ 1. Политика и власть.

1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

1-я линия развития личности.  Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём.

Формулировать  понятия  «власть», «политическая власть».  Определять роль политики в жизни общества. Определять роль СМИ  в политической жизни общества.

2-я линия развития личности. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей.

Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях. Определять и объяснять своё отношение к политическим   событиям.

3-я линия развития личности. Действовать в пределах норм нравственности и права.

Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами.

2. Содержание урока.

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Политика как общественное явление. Понятие политической власти.

Роль политики в жизни общества.

Степень влияния СМИ на политическую жизнь.

Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Формулирование проблемного вопроса.

Выдвижение версий.

Умение классифицировать имеющуюся информацию.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.

Умение выделять главное.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Формулирование вывода.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение анализировать и обобщать информацию.

3. План проведения урока.

I. Проблема урока: «Зачем   нужна   политическая власть?»

II. Поиск решения проблемы:

1) Для чего нужна власть в обществе? Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в семье, на работе, в армии. Политическая власть поддерживает порядок в государстве.

2) Почему СМИ называю четвёртой властью?

3) Государство для человека или наоборот? Политическая власть наделяет людей не только правами и свободами, но и возлагает на них обязанность соблюдать закон. Сама же политическая власть несёт ответственность за соблюдение прав и свобод человека.

Примерный вывод по проблеме. Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.

4. Рекомендации. Обучение учебному действию.

При изучении 1-й главы учебника  «Политика»  предлагается  использовать следующие учебные действия:

1. Выбрать информацию, которую можно классифицировать, представить результат своей работы в виде схемы.

2. Устно выполнить сравнение объектов, выбранных на основе материала параграфа.

3. Определить информацию, к которой можно применить такое учебное действие, как моральный выбор.

5. Ход урока.

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Актуализация знаний

– Сегодня мы приступаем к изучению первой  главы, которая называется «Политика».

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «политика»?

Объясните значения ключевых слов названия и подзаголовка главы.

– Какую сферу общества мы будем изучать и в чём её функция?

– Тема сегодняшнего урока – «Политика и власть».

Ответы учеников:

-управление, власть

(учитель фиксирует понятия на доске)

Формулируют  понятия «политика» и «власть»  

– Политическая сфера. Её функция – управление жизнью общества для установления порядка.

 Записывают в тетрадь.

Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Создание проблемной ситуации

Анализ летописи о призвании варягов на Русь.  

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще готландцы, — вот так и прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. (Хрестоматия по истории России с древнейших времен до

наших дней. Учебное пособие, М.Проспект 2000 г. с.17).

— Как Нестор  определяют уровень развития славянских племён?

— Предположите, с какими проблемами сталкивались славяне?

— По какой причине призвали варягов славяне на свои земли?

(Приложение 1)

Формулирование проблемы

–– На какое противоречие обратили  вы, ребята, внимание, читая летопись?

На доске: ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ВЛАСТЬ

           Не нужна           Нужна

 Какой вопрос, обращённый к любому (а не только древнему) обществу, здесь может быть сформулирован?

Проблема: «Зачем нужна политическая  власть?»

Приблизительные варианты ответов:

— Славяне  были  отсталыми племенами

— Восточные славяне не могли  защищать свои земли, управлять ими  вследствие своей отсталости

— Варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде.

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один.

– Сначала варяги были не нужны славянам, их изгнали и жили без власти, а потом варягов позвали обратно и признали их власть.

Формулирование проблемного вопроса.

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Выдвижение гипотезы

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Проводит стрелки на доске от записанной формулировки проблемы к ключевым словам версий

Приблизительные варианты ответов:

 — для установления порядка в стране, поддерживать порядок в семье, на работе, в армии.

Выдвижение версий.

Создание плана урока

– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. На доске написаны понятия, вам надо дать им определения.

Проанализируйте следующие ситуации.

Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?

Чем отличаются эти отношения?

1.Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

2.Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» ( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».

3.В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

4.Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».

5.Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

6.Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

— Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях? 

— По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? 

— Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

(Приложение 2)

На доске и в тетради.

 Власть – это отношение руководства и подчинения, складывающиеся между людьми в процессе организации общественной жизни.

– Подберите синонимы к слову власть (2 мин.) и запишите их  в тетради.

 

Приблизительный план:

  1. Что такое власть? Что такое политическая власть?
  2. Какие бывают виды политической власти?
  3. Функции политической власти.

Приблизительные варианты ответов:

1 – 2. Это волевые отношения, т.к. состоят в возможности одного лица осуществлять свою власть. Различие состоит в том, от кого исходит власть (отец, профсоюз, святой…), т.е. источниках власти и на кого она распространяется (сын, верующие, рабочий…),т.е. сферы воздействия.

3. Нет, т.к. их участники не равны между собой: одни главенствует, другие подчиняются.) 

Ученики  зачитывают слова, а один учащийся пишет  их на доску.

На доске коллаж из слов: могущество, принуждение, влияние,  воля, господство, повеление, сила, управление.

Умение систематизировать обществоведческую информацию.

Умение классифицировать имеющуюся информацию.

– Как будем с вами решать проблему урока?  

«Зачем нужна  политическая власть?»

– Надо проверить каждую из версий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Открытие нового знания

– Прочитайте первый пункт § 1 выполните задание.

Задание: РТ с.4 № 1: Найдите в учебнике и выпишите в тетрадь определение термина «политика».

(Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. О.А.Котова, Т.Е.Лискова, М.: Просвещение, 2014г.;)

Задание: РТ с.4 № 2:  У Даля «Политика — наука государственного управленья; |виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые.  Вообще уклончивый и самостный образ действий. Политик м. умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать».

Сравните определение, данное В.И. Далем, с   приведенным в учебнике. Что их объединяет?

– Как вы понимаете выражение «политическая власть»?

Задание: РТ с.4 № 3: Какое понятие объединяет все остальные:

1) законодательная власть;  2) исполнительная власть;

3) политическая власть;  4) государственная власть; 5)судебная власть?

Задание: РТ с. 4 № 4. Работа с текстом. 

М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»

«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

Итак, “политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься “политикой” — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика “по случаю”, так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками “по случаю” являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на “политическом” собрании, произносим “политическую” речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками “по совместительству” являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным “делом жизни” ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые “работают” на нее лишь во время сессий. 

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой”.

1.Заполните таблицу  (Приложение 3)

2.Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

3.К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства?

4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой?

5. В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения.

– Как бы вы ответили на проблемный вопрос урока:

«Зачем нужна политическая  власть?»

Работают самостоятельно.

Приблизительные варианты ответов:

Политика – участие в делах государства и общества, определение форм, задач, содержание их деятельности через завоевание, удержание и использование государственной власти, участие в управлении обществом.

Приблизительные варианты ответов:

— Сходство в том, что политика – это управление обществом

— Политическая власть —  это прежде всего государственная власть; «государственная власть» и «политическая власть» тождественны.

 Политическая власть – это власть в государстве, т.е. влияние правительства на народ своей страны.

Приблизительные варианты ответов:

Ответ: политическая  власть

Выполняют задание

Приблизительные варианты ответов:

2. «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства.

3. К первому типу – политику по случаю — относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом.

4. Собственная выгода, польза для общества.

5.Ученики высказываю свое мнение

– Власть нужна для того, чтобы поддерживать порядок в обществе.

Умение выделять главное.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

– Прочитайте  пункт «Роль политики в жизни общества»  с.7 – 8 учебника и выполните задание РТ с. 6 № 6.

Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь  политики и морали. Прозвучали следующие выражения:

1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»;

2) «Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».

 Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.

 Выполняют задание, высказывают собственное мнение

Приблизительные варианты ответов:

«Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства».

Аргумент «за»: Если человек не интересуется политикой, то и наблюдать за ней он не обязан.  

Аргумент «против»: Человек должен знать,  законно ли поступает политик, работая на благо общества

«Политики не должны прикрывать не приглядные, а порой и незаконные поступки благими целями».

Аргумент «за»: Люди должны знать о работе органов власти и о проблемах, существующих в обществе.

Аргумент «против»: Не важно,  каким методом достигнут  результат, главное это принесет пользу обществу

Вопрос:  Какое суждение наиболее близко вам? Почему?

Ответ:  Мне ближе второе суждение, так как я считаю, что любой результат должен достигаться честным путем, а общество должно знать о делах политики и иметь возможность повлиять на решение правительства.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Умение выделять главное. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм.

Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые учебные действия

Применение нового знания

– Так что бы вы теперь ответили:  «Зачем нужна политическая  власть?»

– Запишите в тетрадь вывод по проблеме.

– Чья версия оказалась правильной?

– Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника (выводы к главе, с 66 учебник Боголюбова Л.Н.)

Приблизительные варианты ответов:

– Власть нужна для поддержания порядка. Политическая власть должна следить за соблюдением прав и свобод граждан.

 Записывают в тетрадь. Могут прозвучать разные варианты, главное – чтобы не искажался смысл.

Выбирают правильную версию, анализируют и делают вывод.

Формулирование вывода.

– Какие существуют виды власти?

– На какие три ветви делится политическая власть?

– Как каждый человек связан со всеми видами власти?

Приблизительные варианты ответов:

– Учительская, военная, родительская, начальственная, политическая.

– На законодательную, исполнительную и судебную.

Приводят примеры.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

–Выполните  задание  № 8 (РТ, задание № 8 на с. 8.)

Объясните смысл высказывания: «Политика, по существу,  это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами». Э. Хейвуд

Приблизительные варианты ответов:

Высказывают свои варианты и аргументируют их.

Политика дает возможность управлять любой сферой жизни общества, а значит она имеет полную власть над этим обществом. А если есть власть, то способности становятся безграничными.

Умение анализировать и обобщать информацию.

– Что нового для себя вы сегодня узнали?

– Какой опыт вы приобрели?

Делятся впечатлениями.

Умение анализировать и обобщать информацию.

Домашнее задание:  

Прочитать параграф 1, ответить на вопросы к параграфу.

РТ, задание № 7, с.7

Отношения государства и средств массовой информации, граждан СМИ являются  одной из центральных тем  исследований ученых.  Ознакомься с результатами нескольких социологических опросов и выполни задание.

  1. Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»
  2. К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?
  3. Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?» — 72% респондентов отметили, что лучше, когда СМИ предлагают свои оценки, 14% — когда СМИ придерживаются одной точки зрения, остальные затруднились ответить. Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения.

Записывают д/з.

Приблизительные варианты ответов:

Ответ:  

1.Более половины опрошенных заявили, что читают газеты не регулярно. Около 20% респондентов читают одну газету. Более 10% регулярно читают две и более газет.

2. К группе «Две и более», так как у членов нашей семьи разные интересы и мы покупаем несколько разных газет.

3. Некоторые граждане считают, что разные точки зрения могут быть ошибочными и лучше придерживаться одному, но абсолютно правильному мнению.

Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию.

Приложение 1

Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение. Рисунок 19 в

Анализ летописи о призвании варягов на Русь.  

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще готландцы, — вот так и прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. (Хрестоматия по истории России с древнейших времен до   наших дней. Учебное пособие, М.Проспект 2000 г. с.17).

— Как Нестор  определяют уровень развития славянских племён?

— Предположите, с какими проблемами сталкивались славяне?

— По какой причине призвали варягов славяне на свои земли?

Приложение 2

Проанализируйте следующие ситуации.

Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них?    Чем отличаются эти отношения?

1.Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

2.Один из самых чтимых в католицизме святых Св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из «братьев» ( так называл он верующих) «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как Св. Франциск «наложил на него молчание».

3.В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.

4.Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы».

5.Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

6.Президент подписал Указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

— Что общего вы заметили в отношениях людей, участвующих в данных ситуациях? 

— По какому принципу строятся отношения в этих ситуациях? 

— Можно ли назвать такие отношения равными или нет? Обоснуйте свой ответ.

Модельный ответ:

                            Семейная сфера                                                                                                                      

 Отец  ____________________________________________________ Сын

        Власть родителей над детьми    

                              Идеологическая сфера (религия)

СВ. Франциск______________________________________________ Верующие

                                   Власть идеологическая  

                                                Нравственная сфера

А.Д. Сахаров______________________________________________ Деятели правозащиты

        Власть авторитета        

                                                Экономическая сфера

Профсоюз________________________________________________ Рабочий

                                       Власть трудового коллектива

                                                 Информационная сфера

Журналист________________________________________________ Деятель правительства

        Власть мнения  

                               Государственная сфера

Президент________________________________________________ Министры

        Власть государства

Обратите внимание на последнюю ситуацию, т.к. государственная власть – важнейший элемент политики.

Приложение 3

М. Вебер. «Политика как призвание и профессия»

«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.

Итак, “политика”, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.

Можно заниматься “политикой” — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика “по случаю”, так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками “по случаю” являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например рукоплещем или протестуем на “политическом” собрании, произносим “политическую” речь и т.д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками “по совместительству” являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые — по общему правилу — занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным “делом жизни” ни в материальном, ни в идеальном отношении. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые “работают” на нее лишь во время сессий. 

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить “для” политики, либо жить “за счет” политики и “политикой”.

1.Заполните таблицу  

2.Как вы понимаете выражение «жить политикой»?

3.К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства?

4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой?

5. В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения

Модельный ответ:

1.

Типы политиков

Характеристика

Примеры

1

Политики «по случаю»        

Участвуют в выборах, «политических» собраниях

2

Политики «по совместительству»        

Доверенные лица, занимающиеся «политикой» лишь в случае необходимости

3

Политика «по жизни»        

Члены государственных советов и органов, «работают» по требованию

2.  «Жить политикой» — подразумевает активное участие в делах государства.

3. К первому типу – политику по случаю — относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное волеизъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ограничивается отношение к политике. В современном мире таких людей называют электоратом.

4. Собственная выгода, польза для общества.

5.Ученики высказываю свое мнение

nsportal.ru

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся

1. Оргмомент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность детей к уроку.

Приветствуют учителя. Подготавливают рабочее место.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

давайте вспомним:

  1. основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной территории;
  1. монархия и республика;
  1. законодательная, исполнительная, судебная
  1. верховенство закона, развитая система прав и свобод граждан и хорошо налажен механизм защиты этих прав и свобод, четкое разделение власти
  2. главной целью правового государства является человек
  1. нет, т.к. это проявление одного из главных прав человека на свободу мысли, слова.
  1. Что такое государство?
  1. Какие формы государства наиболее распространены в мире?
  2. На какие ветви делится государственная власть в правовом государстве?
  3. Каковы признаки правового государства?
  1. Почему важным признаком правового государства является незыблемость прав и свобод человека?
  2. Может ли правовое государство существовать без свободной прессы?

2. Переход к изучению нового материала

План урока:

  1. Предпосылки образования гражданского общества;

1.а. Понятие «гражданское общество»

  1. Этапы формирования гражданского общества;
  2. Функции гражданского общества;
  3. Гражданское общество в РФ

Записывают план урока в тетрадь

3. Изучение нового материала

Рабочий лист.

Закрепление

Определение понятия «ГО»

Переход ко второму пункту плана

Закрепление

Переход к третьему пункту плана

Закрепление

Переход к четвертому пункту плана

 

Предпосылки образования гражданского общества

После объясненного материала, учитель сверяет написанное детьми в таблицу с тем, что должно было там оказаться.

Через предпосылки обр. гр. общ. учитель вместе с классом пробует сформулировать понятие «Гражданское общество»

Закономерно возникает вопрос, каковы  этапы формирования гражданского общества . рассказ учителя (Приложение №_2_).

По окончании рассказа о этапах развития гражданского общества, учитель сверяет записи в рабочем листе с правильными ответами

Мы уже поняли как и когда образовывалось гражданское общество, а теперь нам следует ознакомится с функциями гражданского общества , для этого вам нужно.

Учитель просит пару учеников озвучить выписанные ими функции. Обсудить с классом выбор ученика.

Гражданское общество в РФ. Этот пункт вы рассмотрите самостоятельно.

Заполняют таблицу

Верный вариант определения дети записывают в рабочий лист, пункт 1.а.

Дети слушают лекцию и заполняют второй пункт рабочего листа

прочитать текст (Приложение№3)

 и выписать наиболее важные, на ваш взгляд, функции в 3 раздел рабочего листа.

Дома вам предлагается  выписать современные институты гражданского общества в России, отражающие экономическую, социальную и духовную сферу жизни общества.

4. Итоговое закрепление

Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.

1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.

5. Рефлексия

Учитель задаёт вопрос классу

— почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаивании своих прав и свобод? —  как связаны органы местного самоуправления и гражданское общество?

nsportal.ru

Конспект по обществознанию на тему «Политика» (9 класс)

Политика.

Политика (Аристотель) – «искусство управления государством» — совокупность связей и социальных групп, которые характеризуются господством и подчинением.

Политика: 1. сфера жизнедеятельности 2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти 3. деятельность государственных органов.

Функции политики:

1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.

Политика: микроуровень, макроуровень (уровень государства), мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.

Элементы политической системы (сферы или подсистемы):

1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)

2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти

3. Нормативная – правила и нормы

4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.

Власть возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.

Структура власти:

1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии

2. Объекты власти – индивиды, группы, массы

3. Основания власти — юридические, экономические, силовые, социальные, информационные

4. Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы

5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой, принимается народом добровольно.

Легитимность или господство власти (М. Вебер)

1. Традиционное господство – обусловлено традициями

2. Легальное господство – на признании юридических норм

3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.

Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.

Теории происхождения государства:

1. Патриархальная теорияАристотель 2. Религиозная теорияФома Аквинский 3. Договорная теорияД. Локк, Т. Гоббс 4. Органическая теорияГ. Спенсер 5. Классовая теорияК. Маркс

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.

Признаки государства –

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

4. Налоги

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства основные, социально значимые направления деятельности государства.

Функции:

1. По объекту: внутренние и внешние

2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Формы государства:

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления: 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Монархия: 1. абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройстваспособ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режимсовокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократияпризнание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая система органов местного самоуправления.

Формы демократии: 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии: 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право: 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам: 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона, 2. соблюдение прав и свобод, 3. принцип разделения властей, 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть, 2. программа с целями и стратегией, 3. устав, 4. организационная структура, 5. наличие руководящих органов.

Виды партий: 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти: правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

Виды политической культуры:

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России 1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Конвенция прав ребенка».

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию в 9 классе «ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ»

Урок обществознания в 9м классе

Тема: Политика и власть.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: раскрыть сущность власти и существенные признаки понятий , дать представление о её видах, показать тесную связь власти с правом и политикой. Обобщить и систематизировать представления о политике и власти. Воспитать ответственность в политических взглядах .

Основные понятия: политика, власть, политическая власть, политология, легитимность, публичность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала.

План:

  1. Что такое политика?

  2. Политическая власть

  3. Роль политики в жизни общества

  4. Политическая жизнь и средства массовой информации

1. Эта тема даёт нам представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим по всюду: политическая организация, политическая информация. Каждый день мы слышим из газет, телевиденья, интернета, радио о политических новостях. И само слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

  • Аристотель первым ввёл этот термин. Его «Политика» — сочинение о государстве, правительстве, правлении.

  • Макиавелли выделил политику в самостоятельную науку.

политикаэто искусство управлять государством.

политика – это искусство возможного.

Политика– это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

  • О. Бисмарк: «Политика – это не наука, а искусство».

  • П. Моруа «Политика есть умение добиваться равновесия».

  • М. Вебер: «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти».

Политика неразрывно связана с государством. В разных общественных группах отношение к правительству и политике разное. Одни её поддерживают, другие находятся в оппозиции. (революция 1905 г, 1917 г. и т.д.). Всё это и есть сфера политики.

Политология – наука, изучающая политику.

Функции (роли) политики:

  • Выражение интересов всех групп и слоёв общества;

  • Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;

  • Обеспечение социального развитие общества и человека;

  • Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;

  • Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.

2. Политическая власть.

Что по вашему такое власть?

Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.

Познавательные задания: 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)

2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)

3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).

4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)

5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)

6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).

Что общего в этих ситуациях?

Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Власть – это сила, регулирующая отношения в обществе.

Власть – это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться .

Признаки политической власти:

  • Легитимность

  • Публичность

  • многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)

  • верховенство над всеми иными силами общества.

3. Роль политики в жизни общества.

Задание: прочитать стр. …… и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?

4. Политическая власть и средства массовой информации.

!!!!Главное:

  • СМИ – главный канал политики.

  • Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.

  • Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.

  • СМИ – четвёртая власть.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию в 9 классе Тема урока: «Преступление.»

МБОУ «Кривчевская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по обществознанию в 9 классе

Тема урока:

«Преступление.»

Учитель: Малкова Инна Николаевна

2014 г

Тема: Преступление.

Цель урока: формирование правовых знаний о преступлении и уголовной ответственности.

Задачи урока:

Образовательные:

​ сформировать знания особенностей уголовного права;

​ научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;

​ показать неотвратимость наказания за совершение преступления.

Развивающая:

​ развить логическое мышление и речь учащихся;

​ сформировать умение работать с нормативно-правовыми документами и анализировать их;

Воспитательная:

​ повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;

​ воспитать уважение к праву;

​ сформировать активную жизненную позицию.

Основные понятия:

Ответственность, уголовная ответственность, преступление, проступок, несовершеннолетний, наказание.

Межпредметные связи:

​ история, основы правоведения.

Оборудования и материалы:

компьютер, мультимедийная установка, доска, нормативно-правовые документы.

Ход урока.

1.​ Этап мотивации, самоопределения в учебной деятельности (1-2 минуты)

Посмотрите на картинки, представленные на слайде.

— Что вы видите?

— Какую тему мы будем изучать?

II. Актуализация знаний. ( 1 минута)

— Является ли тема сегодняшнего урока важной?

Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Так, в 2012 году в Челябинской области в совершении преступлений приняли участие 517 несовершеннолетних. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. В 2012 году были преступления и в Еткульском муниципальном районе, причём наибольшее количество уголовно-наказуемых деяний совершено на территории Еткульского сельского поселения.

В целом нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

III. Постановка учебной задачи (3 минуты)

Заполните, пожалуйста, столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» по данной теме.

(Работа индивидуальная в течение 1-2 минут)

Далее выслушиваются ответы учащихся из раздела «Знаю», затем «Хочу узнать».

знаю

хочу

узнать

узнал

 

 

 

Сформулируйте цель и задачи сегодняшнего урока, ответив на вопрос:

— Что на ваш взгляд необходимо знать, чтобы решить проблему преступности?

Формулируются цель и задачи урока:

— выяснить, что является преступлением;

— чем отличаются преступления от других проступков;

— как наказывают за преступления.

IV. «Открытие нового знания» ( 7-8 мин.)

Прочитайте понятийный ряд, представленный на слайде.

ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

— Что общего между ними?

— Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же?

Одна из задач сегодняшнего урока выяснить, чем данные понятия различаются и научиться распознавать где совершен проступок, где правонарушение или преступление. Для этого проанализируем ряд ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

— Дима нарушал Устав школы, в котором говорится, что обучающиеся не должны пропускать уроки без уважительной причины.

Попробуем сформулировать определение понятия проступок.

Проступок – это нарушение правил поведения.

Ситуация № 2 Десятиклассники Саша, Оля, и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?

— Это административное правонарушение, предусмотренное статьей Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

— Что такое правонарушения?

Правонарушение — это противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Откройте учебники на стр. 120.

— О каких видах правонарушений здесь идёт речь? (административное, гражданское, дисциплинарное)

Используя материал учебника стр. 120-121, поработайте в парах и заполните таблицу виды правонарушений.

1 ряд – административное

2 ряд – гражданское

3 ряд — дисциплинарное

На выполнение задания 2 минуты.

Вид

Характеристика

Пример

1.

Административное

Нарушение норм административного права, норм, защищающих общественный и государственный порядок, личную собственность и права граждан, наступает с 16 лет.

Нарушение правил дорожного движения

2.

Гражданское

Нарушение норм гражданского права, возникает гражданско-правовая ответственность

Нарушение условий договора

3.

Дисциплинарное

Нарушение трудовой дисциплины на работе, дисциплинарная ответственность

Опоздание на работу

(Заслушивание ответов)

Правонарушения, характеризуются незначительной степенью общественной опасности и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения.

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

— Так что же такое преступление?

Найти верный ответ на данный вопрос нам поможет Уголовный кодекс РФ.

Пользуясь УК РФ, запишите определение преступления.

Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Игра «Верю — не верю»

Ребята, вы молодцы, славно потрудились, а теперь мы поиграем в игру «Верю — не верю». Я буду зачитывать вам ситуации, а вы, если согласны с той характеристикой, которую я дала – встаете, если нет – садитесь.

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.

— Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Поднимите руку, кто со мной согласен?

Дать верный ответ на этот вопрос помогут извлечения из Конституции РФ (ст. 49)

(Учащиеся выясняют значение термина «презумпция невиновности»)

Выясним:

-Кто же является участниками уголовных правоотношений?

— В какой форме могут совершаться преступления?

Просмотр видеоурока.

V. Первичное закрепление

Ответы на вопросы, поставленные перед просмотром видеоурока.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) Закончить высказывания.

1.​ Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)

2.​ За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. ( 16 лет)

3.​ За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)

4.​ Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)

2) Проведение игры-активатора “Пирамида”.

— Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.

Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.

Ребята выстраиваются в “пирамиду”.

— Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!

Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и преступность.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)

Викторина «Закон и я».

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния:

1.​ Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

2.​ Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).

3.​ Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).

4.​ Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).

5.​ Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

6.​ Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

Задание №2

Подбери понятие к данному определению.

1. Собрание законов, статей, определяющих преступность деяния (Уголовный кодекс).

2. Решение суда______(приговор).

3. Нарушение уголовного кодекса _______(преступление).

4. Заключение под стражу__________(арест).

5. Денежное взыскание, мера материального воздействия, при​меняемая в случаях и порядке, установленных законом или договором.__(штраф).

6. Противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность __________ (Правонарушение)

Задание №3

Реши тесты

1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:

а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.

2. Уголовное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют:

а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;

б) трудовые отношения;

в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;

г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.

3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:

а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;

в) в пионерских лагерях; г) на каторге

VIII. Домашнее задание (1 минута)

Включает в себя:

— обязательную часть – параграф 16, заполнить 3 столбец таблицы «Знаю».

— творческое задание: Составить памятку: « Как не стать жертвой преступления?»

— индивидуальные задания.

1)Создать компьютерную презентацию «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

2) Узнайте из материалов газет и журналов статистические данные о количестве и характере правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 минуты)

Спасибо за урок! Важно, чтобы полученные на уроке знания вам помогли при решении жизненных задач.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *