8 класс

Учебник истории онлайн 8 класс – Всемирная история 8 класс скачать бесплатно

Учебник по истории 8 класс Левандовский читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории 19 век за 8 класс — Левандовский. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121;

122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Читать книгу История России. XIX век. 8 класс В. П. Попова : онлайн чтение

А. Ф. Киселев, В. П. Попов
История России. XIX век. 8 класс. Учебник

ВВЕДЕНИЕ
Дорогие школьники!

Вам предстоит изучить историю России XIX в. Разгром армии Наполеона I в Отечественной войне 1812 г., восстание декабристов, появление различных общественно-политических течений, реформаторская деятельность правительства – яркие страницы этого периода.

Отмена крепостного права, земская, городская, судебная и другие реформы изменили Россию. Развивались экономика, образование, наука и культура. Страна встала на путь капиталистического развития.

Настоящий учебник познакомит вас с главными событиями, которые происходили в стране в XIX в. Работать с учебником на уроках и дома вам помогут его рубрики и условные значки. Наиболее важные, а также требующие понимания и запоминания термины выделены в тексте

курсивом. В конце параграфа эти термины содержатся в специальной рубрике, отмеченной значком.


Рядом вы найдёте даты, которые нужно запомнить. Они выделены значком !.

Разнообразные вопросы и задания, которые помогут вам лучше усвоить исторический материал, содержатся в рубрике «Вопросы и задания», обозначенной значком ?. Задания повышенной сложности помечены звёздочкой (*). Кроме авторского текста, в книге представлены документы – важные исторические источники. Со многими видами таких источников вы уже познакомились, изучая отечественную историю в 6 и 7 классах. Рубрика

«Работаем с документами» обозначена значком ✓.

Глава 1
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В
§ 1. ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРАНЫ

Смена власти. Александр I, старший сын императора Павла I и любимый внук Екатерины II, вступил на российский престол в возрасте 23 лет и правил почти четверть века. Императрица, по её собственным словам, была без ума от его ангельской наружности и сообразительности. Она так пеклась о воспитании внука, что сочинила для него «Бабушкину азбуку» и составила сборник поучительных изречений, назидательных сказок и пословиц. Екатерина II сама подобрала для Александра учителей и воспитателей. Русский язык и историю ему преподавал писатель М. Н. Муравьёв, географию – учёный и путешественник П. С. Паллас, математику – К. Массон.

Заметное влияние на юного наследника престола оказал один из его воспитателей, швейцарец Ф. Лагарп – страстный поклонник французских просветителей. Позднее Александр I говорил: «Всем, что я знаю, и всем, что, быть может, есть во мне хорошего, я обязан Лагарпу».

Непросто складывалась жизнь Александра при дворе. Екатерина II, обожавшая внука, враждебно относилась к его отцу Павлу. Императрица даже хотела передать престол не сыну Павлу, а внуку Александру. Мальчику приходилось постоянно лавировать между властной бабушкой и вспыльчивым отцом, он стремился нравиться всем. У Александра формировался скрытный характер.


Император Александр I

После смерти Екатерины II трон занял Павел I. Он назначил сына генерал-губернатором Петербурга. Александр относился к этой должности как к «выполнению обязанностей унтер-офицера», для которого главным занятием была подготовка военных смотров.

Отец и сын со временем всё меньше испытывали симпатии друг к другу. Когда столичная знать решила свергнуть с престола Павла I, в эти планы посвятили Александра. Заговорщики клялись, что император останется жив, его лишь заставят отречься от престола в пользу наследника. Случилось иначе: Павел I был убит. Это глубоко потрясло Александра, чувство вины не оставляло его всю жизнь.

В манифесте от 12 марта 1801 г. Александр I обещал управлять страной «по законам и по сердцу августейшей бабки нашей императрицы Екатерины Великой». И действительно, император восстановил на службе около 12 тыс. офицеров и чиновников, опальных при Павле I, упразднил Тайную экспедицию, ведавшую политическим надзором и сыском, запретил «под страхом неминуемого и строгого наказания» применение пыток. Были восстановлены все положения екатерининских Жалованных грамот дворянству и городам. Российским подданным предоставили право свободного выезда за границу. В страну разрешили ввозить иностранные книги, а также открывать частные типографии.


Парад на Марсовом поле. Неизвестный художник


Дворец в Гатчине. Художник И. Шульц

Положение нового императора было непростым. Ему приходилось учитывать не только интересы дворянства, напуганного Французской революцией и пострадавшего от павловского произвола. Александра I беспокоили и непрекращавшиеся крестьянские волнения во многих губерниях страны, вызванные усилением гнёта помещиков.

Деятельность Негласного комитета. Александр I мечтал о том, чтобы законы стали прочным фундаментом империи. Ему были нужны единомышленники. Не доверяя ни павловским выдвиженцам, ни старым екатерининским вельможам, император собрал вокруг себя друзей юности: князя В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцева, П. А. Строганова, польского князя Адама Чарторыйского. Они составили так называемый Негласный комитет. Название говорило о том, что новый орган не имел официального статуса. Члены комитета несколько раз в неделю собирались в кабинете Александра I, где обсуждали вопросы государственных преобразований. Чаще всего обсуждение ограничивалось рассуждениями на общие темы, так как никто из них не имел должного государственного опыта и знаний. Реформаторские идеи императора, по оценке современников, были «весьма расплывчатыми».

Тем не менее Александр I провёл ряд преобразований. 8 сентября 1802 г. императорским манифестом вместо старых петровских коллегий учреждались восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. Министерства работали на принципах единоначалия. Министры имели право личного доклада императору, который утверждал их предложения. Для координации деятельности министерств учреждался Комитет министров.

Была проведена реформа Правительствующего Сената. Указ 1801 г. предписывал восстановить Сенат «на прежнюю ступень, ему приличную». Император определил права и обязанности Сената как «верховного места империи» и «хранителя законов», ответственного за «соблюдение правосудия». Сенат имел право обсуждать законопроекты, которые приобретали силу после утверждения императором. Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчёты.


В. П. Кочубей

Крестьянский вопрос. Члены Негласного комитета много говорили о положении крепостных крестьян, однако дело ограничилось дискуссиями. Не случайно В. П. Кочубей заявлял, что опасно трогать крепостное право, на котором «держится весь порядок вещей».

Вместе с тем Александр I запретил раздавать казённые земли с крестьянами в частную собственность, публиковать объявления о продаже и покупке крепостных.

В феврале 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах». Теперь помещики могли отпускать своих крестьян на волю с земельными наделами за выкуп при обоюдной договорённости. Однако для выкупа надела абсолютное большинство крестьян не имело денег. За годы царствования Александра I по этому указу «вольную» получили менее 1 % крепостного населения страны (47 тыс. душ мужского пола).


Князь Адам Чарторыйский. Художник И. Олешкевич

Купцам, а также податным сословияммещанам и государственным крестьянам – разрешили покупать вне городов землю в собственность, что ранее было привилегией дворянства.

М. М. Сперанский и реформа государственного управления. Выдающийся государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 г. в семье сельско го священника.Он с отличием окончил духовную семинарию и продолжил обучение в столице. Способности юноши были замечены – он стал личным секретарём князя А. Б. Куракина. На М. М. Сперанского, отличавшегося умением «прекрасно сочинять бумаги», обратил внимание император Павел I, что обеспечило юноше быстрое продвижение по служебной лестнице. При Александре I в полной мере раскрылись дарования М. М. Сперанского. Историки отмечали, что большинство законодательных актов, составленных до 1812 г., «были произведениями его искусного пера».

В 1809 г. М. М. Сперанский подготовил «Введение к Уложению государственных законов». Главная идея документа заключалась в том, чтобы «самодержавное управление учредить на непременном законе». М. М. Сперанский предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную под верховенством императора. Законодательная власть должна была принадлежать Государственной думе, состоявшей из выборных депутатов от всех сословий, исполнительная – министерствам, судебная – Сенату. Все законопроекты предполагалось рассматривать в Государственном совете. Право утверждения или отклонения проектов законов принадлежало императору.

Автор «Введения…» считал необходимым, чтобы законодательная власть действовала в тесном союзе с монархом, и при этом «свободно выражала мнение народное».

Население империи, по проекту М. М. Сперанского, делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, ремесленники и рабочие, домашние слуги). Представители сословия «народ рабочий» могли перейти в «среднее состояние» только после приобретения собственности (земельного участка, дома, фабрики и т. п.). Гражданские права, по мысли М. М. Сперанского, должны были иметь все подданные Российской империи: «1. Никто без суда наказан быть не может. 2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону. 3. Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по закону».


М. М. Сперанский. Художник А. Варнек


Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи в XIX в.

М. М. Сперанский, обосновывая необходимость проведения реформ «сверху», предупреждал, что власть должна опережать события, а не ждать новой пугачёвщины.

Практически М. М. Сперанскому удалось осуществить лишь некоторые реформы. 1 января 1810 г. был создан Государственный совет для обсуждения законопроектов. В его состав вошли назначенные императором сановники. Проекты законов после рассмотрения Государственным советом направлялись на утверждение императору. Предшественник Государственного совета – Непременный совет действовал с апреля 1801 г. по январь 1810 г., в него также входили представители высшей титулованной знати. В 1811 г. была утверждена единая структура министерств и разграничены их функции.

Идеи реформатора окружение царя восприняло враждебно, особенно введённый новый порядок производства в гражданские чины. Чиновники, претендующие на высокие чины, должны были иметь университетское образование или сдать весьма сложный экзамен. Недовольная нововведениями придворная знать добилась отставки М. М. Сперанского. В 1812 г. реформатора отправили в ссылку.


Податное сословие – группы населения, платившие подушную подать (налог, которым облагались все мужчины независимо от возраста), подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую (выставляли от своих общин определённое число рекрутов) и другие повинности.

Мещане – ремесленники, мелкие торговцы, домовладельцы.

Государственные крестьяне – принадлежавшие государству (казне), то же, что казённые крестьяне.

!

1801 – 1825 гг. – царствование императора Александра I.

1802 г. – создание министерств в России.

1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах».

?

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте деятельность Александра I. Сдержал ли он обещание, что будет править по заветам Екатерины II?

2. Что нового было сделано при Александре I для облегчения положения крестьян?

3. В чём заключалась новизна реформаторских проектов М. М. Сперанского? Можно ли утверждать, что М. М. Сперанский был «лишь исполнителем воли Александра I»?

4*. Подготовьте доклады или презентации о членах Негласного комитета.

5. Заполните в тетради таблицу «Реформы Александра I».


Работаем с документами

Из записки М. М. Сперанского «О коренных законах государства». 1802 г.:

Что такое есть самоё дворянство, когда лицо его, имение, честь, всё зависит не от закона, но от единой воли самодержавной; не от сей ли воли зависит и самой закон, которой она созидает, одна сама собою?

Итак, вместо всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и проч. я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Объясните, как вы понимаете приведённое высказывание.

§ 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Первые шаги Александра I на международной арене. В начале XIX в. напряжённая международная обстановка в Европе была вызвана противоборством Англии и Франции.

В первые годы правления Александр I придерживался политики невмешательства России в англо-французское соперничество. Государственный канцлер и министр иностранных дел А. Р. Воронцов заявлял, что главной задачей правительства является забота «о лучшем внутреннем устройстве и хозяйстве». Россия стремилась к миру. В июне 1801 г. была подписана англо-русская конвенция, установившая мирные отношения между двумя державами, в октябре – договор о мире с Францией. На востоке Россия сохраняла союз с Османской империей.

Картлийско-кахетинский царь Георгий XII, над землями которого нависла угроза завоевания Ираном, обратился с просьбой признать своё царство «принадлежащим державе Российской». 12 сентября 1801 г. Александр I подписал манифест об окончательном присоединении владений Георгия XII к России.

Участие России в антифранцузских коалициях. В 1802 г. Англия и Франция подписали мирный договор, но в следующем году война между ними вспыхнула вновь. Каждая из стран стремилась к господству на Европейском континенте. Бонапарт, избранный пожизненным консулом, в 1804 г. стал французским императором Наполеоном I. Он не скрывал своих далеко идущих захватнических планов. Французские войска успешно действовали в Италии и Германии.

В 1805 г. по инициативе Англии была создана антифранцузская коалиция (третья по счёту), в которую вошли Россия, Англия, Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство. Пруссия заняла выжидательную позицию. В декабре 1805 г. в сражении под Аустерлицем французы одержали победу над российскими и австрийскими войсками. Общие потери союзников составили 27 тыс. человек, из них – 21 тыс. русских. В результате военных неудач Третья коалиция распалась.

В состав новой (четвёртой) антифранцузской коалиции вошла и Пруссия. Боеспособность её армии, где царила муштра и много времени занимала подготовка к парадам, была низкой. В октябре 1806 г. французы разгромили прусские войска под Йеной и Ауэрштедтом, затем они заняли Берлин.

Наполеон I не располагал сильным флотом для десанта на Британские острова, поэтому нанёс удар экономике Англии. В ноябре 1806 г. Франция объявила о континентальной блокаде, направленной против Англии.

Союзным и подвластным Франции государствам запрещалось торговать и поддерживать любые отношения с этой страной и её колониями.

После поражения Пруссии против Наполеона I были направлены два российских корпуса, которые проявили стойкость и мужество в сражении под Прейсиш-Эйлау (январь 1807 г.). Однако в июне 1807 г. французы выиграли сражение при Фридланде и оттеснили российские войска за Неман.


Рядовой и штаб-трубач лейб-гвардии Гусарского полка. 1810 – 1811 гг.

Огромные военные расходы тяжким бременем легли на экономику России. В стране падал авторитет Александра I. Российский император был вынужден пойти на переговоры с Францией.

Тильзитский мир. Летом 1807 г. на реке Неман у Тильзита состоялась встреча двух императоров. Понимая, что силы России истощены, военных успехов не добиться, Александр I принял условия, предложенные Наполеоном I.

В Тильзите Россия и Франция подписали мирный договор и договор о союзе двух империй против Англии. Россия признала завоевания Наполеона в Европе и созданные им новые государства. Из польских земель, принадлежавших Пруссии, было образовано Великое герцогство Варшавское, целиком зависевшее от Франции, что противоречило интересам России.

Александр I обязывался присоединиться к континентальной блокаде Англии. В дальнейшем это отрицательно сказалось на экономике России: резко сократились вывоз отечественных товаров за рубеж, денежные доходы казны и населения. Нехватку денег правительство покрывало выпуском ассигнаций. В результате стремительно росли цены на продукты и товары.

Заключение Тильзитского мира вызвало в российском обществе ропот и негодование, многие считали его позорным. Дальновидные политики, в частности М. М. Сперанский, предсказывали новую войну России с Францией. Такого же мнения придерживались французские дипломаты.

В последующие четыре года, несмотря на новую встречу императоров в Эрфурте (1808) и продление союза, напряжение в отношениях между Россией и Францией росло.


Пистолеты кавалерийские. Начало XIX в.

Войны России с Турцией, Ираном и Швецией. Турция, недовольная усилением России в Закавказье, стремилась сохранить своё господство в Грузии. Неудачи России в антифранцузских коалициях и успехи Наполеона I в Европе подтолкнули турецкого султана признать Францию «самым давним, самым верным и необходимым союзником» Османской империи. Под влиянием Франции султан в нарушение действующего договора запретил свободный проход военных судов России через Босфор и Дарданеллы и заменил дружественных России господарей в княжествах Молдавия и Валахия французскими ставленниками. После занятия княжеств российскими войсками Турция объявила войну России в декабре 1806 г.

Османская империя оказалась в сложном положении. Ей пришлось воевать не только с Россией, но и с сербскими повстанцами. В 1811 г. войска под командованием М. И. Кутузова разгромили турецкую армию у Рущука.

В мае 1812 г. воюющие стороны подписали Бухарестский мирный договор, в соответствии с которым Бессарабия отошла к России, сербы получили автономию. Заключение мира лишило Францию важного союзника, что имело большое значение для России накануне вторжения в страну Наполеона I.

В Закавказье России противостоял Иран. Затяжная война между странами закончилась в пользу России. По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. к ней отошли Дагестан и Северный Азербайджан.

В 1808 г. Россия, подталкиваемая Францией, начала войну со Швецией. Ещё во время переговоров в Тильзите Наполеон I предложил Александру I: «Я из Испании справлюсь с Португалией, а вы берите себе Финляндию в вознаграждение за войну, которую, может быть, вам придётся вести со Швецией». После поражения шведов по условиям Фридрихсгамского договора (1809) к России отошли Финляндия и Аландские острова.


Русский гусар. Художник Л. Киль. 1815 г.


Канцлер – по Табели о рангах высший гражданский чин I класса, который обычно присваивался руководителям внешней политики.

Конвенция– международный договор или соглашение по отдельному вопросу.

Османская империя – официальное название султанской Турции (по имени основателя династии Османа I). Сложилась в XV – XVI вв. в результате турецких завоеваний в Азии, Африке и Европе. С конца XVII в. постепенно теряла завоёванные территории. В 1918 г. распалась.

Коалиция– политический или военный союз государств, предусматривавший совместные действия.

Континентальная блокада – экономическая блокада Англии, объявленная Наполеоном I в 1806 г.

Ассигнации – бумажные деньги, впервые выпущенные в России в 1769 г.

!

1804 – 1813 гг. – война между Россией и Ираном.

1806 – 1812 гг. – русско-турецкая война.

1807 г. – Тильзитский мир.

1808 – 1809 гг. – война России со Швецией.

?

Вопросы и задания

1. Почему Россия участвовала в антифранцузских коалициях?

2. Можно ли назвать Тильзитский мир дипломатическим поражением России? Обоснуйте свой ответ.

3. Расскажите о территориальных изменениях в Европе, вызванных войнами начала XIX в.

4. Каковы, по вашему мнению, итоги внешнеполитической деятельности России в начале XIX в.? На каких направлениях она добилась успехов, а где терпела неудачи?

5. Заполните таблицу «Внешняя политика при Александре I в 1801 – 1812 гг».


6*. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте презентацию о состоянии российских войск в начале XIX в.: количественный состав, обмундирование, вооружение и т. п.

§ 3 – 4. «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА…»

Накануне войны. К 1812 г. в России и Франции понимали неизбежность предстоящей войны.

Франция покорила почти всю Европу, однако Наполеон I мечтал о мировом господстве. На пути французского императора стояли Россия и Англия. Континентальная блокада Англии не оправдала надежд Франции. Россия терпела большие убытки, выполняя условия блокады, и в 1810 г. перестала соблюдать её. Всем судам под нейтральным флагом разрешили заходить в российские порты, независимо от того, товар чьих стран находился в трюмах. Более того, Россия повысила таможенные тарифы и Франции стало невыгодно продавать товары на российском рынке.

В сложившихся условиях только разгром России обеспечивал Наполеону I полное господство на Европейском континенте. «Через пять лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её», – заявил французский император в 1811 г. Он заключил соглашения с Пруссией и Австрией, склонив их к участию в войне против России. Попытки Франции привлечь на свою сторону Швецию и Турцию закончились неудачно, Россия могла не опасаться за северные и южные рубежи.

Наполеон I рассматривал Великое герцогство Варшавское как плацдарм для нападения на Россию и сосредоточивал здесь войска.

С 1810 г. Россия также готовилась к войне. Правительство увеличило расходы на армию, которая выросла вдвое. Активно действовала российская разведка, добывшая сведения о численности наполеоновских войск.

Накануне войны Александр I заявил французскому послу Коленкуру: «Если военное счастье от меня отвернётся, то я скорее отступлю до самой Камчатки, чем отдам мои губернии или подпишу в моей столице мирный договор». Император сдержал слово и в ходе войны, несмотря на отступления российской армии, не отвечал на предложения Наполеона I о мирных переговорах.

Французское вторжение. 10 июня 1812 г. российскому правительству была вручена нота, в которой Франция объявляла войну России. 12 июня «Великая армия» Наполеона I в составе 450 тыс. человек начала переправляться через Неман в районе Ковно. Французы насчитывали менее половины «Великой армии», значительную её часть составляли народы покорённой Европы: немцы, австрийцы, поляки, итальянцы, голландцы и др. Позднее были подтянуты ещё 200 тыс. войск в качестве подкреплений.

Для того времени наполеоновская армия была самой передовой в мире. Основанная на всеобщей воинской повинности, хорошо вооружённая, не знавшая муштры и палочной дисциплины, накопившая большой опыт военных действий, она представляла грозную силу. Боевой костяк армии составляла закалённая в сражениях гвардия. Во французской армии все – от солдата до маршала – верили в военный гений Наполеона I и не сомневались в победе.

Крупные военные силы Наполеон I был вынужден держать в Испании, где полыхало восстание против французского господства.


М. Б. Барклай де Толли. Художник Д. Доу. Начало XIX в.

Наполеон I надеялся разгромить российские войска в приграничных сражениях, а затем продиктовать побеждённой России свои условия.

Российские войска насчитывали вместе с резервами 317 тыс. воинов. 1-я армия генерала М. Б. Барклая де Толли и 2-я армия генерала П. И. Багратиона прикрывали направления на Петербург и Москву, 3-я армия под командованием генерала А. П. Тормасова – на Киев. Отсутствие единого командования затрудняло согласованность действий российских армий.

Войска, сосредоточенные на западных рубежах страны, были расположены крайне неудачно – растянуты на 600 км вдоль границы. Наполеон I мог разбить их поодиночке, однако этой опасности удалось избежать. Искусными манёврами, отступая перед превосходящими силами неприятеля и ведя с ним непрерывные арьергардные бои, российские армии оторвались от преследовавшего их противника и 22 июля соединились в районе Смоленска.


П. И. Багратион. Неизвестный художник. Начало XIX в.


Памятник защитникам Смоленска в войне 1812 года. Скульптор С. Надольский, инженер Н. Шуцман. Установлен в 1913 г.


1812 год. Художники К. Мирошник, Н. Кутузова-Мирошник

План Наполеона I решить исход войны в приграничных боях был сорван. Он двинулся к Смоленску, стремясь с марша взять город, выйти в тыл российских армий и разгромить их. Здесь противника ждала неудача. Отряд генерала Д. П. Неверовского в течение суток сдерживал вчетверо превосходящие силы французов, что позволило организовать оборону Смоленска.

Героическая оборона города продолжалась 4 – 5 августа. 6 августа войска оставили Смоленск, взорвав пороховые склады. В оборонительных боях солдаты и офицеры проявили массовый героизм. Высокое боевое искусство продемонстрировали генералы Н. Н. Раевский, Д. С. Дохтуров, П. П. Коновницын, А. И. Кутайсов.

Наполеон I преследовал отступающие на восток российские войска. Он считал Смоленск «ключом к Москве» и был уверен, что русские без боя не сдадут древнюю столицу.

По мере продвижения в глубь России потери французов росли. Им катастрофически не хватало продовольствия и фуража. Началось дезертирство, падала дисциплина, массовым стало мародёрство. Никакие меры не помогали восстановить порядок в частях. Командовавший конницей маршал Мюрат советовал Наполеону I не идти дальше. «Москва нас погубит», – предостерегал он. «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце», – ответил Наполеон I.

Вторжение наполеоновской армии в Россию

Изгнание наполеоновской армии из России

В едином порыве. Война принимала всенародный характер. Крестьяне сжигали хлеб, сено, угоняли скот, уходили в леса, чтобы продолжать борьбу с врагом. Летом 1812 г. на Смоленской земле формировались крестьянские отряды. По свидетельству французов, «каждая деревня превращалась при нашем приближении в костёр или в крепость».

Предвестником разгрома наполеоновской армии стало участие в боевых действиях гражданского населения. Отряды Герасима Курина, Василисы Кожиной, Фёдора Потапова, Ермолая Четвертакова нападали на вражеских фуражиров и отставших солдат, небольшие отряды врага. Партизанская война разворачивалась на всей территории, которую оставляли российские войска. Для действий во вражеском тылу создавались партизанские отряды из регулярных войск во главе с Д. В. Давыдовым, И. С. Дороховым, А. Н. Сеславиным, А. С. Фигнером.

В июле 1812 г. Александр I подписал манифест о создании народного ополчения. Московское дворянство обещало сформировать из своих крепостных около 80 тыс. ратников. Большие суммы денег пожертвовало купечество.


Герасим Курин. Художник А. Смирнов


Василиса Кожина. Художник А. Смирнов

Патриотический подъём охватил страну и все слои общества. «Дворяне, священники, купцы, крестьяне – все были одушевлены одним духом. Повсюду мы встречали только геройское самопожертвование», – свидетельствовал очевидец тех событий.

Потеря Смоленска и дальнейшее отступление войск вызывали возмущение солдат и офицеров. В центре критики оказался М. Б. Барклай де Толли, который ради сохранения армии приказал оставить Смоленск. Поползли слухи об измене. Уступая общественному мнению, генералитету и высшим сановникам, 8 августа Александр I назначил на пост главнокомандующего 67-летнего генерала Михаила Илларионовича Кутузова.


М. И. Кутузов. Художник Р. Волков

Бородинское сражение. «Приехал Кутузов бить французов» – эта поговорка стала популярной в российских войсках. Прославленный полководец, стратег, храбрый воин, патриот, М. И. Кутузов был учеником А. В. Суворова.

Местом битвы полководец избрал окрестности села Бородина, недалеко от Можайска. На левом фланге российских позиций возвели оборонительные сооружения – Семёновские (позже названные Багратионовы) флеши. Впереди, у деревни Шевардино, построили редут. На правом фланге от Москвы-реки до реки Колочи соорудили Масловские флеши. В центре, на высоте Курганная, разместили батарею из 18 орудий (известна как батарея Н. Н. Раевского). Ставка главнокомандующего находилась у деревни Горки. Такое расположение войск позволяло прикрывать дороги на Москву и ограничивало противнику возможности манёвра для охвата флангов российских войск.


Денис Давыдов. Художник Д. Доу


Панорама Бородинской битвы. Художник Ф. Рубо. 1912 г.

Армия М. И. Кутузова насчитывала 115,3 тыс. регулярных войск, а также 11 тыс. казаков и 28,5 тыс. новобранцев и ополченцев. В войсках Наполеона I находилось 133,8 тыс. человек. Превосходство в артиллерии было на стороне русских – 640 орудий против 587 у французов.

Главному сражению предшествовал бой за Шевардинский редут. Здесь российские воины показали чудеса храбрости и отваги. В течение дня 24 августа они отбивали атаки вчетверо превосходящего противника. За это время на позициях завершили строительство оборонительных сооружений и подготовились к битве.

На рассвете 26 августа началось Бородинское сражение. План Наполеона I заключался в том, чтобы разгромить левое крыло российских войск, зайти в тыл армии М. И. Кутузова, оттеснить её к Москве-реке и уничтожить. После длительного артиллерийского обстрела французы пошли в наступление основными силами на Багратионовы флеши. Семь яростных атак выдержали их защитники. Несколько раз флеши переходили из рук в руки. К полудню, сосредоточив здесь 400 орудий и более 40 тыс. пехоты и кавалерии, французы ценой больших потерь взяли эти укрепления. Во время боя был смертельно ранен П. И. Багратион.


Затем Наполеон I перенёс основной удар на высоту Курганная. М. И. Кутузов перехватил инициативу – приказал кавалерии генералов Ф. П. Уварова и М. И. Платова атаковать тылы неприятеля. Перегруппировав войска, Наполеон I возобновил наступление на центр позиций российских войск. Разгорелась яростная битва, ни одна из сторон не хотела уступать. К 4 часам дня французы захватили батарею Н. Н. Раевского. Дальнейшие попытки Наполеона I прорвать оборону войск М. И. Кутузова закончились безрезультатно. Поредевшая российская армия сохраняла боевой порядок.

Французский император не рискнул ввести в сражение гвардию, поскольку не был уверен в победе. Он приказал войскам занять прежние позиции. Впоследствии Наполеон I писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

iknigi.net

читать учебники 8 (восьмой) класс онлайн

 

Сервис онлайн “все учебники для 8 класса” – важный сервис составляющая среднего образования всех школьников.

 Объект изучения курса –  российские авторы учебных пособий.

 Наша цель – привлечь школьников в сокровищницу мировой литературы, математики, через него – к фундаментальным ценностям культуры во взаимодействии их конкретно-исторических и общечеловеческих значений. Предлагая учащимся читать учебники 8 (восьмой) класс онлайн и лучшие образцы художественной литературы, курс зарубежной литературы должен дать общее представление о ходе литературного процесса, представлять важнейшие этапы развития культуры, а также ознакомить с национальным своеобразием и общечеловеческой ценностью включенных в программы произведений. Согласно современным приоритетов в средней школе предмет “Зарубежная литература” призван способствовать формированию личности, ее духовно-ценностных ориентаций, культурно-познавательных интересов, эстетического вкуса.

– Знакомиться с духовными достижениями и художественными открытиями зарубежной литературы; способствовать превращению духовных ценностей, запечатленных в литературных произведениях, в индивидуальный опыт учащихся;

 

– Учить школьников воспринимать литературное произведение как художественное явление, понимать его художественное своеобразие, особенности индивидуального стиля автора, рассматривать его в контексте развития культуры;

 

– Формировать чувство и мышление школьников, читать учебники 8 (восьмой) класс онлайн на нашем портале, а также развиватьих читательскую культуру и творческие способности, способствовать их индивидуальном самовыражения;

 

– Расширять читательский опыт учащихся, прививать критерии для ориентации на рынке современных печатных изданий, учить самостоятельно выбирать книгу и общаться с ней, знакомить школьников с лучшими переводами и украинскими мастерами перевода;

 

– Воспитывать в учениках толерантность к чужому мнению, уважение к другим национальным традициям; формировать умение видеть мировой контекст украинской литературы и через него на новом уровне осознавать ее национальное своеобразие, ее достижения и вклад в развитие мировой культуры; готовить школьников к жизнедеятельности в поликультурном пространстве.

 

Концепция программ основывается на следующих принципах:

 

– Антропологическом, согласно которому в центре внимания – личность ученика, его творческое саморазвитие и самовыражения, духовно-ценностные основы его бытия;

 

– Репрезентативном, согласно которому на лучших художественных образцах демонстрируются достижения зарубежной литературы от древности до современности, своеобразие поэтики авторов, национальных традиций, литературно-художественных направлений, течений и школ, историко-культурных этапов;

 

– Взаимосвязи аксиологического, эстетического и культурологического подходов к изучению художественного произведения в школе;

 

– Сбалансированности между требованиями современной литературоведческой науки и доступностью произведений для ученического восприятия (в отборе текстов, их структурировании и т.п.).

 

Предложенная структура курса соответствует основным ступеням средней школы:

 

И (5 – 8 классы) – пропедевтический блок;

 

II (9 -11 классы) – историко-литературный блок.

 

Ученический раздел имеет две части. В 8 классах произведения, изучаемые сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. В 8 классе дается миниатюрная модель литературного процесса, в доступной учащимся этого возраста форме представляет важнейшие фазы его развития. Это позволяет на качественно новом уровне обобщить усвоенное в 8 классах и заложить фундамент следующего этапа – изучение историко-литературного курса.

newgdz.com

Учебник по истории 8 класс Зырянов читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории 19 век за 8 класс — Зырянов. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142;

143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Учебник по истории 8 класс Андреев Ляшенко Амосова читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории конец 17-18 век за 8 класс — Андреев Ляшенко Амосова. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100;

101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Учебник по истории 8 класс Данилов Клоков читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории 19 — начало 20 века за 8 класс — Данилов Клоков. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161;

162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339; 340; 341; 342; 343; 344; 345; 346; 347; 348; 349; 350; 351; 352; 353; 354; 355; 356; 357; 358; 359; 360; 361; 362; 363; 364; 365; 366; 367; 368; 369

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о