9 класс

История конспект 9 класс – Конспекты уроков по всеобщей истории (9 класс)

Конспект урока истории 9 класс

Урок истории

Учитель Чернышева Л.В.

Класс 9

Тема урока: СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации и обобщения знаний, выявления уровня овладения системой знаний и умений.

Цели по содержанию урока:

Образовательные: Создать условия для систематизации и закрепления знаний учащихся об основных битвах, датах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне, значении победы в Великой Отечественной войне.

Коррекционно – развивающие: Создать условия для коррекции и развития внимания, памяти, мышления через различные виды деятельности; развитие речи учащихся через составление связных и полных ответов на вопросы.

Воспитательные: Формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Формы организации познавательной деятельности:

– фронтальная,

-индивидуальная

– парная

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

Средства обучения: иллюстрации, карточки с заданиями, схема линии фронта, карточки с терминами

.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Целеполагание и мотивация.

4. Обобщение и

систематизация знаний.

4. Рефлексия

(Подведение итогов урока)

5. Домашнее задание.

Проверяет готовность учащихся к работе, создаёт положительный настрой.

– Как называется раздел, который изучили?

Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим материал по теме: Великая Отечественная война, повторим основные сражения, понятия, даты, вспомним людей, которые внесли свой неоценимый вклад в Победу.

Ваша работа будет оцениваться индивидуально, так и в парах, будет учтена при выставлении оценок за работу на уроке.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова премьер – министра Великобритании Черчилля:

« Не было в мире такой силы, которая могла бы сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие огромные потери, как это сделали русские, Советская армия»

– Ребята, какие чувства у вас вызывают эти слова?

Стихотворение.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь, к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки

А, немцы, кончив кофе пить в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких- то пять минут осталось.

-О каком событии повествуют эти строки?

-Когда началась Великая Отечественная война?

-Сколько лет она продолжалась?

– Почему войну с Германией называют Отечественной?

– Охарактеризуйте эту войну

(Это война по характеру со стороны СССР была освободительной, а со стороны Германии – захватнической. Великая Отечественная война – самая жестокая, самая кровопролитная из всех, которые знало человечество. В этой войне погибло 27 млн. человек. Из 18 – летних погиб каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать38 лет.

Вывод: это лишь неполный рассказ о той цене, которой была добыта победа.

-Кто первым встретил врага на советской земле?

-Используя данное изображение, узнайте событие

-Кратко расскажите о героической обороне Брестской крепости

*Какие операции скрыты под этими кодовыми названиями, соотнесите их (записаны на

доске).

1 «Тайфун» –

гитлеровский план окружения и уничтожения советских войск под Курском 3

2 «Барбаросса» – гитлеровский план захвата Москвы 1

3 «Цитадель» –

гитлеровский план молниеносной войны 2

-Удалось ли немцам осуществить эти планы?

– Какая из битв сорвала гитлеровский план молниеносной войны?

*Выберите необходимые слова и составьте краткий рассказ, описывающий одну из предложенных битв Великой Отечественной войны (записаны на доске)

(1941 – 1942г, «противотанковые ежи», Мамаев курган, первая крупная победа, 1942 – 1943 г., ополченцы, начало коренного перелома, ожесточённые бои, разгромлена немецкая группировка).

– Какое значение имела победа советских войск под Сталинградом?

*Словарная работа. Продолжи…

Тыл – это…

Оккупированная территория – это…

Линия фронта – это…

*Показ схемы «Линия фронта»

-Укажите название битвы, исходя из линии фронта (Курская дуга)

– Что особенного произошло в этой битве?

Вывод: потери фашистов в живой силе и технике после Курской битвы были невосполнимы. Красная Армия лишила фашистов всякой надежды на победу.

*Работа с карточками

*Обобщи. Кто это? Что это?

Г.К.Жуков, И.С.Конев

Т – 34, ИЛ – 2, «Катюша»

Д.М. Карбышев

К.И. Шульженко

Володя Дубинин, Лёня Голиков

А.Ф. Прокашев, П.А. Родыгин, Б.В. Лопатин

Маршалы П

Техника О

Генерал Б

Певица Е

Пионеры – герои Д

Герои – кумёнцы А

Какое кодовое слово получилось?

– Как называлось последнее крупное сражение?

– Какое событие изображено на картине?

– Когда закончилась Великая Отечественная война?

Расскажите об итогах Великой Отечественной войны

Вывод: всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, благодарит за работу.

1.Продолжать чтение книг о войне.

2.Выполнить рисунок, в котором нужно отобразить одну из битв ВОВ (отдельным учащимся).

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Дают ответ.

Слушают учителя.

Дают ответ.

Читает ученик, остальные слушают.

Дают ответы.

Дают аргументированный ответ

Ученик рассказывает о войне.

Дают ответ.

Дают ответ.

Один ученик рассказывает о защитниках Брестской крепости

Ученик выполняет на доске, остальные следят за выполнением задания.

Дают ответы.

Составляют рассказ

Дают аргументированный ответ.

Объясняют значение слов

Дают ответ

Рассказывают о значении Курской битвы

Слушают учителя

Учащиеся в парах выполняют разноуровневые задания

Учащиеся находят обобщающие слова и соотносят с нужными предложениями

Дают ответ

Дают аргументированный ответ

Один ученик рассказывает

Слушают учителя

Записывают домашнее задание в дневник

infourok.ru

План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: Открытый урок 8-9 класс конспект по дисциплине история России

Государственное казённое общеобразовательное учреждение                        Свердловской области «Серовская школа №1» с Романово

Открытый урок 8-9 класс

конспект

по дисциплине история России

                                                          Автор:

                                Смирнова В.С.                                                            

                                                                   

                                                                               

с Романово 2016

Город (район): Свердловская обл., Серовский р-н,

ГК ОУ СО «СШ № 1» с Романово: государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Серовская школа №1», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.

Дата проведения: 01.12.2016 г.

Место урока в изучаемой теме: восьмой урок в теме «Великие преобразования Петра I. Правила в обществе»

Направление: просветительское

Название: «Что такое хорошо- что такое плохо»

Класс – 8-9; 2-3, 17 человек. 

Возраст детей: 9-15 лет.

Время проведения: (40 мин).

Место проведения: учебный кабинет начальных классов. 

Тип урока: комбинированный, повторение и систематизация знаний.

Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма проведения: комбинированная, открытый урок с применением педагогических технологий и технологии сотрудничества.

Методы обучения: репродуктивный, практический, проблемного изложения; демонстрационный; словесный, наглядный; организации учебно-познавательной деятельности; мотивации, применение технических средств обучения.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, инсценирование.

Оборудование: сборники законов: Закон об Образовании, Уголовный кодекс, ТК РФ; конверты с пазлами –  заданиями – 2 шт.; указка, карточки с заданиями, ИКТ, магниты -3 шт.; фотоаппарат.

Субъекты реализации: обучающиеся, педагоги- эксперты, педагоги – ведущие.

Планируемые результаты урока:

-личностные: у учащихся будут формироваться: желание сотрудничества с младшими обучающимися, а так же со сверстниками в микро группе по достижению общей цели; стремление прислушиваться к мнению других; оценивание поступок героев, уведенных на экране с точки зрения общечеловеческих норм;

– проявлять интерес и желание соблюдать общепринятые правила поведения;

– ориентироваться в системе ценностей, отличать добро от зла, воспитывать  в себе умение преодолевать трудности.

-межпредметные:  окружающий мир, математика, развитие письма и речи;

 – выполнять учебные задачи, которые определяет учитель;

– умение планировать свою деятельность на уроке;

– учиться делать выводы по прочитанному, просмотренному материалу.

-предметные: учащиеся смогут отвечать на вопросы педагога по изученной теме, по содержанию прочитанного текста, находить нужную информацию путём выборочного чтения, ориентироваться в тексте,

– называть основные события, происходящие в России.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления исторических знаний по теме «Великие преобразования Петра I. Правила в обществе» средствами системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления.

Содержательная цель: расширение определённых понятий  за счет включения в неё новых элементов.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся  способностей к структурированию своего поведения, систематизации изучаемого предметного содержания и определение адекватной самооценки.

Коррекционная цель:

-корригировать и развивать мышление путем выполнения упражнений, направленных на формирование операций анализа и синтеза;

-корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;

– корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении;

Цель урока: формирование у обучающихся правильного отношения к  себе, окружающим, учёбе, посредством соблюдения исторически сложившихся правил поведения в России.

Задачи:

образовательные: 

– дать представление о введении и закреплении Петром I правил поведения в обществе;

-приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице;

 развивающие:

– развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности;

-умение находить решение проблемы, используя знания;

– разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности;

воспитательные:

-развитие преемственности, нравственного, правового воспитания;

-формирование толерантного (терпимого) сознания школьников;

– воспитание ответственности подростков за правонарушения;

– воспитание грамотности;

 социальные:

– формирование навыка сотрудничества.

План урока:

Содержательная часть

1. Организационный момент.

2. Оздоровительная минутка.

З. Мотивация.

4. Актуализация знаний.

Деятельностная часть

5. Изучение нового материала с элементами повторения ранее изученных знаний.

6. Первичное закрепление и проговаривание вслух.

7. Оздоровительная минутка.

8. Самостоятельная работа.

9. оздоровительная минутка.

10. Включение в систему знания и повторение.

11. Рефлексия. Подведение итогов урока.

12. Итог работы и самооценка.

Предварительная работа.

Поиск и отбор в интернет ресурсах информации, видеофильмов по теме; изготовление пособий; разучивание стихотворения с учащимися 3 и 8 классов для мини сценки; согласование с администрацией обучающей организации о времени проведения урока. Разработка конспекта, создание папки о правилах поведения учащихся. Изготовление пазл с текстом. Подготовка класса.

Содержательная часть

Ход мероприятия

1.Организационный этап.

1. Ведущий

Ребята, сегодня к нам, в класс пришли учащиеся 8-9 классов. Они проведут здесь урок истории. Мы поменяемся ролями: вы будите гостями, а они – хозяевами.

Вместе со старшеклассниками узнаем много интересного о правилах

поведения в обществе, которые соблюдали наши далёкие предки, и какие наказания могут быть в настоящее время, если их будем нарушать.

2. Ведущий

Мы как будущие выпускники пришли передать вам Устав школы, в котором собраны все правила поведения учащихся. Я  передаю их учителю начальных классов для дальнейшего ознакомления с ними.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И конечно не шумим.

2. Оздоровительная минутка

1. Ведущий

Оздоровительная минутка  (звучит музыка) Дети сидят за партами Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так вы творите вокруг себя поле любви, мира и добра. Эти минуты вернутся к вам. Откройте глаза.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже?

Пусть у вас сохранится хорошее настроение на весь урок.

3. Мотивация

2. Ведущий. Инсценированние  стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо» (Действующие лица: автор – учитель, сын – ученик 2-го класса, отец – ученик 8 класса)

Автор: – Крошка сын к отцу пришёл

               И спросила кроха:

Сын: – Что такое хорошо, что такое плохо?

Отец: – У меня секретов нет,

             Слушайте детишки.

             Папы этого ответ

            Помещают в книжки.  (папа демонстрирует сборники законов, выставляя их на доску)

4. Актуализация знаний

 1. Ведущий: (Проблемный вопрос)

Вы просмотрели сценку. А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. (Выслушиваются варианты ответов).

Правильно, тема нашего урока: «Что такое хорошо, что такое плохо».

2. Ведущий. Цель нашего урока: вспомнит и закрепить правила поведения человека в обществе.

Давайте, ребята, посмотрим внимательно ещё раз на эти книги, прочитаем их название. Это книги-документы (читают хорошо читающие ученики).

– Как вы думаете, что в них написано?

– Правильно, законы, по которым мы с вами живём в нашем государстве, трудимся-учимся.

Деятельностная часть

5. Изучение нового материала с элементами повторения ранее изученных знаний

1. Ведущий  (беседа: вопрос – ответ )

Вашему вниманию предлагаются фотографии на слайде. Перед вами ставится задача – исследовать историю нашего обучающего учреждения.

– Как вы думаете, кто это? Попробуйте назвать их одним словом (выпускники).

– Как вы думаете, какими они были учениками? (ответы детей)

– А почему они закончили  школу и стали хорошими людьми? (ответы детей)

– Вы правильно  сделали вывод: потому, что они соблюдали все принятые правила поведения в школе. 

2. Ведущий.   (эвристическая беседа) (читать текст на фоне показа слайдов по истории древнего периода

А откуда же взялись эти правила, кто их придумал? Окунёмся в историю  «Как возникли наши законы?»

Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность споров между Робинзоном и его слугой. Стал нужен закон. Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.

Законы обычно развивались из привычек людей. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали всё, что они изучили.

Великими творцами законов были римляне. В эпоху средневековья действия людей регулировала церковь.

Обратите внимание, на слайде представлена историческая справка в виде картинок, как осуществлялось наказание за нарушение определённых правил. Читать со слайда 4)

6. Первичное закрепление и проговаривание вслух

1. Ведущий. Все указы, изданные президентом, доводятся до населения через средства массовой информации – газеты, телевидение.  Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролики № 1-2.

Следующем ролике будем работать вместе: я читаю содержание статьи, а желающий ученик – номер и название статьи. видеоролик № 3-нач01:13-до13:47(нн)).  остановка 03:44

– А как вы думаете, кто будет нести ответственность за правонарушения детей? (ответы детей)

Таким образом, за ваши проступки, нарушения несут ответственность  ваши родители.

7. Оздоровительная минутка.

2. Ведущий.          

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


8. Самостоятельная работа

1. Ведущий. Итак, следуя правилам обучения выполним

Практическую работу.  (раздаются конверты с пазлами) Это задание предлагаем выполнить  по группам 1-я группа – гости – начальные классы, 2-3я группа – учащиеся 8-9 классов.  Задание: вам нужно собрать пазлы, прочитать вслух предложения определений по поданной теме.

  1. ЗАКОН  — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти. (нач. кл)
  2. Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо установленное, мешающий, нормальному состоянию, развитию.  (8 кл.)
  3. ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом возраст; правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные). (9кл.)

9. Оздоровительная минутка.

2.Ведущий.

Физминутка от учителя «Правильная посадка во время урока»

Сели прямо. Выпрямили спину. Ноги поставили под прямым углом. Руки положить на парту. Поднять правую руку, положить. Поднять левую руку, положить. Наклонить голову, выпрямить. Вытянуть правую ногу, согнуть. Вытянуть левую ногу, согнуть. Глубоко вздохнуть, задержать дыхание, выдохнуть. Спасибо. А мы продолжаем дальше.

10. Включение в систему знаний и закрепление

1. Ведущий. На данный момент, труд – это ваша учёба. Администрация

школы  предоставляет вам условия, а педагоги дают знания, которые помогут вам в дальнейшей жизни. Но встречаются ученики, которые нарушают принятые законом  правила  и это может привести их к следующему результату – просмотр фильма №4 (занимательная математика)

                                      Вопросы к каждой группе-классу:  

1) хорошо ли вёл себя герой? (нач.кл)

2) заслужил ли он такого наказания? (8кл)

3) может ли в дальнейшем у героя быть благополучная  жизнь? (9 кл)

11. Релаксация.

2. Ведущий. 

Понравился ли вам урок?

– Если вам понравился урок, и он был полезен для вас – поднимите ладошки вверх.

Предлагаю сыграть в игру, которая называется “Закончи предложение”:    

1) Для обучающихся нач. кл -Тема нашего урока… Что такое …хорошо и что такое плохо 

2) Для 8 кл – Мне было интересно….

3) Для 9 кл – Мы достигли цели и  вспомнили  …….. правила поведения

4) Для 8 кл – Я узнал(а), что если не соблюдать правила можно понести ……наказание

5) Для 9 кл – Я понял(а), что соблюдать правила поведения в школе – это… хорошо;

6) Для нач. кл – Если не соблюдать их это будет …. плохо.

7) Для 8 кл – Люди и сейчас стараются соблюдать правила поведения в обществе, принятые ещё при ……. Петре I.  

12. Итог работы и  самооценка.

1. Ведущий. Правильно, для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей. Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

 Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и будет соблюдать принятые в нашем учебном учреждении правила.  

2. Ведущий. Сыграем ещё  в одну игру: «Поставь себе оценку»

Каждый из вас, по очереди, озвучивает себе оценку за работу на уроке.

– Спасибо всем. Я желаю всем мира и добра.

Урок окончен.

nsportal.ru

Конспект по всемирной истории 9 класс

Урок № 30.

Предмет: История вс. Класс: 9 Дата проведения: 20.04 Учитель: Децик Ю.Н.

Тема: Глобализация в конце XX – начале XXI в.

Цель:  Создать условия для осознания учащимися основных процессов в современной мировой экономике.

Задачи урока:                                    

Образовательные: способствовать овладению учащимися знаниями об интеграции, глобализации, постиндустриализации и других процессах в мировой экономике, а так же тех проблем, которые возникли в связи с этим, формированию мировоззренческой оценки этих тенденций. Продолжить работу по усвоению учащимися понятий.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными видами источников, делать выводы; выполнять задания в формате ОГЭ и ЕГЭ. Развивать умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыков устной и письменной речи.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства своей причастности к событиям современности. Создать условия для формирования навыков коллективного труда, уважения, толерантности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Раздаточный материал, учебник, приложение.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

§ 33, доклады.

3.Актуализация опорных знаний.

«Что иллюстрируют эти картинки?» (приложение) (Этапы общественного развития)

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

«Назовите эти этапы. По каким признакам вы это определили? К какой сфере жизни общества относятся эти признаки?»

4. Определение темы и целей урока.

Учитель: « Как связаны этапы развития общества с историей XX века?»

«Определите тему сегодняшнего урока»( Ребята затрудняются сформулировать тему полностью. Они называют только одну тенденцию мирового развития – Переход к постиндустриальному обществу. Поэтому необходимо задать дополнительные вопросы – В какой общественной сфере прежде всего происходит этот процесс? Может ли этот процесс сопровождаться другими изменениями в экономике?)

5.Усвоение новых знаний.

Учащиеся получают раздаточный материал с заданиями.

(Приложение №1)

Проанализируйте текст и сделайте вывод о тенденции в развитии мировой экономики.

 В современном мире сохраняется (и будет сохраняться) разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами мира, но состав отстающих и лидирующих по уровню развития стран меняется.

Причем во второй половине ХХ в., когда были достигнуты рекордные в истории человечества темпы экономического развития, этот процесс ускорился.

Если в предшествующие столетия в мире росла экономическая мощь стран Запада, а затем России и Японии, то в последние десятилетия идет обратный процесс – в мировом производстве растет доля развивающихся стран и Китая.

В результате вслед за Японией в число развитых стран вошли Южная Корея, Сингапур и Тайвань. Экономическим ядром мира может стать Восточная и Юго-Восточная Азия, превращающаяся в центр огромного Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона.

Проанализируйте данные факт, определите и сформулируйте тенденцию в мировой экономике

1957 г.- Создание Европейского Союза, который установил зону свободной торговли,

таможенный союз, единый (или общий) рынок, экономический и валютный союз; создал пространство «четырех свобод» –движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, ликвидировал национальные внешнеторговые барьеры. 1989 г. – подписание соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли. В 1991 г. к этому соглашению присоединилась Мексика. 1989 г.- возникла Организация стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которую вошли Япония, Австралия, Китай, Новая Зеландия, Филиппины, Канада и другие страны. Сейчас в организации состоит более 20 государств. Главные цели- создание зоны свободной торговли.

О каком процессе в мировой экономике свидетельствуют эти факты?

Интернет начинает самым широким образом использоваться в бизнесе. Это и Интернет-маркетинг, и Интернет-реклама, и Интернет-магазин, и рынок акций, и on-line банковское обслуживание, и взаимодействие с клиентами и фирмами в строительстве домов и т.д. и т.п.

Такие фирмы как Coca-Cola, Sony, McDonald’s, Levi Strauss, известны во всех странах. Весь мир смотрит одни и те же фильмы, слушает музыку одних исполнителей, ездит на автомобилях нескольких крупных фирм. Коммерческий аэролайнер компании Боинг-777 содержит 132500 основных составляющих его частей, производимых по всему миру 545-ю различными поставщиками.

6.Закрепление изученного материала.

« Какие процессы в современной экономике иллюстрируют эти рисунки?»

«Как вы это определили?».

«Почему нет рисунка, изображающего перегруппировку стран мира?»

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков и прочтите текст полностью.

Проблемы мирового хозяйства (1) порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером (2) развития производственных сил.

Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела необходимость совместного освоения космоса (3), запасов мирового океана.

Общей заботой являются проблема истощения природных ресурсов. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты (4), борьба с эпидемиями, со страшными болезнями (5) века. Большие проблемы существуют и на рынке труда (6) : проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран.


а) нищета д) земля и) экономика

б) проблема е) товар к) труд

в) рынок ж) космос л) хозяйство

г) болезни з) характер

7.Подведение итогов урока (рефлексия).

8.Домашнее задание.

1) Изобразить перегруппировку стран мира в виде коллажа или рисунка.

2) подготовиться к контрольной работе.

infourok.ru

План-конспект урока (история, 9 класс) по теме: Урок истории в 9 классе “Свержение монархии”

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Причины  революции

Вопрос классу:

– Вспомним, что такое революция. И какая сложилась обстановка накануне революции.

Словарная работа:

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.

Образное повествование:

В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ещё более усиливается.

Отмечается ухудшение материального положения народа, так как правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, и это привело к её сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко выросли цены на продовольствие, растёт спекуляция, началась инфляция.

Были отмечены постоянные перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.

В армии недовольство тоже нарастало из-за бездарности высшего военного руководства и поражения на фронтах. Учащались случаи открытого неповиновения приказам офицеров, случаи братания с солдатами противника.

Армия слабо обеспечивалась оружием и продовольствием из-за дезорганизованности тыла. Шло революционизирование армии. Деревня осталась без мужей, братьев, сыновей, которые сражались на фронтах войны. Работать там было некому. Таким образом, падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Ряды недовольных пополняли буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие. Страна стояла на пороге революции.

Причины революции:

  1. Нерешенность аграрного вопроса. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.
  2. Отсутствие рабочего законодательства. (установление 8 часового рабочего дня).
  3. Кризис самодержавия (ограничение власти царя Конституцией).
  4. Ожидание народом прекращения  Первой мировой войны.(армия устала воевать, боевой дух солдат упал, дезертирство в армии, поражение на фронтах, 80% экономики работало на войну, перебои в снабжении топлива и продовольствия).
  5. Экономическая разруха, обнищание и голод. (Цены на предметы первой необходимости выросли на 300%, а средняя зарплата рабочих- на 100%. Правительство ввело хлебную разверстку. На потребляющие деревни надвигался голод.)
  6. Русификаторская политика правительства к национальным меньшинствам (В 1912-1914 гг. не прекращались крупные волнения среди народов Средней Азии. В Польше и на Украине усилилось движение сторонников за выход из России. В мусульманских районах укрепилась протурецкая ориентация. Дело Бейлиса).

2. Задачи революции.

Вопрос классу:

– Исходя из причин революции, как вы думаете, какие задачи были поставлены перед Февральской революцией?

1) Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

2) Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.

3) Свержение самодержавия, установление республики.

4) Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.

5) Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление им прав на самоопределение вплоть до отделения.

Выводы:

Беседа с классом:

– Определите, исходя из задач революции ее характер(буржуазно-демократический).

– Как вы думаете, какие социальные группы российского общества были заинтересованы в решении задач революции? (буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии).

3. Революционные события Февраля 1917г.  

Работа с учебником:

– Пользуясь текстом учебника, заполните хронологическую таблицу «События Февральской революции».

Дата

Событие

18.02

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требования повысить з/п. в ответ на это администрация объявила о закрытии производства. =>более 30 тыс. рабочих осталось без средств к существованию.

23.02

демонстрацию возглавили женщины. Требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта.

25. 02

всеобщая политическая стачка

26.02

Николай II распускает Государственную Думу. Массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27.02

Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили Арсенал, Петропавловскую крепость, из тюрем освобождены политические заключенные

1.03

образование Временного правительства

2.03

отречение НиколаяII в пользу своего брата Михаила

3. 03

отречение Михаила

Работа с историческим документом:

– В чем смысл предложений Родзянко?

– Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?

4. Образование новых органов власти.

Образное повествование:

Вечером, 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Гос.Думы.

Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы.  Его главой стал Родзянко М.В.

В это же время было принято решение о создании Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.  

Председателем Исполнительного комитета Петроградского совета избрали Н.С. Чхеидзе. Его заместителями были А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев.  

В ночь с 1 на 2 марта 1917г.  Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, которое состояло бы из либералов, но проводило в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил князь Г.Е.Львов.

Временным правительство называлось потому, что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания.

Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.

5. Отречение Николая II.

Рассказ:

Находившийся в Ставке царь выехал в столицу. Но его поезд был остановлен. Т.к. поступило сообщение, что ближайшие ж/д узлы заняты восставшими войсками.  Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.

В ночь с 1 на 2 марта Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Рузскому телеграфное сообщение с просьбой убедить Николая 2 отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.

Вопрос классу:

– Кого называли регентом?

Словарная работа:

Регентство – временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.

Рассказ:

Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями были отправлены срочные телеграммы с просьбой высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая.

Все согласились. Такая позиция высших армейских чинов потрясла Николая 2.

2 марта он подписал акт об отречении в пользу своего брата Михаила. На следующий день Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.

Словарная работа:

Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.

6. Двоевластие.

Образное повествование:

В стране тем временем сложилось двоевластие – одновременно существовали 2 органа власти: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Составление схемы: «Двоевластие».

Образное повествование:

    Временное правительство не располагало кокой-либо реальной властью, его распоряжения осуществлялись лишь на столько, на сколько допускал Петроградский Совет. Он располагал важнейшими элементами реальной власти: войска, железные дороги, почта, телеграф.

1 марта Петроградский совет издал Приказ №1:

– создавались выборные солдатские комитеты.

– оружие передавалось в их распоряжение.

– приказ уравнивал в правах солдат и офицеров

– отменял традиционные формы армейской дисциплины (обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»).

3 мартабыла опубликована Декларация Временного правительства.

Работа с документом:

– Какие изменения внесла декларация в политический строй России?

– Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

– Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации.

Выводы:

Для политики временного правительства характерно принятие полумер по самым наболевшим вопросам:

  1. Национальный – Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государствава на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод. Польше – обещали в будущем предоставить независимость. Предоставлена автономия Финляндии, Украине, Белоруссии.
  2. Аграрный – решение вопроса о земле откладывалось до созыва Учредительного собрания. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одеты в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия.

В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.

  1. Военный – правительство, связанное обязательствами с Антантой, считало, что победа в войне повысила бы международный авторитет России. Война до победного конца.
  2. Рабочий – отклонен закон о введении 8-часового рабочего дня  (причина-продолжение войны).

7. Итоги и значение революции.

Обобщение:

Беседа с классом:

– Назовите итоги революции. (Свержение монархии; провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание; Образование двоевластия).

– Каково значение революции?

  1. Победа февральской революции была победой всех слоев населения над самодержавием, рывком, передвинувшим Россию к передовыми странами в смысле провозглашения демократических и политических свобод.
  2. Велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции – под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

nsportal.ru

Методическая разработка по истории (9 класс) на тему: План-конспект урока по истории (9 класс) по теме: ” Вторая Мировая Война. Коренной перелом”.

Тема урока: Вторая Мировая Война. Коренной перелом.

Цель урока:

    – Сформировать у учащихся представление о переломном моменте Вторая Мировой войны. Рассказать об основных сражениях на фронтах 1943-1945г. Продемонстрировать наглядно все тяготы боевых действий. Осветить деятельность антигитлеровской коалиции.

     –  Проследить вклад СССР в победу над странами оси, тем самым способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

– Продолжить формирование у учащихся умений пересказывать текст, выделять главное, работать с текстом.

Оборудование:

Учебник О.С. Сороко-Цюпа., Новейшая история XX век;

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

Интерактивная доска;

Электронная презентация «Второй мировая война. Перелом. 1943-1945».

Основные понятия и термины: антигитлеровская коалиция, коренной перелом, “Второй фронт”, капитуляция.

Ход урока: 1)Организационный момент.

2)Актуализация знаний учащихся по теме: «Вторая мировая Война 1939-1945. Начало»;

   Итак,  началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века  в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните,  какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

  Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

            Авторитарный – Япония, Испания;

             Тоталитарный –  СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

  Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

    Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

    Отв.: 29-30 сентября 1938 г. состоялся «Мюнхенский сговор».

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

     Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

      Отв.:  в случае отказа,  Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

    Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и. Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Все с этим мнением согласны?

Отв.: Нет. В результате зимней войны, СССР обнаружил неподготовленность армии к ведению боевых действий и уничтожения командного состава в результате репрессий 1937г, необходимость перевооружения. Именно эти причины  заставили СССР пойти на сближение с Германией и подписание пакта.

9. Только ли вопрос о ненападении был решен пактом,  подписанным Германией и СССР?

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разделе стран Восточной Европы на сферы немецких и советских интересов на случай «территориально-политического переустройства» этих стран. Этим протоколом предусматривалась возможность включения Латвии, Эстонии, Восточной Польши, Финляндии и Бессарабии в сферу интересов СССР.

10. Когда началась Вторая мировая война?

    Отв.: 1 сентября 1939 года. Германия начала агрессию против Польши

11. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ ?

      Отв.: 22 июня 1941 г.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

        Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

  • Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.
  • Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).
  • Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.
  • Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.  

             

4)Новая тема:

1)Коренной перелом 2)Военные действия на других театрах войны. 3)Антигитлеровская коалиция4)Завершающий этап второй мировой6)итоги второй мировой.5)оценивание учащихся.

Изложение текста сопровождается показом презентации «Основные сражения Второй мировой 1943-1945».

1)Коренной перелом

Вопрос учащимся: какое сражение принято называть переломным?

Отв:Курскую битву

Все с этим согласны?

Отв.: Первое поражение было нанесено в Сталинграде, там капитулировала германская армия под командованием Паулюса

      19 ноября 1942 года Красная Армия переходит в контрнаступление под Сталинградом, в результате которого удаётся окружить и разгромить две немецкие, две румынские и одну итальянскую армии.

      В июле 1943 года немецкое командование в последний раз пытается вернуть себе стратегическую инициативу в битве под Курском, однако она заканчивается серьёзным поражением немецких войск. Начинается отступление немецких войск по всей линии фронта — им приходится оставить Орёл, Белгород, Новороссийск. Начинаются бои за Белоруссию и Украину. В битве за Днепр Красная Армия наносит Германии очередное поражение, освободив Левобережную Украину и Крым.

2)Военные действия на других театрах войны.

Вопрос учащимся

На каких театрах союзники в основном вели боевые действия?

Отв.: Тихоокеанский с Японией и  Северная Африка с Германией и Италией

    8 ноября 1942 года в Марокко высаживается крупный англо-американский десант преодолев 900 км, вступают в Тунис, куда к этому времени немцы перебросили часть своих войск из Западной Европы.

     Тем временем английская армия переходит в наступление в Ливии. Находившиеся здесь итало-немецкие войска не смогли удержаться у Эль-Аламейна и к февралю 1943 года, понеся большие потери, отступают в Тунис. 20 марта объединённые англо-американские войска переходят в наступление вглубь территории Туниса. Итало-немецкое командование пытается эвакуировать свои войска в Италию, однако к тому времени британский флот полностью владел Средиземноморьем и перерезает все пути к отступлению. 13 мая итало-немецкие войска капитулируют.

     10 июля 1943 года союзники высаживаются в Сицилии. Находящиеся здесь итальянские войска сдаются почти без боя,     В сентябре 1943 года англо-американские войска высаживаются на юге Апеннинского полуострова. Бадольо подписывает с ними перемирие и объявляет о выходе Италии из войны. Однако, воспользовавшись замешательством союзников, Гитлер освобождает Муссолини, и на севере страны создаётся марионеточное государство Республика Сало.

    Войска США и Великобритании довольно медленно продвигаются на север. В начале 1944 года они предпринимают три безуспешные попытки прорвать оборону противника на реке Гарильяно и войти в Рим. Лишь 4 июня союзным армиям удаётся прорвать оборону итальянской столицы, которую держали немецкие войска.]

     С августа 1942 года по февраль 1943 года японские и американские войска сражаются за контроль над островом Гуадалканал в составе архипелага Соломоновы острова. В этой битве на истощение в конце концов верх одерживают Соединённые Штаты.     В ноябре 1943 года союзникам удаётся овладеть японским островом Тарава.

.3)Антигитлеровская коалиция

     Антиги́тлеровская коали́ция — объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 гг. против блока Стран Оси: Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Антигитлеровская коалиция не была формальным объединением, а вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так воинские соединения некоторых стран – Польши, Чехословакии, особенно Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других – принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

     Предтеча Антигитлеровской коалиции, коалиция «Западных Союзников» возникла после вторжения Нацистской Германии в Польшу в 1939 г., когда связанные с последней и между собой союзными соглашениями о взаимопомощи вступили в войну Великобритания, Франция и некоторые другие страны.

     До нападения Германии в 1941 г., СССР не был среди Антигитлеровской коалиции.

     Широкая Антигитлеровская коалиция сложилась сначала по духу после заявлений правительств США и Великобритания о поддержке Советского Союза после нападения на него Германии, а затем и по дву- и многостронним документам в результате длительных переговоров правительств трёх держав о взаимной поддержке и совместных действиях.

Вопрос учащимся:Сыграла ли роль помощь Антигитлеровской коалиции СССР?

Отв: Да, нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью  Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

          Наиболее значимые события в ходе действия коалиции: Московское совещание (1941), Атлантическая хартия( август 1941), Вашингтонская Декларация двадцати шести (Декларация объединённых наций, январь 1942), Тегеранская конференция (1943), Бреттон-Вудская конференция (1944), Ялтинская конференция (март 1945).


    Помощь, полученная Советским Союзом от участия в Антигитлеровской коалиции, в отличие от таковой для других стран, может оцениваться различными источниками как значительная и как незначительная – см. ленд-лиз.

     Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана ООН

4)Завершающий этап Второй мировой.

     6 июня 1944 года союзные силы США, Великобритании и Канады после двух месяцев отвлекающих манёвров проводят крупную десантную операцию и высаживаются в Нормандии, тем самым открыв второй фронт.

    В августе выброшены десанты на юге Франции, освобождены города Тулон и Марсель. 25 августа союзники входят в Париж, который к тому времени уже почти полностью контролировали отряды французского сопротивления.

    В сентябре начинается союзное наступление на территорию Бельгии. К концу 1944 года немцам с большим трудом удаётся стабилизировать линию фронта на западе. 16 декабря немцы переходят в контрнаступление в Арденнах, которое становится полной неожиданностью для союзников. Немцам удаётся продвинуться на 100 км вглубь Бельгии, однако к концу января 1945 года они останавливаются, а потом и вовсе перебрасывают войска на Восточный фронт, где Советская армия начинает Висло-одерскую операцию. С февраля 1945 года боевые действия переводятся на территорию Германии. Германия к тому времени начала перебрасывать свои основные силы на защиту Берлина, и поэтому серьёзной обороны на западе у немцев не было.

    В Италии наступление союзников продвигалось очень медленно. Несмотря на все попытки, им так и не удалось в конце 1944 года прорвать линию фронта и форсировать реку По.28 апреля 1945 года итальянские партизаны захватывают и казнят Муссолини. Полностью Северная Италия была очищена от немцев лишь в мае 1945 года.

Советское наступление

Вопрос учащимся: в каком году из войны вышла Финляндия?

Отв в 1944

       Летом 1944 года начинается наступление Красной Армии по всей линии фронта. К осени от немецких войск очищена почти вся Белоруссия, Украина, Прибалтика. Лишь на западе Латвии окружённая группировка немецких войск смогла продержаться до окончания войны.

      В результате наступления советских войск на севере Финляндия объявила о своём выходе из войны. Однако немецкие войска отказываются покинуть территорию Финляндии. В результате бывшие «братья по оружию» вынуждены сражаться друг против друга. В августе в результате наступления Красной Армии выходит из войны Румыния, в сентябре — Болгария. Немцы начинают эвакуацию войск с территории Югославии и Греции, где власть в свои руки берут народно-освободительные движения.

     В феврале 1945 года проводится Будапештская операция, после которой последний европейский союзник Германии — Венгрия — вынуждена капитулировать. Начинается наступление в Польше, Красная Армия занимает Восточную Пруссию.

     В конце апреля 1945 года начинается битва за Берлин. Осознавая своё полное поражение, Гитлер и Геббельс покончили с собой. 8 мая после упорных двухнедельных боёв за германскую столицу немецкое командование подписывает акт о безоговорочной капитуляции. Германия разделена на четыре оккупационные зоны: советскую, американскую, британскую и французскую.

     14-15 мая в северной Словении состоялась последнее сражение Второй мировой войны в Европе, в ходе которого Народно-Освободительная армия Югославии нанесла поражение немецким войскам и многочисленным силам коллаборационистов.

Тихоокеанский театр военных действий

    На Тихом океане боевые действия складывались также довольно успешно для союзников. В июне 1944 года американцы овладели Марианскими островами. В октябре  В марте 1945 года начались упорные сражения за южные японские острова Иводзима и Окинава.

    После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония. К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. В июне 1945 года японцы потеряли Индонезию, вынуждены были оставить Индокитай. 26 июля 1945 года США, Великобритания и Китай предъявили японцам ультиматум, однако он был отвергнут. 6 августа на Хиросиму, а через три дня на Нагасаки были сброшены атомные бомбы, и в результате два города оказались почти стёрты с лица земли. 8 августа СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал наступление и в течение 2 недель нанёс сокрушительное поражение японской Квантунской армии в Маньчжурии. 2 сентября был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Крупнейшая война в истории человечества завершилась.

5)Итоги войны

       Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50-55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн чел. Наибольшие людские потери понесли СССР, Китай, Германия, Япония и Польша.

       Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

      В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций, на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

    Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

    Европа оказалась разделена на два лагеря: западный (капиталистический) и восточный (социалистический). Отношения между двумя блоками резко ухудшились уже через пару лет после окончания войны. Началась Холодная война.

Итог урока:

      Итак, сегодня  мы рассмотрели перелом период в ходе Второй мировой войны. Мы проследили вклад стран антифашистского союза в победу над Германией и Японией, основные сражения и договоры. Однако самым удивительным в истории войны является то что наша страна находясь в катастрофических условиях в 1941г, смогло остановить германские войска и перейдти в наступление, освобождая свои города от захватчиков, под обстрелом врага солдаты добивались успехов, а население давало фронту своевременно обмундирование, провиант, разрабатывало в кратчайшие сроки оружие, аналогов которому  просто не существовало.

 Только наша армия смогла доказать, что, экипировка, вооружение и  обученность конечно играют роль, но главное это стремление освободить свою страну,  стремление солдата к победе. Только это помогало советскому солдату наступать под обстрелом лучших пулеметов врага, сражаться в рукопашную с японским кара-тэ, сломить планы врага  и добиться победы, оставшись таким образом в истории как лучшим солдатом XX века. Как говориться кто с мечем к нам придет от меча и погибнет.

Закрепление урока:

    Сегодня мы свами рассмотрели перелом и окончание Второй мировой войны.

1. Какое событие считается началом перелома в ходе Второй Мировой Войны?

Проигрыш Германии в битве за Курскую дугу. Однако многие склонны считать что основа была заложена в С талинградской битве.

2. Какую помощь оказала Антигитлеровская коалиция СССР?

нехватка вооружения и амуниции восполнялась на начальном этопе Великой отечественной войны именно помощью  Антигитлеровской коалиции,поставками вооружения.

3. Что стало итогом войны?

Разделение Берлина между СССР, Британией, США, Францией.    Европа оказалась разделена на два лагеря: западный (капиталистический) и восточный (социалистический). Отношения между двумя блоками резко ухудшились уже через пару лет после окончания войны. Началась Холодная война.

6)Оценивание учащихся

 Домашнее задание:

§20. Стр.141-146.Составить проспект «основные события Второй мировой»

                                        Тест

                                Вторая мировая война

      1. Что такое?

  • «Тайфун»
  • «Барбаросса»
  • «Ост»
  • «Цитадель»
  • «Багратион»

  Отв.: планы ведения боевых действий,

       2. После нападения на какую страну фашистами, началась Вторая мировая война

1. Польша

2. Чехословакия

3. Венгрия

4. Бельгия

 

      3. Какую мощную державу Германия захватила менее чем за 2 месяца (Май-Июнь 1940 г)

1. Англия

2. Франция

3. Бельгия

4. Норвегия

      4. Как назывался приказ Сталина N 227

1. Ни шагу назад

2. Два шага вперед

3. Вперед за родину

4. Держать оборону

5.  Какая армия была названа самой плено – способной во Второй Мировой Войне

1. Германия

2. Италия

3. Франция

4. Польша

6. Назовите самое крупное сражение произошедшее в Африке?

1. Курская дуга

2. Эль-аламейн

3. Штурм Тобрука

4. Монте- кассино

      7.  Укажите союзников Германии

1. Франция

2. Япония

3. Сомали

4. Италия

8. назовите президента США?

1. Сталин

2. Черчиль

3. Рузвельт

9. Укажите число и месяц нападения германии на Польшу

1. 1 сентября

2. 22 июня

3. 5 февраля

      10. Назовите дату начала Великой отечественной войны

1. 1941

2. 1939

3. 1938

      11. вычеркните не подходящую фамилию

1. Жуков

2. Громов

3. Чай Кай Ши

      12. В каком году началась война с Финляндией?

1. 1941

2. 1939

3. 1938

                                 

 Ответы

      1. планы ведения боевых действий,

      2. 2. Чехословакия

      3. 2. Франция

      4. Ни шагу назад

      5.  Италия

      6. 3. Штурм Тобрука

      7Япония,  Италия

      8 Рузвельт

      9. 1 сентября

           10. 1. 1941

     11. 3. Чай Кай Ши

           12. 3. 1938

                                   Ответы

      1. планы ведения боевых действий,

      2. 1. Польша

      3. 3. Бельгия

      4. Ни шагу назад

      5.  Франция

      6. 3. Штурм Тобрука

      7 Япония,  Италия

      8 Рузвельт

      9. 1 сентября

           10. 1. 1941

     11. 3. Чай Кай Ши

           12. 3. 1938

nsportal.ru

Конспект урока по истории России 9 класс

Внутренняя политика СССР в послевоенный период.9 класс.

Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

  1. Развитие аналитического мышления.

  2. Воспитание толерантности.

  3. Продолжить формирование основных компетенций:

  • учебно-информационных :

  • работать в информационной среде,

  • обрабатывать информацию,

  • создание презентации,

  • коммуникативных:

  • работать в группе,

План урока.

  1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).

  2. Изучение нового материала:

  • Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

  • Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

  • Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.

  • Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.

  • Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).

  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему.

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

Презентация, слайд 1.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы.

  2. Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд 2.

.Учащиеся формулируют тема урока. 

Презентация, слайд 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.

  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.

  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.

  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

  • особенности восстановления экономики СССР;

  • социальные последствия процесса восстановления;

  • итоги экономического развития к 1953 г.,

  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?

  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд 5.

II. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.

  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».

  • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.

  • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.

  • Какая из альтернатив победила и почему?

  • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?

  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».

  • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.

  • Укажите трудности восстановительного периода.

  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.

  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.

  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».

  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.

  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.

  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.

  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».

  • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.

  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.

  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

5 группа. Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».

  • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.

  • Покажите изменения быта советского человека.

  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).

  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

Подведение итогов работы учащихся на уроке.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 35.

  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

infourok.ru

Конспект урока истории в 9 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа »

Скопинского муниципального района Рязанской области

«Октябрьская революция».

истории: Груздев А.А.

2017-2018 учебный год.

– сформировать представление о событиях октябрьской революции

– определить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Октябрьской революции в России.

– Создать условия для осознания учащимися эпохальности данного события, приведшего к свержению самодержавия

– способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать .

– Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.

– построить логическую связь между событиями революции, показать их преемственность

– Способствовать воспитанию интереса, уважения к истории, определять свое отношение к историческим событиям .

– Способствовать дальнейшему развитию чувства уважения и интереса к истории своей страны

Оборудование: доска, учебник История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М.Ю.Брандт – 2-е издание, переработанное и дополненное. –М. :Просвещение,2014. Мультимедийная презентация (компьютер,проектор,интерактивная доска).Тест. Карта.

Основные понятия и термины: революция, государственный переворот, декрет, аннексия, контрибуция.

Ещё совсем недавно, понятие “Великая Октябрьская социалистическая революция” провозглашалось “главным событием двадцатого века”, однако в последнее время всё чаще проявляется тенденция к пересмотру роли и места данного периода нашей недавней истории. Все больше историков задаются вопросом: “Захват власти большевиками в октябре 1917 г. – ещё одна революция или государственный переворот?”

Прежде чем перейти к изучению нашей темы, давайте восстановим хронологию событий с февраля по сентябрь 1917 г.

Проверка изученного материала (2 слайд).

  1. Изучение нового материала.

    1. Общенациональный кризис осени 1917 г.

3 слайд:

14 сентября – Демократическое совещание о создании коалиции социалистических партий с кадетами.

  1. сентября – создание третьего коалиционного Временного правительства: (6 кадетов, 1 эсер, 3 меньшевика, 2 трудовика, 1 независимый, 2 военных). Вопросы о мире и о земле не решало. Затягивало созыв Учредительного собрания.

А.Ф. Керенский – председатель третьего коалиционного Временного правительства и Верховный главнокомандующий.

Работа со статистическими таблицами.

  • Проанализируйте данные таблицы.
    1. О каких особенностях социально-политической ситуации, сложившейся к осени 1917 г., свидетельствуют данные таблицы?
    2. Каковы причины падения жизненного уровня населения?

Цены на продукты питания и товары первой необходимости (4 слайд)

Социальные конфликты (5 слайд) 1917 г., месяц

Общая численность выступлений рабочих

В том числе забастовок

Голодные бунты

Май

5

3

3

Июнь

29

11

43

Сентябрь

212

107

125

К октябрю 1917 г. в стране сложился общенациональный, социально-экономический и политический кризис (6 слайд):

  1. На нужды войны шло более 80% государственных расходов.

  2. Осенью 1917 г. закрылись свыше 800 предприятий из-за недостатка топлива и сырья.

  3. Промышленное производство сократилось на 36%.

  4. Расстройство железнодорожного транспорта.

  5. Острый недостаток продовольствия и предметов первой необходимости в городах (с мая-июня – введение продуктовых карточек).

  6. Стремительное обесценивание денег и рост цен.

  7. Рост социального недовольства (забастовки, крестьянские выступления).

  8. Разложение и деморализация армии (неподчинение солдат приказам, братание с противником, дезертирство).

  9. Захват немцами Моонзундских островов, оттеснение Балтийского флота в Финский залив, угроза захвата Петрограда.

    1. Подготовка вооруженного восстания большевиками (7слайд).

Февраль – сентябрь 1917 г. – рост численности партии большевиков с 24000 тыс. чел. до 350000 тыс. чел.

8 слайд:

Начало сентября 1917 г. – довыборы в Петроградский Совет.

Большевики получают большинство голосов.

Председателем Исполкома Петроградского Совета избран Л.Д. Троцкий.

5 сентября – большевики получают большинство в Московском Совете.

Большевики снова выдвигают лозунг “Вся власть Советам!”

– Вспомните, когда впервые он был выдвинут, а когда снят и почему?

9 слайд:

10 октября – тайное заседание ЦК партии – резолюция Ленина о вооружённом восстании

(10 чел.–«за», 2 – против»).

10 слайд:

12 октября – создан Военно-революционный комитет (ВРК) – штаб подготовки

восстания. Состоял из большевиков и левых эсеров. Председатель – Л.Д. Троцкий

Представители ВРК направлены во все воинские части Петроградского гарнизона. Большевистские ораторы проводили митинги во всех районах города.

11 слайд:

16 октября – расширенное заседание ЦК партии с участием депутатов Петросовета, столичного комитета РСДРП(б), представителей фабзавкомов. Решение – подготовка вооружённого восстания.

    1. Захват власти большевиками в Петрограде (12 слайд).

Действия Временного правительства:

24 октября – закрытие типографии, где печаталась большевистская газета “Рабочий путь”. Поставлен вопрос об аресте членов ВРК.

Действия ВРК:

24 октября – “Предписание №1” о приведении солдат Петроградского гарнизона и матросов Балтийского флота в боевую готовность.

В ночь с 24 на 25 октября – заняты Почтамт, телеграф, электростанция, банк, мосты, вокзал. Сопротивления не было. ВРК объявил о взятии власти (Обращение “К гражданам России”).

13 слайд:

25-26 октября – взятие Зимнего дворца. Арест Временного правительства. Керенский бежал на фронт.

17 слайд:

25-26 октября 1917 года – II Всероссийский съезд Советов.

670 делегатов: более половины – большевики, 100 мандатов – левые эсеры,

Меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков по захвату власти и потребовали от съезда начать переговоры с Временным правительством об образовании нового кабинета министров.

Не получив одобрение съезда, меньшевистская и правоэсеровская фракции покинули заседание, тем самым лишив себя возможности принять участие в формировании новых органов власти.

Левые эсеры поддержали большевиков и объявили о создании новой организации – партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР).

    1. Первые декреты большевиков (18 слайд).

25 октября 1917 г. – первые декреты большевиков (о мире, о земле, о власти).

Прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы.

  • Каково содержание представленных на съезде декретов?

  • Декреты имели характер постоянных законов или временных постановлений?

  • Почему именно эти декреты были провозглашены первыми?

    1. Захват власти большевиками в Москве и по всей стране (19 слайд).

25 октября – 2 ноября 1917 г. – борьба большевиков за власть в Москве.

2 ноября 1917 г. – сопротивление сторонников Комитета общественной безопасности сломлено восставшими под руководством большевистского ВРК Москвы. Утверждение большевистской власти в Москве.

20 слайд:

С октября 1917 г. по март 1918 г. – утверждение власти большевиков по всей стране.

Работа с картой:

– В каких городах власть большевиков установилась мирным путем?

– В каких городах власть большевиков установилась вооруженным путем?

– Какой вывод об установлении власти большевиков в стране можно сделать?

2.6 Причины победы большевиков (21 слайд).

Причины победы большевиков:

  1. Нарастание социально-экономических проблем.

  2. Затягивание созыва Учредительного собрания.

  3. Падение авторитета Временного правительства.

  4. Обещание лидеров большевиков решить все проблемы.

  5. Радикализация левого крыла социалистов и их организационное оформление.

  1. Закрепление изученного материала (20-24 слайды).

Восстанови хронологию событий октября 1917 г.

Конец июля – начало августа 1917 г. –

10 октября 1917 г. –

12 октября 1917 г. –

22 октября 1917 г. –

24 октября 1917 г. –

25 октября 1917 г. –

26 октября 1917 г. –

Проблемный вопрос:

– Почему Временное правительство осталось без защиты?

Выполни тесты:

  1. При перевыборах Петроградского Совета в сентябре 1917 г. Большинство мест получили:

А) меньшевики

Б) большевики

В) эсеры и анархисты

  1. Фактическим руководителем Военно-революционного комитета (ВРК), выполнявшего роль штаба по подготовке восстания, стал:

А) В.И.Ленин В) Л.Д.Троцкий

Б) И.В.Сталин Г) К.Е.Ворошилов

  1. В отличие от стихийно вспыхнувшей Февральской революции, новое выступление в октябре 1917 г. Большевики готовили тщательно. Об этом свидетельствует:

А) направление 22 октября представителей ВРК во все воинские части столичного гарнизона

Б) организация митингов во всех районах города и выступления на них лучших партийных ораторов

В) обсуждение в Государственной думе мер противодействия планам большевиков

Г) верно А и Б

Д) верно все указанное

  1. Мосты, телеграф, почту и вокзалы 24 октября в Петрограде стали брать под свой контроль:

А) вооруженные отряды Красной гвардии

Б) отряды Красной гвардии и революционные солдаты столичного гарнизона

В) революционные солдаты и рабочие Путиловского завода

  1. Сопротивление участникам восстания в Петрограде 24 октября 1917 г.:

А) оказали работники почтового ведомства

Б) оказали телеграфисты

В) никто не оказал даже малейшего

  1. О взятии власти 25 октября 1917 г. Объявил в обращении к гражданам России:

А) Военно-революционный комитет

Б) лидер партии большевиков В.И.Ленин

В) Петроградский Совет

В заключении хочется сказать, что в истории нет революции, которую можно было бы назвать классической, взять за образец и сравнивать по ней другие революции или государственные перевороты. У каждой революции в истории свои особенности. В исторической науке до сих пор не сложились чёткие определения революции и государственного переворота. Нет точных признаков их и характерных черт. Рассматривая октябрьские события 1917 г., мы найдем и черты революции (наличие общенационального кризиса, рост социальной напряженности, бессилие власти, последовавшая вскоре гражданская война и др.), и черты государственного переворота (целенаправленная подготовка к захвату власти, осуществление его фактически бескровно небольшой группой заговорщиков с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, несогласие недавних союзников и многих социальных групп с насильственным захватом власти, наличие альтернатив мирного развития событий и др.). Поэтому дать точное определение событиям октября 1917 г. сегодня достаточно трудно. Несмотря на различные оценки историков и современников, значение Октября 1917 г. в истории страны очень велико.

  1. Домашнее задание: § 12 ,вопросы 1-6 с.93.

Список использованной литературы:

  1. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России ХХ – начало ХХI вв. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2005.

  2. Данилов А.А. История России, ХХ – ХХI века: учеб. для 9 кл. – М. 2015.

  3. Данилов А.А. Рабочая тетрадь по истории России ХХ – начало ХХI века: пособие для учащихся 9 класса – М.: Просвещение, 2016..

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *