8 класс

Биология онлайн учебник 8 класс колесов – Учебник по биологии 8 класс Колесов Маш читать онлайн

Содержание

Учебник по биологии 8 класс Колесов Маш читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по биологии за 8 класс — Колесов Маш Беляев. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:

2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182;

183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324; 325; 326; 327; 328; 329; 330; 331; 332; 333; 334; 335; 336; 337; 338; 339; 340; 341; 342; 343; 344; 345; 346; 347; 348; 349; 350; 351; 352; 353; 354; 355; 356; 357; 358; 359; 360; 361; 362; 363; 364; 365; 366; 367; 368; 369; 370; 371; 372; 373; 374; 375; 376; 377; 378; 379; 380; 381; 382; 383; 384; 385; 386; 387; 388; 389; 390; 391; 392; 393; 394; 395; 396; 397; 398; 399; 400; 401; 402; 403; 404; 405; 406; 407; 408; 409; 410; 411; 412; 413; 414; 415; 416; 417

Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Читать книгу Биология. Человек. 8 класс И. Н. Беляева : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев
Биология. Человек. 8 класс

Как работать с учебником

Прежде чем приступить к изучению курса, познакомьтесь с его содержанием и структурой по оглавлению, уясните структуру параграфа.

Перед началом чтения текста параграфа познакомьтесь с вопросами, стоящими после его названия, и вспомните объяснения учителя в классе. Затем прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания. В случае затруднения уточните материал по тексту учебника.

В учебнике даны материалы для проведения опытов и наблюдений, лабораторные работы, эксперименты и функциональные пробы, описаны наиболее опасные болезни и травмы, а также меры доврачебной помощи. Многие задания можно использовать для тренировки внимания, памяти, наблюдательности.

Дополнительный материал выделен мелким шрифтом. В конце каждой главы дано краткое обобщение изученного материала под рубрикой «Основные положения главы».

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов), http://gigiena-center.ru/ (Центр гигиены и эпидемиологии), http://medicinform.net/ (Медицинская информационная сеть), http://www.medkurs.ru/history/ (История медицины), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://humbio.ru/ (База знаний по биологии человека).

Материал этих сайтов вам пригодится и для проектно-исследовательской деятельности. Предлагаем вам примерную тематику проектов.

1. Экологически грамотный потребитель товаров: упаковки, штрихкоды, индексы пищевых добавок, этикетки на одежде и др.

2. Определение содержания основных витаминов в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

3. Определение количества минеральных солей в суточном рационе, сопоставление с нормативами.

4. Определение нитратов в продуктах питания.

5. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма.

6. Определение индивидуального среднесуточного потребления белков, жиров, углеводов (в том числе по приёмам пищи), сопоставление с нормативами.

7. Изучение зависимости частоты дыхания от состояния организма.

8. Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания, улучшение состояния.

9. Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания.

10. Определение объёма памяти, объёма внимания.

11. Разработка и проведение социологического опроса разных групп населения по проблеме их отношения к собственному здоровью.

12. Биоритмы как основа рациональной организации порядка человека. Определение индивидуального ритма работоспособности.

13. Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп.

Желаем вам успехов в изучении биологии!

Введение

Человек в ряду живых существ. Как и все живые организмы, человек рождается и умирает, питается и дышит, воспроизводит потомство. Его тело имеет клеточное строение, а каждая клетка состоит из множества сложных и простых молекул, среди которых большое значение имеют молекулы органических веществ.

Вода, пища, кислород воздуха, комфортная температура среды, безопасность – естественные потребности каждого живого существа, в том числе и человека. Нередко эти потребности называют базовыми, жизненно необходимыми.

Всё человечество относится к единому биологическому виду – Homo sapiens (Человек разумный), но этот вид значительно отличается от всех других. Человек обладает сознанием и способен к труду. Трудовая деятельность позволила намного расширить пищевую базу, создать одежду, жилища, улучшить быт. Использование угля, нефти, электричества и других видов энергии дало возможность не только обеспечить людей теплом и горячей пищей, но и создать современный транспорт. Возникшая в начале человеческой истории устная речь в дальнейшем пополнилась изобретением письменности, средствами звуко– и видеозаписи, телефоном, телевидением. Успехи медицины заставили отступить многие болезни.

Понятно, что одному человеку не под силу справиться со всем этим сложным хозяйством. Он выполняет лишь небольшую часть общей работы, получая вознаграждение за свой труд. Это позволяет ему использовать то, что создано трудом других людей. Распределение общественных благ определяет уровень жизни человека.

Улучшение условий жизни увеличило её продолжительность (в среднем от 25 до 70 лет). Но успехи цивилизации принесли с собой многочисленные издержки: загазованность атмосферы, появление пищевых продуктов, содержащих нитраты и другие вредные вещества. Кроме того, не все люди ведут здоровый образ жизни: их здоровью вредят недостаток двигательной активности, табак, алкоголь, наркотики. Вследствие этого перед каждым человеком встала проблема выбора: как правильно жить, чтобы возможно дольше сохранить здоровье и работоспособность. Для того чтобы её решить, необходимо знать, как устроен наш организм, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно. На эти вопросы и попытается ответить наш курс.

Глава 1. Науки, изучающие организм человека

Из этой главы вы узнаете

• о становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;

• о методах анатомии, физиологии, психологии и гигиены.

Вы научитесь

• использовать методы науки для решения возникающих проблем;

• при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов.

§ 1. Науки о человеке. Здоровье и его охрана

1. Как изучают строение и функции человеческого организма?

2. Почему опыты на животных позволяют лучше понять функции организма человека?

3. Что такое психология?

4. Что такое здоровье? Как его сохранить?

Анатомия человека изучает строение человеческого тела и его органов. Название этой науки происходит от латинского слова «анатомэ» – «рассечение». Вскрытие умерших людей – наиболее древний метод изучения строения организма человека.

Однако в настоящее время строение организма можно изучать и прижизненно. Рентгеноскопия, ультразвуковое исследование, магнитно-резонансная томография и многие другие методы позволяют не только детально изучать строение органов, но и обнаруживать малейшие отклонения в их состоянии, что необходимо при диагностике заболеваний (рис. 1).

Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и внешние его особенности: рост, вес, пропорции тела, тип телосложения.

Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.

Органы на таблицах анатомического атласа обычно рисуют так, как они расположены у человека, обращённого к нам лицом. Поэтому органы, находящиеся у человека справа, на рисунках изображены слева, то есть зеркально. Соответственно органы, находящиеся у человека слева, на таблице изображаются с правой стороны.

Физиология человека – наука, изучающая функции человеческого организма и его органов. Её название происходит от греческого слова «физис» – «природа». Основу физиологических методов составляют наблюдения за здоровыми и больными людьми и эксперименты на животных.

Совершенствуются лабораторные методы изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Современные приборы позволяют по электрической активности органов судить о работе сердца, мозга, сосудов и других органов и проводить измерения, приближая физиологию к точным наукам.

Электроэнцефалограф позволяет оценить электрическую активность различных отделов головного мозга.


Рис. 1. Магнитно-резонансная томография головного мозга (А) и коленного сустава (Б)

Наряду со сложными инструментальными методами существуют и более простые, позволяющие оценивать работоспособность и тренированность человека. Это – функциональные пробы. Человеку дают дозированную нагрузку, например присесть 20 раз. При этом регистрируют изменения работы его сердечной мышцы. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека. Её название происходит от греческого слова «психо» – «душа». Каждый человек отражает явления внешнего мира по-своему, определяет их ценность в зависимости от своих индивидуальных потребностей. У каждого складывается свой субъективный

(присущий только ему одному) внутренний мир. Каждый строит свои взаимоотношения с другими людьми согласно своим убеждениям, сам определяет свои поступки и оценивает их. Вся эта сложная работа составляет душевную деятельность человека, его психику. Она включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.

Психология пользуется методами, присущими любой науке: наблюдениями, экспериментами, измерениями. Важное значение имеет также самонаблюдение, поскольку о собственных переживаниях может рассказать только сам человек. Самонаблюдение – субъективный метод исследования. Но если разные люди описывают свои мысли и переживания одинаково, можно сделать вывод о наличии определённой закономерности.

Гигиена (от греч. «гигиенос» – здоровый) – отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей.

Существуют различные направления гигиены, например школьная, производственная, гигиена сельскохозяйственного труда и т. д. Как и другие науки, гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также моделирование и статистику.

Изучение факторов природной среды требует применения физических, химических и биологических методов: определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов.

Физиологические гигиенические наблюдения позволяют определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды. Эти сведения нужны для создания средств защиты и разработки методов тренировки, позволяющих быстрее приспособиться к неблагоприятным условиям.

Клинические гигиенические наблюдения выявляют причины заболеваний, общих для многих людей. Так, исследования врачей-стоматологов привели к выводу, что быстрое разрушение зубов может быть связано с недостатком фтора в питьевой воде. В результате этих исследований была разработана специальная фторсодержащая зубная паста.

На основе перечисленных выше методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности. В каждом более или менее крупном населённом пункте имеются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), контролирующие соблюдение этих норм.

Здоровье и его охрана. Одной из самых важных ценностей человека является его здоровье. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Многие люди считают, что охрана их здоровья – это задача медицины. Однако никакие современные достижения не вернут здоровье, если человек не научится его сохранять сам. Каждый человек должен уметь заботиться о своём здоровье.

Для того чтобы быть здоровым и хорошо себя чувствовать, надо выполнять определённые правила. Изучая строение и работу органов человека, вы познакомитесь с ними. Важнейшими факторами, сохраняющими здоровье, являются физическая активность и закаливание организма. Соблюдение режима дня, правильное чередование труда и отдыха позволяют организму разумно распределять и восстанавливать свои силы. Сбалансированное качественное питание – важный фактор сохранения здоровья. Укрепляют наше здоровье соблюдение правил гигиены, чистота тела, одежды и помещения. Важным здоровьесберегающим методом является аутотренинг – способ восстановления эмоционального равновесия, особая методика самовнушения в сочетании с мышечным расслаблением. Аутотренинг помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряжённость, волнение, проявление неврозов, головные боли, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленной цели.

Факторы, нарушающие здоровье, по-другому их называют факторами риска, – это инфекции и отравления, переохлаждение и перегрев организма, недостаток движения, неправильное питание, травмы, употребление алкоголя и курение. Для сохранения здоровья необходимо полностью отказаться от всех вредных привычек.

Физическое состояние человека в значительной степени зависит также от его психического состояния, от умения преодолевать конфликтные ситуации и формировать гармоничные отношения с другими людьми.

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ, ФАКТОРЫ, СОХРАНЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ; ФАКТОРЫ РИСКА.

Задания

1. Составьте и заполните таблицу «Науки, изучающие человека». Для заполнения столбца «Предмет изучения» используйте предложенные ниже варианты формулировок:

а) строение человека и его органов;

б) функции человеческого организма;

в) духовная деятельность человека;

г) влияние природной среды, быта и труда на здоровье человека с целью охраны здоровья населения.

2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение или презентацию о современных методах исследования человека.

3. Вместе с учителем и одноклассниками организуйте экскурсию на местную СЭС. Подготовьте вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить в ходе этой экскурсии. Составьте отчёт.

4. Объясните, почему факторы, нарушающие здоровье, называют факторами риска.

§ 2. Становление наук о человеке

1. Что вам известно о древней греко-римской культуре?

2. С какими именами она связана?

3. Почему эпоха Возрождения получила такое название?

Людей всегда интересовали проблемы жизни и смерти, способы борьбы с недугами, сохранение здоровья и долголетия, отличие живого от неживого. Вначале считалось, что здоровьем человека, его поступками, жизнью и смертью управляют боги. Но уже на рубеже VI и V вв. до н. э. греческий мыслитель Гераклит (конец VI – начало V в. до н. э.) высказал мысль, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей. Гераклит считал, что мир непрерывно меняется. Ему принадлежит крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

Великий греческий мыслитель Аристотель (384–322 до н. э.) много лет занимался сравнением органов животных и человека, изучал их развитие. Он обратил внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией. Именно он ввёл термин «организм», происходящий от слова «организация».

Аристотель первым из мыслителей понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело. Теперь мы знаем, что душевная деятельность связана со свойством мозга получать, обрабатывать и использовать информацию для удовлетворения потребностей организма. Жизнь любого существа невозможна без информации о состоянии окружающей среды.

Для развития медицины и гигиены много сделал известный медик Античности Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н. э.). Он одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей природных факторов: воды, пищи, земли, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха. Ему удалось найти причины болезней, в которых виноваты сами люди.

Продолжателем идей Гиппократа был известный римский врач Клавдий Гален (130–200 н. э.). Он вскрывал домашних и диких животных и тщательно описывал их органы. Подробно изучив строение костей, мышц и суставов обезьяны, Гален предположил, что человек устроен сходным образом. Галену принадлежат многие работы о функциях органов.

Изучение человека в эпоху Возрождения. Идеология, сложившаяся в Средневековье, мало способствовала развитию науки. Пробуждение началось лишь в XIV–XVII вв. н. э. Этот период вошёл в историю под названием Возрождение. Большой вклад в изучение человека был сделан великим итальянским художником и учёным Леонардо да Винчи (1452–1519). Он тщательно изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека. При этом каждую его часть он изображал с разных сторон, что давало возможность воспринимать орган в разных ракурсах (рис. 2).


Рис. 2. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи

Анатомические рисунки выполнялись и другим великим итальянским художником – Рафаэлем Санти (1483–1520). Он считал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.

Большой вклад в медицинскую науку был сделан бельгийцем Андреасом Везалием (1514–1564), учившимся во Франции и преподававшим в Италии. Он точно описал и с помощью учеников-художников изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет (рис. 3). В частности, он установил, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.


Рис. 3. Скелет стоящего человека (из сочинения Везалия)

Однако решающий вклад в понимание основных законов движения крови был сделан английским учёным Уильямом Гарвеем (1587–1657), открывшим два круга кровообращения: малый и большой.

Заслуга Гарвея состояла и в том, что он впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.

Огромное значение для развития физиологии имело открытие рефлекса, сделанное французским философом Рене Декартом в первой половине XVII столетия. Впоследствии оно было развито трудами русских учёных Ивана Михайловича Сеченова (1829–1905) и Ивана Петровича Павлова (1849–1936).

Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней. Этот период ознаменовался большими открытиями. Изобретение оптического, а затем и электронного микроскопа позволило изучить строение клеток и тканей на субмолекулярном уровне; создание электронных приборов дало возможность установить природу нервного импульса – сигнала, передающего информацию по нервным каналам связи; проникнуть в тайны работы мозга. Успехи экспериментальной гигиены позволили найти надёжные методы борьбы с инфекционными болезнями и искоренить многие из них.

Медикам и химикам удалось разработать целый класс эффективных лекарств, в том числе антибиотиков, и победить многие опасные болезни. Успехи в области иммунологии – науки о защитных силах организма – позволили создать эффективные предупредительные прививки против ряда опасных инфекционных болезней. Большой вклад в развитие науки об иммунитете был сделан французским учёным Луи Пастером и нашим соотечественником Ильёй Ильичом Мечниковым. Благодаря развитию иммунологии и хирургической техники стали возможны операции по пересадке органов.

ГЕРАКЛИТ, АРИСТОТЕЛЬ, ГИППОКРАТ, КЛАВДИИ ГАЛЕН, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, РАФАЭЛЬ САНТИ, АНДРЕАС ВЕЗАЛИЙ, УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ, ЛУИ ПАСТЕР, ИЛЬЯ МЕЧНИКОВ.

Вопросы

1. Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?

2. Кому из учёных принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?

3. Как решал Аристотель проблему души и тела?

4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?

5. Чем вы можете объяснить, что Средние века явились периодом застоя в изучении человека, его строения и особенностей жизнедеятельности?

6. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?

7. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?

Задания

1. Систематизируйте знания, полученные из этого параграфа. Составьте и заполните таблицу «Учёные и их достижения в изучении человека».

2. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях медицины или фармакологии – науки о лекарственных веществах и их действии на организм.

Основные положения главы 1

Строение тела и органов изучает анатомия, функции – физиология, общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства и поведение человека – психология. Изучением влияния природных условий, труда и быта на организм занимается гигиена. Она разрабатывает методы охраны и поддержания здоровья.

Здоровье человека – одна из самых важных ценностей. Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Важнейшими факторами, сохраняющими здоровье, являются физическая активность, закаливание организма, соблюдение режима дня и правил гигиены, сбалансированное качественное питание.

Факторы, нарушающие здоровье, или факторы риска, – это инфекции и отравления, переохлаждения и перегрев организма, недостаток движения, неправильное питание, вредные привычки.

Науки о строении и функциях человеческого тела возникли ещё в античные времена в связи с потребностями медицины. Они успешно развивались в трудах Аристотеля, Гиппократа, Везалия, Гарвея. Развитие этих наук в наши дни во многом связано с совершенствованием техники.

iknigi.net

Учебники по биологии за 8 класс

Показано 1 – 8 из 8

Учебник базового уровня образования соответствует программе курса биологии, имеющей концентрический принцип построения. Рассчитан на изучение раздела “Человек и его здоровье” по 2 часа в неделю в 8 классе и содержит сведения, предусмотренные стандарт

Учебник «Биология» для 8 класса общеобразовательных учреждений – третий в линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» для 6–9 классов, разработанной авторским коллективом под руководством Пасечника В.В. Он соответствует базисному учебному план

Учебник для 7- 8 классов средней школы. 1993г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение (5). § 1. Общие сведения о животном мире (5). § 2. Классификация животных (8). Одноклеточные животные, или Простейшие § 3. Обыкновенная амеба, ее среда обитания, особеннос

Учебник написан в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования и требований к уровню подготовки учащихся основной общеобразовательной школы. Он содержит сведения о строении, функциях и гигиене организма человека. Особое

Данный учебник продолжает линию учебно-методических комплектов «Сферы» по биологии. Издание соответствует современному образовательному стандарту. Строение и функции организма человека рассматриваются в свете положений о наследственности, влиянии фак

Учебник для 8 класса средней школы. Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный под руководством В. В. Пасечника. В учебник включен материал о происхождении

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 8 класса общео

Учебник для 8 класса средней школы. Авторы: Цузмер А.М., Петришина О.Л. 1979г. СОДЕРЖАНИЕ: Введение 6 ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Как пользоваться учебником 2 Введение 3 I. Общее знакомство с организмом человека 6 1. Органы и системы

Показано 1 – 8 из 8

proresheno.ru

Биология. Человек – Учебник для 8 класса – Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.


Биология. ЧеловекУчебник для 8 классаКолесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. – 2002

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект пo биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный под рук-м  Б. В. Пасечника.
В учебник включен материал о происхождении человека, расширены сведения о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Большое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи. По сравнению с другими учебниками по этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.

УДК 373.167.1:611
ББК 28.70я721
ISBN 5-7107-5479-X

Купить книгу  Биология – Учебник для общеобразовательных учебных заведений – Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. – 2002

Оглавление

Как работать с учебником         
Введение.         

Глава 1. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
§ 1.    Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.         
§ 2.    Становление наук о человеке

Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
§ 3.    Систематическое положение человека       
§ 4.    Историческое прошлое людей       
§ 5.    Расы человека

Глава 3. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
§ 6.    Общий обзор организма       
§ 7.    Клеточное строение организма       
§ 8.    Ткани
§ 9.    Рефлекторная регуляция

Глава 4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
§ 10. Значение опор но-двигательной системы, ее состав. Строение костей       
§ 11. Скелет человека. Осевой скелет       
§ 12. Скелет поясов и свободных конечностей; добавочный скелет. Соединение костей       
§ 13. Строение мышц       
§ 14. Работа скелетных мышц и их регуляция
§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия
§ 16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов       

Глава 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
§ 17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
§ 18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
§ 19. Иммунология на службе здоровья.       

Глава 6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ
§ 20. Транспортные системы организма
§ 21. Круги кровообращения
§ 22. Строение и работа сердца
§ 23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
§ 24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов
§ 25. Первая помощь при кровотечениях

Глава 7. ДЫХАНИЕ
§ 26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей
§ 27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание     
§ 28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды
§ 29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

Глава 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ
§ 30. Питание и пищеварение   
§ 31. Пищеварение в ротовой полости
§ 32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов
§ 33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит
§ 34. Регуляция пищеварения
§ 35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций  

Глава 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
§ 36. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ
§ 37. Витамины
§ 38. Энерготраты человека и пищевой рацион

Глава 10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ
§ 39. Кожа – наружный покровный орган
§ 40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
§ 41. Терморегуляция организма. Закаливание
§ 42. Выделение

Глава 11. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
§ 43. Значение нервной системы
§ 44. Строение нервной системы. Спинной мозг
§ 45. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
§ 46. Функции переднего мозга
§ 47. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Глава 12. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
§ 48. Анализаторы
§ 49. Зрительный анализатор
§ 50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней
§ 51. Слуховой анализатор
§ 52. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

Глава 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА
§ 53. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
§ 54. Врожденные и приобретенные программы поведения
§ 55. Сон и сновидения
Оглавление
§ 56. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы      
§ 57. Воля, эмоции, внимание

Глава 14. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
§ 58. Роль эндокринной регуляции
§ 59. Функция желез внутренней секреции

Глава 15. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
§ 60. Жизненные циклы. Размножение
§ 61. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды
§ 62. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем
§ 63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности
§ 64. Интересы, склонности, способности

Купить книгу  Биология – Учебник для общеобразовательных учебных заведений – Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. – 2002

Дата публикации:





Теги: биология :: человек :: учебник :: школа :: Колесов :: Маш :: Беляев :: 2002 :: 8 класс :: анатомия :: строение :: организм


Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:


nashol.com

Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Колесов Д.В. и др.

Учебник для 8 класса средней школы.
Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный под руководством В. В. Пасечника.
В учебник включен материал о происхождении человека, расширены сведения о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Большое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи. По сравнению с другими учебниками по этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.

Оглавление
Как работать с учебником 3
Введение 4
Глава 1. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека 6
§ 2. Становление наук о человеке 9
Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
§ 3. Систематическое положение человека 14
§ 4. Историческое прошлое людей 18
§ 5. Расы человека 21
Глава 3. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
§ 6. Общий обзор организма 26
§ 7. Клеточное строение организма 27
§ 8. Ткани 33
§ 9. Рефлекторная регуляция 40
Глава 4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей 46
§ 11. Скелет человека. Осевой скелет 50
§ 12. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей 56
§ 13. Строение мышц 62
§ 14. Работа скелетных мышц и их регуляция 69
§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия 73
§ 16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов 76
Глава 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
§ 17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма 82
§ 18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет 89
§ 19. Иммунология на службе здоровья 94
Глава 6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ
§ 20. Транспортные системы организма 102
§ 21. Круги кровообращения 105
§ 22. Строение и работа сердца 110
§ 23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения 115
§ 24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов 121
§ 25. Первая помощь при кровотечениях 125
Глава 7. ДЫХАНИЕ
§ 26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей 132
§ 27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание 140
§ 28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды 142
§ 29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации 147
Глава 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ
§ 30. Питание и пищеварение 156
§ 31. Пищеварение в ротовой полости 161
§ 32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов 166
§ 33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит 171
§ 34. Регуляция пищеварения 174
§ 35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций 177
Глава 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
§ 36. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ 184
§ 37. Витамины 188
§ 38. Энерготраты человека и пищевой рацион 193
Глава 10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ.

proresheno.ru

Биология. Человек. Учебник для 8 класса / Колесов Д.В. и др. / 2002г – 30 Июля 2014

Аннотация:  Биология. Человек. Учебник для 8 класса.  Колесов Д.В. и др. 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.

Учебник для 9 класса средней школы.

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный под руководством В. В. Пасечника.

В учебник включен материал о происхождении человека, расширены сведения о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Большое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи. По сравнению с другими учебниками по этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.

Оглавление
Как работать с учебником 3
Введение 4
Глава 1. НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека 6
§ 2. Становление наук о человеке 9
Глава 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
§ 3. Систематическое положение человека 14
§ 4. Историческое прошлое людей 18
§ 5. Расы человека 21
Глава 3. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА
§ 6. Общий обзор организма 26
§ 7. Клеточное строение организма 27
§ 8. Ткани 33
§ 9. Рефлекторная регуляция 40
Глава 4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей 46
§ 11. Скелет человека. Осевой скелет 50
§ 12. Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей 56
§ 13. Строение мышц 62
§ 14. Работа скелетных мышц и их регуляция 69
§ 15. Осанка. Предупреждение плоскостопия 73
§ 16. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов 76
Глава 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
§ 17. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма 82
§ 18. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет 89
§ 19. Иммунология на службе здоровья 94
Глава 6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ
§ 20. Транспортные системы организма 102
§ 21. Круги кровообращения 105
§ 22. Строение и работа сердца 110
§ 23. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения 115
§ 24. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов 121
§ 25. Первая помощь при кровотечениях 125
Глава 7. ДЫХАНИЕ
§ 26. Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей 132
§ 27. Легкие. Легочное и тканевое дыхание 140
§ 28. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды 142
§ 29. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации 147
Глава 8. ПИЩЕВАРЕНИЕ
§ 30. Питание и пищеварение 156
§ 31. Пищеварение в ротовой полости 161
§ 32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов 166
§ 33. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит 171
§ 34. Регуляция пищеварения 174
§ 35. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций 177
Глава 9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
§ 36. Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ 184
§ 37. Витамины 188
§ 38. Энерготраты человека и пищевой рацион 193
Глава 10. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛЕНИЕ
§ 39. Кожа — наружный покровный орган 200
§ 40. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи 204
§ 41. Терморегуляция организма. Закаливание 209
§ 42. Выделение 213
Глава 11. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
§ 43. Значение нервной системы 220
§ 44. Строение нервной системы. Спинной мозг 222
§ 45. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка 227
§ 46. Функции переднего мозга 231
§ 47. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы 235
Глава 12. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ
§ 48. Анализаторы 242
§ 49. Зрительный анализатор 244
§ 50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней 249
§ 51. Слуховой анализатор 253
§ 52. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса 258
Глава 13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА
§ 53. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности 266
§ 54. Врожденные и приобретенные программы поведения 273
§ 55. Сон и сновидения 279
§ 56. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы 281
§ 57. Воля, эмоции, внимание 288
Глава 14. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
§ 58. Роль эндокринной регуляции 298
§ 59. Функция желез внутренней секреции 302
Глава 15. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
§ 60. Жизненные циклы. Размножение 308
§ 61. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды 312
§ 62. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем 317
§ 63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности 320
§ 64. Интересы, склонности, способности 324



mirsmartbook.ru

Читать книгу Биология. Человек. 8 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Н. И. Сонин, М. Р. Сапин
Биология. Человек. 8 класс

Дорогие друзья!

В этом году вы продолжите изучать основы биологии. Познакомившись в предыдущих классах с общими закономерностями строения и жизнедеятельности живых организмов, с многообразием форм жизни, вы готовы к познанию человека как высшей формы живой материи.

Человек – часть живой природы. Ему свойственны все процессы, присущие другим живым организмам, он подчиняется биологическим законам и сам является доказательством их справедливости.

Знания, которые вы получите на протяжении курса «Человек», не только интересны, но и необходимы для сохранения вашего здоровья и здоровья окружающих вас людей. Вы узнаете не только о строении собственного тела, о процессах, протекающих в вашем организме, но и получите сведения о месте человека в системе органического мира, о доказательствах эволюции, о человеческих расах и их происхождении. Но главное, вы узнаете, как сохранить своё здоровье, как уберечься от инфекции, как помочь самому себе и оказать первую помощь другим людям.

Знания, приобретённые вами при изучении данного курса, помогут вам понять, что организм – очень хрупкая система. Она может дать сбой или вовсе разрушиться под действием никотина, наркотиков, алкоголя, при несоблюдении режима питания, режима работы и отдыха, при неразумном риске здоровьем и жизнью во время занятий некоторыми экстремальными видами спорта. С другой стороны, возможности человеческого организма огромны. При разумном, грамотном с точки зрения биологических знаний отношении к своему организму вы можете достичь физического совершенства, развить свои умственные и творческие способности, совершенствовать эмоциональную сферу, сохранить здоровье и тем самым продлить свою жизнь.

Приступая к работе с учебником, вспомним, как следует им пользоваться. Учебник построен так, чтобы обучение было интересным. Каждая тема содержит основной материал, который обязателен для изучения, и дополнительный.

Внутри основного текста вам встретится материал в рамке. Обратите на него внимание. Эти дополнительные сведения важны при изучении основного материала темы. Текст, ограниченный сбоку бежевой полосой, содержит любопытные факты, которые расширяют кругозор и могут пригодиться в будущем. Многие темы учебника содержат ещё дополнительный материал для чтения – короткие рассказы, например «Жизнь и деятельность И. М. Сеченова», «Пропорции тела», «Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина» и многие другие.

Каждая тема заканчивается блоком вопросов и заданий. Они помогут вам проверить и обобщить полученные знания. Закрепить знания поможет выполнение заданий в рабочей тетради, решение тестов и проведение лабораторных и практических работ. Выполняя эти задания, вы будете работать с рисунками и схемами, таблицами и дополнительным материалом. Вы научитесь сравнивать и анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал и доказывать свою точку зрения.

В рабочей тетради каждая тема курса завершается большим блоком тренировочных заданий, построенных в полном соответствии с ГИА и ЕГЭ. Не забывайте выполнять их. Это поможет вам подготовиться и успешно пройти ГИА, а в дальнейшем и сдать ЕГЭ.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои результаты. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания и умения.

Используя интернет-ссылки, вы сможете найти интересный материал, расширяющий и углубляющий школьные знания.

Этот материал поможет вам подготовить разнообразные проекты, сообщения и презентации. Список примерных тем для самостоятельной творческой работы вы найдёте в конце учебника. Многие из этих работ вы можете делать совместно с вашими одноклассниками. Для этого составьте план вашей будущей работы и распределите задачи.

Мы уверены, что изучать человека вам будет интересно и что изученное обязательно пригодится вам в вашей жизни.

Желаем успехов!

Место человека в системе органического мира

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далёких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира учёные относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).



Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

ЧЕЛОВЕК – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ХОРДОВЫХ. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет – хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения – сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С МЛЕКОПИТАЮЩИМИ ОСОБЕННО ВЕЛИКО. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго – по несколько недель или даже месяцев – вынашивают плод в своём теле.


Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37 °С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды – диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щёк; четырёхкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желёз с сосками.

ЧЕЛОВЕК, КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТРЯДА ПРИМАТОВ, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабжёнными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).


РУДИМЕНТЫ И АТАВИЗМЫ – важное доказательство родства человека и животных.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные рёбра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называют атавизмом.

Всё это указывает на несомненное родство человека и животных.

Разумеется, – и это очевидно – между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чем у животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всём этом вы узнаете в следующем разделе книги.


Рудименты у человека (для сравнения показаны глаз птицы и ухо обезьяны)


Атавизмы у человека

В чём сила человека?

Есть расхожее выражение: «Человек – царь природы». Почему так говорят? Ведь человек слаб! Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чем у нас. Нашим ногтям и зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, а наша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более – леопарда, тигра, слона.

И всё же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объёмное цветовое зрение.

В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества.

Основная особенность человека – высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300–1500 г) составляет 1/40 от массы тела!


Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений.

Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочерёдно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие.

Глаза человека могут отчётливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.


Нога и ступня действуют подобно рычагу


Человек обладает бинокулярным зрением


Руки человека

Чем человек заплатил за прямохождение

В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одновременно с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний.

Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит – и к разным заболеваниям.

При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются – развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.

В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать «слабыми местами» и как результат – зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др.). Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальник и другие органы.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении более 1 м. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведёт к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям.

Проверьте свои знания

1. Какими признаками хордовых обладает человек?

2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство? Перечислите эти черты сходства.

3. Почему великий систематик К. Линней включил человека в отряд приматов?

4. Какие органы человека называют рудиментарными? Приведите примеры таких органов.

5. Дайте определение понятия «атавизм». Какие атавизмы могут встречаться у людей? Выясните, характерны ли атавизмы для животных. Если да, то какие?

6. Приведите примеры действий, которые человек выполняет лучше, чем животные; хуже, чем животные.

7. Приведите доказательства общности происхождения человека и животных.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылка.

http://ru.wikipedia.org (Рудиментарные органы. Атавизмы)

Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

Рудиментарные органы – доказательство родства человека и животных. Рудименты – это органы человека, со временем утратившие своё значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле).

Атавизм – появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае – у человека) признаков, которые существовали у их отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Эволюция человека

История появления человека сложна и противоречива. Многие современные учёные считают, что эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространённая во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян – дриопитеков – дала начало двум эволюционным линиям: понгидам и гоминидам. Потомки понгид – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня, к гоминидам в наше время относится один-единственный вид – Человек разумный.

Учёным трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых останков, да и те очень неполные. Поэтому существуют различные версии эволюции гоминид.

РАМАПИТЕК. Ряд учёных полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилось животное, которое можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, Восточной Африки. Его коренные зубы были более широкими и плоскими, чем зубы первых человекообразных обезьян, а между резцами и коренными зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.

АВСТРАЛОПИТЕК. На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Их многочисленные останки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст останков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120–130 см, масса 25–45 кг), с плоским лицом и объёмом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека человеком ещё нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда – один из основных признаков человека).


ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объём его головного мозга был значительно больше – до 650–1100 см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам. Значит, он мог держать в руках орудия и использовать их в работе. Действительно, учёным удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Учёные дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.

В дальнейшей эволюции человека большинство учёных выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди, современные люди.

ЧЕЛОВЕК ПРЯМОХОДЯЩИЙ. Останки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке. Значит, люди этого типа были широко расселены по нашей планете. Всех их объединяют под общим видовым названием Человек прямоходящий, и они являются бесспорными представителями рода Человек. Они жили от 1 млн до 300 тыс. лет тому назад. Первые ископаемые останки человека прямоходящего были обнаружены голландским учёным Е. Дюбуа в 90-х гг. XIX в. на о. Ява. Это было существо среднего роста (160 см) с объёмом головного мозга до 1100 см3. Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. В то же время череп его имел многочисленные отличия: низкий лоб, над глазами мощные надбровные дуги, массивная и тяжёлая нижняя челюсть, слабо выделяющийся подбородочный выступ.


Австралопитек


Человек умелый

Древнейшие люди вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами – так легче было защищаться от врагов, находить пищу, охотиться, строить жилища. Находки, сделанные в Китае, говорят о том, что древнейшие люди могли пользоваться и огнём.

Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и зачатков речи.

НЕАНДЕРТАЛЕЦ. Стадия древних людей представлена большим числом находок (свыше 100) в Европе, Азии, Африке. Жили древние люди 300–400 тыс. лет тому назад. Все они относились к одному виду – Человек неандертальский, названному так в честь долины Неандерталь (Германия), где в горах были обнаружены скелетные останки этого древнего человека. Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объёмом до 1600 см3. Несмотря на это, во внешнем облике неандертальца было ещё много примитивных черт. Так, надбровные валики всё ещё выступали над глазами, подбородочный выступ был развит не очень сильно.

Рост неандертальцев достигал 170 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время – в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду.

Жили неандертальцы небольшими группами, по 15–20 человек. У них существовало разделение труда: взрослые мужчины охотились на крупных животных (например, оленей) и даже на таких гигантов, как мамонты; женщины и дети поддерживали огонь, собирали съедобные растения, охотились на мелких животных и птиц. Неандертальцы изготавливали из камня различные инструменты – скребки, ножи, топоры и молотки, наконечники для копий.

Люди современного типа, как полагают учёные, появились примерно 40 тыс. лет назад. Постепенно они заселили всю Землю и какое-то время существовали одновременно с неандертальцами.

КРОМАНЬОНЕЦ. Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (в честь местности Кро-Маньон, Франция, где впервые были найдены останки людей современного типа в Европе). Это были высокие, рослые люди (до 180 см), объём их мозга достигал 1800 см3. Кроманьонцы обладали всеми признаками современного человека: высокий лоб, хорошо развитый подбородочный выступ. Они изготавливали сложные костяные и каменные орудия, строили жилища и добывали огонь. Кроманьонцы приручали и разводили животных, занимались земледелием. Развивалось искусство.

За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду – Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами.


Неандерталец


Кроманьонец

Проверьте свои знания

1. Какие основные доводы приводят учёные, утверждающие, что человек произошёл от обезьян?

2. Какое древнее животное, обитавшее на нашей планете более 10 млн лет назад, является возможным предком человека?

3. Назовите особенности внешнего строения австралопитеков.

4. Чем человек умелый отличался от австралопитека? Какие признаки указывают на то, что человек умелый стал родоначальником рода Человек?

5. Охарактеризуйте человека прямоходящего. Почему он получил такое название?

6. Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев в сравнении с древнейшими людьми?

7. Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?

8. Как называют первых ископаемых людей современного типа? Когда они появились? К какому виду их относят?

9. Какие ещё взгляды на происхождение человека вам известны?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылка.

1. http://www.antropos.msu.ru/ (Научно-исследовательский институт и музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова)

2. http://www.ebio.ru/che01.html (Люди каменного века)

Предшественниками человека были ископаемые высшие обезьяны, обитавшие в Южной и Восточной Африке.

Человек умелый – очевидно, первый представитель самых древних людей – уже изготавливал каменные орудия.

В процессе эволюции человека выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди и современные люди.

Представителем древнейших людей является человек прямоходящий, древних – неандерталец, современных – кроманьонец.

iknigi.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *