История Отечества 9 класс
Конференция
Тема: «Герои Отечества – пример патриотизма : от Александра Невского до наших дней»
Тема доклада:
«Герои-казаки освободители Кущёвской»
Выполнил: ученик 9 класса
МБОУ ООШ №34
Бурдин Артём
Руководитель: учитель истории и обществознания Салова С.В.
Сегодня тема патриотического воспитания молодёжи особенно важна. В наши дни очень много искажений в истории. Настоящие исторические факты искажаются и изменяются. Истинные герои становятся «врагами народа». А так быть не должно. А без прошлого нет будущего!
Я хочу рассказать о малоизвестном событии, произошедшем в годы Великой Отечественной войны. Это бой героев-казаков с немцами у станицы Кущёвской.
Бой у станицы Кущёвской.
31 июля 1942 года бои у Кущёвской продолжились. Утром 31 июля пехота вермохта начала наступление на позиции 12 Кубанской и 116 Донской кавалерийских дивизий, оборонявших станицы Шкуринскую и Канеловскую. Казаки перешли в контратаку и сумели отбросить противника. Но Кущёвскую пришлось оставить врагу. Тогда-то командование решило ввести в бой 13 казачью кавалерийскую дивизию полковника Миллерова, входившую в состав 17 Кубанского казачьего корпуса. Корпус этот формировался из казаков и самими казаками на казачьи средства.
Казаки 13 Кубанской казачьей дивизии. 1942 год.
Дивизия состояла из трёх кавалерийских полков и артиллерийского дивизиона. Казачьи эскадроны, используя высокую суданку, кукурузу и подсолнухи – зелёной стеной подступили к самой Кущёвской.
В ночь с 1 на 2 августа скрытно заняли исходное положение для атаки. А утром части дивизии в конном строю внезапно атаковали противника и ворвались в станицу. Паника у врага была страшная. Немцы ринулись к своим танкам для отражения налёта казаков. Но воспользовавшись паникой Кубанские казаки зарубили более 1000 немецких солдат и офицеров, а около 300 фрицев захватили в плен. Придя в себя, фашисты предприняли контратаку, пустив на конницу мотопехоту и танки. Вот тут-то и пришло время действовать пушкам противотанкового истребительного дивизиона капитана Чикурды. На казаков двинулось 45 танков, Чикурда приказал выкатить пушки на прямую наводку. И как только танки приблизились, на них обрушился шквал огня.
Казачья лавина, развернувшаяся на два километра по фронту, сверкая клинками двинулась на немцев. На врага это оказало ещё и сильное психологическое давление. Казаки приближались вплотную к танкам и на скаку забрасывали их гранатами и бутылками с зажигательной смесью. В этом бою было изрублено и раздавлено около 1800 фашистских солдат и офицеров. Остальные разбежались по полям и попрятались в кукурузе.
Один только эскадрон старшего лейтенанта Константина Недорубова уничтожил свыше 200 гитлеровцев, из которых70 лично уничтожил сам Недорубов. За этот бой ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1964 году при въезде в станицу Кущёвская был установлен памятник казакам-героям.
Атака советских войск на станицу Кущевскую 2 августа 1942 года считается последней классической атакой в конном строю, проведенной в истории Великой Отечественной.
Кавалерийская атака на вооруженного до зубов врага! С шашками на танки! Под красными знаменами! В особенности — это была отрезвляющая психическая атака. Да и для отступающей Красной армии, для всего захваченного врасплох, еще не собравшегося с духом советского народа — это была тоже, пожалуй, окрыляющая психологическая атака!
Этим примером казаков-героев я хотел показать как важно знать свою истинную историю о малой Родине. Не забывать настоящих героев! Нести в сердце подлинную любовь к Родине! А ведь это наши прадеды — истинные герои-патриоты. Надо помнить о них, передавать их подвиг из уст в уста. И тогда никто не сможет исказить исторические факты. А ещё я бы очень хотел, чтобы бой у станицы Кущёвской был внесён для изучения в учебники кубановедения! И тогда, сейчас, в наши дни молодые люди рассказывали о подвигах своих прадедов, ещё больше гордились ими!
Интернет ресурс:
http://ru.wikipedia.org
http://www.opoccuu.com
http://kubanarchive.ru
infourok.ru
№ п\п | Раздел, тема | кол.часов | Общеучебные умения и навыки | Использование СОТ | Контроль | Требования к уровню подготовки учащихся |
Тема 1. Россия в начале 20 века. | 4 | Знать основные понятия: конкуренция, монополия, синдикат, трест, картель, РСДРП. Основные события: правление Николая II, образование РСДРП, русско-японская война, Первая Мировая война Исторические личности: Николай II, Витте, Столыпин, Распутин, Корнилов. | ||||
1-2 | Серебряный век русской культуры | 2 | умение работать с доп. литературой | работа в парах | защита групповых проектов | |
3-4 | Россия в ожидании перемен | 2 | тест | |||
Тема 2. Россия в 1917-1927 гг. | 20 | Знать основные понятия: сепаратный мир, контрибуция, аннексия, учредительное собрание, гражданская война, интервенция, военный коммунизм, продразверстка, НЭП, федерация, автономия. Основные события: Брестский мир, Гражданская война, образование СССР, принятие конституции СССР. Исторические личности: Бухарин, Колчак, Деникин, Юденич, Врангель, Блюхер, Чапаев, Сталин, Фрунзе, Тухачевский. | ||||
5-6 | От февраля к Октябрю | 2 | умение составлять план | проверка плана, устный опрос | ||
7-9 | Становление Советской власти | 3 | умение работать с текстом учебника | ИКТ | зачет | |
10-11 | Военный коммунизм | 2 | умение работать с текстом учебника | проблемное обучение | устный опрос | |
12-13 | Гражданская война | 2 | умение работать с картой | устный опрос | ||
14-15 | Новая экономическая политика | 2 | умение работать с документами | устный опрос | ||
16-18 | Развитие политического процесса в 20-е гг. | 3 | умение работать с текстом учебника | работа в парах | тест | |
19-21 | Внешняя политика в 20-е гг. | 3 | умение записывать лекцию | письменный опрос | ||
22-24 | Духовная жизнь в 20-е гг. | 3 | умение составлять развернутый план | защита рефератов | ||
Тема 3. СССР в 1928-1938 гг. | 8 | Знать основные понятия: «Великий перелом», кулак, колхоз, коллективизация, ликбез, рабфак, система коллективной безопасности. Основные события: индустриализация, коллективизация, вступление СССР в Лигу наций, принятие Конституции СССР, дело военных. Исторические личности: Киров, Рыков, Куйбышев, Стаханов, Молотов. | ||||
25-26 | Экономическое развитие и социальная система в 30-е гг. | 2 | умение работать с доп. литературой | семинар | ||
27-28 | Политическая система в 30-е гг. | 2 | умение проводить сравнительный анализ | проблемное обучение | устный опрос | |
29-30 | Внешняя политика в 30-е гг. | 2 | умение работать с доп. литературой | семинар | ||
31-32 | Тест | 2 | тест | |||
Тема 4. Великая Отечественная война | 8 | Знать основные понятия: пакт о ненападении, секретные протоколы, линия Маннергейма, план Барбаросса, ГКО, антигитлеровская коалиция, лендлиз, капитуляция, «рельсовая война», «Цитадель», «Уран», «Багратион», Курская дуга. Исторические личности: Жуков, Тимошенко, Черчиль, Рузвельт, Гитлер, Конев, Рокоссовский, Ворошилов. | ||||
33-34 | СССР накануне войны | 2 | умение формулировать проблему по теме, анализировать различные точки зрения по проблеме | проблемное обучение | конференция | |
35-36 | Начало Великой Отечественной войны | 2 | умение составлять хронологическую таблицу, работать с картой | защита рефератов | ||
37-38 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 2 | умение работать с текстом учебника | ИКТ | работа по карте | |
39-40 | Завершающий период Великой Отечественной войне | 2 | умение работать с доп. литературой | семинар | ||
Тема 5. СССР в 1945-1952 гг | 6 | Знать основные понятия: Холодная война, биполярный мир, политика конфронтации, железный занавес, доктрина Трумэна, СЭВ, космополитизм, Ленинградское дело, дело врачей. | ||||
41-42 | Послевоенное восстановление хозяйства | 2 | умение работать с текстом учебника | проверка плана | ||
43-44 | Политическое развитие страны. Идеология и культура | 2 | умение составлять план параграфа | работа в парах | проверка плана | |
45-46 | Внешняя политика | 2 | умение работать с доп. литературой, с картой | тест | ||
Тема 6. СССР в 1953-середине 60-х годов | 6 | Знать основные понятия: культ личности, Оттепель, реабилитация жертв репрессий, десталинизация, волюнтаризм, освоение целины, шестидесятники, правозащитное движение, продовольственная проблема, диссидентское движение. | ||||
47-48 | Изменения политической системы | 2 | умение проводить сравнительный анализ | проблемное обучение | устный опрос | |
49-50 | Экономическое и социальное развитие | 2 | умение работать с текстом учебника | тест | ||
51-52 | Внешняя политика | 2 | умение работать с картой | тест | ||
Тема 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. | 6 | Знать основные понятия: региональные конфликты, теневая экономика, развитой социализм, доктрина Брежнева, Пражская весна, разрядка международной напряженности. | ||||
53-54 | Политическое развитие | 2 | умение работать с доп. литературой | работа в группе | семинар | |
55-56 | Экономика «развитого социализма» | 2 | умение работать с текстом учебника | проблемное обучение | составление плана | |
57-58 | Внешняя политика | 2 | умение работать с картой | проверка контурных карт | ||
Тема 8. Перестройка в СССР 1985-1991 гг. | 4 | Знать основные понятия: перестройка, гласность, программ 500 дней, антиалкогольная кампания, демократизация, альтернативные выборы, «новое мышление», ГКЧП. Исторические личности: М. Горбачев, Б. Ельцин, Е. Гайдар, В. Черномырдин. | ||||
59-60 | Реформы политической системы.экономические реформы. | 2 | умение работать с доп. литературой | проблемное обучение | семинар | |
61-62 | Внешняя политика | 2 | умение работать с картой | защита рефератов | ||
Тема 9. Новая Россия 1991-2003 гг. | 6 | Знать основные понятия: Шоковая терапия, инфляция, приватизация, ближнее и дальнее зарубежье. | ||||
63-64 | Российская экономика на пути к рынку. Духовная жизнь. | 2 | умение работать с доп. литературой | работа в группе | семинар | |
65-67 | Политическая жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения. | 3 | умение работать с доп. литературой | работа в группе | семинар | |
68 | Итоговый тест | 1 | тест |
nsportal.ru
Периоличекий контроль за 1 полугодие
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
«История Отечества» 9 класс
I уровень. Выберите один правильный ответ
1. В каком году был принят указ о «вольных хлебопашцах»?
а) 1794 г. в) 1815 г.
б) 1803 г. г) 1834 г.
Ответ: б)
2. За границу Россия в нач. ХІХ в. Вывозила в основном:
а) шелк, табак, чай, какао в) промышленные товары
б) зерно, пеньку, сало, древесину г) пряности, ювелирные изделия
Ответ: б)
3. К сословию мещан относились:
а) ремесленники в) мелкие торговцы
б) рабочие люди г) казаки
Ответ: г)
4. Одним из основных направлений внутренней политики Николая І было:
а) укрепление положения дворянства
в) введение гражданских свобод
б) усиление роли общественных организаций
г) отмена крепостного права
Ответ: а)
II уровень
5. Соотнесите командующего российской армии и направление её сосредоточения в начале отечественной войны.
1. М.Б. Барклей де Толи а) Белоруссия
2. П.И. Багратион б) р. Неман
3. А.П. Тормасов в) г. Киев
Ответ: 1 – б, 2 – а, 3 – в.
6. Дайте определение понятиям:
Либерализм — Манифест — Автономия — Жандармерия —
Ответ:
Либерализм – общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод, отстаивающее приоритет прав человека.
Манифест — торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
Автономия – самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов.
Жандармерия – полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии.
7. Охарактеризуйте одним предложением исторические личности:
М.И. Кутузов М.М. Сперанский В.А. Корнилов
Ответ:
М.И. Кутузов – генерал, главнокомандующий русской армией в Отечественной войне 1812г.
М.М. Сперанский – советник Александра I, подготовил ряд проектов для проведения в России либеральных реформ.
В.А. Корнилов – адмирал, один из руководителей обороны Севастополя во время Крымской войны 1853 -1855 гг.
8. Сопоставьте дату и событие.
1. 26 августа 1812 а) наполеон объявил войну России
2. 12 июня 1812 г. б) Окончание Отечественной войны
3. 14 декабря 1812 г. в) начало Бородинского сражения
Ответы: 1 – в. 2 – а, 3 – б.
III уровень
9. Охарактеризуйте основные тенденции внутренней политики Николая I.
Свой ответ выполните тезисно, используя основные даты и события.
infourok.ru
Тесты (многоуровневые) по истории Отечества для 9 класса
Материалы
для промежуточной аттестации по истории:
История Отечества (9 класс)
2 семестр
Вид: многоуровневое тестирование
Подготовила:
учитель истории Райко И.И.
ДОНЕЦК – 2016
9 класс (История Отечества)
I. Выберете один правильный ответ (всего 6 б.):
1. К Великим реформам Александра ІІ относится:
а) учреждение Государственной Думы
б) учреждение синодального управления церковью
в) принятие закона об «обязательных крестьянах»
г) создание земств, бессословных органов местного самоуправления
2. Освобождение крестьян от крепостной зависимости произошло при:
а) Александре І в) Александре ІІ
б) Николае І г) Николае ІІ
3. Манифест об от мене крепостного права назывался:
а) «Общее положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости»
б) «Временное положение об отмене крепостничества»
в) «Народное освобождение»
г) «Положение о зависимых крестьянах»
4.Первая русская марксистская организация-группа созданная в Женеве называлась:
а) «Земля и воля»
б) «Черный передел»
в) «Освобождение труда»
г) «Народная воля»
5. Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией был подписан:
а) 19 февраля 1861 г. в) 12 апреля 1877 г.
б) 19 февраля 1878 г. г) 20 июня 1877 г.
6. Денежная реформа 1897 г. была проведена по инициативе министра финансов России:
а) В.О. Ключевского б) С.Ю. Витте
в) И.А. Вышнеградского г) Н.Х. Бунге
II. Выберете несколько правильных ответов (9б).
7. После реформы об отмене крепостной зависимости крестьяне:
а) лично освобождались от крепостной зависимости
б) не имели права владеть имуществом
в) не платили выкуп, чтобы стать собственниками земли
г) облагались подушной податью
д) получали право переходить в другие сословия
е) не имели права вести судебные дела
8. Какие изменения социальной структуры российского общества произошли во 2 половине XIX века:
А) упрочение господствующего положения дворянства в жизни общества
Б) вовлечение крестьян в рыночные отношения
В) усиление расслоения крестьянства и дворянства
Г) утрата крестьянами политической роли в стране
Д) широкое участие дворянства в предпринимательстве
Е) появление новых классов: буржуазии и пролетариата
9. Итогами внутренней политики Александра II является:
а) создание Государственного Совета
б) проведение Земской реформы
в) издание Указа о «вольных хлебопашцах»
г) введение всеобщей воинской повинности
д) снижение, а потом отмена подушной подати с крестьян
е) разрешение крестьянского вопроса
III. Охарактеризуйте термины (25 +15 б.)
10. Инвестиции — Манифест — Меценатство —
Народничество — Западничество-
11. Охарактеризуйте одним предложением исторические личности:
Александр II В.И. Ленин И.Г. Иловайский
IV. Приведите в соответствие (всего 20б.)
12. Соотнесите фамилию ученого и сферу его деятельности.
1. С.В. Ковалевская а) математика
2. И.П. Павлов б) история
3. В.О. Ключевский в) физиология
13. Сопоставьте дату правления и Российского императора .
1. 1881-1894 а) Николай ІІ
2. 1855- 1881 б) Александр ІІІ
3. 1894-1917 в) Александр II
V. Дайте развернутый ответ ( 25б.)
14. Назовите основные причины и предпосылки Великих реформ. Приведите факты и доказательства, что проведение реформ было необходимо. Свой ответ выполните тезисно. (10 б.).
15. Охарактеризуйте процесс промышленного развитие Донецкого края во 2 половине XIX века. Объясните причины и последствия такого развития. Перечислите основные отрасли промышленности, которые были наиболее развиты в данный период. Какие исторические личности повлияли на развитее нашего края, как промышленного региона. Свой ответ обоснуйте и сделайте краткий вывод. (15 б.).
infourok.ru
История России 9 класс
История России (9 класс)
Россия в к.
XIX-н. — XX века, Революция и
Гражданская война, Образование СССР,
СССР в Великой Отечественной войне,
СССР в послевоенный период,
СССР в период «оттепели»,
СССР в сер.60-х — 1980-х годах,
СССР в 1985-1991 годах,
Российская федерация на современном этапе
Тема: Россия в к. XIX-н.
XX века
Урок 1. Российское общество на рубеже столетий.
(425 kb)
Урок 2. Социально-экономическое развитие страны.
(358 kb)
Урок 3. Внутренняя политика в 1894-1904 годах.
(299 kb)
Урок 4. Внешняя политика.
(468 kb)
Урок 5. Общественно-политическое движение.
(249 kb)
Урок 6. Начало первой российской революции.
(426 kb)
Урок 7. Высший подъём революции.
Революция на национальных окраинах России.
(411 kb)
Урок 8. Политические реформы 1906-1907 годов.
(510 kb)
Урок 9. Социально экономическое развитие в 1907-1914 годах.
(288 kb)
Урок 10. Политическая жизнь в 1907-1914 годах.
(324 kb)
Урок 11. «Серебряный век» русской культуры.
(373 kb)
Тема: Революция и Гражданская война
Урок 12. Россия в первой мировой войне.
(515 kb)
Урок 13. Падение монархии.(ч.1)
(314 kb)
Урок 14. Падение монархии.(ч.2)
(457 kb)
Урок 15. Установление власти большевиков.
(455 kb)
Урок 16. Формирование однопартийной диктатуры.
(476 kb)
Урок 17. Экономическая политика советской власти.
«Военный коммунизм». (398
kb)
Урок 18. Начало гражданской войны.
(443 kb)
Урок 19. Красные против белых.
(361 kb)
Урок 20. Народы России в гражданской войне.
(585 kb)
Урок 21. Крестьянство в гражданской войне. Политический кризис
1920-начала 1921 года. (455kb)
Тема: Образование СССР
Урок 22. Образование Союза Советских Социалистических Республик.
(522 kb)
Урок 23 . Международное положение и внешняя политика СССР в
1920-х годах. (335 kb)
Урок 24. Социально-экономическое развитие в период НЭПа.
(370 kb)
Урок 25. Политическая жизнь в 1920-х годах.
(330 kb)
Урок 26. Духовная жизнь СССР в 1920-х годах.
(343 kb)
Урок 28. Модернизация промышленности.
(452 kb)
Урок 29.
Коллективизация
сельского хозяйства. (473 kb)
Урок 30. Оформление политической системы СССР в 1930–х годах.(384
kb)
Урок 31. Национальная политика в конце 1930-х годов.
(373 kb)
Урок 32. Советская
культура в 1930-е гг. (428 kb)
Урок 33. Внешняя политика Советского Союза в 1930-х годах.
(373 kb)
Тема: СССР в Великой Отечественной войне
Урок 34. Советский Союз в предвоенные годы.
(299 kb)
Урок 35. Начало Великой Отечественной войны.
(351 kb)
Урок 36. Немецкое наступление 1942 года.
Предпосылки коренного перелома.
(353 kb)
Урок 37. Советский тыл в Великой Отечественной войне.(316
kb)
Урок 38.
Коренной
перелом в ходе войны. (330 kb)
Урок 39. Народы Советского Союза в борьбе с фашизмом.
(379 kb)
Урок 40. СССР на завершающем этапе. Второй мировой войны.
(397 kb)
Тема: СССР в послевоенный период
Урок 41. Внешняя политика СССР. Начало
«холодной войны». (349 kb)
Урок 42. Социально-экономическое развитие страны.
(333kb)
Урок 43. Политическое развитие СССР.
Национальная политика.
(403 kb)
Урок 44. Духовная жизнь советского общества.
(334 kb)
Тема: СССР в период «оттепели»
Урок 45. Изменение в политической системе. Эволюция национальной политики.
(393 kb)
Урок 46.
Перемены
в социально-экономической системе.(367 kb)
Урок 47. «Оттепель».Духовная жизнь страны.
(343 kb)
Урок 48.
Внешняя
политика Советского Союза.
(402 kb)
Тема: СССР в сер.60-х — 1980-х годах
Урок 49.
Политические
развитие. (464 kb)
Урок 50. Социально-экономическое развитие страны.
(478 kb)
Урок 51. Духовная жизнь советского общества.
(466 kb)
Урок 52. Национальная политика и национальные движения.
(355 kb)
Урок 53. Внешняя политика.
(554 kb)
Тема: СССР в 1985-1991 годах
Урок 54. Предпосылки и начало «перестройки».
(352 kb)
Урок 55. Экономические реформы: от плановой экономики — к
рыночной. (423
kb)
Урок 56. Перемены в духовной жизни.
(409 kb)
Урок 57. Реформа политической системы.
(441 kb)
Урок 58. Национальная политика и межнациональные отношения.Распад СССР.
(400 kb)
Урок 59. Внешняя политика.
«Новое
политическое мышление». (451
kb)
Тема: Российская федерация на современном этапе
Урок 60.
«Революция
сверху» в экономике. (498 kb)
Урок 61. Реформа политической системы.
(421 kb)
Урок 62. Российский федерализм и межнациональные отношения.
(341 kb)
Урок 63. Духовная жизнь российского общества.
(408 kb)
Урок 64. Внешняя политика Российской Федерации.
(348 kb)
lesson-history.narod.ru
Конспекты уроков для 9-го класса в курсе «История России» по учебнику Н.В.Загладина. «История Отечества. ХХ век» по теме «Перестройка»
Урок 1.
Тема: Политика перестройки в СССР. (1985-1990 гг.)
Тип: Урок предъявления новых знаний
Форма: Практическая работа с различными
источниками
Форма организации деятельности учащихся: групповая
Цели:
1. Сформировать представление о причинах, сути и
последствиях перестройки в СССР.
2. Развивать умение проводить поиск необходимой
информации в разных источниках (фрагмент из
доклада М. С. Горбачева на январском (1987 г) Пленуме
ЦК КПСС, текст учебника).
3. Воспитывать уважение к деятельности
политических лидеров (М. С. Горбачев), которые
пытаются решать сложные государственные
проблемы, особенно в кризисные периоды, и берут
на себя ответственность за судьбу страны.
I Формулирование учебной задачи
После объявления темы урока «Перестройка в
СССР», используя прием «накидывания вопросов»
(когда учащиеся предлагают различные вопросы о
перестройке). Совместно их группируем,
редактируем и на доске записываем три основных: Каковы
причины перестройки? Какова суть перестройки?
Каковы последствия?
II Диалектико-логическое абстрагирование
Класс делится на 6 групп (по 4 — 5 человек). В
группах учащиеся изучают:
- биографию М. С. Горбачева стр. 314 учебника (2
группы) - кризисные явления в экономической сфере (по
рабочему листу) (2 группы) - кризисные явления в социальной сфере (по
рабочему листу) (2 группы)
Подведение итогов работы в группах (прием
формулирования выводов).
1. Какие качества личности М. С. Горбачева
соответствуют личности политика–реформатора? (знания,
общественно-политическая деятельность,
понимание необходимости решения экономических и
социальных проблем, организаторские
способности, смелость, целеустремленность, опыт
работы в общественных организациях и на
государственной службе)
2. Назовите причины перестройки? (по результатам
изучения рабочих листов)
Кризисные явления
В экономической сфере | В социальной сфере |
Кризис командной экономики: снижение
темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т. д. | Проблемы, связанные с понижением уровня
жизни. Проблемы, связанные с психологическим
|
III Формально-логическая конкретизация
Учащиеся изучают статью в учебнике на стр. 310-311
и делают записи в тетрадях.
Мероприятия Результаты
Закон о государственном предприятии Закон
Денежная реформа (Павлов В. С.)
Фермерские хозяйства
Программа «500 дней» (С. С. Шаталина и Г. А.
Конверсия – перевод большей части предприятий
| Сокращение аграрного и промышленного
производства. Рост инфляции, спад производства,
|
Почему эти меры не дали ожидаемого результата?
изучаем документы (стр. 312-313):
«Фрагменты из доклада М. С. Горбачева на
январском (1987 г) Пленуме ЦК КПСС»,
«Фрагменты из выступлений Л. И. Абалкина, зам.
председателя Сов. Мина СССР, и Ю. С. Давыдова,
секретаря Ставропольского райкома партии».
Прием коллективного разбора текста и выделения
главной идеи.
Руководство КПСС не могло отойти от методов
централизованного управления экономикой и
использовать механизмы свободного рынка.
IV Моделирование знания
Учащиеся в группах составляют проекты моделей
знания, и обобщенную модель записываем на доске и
в тетрадях.
Кризисные явления в различных сферах
| Комплекс мер, направленных на
развития страны | Кризисные явления не ликвидированы,
реформы проводились
на основе социалистических идей |
V Определение понятия
По предложенной модели знания формулируем
понятие перестройка.
Каждая группа предлагает свой вариант, итог
записываем на доске и в тетрадях.
Перестройка – это комплекс мер,
направленных на ускорение развития страны на
основе обновления социалистических идей.
VI Выделение общего способа деятельности
В ходе беседы в классе формулируем общий способ
характеристики процесса перестройки: Каковы
причины перестройки? Каково её содержание
(комплекс мер)? Последствия.
VII Интериоризация
На этом уроке способ деятельности совпал с теми
вопросами, которые мы сформулировали в начале
урока. Разница в том, что в начале урока учащиеся
не могли дать ответы на эти вопросы, а на этапе
интериоризации учащиеся в группах по способу
деятельности отвечают на них.
VIII Действия контроля и самоконтроля
Проверить себя по способу деятельности – есть
ли какие-то неясные вопросы.
Проверочная работа №1
Выполнение тестовых заданий.
Соотнести:
1. Программа «500 дней» 2. Денежная
3. Закон об индивидуальной трудовой
4. Закон о государственном предприятии | 1. В. С. Павлов 2. Н. И. Рыжков
3. С. С. Шаталин
4. Г. А. Явлинский
5. Создание кооперативов
6. Хозяйственный расчет
7. Фермерские хозяйства |
Ключ к тестовому заданию 1 – 3, 4; 2 –
1; 3 – 5, 7; 4 – 6
Определите характер источника:
«Съезд считает: глубинные истоки кризиса не в
ущербности самой идеи социализма, а в тех
деформациях, которым она подверглась…»
«… Руководство КПСС, партийный аппарат теряют
свой авторитет…КПСС утверждает, что она
остается партией рабочего класса, его
авангардом. Мы тоже рабочие, но мы не считаем
компартию своей партией…»
IX Действия оценки и самооценки
Оценивание работ учащихся, подведение итогов
работы групп.
Дом.зад. §39, прочитать биографию М. С. Горбачева,
стр.305-306
С помощью родителей описать материальное
положение своей семьи в 1985-1990 гг.
Урок 2.
Тема: Гласность, демократизация — новой этап
политической жизни в СССР
Тип: Урок предъявления нового материала
Форма: Школьная лекция с элементами беседы
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная
Цели:
- Сформировать понятие гласность (5.4) и
представление о характерных существенных чертах
демократизации политической жизни в СССР (5.2.1). - Развивать умение соотносить факты и процессы
внутренней политики (5.1) и объяснять, в чем
состояли результаты деятельности
государственных и политических руководителей
(5.7) на примере деятельности М. С. Горбачева и Б. Н.
Ельцина. - Формировать уважение к правам человека и
убеждение в том, что их необходимо защищать.
I Формулирование учебной задачи
Учитель предлагает учащимся изучить документ
«Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде
народных депутатов 3 июня 1989 года» (см. раб.
лист).
«Необходимы политические решения, без которых
невозможно укрепление власти советских органов
на местах и решение экономических, социальных,
экологических, национальных проблем… Без
сильных Советов на местах невозможна земельная
реформа и вообще какая-либо эффективная аграрная
политика, отличающаяся от бессмысленных
реанимационных вливаний нерентабельным
колхозам. Без сильного съезда и сильных Советов
невозможны преодоление диктата ведомств,
выработка и осуществление законов о предприятии,
борьба с экологическим безумием. Съезд призван
защитить демократические принципы
народовластия и тем самым – необходимость
перестройки и гармоническое развитие страны…»
Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники
снова выдвигали лозунг: «Вся власть
Советам!»?
Каков его политический смысл?
Определяем задачу урока: Изучить новой этап
политической жизни в СССР, главным содержанием
которого стали гласность и демократизация.
II Диалектико-логическое абстрагирование
Фронтальная беседа
— Вспомните, в каких условиях начиналась
«оттепель» в СССР в к. 1950-х гг.?
— Почему её итоги были ограниченными?
— Каковы итоги перестройки?
— Почему она не дала ожидаемых результатов?
Вывод: Стремление связать перестройку с
социалистическими идеями побудило руководство
КПСС к переосмыслению пройденного советским
обществом исторического пути.
III Формально-логическая конкретизация
Учитель излагает материал о переосмыслении
исторического опыта, учащиеся составляют тезисы
по рассказу учителя.
— Реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг., в т.ч.
лидеров оппозиции режиму Сталина (Л. Б. Каменев, Г.
Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и др.).
— Издание трудов зарубежных и отечественных
авторов (Д. А. Гранин «Зубр», В. Д. Дудинцев
«Белые одежды», А. Н. Рыбаков «Дети
Арбата», А. Н. и Б. Н. Стругатские, А. П. Платонов,
Е. И. Замятин).
— Публикация в СМИ работ по рыночной экономике,
философии, социологии, истории.
— Прекратились преследования инакомыслящих (А.
Д. Сахаров возвращен из ссылки).
Вывод: Происходит процесс освобождения
печати от цензуры, информация становится
открытой и доступной, т. е. гласной.
Изучаем документ, стр. 318 «Из резолюции XIX
Всесоюзной конференции КПСС (1 июля 1988 года)» Прием
– коллективный разбор текста
Беседа
— Почему было недостаточно для гармоничного
развития государства обеспечить доступность
информации?
Изучаем документ, стр. 319 «Из программного
заявления XXVIII съезда КПСС «К гуманному
демократическому социализму» (1990 год)» Прием –
выделение главной идеи.
— Каким должен быть следующий шаг руководства?
Учащиеся составляют тезисы по рассказу учителя
— 1989 год, выборы народных депутатов на первый
съезд Советов. Выдвижение альтернативных
кандидатов, выборы приобретают соревновательный
характер.
— Возникновение независимых политических
организаций.
— Создание правового государства, основанного
на реальном разделении властей.
— Отмена шестой статьи Конституции о
руководящей роли КПСС, т. е. упрочение правовой
основы существования многопартийной системы.
Вывод: Народ вовлекается в управление
государством и обществом, т. е. происходит
процесс демократизации.
Изучаем документ «Из статьи Н. Андреевой
«Не могу поступаться принципами» март 1988
года (см. раб. лист).
«Взять вопрос о месте И. В. Сталина в истории
нашей страны. Именно с его именем связана вся
одержимость критических атак, которая, по моему
мнению, касается не столько самой личности,
сколько всей сложнейшей переходной эпохи… Все
это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что
главным и кардинальным вопросом проходящих ныне
в стране дискуссий является вопрос – признавать
или не признавать руководящую роль партии…»
Как были восприняты перемены (гласность и
демократизация) в обществе?
IV Моделирование знания
Учащиеся самостоятельно составляют модель,
которая должна выглядеть так:
V Определение понятия
Гласность – открытость, доступность
информации для общественности, связанная со
свободой печати и отменой цензуры.
Демократизация – процесс вовлечения народа
в управление обществом и государством.
VI Выделение общего способа деятельности
В ходе беседы в классе формулируем общий способ
характеристики процесса гласности и
демократизации:
- Причины принятия политики гласности,
демократизации - Содержание
- Последствия
Прочитать статью в учебнике, стр. 320
«Исторический портрет Б. Н. Ельцина»,
ответить на вопрос
— Почему Б. Н. стал проводником демократических
преобразований в стране? (дополнительный вопрос
– какие личные качества и факты биографии
способствовали этому?)
VII Интериоризация
Прием синквейн. Придумать 1 существительное, 2
прилагательных, 3 глагола и фразу к словам: 1
вариант – гласность; 2 вариант – демократизация.
Проверочная работа №3
Сравните деятельность М. С. Горбачева –
Президента СССР и Б. Н. Ельцина – Президента
РСФСР: а) черты сходства б) отличия
VIII Действие контроля и самоконтроля
Учащиеся обмениваются выполненными заданиями
по синквейну и озвучивают те, которые показались
им наиболее убедительными.
IX Действия оценки и самооценки
Оценить собственные знания по способу
деятельности и модели. Дом. зад. §40
1. Написать эссе на тему «Гласность
предполагает правовую и моральную
ответственность средств массовой информации».
2. Или ответить на вопрос: Чем, на ваш взгляд,
отличается «гласность» от «свободы
слова».
Рабочий лист к теме «Перестройка,
новое полити
urok.1sept.ru
План-конспект занятия по истории (9, 11 класс) на тему: Опорный конспект для 9,11 классов на тему «История отечества 1900 – 1940 гг.»
«История отечества
1900 – 1940 гг.»
/опорный конспект для 11 класса/
Раздел 2 «По пути буржуазного прогресса»
Тема «Революция 1905 – 1907 гг.»
Учитель истории и обществознания МБОУ-Большеметескинской СОШ им.Ф.Хусни
Бикчантаева Деляра Мавлетзяновна
Начало революции.
- Кровавое воскресенье.
- Три лагеря на политической арене.
- Развитие и действия правительства.
Повод к революции – события 9 января 1905 г. в Петербурге |
/шествие рабочих к Зимнему Дворцу, Характеристика
расстрел мирной демонстрации Гапона
во главе со священником Гапоном/ рассказ о событиях
Требования восставших |
Созыва Учредительного собрания | Политической свободы | Амнистии политическим заключённым | Передачи земли народу | Прекращения войны | 8 часов рабочий день |
Вопрос о власти – основной вопрос революции |
Сторонники самодержавия: Реакционные помещики, Высшие чины государства Органов, армии, полиции Существование законосовещательного органа при монархе | Либералы интеллигенция, передовое дворянство, мелкая буржуазия, часть крестьян. Конституционная монархия Мирные, демократы Методы борьбы | Революционно-демократический пролетариат, крестьянство, беднейшие слои мелкой буржуазии Демократическая республика Средство борьбы – от мирных до вооружённых Власть – диктатура или демократия |
Развитие революции |
Выступления рабочих:
| Крестьянские волнения (В 85 уездах) лето 1905 г. – Всероссийский крестьянский союз
| Интеллигенция
царских властей
Март 1905 г. – 3 съезд «Союза освобождения»
|
18 февраля 1905 г. – Указ царя о разрешении частным лицам и организациям подавать на его имя предложения об усовершенствовании государственного благоустройства
Дума – законосовещательный орган при царе
Развитие революции весной – летом 1905 г.
- 3 съезд РСДРП.
- Первый Совет рабочих депутатов.
- «Союз Союзов».
- Булыгинская Дума
Вопрос о стратегии и тактике партии.
Апрель 1905 г. – 3 съезд РСДРП /большевики/
| Женевская конференция (меньшевики)
| Троцкий
|
14 июня 1905 г. – восстание на броненосце «Потемкин».
Волнения в армии и на флоте.
12 мая 1905 г. – Совет рабочих депутатов (Иваново–Вознесенск) |
Охрана фабрик и заводов | Запрет выселять рабочих из квартир | Порядок в городе | Запрет повышения цен на продукты |
Октябрь 1904 г. – создание профессионально-политических союзов (союзы адвокатов, инженеров, профессоров и т. д.) |
8 – 9 мая 1905 г. – съезд союзов (П. Н. Милюков) |
Организация всеобщей политической забастовки с революционными партиями | Мирный, легальный путь борьбы. |
6 августа 1905 г. – манифест «Об учреждении Государственной Думы»
Обсуждение вопросов бюджета, штатов, некоторых законов | Лишение избирательных прав: женщины, военнослужащие, учащиеся, инородцы, бродячие. |
Высший подъем революции 1905 г.
- Всероссийская Октябрьская политическая стачка.
- Решение Крестьянского вопроса.
- Образование партии кадетов.
- Манифест 17 октября 1905 г.
- Национально-освободительное движение.
- Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
Осень – зима 1905 г. – Объединение революционного и либерального движения. Требование – свержение самодержавия.
Этапы:
- Сентябрь 1905 г. – центр революционной борьбы – Москва. Общегородская политическая стачка рабочих типографий, транспортников. Их поддерживали рабочие Центральной России, Поволжья, Урала.
- Октябрь 1905 г. – Всероссийская стачка. (66 городов России) 13 октября 1905 г – Петербургский Совет рабочих депутатов.
- О всеобщей стачке
- 8-часовой рабочий день
- свобода слова, собраний.
ИТОГИ |
77% бастующих вели борьбу под политическими лозунгами | 30% рабочих добились удовлетворения своих требований. (60% — компромисс) | Стачка – общенациональное средство борьбы |
Осень – зима 1905 г – крестьянские комитеты.
31 октября 1905 г – Марковская республика (1 год).
- Полновластие народной Думы.
- Уничтожение сословного неравенства.
- Отказ от уплаты выкупов.
3 ноября 1905 г. – манифест «Об уменьшении выкупных платежей с крестьян с 1 января 1906 г.»
Октябрь – ноябрь 1905 г. – 200 выступлений солдат, выступление моряков в Кронштадте
12 октября 1905 г. – съезд конституционно демократической партии (кадеты) — П. Н. Милюков |
Социальный состав партии – мелкие, средние служащие, интеллигенция.
Их политический идеал – конституционное устройство на основе всеобщего избирательного права.
ПРОГРАММА
Созыв Учредительного собрания | Политические права | Право народов на культурное самоопределение | Наделение крестьян землей | 8-часовой рабочий день | Право рабочих на создание профсоюзов |
Высшие принципы партии:
- Демократия
- Классовая демократия ущемляет права граждан
17 октября 1905 г – царский манифест.
Провозглашение гражданских свобод | Предоставление избирательного права | Дума – законодательный орган |
Отношение к манифесту
РСДРП – продолжение борьбы | Трубецкой – развитие демократии | П. Н. Милюков – экстремизм – развитие революции. |
Партия «17 октября» (октябристы) – А. И. Гучков |
Социальный слой – крупные промышленники, торговцы, помещики.
ПРОГРАММА
Конституционная монархия (Государственная Дума) | Всеобщее избирательное право | Гражданские права | Продажа земли крестьянам | Развитие промышленности | Против автономии всех народов | Местное самоуправление |
Октябрь 1905 г. — черносотенная организация «Союз русского народа». Социальный состав – рабочие, аристократия, часть мелкой буржуазии.
ПРОГРАММА
- Борьба против социал-демократов
- Убийство видных общественных деятелей
22 октября 1905 г. – царский манифест по национальному вопросу.
Всеобщее и равное право при избрании финского Сейма | Свобода слова, собраний. | Делопроизводство на финском языке. |
ТРЕБОВАНИЯ НАРОДОВ
Латыши, эстонцы – автономная республика | Литовцы – широкая автономия | Поляки – связь только общностью власти | Украинцы – национально-культурная автономия | Евреи – предоставление гражданских прав |
Национальный вопрос в программах различных партий
Большевики | Эсеры | Кадеты | Октябристы |
Право наций на самоопределение | Федеральное устройство государства | Равноправие граждан, местное самоуправление | Сохранение унитарного характера империи |
Ноябрь – декабрь 1905 г. – высшая точка революции (48 советов, 77 % — рабочие)
7 – 8 ноября – начало вооруженного восстания в Москве (Рассказ о событиях)
Баррикады, тактика парт. боя.
18 – 19 декабря 1905 г. |
Прекращение восстания
ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ
Недостаток оружия | Неорганизованность | Отсутствие разработанного плана | Оборонительный характер борьбы. |
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Всеобщая стачка в 33 городах России | Союз пролетариата и крестьянства | Нанесен удар по самодержавию. |
Поражение революции.
- Июльский политический кризис.
- 2-я Государственная Дума.
- Итоги и истории значение революции 1905 – 1907 г.
Меньшевики – призыв армии и флота присоединиться к народу | Большевики – подготовка к всенародному восстанию, созыв Учредительного собрания | Июль 1906 г. – восстание гарнизона в Свеаборге |
Июль 1906 г. – указ о введении военно-полевых судов
Запрет профсоюзов | Преследование революционных партий. | Репрессии против печати. |
20 февраля – 1 июня 1907 г. — 2-я Государственная Дума.
/социал-демократы – 65, трудовики – 104, эсеры – 37, представители левых партий – 222.
и т. д./
Основной вопрос – аграрный.
3 законопроекта: развитие свободного фермерского хозяйства
1 июня 1907 г. – Столыпин – заговор 55 социал-демократов.
3 июня 1907 г. – царский манифест о роспуске Думы, окончание революции.
ИТОГИ
- На смену патриархальной России пришла Россия революционная.
- Был нанесен удар по самодержавию.
- Царизму пришлось смириться с Думой и с многопартийностью.
- Признание основных прав личности.
- Часть трудящихся получили избирательные права.
- Образование профсоюзов, сокращение рабочего дня.
- Национальные окраины получили представительство в Думе.
- В деревне были отменены выкупные платежи.
- Понизилась арендная и продажная цена на землю.
- Крестьяне приравнивались к другим сословиям.
- Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов (крестьяне не получили земли)
- Революция по своему характеру – буржуазно-демократическая.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Революция получила поддержку пролетариата | Сбор средств в фонд помощи русскому революционному движению | Революция 1905 – 1907 гг. всколыхнула народы Европы и Востока. |
Начало российского парламентаризма
- Обстановка в стране после поражения Московского восстания
- Государственная Дума (1 Дума)
- Думский кризис.
ПОСЛЕДСТВИЯ
80 % территории на военном положении | Число бастующих рабочих в феврале 1906 г. в 7 раз меньше, чем в 1905 г. | Убыль крестьянского движения (1905 – 1590 крестьянских выступлений, 1906 – 286). | Снижение революционного энтузиазма у кадетов. |
4 марта 1906 г. – «Временные правила о профессиональных обществах»
Дума – первый опыт представительного правления.
ФУНКЦИИ
Законодательный орган | Юридическое закрепление прав и свобод | Средство против революционного движения. |
«УКАЗ О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ»
Выборы не всеобщие. (Избирательное право – рабочие) | Избирательное право не было равным. Курия – сословно-цензовое представительство. |
20 февраля 1906 г. – Государственный совет – верхняя законодательная палата между царем и Думой
27 апреля – июль 1906 г. – работа 1 Государственной Думы. |
Октябристы — 16, кадеты – 179, трудовики — 97, беспартийные – 105.
Рабочие – бойкот выборов. 1 Дума – кадетская.
Главный вопрос – аграрный.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТРУДОВИКОВ И КАДЕТОВ
Создание государственного или общенародного земельного фонда | Он образуется из удельных монастырских земель | Участки передаются:
|
Требования трудовиков | Требования кадетов |
В фонд отчуждения земли сверх трудовой нормы. Вся земля превращается в общенародную собственность. Безвозмездное отчуждение земли. | Помещичьи имения остаются за их владельцами (Общеполитическое значение). Частная собственность – основа хозяйственной жизни. Вознаграждение за землю бывшим владельцам. |
Июль 1906 г. царский указ о роспуске Думы.
Горемыкина сменяет на посту П. А. Столыпин.
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
«РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 ГГ.»
1 ТУР – КОГДА?
- Годы первой русской революции
- Период работы 1 Государственной Думы.
- …состоялся III съезд РСДРП?
- период работы II Государственной Думы.
- … образована партия кадетов?
- … возник Московский совет рабочих депутатов?
- … манифест (Дума – законодательный орган)?
- … состоялся съезд союзов?
- … проходило вооруженное восстание в Москве?
- … появился указ о введении военно-полевых судов?
Из имеющихся дат необходимо выбрать правильные и поставить рядом с цифрой ту букву, которая соответствует событию.
- Янв. 1905 – июнь 1907 г.
б) Март 1905 г.
в) Апрель 1905 г.
г) Октябрь 1905 г.
Д) Ноябрь 1905 г.
Е) Декабрь 1905 г.
Ж) Апрель – июнь 1906 г.
З) Апрель 1906 г. – июнь 1907 г.
И) Август 1906 г.
К) Февраль – июль 1907 г.
Л) Май 1905 г.
Ключ: 1a, 2ж, 3в, 4к, 5б, 6д, 7г, 8л, 9е, 10и.
II ТУР – КТО?
- …был председателем партии «17 октября»?
- … занял пост председателя Совета Министров после отставки С. Ю. Витте?
- … Был председателем партии кадетов?
- … возглавил манифестацию рабочих 9 января 1905 г.?
- … прошел путь от губернатора до председателя Совета Министров и подписал указ о роспуске 2 Государственной Думы?
- … сказал: «Пролетариат России победит при поддержке пролетариата Запада»?
а) С. Ю. Витте
б) П. А. Столыпин
в) Гапон
г) Л. Д. Троцкий
д) И. Л. Горемыкин
е) П. И. Милюков
ж) А. И. Гучков
Ключ: 1ж, 2д, 3е, 4в, 5б, 6г.
III ТУР
- Каким органом власти был в начале XV в. Государственный Совет?
А) законодательным
Б) законосовещательным
В) правительственным
- Курия – это…
- Дума – это …
- Какой центральный вопрос обсуждался 1 и 2 Государственной Думой?
- Назовите партию, программной целью которой была конституционная монархия
- Где в 1905 г. впервые были созданы Советы рабочих депутатов?
- Какая партия в своей программе провозглашала социализацию земли?
nsportal.ru