4 класс

Мир глазами историка окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь – Мир глазами историка (Страницы 16,17,18)

Мир глазами историка (Страницы 16,17,18)

Главная › 4 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 часть Плешаков Крючкова 4 класс

1. Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Прошлое надо знать, чтобы не повторять его ошибок. Чтобы знать как жили люди тогда, что было раньше. чего не было. Как развивался народ.



2. С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История — это наука о прошлом (рассказ о прошлом, прошлое людей).

Исторический источник — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Археология — это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.


3. Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».



4. Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

Ответ: Книги, монеты, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, картины, рисунки, летописи.

  • А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1-2 примерами из тех, которые они привели.

5. Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.

Вопросы:

  1. Где находится это место?
  2. Как начался этот поединок?
  3. Кто эти люди?
  4. Какие народы воевали?
  5. Когда был этот поединок?

  • В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

Мир глазами географа — стр. 14-16Когда и где — стр. 19-20

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Мир глазами историка — Ответы Плешаков Крючкова 4 класс 1 часть

1. Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Нужное знать свое прошлое, чтобы не повторять ошибок.



2. С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История — это прошлое людей.

Исторический источник — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Археология — это наука, которая познает прошлое, изучая древние предметы и сооружения.


3. Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь это предложения знаком «+».








1) В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.

2) В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.
+3) Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашел старинную монету.
+4) В конце 18 в. в Москве появилось прекрасное здание — Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.

5) В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданнуюв 19 в.
+6) В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали странинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду.

7) Из программы новостей Олеся узнала о том, что в зоопарке появился на свет детеныш амурского тигра.


4. Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трех примеров).

Страинные газеты, учебник истории, древняя посуда, древние амулеты.

А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1-2 примерами из тех, которые они привели.


5. Рассмотри картину, написанную на исторически сюжет. Чтобы узнать, чтоизображено на картине можно обратиться за помощью к ученому-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.

Кто это на картине?

Где находится Куликово поле?

Что за поединок там был и когда?

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.


okrumir.ru

Страница 16. Мир глазами историка. Задание №1

Страница 3, Начало истории человечества:

1;
2;

Страница 4:

3;
4;

Страница 5, Мир древности: далекий и близкий:

1;
2;

Страница 8, Средние века: время рыцарей и замков:

3;
4;

Страница 9, Новое время: встреча Европы и Америки:

2;

Страница 11, Новейшее время: история продолжается

сегодня:

1;
2;

Страница 14, Жизнь древних славян:

2;
3;
4;

Страница 16, Во время Древней Руси:

2;
3;
4;
5;

Страница 17, Страна городов:

1;
2;
3;
4;

Страница 19:, Из книжной сокровищницы Древней

Руси:

1;
2;
3;

Страница 22, Русь расправляет крылья:

1;
2;
3;
4;

Страница 24, Куликовская битва:

1;
2;

Страница 26, Иван Третий:

2;
3;
4;
4-2;
5;

Страница 28, Мастера печатных дел:

1;
2;
3;
4;

Страница 30, Патриоты России:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 31, Пётр Великий:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 36, Михаил Васильевич Ломоносов:

1;
2;

Страница 37, Екатерина Великая:

1;
2;
3;
4;

Страница 39, Отечественная война 1812 года:

1;
2;
4;

Страница 42, Страницы истории XIX века:

1;
5;

Страница 43:

3;
4;

Страница 46, Россия вступает в XX век:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 48, Страницы истории 1920— 1930-х годов:

1;
2;
3;

Страница 50, Великая Отечественная война и Великая

Победа:

1;
2;
3;

Страница 52, Страна, открывшая путь в космос:

1;
2;
3;
4;

Страница 55, Основной закон России и права человека:

2;
3;
5;
6;
7;

Страница 60, Мы — граждане России:

1;

Страница 62, Славные символы России:

2;
3;
4;

Страница 64, Такие разные праздники:

1;

Страница 66, Путешествие по России:

1;
2;

Страница 8, Наблюдения в природе осенью:

1;

Страница 8, Наблюдения в природе зимой:

1-2;

Страница 9, Наблюдения в природе весной:

1;

Страница 9, Наблюдения в природе летом:

1-2;

Страница 10, Экскурсии в природные сообщества родного

края:

1;

Страница 12, Страница 12. Наблюдения в природных

сообществах по заданиям учебника:

1;
2;
3;

Страница 15, Охрана природы:

1;
2;
3;

gdzplus.me

Страница 16. Мир глазами историка. Задание №0

Страница 3, Начало истории человечества:

1;
2;

Страница 4:

3;
4;

Страница 5, Мир древности: далекий и близкий:

1;
2;

Страница 8, Средние века: время рыцарей и замков:

3;
4;

Страница 9, Новое время: встреча Европы и Америки:

2;

Страница 11, Новейшее время: история продолжается

сегодня:

1;
2;

Страница 14, Жизнь древних славян:

2;
3;
4;

Страница 16, Во время Древней Руси:

2;
3;
4;
5;

Страница 17, Страна городов:

1;
2;
3;
4;

Страница 19:, Из книжной сокровищницы Древней

Руси:

1;
2;
3;

Страница 22, Русь расправляет крылья:

1;
2;
3;
4;

Страница 24, Куликовская битва:

1;
2;

Страница 26, Иван Третий:

2;
3;
4;
4-2;
5;

Страница 28, Мастера печатных дел:

1;
2;
3;
4;

Страница 30, Патриоты России:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 31, Пётр Великий:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 36, Михаил Васильевич Ломоносов:

1;
2;

Страница 37, Екатерина Великая:

1;
2;
3;
4;

Страница 39, Отечественная война 1812 года:

1;
2;
4;

Страница 42, Страницы истории XIX века:

1;
5;

Страница 43:

3;
4;

Страница 46, Россия вступает в XX век:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 48, Страницы истории 1920— 1930-х годов:

1;
2;
3;

Страница 50, Великая Отечественная война и Великая

Победа:

1;
2;
3;

Страница 52, Страна, открывшая путь в космос:

1;
2;
3;
4;

Страница 55, Основной закон России и права человека:

2;
3;
5;
6;
7;

Страница 60, Мы — граждане России:

1;

Страница 62, Славные символы России:

2;
3;
4;

Страница 64, Такие разные праздники:

1;

Страница 66, Путешествие по России:

1;
2;

Страница 8, Наблюдения в природе осенью:

1;

Страница 8, Наблюдения в природе зимой:

1-2;

Страница 9, Наблюдения в природе весной:

1;

Страница 9, Наблюдения в природе летом:

1-2;

Страница 10, Экскурсии в природные сообщества родного

края:

1;

Страница 12, Страница 12. Наблюдения в природных

сообществах по заданиям учебника:

1;
2;
3;

Страница 15, Охрана природы:

1;
2;
3;

gdzplus.me

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: урок окружающего мира в 4 классе по теме « Мир глазами историка»

                                     Тема «Мир глазами историка»

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • познакомить детей с летосчислением;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.

Формирование УУД:

  • познавательные- самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные-ставить учебные задачи с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные- устанавливать связи между учебной деятельностью и её мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки ,книга, рабочая тетрадь.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Новые термины:

История, исторические источники, археолог, летописи, архив, римские цифры.

( на доске карточки)

                                                           Ход урока:

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы с вами поговорим об истории. История – это очень интересный, увлекательный предмет. На уроках истории, как на машине времени, мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

II Актуализация знаний.

Блицопрос.

  • Кто был создателем первого глобуса?(Немцкий географ Мартин Бехайм)
  • Когда это было и как назвал учёный своё творение? (в 1492г.назвал «Земное яблоко)
  • Чем глобус Бехайма отличался от современного?(на нём не было Северной и Южной Америки, в то время они не были открыты).

2. Отгадайте , о чем идёт речь?

Всем известно,что она

и чудес и тайн полна.

На чужих ошибках учит

и вовеки не наскучит? (история)

-Что вам известно об этой науке?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…» Что же такое история?

  • Как вы думаете, вчерашний день – это история? Почему?
  • Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?
  • Что мы будем делать для достижения цели урока? (работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради,работать в парах,делать выводы,рассуждать,высказывать свою точку зрения.)

III Изучение нового материала.

История-это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ. Вы, ваши родители, я — пишем историю сегодня, от нас зависит, какой она будет сейчас.

Мы помним, что было неделю назад, а как люди узнали, что происходило много лет назад?

Раньше люди в течение года, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи. Летописи – это подробный рассказ о событиях ( карточка на доске). Летописи очень ценятся, поэтому люди их бережно хранят в специальных помещениях – архивах. Архив – это хранилища документов.

До наших дней сохранились замечательные постройки, такие, например, как пирамиды. Кто знает, что такое пирамиды? Где они находятся? Пирамиды – это гробницы правителей Египта (фараонов).

Это замок. Раньше в замках жили рыцари. Замки строили на холмах, окружали крепостной стеной. Как вы думаете, почему?

Посмотрите, какая была раньше посуда, давайте сравним с посудой, которой мы пользуемся сейчас.

Это комната. Обратите внимание, в комнате красивая мебель, красивый резной потолок, стены, украшенные картинами. Так раньше обустраивали свои комнаты богатые люди.

Древние монеты, украшения, старое оружие – дают нам представление о прошлом. ( Можно задать вопрос, обращаясь к мальчикам: «Кто знает, как называется это оружие?» Катапульт – метательная машина.)

Так раньше одевались люди. Девочки, посмотрите, какое красивое платье!

Старинные сооружения, летописи, монеты – это исторические источники. Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Многие исторические источники были обнаружены, благодаря археологам. Кто такой археолог? Археологи – это ученые, которые ведут раскопки. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Изучая историю, важно знать, когда произошло, то или иное событие. Какое событие было раньше, а какое позже.

Большие отрезки времени – называют годами. Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой.

Сто лет – это столетие или век.Тысячелетие – это тысяча лет, или 10 веков. Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. Иисус Христос – это основатель христианской веры. Люди решили, что год, когда родился Иисус будет точкой отсчета исторических дат. Посмотрите, это «линия времени». Р.Х. условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра ( а пишем сокращенно н.э.) Продолжается наша эра две тысячи лет.

Многие исторические события произошли до нашей эры. Представим себе, что какое-нибудь событии – война, основание города – произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры.

Если другое событие произошло на один год раньше, т.е. за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры» и т.д. На «линии времени» видно, что за 3-м годом до н.э. шел 2-й год до н.э. А за 2-м г. до н.э. – 1-й.г. до н.э.

Работа в печатных тетрадях.

1147 г.- первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата.

Еще одна историческая дата – 753 г. до н.э. – основание Рима (это Колизей -один из знаменитых древних памятников Рима).

А теперь посмотрим, как эти даты расположить на «линии времени».

( чертёж на доске.)

Рим Москва

_________________________/___________/____________/_________________

753 1147

До нашей эры Наша эра

Рим был основан за 753 года до нашей эры, поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа.

Можно решать задачи не только по математике, но и по истории.

Решим задачу: Какой из двух городов — Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше? Что мы для этого сделаем?

Ответы детей. Решение: 753+1147=1900 Рим старше Москвы.

— Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу?

Рим 2010

________________________/________/_________________________________

753

Ответы детей. Решение: 753+2010=2763

-Где на линии времени мы отметим: 1242 г.? 74 г. до н.э.? 1586 г.? 1384 г. до н.э.?

ответы детей.

— В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими годы. Посмотрите на слайд. Можно объяснить детям, как легче запомнить римские цифры. 1 – I (одна палочка), 2-II (две палочки), 5-V (галочка), 4=5-1 (значит, IV), 7=5+2 (значит, V+II), 10-X, 11=10+1 ( значит, X+I )и т.д.

-Как узнать, в каком веке было то, или иное событие. См. таблицу стр. 44-45 в учебнике.

1147-это XII век (12). Так как, дети еще в 4 классе, я дала им подсказку: надо прибавлять к первым цифрам единицу.

Ответы детей.

— Очень важно для историка знать не только, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило.

Это историческая карта. ( на доске историческая карта)Чтобы понять ее, не обязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. На карте есть условные обозначения, которые будут подсказками.

Смотрите, здесь можно увидеть название стран: Россия, Франция. Границы государства отмечают линией.

Назовите города. Они отмечены точкой.

Столицы стран отмечают точкой в кружке. Найдите и назовите.

Стрелками на исторической карте обозначают: поход, наступление войск. Найдем на карте.

Крестиком – важные битвы. Найдите на карте.

Работа с электронным приложением к учебнику.

IV Закрепление.( работа по карточкам, взаимопроверка, работа в парах)

Фамилия, имя__________

1. С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:

— 1861 г. –

— 2001 г. –

— 1097 г. –

— 1359 г. –

-1242 г. –

2. Отметь на линии времени следующие даты:

Р.Х.

____________________________/______________________________________

74 г. до н.э.

1380 г.

114 г. до н. э.

1537 г.

3. Напиши века римскими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

4. Отметь на линии времени историческое событие и реши задачу:

Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н.э.

Р.Х.

2010 г.

_____________________________/_____________________________________

5. Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э.

30 г. Р.Х. 14 г.

_________________________/_____/_________/__________________________

V Подведение итогов урока.

-Представьте, что мы перенеслись в далёкое будущее с помощью машины времени .Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живём?

-Что такое история?

-Какую науку в шутку называли «историей, вооруженной лопатой?» (археология)

Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком»

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми!

Рефлексия:

-Какова была цель урока?

-Какие знания мы открыли?

-Где можно применять новые знания? (высказывание детей.)(Самооценка. Комментарий учителя)

  1. Домашнее задание

-прочитать текст с.29-35.учебника, выполнить задание №5 с.18 Р.Т

Используемая литература и Интернет-ресурсы.

  1. www.vokrugsveta.ru
  2. Учебник «окружающий мир» 4 класс  А.А Плешакова, Е.А Крючкова.УМК Школа России.
  3. Рабочая тетрадь
  4. Электронное приложение к учебнику.

исторические

источники

___________

История

__________

Архив

___________

Летопись

___________

Археолог

Фамилия, имя____________________ Дата_________________

1. С помощью учебника запиши, какой век (римскими цифрами) соответствует данной исторической дате:

— 1861 г. –

— 2001 г. –

— 1097 г. –

— 1359 г. –

-1242 г. –

2. Отметь на линии времени следующие даты:

Р.Х.

____________________________/______________________________________

74 г. до н.э.

1380 г.

114 г. до н. э.

1537 г.

3. Напиши века римскими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

4. Отметь на линии времени историческое событие и реши задачу:

Сколько лет назад началось восстание рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н.э.

Р.Х.

2010 г.

_____________________________/_____________________________________

5. Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н.э., а умер в 14 г. н.э.

30 г. Р.Х. 14 г.

_________________________/_____/_________/__________________________

nsportal.ru

План-конспект урока (4 класс) на тему: Мир глазами историка

Молодцы. Пришло время приступить к изучению новой темы.

Ребята, послушайте одну историю и догадайте о каком событии идёт речь.

В 1492 году Христофор Колумб руководил экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; на 3 каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Экспедиция вышла от Канарских островов, пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море, и достигла 12 октября 1492 острова Самана – это официальная дата открытия Америки, позже — древних Багамских о-вов, Кубы, Гаити. Ребята, так о каком событии идёт речь?

А когда это событие произошло?    

Какой это век?   Вот как это было давно.      А как вы думаете, какая наука занимается изучением прошлого? Правильно.  История – это наука о прошлом человечества.                                   

А как называется человек, который этим занимается?

Итак, тема нашего урока «Мир глазами историка»

С точки зрения историка, мир-это неразрывное единство прошлого настоящего и будущего. Мы уже с вами решили, что история-это наука о прошлом. Но нельзя забывать о том, что события, которые происходят с нами в настоящем времени неразрывно связаны с прошлым. И от этих событий, которые сейчас происходят, во многом зависит наше будущее. Т.е. то, что мы делаем сегодня, завтра уже будет прошлым. Так история соединяет прошедшее настоящее и будущее время.  

А как же открыть дверь в загадочный мир под названием история? Сделать это очень непросто. Главный стражник время – охраняет вход, а ключи у него в руках у учёных — историков, давайте сегодня мы с вам превратимся в историков и отправимся в путешествие по времени. Путешествовать вы будете по 4 человека, и вам надо будет проходить некие испытания. Ведь не всё историкам даётся легко. Но задания надо выполнять тихо, так как за шум я буду снижать балы.  Сейчас я вам раздам кроссворды, вы должны их будете разгадать и красную карточку, которую вы должны поднять, когда выполните задание. Команда, которая выполнит задание быстрее всех и правильнее получит большее количество баллов.  

Обратите внимание, вопрос со звёздочкой является необязательным, но за него прибавляется один бал.

Проверяем.

Какое слово у вас вышло ключевым по горизонтали?

Правильно источник. Все эти предметы являются источниками наших знаний, знаний о прошлом. А как же мы называем знания о прошлом?

Тогда как будет называться источник?

Правильно.

Я собираю у вас кроссворды, молодцы. В конце урока скажу победителя.

О минувших поведают нам старинные сооружения, древняя рукопись монета и печать название деревень и городов. В общем, всё то что нам может рассказать о прошлом людей называется историческим источником.

Я говорила, что 7 вопр. является необязательным, т.к. многие наверняка не знали на него ответа. Это новое для нас слово.

Раньше люди год именовали как лета, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи. Летописи – это подробный рассказ о событиях . Давайте разберём из каких слов состоит слово летопись. Посмотрите на экран .

Слово летопись состоит из 2 корней. Каких? И соединительной гласной о .

Т.е. лето и писать, писать от лета к лету.          

Летописи очень ценятся, поэтому люди их бережно хранят в специальных помещениях – архивах. Архив – это хранилища документов.

Многие источники были обнаружены благодаря археологии. Как вы думаете, чем занимается эта наука?

 Археология-это наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения. А как называются люди, которые занимаются археологией???

Археологи ведут раскопки.

Летопись это письменный источник, а археология занимается вещественными источниками. Почему?

Посмотрите фильм, который я вам подготовила, внимательно наблюдайте за всеми предметами, которыми пользовались археологи при раскопках?

Хорошо ребята, возвращаемся из путешествия.

nsportal.ru

Страница 16. Мир глазами историка. Задание №2

Страница 3, Начало истории человечества:

1;
2;

Страница 4:

3;
4;

Страница 5, Мир древности: далекий и близкий:

1;
2;

Страница 8, Средние века: время рыцарей и замков:

3;
4;

Страница 9, Новое время: встреча Европы и Америки:

2;

Страница 11, Новейшее время: история продолжается

сегодня:

1;
2;

Страница 14, Жизнь древних славян:

2;
3;
4;

Страница 16, Во время Древней Руси:

2;
3;
4;
5;

Страница 17, Страна городов:

1;
2;
3;
4;

Страница 19:, Из книжной сокровищницы Древней

Руси:

1;
2;
3;

Страница 22, Русь расправляет крылья:

1;
2;
3;
4;

Страница 24, Куликовская битва:

1;
2;

Страница 26, Иван Третий:

2;
3;
4;
4-2;
5;

Страница 28, Мастера печатных дел:

1;
2;
3;
4;

Страница 30, Патриоты России:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 31, Пётр Великий:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 36, Михаил Васильевич Ломоносов:

1;
2;

Страница 37, Екатерина Великая:

1;
2;
3;
4;

Страница 39, Отечественная война 1812 года:

1;
2;
4;

Страница 42, Страницы истории XIX века:

1;
5;

Страница 43:

3;
4;

Страница 46, Россия вступает в XX век:

1;
2;
3;
4;
5;

Страница 48, Страницы истории 1920— 1930-х годов:

1;
2;
3;

Страница 50, Великая Отечественная война и Великая

Победа:

1;
2;
3;

Страница 52, Страна, открывшая путь в космос:

1;
2;
3;
4;

Страница 55, Основной закон России и права человека:

2;
3;
5;
6;
7;

Страница 60, Мы — граждане России:

1;

Страница 62, Славные символы России:

2;
3;
4;

Страница 64, Такие разные праздники:

1;

Страница 66, Путешествие по России:

1;
2;

Страница 8, Наблюдения в природе осенью:

1;

Страница 8, Наблюдения в природе зимой:

1-2;

Страница 9, Наблюдения в природе весной:

1;

Страница 9, Наблюдения в природе летом:

1-2;

Страница 10, Экскурсии в природные сообщества родного

края:

1;

Страница 12, Страница 12. Наблюдения в природных

сообществах по заданиям учебника:

1;
2;
3;

Страница 15, Охрана природы:

1;
2;
3;

gdzplus.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *