7 класс

Лабораторная работа простейшие 7 класс биология – Материал по биологии (7 класс) по теме: Лабораторный практикум 7 класс

План-конспект урока по биологии (7, 8 класс) на тему: 2. Урок по теме «Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших»

Урок № 2

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Инструктаж по ТБ.

Цель: познакомить школьников с представителями подцарства Простейшие, дать им характеристику, рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности развивать умение делать выводы, воспитывать наблюдательность, аккуратность и точность в работе,  самообразовательную, коммуникативную компетентности.

Оборудование: раздаточный материал, ноутбук, видеофрагменты

Понятия: циста, бентос, планктон, пелликула, сократительная вакуоль, псевдоподии, таксис, коньюгация.

Ход урока.

1×30

1. «Нулевой контроль»  — письменный опрос

  1. Из чего состоит тело эукариот и прокариот? -0,5б
  2. Назовите основные органеллы растительной клетки. – 1б.
  3. Перечислите ткани растительного организма? — 1б
  4. Перечислите органы растений и их основные функции. — 3б
  5. Перечислите способы размножения растений. — 1б
  6. Что такое фотосинтез?- 2б
  7. Перечислите структуры -1,5б 

                         1вар.  корня             2 вар.стебля

2. Понятийный  опрос  — письменный опрос

      Дать определение понятиям: фагоцитоз, гетеротрофы, гликокаликс, псевдоподии, царство животные

3. Работа у доски

1. Расположите в правильной последовательности систематические категории: вид, царство, империя, род, семейство, тип, надцарство,  класс, отряд

        2. Рассказать о строении животной клетки, ее отличии от клеток растений и грибов.

2×30

  1. Мотивация учебной деятельности.

(рассказ об открытии А.Левенгука “300 лет назад жил в г.Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”)

показ видеофрагмента

А как думаете вы? Откуда взялись эти маленькие зверушки? Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

  1. Изучение нового материала.
  1. Систематическое положение.

Империя            клеточные

Надцарство       эукариоты

Царство             животные

Подцарство       одноклеточные

Тип                     Инфузории               Саркомастигофоры                           Споровики

Класс                  Реснитчатые              Саркодовые         Жгутиковые 

Род                      Инфузория                     Амеба                          Эвглена     

Вид                     И.- туфелька                 А.обыкн.                    Э.зеленая

Вопрос – как вы думаете, что объединяет эти организмы в одно подцарство и почему они относятся к разным классам?

         

              2. Строение и жизнедеятельность Простейших.

Работа с книгой  — прочитав § 9, ответьте на вопрос: где живут, как дышат, питаются, двигаются, размножаются эти организмы?

Распространение

Особенности строения

Органы движения

Питание

Дыхание

Регуляция внутриклеточного давления

Размножение

Раздражимость

При неблагоприятных условиях

2.  Закрепление изученного материала.

1. Работа с понятиями – пелликула, ложноножки, циста, пищеварительные вакуоли

2. Работа с учебником – вопросы к § 9

3×30

 1.Закрепление изученного материала.

             1. Выполнение лабораторной работы № 1

 2. Изучение нового материала.

1. Разнообразие простейших (свободноживующие)

                 Пресные водоемы                                                       Моря

Планктон – инфузория                                   Фораминиферы                 Радиолярии                      

Бентос  — амеба протей

                эвглена зеленая  

               арцелла обыкновенная  

Работа с книгой       — прочитав § 10, расскажите о своем животном

                                      1 вар. Амеба                              

                                      2 вар.  Эвглена                          

                                      3 вар. Инфузория –туфелька  

                                                                                                 

   1. Работа с тетрадью: заполнить таблицу «Сравнительная хар-ка Простейших»

Сравнительная характеристика простейших

Параметры для сравнения

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Среда обитания

Водоемы с грязной водой

Признаки организации:

— количество клеток

-количество ядер

-форма (постоянная, непостоянная)

-размеры

1

1

Непостоянная

0,5мм

1

1

Постоянная

0,05мм

1

2

Постоянная

0,3мм

Органеллы движения

Ложноножки

Жгутик

Короткие реснички

Питание

пища – бактерии, водоросли, др. простейшие. (гетеротрофное)

Фотосинтез – на свету в хлоропластах (автотрофное), в темноте (гетеротрофное)

МИКСОТРОФНОЕ – смешанный тип питания.

Желобок с длинными ресничками, рот, глотка, пищеварительная вакуоль. Основная пища – бактерии. (гетеротрофное)

Дыхание

Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела

Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

2 сократительные вакуоли; порошица

Размножение

Деление надвое

Деление надвое

Бесполое, половое — коньюгация

Значение

Пища для животных (звено в цепи питания).

                                   

      3.  Закрепление изученного материала.

1. Ответить на вопрос:

В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.

В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму

2. Биологического диктанта. 

1. Вырост тела амеба … (ложноножка)

2. Содержимое пищеварительной вакуоли … (пищеварительный сок)

3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена … (сократительная)

4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется . (обменом веществ)

5. Защитная оболочка у амебы … (циста)

6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)

     4. Домашнее задание

1. Проработать § 9,10; ответить на вопросы к § 9,10 ;

2. Выучить понятия, общую характеристику Простейших

3. Заполнить таблицу «Сравнительная хар-ка Простейших»

4.

  1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
  1. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
  1. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?

Лабораторная работа №1.

Тема: наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших.

Цель: познакомиться со строением представителей свободноживующих простейших, рассмотреть процессы их жизнедеятельности.

Оборудование: микроскоп, культуры простейших

Ход работы.

1. Рассмотрим под микроскопом каплю воды. Наблюдаем представителей п/ц Одноклеточные

Проба №1 — Амеба протей. Цитоплазма образует – ложноножки. Вокруг добычи образовалась – пищеварительная вакуоль                             

Проба № 2 — Эвглена зеленая.  Тип питания — миксотрофное

Проба №3.  Инфузория туфелька.

Вывод:

1. К каким классам принадлежат организмы, которых вы видели?

2. Назовите характерные черты представителей каждого из этих классов?

Проба №1 — Амеба протей. Орган передвижения – ложноножки. Меняет свою форму.

Проба № 2 — Эвглена зеленая.  Орган передвижения – жгутик. Имеет хлоропласты.

Проба №3 — Инфузория туфелька. Орган передвижения – реснички. Имеет 2 ядра и 2 сократительных вакуоли. Могут размножаться половым путем.

nsportal.ru

Презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему: Лабораторные работы 7 класс

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Строение инфузории-туфельки»

Цель: — научиться готовить временные микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом;

-изучить особенности строения и выявить особенности передвижения инфузории-туфельки

Оборудование:  1) микропрепараты «Инфузория-туфелька», культура с живыми инфузориями, предметное и покровное стекло, пипетка

                         2) микроскоп.

Ход работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Сделайте микропрепарат. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму и особенность передвижения.

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.

Cделайте вывод, перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности ее передвижения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Знакомство со строением дождевого червя»

Цель: — изучить внешнее и внутреннее строение дождевого червя;

           — научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Оборудование:  1) коллекция 2Агроценоз»

                         2) микроскоп.

                             3) микропрепарат «Поперечный срез дождевого червя»

Ход работы:

1. Рассмотрите в коллекции «Агроценоз» животных, совместно обитающих с дождевым червем в почве, сосредоточьте внимание на самом черве: на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела.

2. Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и , пользуясь учебником, определите: какие органы видны на срезе.

Оформление результатов:

Зарисуйте увиденное.

Cделайте вывод,  указав приспособления во внешнем строении дождевого червя для жизни в почве.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: «Внешнее строение раковин моллюсков»

Цель: -познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков;

           -научиться их сравнивать

Оборудование:  1) лупа;

                          2) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика, беззубки

Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:

1. Подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и прудовика.

2. Рассмотрите перламутровый слой в раковине беззубки.

3. Определите возраст беззубки

Оформление результатов:

Зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь

Cделайте вывод, сравнив раковины этих моллюсков.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Внешнее строение майского жука»

Цель: — познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на примере майского жука;

— научиться выявлять функции органов.

Оборудование:  1) коллекция «Майский жук»

Ход работы: рассмотрите насекомое:

1. Определите его длину и окраску.

2. Найдите 3 отдела тела.

3. На голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций.

4.Установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число.

5.Найдите дыхальца, узнайте из учебника их функцию.

Оформление результатов: Заполните в тетради таблицу:

Отделы тела

Расположенные на них органы

Функции органов

Cделайте вывод, ответив на вопросы:  

1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?

2. чем они отличаются?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Внутреннее строение рыб»

Цель: -познакомиться с особенностями внутреннего строения речного окуня;

           -научиться выявлять черты приспособленности к среде обитания.

Оборудование:  1) лупа;

                         2) емкость с рыбой.

Ход работы: Рассмотрите рыбу:

1. Определите форму ее тела.

2. Рассмотрите с помощью лупы чешую.

3. Найдите глаза, боковую линию, жаберные крышки, плавники.

4.Рассмотрите внутренние органы рыбы.

Оформление результатов:

Зарисуйте рассмотренную рыбу, подпишите ее органы.

Cделайте вывод о характерных чертах приспособленности рыб к водной среде.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Внешнее строение птиц»

Цель: -выявить особенности внешнего строения птиц.

Оборудование:  1) открытка с изображением птицы.

                              2) инструкция по описанию птицы.

                              3) набор перьев.

Ход работы:

1.Рассмотрите открытку, опишите внешнее строение птицы, пользуясь инструкцией.

2. Исследуйте набор перьев, определите их виды, пользуясь учебником.

Оформление результатов:

Опишите внешнее строение птицы, схемой объясните классификацию птичьих перьев, зарисуйте примеры разных перьев, подписав их составные части.

План:

1.Величина

2.Форма: хвост, клюв, хохол на голове

3.Окраска: общая, характерные цветовые отметины

Cделайте вывод, отметив на основании внешнего строения приспособления птиц к полету.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

по теме: «Строение скелета птицы»

Цель: -познакомиться со строением скелета птиц;

           -научиться выявлять особенности, связанные с полетом

Оборудование:  коллекция раздаточного материала по скелету птиц

Ход работы:

1. Рассмотрите скелет птицы, найдите все его 5 отделов

2. Рассмотрите позвоночник, череп, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей: из каких костей они состоят?

3. Найдите в учебнике информацию об особенностях скелета, связанных с полетом

Оформление результатов: Заполните в тетради таблицу:

Отделы скелета

Их особенности

Значение для полета

Cделайте вывод, ответив на вопросы:  

1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?

2. чем они отличаются?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

по теме: «Строение скелета млекопитающих»

Цель: -изучить скелет млекопитающих;

           -научиться сравнивать скелеты разных животных

Оборудование:  коллекция раздаточного материала по скелету млекопитающих

Ход работы:

1. Рассмотрите строение скелета, найдите 5 его отделов

2. Пользуясь учебником, найдите кости, составляющие череп, позвоночник, грудную клетку, пояса конечностей и скелет конечностей.

Cделайте вывод об особенностях скелета млекопитающих, сравнив его со скелетом пресмыкающихся

nsportal.ru

Урок.3.1.Лабораторная работа. «Знакомство с многообразием водных простей­ших»

 

Методическое пособие разработки уроков биологии7уласс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 12—15 учебника), составление таблицы «Си­стематические группы простейших» при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна­чения понятий: корненож­ки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельно­сти простейших организмов; различать простейших с ав- тотрофным и гетеротрофным типом питания на рисунках, фотографиях и среди нату­ральных объектов; выделять систематические группы простейших и различать их

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить на­блюдения, эксперименты и объ­яснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характе­ристиками.

Регулятивные: работать по пла­ну, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки само­стоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы;

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; умение применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельно­сти; осознание возможности проведения само­стоятельного

Основные понятия

Зоология — наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ход урока

Актуализация знаний

Проверочная работа по теме «Общие сведения о мире животных»

Наука, изучающая живые организмы — ________.

_________ — наука о животных. 

Строение организмов изучает ________. 

Процессы деятельности органов и организма в целом изучает ________. 

К. Линней – основоположник науки __________, которая изучает _________. 

Совместно обитающие на одной территории группы разных видов организмов называют ___________. 

Совокупность особей, сходных по строению, жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство — _________.

Систематические таксоны растений:

            ____      род      ____      порядок        ____      ____      царство

    9.Систематические таксоны животных:

           ____       род      ____      _______        класс         _____       царство

    10.   Наука, изучающая клетку — _____.

    11.   Сверху животная клетка покрыта _______, которая выполняет ______

            и _____  функции.

    12.   Основное содержимое клетки, заполняющее весь её объём — _______,

            вязкая зернистая жидкость.

    13.   Мелкие внутриклеточные структуры, выполняющие

            определённые функции — _______.

    В клетке вырабатывается энергия в ________.

      Синтез белка происходит в _______.

      В животной клетке, в отличие от растительной, нет ______, в которых происходит образование органических веществ из воды и углекислого газа,

                т. е. _____.

        Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

        Лабораторная работа. «Знакомство с многообразием водных простей­ших»

        Цель: знакомство с многообразием водных простейших Оборудование: готовые микропрепараты «Инфузория-туфелька», «Эвглена зеленая», «Амеба обыкновенная», микроскоп, таблицы.

        Оборудование:

        Ручная лупа 7 х 10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определенными культурами простейших, пипетка, предметное стек­ло, салфетка, вата.

        Ход работы

        1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о ее цвете, наличии включений, двигающихся включениях?

        2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.

        3. Возьмите поочередно по одной капле воды из каждой пробирки с определенной культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.

        4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движе­ний.

        Оформление результатов:

        Зарисуйте инфузорию, амебу, эвглену и обозначьте основные части.

        Сделайте вывод:

        заполните таблицу «Сравнительная характеристика простейших».

        Сравнительная характеристика основных групп Простейших

        Характерные признаки

        Инфузория-туфелька

        Эвглена

        зеленая

        Амеба

        обыкновенная

        1. Представители

           

        2. Среда обитания

           

        3. Форма тела

           

        4. Клеточные оболочки

           

        5. Хроматофоры (фотосинтезирующие органоиды)

           

        6. Ядерный аппарат

           

        7. Тип размножения

           

        8. Передвижение

           

        9. Образование цисты

           

        Инфузория туфелька Paramecium caudatum

         

         

         

         

         

         

        Эвглена зеленая

         

         

         

         

         

        Амеба обыкновенная

         

         

         

         

         

        Ответьте на вопросы

        Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

        1. Простейшие — это организмы, которые

        являются эукариотами

        питаются готовыми органическими веществами

        состоят только из одной клетки

        являются одноклеточными или колониальными организ­мами

        являются только колониальными формами

        являются прокариотами.

          2. Для инфузорий, как наиболее сложноорганизованных простейших, характерно

          наличие колониальных форм

          наличие одноклеточных или колониальных форм

          свободное обитание и паразитизм

          свободное, прикрепленное обитание и паразитизм

          наличие двух разных по величине ядер

          прикрепленное обитание и паразитизм.

            3. Большое значение в природе и жизни человека простейшие имеют потому, что

            являются возбудителями различных болезней человека и животных

            питаются в основном бактериями и другими простейшими

            являются незаменимым кормом для других животных

            раковинки простейших образуют известковые отложения

            питаются как растительные организмы

            обитают только в морской воде.

              Ресурсы

              Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

              Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

              В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

              Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

              Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

              Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

              Хостинг презентаций

              — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

               

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Урок биологии в 7 классе «Подцарство Одноклеточные. Лабораторная работа № 2 «Строение инфузории-туфельки»

              Урок №4 Подцарство Одноклеточные. Лабораторная работа № 2 «Строение инфузории-туфельки» . Биология 7 класс.

              Цель: формирование представлений об особенностях строения одноклеточных животных как простейших представителей царства Животные.

              Задачи: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности одноклеточных животных; научить различать представителей одноклеточных на рисунках и таблицах; сформировать представление о санитарно-гигиенических нормах, позволяющих избежать заражения болезнетворными простейшими; продолжить работу по формированию научного мировоззрения обучающихся и развитию их познавательного интереса.

              Оборудование: учебник; культура амебы, готовый микропрепарат «Инфузория-туфелька», микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетка, фильтровальная бумага; рисунки, таблиц с изображением одноклеточных животных; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.

              Тип урока: комбинированный

              Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, критическое мышление

              Ход урока

              I. Проверка знаний

              Ответить на вопросы:

              — Что такое систематика?

              — Что такое классификация?

              — Какие особенности животных взяты за основу классификации?

              — На какие группы делятся животные?

              — Почему животные объединяются в группу хордовых?

              — Какую номенклатуру предложил Карл Линей?

              — Что такое бинарная номенклатура?

              II. Актуализация знаний

              Учитель предлагает обучающимся вспомнить одноклеточные растения и назвать характерные особенности их строения. Выслушав ответы, учитель сообщает, что и среди представителей царства Животные есть организмы, находящиеся на клеточном уровне организации — одноклеточные животные. Он предлагает ученикам вспомнить и перечислить характерные признаки животных, после чего обращает внимание на тот факт, что и для одноклеточных животных эти признаки характерны.

              Затем учитель рассказывает историю открытия одноклеточных животных. Свой рассказ он сопровождает демонстрацией фрагмента интерактивного учебного пособия и таблицы, знакомит с особенностями строения одноклеточных животных, выделяя такие важные части их организма, как: оболочку, цитоплазму, ядра (одно или несколько), пищеварительные и сократительные вакуоли, органоиды передвижения. Он обращает внимание обучающихся на многообразие одноклеточных животных, отмечая, что это подцарство представлено несколькими типами, в том числе Саркожгутиковыми и Инфузориями.

              Затем учитель озвучивает тему урока и привлекает обучающихся к постановке его познавательной задачи.

              III. Изучение нового материала

              Учитель предлагает обучающимся рассмотреть в микроскоп, установленный на демонстрационном столе, заранее приготовленный микропрепарат культура амебы. Им необходимо отметить особенности строения животного, сравнить натуральный объект с изображениями на  таблице и в учебнике, зарисовать амёбу, подписать её части. Затем учитель обращает внимание обучающихся на название животного, которое произошло от греческого слова « изменчивая». Такое название связано со способностью амебы перемещаться за счёт образования выпячивания тела – ложноножек, что и вызывает постоянное изменение формы её тела.

              Далее учитель сообщает обучающимся, что именно наличие ложноножек послужило причиной отнесения обыкновенной амёбы к классу Саркодовые, который объединяет большое количество разнообразных животных, ведущих как свободный, так и паразитический образ жизни. Демонстрируя фрагмент интерактивного учебного пособия, он приводит примеры свободноживущих саркодовых и ведущих паразитический образ жизни, особо подчёркивая, что дизентерийная амёба, попадая в организм человека, вызывает поражение желудочно-кишечного тракта. В этой связи учитель напоминает обучающимся о необходимости соблюдения правил санитарии и гигиены, особенно во время походов и экскурсий в природу.

              Затем учитель предлагает обучающимся познакомиться с ещё одним представителем типа Саркожгутиковые. Он демонстрирует микропрепарат эвглены зелёной, а также таблицы и рисунки с её изображением и просит отметить особенности строения и окраски животного. Ученики отмечают, что эвглена имеет постоянную форму тела, зелёный цвет и жгутик. Учитель сообщает, что эвглена зелёная является представителем класса Жгутиковые, название которого как раз связано с особым органоидом передвижения этих одноклеточных – жгутиком. Он даёт задание пользуясь текстом учебника, самостоятельно заполнить таблицу «Сравнительная характеристика обыкновенной амёбы и эвглены зелёной», отмечая значком «+» наличие органоида.

              По итогам заполнения таблицы обучающиеся делают вывод, что Эвглена зелёная отличается от обыкновенной амёбы не только органоидами передвижения. Но и наличием в её клетке особых структур – хлоропластов и светочувствительного глазка. Учитель предлагает обучающимся определить значение этих структур. Он ещё раз обращает внимание на окраску тела организмов и представителям какого царства она свойственна. Обобщая ответы, он даёт задание заполнить таблицу «Черты сходства эвглены зелёной с растениями и животными» Обучающиеся делают вывод, что Эвглена зелёная способна питаться на свету как растение, а в темноте – как животное.

              Учитель предлагает найти в тексте учебника ответ на вопрос; чем и как питается обыкновенная амёба? Затем знакомит с процессами дыхания одноклеточных животных, подчеркивая, что для их жизнедеятельности необходим кислород. Он предлагает подумать над механизмом поглощения кислорода и выделения углекислого газа. Обучающиеся самостоятельно делают вывод о дыхании одноклеточных животных всей поверхностью тела.

              Далее учитель знакомит с раздражимостью одноклеточных животных, приводя данные о реакциях этих животных на разнообразные раздражения. Для наглядности в микропрепарат культуры амёбы он помещает маленький кристаллик соли и предлагает обучающимся подойти к демонстрационному столу и посмотреть на реакцию животного в ответ на это раздражение. Обучающиеся констатируют, что амёба сжимается в комочек. Учитель даёт определение раздражимости, ученики записывают в тетрадь. Затем он обращает внимание обучающихся на способность одноклеточных животных переносить неблагоприятные условия окружающей среды путем образования цисты. Подчеркивает, что в таком состоянии животное может существовать достаточно долгое время, нередко перемещаясь на значительные расстояния, что способствует расселению одноклеточных.

              После этого учитель знакомит с размножением одноклеточных, используя рисунок 14 учебника.

              Далее, используя фрагмент интерактивного учебного пособия, учитель демонстрирует обучающимся изображение инфузории- туфельки и предлагает им ответить на вопросы:

              Является ли данное животное одноклеточным?

              Если да, объясните, почему?

              Относится ли инфузория- туфелька к саркожгутиковым животным?

              Обобщая ответы, он сообщает, что инфузория- туфелька является представителем типа Ресничные или Инфузории, название которых связано с наличием большого количества мелких ресничек, густо покрывающих поверхность тела животного. Затем учитель предлагает предположить обучающимся высказать свои предположения о функциях этих органоидов и убедиться в верности высказанных гипотез в ходе выполнения лабораторной работы № 2 «Строение инфузории-туфельки», которую обучающиеся выполняют в тетрадях для Лабораторных работ.

              После выполнения лабораторной работы обучающиеся делают вывод о способности инфузории-туфельки реагировать на раздражения и объясняют значение ресничек как органоидов передвижения животного.

              Далее учитель предлагает обучающимся самостоятельно прочитать пункт «Питание инфузории-туфельки» п.9 учебника и ответить на вопросы: чем питаются инфузории? Как пища попадает в тело инфузории? Где происходит переваривание пищи? Сколько пищеварительных вакуолей может одновременно образовываться в цитоплазме инфузории? Как выделяются из клетки непереваренные остатки пищи?

              После этого, вспомнив, как происходит размножение амёбы и эвглены зеленой, учитель подчеркивает, что такой способ размножения присущ и для инфузорий. Используя фрагмент интерактивного учебного пособия, учитель показывает, как сначала у инфузории происходит деление ядер надвое, а затем тело перетягивается в поперечном направлении, образуя две дочерние клетки.

              IV. Обобщение и закрепление знаний

              Завершающей части урока учитель предлагает обучающимся перечислить изученные типы и классы подцарства Одноклеточные животные и назвать наиболее типичных представителей каждого из них.

              Учитель отмечает, что Эвглена зелёная занимает промежуточное положение в системе органического мира, обладая одновременно признаками и животных, и растительных организмов, что свидетельствует о единстве происхождения всего живого на нашей планете. Он предлагает обучающимся рассмотреть эволюционное древо животного мира и ответить на вопросы: от кого произошли простейшие? Почему можно утверждать, что одноклеточные животные произошли от общих предков – древних жгутиковых?

              После ответов на вопросы учитель предлагает обучающимся выполняют задание.

              Карточка

              Вставьте пропущенные слова в предложения

              1. Самыми древними из одноклеточных животных учёные считают жгутиковых.

              2. Они занимают промежуточное положение между растениями и животными, так как, используя энергию Солнца, могут образовывать органические вещества, а также могут, как другие животные, питаться готовыми органическими веществами.

              V. Домашнее задание

              Изучить параграф 9 учебника, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.

              ФИ…………………………………………………………Класс……………Дата…………………….

              Лабораторная работа № 2 «Строение инфузории-туфельки»

              Цель: познакомиться со строением инфузории-туфельки.

              Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат инфузории-туфельки, рисунки учебника.

              Ход работы

              п/п

              Действия

              Наблюдения, рисунки, выводы

              1

              Приготовление препарата:

              1.Наберите пипеткой из стаканчика с культурой простейших каплю воды и нанесите её на предметное стекло

              2

              Для замедления движения инфузории-туфельки в каплю воды положите небольшое количество волокон ваты

              3

              Накройте препарат покровным стеклом, рассмотрите под микроскопом

              4

              Зарисуйте строение инфузории-туфельки. Подпишите составные части клетки

              Выполните задания.

              Задание 1. Выпишите номера правильных суждений

              1. Инфузория-туфелька относится к саркожгутиконосцам.

              2. Реснички- это органоиды передвижения инфузорий.

              3. Инфузория-туфелька имеет два ядра.

              4. Для инфузорий характерно деление надвое.

              5. Сократительная вакуоль инфузории-туфельки имеет шарообразную форму.

              Задание 2

              Установите соответствие между органоидами и функциями, которые они выполняют. Ответы впишите в приведенную ниже таблицу.

              1. Большое ядро

              2. Реснички

              3. Сократительная вакуоль

              4. Малое ядро

              5. Порошица

              А. Участвует в движении организма

              Б. Участвует в размножении

              В. Регулирует основные процессы жизнедеятельности

              Г. Выводит ненужные твердые вещества

              Д. Выводит ненужные жидкие вещества

              Задание 3. Проверьте свои знания.

              1*. Какие одноклеточные организмы вам известны?

              …………………………………………………………………………………………………………………………

              2*.Чем вольвокс отличается от остальных простейших?

              …………………………………………………………………………………………………………………. ………..

              …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

              3*.Какую роль играет инфузория-туфелька в природе?

              ……………………………………………………………………………………………………………………….

              ……………………………………………………………………………………………………………………….

              ……………………………………………………………………………………………………………………….

              4**. Одинакова ли будет реакция инфузорий на соль в присутствии бактерий?

              ………………………………………………………………………………………………………………………….

              ………………………………………………………………………………………………………………………….

              ………………………………………………………………………………………………………………………….

              5**. Почему у инфузории-туфельки есть порошица, а у эвглены нет?

              …………………………………………………………………………………………………………………..

              ………………………………………………………………………………………………………………….

              infourok.ru

              Конспект урока по биологии «Простейшие» (7 класс)

              Конспект урока

              Тема. Общая характеристика Простейших.

              Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных

              Задачи:

              дать первичные представления о строении и жизнедеятельности

              одноклеточных животных;

              продолжить формировать умения работать с текстом учебника и

              дополнительной литературой, готовить микропрепараты, работать с микроскопом;

              работать с презентацией и интернет — ресурсами, развивать умения анализа и синтеза материала;

              заполнять таблицу;

              воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

              Тип урока: комбинированный

              Вид: с элементами исследования в виде лабораторной работы.

              Оборудование: таблицы, презентация, учебник, ученическая тетрадь. Микроскоп. Культура простейших. Микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты. Карта урока.

              Ход урока.

              1. Организационный момент.

              2. Проверка д/з.

              — индивидуальный письменный опрос в виде тестов и самопроверка

              Тесты.

              Вариант №1

              1. Наука, которая изучает животных называется:

              А) ботаника

              Б) зоология

              В) микология

              Г) география

              2. Сколько подцарств входит в царство Животные

              А) 2

              Б) 3

              В) 1

              Г) 4

              3. В клетке животного отсутствует

              А) ядро

              Б) пластиды

              В) Аппарат Гольджи

              4. Животные в отличие от растений обладают

              А) корнями

              Б) подвижностью

              В) красотой

              5. Для растений характерен тип питания

              А) гетеротрофное

              Б) автотрофное

              В) миксотрофное

              6. Животные имеют

              А) клеточные стенки

              Б) системы органов

              В) крупные вакуоли с клеточным соком.

              Тесты

              Вариант №2.

              1. В клетке животного отсутствует

              А) ядро

              Б) пластиды

              В) Аппарат Гольджи

              2. Животные в отличие от растений обладают

              А) корнями

              Б) подвижностью

              В) красотой

              3. Наука, которая изучает животных называется:

              А) ботаника

              Б) зоология

              В) микология

              Г) география

              4. Сколько подцарств входит в царство Животные

              А) 2

              Б) 3

              В) 1

              Г) 4

              5. Животные имеют

              А) клеточные стенки

              Б) системы органов

              В) крупные вакуоли с клеточным соком.

              6. Для растений характерен тип питания

              А) гетеротрофное

              Б) автотрофное

              В) миксотрофное

              — фронтальный опрос

              Назовите отличительные признаки животных от растений.

              Гетеротрофный тип питания – это…

              В царство животные входит сколько подцарств?

              1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

              Игра «Чёрный ящик»

              Вопрос: Антоний ван Левенгук открыл мир маленьких существ. Только при помощи этого прибора.

              Как вы думаете, а зачем этот прибор нам на уроке.

              Правильно мы будем изучать царство Одноклеточные.

              (Записать тему урока в тетрадь)

              Тема. Общая характеристика Простейших.

              4.Сообщение нового материала

              Попытаться сформулировать цель урока.

              Давайте вспомним наш девиз на уроке «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

              Протистология –это наука изучающая одноклеточные Эукариотические организмы.

              Откройте учебник на странице 87 и назовите, из каких типов состоит п\ц Одноклеточные.

              Мы сегодня будем учеными биологами и будем изучать п\ц одноклеточные.

              Поставить задачу: в течении всего урока найти доказательства или опровержения высказывания о том что инфузория туфелька сложноорганизованный организм.

              Перед вами карта урока с ней мы будем работать.

              Карта урока.

              Общая характеристика Простейших

              1. Тело состоит из 1 эукариотической клетки.

              Структура

              Амеба

              Инфузория-туфелька

              Оболочка

              Форма тела

              Цитоплазма

              Ядро

              Органоиды движения

              Тип питания

              Пищеварительная вакуоль

              Сократительная вакуоль

              Ротовое отверстие

              Порошица

              Наличие цисты

              Жизненный цикл

              Сообщение Ники

              (фронтальный опрос)

              Пресноводные животные. Размеры 5-6см.

              Питание
              Амёба протей питается путем фагоцитоза, поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы возникает контакт между плазмалеммой и пищевой частицей, в этом участке образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее она переходит в центральную часть клетки, где подхватывается токами цитоплазмы. Кроме фагоцитоза, амебе свойствен пиноцитоз — заглатывание жидкости. При этом образуется на поверхности клетки впячивания в форме трубочки, по которой поступает внутрь цитоплазмы капелька жидкости. Образующая вакуоль с жидкостью отшнуровывается от трубочки. После всасывания жидкости вакуоль исчезает.
              Передвижение
              Тело Амёбы протей образует выступы — ложноножки. Выпуская ложноножки в определённом направлении, амёба протей передвигается со скоростью около 0,2 мм в минуту.
              Реакция на раздражение
              Положительный таксис на пищу и свет, отрицательный на соль.
              Размножение
              Только агамное, бинарное деление. Перед делением амёба перестает ползать, у неё исчезают диктиосомы аппарата Гольджи и сократительная вакуоль. В начале делится ядро, потом происходит цитокинез. Полового процесса нет.

              5.Физкультминутка

              Ответы на вопросы да – хлопнуть, нет – топнуть

              Страна, в которой мы живём Россия – да

              У нас все мальчики в классе – нет

              Изучаем сегодня — многоклеточных – нет

              Амёба движется с помощью ресничек – нет

              Циста – это состояния покоя – да.

              Нам интересно на уроке –

              Гимнастика для глаз.

              6. Лабораторная работа

              Тема: Строение инфузории- туфельки

               

               

              Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

              Оборудование: Культура инфузории туфельки, готовый материал о простейших, микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты.

               

              Техника безопасности:

               

              1. Микроскоп должен располагаться на расстоянии 5-8 см от края стола.

              2. Свет направляется зеркалом в отверстие предметного столика.

              3. Поместив препарат на предметный столик, пользуясь винтом, опустите тубус так, чтобы нижний край объектива находился на 1-2 мм от препарата.

              4. Смотря  в окуляр, медленно поднимайте тубус пока не появиться четкое изображение предмета.

              5. После работы уберите предметное стекло, промойте его водой или поместите в специально отведенную для этого ванночку, готовые препараты необходимо убрать в коробку.

              6. После работы микроскоп убрать в футляр.

              7. При работе с предметными стеклами и готовыми препаратами следует проявлять осторожность, чтобы не разбить их.

              Инструктивная карточка

              Ход работы:

              1. Прочитайте дополнение. 

              1.1. Поместите на предметное стекло каплю культуры инфузории туфельки

              2. Накройте каплю покровным стеклом. Рассмотрите препарат, обратите внимание на форму тела простейших.

              3. Рассмотрите готовые препараты на презентации. Сравните увиденное с рисунками и таблицами. Определите передний (тупой) и задний (заостренный) конец, предротовое углубление.

              4. Зарисуйте инфузорию туфельку.

              5. Сделайте вывод об особенностях строения и передвижения инфузории туфельки. Для этого сформулируйте ответы на вопросы:

              А) По каким признакам инфузорию можно назвать животным

              Б) Можно ли инфузорию назвать более сложноорганизованным животным по сравнению с амёбой и почему.

               Лабораторная работа

               

              Тема: Строение инфузории- туфельки

               

               

              Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки.

              Оборудование: Культура инфузории туфельки, готовый материал о простейших, микроскоп, предметные стекла, кусочек ваты.

               

              Выводы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Записать в словарь терминов: псевдоподии, реснички, макронуклеус, микронуклеус, пелликула.

              Дополнение.

              Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.

              Конъюгация

              Бесполое размножение повторяется много раз подряд, но время от времени в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс, который носит характер конъюгации . Главное отличие конъюгации инфузорий заключается в том, что она представляет временное соединение двух инфузорий. Последние обмениваются частями своего ядерного аппарата, после чего расходятся. Полного слияния конъюгирующих особей не происходит, поэтому их нельзя приравнять к гаметам прочих простейших. Во время конъюгации инфузории сходятся попарно и чаще всего прикладываются друг к другу брюшной стороной.

              У некоторых видов на месте соприкосновения пелликула обеих особей растворяется и между конъюгантами образуется более или менее широкий соединительный цитоплазматический мостик. У других видов во время конъюгации целостность пелликулы не нарушается.

              Существенные изменения во время конъюгации претерпевает ядерный аппарат. Макронуклеус конъюгантов распадается на части и постепенно резорбируется в цитоплазме. Микронуклеус сначала делится дважды. Это мейоз, во время которого происходит редукция числа хромосом, и диплоидный комплекс их превращается в гаплоидный, далее три из четырех ядер разрушаются и резорбируются в цитоплазме, а четвертое снова делится.

              В результате каждый конъюгант обладает двумя ядрами, происшедшими из микронуклеуса. Это половые ядра — пронуклеусы. Одно из них (мигрирующее, или мужское) покидает конъюгант и переходит в соседнюю особь, где и сливается с единственным оставшимся в нем стационарным (женским) ядром; то же происходит и в другом конъюганте. Оба половых ядра (стационарное и мигрирующее) сливаются, и таким образом восстанавливается диплоидный комплекс хромосом. У некоторых инфузорий на мигрирующем ядре появляется на одном конце острый носик, на другом — хвостообразный вырост и оно по строению становится похожим на живчик, лишний раз подтверждая мужскую природу мигрирующего ядра.

              Так, к концу конъюгации каждый конъюгант имеет по одному ядру двойственного происхождения, или синкарион . Примерно в это время инфузории отделяются друг от друга. У разошедшихся конъюгантов (которые теперь называются эксконъюгантами) происходит процесс реконструкции нормального ядерного аппарата. Он довольно сложен и в деталях протекает неодинаково у разных видов инфузорий. Сущность его сводится к тому, что синкарион митотически делится один, два или три раза и часть ядер — продуктов деления — становится микронуклеусами, другая часть преобразуется в макронуклеусы. Процесс преобразования продуктов деления синкариона в макронуклеусы выражается прежде всего в повышении содержания ДНК, в основе которого лежит многократная репликация макромолекул. В развивающемся макронуклеусе появляются многочисленные ядрышки, которые в микронуклеусах и синкарионе отсутствуют. После завершения реконструкции ядерного аппарата инфузории вновь приступают к бесполому размножению.

              Выводы сделали,

              7 . Закрепление (таблицу заполнили.), см. карту урока.

              Если останется время, то работа с текстом и кроссворд.

              8. Подведение итогов

              Ответить на вопросы 1-5 на стр.98 учебника. Рабочая тетрадь выполнить задание№49, №51.

              *подготовить сообщение с презентацией Темы «Эвглена зелёная», «Малярийный плазмодий», «Раковинные амёбы»

              infourok.ru

              Лабораторные работы для 7 класса

              Лабораторные работы по биологии

              7 класс

              Биология 7 класс «Методические рекомендации по проведению лабораторных работ» г. Рудный 2015 год

              Составитель: Кургамбекова Д.Е.- учитель первой категории

              КГУ «Школа-гимназия №10» акимата города Рудного.

              Методическое пособие представляет собой сборник лабораторных работ по биологии, согласно новой программе 7 класса за 2013 год, при использовании учебника, авторами которого являются К.Кайым, Р.Сатимбеков, А.Ахметов, Ж.Кожантаева. Проведение лабораторных работ приближено к условиям школы и возможностям кабинета биологии.

              Правила техники безопасности.

              1. Действия учащихся перед началом работы

              Перед тем, как приступить к выполнению работы, учащемуся необходимо: ознакомиться с порядком проведения опыта и мерами безопасности при работе; проверить наличие и надежность приборов, посуды, инструментов, препаратов, необходимых для выполнения лабораторной работы.

              1. Меры безопасности при выполнении работы

              • При использовании стеклянного лабораторного оборудования (предметных и покровных стекол) не допускаются сильные нажатия на хрупкие стенки посуды. Предметные стекла следует легко брать за края во избежание ранения пальцев. Используя влажные препараты, коллекции, гербарии, модели, чучела, скелеты, а также различные приборы ( микроскопы, лупы и другие), обращаться с ними осторожно и применять только по назначению.

              • Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, необходимо соблюдать осторожность при использовании колющих и режущих инструментов. Разрешается брать инструменты только за ручки, нельзя направлять их заостренные концы на себя и соседей.

              3. Действия учащихся по окончании работы

              По окончании работы учащийся обязан:

              • сдать учителю или лаборанту приборы и препараты, использованные в лабораторной работе;

              • тщательно вымыть руки с мылом.

              Лабораторная работа №1

              Рассмотрение простейших организмов в капельке воды из открытого водоёма или аквариума.

              Цель: изучить строение тела инфузории-туфельки, как одноклеточного организма.

              Оборудование: приготовить микропрепарат или использовать готовый микропрепарат «Парамеции», микроскоп.

              Задания:

              1. Вспомните правила работы с микроскопом и правила приготовления микропрепарата. Установите микроскоп в рабочее положение.

              2. Приготовьте микропрепарат или расположите готовый микропрепарат на предметный столик и рассмотрите инфузорию-туфельку.

              3. Нарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите названия частей тела.

              4. Перечислите признаки, характерные для инфузории, как о простейшем организме.

              Лабораторная работа № 2

              Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя.

              Цель: выявить особенности внешнего строения дождевого червя, выделить черты более высокой организации по сравнению с кишечнополостными.

              Оборудование: лупа, чашка Петри, фонарик, живые черви*.

              Задания:

              1. Рассмотрите дождевого червя под лупой, опишите его внешнее строение. Что обозначено под № 1-3?

              2. Понаблюдайте за движением червя, прикоснитесь к нему палочкой, осветите его фонариком. Наблюдения запишите в тетрадь.

              3. Сделайте вывод о внешнем строении и ответных реакциях червя.

              *Червей можно приобрести в магазине «Рыбак»

              Лабораторная работа № 11

              Изучение внешнего строения млекопитающего. Изучение скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения.

              Цель: выявить признаки, характерные для млекопитающих, развивать навыки сравнения.

              Оборудование: рисунки млекопитающих, скелеты животных.

              Задания:

              1. Изучите внешнее строение млекопитающих, найдите характерные признаки.

              2. Сравните скелеты птицы и млекопитающих, найдите отличительные особенности (рис. 162, 151 учебника).

              3. Рассмотрите рисунки головного мозга, сердца птицы и млекопитающего, сравните. Сделайте вывод.

              Лабораторная работа № 10

              Изучение строения куриного яйца

              Цель: изучить строение куриного яйца.

              Оборудование: лупа, чашка Петри, куриное яйцо, рисунки яиц птиц.

              Задания:

              1. Рассмотрите форму яйца и поры через лупу. Опишите увиденное.

              2. Аккуратно разбейте яйцо в чашку, опишите его отделы.

              3. Нарисуйте яйцо, подпишите части яйца.

              4. Сделайте вывод о взаимосвязи строения яйца с выполняемыми функциями.

              Лабораторная работа № 3

              Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Изучение строения раковины.

              Цель: сравнить внешнее строение моллюсков, выявить характерные признаки, изучить строение раковин разных моллюсков.

              Оборудование: коллекция раковин моллюсков (можно рассмотреть живых улиток из аквариума)

              Задания:

              1. Рассмотрите коллекцию раковин, найдите общие черты в строении раковин.

              2. Сделайте рисунок улитки, подпишите устье и вершину.

              3. Рассмотрите раковину беззубки, найдите верхушку раковины.

              4. Сделайте вывод о характерных признаках внешнего строения моллюсков.

              Беззубка

              Лабораторная работа № 4

              Внешнее строение комнатной мухи.

              Цель: изучить внешнее строение насекомого на примере мухи комнатной.

              Оборудование: коллекция насекомых, картинки, фотографии насекомых.

              Задания:

              1. Рассмотрите предложенные вам коллекции, рисунки и фотографии насекомых.

              2. Найдите конечности, обратите внимание на их строение. Сколько их?

              3. Сколько отделов тела у насекомых?

              4. Есть ли органы чувств у насекомых? (усы, усики, глаза сложные или простые?)

              5. Запишите вывод по схеме:

              У насекомых…  конечности, их … пары.

              Летают с помощью …

              Тело состоит из 3 частей: …, …, ….

              На голове органы чувств: глаза …, усики …

              Заполните таблицу: 

              Способ передвижения

              Ротовые органы

              Способ питания

              Органы чувств

              Среда обитания

               

               

               

               

               

              Лабораторная работа № 9

              Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы.

              Цель: выявить во внешнем строении и скелете птиц признаки, связанные с приспособленностью к полёту; изучить строение пера.

              Оборудование: чучела и рисунки птиц, перья разных видов птиц.

              Задания:

              1. Рассмотрите птиц, из каких частей состоит тело птицы?

              2. Изучите перья птиц, нарисуйте перо и обозначьте стержень, опахало, очин.

              .

              1. По рисунку 151 учебника изучите скелет птицы. Найдите признаки, связанные с приспособленностью к полёту.

              2. Сделайте вывод о взаимосвязи внешнего и внутреннего строения птицы в связи с полётом

              Лабораторная работа № 8

              Изучение внешнего строения ящерицы. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

              Цель: установите особенности внешнего строения ящерицы с наземным образом жизни, выявите изменения в скелете ящерицы.

              Оборудование: рисунки, скелет ящерицы и лягушки.

              Задания:

              1. По рисунку сделайте сравнительный анализ внешнего строения ящерицы и лягушки.

              2.Сравните скелет ящерицы со скелетом лягушки.

              Параметры сравнения

              Скелет ящерицы

              Скелет лягушки

              Череп

              Отделы позвоночника:

              Шейный

              Грудная клетка

              Скелет конечностей

              3.Найдите во внешнем строении и скелете ящерицы признаки, связанные с наземным образом жизни.

              Лабораторная работа № 5

              Изучение насекомых — вредителей сада и огорода.

              Цель: выяснить, какие насекомые наносят вред растениям сада и огорода.

              Оборудование: коллекции насекомых, рисунки насекомых – вредителей.

              Задания:

              1. Рассмотрите коллекции насекомых.

              2. Определите названия насекомых на рисунках.

              3. Какой вред они наносят растениям?

              4. Сделайте вывод о методах борьбы с насекомыми – вредителями.

              Лабораторная работа № 6

              Наблюдение за живыми рыбками. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы и внутреннего строения рыб.

              Цель: выявить особенности внешнего и внутреннего строения рыб, связанные с приспособлениями к жизни в воде.

              Оборудование: лупа, аквариумные рыбки, рисунки или чучело рыбы.

              Задания:

              1. Рассмотрите внешнее строение рыбы, определите окраску тела.

              2. Сделайте рисунок и обозначьте отделы тела.

              3. Рассмотрите чешую рыбы. Каково значение чешуи?

              4. Изучите внутреннее строение рыбы по рис.137, рассмотрите скелет рыбы.

              5. Сделайте вывод о признаках внешнего и внутреннего строения рыбы, в связи с жизнью в воде.

              Лабораторная работа № 7

              Изучение внешнего и внутреннего строения лягушки.

              Цель: изучить внешнее и внутреннее строение лягушки; выявить характерные признаки лягушки в связи с наземным образом жизни.

              Оборудование: влажные препараты, рисунки.

              Задания:

              1. Рассмотрите лягушку, опишите внешнее строение. Из каких 4отделов состоит её тело?

              2. Рассмотрите скелеты лягушки и рыбы. Найдите черты сходства и различия.

              3. Изучите внутреннее строение лягушки. Заполните таблицу:

                Система органов

                Названия органов

                Кровеносная

                Дыхательная

                Пищеварительная

                Выделительная

              4. Сделайте вывод о признаках лягушки в связи с наземным образом жизни.

              infourok.ru

              Лабораторная работа №1. Строение инфузории-туфельки и других одноклеточных животных цель

              ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
              №1. СТРОЕНИЕ ИНФУЗОРИИ-ТУФЕЛЬКИ И ДРУГИХ
              ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

              Цель. Изучить
              строение инфузории туфельки и других
              одноклеточных животных; выявить признаки
              сходства представителей простейших.

              Оборудование.
              Таблицы с изображение простейших,
              пластилин, проволока, ножницы.

              Ход работы.

              1. Рассмотрите рисунки
              строения амебы обыкновенной, эвглены
              зеленой, инфузории туфельки.
              Зарисуйте
              строение каждого простейшего в тетрадь
              для лабораторных работ.

              Амеба
              обыкновенная Инфузория туфелька

              2. Сравните одноклеточные
              организмы и дополните таблицу.

              Признаки для сравнения

              Организмы

              Амёба обыкновенная

              Эвглена зеленая

              Инфузория туфелька

              Ядро

              +

              Оболочка

              +

              Цитоплазма

              +

              Пищеварительная вакуоль

              Сократительная вакуоль

              +

              Хлоропласты

              Светочувствительный глазок

              Клеточный рот

              _

              Органоиды движения

              Ложноножки

              3. Сделайте из пластилина
              или другого подручного материала модели
              амебы обыкновенной, эвглены зеленой,
              инфузории туфельки.

              4. Сделайте вывод и
              запишите его в тетрадь.

              Вывод. У всех
              одноклеточных животных есть _________,
              ____________ и ___________. Основной способ
              размножения __________, но встречается и
              ___________. Среда обитания — __________________.

              Домашнее задание.

              Прочитайте параграфы
              3 и 4.

              Ответьте на вопрос через
              форму на сайте /

              * Представьте себе, что
              амеба утратила способность к образованию
              ложноножек. Что с ней может произойти?

              gigabaza.ru

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *