8 класс

Освоение территории россии таблица по географии 8 класс – Методическая разработка по географии (8 класс): Урок географии в 8 классе «Формирование территории России»

Методическая разработка по географии (8 класс): Урок географии в 8 классе «Формирование территории России»

Урок географии в 8 классе

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Учитель географии МОУ «СОШ с. Шумейка»

Полякова Наталия Викторовна

Цели урока:

      • Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России, с искусством на примере творчества В.И. Сурикова – мастера масштабных исторических полотен.

      • Выяснить, как заселялась территория России.

      • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.

      • Формировать умение работать с текстом и картами атласа и учебника.

     
Основное содержание: формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов.
     
Практикум. 
Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Работа с атласом и контурной картой.

     
Способы действия учащихся: вспомнить из курса истории о том, как формировалась территория России, работать с текстом § 4 и картами (рис. 11 и 12 учебника), оценить вклад путешественников и первопроходцев в освоение территории России.
Ценностный компонент урока: значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России; проблемы, связанные с освоением территории.

Ход урока

Актуализация знаний

  1. Покажите на карте крайние точки России.
  2. Покажите на карте страны, граничащие с Россией.
  3. Тест по теме «Россия на карте часовых поясов»
  1. На территории России часовых зон:

а) 12;        б) 11;                в) 24;                г) 9.

  1. Границы часовых зон проводят:

а) по меридианам;

б) по границам субъектов РФ;

в) по крупным природным рубежам;

г) по параллелям.

  1. Большая разница во времени на территории России определяется:

а) большой протяженностью страны с запада на восток;

б) большой протяженностью страны с севера на юг;

в) сложностью рельефа;

г) большой протяженностью морских границ страны.

  1. Разница во времени между западными и восточными субъектами России составляет:

а) 11 ч;        б) 9 ч;        в) 8 ч;        г) 5 ч.

  1. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.

1) Республика Карелия

2) Свердловская область

3) Забайкальский край

Ответ: 321

Изучение нового материала:

Эпиграфом к уроку могут стать слова историка, географа, писателя Владимира  Игоревича Малова: «История географических открытий, формирование русских территорий — это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».

Название темы нашего урока есть в словах этого человека. О чем мы сегодня будем говорить?

Откройте учебник на с. 32 (рис. 11) Формирование территории России (XIV —  начало XX в.)

— Как начиналось освоение новых земель? (Анализ карты) 

Работа с учебником и картами атласа по группам.

1-я группа – присоединение восточных территорий.

2-я группа – присоединение южных территорий.

3-я группа – закрепление на Дальнем Востоке.

Можно групповую работу построить по рядам, по вариантам (на усмотрении учителя)

В процессе работы, а затем во время выступления каждой группы заполняется таблица, раскрывающая вклад отечественных путешественников и исследователей в формирование территории России. Используются мини-сообщения учащихся о первопроходцах на основе опережающих заданий (у учащихся таблица на парте)

ФИО

Годы жизни

Исследуемая территория

Основной вклад в развитие географии

 Ермак

1532-1585

К востоку от Уральских гор

Быстрое освоение и заселение Сибири (1581-1584).

Иван Москвитин

Ок. 1603-1671

Дальний Восток

В 1639 достиг (открыл) берега Охотского моря.

Василий Поярков

До 1610 – после 1667

Сибирь

Прошел из Якутска по рекам Лена и Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, собрал ценные сведения о народах, живших по берегам Амура.

Ерофей Павлович Хабаров

1603-1671

Дальний Восток

В 1649-1653 гг. экспедиция в Приамурье, изучал земли  вдоль Амура и составил их карты.

Семён Дежнёв и

Федот Попов

Ок. 1605 – 1673

год рожд. неизвестен – 1648 или позже

Дальний Восток

В 1648 г. достигли Тихого океана, осуществили плавание вдоль Чукотского полуострова и открыли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Но записка с донесением об открытии пролива затерялась в Якутском архиве и была найдена лишь спустя 88 лет – в 1736 году.

Во время бури корабли Федота Попова и Семена Дежнева потеряли друг друга. Попов и его команда высадили на полуострове Камчатка и там зазимовали, поэтому считается, что этот п-ов открыл именно Ф. Попов.

Владимир Атласов

1662-1711

Дальний Восток

В 1695-1697 экспедиция на Камчатку. Подробно описал природу этого края и его коренное население.

Витус Беринг

1681-1741

Дальний Восток

Датчанин по происхождению, 37 лет провёл на морской службе в России, участвуя в создании русского флота. Возглавлял Первую (1725-1729 гг.) и Вторую (1733-1743) Камчатские экспедиции. Погиб на острове во время зимовки в 1741 г.

Семен Челюскин

Ок. 1700 — 1764

Побережье Северного Ледовитого океана

В 1742 г. составил карту побережья Северного Ледовитого океана от Карского моря до Колымы. Нанес на карту крайнюю северную точку, названную впоследствии его именем.

— Чем закончился период расширения территории государства? (рассказ учащихся)

Закрепление нового материала

— Посмотрите на картину. Какое событие она изображает? (Покорение Сибири Ермаком)

— Кто автор этой картины? (Русский живописец Василий Иванович Суриков.)

— Работа над картиной началась в 1891 и завершилась в 1895 году. Сюжетом картины является решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году.

(Как вариант – картину можно предложить на след. уроке на этапе актуализации знаний)

Учащиеся выполняют задание 1 контурной карты (практикум).

(На этом этапе можно включить вопросы краеведческого плана, н-р, посмотрите, в каком году был основан г. Саратов? Отметьте это контурной карте. Кто основал город? Если обучающиеся затрудняются ответить на этот вопрос, учитель сам может рассказать)

— История, география и живопись соединились сегодня на уроке, чтобы не только дать представление, но и понять, как сложно, порой яростно шло формирование территории России.

Рефлексия: оценить свою работу на уроке, что дал вам этот урок?

Домашнее задание:

(обязательное) § 4; с. 32 ответить на вопрос к карте.

(по желанию) Проанализировать слова ученых, высказать свое мнение по поводу справедливости этих высказываний. Какое из высказываний вам ближе и почему?

Географ В. В. Покшишевский отмечал, что «…в своих переселениях наш народ прошел многие муки, но для его великого географического пути не было характерно то ощущение расставания с Отчизной, какое знала иностранная зарубежная миграция».

Известный географ Н. Н. Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «…в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал ее границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством».

Путешественник И. Д. Черский писал: «Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте мира, о красоте дел человеческих?»

(Высказывания напечатаны на листочках вместе с таблицей)

nsportal.ru

Урок 5. КАК ОСВАИВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ | Поурочные планы по географии 8 класс

Задачи: познакомить учащихся с географическими исследо­ваниями
и открытиями на территории России; научить характери­зовать этапы освоения
территории России.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Россия на карте
ча­совых поясов».

Возможные варианты проверки:

1.   
Письменная
проверочная работа.

Вариант 1

1)   
Определите
поясное время Омска, если в Смоленске 15 ча­сов.

2)   
Город М.
расположен в X часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К.,
если разница во времени между ними 4 часа?

3)   
Что такое
декретное время? С какой целью оно введено?

Ответы:

1)           
18  часов.

2)           
В VI часовом
поясе.

Вариант 2

1)   
Определите
поясное время Петропавловска-Камчатского, если в Волгограде 13 часов.

2)   
Город Л.
находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т.,
если разница во времени между ними 6 часов?

3)   
Что такое местное
время?

Ответы:

1)   
22 часа.

2)   
В VIII часовом
поясе.

Вариант 3

1) 
Определите
поясное время Владивостока, если в Петропав- ловске-Камчатском полночь.

2) 
Город Н.
находится в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город JL, если разница во времени между ними 3 часа?

3) 
Как проводятся
границы часовых поясов, что при этом учи­тывается?

Ответы:

1) 
22 часа.

2) 
Во II или в VIII
часовых поясах.

2.  
Фронтальная
беседа по вопросам закрепления знаний преды­дущего урока или по вопросам и
заданиям, которые приведены в § 3 на с. 23 учебника.

II.
Получение новых
знаний.

1. Опираясь на текст учебника (§ 4), учащиеся
совместно с учи­телем составляют систематизирующую таблицу «Этапы освоения
территории России». В конечном виде она может иметь вид:

Этап

Освоенная территория

Известные географические объекты

1

2

3

XI — XV вв.

Путешествия новгород­цев и поморов:
весь Ев­ропейский Север — от Кольского полуострова до бассейна Печоры,
частично Зауралье

Студёное море (Северный Ледовитый
океан), Мур­манский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки
Печора и Вычегда

XV — XVI вв.

Походы московских воевод в Западную
Си­бирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с
севера на юг), Ир­тыш, низовья Оби. Походы поморов: Кар­ское море, устья Оби
и Таза, основание Манга- зеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы
казаков на вос­ток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь

Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь.

Проливы Югорский Шар, Карские
Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген

 

Продолжение табл.

1

2

3

Конец XVI — начало XVII в.

Экспедиции в Сибирь и на Дальний
Восток: реки Лена, Хатанга, Колыма и др., все южное побере­жье моря
Лаптевых, озе­ро Байкал, остров Оль­хой на Байкале, основа­ние Иркутска.
Экспедиция И. Моск- витина: тихоокеанское побережье Азии, Охот­ское море,
бассейн Ле­ны, Амур.

Экспедиция С. Дежнева: от устья
Колымы через Берингов пролив в Ти­хий океан

Лена, Хатанга, Колыма, море
Лаптевых, оз. Байкал, о-в Ольхон, Иркутск.

Охотское море, Лена, Амур

Середина

xvii-xvnie.

Экспедиция В. Атласо- ва:
Камчатка.

Первая и Вторая Кам­чатские
экспедиции под руководством В. Берин­га: открытие пролива между Азией и
Амери­кой, исследовано побе­режье Камчатки, Коман­дорские острова.

Великая Северная экс­педиция:
материковое побережье Карского моря и моря Лаптевых, очертания полуостровов
Таймыр и Ямал, нижнее течение всех крупных рек бассейна Северного
Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы.

Арктические экспедиции:
Новосибирские острова, новая Земля, Алеутские острова, Аляска

Камчатка.

Командорские острова, Бе­рингов
пролив.

Море Лаптевых, полуост­рова
Таймыр, Ямал.

Новосибирские острова, Новая
Земля, Алеутские острова, Аляска

 

Окончание табл.

1

2

3

XIX — XX вв.

Экспедиция Н. Пржеваль­ского:
Уссурийский край. Арктические экспеди­ции: Северная Земля, остров Жохова,
острова Арктического Института и др.

Остров Жохова, Северная Земля:
острова Октябрь­ской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, острова
Арктического Ин­ститута и др.

 

При заполнении таблицы можно использовать дополнительные
материалы, которые могут помочь учащимся и вызвать у них инте­рес к истории
географических открытий на территории России. Желательно выслушать учащихся,
подготовивших сообщения по этой теме (домашнее задание урока 1).

III.Закрепление материала.

Закрепить и расширить полученные знания учащиеся могут
в процессе выполнения следующих заданий:

1)  
Какие русские
города были заложены в Сибири и когда это произошло?

2)  
По карте
установите, кто из русских землепроходцев иссле­довал побережье Северного
Ледовитого океана?

3)  
По карте
установите, кто изучал побережье Тихого океана?

4)  
Когда начались и
с чем были связаны походы русских в Си­бирь?

5)  
Изучите пути
продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хаба­рова, Владимира Атласова. Какова их
роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.

6)  
Опишите
экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.

7)  
Кто изучал
внутренние части Сибири в XVIII-XIX вв?

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географи­ческие
исследования в XVIII — начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную
экспедицию» под руководством Э. Толя.

tak-to-ent.net

Разработка урока по географии 8 класс «Формирование территории России»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛИМОВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УРОК ГЕОГРАФИИ

8 КЛАСС

Тема: Формирование территории России

Составила:

учитель географии

Алиева Хатидже Айдеровна

Тема. Формирование территории России

Цели урока:
      • Осуществить межпредметные связи географии с курсом истории по вопросу формирования территории России.
      • Выяснить, как заселялась территория России.
      • Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.
      • Формировать умение работать с текстом и картами учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: овладение знаниями о формировании и заселении территории России; формирование представле­ний о вкладе учёных и первопроходцев в освоение терри­тории страны.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и картами учебника; 2) извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу; 3) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мне­ние.

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отече­ству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны; осознание вклада первопроходцев и иссле­дователей в освоение территории России
            
Оборудование: атласы, учебники, политическая карта мира, раздаточный материал карта «Формирование территории России», видеопроектор.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация изученного материала 

Работа с картой     

2.1. Покажите на карте города-миллионеры России. Определите, в какой

части России расположены

   2 2. Покажите на физической карте основные природные объекты и

объекты, созданные человеком, по которым следует

ориентироваться, и назовите их.

Теория
   2.3 Что такое районирование? Назовите основные способы

районирования.
   2.4. В чем особенности административно-территориального деления

России?

  1. Мотивация к учебной деятельности

Россия это самая большая по размерам страна мира, всегда ли она была такой?

Чтобы понять современную географию России, необходимо обратиться к ее истории….

4 Изучение нового материала.

Учащиеся изучают карту «Формирование территории России»

Затем приходят к выводу, что территория нашей страны исторически начала складываться за счет расширения Московского княжества

Учитель. На протяжении долгого времени существования страны неоднократно менялись название, этнический состав, занимаемая территория, основные геополитические векторы развития и государственное устройство. В итоге можно выделить несколько периодов историко-географического формирования России.

Далее выступление учащихся по опережающему (домашнему) материалу «Этапы формирования территории России».

Рассказ выступающих учащихся, сопровождается выполнением графоконспекта на контурной карте

Первый период — формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь (IX-XII вв.) .

Киевская Русь сложилось вдоль торгового пути «из варяг в греки», являвшегося самой восточной «связкой» между государствами Балтийской, или Северной, Европы (Швеция и др.) и Средиземноморской, или Южной, Европы (Византия и др.). Соответственно оно имело два главных центра: Киев, через который шла основная торговля с Византией, и Новгород, являвшийся главным центром для связей с североевропейскими странами. Основные связи (не только экономические, но также культурные, политические и др.) Киевской Руси были направлены на Европу, составной частью которой она являлась.

Но территориальное развитие государства шло в северном и восточном направлениях, поскольку здесь располагались территории, населенные малочисленными и миролюбивыми финно-угорскими народами (мурома, меря, чудь и др.). На Западе в то время уже располагались сравнительно плотно заселенные территории европейских государств (Польша, Венгрия и др.), а на юго-востоке — степные территории, населенные воинственными кочевыми народами (печенегами, половцами и др.), против которых приходилось строить оборонительные линии на границе степей и лесостепи. В 1147 г. на этой территории впервые в летописях упоминается город Москва, основанная Юрием Долгоруким. К концу периода территория государства составила около 2,5 млн км2.

Второй период — распад Киевской Руси на отдельные княжества и монголо-татарское завоевание (XIII-XV вв.).  Уже в XII в. Киевская Русь начала распадаться на отдельные удельные княжества, враждовавшие друг с другом. Главным (столичным) из них первоначально считалось Киевское, затем — Владимиро-Суздальское, но это было лишь формальное верховенство. Практически удельные князья, как правило, не подчинялись главным (великим) князьям, а при возможности старались захватить столицы (Киев или Владимир) и объявить себя на этом основании великими князьями всей Руси. Из-за разногласий между отдельными древнерусскими княжествами в середине XIII в. они все сравнительно легко попали под власть монголо-татарских завоевателей, пришедших с востока. А затем (в XIV в.) западные и южные княжества (Полоцкое, Киевское и др.) оказались в составе Великого княжества Литовского. Освоение новых территорий в этот период было возможным только в северном направлении. Сюда и двинулись русские переселенцы, быстро достигнув берегов Белого, а затем и Баренцева морей. Переселившиеся на побережье этих морей люди с течением времени стали основой формирования особого русского  этноса — поморов. Территория всех русских земель к концу периода составляла около 2 млн км2.

Третий период — формирование и развитие Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).  Уже с XIV в. Московское княжество стало играть особую роль среди других русских земель. Благодаря своему географическому положению (в центре наиболее населенного Волжско-Окского междуречья) и выдающимся правителям (Иван Калита и др.) именно это княжество постепенно стало главным в экономическом, политическом и религиозном отношениях среди других, подчинявшихся созданному монголо-татарами государству Золотой Орде. В частности, именно московские князья получили титул Великих князей и право сбора дани со всех русских земель для передачи ее в Золотую Орду. В 1380 г. объединенные войска русских княжеств под предводительством Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, впоследствии названного Донским, впервые разгромили монголо-татарскую армию в открытом сражении на Куликовом поле. После этого началось быстрое территориальное расширение Московского княжества во всех направлениях: на север (был присоединен Великий Устюг), восток (Нижний Новгород), юг (Тула), запад (Ржев)..

К середине XVI в. Великий князь Московский Иван IV (Грозный), впоследствии принявший титул царя всея Руси, объединил под своим владычеством все русские княжества, подчинявшиеся до этого монголо-татарам, и начал дальнейшее наступление на остатки Золотой Орды. В 1552 г. после длительной войны он присоединил к Московскому государству Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское ханство. Это привело к включению в состав Русского государства территорий, населенных представителями других этносов и религий (татарами, марийцами, башкирами и др.), что резко изменило этнический и конфессиональный состав населения мононациональной и православной до этого страны.

После этого Иван IV попытался расширить территорию государства на запад, напав на слабые к тому времени немецкие религиозные рыцарские ордена в Прибалтике.

Но в итоге развязавшейся Ливонской войны земли орденов отошли к Швеции и польско-литовскому государству Речи Посполитой, а Русское государство лишилось выхода к Финскому морю в Балтийском заливе. После поражений на западе вектор развития Русского государства направился на восток и на юг.

В 1586 г. были основаны города Тюмень (первый русский город в Сибири), Воронеж (самый крупный русский город в Черноземье), Самара (первый русский город в Поволжье), Уфа (первый русский город на Южном Урале). Продвижение на восток привело к выходу русских землепроходцев в 1639 г.к побережью Тихого океана. Россия стала огромной державой, не только европейским, но и азиатским государством. Ее территория раскинулась от берегов Балтийского моря на западе до Тихоокеанского побережья на востоке.

К концу периода площадь государства достигла 7 млн км2.

Далее учитель обращает внимание на стр. 21 учебника и учащиеся знакомятся текстом «Русские землепроходцы. Освоение Сибири и Дальнего Востока»:

1581—1582 гг. Отрядами под руководством Ермака к России присоединено Сибирское ханство, и русские закрепились за Уралом.

1639 г. Отряд Ивана Москвитина вышел к берегам Охотского моря. Вскоре там был ос­нован Охотск — первый русский порт на Ти­хом океане.

1644 г. Первый русский отряд Василия Пояркова разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошёл по Амуру.

1648 г. Семён Дежнёв первым из евро­пейцев прошёл проливом между Азией и Аме­рикой.

1650 г. Ерофей Хабаров основал первые русские укрепления по берегам Амура,

1733—1743 гг. Великая Северная (Вто­рая Камчатская) экспедиция под руковод­ством В. Беринга и А. И. Чирикова — одна из крупнейших русских экспедиций. В экспеди­ции участвовало около 3 тыс. человек — не­сколько самостоятельных отрядов, собравших обширный материал по Азиатской России и прилегающим странам. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Карского моря до устья Колымы, крайняя северная точка Евразии, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Составлены по­дробные описания крупных рек от Печоры до Колымы, уточнено взаимное расположение Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки.

1737—1741 гг. Степан Крашенинников самостоятельно провёл комплексное географи­ческое исследование Камчатки.

Динамическая минутка

Четвертый период — становление Российской империи (XVIII — начало XIXв.).  Уже с середины XVII в. вектор российской геополитики вновь начал разворачиваться в западном направлении. В 1654 г. по решению Переяславской Рады произошло объединение с Россией Левобережной Украины (территории вдоль Днепра и к востоку от него).

Но особенно большие усилия по признанию России европейским государством приложил царь Петр I. В начале XVIII в. в результате многолетней Северной войны со Швецией Россия получила выход к Балтийскому морю, завладев устьем Невы и территориями современных Эстонии и Латвии. В 1712 г. столицей России стал основанный на берегу Финского залива Балтийского моря Санкт-Петербург, что резко облегчило связи России с европейскими странами. В 1721 г. Россия провозгласила себя империей. Во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой, в состав России вошли земли Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. В этот же период в результате побед над Османской империей в состав государства входят побережья Черного и Азовского морей (Новороссия). В начале XIX в. произошло присоединение к Российской империи Финляндии, части Польши и территории между реками Днестр и Прут (Бессарабия). К концу периода площадь Российской империи превышала 16 млн км2.

Пятый период — развитие и крушение Российской империи (середина XIX — начало XX в.) Дальнейшее территориальное расширение в западном направлении становилось все более трудным, так как встречало сопротивление развитых европейских государств. Поэтому постепенно вектор российской геополитики вновь стал южным, юго-восточным и восточным. Первый вектор геополитики России. В 1800 г. по просьбе грузинских царей в состав Российской империи вошла Грузия. Также мирным путем вошла в состав России территория Армении, В начале XIX в. в результате войны с Персией (Ираном) в состав России была включена территория современного Азербайджана. Окончательно горные районы Северного Кавказа вошли в состав России только в конце XIX в.

Вторым вектором расширения территориальных владений. государства в XIX в. стал среднеазиатский. Еще с XVIII в. начался процесс вхождения в состав России казахских племен. Главным российским центром на территории Казахстана стала основанная в 1854 г. крепость Верная (позднее — город Алма-Ата). При наличии отдельных локальных конфликтов в целом казахи добровольно вошли в е носилсостав России.

Присоединение Средней Азии: Бухарского, Хивинского ханств и других среднеазиатских земель к России — происходило в конце XIX в. В итоге границы Российской империи в этом регионе были расширены до пределов Персии и Афганистана.

Третий вектор расширения страны в этот период — восточный. Сначала в начале XVIII в. были присоединены территории Аляски, расположенной на североамериканском континенте. Во второй половине XIX в. Российская империя присоединила земли Приамурья и Приморья, воспользовавшись слабостью Китая, ослабленного междоусобицами и поражениями от англичан и французов

И в 1867 г. России пришлось продать Соединенным Штатам Аляску, что стало первой крупной территориальной потерей Российской империи. Началось сокращение площади государства, которая достигла 24 млн км2.

Новым подтверждением слабости государства стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., после чего Россия лишилась Южного Сахалина, Курильских островов.

Окончательный распад Российской империи наступил в 1917 г., когда тяготы тяжелейшей внешней войны сложились с внутренними противоречиями, приведшими к революциям и гражданской войне. Договоры о независимости были подписаны с Финляндией и Польшей. Фактически были отделены от государства территории, оккупированные немецкими и румынскими войсками,- Украина, Белоруссия, Прибалтика, Бессарабия. На оставшейся территории централизованное государственное управление было нарушено.

В конце 1917 г. на большей части территории Российской империи было провозглашено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), столица которой переместилась в Москву. Позднее в результате военных успехов советской Красной армии были провозглашены советские социалистические республики на Украине, в Белоруссии и Закавказье. В 1922 г. эти четыре республики объединились в единое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Во время Второй мировой войны и по ее итогам (1939-1947 гг.) в состав СССР вошли сначала Бессарабия (на территории которой была образована Молдавская ССР), Прибалтика (Литовская, Латвийская и Эстонская ССР), Западная Украина и Западная Белоруссия, а также юго-восточная часть Финляндии (Выборг и окрестности), а затем Тува. После войны в состав СССР вошли Южный Сахалин и Курильские острова, Калининградская область и северо-восточная часть Финляндии (Печенга) — в состав РСФСР, а также Закарпатье — в состав Украинской ССР. В конце периода площадь государства СССР составила 22,4 млн км2.

Современное развитие страны (начиная с 1992 г.). В конце 1991 г. СССР распался на 15 новых независимых государств, крупнейшим из которых стала Российская Федерация. Притом территория и границы страны фактически вернулись к рубежу XVII-XVIII вв. Но это подтверждает факт, что современная Россия — не империя, насильно подчинившая многие окрестные территории, а исторически сформировавшееся государство, имеющее перспективы для своего дальнейшего социально-экономического и культурного развития.

Весной 2014 года Крымский полуостров воссоединился с Российской Федерацией

Площадь современной России составляет около 17,1 млн км2.

  1. Закрепление материала

«Игровая викторина» на экран видеопроектором выводятся вопросы:

— Побережье какого моря освоили новгородцы – поморы? (Баренцево).

— Имя Великого князя впервые разгромили монголо-татарскую армию в открытом сражении на Куликовом поле? ( Великий князь Московский Дмитрий Иванович),

— Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

— Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)

— К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

— В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).

— Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

— В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).

— Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).

— Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).

— Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).

Рефлексия учебной деятельности:

1 Что вам было известно, а что нет из того материала что вы сегодня услышали на уроке?

2. Как вы считаете полезным ли был сегодняшний урок? Если «да», то почему?

3 Что понравилось на нашем уроке?

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географи­ческие исследования в XVIII — начале XX века» (с. 34-36), подготовить стендовый доклад на одну из тем (на выбор):

— «Русская полярная экспедиция под руководством Э. Толя»  

— «Экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов»

— «Изучение внутренние части Сибири в XVIII-XIX вв»

 

infourok.ru

Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.. Видеоурок. География 8 Класс

Тема: История заселения, освоения и исследований территории России

Урок: Освоение и изучение территории России в XX-XXI вв.

Крушение Российской Им­перии в 1917 г. привело к отделению многих ее территорий. В конце 1917 г. получила независимость Финлян­дия, в 1918 г. — Польша, откололась и оккупи­рованная немцами Прибалтика. В 1917-1921 гг. на территории ны­нешней России, Украины, Бело­руссии, Закавказья, Средней Азии возникали различные госу­дарственные образования. Но в ре­зультате победы большевиков в гражданской войне (1917-1922 гг.) было создано единое государство  СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

В 1939-1940 гг. территория СССР на западе увеличилась за счет присоединения Западной Украины и Белоруссии,  Карельского перешейка и некоторых земель в Карелии и Мурманской области. СССР была возвращена Бессарабия (в 1918 г. захвачена Румынией) и присоеди­нена населенная украинцами Се­верная Буковина.  В 1940 г. в СССР вошли страны Балтии — Литва, Латвия, Эстония.

В 1944 г. в состав РСФСР на правах автономной области вошла территория Тувинской Народной республики . После Второй мировой войны Советский Союз получил Калининградскую область (часть Восточной Пруссии), Закарпатскую Украину (до 1945 г. — часть Чехословакии), в Заполярье — Никель и Печенгу, а на Дальнем Вос­токе — Курильские острова и Южный Сахалин (возвращенные в результа­те разгрома Японии).

В 1991 г. произошел распад СССР на отдельные независимые государ­ства — бывшие союзные республики. (см. рис. 1)

Рис. 1. Присоединение и утрата территорий России в ХХ в. (Источник)

Начиная с XX века,  в России усиливается  практическая роль географической науки. Особенно после  того, как был провозглашен сдвиг  хозяйства на Восток — в малоосвоенные  районы Сибири  и Дальнего Востока. Для их освоения необходимо было наладить транспортные связи. В этом смысле практическое значение имел Северный Ледовитый океан. Еще со времен М.В. Ломоносова было ясно, что наши северные земли нуждаются в развитии путей сообщения —  без этого невозможно было освоение богатых ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Впадающие в Северный Ледовитый океан многочисленные реки и Северный морской путь могли бы стать основой транспортной системы. Для создания такой системы в конце XIX — первой половине XX в. на побережье и островах Северного Ледовитого океана строились радио — и метеостанции, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, уточнялись морские карты и лоции. Навигация осуществлялась специальными судами — ледоколами.

В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» экспедиция О.Ю. Шмидта и В.И. Воронина (см. рис. 2) впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Землю с севера.

Рис. 2. Шмидт (слева) и Воронин (справа) (Источник)

С этого времени Северный морской путь стал использоваться для регулярной связи между Европейской частью России и Дальним Востоком. (см. рис. 3)

Рис. 3. Северный Морской Путь (Источник)

Лучше исследовать природу Арктики позволили полярные экспедиции на дрейфующих станциях[Л1] . В 1937-1938 гг. проходил знаменитый дрейф станции «Северный полюс» (СП-1) под руководством И.Д. Папанина. (см. рис.4)

Рис. 4. Папанин И.Д. на дрейфующей станции

Новая эпоха  в исследовании этого района  началась  с появления атомных ледоколов.

17 августа  1977 года  ледокол «Арктика» стал первым  в истории достигшим  Северного полюса. ( см. рис. 5) Сейчас такие рейсы атомоходов стали обыденными.

Рис. 5. Атомоход «Арктика» (Источник)

В советские годы были практически завершены географические откры­тия в удаленных районах страны, уточнены сведения о ряде географиче­ских объектов (высоты гор, расположение хребтов и т. д.) на хорошо из­вестных территориях.

В 1920-1930-е гг. экспедицией С.В. Обручева (см. рис. 6) были сделаны важные географические открытия во внутренних районах Вос­точной Сибири и Северо-Востока: открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система, названная в честь И.Д. Черско­го, установлено, что Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария.

Рис. 6. С.В. Обручев

Во многих районах страны проводились работы по изучению месторождений полезных ископаемых. В 20-е годы геологом Николаем Урванцевым в районе города Норильск были обнаружены  месторождения  руд цветных металлов. (см. рис.7)

Рис. 7. Н.Н. Урванцев

В 30 годы геолог  Иван Михайлович Губкин предсказал наличие крупных запасов нефти к востоку от Урала. Его предвидение оправдалось, в 60 годы в Западной Сибири были обнаружены огромные месторождения нефти. (см. рис.8)

Рис. 8. И.М. Губкин

В 50-ые годы в Якутии  ленинградским геологом Ларисой Анатольевной Попугаевой  были обнаружены  месторождения коренных алмазов. (см. рис. 9)

Рис. 9. Попугаева Л.И.  Освоение ресурсов восточных регионов потребовало дальнейшего разви­тия транспорта. К центрам нефте- и газодобычи Западной Сибири, лесо­перерабатывающим и другим предприятиям Восточной Сибири были про­тянуты железные дороги, в том числе построена Байкало-Амурская ма­гистраль, полностью задействован Северный морской путь.

Рис. 10. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) (Источник)

В XXI веке в России продолжаются научные исследования и экспедиции по изучению территории страны. Обладая огромным Арктическим побережьем, Россия продолжает вести постоянное изучение этой части планеты. Она остается единственной страной в мире, использующей для изучения Арктики дрейфующие полярные станции. В  2011  на льдине работает станция «Северный полюс-38».(см. рис. 11)

Рис. 11. Дрейфующая станцмя «Северный полюс-38»

Россия претендует на 1,2 млн км² шельфа Северного Ледовитого океана, богатого полезными ископаемыми. В 2007 г. специальная экспедиция взяла со дна океана образцы грунта для научного обоснования, что подводный хребет Ломоносова — часть континентального шельфа России. Экспедиция установила под водой на Северном полюсе флаг России.

Рис. 12. Хребет Ломоносова (Источник)

Наряду с крупными экспедициями продолжается систематическая работа по углублению географических знаний о нашей стране. Для этого все шире  применяются космические методы исследования разных территорий и контроля за погодой и экологией,  осуществляемые специальными спутниками   «Метеор», «Океан»,   «Ресурс».

В связи с влиянием  человека   на   природу   изучается воздействие на нее различных     предприятий промышленности,  сельского  хозяйства,  транспорта. Создаются Геоинформационные системы (ГИС)  для сбора, хранения, переработки, анализа географической информации  с последующим использованием ее для развития хозяйства страны.

 

Домашнее задание

  1. Как изменилась территория России после революции 1917 года?
  2. Что такое ГИС?

 

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  4. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева.  Атлас.

 

Другие уроки на эту тему

  • Этапы и методы географического изучения территории (Источник).

 

Узнай больше по теме

  1. Рейс «Арктики» на Северный полюс: как это было (Источник).
  2. Завершилась ледовая эпопея атомохода «Арктика» (Источник).
  3. Дрейфующая станция Северный Полюс -38 (Источник).
  4. Хребет Ломоносова является продолжением континентального шельфа РФ — такие данные получило Минприроды РФ в результате анализа модели земной коры (Источник).

 

Виртуальные и реальные эксперименты

  • Изменение территории России на протяжении веков. Интерактивная карта (Источник).

 

[Л1]Дрейфующая станция — научно-исследовательская станция, создаваемая на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана.

interneturok.ru

КАК ОСВАИВАЛИ И ИЗУЧАЛИ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

Задачи: познакомить учащихся с географическими исследованиями и открытиями на территории России; научить характеризовать этапы освоения территории России.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Россия на карте часовых поясов».

Возможные варианты проверки:

1. Письменная проверочная работа.

Вариант 1

1) Определите поясное время Омска, если в Смоленске 15 часов.

2) Город М. расположен в X часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город К., если разница во времени между ними 4 часа?

3) Что такое декретное время? С какой целью оно введено?

Ответы:

1) 18 часов.

2) В VI часовом поясе.

Вариант 2

1) Определите поясное время Петропавловска-Камчатского, если в Волгограде 13 часов.

2) Город JI. находится во II часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город Т., если разница во времени между ними 6 часов?

3) Что такое местное время?

Ответы:

1) 22 часа.

2) В VIII часовом поясе.

Вариант 3

1) Определите поясное время Владивостока, если в Петропавловске-Камчатском полночь.

2) Город Н. находится в V часовом поясе. В каком часовом поясе будет находиться город J1., если разница во времени между ними 3 часа?

3) Как проводятся границы часовых поясов, что при этом учитывается?

Ответы:

1) 22 часа.

2) Во II или в VIII часовых поясах.

2. Фронтальная беседа по вопросам закрепления знаний предыдущего урока или по вопросам и заданиям, которые приведены в § 3 на с. 23 учебника.

II. Получение новых знаний.

1. Опираясь на текст учебника (§ 4), учащиеся совместно с учителем составляют систематизирующую таблицу «Этапы освоения территории России». В конечном виде она может иметь вид:







Этап

Освоенная территория

Известные географические объекты

XI-XV вв.

Путешествия новгородцев и поморов: весь Европейский Север — от Кольского полуострова до бассейна Печоры, частично Зауралье

Студёное море (Северный Ледовитый океан), Мурманский берег, Терский берег, Корельский берег, страна Коми, реки Печора и Вычегда

XV-XVI вв.

Походы московских воевод в Западную Сибирь: самая высокая часть Урала, истинное направление Уральских гор (с севера на юг), Иртыш, низовья Оби. Походы поморов: Карское море, устья Оби и Таза, основание Мангазеи, доплыли до Новой Земли и Шпицбергена. Походы казаков на восток: Западная Сибирь, Иртыш, Южная Сибирь

Сибирь, Уральские горы, Иртыш, Обь.

Проливы Югорский Шар, Карские Ворота, Карское море, Обь, Таз, Мангазея, Новая Земля, Шпицберген

Конец XVI — начало XVII в.

Экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток: реки Лена, Хатанга, Колыма и др., все южное побережье моря Лаптевых, озеро Байкал, остров Ольхой на Байкале, основание Иркутска. Экспедиция И. Москвитина: тихоокеанское побережье Азии, Охотское море, бассейн Лены, Амур.

Экспедиция С. Дежнева: от устья Колымы через Берингов пролив в Тихий океан

Лена, Хатанга, Колыма, море Лаптевых, оз. Байкал, о-в Ольхон, Иркутск.

Охотское море, Лена, Амур

Середина XVII-XV вв .

Экспедиция В. Атласова: Камчатка.

Первая и Вторая Камчатские экспедиции под руководством В. Беринга: открытие пролива между Азией и Америкой, исследовано побережье Камчатки, Командорские острова.

Великая Северная экспедиция: материковое побережье Карского моря и моря Лаптевых, очертания полуостровов Таймыр и Ямал, нижнее течение всех крупных рек бассейна Северного Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы.

Арктические экспедиции: Новосибирские острова, новая Земля, Алеутские острова, Аляска

Камчатка.

Командорские острова, Берингов пролив.

Море Лаптевых, полуострова Таймыр, Ямал.

Новосибирские острова, Новая Земля, Алеутские острова, Аляска

XIX-XX вв.

Экспедиция Н. Пржевальского: Уссурийский край. Арктические экспедиции: Северная Земля, остров Жохова, острова Арктического Института и др.

Остров Жохова, Северная Земля: острова Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, острова Арктического Института и др.

При заполнении таблицы можно использовать дополнительные материалы, которые могут помочь учащимся и вызвать у них интерес к истории географических открытий на территории России. Желательно выслушать учащихся, подготовивших сообщения по этой теме (домашнее задание урока 1).

III. Закрепление материала.

Закрепить и расширить полученные знания учащиеся могут в процессе выполнения следующих заданий:

1) Какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло?

2) По карте установите, кто из русских землепроходцев исследовал побережье Северного Ледовитого океана?

3) По карте установите, кто изучал побережье Тихого океана?

4) Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?

5) Изучите пути продвижения Семена Дежнёва, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова. Какова их роль в освоении Сибири и Дальнего Востока.

6) Опишите экспедиции русских исследователей Северной Америки и Алеутских островов.

7) Кто изучал внутренние части Сибири в XVIII- XIX вв?

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 4, используя карту в атласе «Географические исследования в XVIII — начале XX века» (с. 34-36), опишите «Русскую полярную экспедицию» под руководством Э. Толя.

compendium.su

Освоение и изучение территории России в XVIII-XIX вв.. Видеоурок. География 8 Класс

Тема: История заселения, освоения и исследований территории России

Урок: Освоение и изучение территории России в XVIII-XIX вв.

Как мы уже знаем, что к началу XVIII века территория России простиралась уже до Тихого океана. А вот сведений о ее внутренних частях, особенно Азиатской части,  было крайне мало. Практически, не исследованы были  Крайний Север, побережье Тихого океана. Не было карт, без которых  не было возможности  определить четко, где заканчивались пределы России.  На сегодняшнем уроке мы  и узнаем  как проходили  исследования этих территорий и как изменилась конфигурация и площадь страны  в XVIII-XIX вв.

На западе,  в начале XVIII в., благодаря усилиям Петра I , в результате многолетней Северной войны со Швецией (1700—1721 гг.) Россия овладела устьем Невы и прилегающими землями, Эстляндией и Лифляндией (совре­менная Эстония и часть Латвии). (см. рис. 1)

Рис. 1. Территориальные изменения на западе России

В 1712 г. новый город, создава­емый с 1703 г. по плану под личным надзором Петра, стал столицей Россий­ской империи, ее главным портом, центром судостроения, промышленно­сти, торговли. С XVIII в. практически все внешние связи с западными странами осуществлялись через Санкт-Петербург. (см. рис.2)

Рис. 2. План Санкт-Петербурга в 1717 году (Источник)

В конце XVIII в. после трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) к России отошли белорусские, западноукраинские земли, Литва и Курляндия (западная Латвия). (см. рис.3)

Рис. 3. Земли, отошедшие к России после трех разделов Речи Посполитой

В XIX в. территориальный рост на запад продолжился. В результате очередной войны со Швецией (1808-1809 гг.) к России отошли Финляндия и Аландские острова, а после войны с Напо­леоном (1812-1814 гг.) — большая часть Польши.

На южных рубежах государства в XVIII в. в состав России вошла север­ная часть Казахстана, а в результате русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774 и 1787-1791 гг.) — Предкавказье, побережье Черного и Азовского морей (Новороссия ) и Крым (Таврия ). С этого времени русские торговые суда получили возможность беспрепятственно ходить по Черному морю.

В XIX в. южная граница еще больше продвинулась к югу. В результате успешных войн с Турцией и Ираном в состав Российской империи вошли Бессарабия, устье Дуная (позже потеряно), Дагестан, а также Северный Азербайджан, Грузия и Восточная Армения. Во второй половине XIX в. к России в результате Кавказской войны (1817-1864 гг.) были присоединены Чечня, Горный Дагестан и Северо-Западный Кавказ, в ходе войны с Турцией (1877-1878 гг.) — Аджария. Таким образом, за Россией были закреплены весь Кавказ и Черноморское побережье. (см. рис.4)

Рис. 4. Территории на юге, закрепленные за Россией в XIX в

На юго-востоке к России присоединились Центральный и Южный Казах­стан. Опережая англичан, русские отряды заняли Среднюю Азию, разбив вой­ска Хивинского, Кокандского и Бухарского ханств, а также туркмен и афганцев.                   

Территориальные  изменения произошли и на востоке. На Дальнем Вос­токе вслед за Камчаткой к России была присоединена Чукотка. В результа­те территориального размежевания между Россией и  Китаем за Россией были закреплены Приамурье (1858 г.) и Приморье (1860 г.). А по русско-японскому договору 1855 г. Россия получила право на весь Сахалин, уступив Южные, а в 1875 г. и остальные Курилы.

Как мы уже говорили,  началу XVIII в. огром­ные территории Российской империи были изучены еще очень слабо. Поэ­тому важнейшим направлением ее географического исследования было картографирование присоединенных ранее земель.

В 1699—1701 гг. С.У. Ремезовым был составлен первый в России атлас — «Чертежная книга Сибири», состоящий из 23 карт Сибири и Севера Евро­пейской части. При составлении атласа были использованы все собранные к тому времени материалы. (см. рис. 5-6) 

Рис. 5. Семён Ульянович Ремезов (1642 —  1720)

 

Рис. 6. Карта Байкала, составленная С.У. Ремезовым (Источник)

Масштабные работы по картированию земель Российской империи начались под руководством Петра I (см. рис.7), который был известен своим вниманием к географическим исследованиям.   

Рис. 7. Петр I

По его указанию картографо-географические исследования  под  руководством  И.К. Кирилова и развернулись в европейской части страны и на Урале, на Азовском и Каспийском морях. По инициативе Петра I были организованы экспедиции на Камчатку и  Курилы (1719-1721 гг.), затем последовала  Первая Камчатская экспеди­ция (1725—1730 гг.) под руководством В. Беринга.(см. рис. 8)

Рис. 8. Витус Беринг (1681 — 1741)

Особенно большую роль в картировании открытых земель сыграла Великая  Северная (Вторая Камчатская) экспедиция (1733—1743 гг.). В её составе работали несколько отрядов, каждый из которых имел свою задачу. Цель первого отряда – картирование территории Северного Ледовитого океана от о.Вайгач до р.Обь. Руководил этой экспедицией  С.Г.  Малыгин. Задачей второго отряда являлось картирование территории от устья р.Оби до устья р. Енисей (руководитель  Д.Л. Овцын). Это был самый сложнейший отрезок на побережье Северного Ледовитого океана. Третий отряд возглавил  В.В. Прончищев. В составе этого отряда участвовала  первая в мире женщина-полярница – Мария Прончищева. После смерти руководителя экспедицию возглавил Х.П. Лаптев(см. рис. 9). В состав этой экспедиции входил и С.И. Челюскин, который открыл северную точку Евразии и России.

Рис. 9. Харитон Лаптев (1700 -1763)

Четвертый отряд выполнял задачу по картированию территории от устья р.Лены и восточнее. Сначала его возглавлял  П. Ласиниус, а затем двоюродный брат Харитона Лаптева Дмитрий Лаптев.  Камчатской экспедицией руководил Витус Беринг, а его помощников был Алексей Чириков. Все эти отряды провели большую кропотливую работу по изучению побережья и прилегающих территорий России. В состав Великой Северной экспедиции вошел ещё и академический отряд, который был создан под руководством М.В.Ломоносова (см. рис. 10). В его составе также были ученые из Академии наук — Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Г.В. Стеллер, С.П. Крашенинников. Задачей этого отряда было исследование и изучение внутренних районов Сибири.

 

Рис. 10. М.В. Ломоносов (1711 — 1765)

В результате работы экс­педиций был вторично открыт пролив между Азией и Америкой, исследо­ваны побережья материка от о. Вайгач до Камчатки и Курил, составлены подробные и точные карты. Все грандиозные задачи, поставленные перед участниками, были выполне­ны. Отряды экспедиции, по суще­ству, совершили второе открытие Сибири и Дальнего Востока .

По результатам Великой север­ной экспедиции в 1745 г. был создан Атлас Российской империи. (см. рис. 11)

Рис. 11. Академический Атлас Российской Империи

Важ­нейший этап географического изу­чения территории России — орга­низация научных экспедиций.

Во второй половине XVIII в. Акаде­мией наук России, созданной в Санкт-Петербурге,   были осущест­влены многочисленные экспедиции, которые проводили исследования в европейской и азиатской части страны под руководством П.С.(Петр Симон) Палласа (см. рис.12), И.И. Лепехина, С.Г.(Самуэль Готлиб) Гмелина, Н.Я. Озерецкого, В.Ф. Зуева и др. Резуль­татом этих исследований явилось детальное и всестороннее изучение Восточ­но-Европейской равнины и некоторых южных районов Сибири.

Рис. 12. П.С.Паллас (1741 — 1811) (Источник)

Подробное исследование новых территориальных приобретений России на востоке (Сахалина, Камчатки, Курильских островов, Русской Америки) началось после образования Рос­сийско-Американской компании, в которой было сильно заинтересовано русское правительство. Транспортировка продовольствия, инструментов и оборудования сухо­путными путями на Дальний Восток была затруднена из-за проблем с транспортом и длилась очень долго. Требовалось найти морской путь. Поэтому в первой половине XIX в. большой размах получили кругосветные плавания русских военных кораблей. К этому периоду принадлежат круго­светные и полукругосветные путешествия известных русских мореплава­телей И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (см. рис.13-14), В.М. Головнина, Ф.П. Врангеля, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке.

Рис. 13. Крузенштерн И.Ф. (1770 — 1846)

Рис. 14. Лисянский Ю.Ф. (1773 — 1837)

Результаты этих экспедиций впечатляют: были совершены важные географические открытия в Тихом океане и у се­верных берегов Америки, проведены обширные океанические наблюдения. В 1819—1821 гг. состоялась экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М,П. Лазаре­ва, в результате которой была открыта Антарктида.(см. рис.15)

Рис. 15. Схема маршрута экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (Источник)

Огромная работа по изучению территории Российской империи, а также некоторых сопредельных стран была проведена Русским географическим обществом (РГО), основанным в Санкт-Петербурге в 1845 г. (см. рис. 16)

Рис. 16. Эмблема Русского Географического Общества (Источник)

Главные географические открытия и исследования второй половины XIX в. связаны с име­нами П.П. Семенова-Тян-Шанского, исследователя Центральной Азии; П.А.  Кропоткина; И.Д (Дементьевич ). Черского, открывшего хребты в северо-восточной Сибири;  Н.М. Пржевальского, совершившего четыре путешествия в Центральную Азию; В.А. Обручева – ученого-естествоиспытателя, посвятившего себя исследованию Восточной Сибири; Д.И. Менделеева, предложившего районировать территорию нашей страны;  Г.И. Невельского, открывшего пролив разделяющий о.Сахалин и Большую Землю; В.В. Докучаева, создавшего науку почвоведение; А.И. Воейкова, создавшего науку о климатологии.

interneturok.ru

Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Заселение и освоение территории России в 9 — 17 веках.

Слайд 1

Заселение и освоение России с IX по XVII века.

Слайд 3

Древний русский центр — Новгород. Древний русский центр — Псков Древние русские города: Псков, Новгород, Ростов Великий, Суздаль, Рязань

Слайд 4

Помо́ры — этнографическая группа русского населения на беломорском Севере России, занятых на рыбных и зверобойных промыслах.

Слайд 5

Модель Кремля — центра Московского княжества История современной России начинается в XIV в., когда на северо-восточной периферии русских земель начало усиливаться небольшое Московское княжество

Слайд 6

Дикое поле. К середине XII в. прежде единая Русь, терзаемая распрями удельных князей, распалась на множество мелких княжеств. Ослабленное государство попало в зависимость от крупнейших чужеземных государств — Золотой Орды и Великого княжества Литовского . И лишь к концу XV столетия началось становление централизованного Русского государства, которое историки впоследствии стали называть Россией.

Слайд 7

К началу XVII в. к Российскому государству были присоединены земли Астраханского, Казанского , простиравшихся от Прикаспия и Поволжья Казань

Слайд 8

Астрахань

Слайд 9

9 век Киевская Русь 10 век –освоение территории Москвы и Белоруссии 11 век- освоение севера поморами 14 век- московское княжество 15-16 век-освоение Дикого поля, присоединение Казанского и Астраханского ханства(казачьи станицы) 16 век поход Ермака — сибирь за Уралом

Слайд 10

Долгое время соболиный мех ценился дороже золота, а пушнина являлась главным валютным фондом России: на экспорт шли шкурки соболей Меха использовались вместо денег — ими платили штрафы, подати, пошлины за проезд, обучение, церковную службу. Мехами награждали за службу в армии.

Слайд 11

1 сентября 1581 дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал), разбив войско хана Кучума , положив начало колонизации Сибири русским государством. Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской , принадлежала самому Ермаку На рубеже XVI и XVII веков на территории Сибирского ханства поселенцами из России были основаны города Тюмень, Тобольск, Берёзов, Сургут, Тара, Обдорск (Салехард). В 1601 г. на реке Таз, впадающей в Обскую губу, был основан город Мангазея . Тем самым открылся морской путь в Западную Сибирь Завоевание Сибири Ермаком (конец XVI века) 1582-1585

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *