История России 17-18 века Учебник 7 класс Пчелов
История России 17-18 века Учебник 7 класс Пчелов — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ФГОС
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА
Е.В. Пчелов
ИСТОРИЯ
РОССИИ
XVII — XVIII ВЕКА
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
(экспертное заключение РАН № 10106-5215/552 от 14.10.2011 г., экспертное заключение РАО № 01-5/76-607 от 24.10.2011 г.)
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Москва
«Русское слово» 2012
УДК 373.167.1:94(47)-^07(075.3) ББК 63.3(2)
П92
Редакционный совет издания:
П.Г. Гайдуков, доктор исторических наук, член-корр. РАЯ, заместитель директора Института археологии РАН; Н.А. Макаров, доктор исторических наук, академик РАН, директор Института археологии РАН;
Ю.А. Петров, доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН
Методический аппарат —
доктор педагогических наук О.Ю. Стрелова
Художественное оформление, макет — С.Н. Якубовский
Пчелов Е.В.
П92 История России. XVII—^XVIII века: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.В. Пчелов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 240 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).
ISBN 978-5-91218-703-2
Учебник кандидата исторических наук Е.В. Пчелова знакомит учащихся с историей России XV1I-XVIII веков. Основной текст, документы и иллюстрации учебника благодаря системе разнообразных вопросов и заданий помогают школьникам активно и творчески изучать историю своей Родины, развивать познавательные и коммуникативные умения, применять новые знания в учебной и социальной деятельности; способствуют осознанию своей гражданско-национальной идентичности.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, является частью учебно-методического комплекта «История» и входит в новую систему учебников «Инновационная школа». Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.
УДК 373.167.1:94(47)*07(075.3) ББК 63.3(2)
ISBN 978-5-91218-703-2
Е.В. Пчелов, 2012
ООО «Русское слово — учебник», 2012
Дорогие ребята!
Вам предстоит пройти немалый путь, изучая историю нашей страны в XVII-XVIII веках. В этом вам поможет учебник, который мы постарались сделать интересным, полезным и удобным. Его текст делится на разделы и параграфы. Каждый параграф тоже делится на части — пункты.
В начале каждого раздела помещены ключевые вопросы. Ответить на них вы сможете, применяя знания, полученные в ходе изучения тем раздела. Проверить, насколько хорошо вы справились с изучением той или иной темы, вы сможете, отвечая на вопросы после каждого пункта и выполняя задания в конце параграфов и разделов.
Лучше представить изучаемую эпоху вам помогут отрывки из подлинных исторических источников, данных в рубрике «Документ». Для любознательных предназначена рубрика «Это интересно», где приводятся занимательные факты и подробности, которыми так богата история России.
Ориентироваться во времени и пространстве при изучении истории вам помогут основные даты, данные в конце учебника, и карты. Все новые слова и понятия в тексте параграфа выделены курсивом и объясняются в словаре основных понятий в конце учебника.
Пусть ваша работа будет увлекательной и успешной!
Условные обозначения
— ключевые вопросы раздела
— вопросы и задания к пункту параграфа
— вопросы и задания к параграфу М — рубрика «Это интересно»
^ — рубрика «Документ»
О — вопросы к рубрике «Документ»
— вопросы и задания к разделу
ш
РОССИЯ в НАЧАЛЕ XVII ВЕКА
Ок. 5 тыс. лет назад
Наша эра
Первобытность
Древний мир
Среди
Возникновение человечества — ок. 2 млн лет назад
Границы Российского государства в конце 80-х гг. XVI в.
Что способствовало превращению России в одну из великих мировых держав к концу XVIII века?
Конец XV в.
XX в.
ка
Новое’ время
Новейшее время Современность
XVII в. XVIII в.
История России в Новое время
Вы продолжаете изучение истории нашего Отечества. Теперь вы знаете, как возникло Российское государство, как оно прошло через тяжёлые испытания — нашествия и войны, как превратилось в мощную державу. В этом году вы будете знакомиться с историей России в Новое время.
Вы уже подробно изучили особенности этого периода для стран Европы и Азии и знаете, что в XVI-XVII веках во многих странах Европы происходили значительные перемены. Европейские мореплаватели и путешественники открывали новые, ранее неизвестные им страны. Устои феодального, традиционного общества постепенно разрушались. Всё большее распространение получал наёмный труд на мануфактурах, росла торговля. У европейцев появились различные технические новинки (огнестрельное оружие, доменные печи и т.д.), порой значительно менявшие характер деятельности человека. Расширялся кругозор европейских учёных и мыслителей, ощущавших наступление новой исторической эпохи.
Россия как часть общеевропейской цивилизации не могла остаться в стороне от веяний Нового времени. Но в нашей стране перемены происходили не так быстро и первоначально были не так значительны.
Большинство отечественных историков считают, что для России Новое время началось в начале XVIII века с преобразований царя Петра I. Однако появление и вызревание новых черт в обществе и государстве происходило и ранее, на протяжении XVII века.
Необходимость отстаивать независимость страны от внешних врагов — Речи Посполитой, Швеции, Османской империи — побуждала российских самодержцев в первую очередь осуществлять нововведения в военном деле. Отсутствие выхода к морям, небольшая численность городского населения замедляли в России развитие торговли и промышленности. Поэтому именно государство своей военной мощью, а также экономической поддержкой пробивало дорогу русскому купечеству на Запад и на Восток, способствовало созданию мануфактур, а впоследствии — и фабричного производства.
Всё это сопровождалось централизацией власти, укреплением самодержавия российских государей, дальнейшим усилением бюрократии в жизни общества, ростом налогового гнёта и укреплением крепостного права.
Эти особенности определили характер развития нашей страны в Новое время, когда она стала Российской империей, превратившись в одну из ве-
ликих держав Европы не только в военно-политическом, но и в экономическом и культурном отношениях.
О том, как были преодолены трудности, как росло могущество России, крепла её государственность, обогащалась культура, вы и узнаете на страницах этого учебника.
1. Кратко охарактеризуйте период Нового времени. Что нового появилось в экономике, политике, общественной и духовной сферах по сравнению со Средневековьем?
2. Когда в России началась эпоха Нового времени? Назовите особенности развития нашей страны в этот период.
3. Рассмотрите форзацы учебника. Какие имена и события российской истории этого времени вам уже знакомы?
4. Просмотрите иллюстрации и документы учебника. Какие типы источников помогут вам в изучении истории России XVII-XVIII веков?
РАЗДЕЛ I
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Почему события начала XVII века вошли в историю России под названием Смутного времени?
Какие беды и несчастья Смута принесла российскому народу и как он смог преодолеть её?
Каковы были исторические уроки и последствия Смутного времени для Российского государства и общества?
§ 1. В ПРЕДДВЕРИИ СМУТЫ
Вспомните, что такое опричнина. Каковы были её последствия для нашей страны?
Палаты угличских удельных князей
1. Предпосылки Смуты. На рубеже XVI-XVII веков Россия находилась в тяжёлом состоянии. Опричная политика Ивана Грозного страшным ударом обрушилась на страну. Хозяйство пришло в упадок.
Разрухе способствовала и затяжная, неудачная Ливонская война (1558-1583). Многие люди, спасаясь, бежали на южные окраины государства, где пополняли ряды казаков. Среди них росло недовольство, просыпался бунтарский дух. Своим положением были не удовлетворены и дворяне. Мелкие и средние помещики требовали отмены урочных лет сыска беглых, т.е. полного прикрепления крестьян к земле, приращения земли к поместьям. Они добивались больщего участия в рещении государственных дел.
Накопивщиеся проблемы породили период хаоса и разрухи в стране. В исторической науке его называют Смутным временем или просто Смутой.
Одной из главных причин Смуты был возникший в конце XVI века династический кризис.
Каковы были предпосылки наступления Смутного времени в России?
2. Конец царской династии Рюриковичей. Когда Иван Грозный умер, у него осталось двое сыновей. Старший, Фёдор, стал новым русским царём. Младшему, Дмитрию, было всего полтора года. Во владение ему дали город Углич, туда и отправили маленького царевича с матерью — последней женой Ивана Грозного — Марией Нагой.
Большим влиянием при царе Фёдоре пользовался брат его жены Ирины — Борис Фёдорович Годунов. Он всеми способами стремился упрочить свою власть, а может быть, и сам надеялся в будущем занять трон.
Царевич Дмитрий от рождения страдал тяжёлым недугом — эпилепсией. Временами с царевичем случались припадки. Его бросало оземь и било в страшных судорогах.
Днём 15 мая 1591 года жители Углича услышали набат, который созывал их на главную площадь города. Оказалось, что во дворе терема, где жил с матерью царевич, стряслась беда. Выбежавшая на крик няньки Мария Нагая увидела, что мальчик лежит на земле, истекая кровью. Мария исступлённо закричала, что её сына зарезали. Горожане по наущению родственников царицы тут же убили тех, кого заподозрили в преступлении.
Вскоре в Углич прибыла специальная комиссия во главе с боярином Василием Ивановичем Шуйским. Она провела расследование, результат которого был однозначен — царевич играл с ножиком, и в это время у него случился припадок. Падая, мальчик наткнулся на остри
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Trojden | Основные понятия: Пчелов Е. В.
Бояре — высший слой землевладельцев, первые чины Боярской думы, занимавшие важнейшие должности в государственном и военном управлении.
Боярская дума — постоянный высший совет при царе.
Воевода — военачальник, возглавлявший полк или отряд; царский наместник в городе.
Гвардия — отборная, привилегированная часть армии, ближайшее воинское окружение императора.
Генерал-прокурор — высший чиновник, возглавлявший Сенат.
Генерал-фельдмаршал — высший воинский чин в российской армии.
Гетман — командующий армией в Польше; глава казацкого войска на Украине.
Губерния — основная административно-территориальная единица с начала XVIII в., губернии состояли из уездов.
Дьяки — начальники канцелярий различных ведомств.
Засечная черта — оборонительное сооружение на южных и юго-восточных рубежах Русского государства.
Земский собор — высшее сословно-представительное учреждение, собираемое нерегулярно для решения важнейших государственных вопросов.
Император — высший титул монарха, правителя империи, в России с 1721г.
Коллегии — центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Учреждены Петром I.
Мануфактура — промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.
Местничество — порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков, а не за личные заслуги.
Обер-прокурор — сановник, возглавлявший Синод.
Окольничий — второй (после боярина) чин Боярской думы.
Парсуна — условное наименование произведения портретной живописи, сохраняющего приёмы иконописи.
Патриарх — глава Православной церкви.
Подьячий — канцелярский служащий в приказах и местных государственных учреждениях.
Посессионные крестьяне (от лат. «владение») — крестьяне, принадлежавшие частным предприятиям, на которых они работали.
Приказ — орган центрального управления в Российском государстве, ведавший определённой сферой государственной жизни или определённой территорией.
Приписные крестьяне — крестьяне, обязанные работать на казённых и частных предприятиях в счёт уплаты податей.
Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики.
Рейтары (от нем. «всадник») — вид тяжёлой кавалерии в армии.
Сенат — высший государственный орган, подчинённый императору.
Синод — высший государственный орган, ведавший делами Русской православной церкви.
Скоропись — основной тип письма XVI—XVIII вв.
Стрельцы — служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием.
Уезд — административно-территориальная единица, состоял из волостей, тяготевших к какому-либо центру, с XVIII в. входил в состав губернии.
Целовальник — должностное лицо, избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых и судебных обязанностей.
trojden.com
Trojden | Пчелов Е. В.: Учебник по истории России. XVII — XVIII века
Прочитать описание
Учебник кандидата исторических наук Е.В. Пчелова знакомит учащихся с историей России XVII-XVIII веков. Основной текст, документы и иллюстрации учебника благодаря системе разнообразных вопросов и заданий помогают школьникам активно и творчески изучать историю своей Родины, развивать познавательные и коммуникативные умения, применять новые знания в учебной и социальной деятельности; способствуют осознанию своей гражданско-национальной идентичности.
Раздел I. Смутное время
§1. В преддверии Смуты
§2. Лжедмитрий I
§3. Царь Василий Шуйский
§4. Лжедмитрий II
§5. Междуцарствие (1610-1612)
§6. Второе ополчение и освобождение Москвы
Раздел II. Россия при первых Романовых
§7. Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645)
§8. Царь Алексей Михайлович (1645-1676)
§9. Россия в XVII веке
§10. Присоединение Украины к России
§11. Раскол в Русской православной церкви
§12. Народные волнения в 1660-1670-е годы
§13. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке
§14. Просвещение, литература и театр в XVII веке
§15. Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке
Раздел III. Эпоха реформ Петра I
§16. Наследники Алексея Михайловича
§17. Начало правления Петра I
§18. Начало Северной войны
§19. Перелом в Северной войне
§20. Конец Северной войны
§21. Государственные преобразования Петра I
§22. Экономика при Петре I
§23. Народные движения при Петре I
§24. Преобразования в области культуры и быта
§25. Династия Романовых в первой четверти XVIII века
Раздел IV. Россия после Петра Великого
§26. Последние годы жизни императора. Личность Петра I
§27. Правление Анны Иоанновны (1730-1740)
§28. Императрица Елизавета Петровна (1741-1761)
§29. Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века
Раздел V. Золотой век Екатерины Великой и правление Павла I
§30. Император Пётр III (1761-1762)
§31. Екатерина II. Личность и эпоха
§32. Внешняя политика при Екатерине II
§33. Восстание Е.И. Пугачёва (1773-1774)
§34. Внутренняя политика Екатерины II
§35. Правление Павла I (1796-1801)
§36. Просвещение и наука во второй половине XVIII века
§37. Литература и искусство во второй половине XVIII века
Заключение
Основные даты
Основные имена
Основные понятия
trojden.com