7 класс

Практическая работа по биологии 7 класс – Практические работы по биологии (7 класс)

Практические работы по биологии (7 класс)

Дата ____________ Класс 7-___ Ф и И ________________________________

Практическая работа 1.

Определение растений семейства Крестоцветные.

Цель: научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Крестоцветные, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Рассмотрите растения семейства Крестоцветные. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: __________________________________________

Растение 2: __________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Растение 4: __________________________________________

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений: __________________
1. К крестоцветным относят преимущественно травянистые растения.
2. Все растения семейства крестоцветные имеют плод — стручок. 
3. Крестоцветные относят к классу двудольных растений. 
4. Семена крестоцветных с эндоспермом. 
5. Семена крестоцветных без эндосперма. 
6. Все растения семейства крестоцветные — однолетние растения. 
7. Формула цветка крестоцветных: *Ч2+2Л4Т4П(1)
8. Формула цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т2+4П1
9. Цветки крестоцветных правильные, обоеполые, собраны в соцветие кисть. 
10. Околоцветник у цветка пастушьей сумки состоит из трех лепестков.

ВЫВОД: научились _________________________ растения по _______________________________________: у растений семейства крестоцветные

— корневая система ______________________

— формула цветка _______________________

— околоцветник _________________________

— соцветие _____________________________

— плоды _______________________________

Дата ___________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 1.

Определение растений семейства Крестоцветные.

Цель: научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Крестоцветные, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Рассмотрите растения семейства Крестоцветные. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Растение 4: __________________________________________

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений: ________________
1. К крестоцветным относят преимущественно травянистые растения.
2. Все растения семейства крестоцветные имеют плод — стручок. 
3. Крестоцветные относят к классу двудольных растений. 
4. Семена крестоцветных с эндоспермом. 
5. Семена крестоцветных без эндосперма. 
6. Все растения семейства крестоцветные — однолетние растения. 
7. Формула цветка крестоцветных: *Ч2+2Л4Т4П(1)
8. Формула цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т2+4П1
9. Цветки крестоцветных правильные, обоеполые, собраны в соцветие кисть. 
10. Околоцветник у цветка пастушьей сумки состоит из трех лепестков.

ВЫВОД: научились __________________________ растения по ______________________________________: у растений семейства крестоцветные

— корневая система _________________________

— формула цветка __________________________

— околоцветник ____________________________

— соцветие ________________________________

— плоды ______________________________________

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные

1. Плод стручок (длинный) 2

0. Плод стручочек (длина чуть больше или равна ширине) 5

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

Редька дикая.

0. Плоды без перетяжки 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

Горчица белая

0. Стручки с округлым носиком 4

4. Стручки размером 1-1,5 см, прижаты к стеблю. Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

Гулявник лекарственный

  1. Стручочки размером 2 — 4 см, отклонены от стебля. Листья ланцетовидные.

Желтушник левкойный

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие. Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка

0. Стручок овальной формы 6

6. Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

Ярутка полевая

0. Стручочки без крылышек 7

7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

Икотник серо-зеленый

  1. Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху.

Клоповник сорный

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные

1. Плод стручок (длинный) 2

0. Плод стручочек (длина чуть больше или равна ширине) 5

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

Редька дикая.

0. Плоды без перетяжки 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

Горчица белая

0. Стручки с округлым носиком 4

4. Стручки размером 1-1,5 см, прижаты к стеблю. Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

Гулявник лекарственный

  1. Стручочки размером 2 — 4 см, отклонены от стебля. Листья ланцетовидные.

Желтушник левкойный

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие. Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка

0. Стручок овальной формы 6

6. Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

Ярутка полевая

0. Стручочки без крылышек 7

7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

Икотник серо-зеленый

  1. Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху.

Клоповник сорный

Дата ____________ Класс 7-___ Ф и И ______________________________

Практическая работа 2.

Определение растений семейства Бобовые.

Цель: научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Бобовые, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Рассмотрите растения семейства Бобовые. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: __________________________________________

Растение 2: __________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Растение 4: __________________________________________

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений: __________________
1. К бобовым относят только травянистые растения.
2. Все растения семейства Бобовые имеют плод боб. 
3. Бобовые относят к классу Двудольные. 
4. Семена бобовых содержат много белка. 
5. Корневая система бобовых мочковатая. 
6. Все растения семейства Бобовые однолетние растения. 
7. Формула цветка бобовых: Ч2+3Л(5)Т(10)П(1)
8. Формула цветка бобовых: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
9. Цветки бобовых правильные, обоеполые, собраны в соцветие кисть. 
10. Околоцветник у цветка бобовых двойной.

ВЫВОД: научились _________________________ растения по _______________________________________. У растений семейства Бобовые венчик цветка состоит из: ____________________________

____________________________________________________________

Дата ___________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 2.

Определение растений семейства Бобовые.

Цель: научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Бобовые, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Рассмотрите растения семейства Бобовые. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Растение 4: __________________________________________

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений: ________________
1. К бобовым относят только травянистые растения.
2. Все растения семейства Бобовые имеют плод боб. 
3. Бобовые относят к классу Двудольные. 
4. Семена бобовых содержат много белка. 
5. Корневая система бобовых мочковатая. 
6. Все растения семейства Бобовые однолетние растения. 
7. Формула цветка бобовых: Ч2+3Л(5)Т(10)П(1)
8. Формула цветка бобовых: Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 
9. Цветки бобовых правильные, обоеполые, собраны в соцветие кисть. 
10. Околоцветник у цветка бобовых двойной.

ВЫВОД: научились __________________________ растения по ______________________________________. У растений семейства

Бобовые венчик цветка состоит из: _______________________________

_______________________________________________________________

Карточка-определитель для растений семейства Бобовые

Рассмотрите предложенный гербарный экземпляр (изображения растений и их органов) и выберите, какая из двух альтернативных характеристик соответствует вашему растению. После того, как определитесь, перейдите вниз по цифре, которая указана рядом с характеристикой. Вы попадете к следующей паре альтернативных признаков, где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует гербарному экземпляру.

  1. Листья тройчатые (состоят из трёх листочков), усиков нет. Цветки собраны в соцветие – головку…… 2

  1. Листья перистые, верхняя часть листа превращена в усик. Цветки собраны в соцветие – кисть…… 4

  1. Все листочки с короткими черешочками……. 3

  1. Средний листочек с более длинным черешочком, чем боковые……. Люцерна хмелевидная

  1. Все цветки в головке лилово-красные. На листочках имеются беловатые пятна в виде буквы «Л»…… Клевер луговой

  1. Нижние цветки в головке розовые, верхние светло-розовые или белые. Беловатых пятен в виде буквы «Л» на листе нет…… Клевер гибридный

  1. Лист с одной парой листочков (не путать с прилистниками). Цветки жёлтые…… Чина луговая

  1. Лист с несколькими парами листочков. Цветки фиолетовые или сине-фиолетовые……. 5

  1. Цветков в кистях по 2-6, цветки грязно-фиолетовые…… Горошек заборный

  1. Цветков в кистях более 10, цветки сине-фиолетовые…… Горошек мышиный

Карточка-определитель для растений семейства Бобовые

Рассмотрите предложенный гербарный экземпляр (изображения растений и их органов) и выберите, какая из двух альтернативных характеристик соответствует вашему растению. После того, как определитесь, перейдите вниз по цифре, которая указана рядом с характеристикой. Вы попадете к следующей паре альтернативных признаков, где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует гербарному экземпляру.

  1. Листья тройчатые (состоят из трёх листочков), усиков нет. Цветки собраны в соцветие – головку…… 2

0. Листья перистые, верхняя часть листа превращена в усик. Цветки собраны в соцветие – кисть…… 4

  1. Все листочки с короткими черешочками……. 3

  1. Средний листочек с более длинным черешочком, чем боковые……. Люцерна хмелевидная

  1. Все цветки в головке лилово-красные. На листочках имеются беловатые пятна в виде буквы «Л»…… Клевер луговой

  1. Нижние цветки в головке розовые, верхние светло-розовые или белые. Беловатых пятен в виде буквы «Л» на листе нет…… Клевер гибридный

  1. Лист с одной парой листочков (не путать с прилистниками). Цветки жёлтые…… Чина луговая

  1. Лист с несколькими парами листочков. Цветки фиолетовые или сине-фиолетовые……. 5

  1. Цветков в кистях по 2-6, цветки грязно-фиолетовые…… Горошек заборный

  1. Цветков в кистях более 10, цветки сине-фиолетовые…… Горошек мышиный

Дата ___________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 3.

Определение растений семейства Паслёновые.

Цель: ознакомиться с особенностями строения представителей семейства Паслёновые, научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Пасленовые, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Ознакомьтесь с особенностями строения семейства Пасленовые (§22, с. 56-57). Заполните таблицу.

Характерные черты семейства Паслёновые

Жизненная

форма

Формула цветка

Тип околоцветника

Плод

Жилкование листьев

Корневая система

Задание 2. Ознакомьтесь с представителями семейства, заполните таблицу:

Культурные растения

Задание 3. Рассмотрите растения семейства Пасленовые. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Дата ___________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 3.

Определение растений семейства Паслёновые.

Цель: ознакомиться с особенностями строения представителей семейства Паслёновые, научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Пасленовые, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Ознакомьтесь с особенностями строения семейства Пасленовые (§22, с. 56-57). Заполните таблицу.

Характерные черты семейства Паслёновые

Жизненная

форма

Формула цветка

Тип околоцветника

Плод

Жилкование листьев

Корневая система

Задание 2. Ознакомьтесь с представителями семейства, заполните таблицу:

Культурные растения

Задание 3. Рассмотрите растения семейства Пасленовые. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Задание 4. Выпишите номера правильных суждений: ________________
1. К пасленовым относят преимущественно травянистые растения.
2. Все растения семейства Пасленовые имеют плод коробочку. 
3. Пасленовые относят к классу Двудольные. 
4. Незрелые плоды пасленовых ядовиты. 
5. Корневая система пасленовых мочковатая. 
6. Все растения семейства Пасленовые однолетние растения. 
7. Формула цветка пасленовых: Ч5Л5Т(5)П1
8. Формула цветка пасленовых: Ч(5)Л(5)Т5П1 
9. Цветки пасленовых правильные, обоеполые. 
10. Околоцветник у цветка пасленовых двойной.

Задание 5. Какое значение имеют представители семейства Пасленовые в деятельности человека?

_______________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

ВЫВОД: ознакомились с ________________________ _______________ семейства _______________________; научились ____________________ растения по ______________________ ___________________.

Карточка-определитель для растений семейства Паслёновые

Рассмотрите предложенный гербарный экземпляр (изображения растений и их органов) и выберите, какая из двух альтернативных характеристик соответствует вашему растению. После того, как определитесь, перейдите вниз по цифре, которая указана рядом с характеристикой. Вы попадете к следующей паре альтернативных признаков, где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует гербарному экземпляру.

  1. Цветки крупные, 3-5 см в диаметре с ярко окрашенными воронковидными венчиками. Плод – коробочка…… Петуния гибридная

  1. Цветки более мелкие, до 1 см в диаметре, венчик с очень короткой трубкой. Плод – ягода…… 2

  1. Венчик фиолетовый, ягоды красного цвета…… Паслён сладко-горький

  1. Венчик белый, ягоды чёрного цвета……. Паслён чёрный

Задание 4. Выпишите номера правильных суждений: ________________
1. К пасленовым относят преимущественно травянистые растения.
2. Все растения семейства Пасленовые имеют плод коробочку. 
3. Пасленовые относят к классу Двудольные. 
4. Незрелые плоды пасленовых ядовиты. 
5. Корневая система пасленовых мочковатая. 
6. Все растения семейства Пасленовые однолетние растения. 
7. Формула цветка пасленовых: Ч5Л5Т(5)П1
8. Формула цветка пасленовых: Ч(5)Л(5)Т5П1 
9. Цветки пасленовых правильные, обоеполые. 
10. Околоцветник у цветка пасленовых двойной.

Задание 5. Какое значение имеют представители семейства Пасленовые в деятельности человека?

_______________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

ВЫВОД: ознакомились с ________________________ _______________ семейства _______________________; научились ____________________ растения по ______________________ ___________________.

Карточка-определитель для растений семейства Паслёновые

Рассмотрите предложенный гербарный экземпляр (изображения растений и их органов) и выберите, какая из двух альтернативных характеристик соответствует вашему растению. После того, как определитесь, перейдите вниз по цифре, которая указана рядом с характеристикой. Вы попадете к следующей паре альтернативных признаков, где снова нужно будет выбрать, какой из них соответствует гербарному экземпляру.

  1. Цветки крупные, 3-5 см в диаметре с ярко окрашенными воронковидными венчиками. Плод – коробочка…… Петуния гибридная

  1. Цветки более мелкие, до 1 см в диаметре, венчик с очень короткой трубкой. Плод – ягода…… 2

  1. Венчик фиолетовый, ягоды красного цвета…… Паслён сладко-горький

  1. Венчик белый, ягоды чёрного цвета……. Паслён чёрный

Дата ___________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 4.

Определение растений семейства Лилейные.

Цель: ознакомиться с особенностями строения представителей семейства Лилейные, научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Лилейные, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Ознакомьтесь с особенностями строения семейства Лилейные (§23, с. 58-59). Заполните таблицу.

Характерные черты семейства Лилейные

Жизнен-ная

форма

Формула цветка

Тип околоцветника

Плод

Жилкование листьев

Корневая система

Задание 2. Ознакомьтесь с представителями семейства, заполните таблицу:

Культурные растения

Задание 3. Рассмотрите растения семейства Лилейные. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Дата ___________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 4.

Определение растений семейства Лилейные.

Цель: ознакомиться с особенностями строения представителей семейства Лилейные, научиться определять растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Лилейные, определительная карточка.

Ход работы.

Задание 1. Ознакомьтесь с особенностями строения семейства Лилейные (§23, с. 58-59). Заполните таблицу.

Характерные черты семейства Лилейные

Жизнен-ная

форма

Формула цветка

Тип околоцветника

Плод

Жилкование листьев

Корневая система

Задание 2. Ознакомьтесь с представителями семейства, заполните таблицу:

Дикорастущие виды

Культурные растения

Задание 3. Рассмотрите растения семейства Лилейные. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

Задание 4. Выпишите номера правильных суждений: ________________
1. К лилейным относят преимущественно травянистые растения.
2. Растения семейства Лилейные имеют плод ягоду или коробочку. 
3. Лилейные относят к классу Двудольные. 
4. Плоды ландыша майского ядовиты. 
5. Корневая система лилейных мочковатая. 
6. Видоизменения побега лилейных – это корневище или луковица. 
7. Формула цветка лилейных: Ч6Л6Т6П1
8.  Листья лилейных имеют сетчатое жилкование.
9. Цветки лилейных правильные, обоеполые. 
10. Околоцветник у цветка лилейных двойной.

Задание 5. Какое значение имеют представители семейства Лилейные в деятельности человека?

______________________________________________________________

ВЫВОД: ознакомились с ________________________ _______________ семейства ___________________; научились _______________________ растения по ______________________ ________________.

Карточка-определитель для растений семейства Лилейные

1. Цветки крупные с разноокрашенными венчиками одиночные или собраны в соцветия. 4

0. Цветки мелкие, с белыми венчиками, собраны в соцветия. 2

2. Подземный побег видоизменен – корневище. 3

  1. Подземный побег видоизменен – луковица. 5

  1. Листья цельные, расположение очередное. Ягоды черного, иссиня-черного или зеленовато-черного цвета. Купена

  1. Два листа продолговато-эллиптической формы. Ягода красно-оранжевого цвета. Ландыш майский

4. Цветки собраны в соцветие кисть. Листья цельные сидячие. Плод шаровидная коробочка. Гиацинт

0. Цветки крупные одиночные. Листья цельные сидячие. Плод — коробочка с многочисленными плоскими семенами. Дикорастущий тюльпан

5. Соцветие – шаровидный зонтик, развивается на верхушке удлиненного безлистного побега, называемого стрелкой. Околоцветник белый или сиренево-лиловый. Укороченный стебель называется донце. На донце образуется несколько луковиц, называемых «зубками». Листья плоские.

Лук посевной, или чеснок

0. Соцветие – шаровидный зонтик, развивается на верхушке удлиненного безлистного побега, называемого стрелкой. Околоцветник белый или сиренево-лиловый. Укороченный стебель называется донце. Листья трубчатые. Лук репчатый

Задание 4. Выпишите номера правильных суждений: ________________
1. К лилейным относят преимущественно травянистые растения.
2. Растения семейства Лилейные имеют плод ягоду или коробочку. 
3. Лилейные относят к классу Двудольные. 
4. Плоды ландыша майского ядовиты. 
5. Корневая система лилейных мочковатая. 
6. Видоизменения побега лилейных – это корневище или луковица. 
7. Формула цветка лилейных: Ч6Л6Т6П1
8.  Листья лилейных имеют сетчатое жилкование.
9. Цветки лилейных правильные, обоеполые. 
10. Околоцветник у цветка лилейных двойной.

Задание 5. Какое значение имеют представители семейства Лилейные в деятельности человека?

_____________________________________________________________

ВЫВОД: ознакомились с ________________________ _______________ семейства ___________________; научились _______________________ растения по ______________________ ________________.

Карточка-определитель для растений семейства Лилейные

1. Цветки крупные с разноокрашенными венчиками одиночные или собраны в соцветия. 4

  1. Цветки мелкие, с белыми венчиками, собраны в соцветия. 2

2. Подземный побег видоизменен – корневище. 3

  1. Подземный побег видоизменен – луковица. 5

3. Листья цельные, расположение очередное. Ягоды черного, иссиня-черного или зеленовато-черного цвета. Купена

  1. Два листа продолговато-эллиптической формы. Ягода красно-оранжевого цвета. Ландыш майский

4. Цветки собраны в соцветие кисть. Листья цельные сидячие. Плод шаровидная коробочка. Гиацинт

0. Цветки крупные одиночные. Листья цельные сидячие. Плод — коробочка с многочисленными плоскими семенами. Дикорастущий тюльпан

5. Соцветие – шаровидный зонтик, развивается на верхушке удлиненного безлистного побега, называемого стрелкой. Околоцветник белый или сиренево-лиловый. Укороченный стебель называется донце. На донце образуется несколько луковиц, называемых «зубками». Листья плоские.

Лук посевной, или чеснок

  1. Соцветие – шаровидный зонтик, развивается на верхушке удлиненного безлистного побега, называемого стрелкой. Околоцветник белый или сиренево-лиловый. Укороченный стебель называется донце. Листья трубчатые.

Лук репчатый

Дата ________________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 5.

Определение растений семейства Злаки.

Цель: ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности семейства Злаки, определить растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Злаки.

Ход работы.

Задание 1. Ознакомьтесь с особенностями строения семейства Злаки.

Жизненная форма:__________________________________________________

Стебель: __________________________________________________________

Листья: ___________________________________________________________,

расположение ____________________________, имеют __________________,

жилкование _________________________________.

Корневая система: _____________________________

Видоизменение побега: ___________________________

Цветки: __________________________________________________________

_________________________________________, состоят из двух чешуй –

_____________________________ и _______________________________.

Формула цветка: _____________________

Соцветие:_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Плод: ____________________________________________________________

Задание 2. Ознакомьтесь с особенностями жизнедеятельности злаков.

Рост стебля __________________________________

Язычок не позволяет _________________________________________________

Ветвление __________________________________________________________

Опыление __________________________________________________________

Размножение __________________________ (___________________________) и _________________________________(______________________________)

Питательные вещества для зародыша содержатся в __________________________

Задание 3. Ознакомьтесь с представителями семейства, заполните таблицу:

Дата ________________ Класс 7-___ Ф и И _______________________________

Практическая работа 5.

Определение растений семейства Злаки.

Цель: ознакомиться с особенностями строения представителей семейства Злаки, определить растения по заданным признакам.

Оборудование: фотографии, рисунки и гербарные материалы представителей семейства Злаки.

Ход работы.

Задание 1. Ознакомьтесь с особенностями строения семейства Злаки.

Жизненная форма:__________________________________________________

Стебель: __________________________________________________________

Листья: ___________________________________________________________,

расположение ____________________________, имеют __________________,

жилкование _________________________________.

Корневая система: _____________________________

Видоизменение побега: ___________________________

Цветки: __________________________________________________________

_________________________________________, состоят из двух чешуй –

_____________________________ и _______________________________.

Формула цветка: _____________________

Соцветие:_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Плод: ____________________________________________________________

Задание 2. Ознакомьтесь с особенностями жизнедеятельности злаков.

Рост стебля __________________________________

Язычок не позволяет __________________________________________________

Ветвление ___________________________________________________________

Опыление __________________________________________________________

Размножение __________________________ (___________________________) и _________________________________(______________________________)

Питательные вещества для зародыша содержатся в __________________________

Задание 3. Ознакомьтесь с представителями семейства, заполните таблицу:

Дикорастущие виды

Культурные растения

Задание 4. Опишите пшеницу (нужное подчеркнуть) 

1.Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)

2.Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)

3.Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)

4.Листья (сложные или простыевлагалищные; характер жилкования: сетчатое,

дуговое, параллельное)

5.Формула цветка (Ч5 Л5 Т П1;  ↑О2+2Т3П1)

6.Тип соцветия (сложный колос, зонтик, кисть, метелка, султан, щиток)

7.Тип плода (костянка, яблоко, семянка, зерновка)

Задание 5. Выпишите номера растений, относящихся к семейству Злаки 

Ярутка полевая.

Сахарный тростник.

Кукуруза.

Вишня обыкновенная.

Ковыль.

  1. Боярышник кроваво-красный.

  2. Рис.

  3. Бамбук.

  4. Паслен черный.

10. Пырей ползучий.

Ответ:_____________________________

Задание 6. Заполните таблицу «Значение злаков»

Сахарный тростник

Задание 3. Рассмотрите растения семейства Злаки. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

ВЫВОД: ознакомились с ________________________ _________________ и ________________________________ семейства ___________________; определили растения по ______________________ ___________________.

Задание 4. Опишите пшеницу (нужное подчеркнуть) 

1.Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)

2.Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)

3.Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)

4.Листья (сложные или простыевлагалищные; характер жилкования: сетчатое,

дуговое, параллельное)

5.Формула цветка (Ч5 Л5 Т П1;  ↑О2+2Т3П1)

6.Тип соцветия (сложный колос, зонтик, кисть, метелка, султан, щиток)

7.Тип плода (костянка, яблоко, семянка, зерновка)

Задание 5. Выпишите номера растений, относящихся к семейству Злаки 

Ярутка полевая.

Сахарный тростник.

Кукуруза.

Вишня обыкновенная.

Ковыль.

  1. Боярышник кроваво-красный.

  2. Рис.

  3. Бамбук.

  4. Паслен черный.

10. Пырей ползучий.

Ответ:_____________________________

Задание 6. Заполните таблицу «Значение злаков»

Пырей ползучий

Пшеница

Кукуруза

Рис посевной

Сахарный тростник

Задание 3. Рассмотрите растения семейства Злаки. Следуя инструкции по определительной карточке определите вид, к которому принадлежит растение.

Растение 1: _________________________________________

Растение 2: _________________________________________

Растение 3: __________________________________________

ВЫВОД: ознакомились с ________________________ _________________ и ________________________________ семейства ___________________; определили растения по ______________________ ___________________.

infourok.ru

Тест по биологии (7 класс) на тему: Практическая работа споровые растения 7 класс

Практическая работа № 2

по теме:  «Споровые растения»

Цель. Изучить особенности строения мхов, хвощей плаунов, папоротников.

Оборудование. Микроскоп, микропрепараты мхов, хвощей и папоротников

Ход работы

1. Рассмотрите растения.  Заполните таблицу. Сравните различные растения.

Признаки для сравнения

Изучаемые объекты

Кукушкин лен

Хвощ полевой

Плаун булавовидный

Щитовник

Отдел

От кого произошли

Наличие побегов

Наличие корней

Наличие ризоидов

Ветвление побегов

Особенности строения листьев

Место образования спор

Преобладающе поколение клеток листьев

Что собой представляет гаметофит

Что собой представляет спорофит

2. Рассмотрите в микроскоп строение органов  различных растений. Зарисуйте их. Сравните. Укажите их функции.

3. Ответьте на вопросы

  1.    Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника?
  2.  Какую роль для человечества сыграли древние древовидные хвощи, плауны и папоротники?
  3. Какую роль играют болота в природе?

Вывод. Мхи, хвощи, плауны и папоротники относятся к высшим растениям, так как у них есть        

        ___И___          У хвощей, плаунов и папоротников преобладающее поколение ________________, а у мхов _____________________. Все эти растения относятся к  споровым и для оплодотворения им необходима ______________________, поэтому область их распространения не велика.

Признаки для сравнения

Изучаемые объекты

Кукушкин лен

Хвощ полевой

Плаун булавовидный

Щитовник

Отдел

От кого произошли

Наличие побегов

Наличие корней

Наличие ризоидов

Ветвление побегов

Особенности строения листьев

Место образования спор

Преобладающе поколение клеток листьев

Что собой представляет гаметофит

Что собой представляет спорофит

Признаки для сравнения

Изучаемые объекты

Кукушкин лен

Хвощ полевой

Плаун булавовидный

Щитовник

Отдел

От кого произошли

Наличие побегов

Наличие корней

Наличие ризоидов

Ветвление побегов

Особенности строения листьев

Место образования спор

Преобладающе поколение клеток листьев

Что собой представляет гаметофит

Что собой представляет спорофит

nsportal.ru

Лабораторные и практические работы по биологии 7класс

Практическая часть программы.

Пояснительная записка

в 7 классе проводится 15 лабораторных работ, практических работ7.

Лабораторная работа№ 1

«Строение плесневого гриба мукора»

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Ход работы

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне­вого гриба?

  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

  4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

  5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа№ 2

«Строение спирогиры»

Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.

Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.

Ход работы

  1. Рассмотрите многоклеточную водо­росль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.

  2. Рассмотрите микропрепарат «Спиро­гира»

  3. Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клет­ку и надпишите детали клетки.

Лабораторная работа№ 3

«Строение кукушкина льна».

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы

1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.

Лабораторная работа№4

«Строение папоротника»

Цель: Изучить строение папоротника

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы

1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.

2) Сравните листья папорот­ника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.

3) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусоч­ков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в раз­резе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.

Лабораторная работа № 5

«Внешнее строение побегов сосны и ели. Микроскопическое строение хвои»

Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои

Оборудование: Гербарий «голосеменные растения», микропрепараты, микроскоп

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение по­бега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?

  2. Рассмотрите внешнее строение по­ бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?

  3. Рассмотрите микропрепарат «Хвоя сосны» На поперечном разрезе хвои найдите плотную кожицу, покры­вающую хвоинку снаружи, устьица в углуб­лениях. Подсчитайте количество устьиц.

  4. Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?

Лабораторная работа № 6

«Строение шиповника»

Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.

Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.

Ход работы.

  1. Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?

  2. Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.

  3. Рассмотрите цветок шиповника. Ка­кой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?

  4. Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите

пестики, их тоже много.

  1. Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.

  2. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?

  3. Запишите характеристику шиповника по плану:

а) корневая система

б) стебель

в) жилкование и расположение листьев на стебле

г) строение цветка

Лабораторная работа № 7

«Строение инфузории-туфельки, амебы и эвглены зеленой»

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты инфузории-туфельки, амебы, эвглены зеленой»

Ход работы

  1. Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и прове­дите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, эвглену и амебу, определите их форму тела.

  2. Рассмотрите микропрепараты под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички, жгутики, ложноножки и установите, какую роль они играют в передвижении.

  3. Найдите сократительные вакуоли, рассмотрите цитоплазму.

  4. Зарисуйте в тетради и подпишите увиденные ча­сти тела.

Вывод.

1.Докажите, что план строения тела одноклеточных соответствует общим чертам организации ядерных ( эукариотических клеток).

2.Какие органы специального назначения встречаются у одноклеточных?

3.Какая группа одноклеточных животных наиболее древняя?

Лабораторная работа № 8

Тема « Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры »

Цель: Рассмотреть процесс регенерации гидры, выяснить особенности восстановления тела.

Оборудование: рисунки, иллюстрации

Ход работы

1. Рассмотрите процесс регенерации гидры по рисункам.

2. Зарисуйте этапы восстановления гидры.

3. Сделайте вывод. Какие организмы способны к регенерации?

Какие клетки гидры участвуют в процессе востановления?

Лабораторная работа № 9

Тема «Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

  2. Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члени­ков, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

  3. Найдите передний (более заостренный) коней тела с ротовым отвер­стием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

  4. Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

  5. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

  6. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она — сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бу­маге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и под­черкните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Лабораторная работа № 10

Тема: «Внешнее строение моллюсков»

Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

Ход работы

  1. Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.

  2. Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть — вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

  3. Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде­лите ее окраску.

6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость рако­вины, — устье.

7.Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.

8. Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.

Лабораторная работа №11

Тема: «Внешнее строение речного рака»

Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.

Оборудование: таблица «Речной рак», рисунки.

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение речного рака.

  2. Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?

  3. Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.

  4. Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.

  5. Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.

  6. Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.

Лабораторная работа №12

Тема: «Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Ход работы

  1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

  2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С по­мощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

  3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за ра­ботой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запи­шите в тетрадь.

Лабораторная работа № 13

Тема« Особенности внешнее строение лягушки, связанные с ее образом жизни »

Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.

Оборудование: влажный препарат, таблица, рисунки

Ход работы

1.Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.

2.Рассмотрите покровы тела.

3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рас­смотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.

4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.

5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запи­шите в тетрадь

Лабораторная работа № 14

Тема «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни»

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, лупа.

Ход работы

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги — цевку и пальцы с ко­гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра­нее, вы встречали такой покров.

  4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

  5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание -очин, опахала, рас­положенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опа­хала и найдите бородки 1-го порядка — это роговые пластинки, отхо­дящие от ствола.

  6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

  7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

  8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно­сти, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа № 15

Тема: «Строение скелета млекопитающих»

Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.

Оборудование: Макет скелета млекопитающих

Ход работы

  1. Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?

  2. Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
    грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

  3. Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.

  4. Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?

  5. Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

  1. Рассмотрите кости передних конечностей.

  2. Найдите пояс задних конечностей — таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.

  3. Рассмотрите кости задних конечностей.

9.Зарисуйте скелет млекопитающего

Практическая работа № 1

Тема : « Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»

Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части

1.Зарисуйте бактериальную клетку

2.Подпишите названия ее структур

3.Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки.

Практическая работа № 2

Тема: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Цель: научится распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование: муляжи грибов, рисунки.

1. Определите какие грибы Изображены на рисунке в тетради стр.12 зад. 15.

2. Подчеркните ядовитые грибы.

3. Ответьте на вопрос : по каким признакам вы их выделили?

Составьте краткий ответ.

Практическая работа № 3

Тема: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности определение их систематического положения в жизни человека»

Цель: научится распознавать растения своей местности ; систематизировать их по видам, родам, классам .

Оборудование: гербарии растений, рисунки.

1 . рассмотрите гербарный материал, выберите те растения которые встречаются в нашей местности.

2. Выпишите названия растений

Вид растения

Род

Семейство

Класс

Значение

3.Какие признаки используют для разделения классов покрытосеменных на семейства?

4.Какие семейства растения нашей местности наиболее часто встречаются?

5. Верно ли утверждение, что некоторые представители злаков считаются главными пищевыми растениями? Какова их роль в природе?

Практическая работа № 4

Тема: « Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях»

Цель: Дать характеристику биомам суши; рассмотреть основные биомы суши и мирового океана .

Оборудование: схемы, иллюстрации.

1. Дайте характеристику биому.

2.Установите какие биомы существуют на планете Земля. Выпишите названия биомов. Какие признаки характерны для всех биомов?

3.Работа в группах по вариантам

В1. Биомы Евразии

В2. Северная Америка

В3. Южная Америка

В4. Африка

3. Составьте таблицу

Название биома

Климатические условия

Растения

Животные

 

1. Рассмотрите биомы суши. Объясните различия в распределении биомов суши для северного и южного полушарий Земли, а также причины, обуславливающие формирование некоторых биомов (например, биома пустынь в Азии, Северной Америке, Южной Африке). 

 

2. Рассмотрите иллюстрации биомов моря. С помощью таблицы ниже скажите, какой из биомов моря имеет самую низкую продуктивность на единицу площади? Какие факторы обуславливают такую низкую продуктивность? 

Вывод.

Практическая работа № 5

Тема: « Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня»

Оборудование: таблица

Цель: Научится составлять и описывать жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

1. Рассмотрите цикл развития печеночного сосальщика

2. Составьте в тетради схему развития печеночного сосальщика

3 Рассмотрите цикл развития бычьего цепня

4. Составьте в тетради схему развития бычьего цепня

5 Сделайте вывод ( где живет взрослый червь, как заражаются животные, кто является основным хозяином и промежуточным.

Практическая работа №5

Тема: «Жизненный цикл человеческой аскариды»

Цель : Научится составлять и описывать жизненный цикл человеческой аскариды

1. рассмотрите схему развития аскариды

2. Зарисуйте в тетрадь цикл развития ( в виде схемы)

5 Сделайте вывод (где живет взрослый червь, как заражаются животные и человек, кто является основным хозяином и промежуточным).

Практическая работа № 6

Тема: «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи»

Цель : установить в чем сходство и различие в скелетах черепахи, змеи, и ящерицы

Оборудование: таблица, скелеты

1.Рассмотрите скелет ящерицы, змеи, черепахи ( класс пресмыкающиеся)

2.Найдите сходство и различие в строении скелетов животных

3. Составьте таблицу

4.Сделайте вывод

Практическая работа № 7

Тема: «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека»

Цель: научится распознавать животных своей местности по рисункам и таблицам

1.Расмотрите рисунки и таблицы, найдите животных проживающих в нашей местности.

2 Выпишите названия животных и где проживают

3.Установите их значение в природе и жизни человека

4.Составьте кроткий конспект.

multiurok.ru

Методическая разработка по биологии (7 класс) на тему: Практическая работа «ТБ. Внутреннее строение рыбы» 7 класс

Цели урока: Закрепить знания по теме «Внутреннее строение рыбы»

Формы и методы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение,  беседа, работа с препаратом, работа с раздаточным материалом

Основные термины и понятия: «пищеварительная система» «кровеносная система» «жабры» «выделительная система»

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: работать с препаратом, определять топографию органов на живом объекте.

Получат возможность научиться: работать в команде, анализировать полученные результаты в ходе лабораторной, оформлять отчет по практической работе.

Оборудование: Поддон, рыба, ножницы, перчатки, салфетки. Печатный материал: рисунки рыбы, бланки для заполнения отчета

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент (5 мин)

1) Разделение детей на две заранее продуманные группы, назначение командиров. Взаимное приветствие учащихся и учителя.

2) Проведение Техники Безопасности по лабораторной работе. Вопросы по ТБ

1)Взаимное приветствие учащихся и учителя.

Учащиеся делятся на две группы, предварительно распределенные учителем.

2) Усвоение техники безопасности. Ответы на вопросы

Фронтальная работа

Познавательные: Осуществляют актуализацию личного опыта. Умение выдвигать гипотезы

Регулятивные: Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные, личностные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы.

Актуализация знаний (7 мин)

1)Постановка Темы урока, целей и задач урока.

2)Раздача печатного материала. Первый лист с рисунком рыбы, второй лист со схемой отчета по лабораторной. Тарелки с названиями органов (Различные для двух групп)

1 группа получает карточки с названиями органов пищеварительной системы. 2 группа карточки с названиями дыхательной, кровеносной и выделительной системой.

Пояснения по материалу.

1) Определение Темы урока: «Внутреннее строение рыб»

Цели: «Изучить строение различных систем рыб, по средствам практической работы»

Задачи: Препаровка рыбы, ознакомление с различными системами органов.

2)Группы получают материал. Ставят дополнительные задачи: Заполнить рисунок рыбы (нарисовать) по полученным карточкам, составить краткий отчет по лабораторной с выводами по системам органов. Разложить на поддоны органы, в соответствии с карточками.

Фронтальная работа

Регулятивные: Уметь определять тему, цели и задачи урока исходя, уметь отвечать на поставленные вопросы, выделять главное

Изучение нового материала(20 мин)

1)Объяснение техники проведения вскрытия

1)Наблюдение за вскрытием.

2) Самостоятельное проведение вскрытия. Зарисовка систем органов по результатам вскрытия. Распределения органов в зависимости с карточками. Составление небольшого отчета с выводами по строению систем органов

Фронтальная работа. Индивидуальная работа

Познавательные: Составлять план и последовательность действий по нахождению информации в ходе лабораторной работы.Анализировать  и фиксировать полученные результаты.

Коммуникативные, личностные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Рассуждать, делать предположения. Сотрудничать в паре и с учителем. Обсуждать и планировать способ представления изученного материала.

Первичное осмысление и закрепление(5 мин)

Подведение итогов лабораторной работы.

Подведение итогов. Рассказ Выводов противоположной группе.

Фронтальная работа

Познавательные: Уметь представлять информацию в письменной форме. Уметь предоставлять информацию в графической форме.

Регулятивные: Уметь анализировать степень усвоения нового материала. Уметь проводить коррекцию. Осуществлять корректную взаимопроверку.

Коммуникативные, личностные: Взаимодействовать с учителем и учащимися

Итоги урока.

Рефлексия (5 мин)

Тестовые вопросы по уроку.

Ответы на тест

Фронтальная и индивидуальная работа

Регулятивные: Уметь анализировать степень усвоения нового материала

Домашнее задание (3 мин)

Запись на доске

Запись в тетради

Индивидуальная работа

nsportal.ru

Практическая работа № 5. Сравнение строения скелетов позвоночных животных — Разнообразие животных — Тестовый самоконтроль знаний — ГДЗ биология — Решение упражнений и заданий к учебнику «Биология» Л. И. Остапченко 7 класс 2015 год

План

Рыбы

Амфибии

Рептилии

Птицы

Млекопитающие

Скелет головы (череп)

Кости неподвижно соединены между собой. Подвижно соединяется нижняя челюсть. Есть жаберные дуги

Череп хрящевой

Череп костный

Кости черепа срастаются между собой. Имеет большой объем мозговой коробки, большие глазные впадины

Череп мозговой отдел, что состоит из костей, которые срастаются, лицевой отдел (челюсти)

Скелет туловища (позвоночник)

Два отдела: тулубовий, хвостовой. Тулубові позвонки несут ребра

Отделы: шейный, тулубовий, крестцовый, хвостовой. Шейный позвонок один.

Ребер нет

Отделы (5): шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Шейный отдел обеспечивает подвижность головы. Ребра хорошо развиты. Есть грудная клетка — грудные позвонки, ребра, грудная кость

Отделы (5): шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Шейный отдел имеет большое количество позвонков (11-25). Позвонки грудного, поясничного, крестцового отделов соединены неподвижно (прочная основа). Ребра развиты. Есть грудная клетка — грудные позвонки, ребра, грудина имеет киль

Отделы (5): шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. Шейный отдел (7 позвонков) обеспечивает подвижность головы. Ребра хорошо развиты. Есть грудная клетка — грудные позвонки, ребра, грудная кость

Скелет конечностей

Парные плавники (грудные, брюшные) представлены костными лучами

Передние — кости плеча, предплечья, кисти. Задние — кости бедра, голени, стопы. Конечности заканчиваются пальцами (5)

Передние — плечевая кость, локтевая и лучевая кости, кисть. Задние — бедренная кость, голень, стопа. Конечности заканчиваются пальцами (5)

Конечности — крылья.

Передние — плечевая кость, локтевая и лучевая кости, кисть имеет три пальца. Задние — бедренная кость, голень, стопа. Кости стопы срастаются и образуют цевье. Конечности заканчиваются пальцами

Передние — плечевая кость, локтевая и лучевая кости, кости кисти. Задние — бедренная кость, малая и большая берцовые, кости стопы. Конечности заканчиваются пальцами (5)

Скелет поясов конечностей

До костей присоединяются мышцы

Пояс передних конечностей — лопатки (2), вороньи кости (2), ключицы (2). Пояс задних конечностей — три пары сросшихся между собой костей таза

Пояс передних конечностей — лопатки (2), ключицы (2). Пояс задних конечностей — три пары сросшихся между собой костей таза

Пояс передних конечностей — лопатки (2), ключицы (2) срослись между собой и образовали вилку

Пояс задних конечностей — три пары сросшихся между собой костей таза

 

Способ передвижения

Рыбы плавают.

Движения обеспечивают плавники: хвостовой — активное поступательное движение, парные (брюшные, грудные) — медленное движение

Обеспечивают передвижение прыжками. Животные могут плавать благодаря перепонкам между пальцами задних конечностей

Во время передвижения тело ползает по субстрату. Крокодилы, змеи могут плавать уводі

Основной способ передвижения — полет. Скелет характеризуется легкостью — кости имеют полости, заполненные воздухом. Скелет крепкий — рост костей.

Разные способы передвижения — бегают, прыгают, летают (наземная среда), роют норы в почве (грунт), плавают и ныряют (водная среда)

schooled.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *