Восточно-Европейская (Русская) равнина (Страницы 81,82,83,84,85,86)
Главная › 8 класс › География › Рабочая тетрадь по географии Баринова 8 класс
Природа регионов России
Самая большая по площади (4 млн км2) равнина России и Евразии. Самая большая площадь покровного оледенения в четвертичный период, развитые ледниковые формы рельефа.
Самые большие ледниковые озера нашей страны: Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень. Самый полный набор природных зон: от тундры до пустынь умеренного пояса. Это классический пример проявления широтной (климатической) зональности. Самая освоенная человеком территория России: проживает более 50% населения страны.
1. Составьте картосхему «Природа Русской равнины»:
а) подпишите на контурной карте (с. 82) моря, омывающие Русскую равнину, полуострова, заливы, острова;
б) подпишите крупные реки, озера;
в) укажите цветом, какие тектонические структуры залегают в основании равнины; подпишите, какие формы рельефа соответствуют им на поверхности;
г) покажите основные месторождения полезных ископаемых: железные руды КМА, фосфориты и апатиты Кольского полуострова, нефть и газ Поволжья, каменный уголь Печорского бассейна, залежи торфа;
д) подпишите названия климатических поясов и природных зон Русской равнины;
е) отметьте древние русские города: Москву, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Рязань, Ростов Великий, Тверь, Ярославль, Вологду, Архангельск.
2. С какой крупной равниной мира можно сравнить Русскую равнину? В чем их сходство и различие?
С Амазонской.
Сходства: крупнейшие равнины мира.
Различия: Русская — холмистая, Амазонская — плоская.
3. Используя карты учебника, проследите, как проходит по территории Русской равнины граница четвертичного оледенения. Докажите, что современный рельеф Русской равнины — следствие длительного взаимодействия внутренних и внешних процессов.
Есть легенда, как образовались озера, ледники. Сначала половина Евразии ушла под толщи льда, потом, когда начали образовываться горы, такие как Тибет, с них ушел лед и пошел к Северному полюсу. В рельефе были низменности, в которых оставались остатки льда, а потом лед превращался в воду.
4. Какие различия и почему наблюдаются в климатических условиях Русской равнины? В каком направлении нарастает континентальность климата? Подтвердите это примерами конкретных климатических показателей.
5. Какой заповедник расположен в устье Волги? Чем он замечателен?
Астраханский биосферный заповедник. Сохраняет природные ресурсы устья Волги.
6. Вы уже много знаете об особенностях природы Русской равнины. Используя карты атласа и другие справочные материалы, дайте краткое образное описание природы следующих территорий.
7. Произведения каких писателей и художников о Волге вам известны?
Произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Есенина, Толстого, Тургенева, Левитана, Поленова, Бородина и мн.др.
8. С помощью карт атласа и справочных материалов заполните таблицу.
По данным таблицы сделайте вывод о том, как обеспечена Русская равнина природными ресурсами, какими из них она наиболее богата, какие наиболее успешно освоены.
Русская равнина неплохо обеспечена ресурсами. Но из-за длительного использования кол-во природных ресурсов сократилось.
9. На территории Русской равнины часто случаются смерчи, засухи, гололёды, градобои, наводнения. В каких районах Русской равнины они происходят и почему?
Засухи — как серьезное бедствие — не частое явление. Но вообще, климат засушливый в центральной области из-за удаленности от больших водных массивов. Воздух осушается и проходит дождями раньше, чем добирается до центра равнины. Остальные явления встречаются еще реже.
10. Как в целом можно оценить природные условия Русской равнины для жизнедеятельности человека?
Русская равнина отличное место для жизнедеятельности человека
11. Какие экологические проблемы Русской равнины в наши дни стоят особенно остро и настойчиво требуют решения?
Сильное изменение ландшафта из-за добычи леса и полезных ископаемых.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ — стр. 77-80Северный Кавказ — стр. 86-91
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
dourokov.ru
План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Конспект урока на тему:»Общая характеристика европейской части России», 9 класс
Урок 30. Тема: Общая характеристика европейской части России.
Цели урока:
обучающая: формирование представления об особенностях географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России; о природном, человеческом и хозяйственном потенциале макрорегиона, его роли в жизни страны;
развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;
воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атласы, физическая карта России, географический диктант для проверки знаний, карточки-задания для парной и групповой работы, листы оценивания.
МОДЕЛЬ УРОКА
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
2. Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке вас ждёт большая работа, которая состоит из проверочных заданий, самостоятельного изучения материала, парная работа. Поэтому оценка за урок будет складываться из нескольких. Желаю вам получить только «хорошо» и «отлично».
Географический диктант «Районирование территории России»
Взаимопроверка, заполнение листа оценивания.
3. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Изучив особенности районирования территории России, мы знаем, что выделяют два макрорегиона. Назовите их. И так, сегодня мы начнём знакомство с западной зоны или европейской части России. Давайте сформулируем тему нашего урока, ответив на следующие вопросы: 1) с чего начинают изучение любой территории? 2) какие природные объекты изучают в первую очередь и почему? 3) Тема нашего урока?
Запишите тему урока в тетрадь. Отвечая на вопросы, мы с вами определили не только тему урока, но и задачи, которые стоят на сегодняшнем уроке, назовите их ещё раз.
2. Групповая работа.
1) рельеф и полезные ископаемые
2) климат
3) внутренние воды и природные зоны.
Каждая группа получает карточки-задания для изучения географического объекта.
3. Выступления групп.
Все слушают и составляют краткий конспект, заполняют лист оценивания.
4. Парная работа.
Продолжи заполнение таблицы:
«Особенности населения и хозяйства Европейской части России»
Особенности населения | Особенности хозяйства |
Около 80 % | ? |
? | 90 % непроизводственной сферы страны |
Сосредоточено большинство крупнейших городов и городских агломераций | Высокая степень хозяйственной освоенности |
? | ? |
? | ? |
? | ? |
Достаточно высокообразованное и высококвалифицированное | Отрасли хозяйства ориентируются в основном на потребителя |
Так будет выглядеть заполненная таблица
Особенности населения | Особенности хозяйства |
Около 80 % | 85 % промышленного и с/х производства |
Высокая степень заселённости | 90 % непроизводственной сферы страны |
Сосредоточено большинство крупнейших городов и городских агломераций | Высокая степень хозяйственной освоенности |
Высокий научный и квалифицированный потенциал трудовых ресурсов | Обрабатывающие отрасли превалируют над добывающими |
Пёстрый этнический и конфессиональный состав | Отрасли специализации очень разнообразны |
Достаточно высокообразованное и высококвалифицированное | Отрасли хозяйства ориентируются в основном на потребителя |
4. Закрепление изученного.
Составление схемы «Особенности и структура хозяйства Европейской части России»
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Попрошу вас подвести итоги нашего урока, выставить оценку за урок.
6. Домашнее задание: параграф 25, стр. 145 задание 5.
Географический диктант «Районирование территории России»
- Основным методом изучения географии является …..
- В мае 2000 года по указу Президента были образованы … федеральных округов.
- В 2014 году в состав России вошли: …..
- Российская Федерация состоит из … регионов.
- Территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией — …..
- Восточный макрорегион состоит из ….. экономических районов.
- В России выделено … экономических районов.
- Основой для деления страны на экономические районы является ….
- Городами федерального значения являются …..
- Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой …..
Географический диктант «Районирование территории России»
- Основным методом изучения географии является …..
- В мае 2000 года по указу Президента были образованы … федеральных округов.
- В 2014 году в состав России вошли: …..
- Российская Федерация состоит из … регионов.
- Территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией — …..
- Восточный макрорегион состоит из ….. экономических районов.
- В России выделено … экономических районов.
- Основой для деления страны на экономические районы является ….
- Городами федерального значения являются …..
- Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой …..
Ответы географического диктанта
- Районирование
- 7
- республика Крым и город федерального значения Севастополь
- 85
- экономический район
- Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный
- 11
- географическое разделение труда
- Москва, Санкт-Петербург и Севастополь
- 12 декабря 1993года
Лист оценивания
Фамилия, имя | Оценка за диктант | Оценка самостоятельной (групповой) работы | Оценка работы в паре | Итоговая оценка |
Живилов Максим | ||||
Иванькова Екатерина | ||||
Кузнецова Екатерина | ||||
Конышев Игорь | ||||
Нефоросных Александра | ||||
Новицкий Максим | ||||
Страшников Юрий | ||||
Рындин Дмитрий | ||||
Чиркова Александра |
Группа 1. Рельеф и полезные ископаемые
Задания:
- Формы рельефа
- Геологическое строение
- Полезные ископаемые Восточно-Европейской равнины
Группа 2. Климат
- Климатические пояса и климатические области
- Особенности климата
- Влияние климата на х/д и жизнь человека
Группа 3. Внутренние воды и природные зоны
- Реки и их особенности
- Использование водных ресурсов
- Природные зоны и их особенности
Лист оценивания
Фамилия, имя | Оценка за диктант | Оценка самостоятельной (групповой) работы | Оценка работы в паре | Итоговая оценка |
Живилов Максим | ||||
Иванькова Екатерина | ||||
Кузнецова Екатерина | ||||
Конышев Игорь | ||||
Нефоросных Александра | ||||
Новицкий Максим | ||||
Страшников Юрий | ||||
Рындин Дмитрий | ||||
Чиркова Александра |
Продолжи заполнение таблицы:
«Особенности населения и хозяйства Европейской части России»
Особенности населения | Особенности хозяйства |
Около 80 % | ? |
? | 90 % непроизводственной сферы страны |
Сосредоточено большинство крупнейших городов и городских агломераций | Высокая степень хозяйственной освоенности |
? | ? |
? | ? |
? | ? |
Достаточно высокообразованное и высококвалифицированное | Отрасли хозяйства ориентируются в основном на потребителя |
Продолжи заполнение таблицы:
«Особенности населения и хозяйства Европейской части России»
Особенности населения | Особенности хозяйства |
Около 80 % | ? |
? | 90 % непроизводственной сферы страны |
Сосредоточено большинство крупнейших городов и городских агломераций | Высокая степень хозяйственной освоенности |
? | ? |
? | ? |
? | ? |
Достаточно высокообразованное и высококвалифицированное | Отрасли хозяйства ориентируются в основном на потребителя |
nsportal.ru
Заполните таблицу , 📝 география 9 класс
Материк занимает 1/5 суши земного шара. По размерам (30,3 млн. км2 — с островами) из всех частей света уступает только Азии. В состав региона входят 55 стран. Существуют несколько вариантов деления Африки на регионы. В школьном курсе предлагается делить Африку на 3 субрегиона: Северная Африка, Тропическая Африка, ЮАР. В научной литературе наиболее принято пятичленное деление Африки, включающее Северную (страны Магриба, побережье Средиземного моря), Западную (северная часть Атлантического побережья и побережье Гвинейского залива). Центральную (Чад, ЦАР, Заир, Конго и др.), Восточную (расположена к востоку от Великих Африканских разломов), Южную.
В мире нет другого континента, который в такой же мере пострадал бы от колониального гнета и работорговли, как Африка. Распад колониальной системы начался в 50-х годах на севере континента, последняя колония — Намибия была ликвидирована в 1990 г. В 1993 г. на политической карте А. возникло новое государство — Эритрея (в результате распада Эфиопии). Под эгидой ООН находятся Западная Сахара (Сахарская Арабская республика. Для оценки ЭГП стран Африки можно использовать разные критерии. Один из основных критериев — разделяющий страны по наличию или отсутствию выхода к морю. Вследствие того, что Африка — самый массивный континент, ни на одном другом из них нет такого количества стран, расположенных вдали от морей. Большинство внутриконтинентальных стран являются наиболее отсталыми.
Африка освободилась от колониальной зависимости лишь в конце XX века. Сейчас на политической карте этого региона 55 стран, все они — суверенные государства.
По государственному строю преобладают республики, только три страны имеют монархическую форму правления: Марокко, Лесото и Свазиленд. Большинство стран Африки довольно крупные по территории.
Из особенностей экономико-географического положения стран Африки можно выделить:
Отсутствие выхода к морю большинства государств;
Выход на международные морские пути через Гвинейский залив и Средиземное море.
Африка чрезвычайно богата природными ресурсами. Главное ее богатство — полезные ископаемые. Регион занимает первое место в мире по запасам большинства видов минерального сырья. Здесь добываются нефть и газ (Ливия, Алжир, Нигерия), железная руда(Либерия, Мавритания, Гвинея, Габон), марганцевые и уравновы руды (Габон, Нигер), бокситы (Гвинея, Камерун), медные руды (Заир, Замбия), золото и алмазы (ЮАР и страны Западной Африки), фосфориты (Нарур). Наиболее богата полезными ископаемыми ЮАР. Здесь есть практически все виды минеральных ресурсов (за исключением нефти, газа и бокситов).
Страны Африки хорошо обеспечены водными ресурсами. Помимо них в Африке есть целая система озер (Виктория, Танганьика, Ньяса). Однако размещены водные ресурсы неравномерно: в экваториальном поясе избыток влаги, в аридных областях реки и озера практически отсутствуют.
Земельными ресурсами страны Африки в целом хорошо обеспечены. Однако в результате эрозии из сельскохозяйственного оборота постоянно выбывает большое количество земель. Почвы Африки не очень плодородны, а, кроме того, требовательны к агротехнике.
yznay.com
Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
resheba.me