Конспект модуля по географии 8 класс
Конспект модуля по географии 8-А класс дата: 13.12.2017
Тема модуля: Наши моря. Наши реки.
Цель модуля:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей. Выявить особенности рек России. Раскрыть понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «уклон реки».
Развивательная: развивать умение работать со схемами, картами атласа и учебника. Продолжить развивать умения анализировать полученный материал, делать выводы, решать проблемные вопросы.
Воспитательная: способствовать формированию экологической культуры обучающихся.
Задачи модуля:
изучить по физическим картам моря у берегов России;
дать географическую оценку рек России, к бассейнам каких океанов они относятся;
развивать умение выделять главное в характеристике географических объектов;
сравнивать географические объекты;
развивать коммуникативную культуру обучающихся;
продолжить формирование экологической культуры.
Оборудование: физическая карта России, слайды, видеоматериалы по теме.
Тип модуля: комбинированный
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой, анализ текста и карт учебника.
Учебный элемент 0. Организационный момент
Учебный элемент I. Актуализация опорных знаний
Повторение пройденного материала:
Как влияет на климат нашей страны ее географическое положение?
Каковы особенности зимнего (летнего) сезона?
Где в России самая холодная зима? Самая теплая?
Какие типы воздушных масс господствую на территории России?
Назовите в каких климатических поясах расположена Россия?
Учебный элемент II. Входной контроль
Самостоятельная работа по вариантам
Учебный элемент III. Мотивация
Россия — морская держава
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Еще до деяний Петра. Петр Степанович Комаров
Сообщение темы и задач модуля.
Учебный элемент IV. Изучение нового материала
Постановка проблемного вопроса: Можно ли назвать Россию морской державой?
Слайд 1. + физическая карта России
Рассказ учителя: Россия имеет выход к 12 морям трех океанов.
Моря делят на:
— окраинные
-внутренние моря. Некоторые озера из-за своих размеров и солености тоже называют морями.
Работа в парах
Попробуйте определить для нашей страны о каких морях и озерах идет речь, заполнив таблицу.
Море, которое светится. В конце лета на море можно наблюдать уникальное природное явление — свечение воды ярко-синим цветом. Это происходит благодаря одноклеточным водорослям — ночестветкам.
Море Мамонтовых. На островах, находящихся в этом море, обнаружено большое количество костей и останков мамонтов. Одно из последних открытий датируется 2013 годом — на Малом Ляховском острове была найдена самка 50-летнего возраста.
Море, которое назвали русские. Древние скандинавы называли это море «Гандвик». Все изменилось после развития торговли — путешественники из разных стран стали использовать русское слово. Петер Палациус был первым, кто нанес именно это название на карту мира в 1592 году.
Море мертвых глубин. Из-за высокой концентрации сероводорода на дне моря могут обитать только несколько видов бактерий, способных выжить в таких условиях. Основная фауна сосредоточена на глубине 150−200 метров от поверхности.
Море черной икры. В этом море в прошлом добывалось 90% черной икры всего мира! Сегодня ограничения связаны с падением численности и угрозой исчезновения рыб.
Самое большое и самое холодное. Его площадь превосходит большинство европейских стран. Самое глубокое место равняется почти 14 Эйфелевым башням. Летом максимальная температура воды достигает всего 100С.
Самое маленькое и самое теплое море. Его наибольшая глубина составляет чуть больше 12 метров, а по размеру оно почти как Бельгия. Летом температура воды может нагреться до +320С.
Море больших акул. В море водится около 10 видов акул. Большинство из них небольшие, но встречаются и белая акула, и серо-голубая акула мако являются людоедами и уже совершали нападения на туристов.
Самое далекое от океана море. Это самый большой замкнутый водоем на Земле, несмотря на то, что в него впадает более 130 рек. Формально оно является озером, но из-за солености воды и размеров все-таки называется морем.
Моря с самой богатой флорой и фауной. За это звание могут побороться сразу два моря, хоть и расположены в разных частях света. Фауна этих морей включает такие маленькие живые организмы, как планктон, и такие большие, как рыбы или даже млекопитающие.
Работа с уч-ся. С помощью карты определить особенности морей России.
Широкий морской «фасад» на севере и на востоке. На западе и на юге европейской части есть выход к Балтийскому, Черному и Азовскому морям. Каспийское море-озеро.
Многие моря находятся в высоких широтах -условия сурового климата
Почти все моря окраинные, внутренние только четыре – Балтийское, Белое, Черное и Азовское.
У большей части морей глубины относительно небольшие или средние. (кроме Японского, Охотского и Берингово)
Береговая линия достаточно изрезана
Слайд 2. Моря бассейна Северного Ледовитого океана, кроме Белого,
— окраинные, материковая отмель, мелководны
— береговая линия сильно изрезана
— арктический пояс, почти круглый год покрыты мощным слоем льда (до 3-4 м, дрейфуют)
Торосы ———полыньи. Исключение Баренцево море
Работа с физической картой – С помощью карты объясните почему на протяжении всего года Баренцево море не замерзает?
— Северный морской путь, от Мурманска до Владивостока.
Слайд 3. Моря бассейна Тихого океана
— самые глубокие моря России
Работа с тектонической картой— С помощью карты объясните почему моря бассейна тихого океана являются самыми глубокими?
— Берингово самое большое по площади – 2315 тыс. км кв, самое глубокое – 5500 м
— зимой замерзают из-за того, что над ними находятся холодные воздушные массы, поступающие из Сибири.
Слайд 4. Моря бассейна Атлантического океана
— внутренние моря
Работа с физической картой – Назвать моря, относящиеся к бассейну Атлантического океана, с помощью карты определить через какие проливы они имеют связь с океаном?
— Балтийское море- самое мелководное, с самой низкой на планете солёностью и изрезанными берегами (фьорды)
— Черное море – море уникум (почему?). два различных слоя
— Азовское самое маленькое море.
Проверка работы в парах
Учебный элемент V. Физкультур минутка
Уч-ся передают на соседнюю парту маленький глобус, называя слова по определенной теме: названия океанов, морей, заливов, проливов, островов. Названия рыб.
Учебный элемент VI Продолжение изучения темы
Слайд 5. Анализ учебника стр. 106 рис. 53
Слайд 6. Экологические проблемы морей.
Выступление учащейся Журавлевой Е. – «Самые грязные моря России»
Анализ слайда, предложить пути улучшение экологических ситуаций.
Актуализация знаний уч-ся- географическая разминка
Слайд 1.
Анализ схемы:
Работа с текстом учебника «Как «измерить» реку?» стр 108 читают
Слайд 2.
Для того, чтобы понять, каким «речным богатством» владеет Россия по сравнению с другими странами, достаточно оценить водоносность – количество воды в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна. «Стекает то, что не успело испариться», — отмечал А.И.Воейков. Основные показатели водоносности – расход воды и годовой сток.
Возможности хозяйственного использования рек связаны с их характеристиками: падение, уклон, режим, годовой сток, расход.
У= П/Дл
П= И-У
Работа с картой учебника, анализ стр 108 рис. 54
Решение задачи: найти уклон Енисея, если известно что исток = 619, а устье 3300 м, длина реки 3487 км
Режим реки- изменение во времени состояния реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды
Слайд 3.
Анализ карты учебника стр. 109 рис. 55
— половодье
-паводок
Работа у физической карты России
Реки бассейна северного Ледовитого океана
-2/3 площади страны
— реки европейской и азиатской части сильно отличаются
— реки бассейна океана замерзают, период навигации самый короткий
-самые полноводные
Реки бассейна тихого океана
— около 20%
— рельеф гористый, реки не слишком длинные
— в летний муссон уровень воды в реках поднимается на 10-15 см
Реки бассейна внутреннего стока
— 10 % территории страны
— в подавляющем большинстве равнинные реки, медленным течением
Реки бассейна Атлантического океана
— около 5 %
Самостоятельная (разноуровневая) работа уч-ся с физической картой России
Составить таблицу Принадлежность рек к бассейнам океанов
Нанести на к/к рек России
Учебный элемент VII Рефлексия
Подведение итогов работы уч-ся на модуле, выставление оценок
«Анкета» — заполнить карточку и аргументировать свой ответ
На модуле я работал…
Своей работой на модуле я…
Модуль для меня показался…
За модуль я…
Мое настроение…
Материал модуля мне был…
Учебный элемент VIII Домашнее задание
Параграф 26-27
Б.у. стр. 107 з. 6 стр.111 з. 8
П.у. стр.107 з. 5 стр.111 з. 1,2,9
В.у. стр.107 з. 8 стр.111 з.10
Учебный элемент IX Подведение итогов модуля
Вернуться к проблемному вопросу
Значение воды в природе огромно. Без воды не может быть ничего живого на Земле. В природе существует большой круговорот воды, в котором вода, проникая вовсе земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.
Воды России – это наше национальное богатство. У нас много рек и морей, озёр и болот. Кроме того, внутренние воды представлены ледниками и подземными водами, водохранилищами. Это – большие запасы пресной воды.
infourok.ru
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Виртуальное путешествие по музеям мира»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
« Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО ________ Дочкина А.П. Протокол №______ От «___» _________2016г | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ Т.Ф.Трефилова «___»__________2016г. | «Утверждаю» Директор МКОУСОШ №25с УИОП ________В.Ф. Ловцова Приказ №_____ От «___»_________2016г. |
Рабочая программа
внутрипредметного модуля
«Виртуальное путешествие по музеям мира»,
7 класс, (4 четверть)
Разработал:
учитель технологии и изо
Митривели Илона Юрьевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа модуля предназначена для 7 класса с углубленным изучением изобразительного искусства общеобразовательных учреждений
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Программа предназначена для внутрипредметного модуля в 7-х классах. Программа внутрипредметного модуля «Виртуальноеп утешествие по музеям мира» рассчитана на 9 учебных часов за счет главы «Реальность жизни и художественный образ».
По своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления: эстетическое, социально-психологическое. В программе модуля прослеживаются межпредметные связи с историей, географией, литературой и математикой. На занятиях модуля учащиеся знакомятся с историей иллюстраций литературных произведений, с историей, географическим расположением музеев мира, учатся правильно геометрически располагать сюжет картины. Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Образовательный модуль имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Новизна данной программы состоит в том, что программа сочетает в себе различные виды деятельности, включает в себя принципы рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Целью: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой личности.
Задачи:
— развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
— формирование умений коллективного взаимодействия;
— освоение детьми новых видов деятельности;
— создание условия для самореализации каждого учащегося.
1. Обучающие:
обучение различным приемам работы;
сформировать интерес обучающихся к искусству;
развивать художественный вкус, практические навыки работы в различных технологиях;
обучать приемам самостоятельной разработки проекта.
2. Воспитывающие:
формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
3. Развивающие:
способствовать развитию логического и пространственного мышления, воображения;
развитие и формирование всесторонне-развитой личности;
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира.
научить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 9 часов.
Формы занятий:
— занятие-осмысление; — беседы; — практические занятия; — мастер-классы; — групповое проектирование.
Формы контроля:
самостоятельные работы в различных видах творчества;
самоконтроль;
опросы, тесты.
Итоговый продукт: изготовление буклетов «Картинная галерея».
№ п\п | Календарно-тематическое планирование модуля «Виртуальное путешествие по музеям мира» 7класс Раздел /Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дата | |
план | факт | ||||||||
1 | Искусство иллюстрации в картинах известных художников разных эпох. | 1 | История возникновения иллюстраций в разных странах. Иллюстрация как форма взаимосвязи литературного слова | Проводить несложные рассуждения, классификация материала. | Практикум | Интерактивная доска, ПК. Видеомате-риалы. Инструменты для изготовления иллюстрации. | Знание известных иллюстраторов книг. Выполнение иллюстрации к книге Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Умение выбирать и обрабатывать материалы. Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера. | 7а,в 5.04 7б 8.04 | |
2 | Восприятия произведений изобразительного искусства для современного человека. | 1 | Зрительная и смысловая организация геометрического построения пространства картины. | Умение определять виды конструированиой и художественной реальности | Практикум | Подбор живописных материалов | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Проявлять трудолюбие, и упорство в достижении поставленной цели Обобщающая беседа. Выполнение работы | 7а,в 12.04 7б 15.04 | |
3 | История искусства | 1 | Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурно- исторической эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века. День здоровья | Распознавать способы создания художественного образа. | Взаимокон-троль | Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений | Знание этапов выполнения образа. Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств. Умение планировать и оценивать свои действия. Подготовить сообщение о творчестве великих художников. | 7а,в 19.04 7б 22.04 | |
4 | Личность художника через произведения искусства. | 1 | Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. | Знать историю и возможности создания стилей. | Взаимо-контроль | Интерактивная доска, ПК. Видеомате-риалы. | Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников. Умение выбирать и обрабатывать материалы для выступления. Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера. | 7а.в 26.04 7б 29.04 | |
5 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | Географическое расположение музеев мира. Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, | Посещение виртуальных музеев. | Взаимокон-троль | Интерактивная доска, ПК. Видеомате-риалы. | Знание истории мировых музеев и их географических расположений. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Проявлять трудолюбие, и упорство в достижении поставленной цели. | 7а,в 3.05 7б 6.05 | |
6 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства России и их роль в культуре | 1 | Географическое расположение музеев России. Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, | Посещение виртуальных музеев. | Взаимокон-троль | Интерактивная доска, ПК. Видеомате-риалы. | Знание истории мировых музеев и их географических расположений. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Проявлять трудолюбие, и упорство в достижении поставленной цели. | 7а,в 10.05 7б 13.05 | |
7 | Художественно-творческий проект буклета «Картинная галерея». Разработка проекта. | 1 | сбор наработанного материала, его систематизация | внесение посильного вклада в проект. | взаимоконтроль, текущий контроль учителя | цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей | изготовление буклетов; подготовка рефератов, стендового доклада, презентаций | 7а,в 17.05 7б 20.05 | |
8 | Художественно-творческий проект буклета «Картинная галерея». Подготовка проекта. | 1 | сбор наработанного материала, его систематизация Защита проектов | внесение посильного вклада в проект | взаимоконтроль, текущий контроль учителя | Презентации, модели, буклеты, альбомы стендовый доклад | изготовление буклетов; подготовка рефератов, стендового доклада, презентации. Представление проекта | 7а.в 24.05 7б 27.05 | |
9 | Художественно-творческий проект буклета «Картинная галерея». Подготовка(защита) проекта. | 1 | Защита проектов | внесение посильного вклада в проект | взаимоконтроль, текущий контроль учителя Защита проектов | Презентации, модели, буклеты, альбомы стендовый доклад | изготовление буклетов; подготовка рефератов, стендового доклада, презентации. Представление проекта | 7а,в 31.05 7б _____ |
Предполагаемые результаты программы:
Предметные:
— сформировать интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения.
— умение составлять композиции из различных материалов;
— научиться выбирать материалы, средства художественной выразительности для создания изделия;
— сформировать интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения.
Межпредметные:
— умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
— умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— понять основы экологической культуры – принятие ценностей природного мира;
— формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ.
Методические и учебные пособия:
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Вазари Д.:2008 год, 1278с., цв. ил.
Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. 2006 год, 192
-Хлебникова С.И., Цирулик Н.А. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
Электронные ресурсы:
1. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/ 2. Художественнаягалерея http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php 3. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/ 4. Электронный журнал «Искусство» http://art.1september.ru/topic.php?TopicID=2&Page=7
multiurok.ru
Методическая разработка по географии (8 класс) на тему: Модуль по теме «Кавказ» 8 класс
Кавказ
ФИ ___________________________________
1. Географическое положение.
Запишите границы Кавказа: на севере __________________________________
на востоке _________________________________
на юге ____________________________________
на западе __________________________________
Протяженность: N – S –
W – E –
2. Геология.
С помощью карт атласа определите возраст горной страны Кавказ ____________________
Ответьте, почему на Кавказе в наше время часто случаются землетрясения и извержения вулканов?
_____________________________________________________________________________
3. Рельеф.
С помощью карт атласа и учебника (параграф 30) определите высоту гор:
Эльбрус –
Казбек –
Бештау –
Дыхтау –
С той же помощью определите, какими горными породами сложены хребты Кавказа:
Главный хребет ______________________________________________________
Боковой хребет ______________________________________________________
Скалистый хребет ____________________________________________________
Пастбищный хребет ___________________________________________________
Ответьте на вопрос, почему Кавказ богат месторождениями металлов и источниками минеральных вод?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое куэсты? ____________________________________________________________
4. Климат.
Назовите климатические пояса в пределах Кавказа.
1. ____________________________
2. ____________________________
С помощью карт атласа определите количество осадков на востоке и на западе Кавказа.
Восток Запад
Почему дождей больше всего выпадает на западных склонах гор? Укажите две причины.
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
В каких горах вероятнее следует опасаться схода лавин, на Кавказе или в Хибинах на Кольском полуострове? Почему? (укажите не менее двух причин)
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
В Кавказских горах наблюдаются явления погоды, свойственные именно для этого региона. К ним относятся 2 горных ветра: фён и бора. Что это за ветра и как они образуются (с помощью учебника).
Фён – это _________________________________________________. Он образуется при __ _____________________________________________________________________________.
Бора – это ________________________________________________. Он образуется при __ _____________________________________________________________________________.
Фён от бора отличается, главным образом, тем, что _____________________________________________________________________________
Определите по атласу, какая температура в марте в городе Сочи ______________________
5. Внутренние воды.
С помощью карт атласа определите устья следующих рек:
Кубань ______________________
Терек ______________________
Лаба ______________________
Сулак ______________________
Самур ______________________
Егорлык ______________________
Назовите 3 города Кавказа, вблизи которых есть источники минеральных вод:
_____________________________________________________________________________
6. Природные зоны
Почему на Кавказе в основном встречаются широколиственные леса, а не смешанные?
_____________________________________________________________________________
Перечислите пояса растительности на горе Базардюзю:
1. ____________________________________________
2. ____________________________________________
3. ____________________________________________
4. ____________________________________________
5. ____________________________________________
6. ____________________________________________
7. ____________________________________________
8. ____________________________________________
Почему в восточной части Кавказа, на побережье Каспийского моря, располагается зона полупустынь и пустынь?
____________________________________________________________________________
nsportal.ru
Модульный урок по географии России 8 класс по теме «Реки России».
Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс.
УЧЕБНЫЙ
ЭЛЕМЕНТ.
№
ВРЕМЯ / МИН.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ
РУКОВОДСТВО
ПО ОСВОЕНИЮ
МАТЕРИАЛА
У Э 0
3 мин.
УЭ 1.
7 мин.
УЭ – 2
10 мин.
У Э — 3
10 мин.
У Э – 4
5 – 7 мин.
У. Э. – 5.
8 мин.
Интегрирующая цель:
В процессе работы над учебным материалом вы должны знать крупнейшие речные системы России; определить зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; объяснить особенности питания и режима рек4
Аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью;
Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.
Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и умение разъяснять смысл изученных понятий.
- Выполнить контрольное тестирование по теме «Речная система».
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.
Ответы:
А. – исток,
Б. – речная долина,
В. – река,
Г. – водораздел,
Д. – озеро,
Ж. – устье,
З. – бассейн,
И.- дельта,
К. – русло.
Задания теста.
- Место, где река начинается.
- Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
- Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
- Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
- Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
- Река с притоками и притоками притоков.
- Граница между бассейнами рек.
- Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
- Скопление воды в природном углублении на суше.
- Падение воды с высокого уступа.
- Проверьте правильность выполнения работы.
- 3. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
10 правильных ответов – «5»
8 – 9 правильных ответов – «4».
6 – 7 правильных ответов – «3».
Менее 6 правильных ответов – «2»
- Проанализируйте ошибки.
Цель: составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, умение показывать реки на карте.
I Пользуясь текстом учебника с. 107 – 114 и картами атласа, подготовьте ответы на вопросы:
- Какие крупные реки протекают по территории России?
- К бассейнам каких океанов они относятся?
- Почему почти все крупные реки России текут в Северный Ледовитый океан?
- Как влияют на направление течения и характер течения рек особенности рельефа?
- Какое влияние на режим рек оказывает климат?
- Какое питание характерно для рек России?
- Обсудите эти вопросы в классе.
- Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.
Цель: познакомьтесь с новыми терминами и понятиями, такими как:
Падение реки, годовой сток реки, уклон реки. В тексте параграфа они выделены жирным шрифтом.
- Высчитайте падение реки Лена, если высота её истока – 930 метров.
Работу выполните в тетради.
- Оцените свою работу.
Цель: воспитывать в себе бережное отношение к водам России.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и чистая вода.
- Предложите основные направления по охране вод рек.
- Какие экологические проблемы вы можете выяснить для нашей реки Ануй?
- Предложите пути решения их проблем.
Оцените свои знания
Цель: подведение уроков.
- Прочитайте ещё раз цели урока.
Достигли ли вы заданных целей?
В какой степени?
Что мешало достижению цели?
- Оцените свою работу на уроке.
- Повторите тему по учебнику: параграф 23, нанесите на контурную карту крупные реки, если вы справились на «4» и «5».
Если вы справились на «3», то повторите ещё раз модули урока, прочтите внимательно параграф 23 и нанесите на контурную карту крупные реки России.
Внимательно прочитайте цели урока.
Самостоятельная работа.
Работа в паре.
Самостоятельная работа.
Обсуждение с классом.
Самоанализ работы на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«Модульный урок по географии России 8 класс по теме «Реки России». »
kopilkaurokov.ru
Рабочая программа по биологии (5 класс) на тему: Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов города Россоши
Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП
Рассмотрена на заседании МО
Протокол №1
От 03.09.2015
г. Протокол № от
Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь Приказ № от
Рабочая программа
Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология»
5 класс ( 9 ч) 4 чет.
Составитель:
Шишова И.А..,
Учитель биологии ВКК МКОУ СОШ №25 с УИОП
Россошь
2015
Пояснительная записка.
Статус документа
Программа модуля по биологии составлена на основе нормативных документов:
1)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждении Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области.
2) Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
3) Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя (основная) общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2015/2016 учебный год.
Программа разработана на 9 часов в качестве внутрипредметного модуля. Курс изучения программы рассчитан для учащихся 5 класса.
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительных организмов и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, которые в доступной и интересной форме помогут раскрыть сложные закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки и анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные и предметные компетенции, расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по теме «Ткани живых организмов», обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.
Задачи курса:
обучающие: углубление знаний о строении тканей живых организмов, об основных физиологических процессах в растительном организме, формировать умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи;
развивающие: выработать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, совершенствовать навыки работы с микроскопом, развивать умения логически мыслить, обосновывать, делать выводы и устанавливать соответствие между функциями и особенность строения клеток и тканей, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
воспитательные: создать условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков, умения сообща находить ответ на вопрос, работать в группах, дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Календарно-тематическое планирование модуля «Занимательная физиология»
№ | Раздел /Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата |
1. | Введение в курс | 1 | Знакомство с основными понятиями курса. Краткое знакомство с некоторыми историческими фактами возникновения термина «ткань» | Называть учёных, внёсших вклад в изучение тканей живого организма Находить и анализировать информацию о строении тканей организма | Опрос | Называть учёных, внёсших вклад в изучение тканей живого организма Находить и анализировать информацию о строении тканей организма | 30.03 |
2. | Покровные ткани растений и животных. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением покровных тканей животного и растительного организма. Проведение П.р. №1 «Наблюдение процессов транспирации у бальзамина» | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | Опрос, практикум | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | 06.04 |
3. | Механически е и проводящие ткани растений. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением механических и проводящих тканей растений. Проведение П.р. №2 «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани. | Опрос, практикум. | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани. | 13.04 |
4. | Основные и образовательные ткани растений. | 1 | Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение П.р. №3 «Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ» | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани | Опрос, практикум. | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани. Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. | 20.04 |
5. | Соединительные ткани животных. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение П.р. №4 «Строение соединительной ткани» | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | Опрос, практикум. | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | 27.04 |
6. | Мышечная и нервная ткани. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение П.р. №5 « Строение мышечной и нервной ткани» | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | Опрос, практикум. | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | 04.05 |
7. | Ткани живых организмов | 1 | Рассказ о взаимосвязи всех частей организма и согласованной работе всех частей организма. | Сравнивать ткани растений и животных. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Тест « Ткани живых организмов». | Опрос, практикум. | Сравнивать ткани растений и животных. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями Обсуждать проблемные вопросы темы , работая в парах и малых группах. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Тест « Ткани живых организмов». | 11.05 |
8-9 | Подготовка результатов проекта | 2 | Изучение литературных источников по теме проекта, сбор фактического материала по теме проекта, оформление результатов проектной деятельности, и подготовка к презентации. | Подготовка презентации результатов проекта. | Практикум. | Подготовка презентации результатов проекта. | 18.05, 25.05 |
Предполагаемые результаты программы.
В результате изучения курса «Занимательная физиология» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о строении тканей живого организма, овладеют основами практико-ориентированных знаний о строении организма, приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и модели, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Предметными результатами освоения учащимися модуля являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- приведение доказательств взаимосвязи клетки и ткани организма;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, микроскопы).
3. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формы контроля и критерии оценки:
В течение курса учителем осуществляется еженедельный контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 9 занятий.
Продуктом индивидуального или коллективного проекта может стать модель изучаемого пита ткани. Продукт проекта сопровождаться текстом рассказа о данной работе. Обучающийся должен использовать не менее 10 специальных терминов при подготовке текста защиты проекта.
Перечень учебно методического обеспечения
- Биология. Живой организм. Книга для учителя. Изд-во «Дрофа», 2013.
- Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
- Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков В.С. Кучменко
- Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват.; Рос. Акад. Наук, изд-во «Просвещение», 2013
Электронные ресурсы:
- http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
- www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
- school-collection.edu.ru/.
- nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
nsportal.ru
Методическая разработка по географии (8 класс) по теме: Модульная технология на уроках географии.
Урок с применением модульной технологии
учителя географии высшей категории
МОУ СОШ № 16 ст. Отрадной
Кононенко Галины Викторовны.
Модульная технология на уроках географии.
Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько элементов (УЭ). Каждый элемент имеет свою цель, ставит перед учащимся конкретные задачи и даёт алгоритм-порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно оценить и проверить правильность своих ответов. В процессе работы с модулем ученик достигает конкретных целей учения.
Предлагаемый урок разработан для работы в 8 классе по учебнику В.П. Дронова, И.И. Бариновой, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России»
Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ — 0 | Интегрирующая цель урока: По окончанию работы над учебными элементами вы должны -знать:
— уметь:
| Ознакомиться с целями урока. Используйте для усвоения модуля учебник, карты атласа. |
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: определить уровень готовности к работе. I.Вставить термины соответствующие определениям.
II.Самоконтроль: проверьте правильность выполнения задания по ключу. 8 правильных ответов — оценка «5» 6-7 правильных ответов – оценка «4» 4-5 правильных ответов — оценка «3» Менее 4 правильных ответов – оценка «2» . Поставь оценку в квадрате. | Письменно. |
УЭ-2 | Цель: сформировать знания о разнообразии внутренних вод России, познакомиться с новыми понятиями. I.Работа в группах. — прочитать тест параграфа 23, стр.107-109 и ответить на вопросы. 1. По рис. 41 определите виды внутренних вод нашей страны. Приведите примеры влияния внутренних вод на компоненты природы, жизнь и деятельность людей. 2.К бассейнам каких океанов относятся реки России? 3.Назовите крупные реки относящиеся к этим бассейнам? 4.Объясните, почему бассейн рек Северного Ледовитого океана самый большой по площади? 5.Назовите самую длинную реку России. 6.Назовите реку имеющую самый большой бассейн. 7.Назовите самую полноводную реку России. — Прочитайте текс параграфа 23, стр.111-114 и ответе на вопросы. 8.Какие источники питания рек вы знаете? 9.Какой тип питания имеют крупные реки России? 10.На какие три группы делятся реки по водному режиму? II. Взаимоконтроль. — Обсудите ответы на эти вопросы в группе. Примите активное участие. — Проверьте правильность ваших ответов по ключу. — Оцените работу группы по каждому вопросу по следующим критериям: совпадение полностью – 2 балла; частично – 1 балл; не совпадает — 0 баллов. Итого II. Работа в тетради. Выпишите термины: речной сток, падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок. | Устно. Поставьте в квадрат количество баллов, которое вы принесли группе Письменно. |
УЭ-3 | Цель: развивать навык работы с картой. -Нанесите на контурную карту реки: Волгу, С.Двину, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Подкаменную и Нижнюю Тунгуску, Лену, Яну, Амур. Обведите на контурной карте и закрасьте: бассейн р. Оби- красным, р.Амур- зелёным, р.Дон- синим. | Письменно. Используйте рабочую тетрадь и атлас. |
УЭ-4 | Цель: научиться определять падение и уклон реки. — Прочитайте текст параграфа, стр. 109-111 и рассчитайте падение и уклон рек- Волга, Лена, Обь. Для работы используйте таб. На стр. 256 учебника. Самоконтроль: проверь правильность выполнения задания по ключу. -три правильных ответа -3 балла — два правильных ответа – 2 балла; — 1 правильный ответ — 1 балл. Переходите к следующему УЭ если вы не допустили ошибок. В случае затруднения обратитесь к учителю. | Письменно. Используйте карты атласа. |
УЭ-5 | Выходной контроль. Цель: выявить уровень первичного усвоения знаний. 1. превышение истока над устьем – это: а) уклон реки; б) падение. 2.Внезапный подъём уровня воды в реке: а) паводок; б) половодье; в) наводнение. 3.Наиболее низкий уровень воды в реке – это: а) половодье; б) межень; в) паводок. 4. Большинство рек России имеют питание: а) дождевое; б) ледниковое; в) снеговое; г) смешанное. 5. от климата зависит: а) режим реки; б) скорость течения; в) направление течения. Самоконтроль: проверь ответы по ключу: -пять правильных ответов – 5 баллов; — четыре правильных ответа – 4 балла; — три правильных ответа — 3 балла; — меньше трёх правильных ответов – 0 баллов. | Письменно. |
УЭ-6 | Цель: подвести итоги урока. Работаем вместе. 1) Какие понятия вы вспомнили? 2) С какими новыми понятиями познакомились? 3) Какие умения отработали? Индивидуальная работа. Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
| Устно. Письменно. |
УЭ-7. | Цель: определить домашнее задание. — Если вы набрали 28 -34 балла то по желанию вы можете выполнить олимпиадное задание или подготовить доклад «Стихийные природные явления на реках» — Если вы набрали 20 — 28 баллов то повторите материал параграфа 23. — Если вы набрали мене 20 баллов то повторите весь модуль дома. | Итого: |
Ключи к УЭ:
УЭ-1. Река, речная система, русло, бассейн, водораздел, приток, устье, исток.
УЭ-2. 1.Виды внутренних вод: реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, искусственные водоёмы.
2.Реки России принадлежат к бассейнам Тихого, Атлантического , Северного ледовитого океанов, а также к бассейну внутреннего стока.
3.Тихий океан- Амур;
Атлантический океан – Дон, Днепр, Кубань.
Северный Ледовитый океан – Сев. Двина, Печёра, Обь, Енисей, Лена, Яна.
Бассейн внутреннего стока – Волга, Терек.
4. Наклон земной поверхности в строну Северного Ледовитого океана определяет абсолютное преобладание площади этого бассейна над другими.
5.Лена
6. Обь.
7. Енисей.
8. Дождевое, ледниковое, снеговое, подземное, смешанное.
9. Крупные реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена имеют смешанный тип питания с преобладанием снегового о дождевого, а Амур преимущественно водами летних муссонов.
10. Реки по водному режиму делятся на три группы:
— с весенним половодьем
— с летним половодьем
— с паводочным режимом.
УЭ – 4. Падение рек:
Лена- 930 м;
Волга – 328 м;
Обь – 1000 м.
Уклон рек:
Лена- 93000см /4400км= 21,1 см/км
Волга-32800см/ 3531 км = 9.3 см/км
Обь – 100000 см /5410 км = 18.1 см/км.
УЭ- 5. 1)-б; 2)-а; 3)-б; 4)-г; 5)-а.
nsportal.ru
Рабочая программа по географии 6 класс
Рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 года №1897;
Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»
Программы по географии основного общего образования 5- 9 класса, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин;
ООП ООО МАОУ СОШ № 2 г,Калининграда.
Данную программу реализует учебник: «География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова ,М.:, Дрофа, 2015г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами являются следующие умения:
Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни;
основами экологической культуры.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Учащийся должен уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
называть:
— методы изучения Земли; земных недр и Мирового океана;
— основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
— масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
— элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
— (показывать объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф»,«горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые»,«горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
— и показывать основные географические объекты;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
приводить примеры:
— географических следствий движения;
— примеры перевода одного вида масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту; определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
работать с контурной картой;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы.
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Содержание учебного курса
Рабочая географии по географии в 6 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом школы внутри предмета реализуются модули «Географический практикум» -6 часов, межпредметный модуль «Метапредметный день» — 4 часа.
Введение (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Виды изображений поверхности Земли (8 ч)
План местности (3 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки. Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка
Практикумы: 1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте. Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (15 ч)
Литосфера (3 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Описание форм рельефа.
Гидросфера (5 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура. Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения. Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек. Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища. Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (5 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы. Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка (2 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу. Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Население Земли (1 ч)
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Внутрипредметный модуль «Географический практикум» (6 ч)
Построение профиля местности.
Определение расстояний с помощью градусной сетки географической карты.
Решение задач на определение Т воздуха, атмосферного давления с использованием закономерности их изменения с высотой.
Определение абсолютной и относительной влажности воздуха.
Работа с календарём погоды.
Межпредметный модуль «Метапредметный день» (4 ч)
Метапредмет «Знак». Метапредмет «Знание» .Метапредмет «Задача»
Метапредмет «Проблема»
План местности
3
3
3
Географическая карта
5
1
4
Литосфера
3
1
5
Гидросфера
5
1
6
Атмосфера
5
3
7
Биосфера. Географическая оболочка
2
1
8
Население Земли
1
9
Модуль «Географический практикум»
6
10
Межпредметный модуль «Метапредметный день»
4
Тематическое планирование с указанием часов
Открытие, изучение и преобразование Земли.
Земля – планета Солнечной системы.
1
Виды изображений поверхности Земли
План местности — 3ч
Внутрипредметный модуль «Географический практикум» (ВПМ) -1
Метапредметный модуль (МПМ) — 1
5
2
Понятие о плане местности. Масштаб.
ПР№1 «Изображение здания школы в масштабе»
1
3
Стороны горизонта. Ориентирование.
ПР№2 «Определение направлений и азимутов по плану местности»
1
4
Изображение на плане неровностей земной поверхности
1
5
МПМ «Знак». Работа с визуальной информацией.
ПР № 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки
1
6
Построение профиля местности.
1
Географическая карта — 5 ч
Внутрипредметный модуль «Географический практикум» (ВПМ) — 1 ч
6
7
Форма и размеры Земли. Географическая карта.
1
8
Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Градусная сеть на глобусе и картах
1
9
Географическая широта
1
10
Географическая долгота.
ПР №. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
1
11
ВПМ: Определение расстояний с помощью градусной сетки географической карты.
1
12
Изображение на физических картах высот и глубин
1
Литосфера — 3 ч
Метапредметный модуль (МПМ) -1
4
13
Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Вулканизм
1
14
Рельеф суши. Горы и равнины ПР № 5 Описание форм рельефа.
1
15
Рельеф дна Мирового океана
1
16
МПМ «Знание»
1
Гидросфера (5 ч)
Метапредметный модуль (МПМ) — 1
6
17
Вода на Земле. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана
1
18
Движение воды в океане
1
19
Подземные воды
1
20
Реки ПР.№6. Составление описания внутренних вод.
1
21
Озёра и ледники
1
22
МПМ «Проблема». Надо беречь воду?
1
Атмосфера (5 ч)
Внутрипредметный модуль – 3 ч
Метапредметный модуль (МПМ) — 1
9
23
Атмосфера: строение, значение, изучение
1
24
Температура воздуха . Пр. р. №7 Построение графика хода температуры и
вычисление средней температуры.
1
26
Атмосферное давление. Ветер. Пр.р. №8 Построение розы ветров
1
26
ВПМ: Решение задач на определение Т и Р воздуха с использованием закономерности изменения с высотой.
1
27
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки . Пр. р. №9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
1
28
ВПМ: Определение абсолютной и относительной влажности воздуха.
1
29
ВПМ: Работа с календарем погоды
1
30
Погода и климат. Причины, влияющие на климат
1
31
МПМ «Задача».
Биосфера. Географическая оболочка – 2 ч Внутрипредметный модуль – 1 ч
3
32
Разнообразие и распространение организмов на Земле -2ч
33
Природный комплекс. Пр. р.№10 Составление характеристики природного
комплекса (ПК).
34
ВПМ: Весенняя экскурсия. Сравнительная характеристика двух природных комплексов.
Население Земли
1
35
Население Земли
1
infourok.ru