9 класс

Дидактические материалы по русскому языку 9 класс ладыженская – ГДЗ по русскому языку за 9 класс дидактические материалы Тростенцова Л.А.

Содержание

ГДЗ по русскому языку за 9 класс дидактические материалы Тростенцова Л.А.

GDZ.RU

  • 1 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык

gdz.ru

дидактические материалы для 9 класса по русскому языку

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

(428 слов) (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

Перескажите отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» от первого лица. Ответьте на вопрос: «Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте?»

nsportal.ru

Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ГИА на материалах, взятых их художественной литературы и СМИ. 9 класс

Автор: Зинченко Наталья Александровна, МКОУ «Тундутовская СОШ», Р.Калмыкия, с. Тундутово.

1.Исправьте предложения, укажите, какие допущены ошибки. (Какие лексико-фразеологические нормы нарушены?)

1.

  1. Теперь нас считают закадычными врагами.
  2. Иванов был уволен за небокоптительство.
  3. Все ученики вышли встречать по¬пулярного гостя.
  4. Еще издали мы увидели похоронную демонстрацию.
  5. Петрова можно назвать всезнайкой своего района.

2.

  1. До офиса мне приходится дефилировать 20 минут.
  2. Только в Африке можно встретить аборигена.
  3. В начальных классах дети учат письмена.
  4. К бальному платью я подобрала все необходимые атрибуты.
  5. Профессора принудили еще раз повторить некоторые правила.

3.

  1. Он оставил о себе хорошую репутацию.
  2. Всем необходимо следить за своим произнесением.
  3. Вы пропустили последнее занятие по неуважительному поводу.
  4. Большая половина урока уже прошла.
  5. Вы смогли доставить нам страшное удовольствие.

4.

  1. За штурвалом руля находится капитан корабля.
  2. Всем гостям подарили памятные сувениры.
  3. Докладчик доложил о результатах работы.
  4. Ученики старших классов несут дежурство по школе.
  5. Ну, собрание, вообще, прошло прекрасно, ну, просто превосходно.

5.

  1. Мы должны поощрять творческую дерзость молодежи.
  2. Зимой необходимо одевать шубу.
  3. С абонементом своевременно был заключен договор.
  4. Юбиляру мы преподнесли гранильную вазу.
  5. Это является личностным делом каждого.

6.

  1. Если пальто вас будет лимитировать, то вы сможете поменять его.
  2. Он дотошно выполняет любое задание.
  3. Нельзя постоянно думать об отмщении.
  4. Учитель рассказал о житье этого писателя.
  5. Стихи необходимо затверживать наизусть.

В каких предложениях конструкции с деепричастным оборотом употреблены неправильно? Перестройте эти предложения, исправив ошибку.

  1. Не рассмотрев образ автора в «Евгении Онегине’ мой анализ будет односторонним.
  2. Проснувшись утром, ей захотелось искупаться в море.
  3. Убедившись, что понять этого он не может, Сер гей заскучал.
  4. Прочитав письмо Ани, мне показались странными ее упреки и жалобы.
  5. Конечно, отдыхая на опушке, грибов не наберешь
  6. Посещая выставку, мне было интересно, как художники изображаю мой родной город.
  7. Регулярно занимаясь спортом, наше здоровье укрепится.
  8. Погасив последнюю свечу, дворецкий, отлично знавший свои обязанности, спустился в зал.
  9. Купив к своему новому платью тесьму, Тамаре Васильевне захотелось зайти и в другие магазины.
  10. Начав читать такую книгу, она затягивает тебя, как болото.
  11. Эту оплошность щука допустила, конечно, не случайно: она спасалась от нападения другой крупной рыбины, большая усатая голова которой показалась над водой и тут же, громко шлепнув хвостом, ушла под ее черноту.
  12. Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Отредактируйте данные ниже предложения в соответствии с синтаксическими нормами.

  1. Несколько человек отсутствовали на занятиях.
  2. Мы приобрели новую диван — кровать.
  3. МГУ организовала вечер памяти В.Хлебникова
  4. Два новые кабинета были отремонтированы к новому учебному году.
  5. Олимпиада пройдет в городе Москва.
  6. Государство уделяет большое внимание на нужды пенсионеров.
  7. Не могу не похвалить Ивановой.
  8. Ректор говорил и настаивал на важности посещения всех лекций.
  9. Много яблок, фруктов, груш вырастили мы на своем огороде.
  10. Сегодня в продажу не поступили кондитерские изделия: торты, пирожные, хлеб.

Внесите правку в данные предложения в соответствии с морфологическими нормами языка.

1.

  1. В своем докладе инженер рассказал о новом оборудовании.
  2. Отдельные работники получили премию.
  3. Начальник отдела строительства, срочно подойдите к себе.
  4. Если кто-то обидит Иванова, я перестану с ним разговаривать. 5. Иванов, он всегда был готов прийти на помощь другу.

2.

  1. Покойный профессор выступает в защиту народной медицины.
  2. После окончания университета я устроился на работу, где мне присвоят двенадцатый разряд.
  3. Еще долго провожающие махают руками вслед поезду.
  4. Ученые двигают науку вперед.
  5. Машина нагружалась овощами.
  6. Уходя домой после смены, деньги и квитанции передаются другому телеграфисту.
  7. У нас много выпускников, охотно поступивших бы в высшие учебные заведения.
  8. Отпуск предоставляется только согласно личного заявления работника.
  9. Мы с удовольствием прослушали лекцию по новым методам труда.
  10. Важно выучить не только новый материал, но и уметь его объяснить.

Найдите и объясните ошибки, связанные с искажением устойчивых
сочетаний слов.

  1. Писатели всегда уделяли много места семье.
  2. Большую роль в жизни человека имеет подсознание.
  3. Это не остановило его на достигнутом.
  4. Если кто-то из журналистов хочет высказаться, то ему закрывают язык.
  5. Нет причин впадать в паническое настроение.
  6. Мы не всегда отдаем отчет тому, кс важны праздники в нашей жизни.
  7. Решение парламента может придать новый импульс для нагнетания обстановки в Чечне.
  8. Басни на злобу дня занимали главную роль в творчестве Крылова.
  9. История знает много точек мировоззрения.
  10. Горький в своем произведении дает огромную тему для размышления.

За счет чего создается комизм представленных ниже фрагментов текста? Отредактируйте текст.

  1. Колхозники бригадира уважали. Он не только помогал дояркам на ферме, доставлял корма животным, но и проводил с ними разъяснительную работу.
  2. Он написал книгу о заключенной — бывшем следователе, которая выйдет в марте этого года.
  3. Победителям в передаче «Поле чудес» были вручены ценные призы. Ими стали библиотекарь из Архангельска и работник банка из Москвы.
  4. Бригада женщин трудится не покладая рук. А руки эти совсем не молодые, ведь каждой из них перевалило за пятьдесят.
  5. Жена Прокла, провожая его в свой последний путь, надела на него лучшую одежду.
  6. Когда Дубровский убил медведя, он не обиделся на него, а только велел снять с него шкуру.
  7. Хозяева крупных собак знают, что они могут быть отловлены, если не имеют намордника.
  8. Она унесла без разрешения из детского сада швейную машинку, а после того, как это обнаружилось, она вернулась непригодной для шить.

Что можно подумать при чтении следующих фраз? Дайте приемлемый вариант, устранив двусмысленность.

  1. Любовь главный герой булгаковского романа встретил на улице.
  2. Мастер жил в полуподвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
  3. Очень близкие отношения с няней привили Татьяне любовь к русской природе.
  4. Онегин предлагает ей свою любовь, но она отказывается от его предложения.
  5. Певец революции, увидев ее в деле, отказывается от своих слов «Пусть сильнее грянет буря!»
  6. Если Ахматова поведала миру о женской любви, то Пастернак показал вторую сторону медали.
  7. Повесть призывает к ответственности за братьев своих меньших, которые стали жертвами преданности.
  8. С первых строк Пушкина пронизываешься любовью к этому «гению чистой красоты «.
  9. Маша Миронова — девушка благоразумная и чувствительная, поэтому отвергает предложение о замужестве Швабрина
  10. Бедной Лизе было трудно прокормить себя и мать, но она собирала в поле цветы, и этим они кормились.

Тренировочные задания по тексту.

Задание. 1. Исправьте текст, устранив повторы с помощью местоимений, существительных “гусь”, “рыба”,объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: правда, но, но, и.

Мартин подплыл к берегу. В клюве у Мартина был зажат маленький красноглазый карасик. Мартин пол…жил карасика перед Нильсом и сказал: “Дома мы (не)были с тобой друзьями. Ты помог мне в беде. Я хочу отбл…г…д…рить тебя”. Нильс чуть (не)бросился обн…мать Мартина. Нильс никогда еще (не)пробовал сырой рыбы. Что делать, надо привыкать! Другого ужина (не)получ…шь.

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций

Задание.1. Восстановите связи между предложениями, устраните повторы, используйте для связи слова: как ни, и, и, и, но, хотя, а, что.

Какими словами названы в этом отрывке главный герой и его похитители?

Две самые сильные обезьяны подхв…тили Маугли под мышки. Две обезьяны пон…слись (в)месте (с)ним по вершинам деревьев. (Без)него они могли бы двига…ся вдвое ск…рее. Мальчик своей тяжестью задерживал их. Кружилась у Маугли голова. Он все же насл…ждался бешеной скачкой. М…лькавшая далеко внизу земля пугала его. Сердце зам…рало от каждого страшного рывка и толчка при перелете над провалом с одного дерева на другое. Двое стражей взл…тали (в)месте (с)ним на вершину дерева так высоко. Тонкие ветки тр…щали и гнулись (под)ними. Потом двое стражей с кашлем и уханьем бр…сались в воздух, вперед и вниз. Они пов…сали на соседн…м дереве, ц…пляясь за нижние сучья руками и ногами.

Задание. 2. Сделайте текст более связным, используя слова: то и дело, а потом, сначала, с минуту, потом, но вот.

Мартин лежал неподвижно. Он открыл глаза, глотнул разок-другой и с трудом встал на лапы. Он постоял, шатаясь из стороны в сторону, по самую шею залез в озеро и медленно поплыл между льдинами. Он погружал клюв в воду, запрокинув голову, жадно глотал водоросли и водяных пауков.

Упражнения на построение описаний.

Задание. 1. Раскройте скобки, чтобы получились связные предложения

Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послышался откуда-то из глубины лавки. И вот из-за угла показалась его обладательница. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-древняя, (жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие, как палочки, ножки). Наверно, самая старая на свете, подумали ребята. Но, как ни удивительно, она побежала к ним навстречу легко и весело, словно юная девушка. Она радостно улыбалась, и ее маленькие ножки (старомодныe ботиночки) слегка пританцовывали.

Задание. 2. Какие слова повторяются во втором абзаце? Является ли это повторение речевой ошибкой? Почему?

Вставьте подходящие по смыслу сказуемые.

Остановилась машина со скрипом и стоном, и это было неудивительно, потому что от колес до самой крыши она была нагружена багажом.

Собственно говоря, самой машины почти не было видно под чемоданами. Чемоданы были на крыше, чемоданы были сзади, и с боков тоже были видны одни чемоданы.

Из окон ___ сундуки и кофры. К ступенькам были ___ коробки и шляпные картонки. И даже на водительском месте, казалось, ___ два огромных саквояжа.

Упражнения на построение рассуждений.

Задание. 1. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении

  1. Суда во времена Колумба не могли совершать очень длительных плаваний в открыт…м море.
  2. Смертельный голод и жажда порой угр…жали морякам и при обычных плаваниях по хорошо уже изве…ным м…ршрутам.
  3. Это были деревя…ые парусники с многочисле…ым экипаж…м.
  4. Иначе с парусами не справиш…я.
  5. Они не вм…щали достаточного количества пресной воды и провианта.
  6. Предприятие генуэзского морехода требовало отчаянной смелости.
  7. А тут предстоял далекий, неизве…ный путь.

Задание.2. Разберитесь, в каких предложениях содержатся тезисы, в каких — доказательства. Восстановите правильный порядок предложений; не забудьте новую мысль написать с красной строки.

  1. Трудно даже представить, что произ…шло бы с окружающ…м нас миром, если бы вдруг и…чезли металлы.
  2. Ртуть, например, не зам…рзает даже при тридцатиградусном морозе, а вольфрам не бои…ся самых жарких об…ятий пламени.
  3. Серебро и медь охотно проводят электический ток, а титан отказывае…ся.
  4. Не будь железа — мы л…шились бы автомобилей и поездов, стальных мостов и рельсов.
  5. Алюминием богата наша планета, а франций настолько редок, что его содержание в земной коре изм…ряется буквально граммами.
  6. Без алюминия немыслимы сегодня авиация и строительство.
  7. Уд…вительны и разнообразны свойства металлов.
  8. Без хрома и никеля покрое…ся ржавчиной нержавеющая сталь.
  9. Не окажись вольфрама — погаснут миллиарды электрических лампочек.

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций.

Задание.1. Исправьте текст, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя а) сложные предложения, однородные члены ,деепричастные обороты; б)и в)сложные предложения ( в том числе с придаточными определительными), однородные члены, причастные обороты.
Выберите правильное название текста: Как возникло слово “миллион”? Знаменитый путешественник. Чудеса Китая.

а) В 1271 году венецианские купцы Николо и Маффео Поло отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо. Только через четыре года венецианцы достигли Китая и вошли в город Пекин. Они преодолели тысячи миль. Они прошли многие страны.

Марко был обласкан ханом. Марко семнадцать лет находился у него на службе. Марко за те семнадцать лет изъездил все провинции необъятного государства. Марко даже был назначен правителем одной из них.

Вернулся он на родину лишь в 1295 году. Вскоре он принял участие в морском бою. Он стал пленником Генуэзской республики. В тюрьме и продиктовал он свои воспоминания о путешествиях.

б)Рассказы Марко Поло принимали за россказни. Венецианец старался быть точным и честным.
“Правит Китаем великий хан. Подданных у него тьма-тьмущая.

Есть там камни. Эти камни горят.

Там улицы. Улицы окаймлены деревьями. Люди охотно обменивают золото и рубины на бумажки.
Там изобрели доски. Доски печатают книги. В чужих морях не видна на небе Полярная звезда…”
Купцы Венеции — состоятельные люди. Арифметику знают прекрасно. “Милле”,- сочно произносят они каждый раз, когда дело идет на тысячи. Марко уверяет. Богатейший местный купец уступит беднейшему из вельмож Хубилая. Как это выразить, как передать одним словом несметные богатства Востока?

в)И Марко произносит: “Мильоне!”

Слово необычно. Слово понятно: милле по-итальянски — тысяча; конечное -оне то же, что у нас суффикс -ищ-. Мильоне — очевидно, “тысячища”, “тысяча тысяч”.

Так родилось слово миллион. Слово обозначает число “тысяча тысяч”.

За первым путешественником закрепились прозвища “Мессер Марко Миллион”, “Господин Миллион”. Первый путешественник ознакомил Европу с Азией задолго до эпохи великих географических открытий.

Упражнения на восстановление предложений с косвенной речью

Задание. 1. Найдите ошибки, связанные с употреблением косвенной речи. Перепишите, исправляя предложения.

  1. Сотрудник милиции отвечает водителю, будто я разберусь с вами в отделении.
  2. Бабушка укоризненно произнесла, что как вам не стыдно,
  3. Директор заверил нас, что я приму решительные меры.
  4. Начальник станции сообщил, что я помогу вам в приобретении билетов.
  5. Ученик вспомнил и сказал, что, Марья Николаевна, я нашел решение задачи

Задание. 2. Отметьте нарушения в передаче чужой речи. Исправьте текст.

  1. Поэт твердо верил в светлое будущее России: «жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
  2. Человек не может быть счастлив без любви к отчизне, «отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет!»
  3. Тоня спросила Павку, что вы любите читать книги.
  4. Ребята рассказывали, что якобы кот рыжий и ворует все подряд.
  5. «Ты молодец, — пробормотал растроганный Волк, — мальчишка, и за это я не съем тебя».

Упражнения на понимание текста.

Задание.1.

Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезывались, а писались по мрамору краскою.

Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. “Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям “, — сказал один ученый.

Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово мел), лучшую желтую — из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть “фреска”. А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался “темпера”, так работали средневековые иконописцы).

Запишите номера правильных утверждений.

  1. Греки раскрашивали одежду на статуях в желтый цвет.
  2. Для получения зеленой краски пережигали виноградные косточки.
  3. Фреска — это роспись по сырой штукатурке.
  4. Греки редко писали масляными красками на холсте.
  5. Современные художники чаще всего приготавливают краски на яичном желтке.
  6. Наше слово “мел” произошло от названия острова Мелос.
  7. На деревянных досках писали темперой.
  8. Мы привыкли к раскрашенным статуям в наших музеях.
  9. Греческую скульптуру мы знаем гораздо лучше, чем живопись.
  10. Картину проще сохранить, чем статую.

rosuchebnik.ru

Материал (русский язык, 9 класс) по теме: Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

Задание по теме «Сложное предложение»

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

  1. При помощи __________ и _____________ или _____________ (относительных местоимений и наречий). Такие сложные предложения называются ___________________.
  2. Только при помощи _________________ (без союзов и союзных слов). Такие сложные предложения называются ______________________.

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения ___________________, 2) предложения __________________.

____________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ___________ союзами, например: Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.

____________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ___________  союзами и союзными словами, например: Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.

В сложноподчинённом предложении выделяются ____________ и __________ предложения.

 ______________ предложение зависит от _____________ предложения, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.

Задание по теме «Сложное предложение»

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

  1. При помощи __________ и _____________ или _____________ (относительных местоимений и наречий). Такие сложные предложения называются ___________________.
  2. Только при помощи _________________ (без союзов и союзных слов). Такие сложные предложения называются ______________________.

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения ___________________, 2) предложения __________________.

____________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ___________ союзами, например: Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.

____________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ___________  союзами и союзными словами, например: Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.

В сложноподчинённом предложении выделяются ____________ и __________ предложения.

 ______________ предложение зависит от _____________ предложения, и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.

Заполни пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значение

Союзы (примеры)

Противопоставление явлений

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

Заполни пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значение

Союзы (примеры)

Противопоставление явлений

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных

nsportal.ru

Дидактический материал по русскому языку (9 класс) «Работа с текстом на уроках подготовки к ОГЭ»

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (9 класс)

«Работа с текстом на уроках подготовки к ОГЭ»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2015

Цели и задачи:

1.формировать умение работать с предлагаемым текстом;

2.формировать умение находить верные ответы на вопросы ОГЭ 2015, связанные с работой над предложенным текстом:

3.повторить изученный материал разделов «Орфография. Пунктуация»

4.знакомить с фрагментами текстов современных русских писателей (с установкой на их прочтение в дальнейшем заинтересовавшимися учениками)

(1)Вечер был покойный и чистый. (2)Солнце медленно уходило за Северо-Байкальский хребет, освещая неподвижную студеную воду, но едва оно полностью скрылось, задуло два ветра. (3)Низовой со стороны моря погнал на берег тяжелую пенистую волну, а верховой принес с запада облака. (4)Они повисли над горами и к утру стали сползать вниз, укрывая густой массой камни, тайгу, степь. (5)Когда рано утром Катя вышла из дому, почти ничего не было видно вокруг: только слышно в вязкой тишине, как катились, затихая, на берег волны и где-то далеко в море гудело судно.

(6)Давно уже встало солнце, а зябкий туман по-прежнему висел над землей. (7)Девушка шла по сырой траве, и чем дальше она уходила от моря, тем становилось теплее. (8)Тропа поднималась в гору, и вместе с нею поднимались в нагревающемся воздухе облака, цепляясь за ветки кедрового стланика и прилипая к скалам. (9)Обернувшись, Катя увидела перед собой громаду воды, мачту метеостанции и заросшую дикими цветами и ковылем даурскую степь. (10)Выше на склонах хребта начиналась тайга, здесь шумели в ущельях водопады и текли реки. (11)Но до моря они не доходили, исчезая в расщелинах, а дальше тянулись сухие каменистые русла, наполнявшиеся только весной. (12)Летом вода текла под землей и скапливалась в маленьком круглом озере. (13)Это было глухое, окруженное со всех сторон тайгой место, с отражавшимися в дремотной воде деревьями и мелькавшими в глубине тенями непуганых рыб.

(А.Варламов «Гора»)

Алексей Николаевич Варламов (1963) – русский писатель, современный классик, литературовед, доктор филологических наук. Автор романов «Затонувший ковчег», «Купол», «Купавна», повестей и рассказов «Здравствуй, князь!, «Гора», «Балашов», «Теплые острова в холодном море» и др., автор биографий А.Грина, Г.Распутина, М.Булгакова, А.Н.Толстого (серия ЖЗЛ).

Задания к тексту:

1)Записать текст под диктовку (о наличии знаков препинания, постановка которых не изучалась на уроках, предупредить учащихся) или раздать текст с пробелами (нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания с пояснениями).

(1)Вечер был п..койный и чистый. (2)Солнце медле..о уходило за (Северо) Байкальский хребет осв..щая (не)подвижную студе..ую воду но едва оно полностью скрылось задуло два ветра. (3)Низовой со стороны моря погнал на берег тяж..лую пенистую волну а в..рховой пр..нес с запада обл..ка. (4)Они повисли над горами и (к)утру стали сползать (в)низ укрывая густой массой камни тайгу степь. (5)Когда рано утром Катя вышла из дому почти ничего не было видно вокруг: только слышно в вязкой тишине как к..тились зат..хая на берег волны и где(то) д..леко в море гудело судно.

(6)Давно уже встало солнце а зябкий туман (по)прежнему в..сел над землей. (7)Девушка шла по сырой траве и чем дальше она ух..дила от моря тем ст..новилось теплее. (8)Тр..па подн..малась в гору и вместе с нею подн..мались в нагревающемся воздухе обл..ка ц..пляясь за ветки к..дрового стланика и прил..пая к скалам. (9)Обернувшись Катя увидела перед собой гр..маду воды, мачту (метео)станции и заросшую дикими цветами и ковылем даурскую степь. (10)Выше на склонах хребта нач..налась тайга здесь шумели в ущельях водопады и текли реки. (11)Но до моря они не доходили и..чезая в расщелинах а дальше т..нулись сухие каменистые русла нап..лнявшиеся только весной. (12)Летом вода т..кла под землей и скапливалась в маленьком круглом озере. (13)Это было глухое окруже..ое со всех сторон тайгой место с отражавшимися в др..мотной воде деревьями и м..лькавшими в глубине т..нями (не)пуганых рыб.

2)Из предложений 1-5 выпишите слова, в которых правописание согласных в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(Ответ: скрылось, сползать)

3)Из предложений 11-13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном причастии пишется НН».

(Ответ: окруженное)

4)Замените синонимами слова: студеную (предложение 2), скапливалась (предложение 12), глухое (предложение 13).

(Ответ: холодную, собиралась, безлюдное)

5)Замените словосочетание «даурская степь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

(Ответ: степь Даурии)

Справка: Даурия – это название части территории Забайкалья. Название дано русскими по населявшей эту территорию до середины XVII века народности дауры.

6)Выпишите грамматические основы из предложений 1, 4.

(Ответы: вечер был покойный и чистый; они повисли и стали сползать)

7)Найдите среди предложений 10-13 предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.

(Ответ: 11)

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.

(Ответ: 3)

9)В приведенных ниже предложениях пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями предложения, связанными подчинительной связью.

Низовой со стороны моря погнал на берег тяжелую пенистую волну,(1) а верховой принес с запада облака. Они повисли над горами и к утру стали сползать вниз,(2) укрывая густой массой камни,(3) тайгу,(4) степь. Когда рано утром Катя вышла из дому,(5) почти ничего не было видно вокруг:(6) только слышно в вязкой тишине,(7) как катились,(8) затихая,(9) на берег волны и где-то далеко в море гудело судно.

(Ответ: 5, 7)

10)Среди всех предложений найдите сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(Ответ: 5)

11)Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(Ответ: 10)

12)Напишите сочинение-рассуждение на тему «Красота природы таится во всем, что нас окружает». Приведите один пример-аргумент из Вашего жизненного опыта, а другой из прочитанного текста.

Использованная литература:

1)Под ред. И.П.Цыбулько. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. – М.: «Национальное образование», 2015.

2)Варламов А.Н. Повести и рассказы. – М.: Издательский дом «Никея», 2015.

doc4web.ru

Тростенцова Л.А.. Русский язык. 9 класс. Дидактические материалы к учебнику Ладыженской Т. А.

Е. А. ВлодавскаяРусский язык. 5 класс. Дидактические материалы к учебнику Т. А. Ладыженской и дрДанное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности объема… — Экзамен, (формат: 60×90/16, 176 стр.) Учебно-методический комплект УМК Подробнее…201669бумажная книга
Е. П. ЧерногрудоваРусский язык. 6 класс. Дидактические материалы к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и дрДанное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности и объёма… — Экзамен, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Учебно-методический комплект УМК Подробнее…201695бумажная книга
Черногрудова Елена ПетровнаРусский язык. 6 класс. Дидактические материалы к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. ФГОСДанное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности и объёма… — Экзамен, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Учебно-методический комплект Подробнее…2018101бумажная книга
Аксенова Лилия АлексеевнаРусский язык. 5 класс. Дидактические материалы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. ФГОСДанное пособие полностью соответствует новому, образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложностии объема, направленные на закрепление и… — Экзамен, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Учебно-методический комплект Подробнее…2019124бумажная книга
Баранов Михаил Трофимович, Тростенцова Лидия Александровна, Ладыженская Таиса Алексеевна, Григорян Лариса ТрофимовнаРусский язык. 7 класс. Дидактические материалы к учебнику М. Т. БарановаДанное пособие содержит систему разноуровневых упражнений, тестовых заданий в формате ОГЭ, дополняющих практическую часть переработанного в соответствии с Федеральным государственным образовательным… — Просвещение, Русский язык. Ладыженская/Бархударов (5-9) Подробнее…2018321бумажная книга
Баранов Михаил Трофимович, Тростенцова Лидия Александровна, Ладыженская Таиса Алексеевна, Григорян Лариса ТрофимовнаРусский язык. 7 класс. Дидактические материалы к учебнику М. Т. БарановаДанное пособие содержит систему разноуровневых упражнений, тестовых заданий в формате ГИА, дополняющих практическую часть переработанного в соответствии с Федеральным государственным образовательным… — Просвещение, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Русский язык Подробнее…2008250бумажная книга
Влодавская Е.А.Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т. А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс» . ФГОСДанное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности и объема… — Экзамен, Учебно-методический комплект Подробнее…201972бумажная книга
Аксенова Л.А.Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т. А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс» . ФГОСДанное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности и объёма… — Экзамен, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Учебно-методический комплект Подробнее…201987бумажная книга
Черногрудова Е.П.Дидактические материалы по русскому языку. К учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. «Русский язык. 6 класс» . ФГОСДанное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержит упражнения и задания различной степени сложности и объёма… — Экзамен, (формат: 60×90/16, 160 стр.) Учебно-методический комплект Подробнее…201771бумажная книга
Влодавская Елена АлексеевнаДидактические материалы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т. А. Ладыженской. ФГОСДанное пособие полностью соответствует новому, образовательному стандарту (второго поколения). Пособие содержи! упражнения и задания различной степени сложностии объема, направленные на закрепление и… — Экзамен, Учебно-методический комплект Подробнее…2016102бумажная книга

dic.academic.ru

Русский язык. 9 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М., 2011 г

 

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 КЛАСС. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТРОСТЕНЦОВА Л.А., ПОДСТРЕХА Н.М.

2011 г.

Скачать пособие бесплатно в формате DjVu можно по ссылке ниже (кнопка).

 

Москва, 2011

 

 

Пособие доступно для скачивания в формате DjVu.

Если на Вашем устройстве не установлена программа для просмотра файлов DjVu,

то можно скачать программу здесь:

 

 

  «Дидактические материалы» подготовлены к учебнику «Русский язык. 9 класс» Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной и О.М. Александровой; научный редактор — академик РАО Н.М. Шанский.

  Основная цель данного пособия — дополнить дидактический материал учебника по всем темам.

  В «Дидактических материалах» представлены фонетические, лексические, грамматические, орфографические, синтактико-пунктуационные упражнения, упражнения, развивающие и формирующие речь, а также тестовые задания по отдельным темам. Задания в упражнениях могут усложняться, упрощаться и вовсе трансформироваться с учётом особенностей подготовки класса и отдельных учащихся. 

  Материалом для упражнений служат предложения и тексты, а также (в некоторых заданиях) слова и словосочетания. Широко использованы поэтические и прозаические произведения авторов классической и современной литературы, а также фрагменты произведений публицистического и научно-публицистического стилей. Всё это позволит учителю постоянно осуществлять работу над стилем текста, его жанром, выявлять основную мысль текста, обращать внимание на особенности композиции и языковых средств, что, несомненно, влияет на общее развитие и речь школьников.

  Как и в предыдущих сборниках дидактических материалов для 5 — 8 классов, в данном пособии большое внимание уделено словам с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Такие слова включены в ряд упражнений, а также в тестовые задания и контрольные работы.

  Дидактические материалы помогут организовать повторение ранее изученного материала, а также познакомить учащихся с некоторыми синтаксическими и пунктуационными темами на уровне пропедевтики. Этому способствуют задания-напоминания, например: «Помните: в устной речи важную роль играет интонация (в том числе логическое ударение)» и т.д.

  Большое внимание в дидактических материалах уделено упражнениям, которые помогают развить письменную и устную речь учащихся, а также направлены на подготовку к государственной итоговой аттестации. Это упражнения, формирующие навык написания изложений и сочинений разных видов. 

  Особый интерес в настоящем издании представляют тестовые задания и контрольные работы различной тематики, которые даны в двух вариантах. Их цель — повторить и закрепить пройденное на уроках, а также подготовить учащихся к качественной сдаче ЕГЭ в старших классах.

  Некоторые упражнения пособия расположены по такому же принципу, как в учебнике, — блоком, а именно: сначала приводится текст с грамматическим или пунктуационным заданием, затем (в следующем за текстом упражнении) даётся ряд заданий, связанных с работой над письменной речью, как то: написание различного рода сочинений и изложений.

  Авторы-составители надеются, что пособие поможет учителю поддерживать у детей интерес к родному языку и сделать процесс изучения трудного материала не только эффективным, доступным, но и занимательным.


< Предыдущая   Следующая >

www.1variant.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *