7 класс

История 7 класс беларусь – История Беларуси. ХVI — ХVIІІ вв. 7 класс | Скачать

7 класс – История Беларуси

Раздел I

Белорусские земли в первой половине XVI в.

Развитие государственного строя Великого Княжества Литовского.

Политическое положение Великого Княжества Литовского.

Хозяйственное оживление.

Социальные процессы в Великом Княжестве Литовском.

Церковь и религия. — План-конспект урока, План-конспект урока

Культура.

Раздел II

Белорусские земли в середине ХVI —  первой половине ХVII в.

Ливонская война.

Образование Речи Посполитой. — План-конспект урока

Политическое положение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой.

Внешняя политика Речи Посполитой в первой половине ХVII в.

Сельское хозяйство.

Городская жизнь.

Реформация и Контрреформация.

Берестейская церковная уния.

Культура.

Этнические процессы.

Раздел III

Белорусские земли во второй половине ХVII —  первой половине ХVIII в.

Казацко-крестьянская война 1648—1651 гг. на белорусских землях.

Война России с Речью Посполитой 16541667 гг.

Особенности развития белорусских земель в последней трети XVII в.

Северная война 1700—1721 гг. на белорусских землях.

Общественно-политическая жизнь в первой половине XVIII в.

Социально-экономическое развитие в первой половине XVIII в.

Образование, наука и общественно-политическая мысль.

Литература и искусство..

Раздел IV

Белорусские земли во второй половине ХVIII в.

Экономическое развитие.

Политический кризис в Речи Посполитой. — План-конспект урока

Попытки политических реформ в Речи Посполитой.

Восстание 1794 г. на белорусских землях. — План-конспект урока

Культура.

Дополнительно:

gisdapamoga.bspu.by

История Беларуси 7 класс Материальная и духовная культура

История Беларуси 7 класс

Тема: Материальная и духовная культура

 

Цели: познакомить учащихся с материальной и духовной культурой в ВКЛ

Задачи:1)учить определять характерные черты романского и готического стилей; характеризировать замок-кастель; видеть в чем проявлялись древнерусские традиции в декоративно-прикладном искусстве белорусских земель;

2) равивать внимание и интеллектуальные способности;

3)воспитывать патриотические чувства, уважение к материальной и духовной культуре.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-беседа с использованием ИКТ.

Методы обучения:

·        по источнику передачи и восприятия учебной деятельности – словестные, наглядные, практические.

·        по степени самостоятельности мышления – репродуктивные и проблемно-поисковые.

Формы организации учебной деятельности:

·        индивидуальная;

·        фронтальная:

·        коллективная.

Планируемая деятельность учителя:

·        целеполагание и мотивация учебной деятельности;

·        информационная;

·        обучающая, корректирующая, контролирующая, оценивающая;

·        организация работы с видеофрагментом, презентацией.

·        комментирование домашнего задания.

Планируемая деятельность учащихся:

·        обсуждают цель урока, отвечают на вопросы учителя;

·        работают индивидуально и коллективно, решают проблемные логические задачи, делают выводы;

 Оборудование: История Беларуси: вторая половина 13- первая пол. 14в. : учеб. Пособие для 7-го кл. общеобразоват. Учереждений с рус. Яз. обучения/ Г. В. Штыхов, Ю. Н. Бохан, М. А. Краснова; под ред.т Ю. Н. Бохан. – Минск: Нар. Асвета, 2009. – 159с.

-иллюстрации

Ход урока:

1.     Организационный момент

      2. Вступительное слово учителя

У.:  Сегодняна уроке у нас присутствуют гости, повернитесь  к ним и подарите свои улыбки. 

=Ребята,  я хочу вам задать несколько вопросов.

=  С  каким настроением вы пришли на урок?

=  Чего вы ждете от этого урока?

=  Скажите, от чего  зависит успех урока? (внимания, активности, трудолюбия).

Тогда давайте с вами поработаем так, чтобы  вы были удовлетворены результатами своей работы на уроке..

 

3.      Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы  познакомились с этнической и конфессиональной политикой ВКЛ.  Чтобы  вспомнить чему мы научились на прошлом  уроке  я предлагаю поработать  по следующему  плану:

1.     Разноуровневые задания по карточкам – 4 ученика.  (10 минут)

2.     Тестовые задания на компьтере – 1 ученик.

3.     Выполнение теста с приминением интерактивной доски – 1 ученик. 

І. ВКЛ как многонациональное государство.

1.           Объясните, почему ВКЛ можно назвать многонациональным государством.

2.           Назовите балтские племена.

3.           В каком веке славянские племена кривичей, дреговичей, волынян колонизировали Верхнее Понеманье?

4.           Назовите и покажите на карте какие города они основали?

5.           Назовите отличительные черты древнерусской общности.

6.           Когда и почему начался процесс выделения населения белорусских земель в отдельную народность?

7.           Что такое народность?

ІІ.. Какова была роль православной церкви в ВКЛ?

 

8.  Какая религия была у балтского и литовского населения ВКЛ?

9. Что такое язычество?

10. Назовите главных литовских богов?

10. Какая религия была у славянского населения?

11.  Кто являлся высшим руководителем православнойт церки?

12.  Что такое епархия?

13.  Кто находился  во главе православной церкви ВКЛ?

14.  Как литовцы относились к религии восточных славян?

15.  Что значит религиозная терпимость? 

ІІІ.  Начало распространения католичества. 

16. Кто первым в ВКЛ принял католичество и попытался организовать римско-католическую церковь?

17.  Чем было вызвано само крещение Миндовга в католичество?

18.  При каком князе в ВКЛ была разрешена проповедническая деятельность католических монахов?

19. Как изменилось положение православия после заключения Кревской унии 1385г.? 

Какой вывод мы можем сделать по пройденному материалу. 

Вывод: Католическая церковь в конце 14 века еще не имела значительного влияния. Но с заключением династичекской унии – (Кревской унии) 1385 года ситуация изменилась. Ягайло становится польским королем, принимает католичество и издает привилей, дающей католической церкви чрезвычайные права. С этого времени католическая церковь превратилась в главенствующую конфессию (религию) в государстве. 

Ребята, обратите внимание на доску.

–         Что вы здесь видите?

–         Знакомы ли они вам? 

–         Где вы их могли видеть?

     –      Можете ли вы предположить о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 

4.  Изучение нового материала.

У.:  Тема  сегодняшнего  урока: Материальная и духовная культура.

                                                   План.

1.     Архитектура.

2.     Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

3.     Быт населения.

 

–   Изучив на уроке данную тему мы должны ответить на вопрос:

= С чем было связано развитие материальной и духовной культуры ВКЛ в 13-14 веках.

 

 

            –   Вспомните, что такое культура?

            (культура в широком смысле этого слова обозначает все то, что было создано руками и разумом наших предков в отличие от того, что создала природа).

             

Что, вы, понимаете под материальной и духовной культурой?

(Если под материальной

культурой понимается предметно-физический

мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные

руками человека природные вещества и объекты), то в качестве

культуры духовной выступают те явления, которые связаны с

сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психол. деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п) 

Архитектура.

В искусстве белорусских земель второй половины 13-14 в. нашли продолжение традиции предыдущего времени. На территорию Беларуси в этот преиод стали  более активно проникать западноевропейские художественные стили – романский и готический. Борьба с внешней опасностью  вызвала  строительство замков, которые в западноевропейской архитектуре  назваются замки-кастели и представляли собой четырехугольные мощные строения, основу которых составляли каменные стены. За ними могли найти убежище  не только защитники замка, но и  население близлежащих деревень. По углам замков могли располагаться башни, обычно одна или две. Замки – кастели принадлежат к романскому стилю.

-Что, вы, понимаете под романским стилем?

(Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в

Западной Европе в X—XII веках, один из важнейших этапов                  

развития средневекового европейского искусства.. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание выглядит прочным и основательным, этому способствуют массивные стены с узкими проёмами.Так же характерна полукруглая арка.

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. 

Значительным памятником белорусской оборонительной архитектуры является Гродненский замок (11 век). Стены имели толщину 3 метра, длина стен около 300 метров. 

Самым древним и большим является Новогрудский замок, котрый имел 7 башен. 

В первой половине 14 века строятся замки-кастели в Лиде и Креве.

В Кревском замке, например, толщина стен достигала 3 м., а высота более 13 м.  Башня, которая выступала за периметр стен, получила название “Княжеской” или “Башня Кейстута”. Почему?

По приказу Ягайло здесь был задушен Кейстут. 

-Назовите особенности готического стиля.

 

( Характерными чертами готики являются вертикальность композиции, стрельчатая арка, узкие окна сложная каркасная система опор и

ребристый свод.Грозные башни-донжоны стояли в Каменце, Гродно, Бресте, Полоцке, Новогрудке, Турове. 

 Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна.

 

На землях Белоруси и соседней Украины начинают                                                                                           

возводиться мощные каменные башни. Наиболее известной  является Каменецкая (г.Каменец Брестской облости). Такие же башни были построены в конце 13-14 в. в Турове,Бресте, Гродно и др.

 

А сейчас я предлагаю посмотреть  видеофрагмент о Каменецкой башне.

 

ЗАДАНИЕ 1. Работа с видеороликом + это интересно с.53 + дополнительный материал (на партах)

 

Согласно летописям, Каменецкая башня возведена между 1276 и 1288 годами. По приказу галицко-волынского князя Владимира Васильковичазодчий Алекса нашел место, где вскоре появились город и Вежа с деревянным замком.

Толщина стен этого 30-метрового “столпа” достигает 2,5 м,

внешний диаметр – 13,5 м. Стоит башня на мощном фундаменте из

булыги, пересыпанной чистым мелким песком. Высота фундамента –

около 2,3 м. Башня сложена из брусчатого кирпича темно-красного и желтоватого цветов. Стены башни прорезаны бойницами. В первом

ярусе их две, во втором и третьем – по три, а в четвертом – две бойницы

 и один большой стрельчатый проем. Завершение башни – зубчатая лента…

Строили башню примерно восемь- десять лет. Башня была почти неприступна- впереди пуща с ее болотами и чащобами. Основная оборона велась сверху – камни, стрелы, смола, деготь, вар, кипяток.  Свое предназначение башня выполнила достойно. Ни литовцев в 13 в, ни крестоносцев в 14 не пустила.  Пережила три страшнейшие в те времена осады. Выстояла и страшные войны 20 столетия. Потому что строили для будущего земли, говорили и сегодняшний день не без завтрашнего. И еще строили с Богом.  Перед закладкой строители читали молитву: Господи дай  силу душе по совести построить. Дай силу зрению – красиво построить. Дай силу рукам – построить. Сам процесс укладки камня – настоящее священнодействие. Никогда не строили в дождь или даже в туманную, влажную погоду. А на зиму строящуюся башню укутывали – словно ребенка .Плели рогожку или даже солому, чтобы мороз не прихватил  мягкую еще кладку. Весной башню раскрывали и снова начинали строить.

Но главная удача строительства – месторасположение башни.  И сегодня башня почти как новая.

 

Беседа по вопросам.

 

1.     В каком городе  находится Каменецкая башня?

2.     По приказу какого князя была построена башня?

3.     Назовите имя зодчего?

4.     Сколько лет строили башню?

5.     Какую функцию она выполняла?

6.     Почему башня была почти неприступной?

7.     Почему Каменцкая башня и сегодня почти как новая?

 

 

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Вы хорошо поработали, теперь пришло время отдохнуть.

 

Быстро встали, улыбнулись.

И повыше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на место тихо сели.

 

ЗАДАНИЕ 2. Работа в  парах.

1-й ряд – пункт 2  «ИЗО и декоративно-прикладное искусство»

 Прочитать и ответить на вопросы. Задания лежат у вас на партах.

 

1.     Дайте определение декоративно-прикладное искусство ….

(это вид искусства, при котором  осуществляется , например, украшение предметов  повседневной жизни людей различными изображениями).

 

2.     В чем проявились древнерусские  традиции в декоративно-прикладном искусстве белорусских земель  во второй половине 13-14 в.?

(Изделия мелкой пластики: литые иконки, нательные, а также складные крестики, в середине которых находились мощи святых; украшения – женские височные кольца, браслеты и перстни).

 

2- ряд  – пункт 2 «ИЗО и декоративно-прикладное искусство»

Прочитать и ответить на вопросы .

1.     Какой стиль господствовал в живописном оформлении рукописных книг?  (звериный стиль)

2.     Что было характерно этому стилю? (красиво выполненные заглавные буквы – инициалы).

3.     Что вы можете рассказать о  Лавришевском и Мстижском евангелиях?

 

                                             ПРЕЗЕНТАЦИЯ

                                                (Балюк Никита)

 

3-й ряд  пункт – 3 «Быт населения»и заполните таблицу

 

          Застройки

    Питание

   Посуда

Одежда и обувь

Развлечения

-деревянные жилища

-хоз. постройки

-ремесленные

мастерские

-мясо

-мучные и крупяные блюда

-фрукты и овощи

-мёд

-глиняная посуда(горшки,

миски, кувшины)

-металлическая посуда (сковорода)

-деревянная посуда (чаши, миски, бочки)

-одежда из домотканого полотна, шкур домашнего скота

или диких животных

-туфли, сапоги из кожи

-лапти

-охота

-игра в шахматы и шашки

Вывод:

 

5  Этап закрепления и обобщения  новых знаний.

 

Задача: свести полученные знания к одному теоретическому выводу, закрепить знания учащихся.

 

Итак, мы подошли к главному вопросу нашего урока:

–         С чем было связано развитие материальной и духовной культуры ВКЛ?

1.     Со строительством оборонительных сооружений.

2.     Влияние западноевропейского искусства на оборонительное зодчество.

3.     Активное строительство замков с конца 13 века (романский ситиль).

4.     Строительство  каменных башен и замков-кастелей.

5.     Новая техника строительство костелов и церквей, элементы готики.

6.     Дальнейшее развитие древнерусского декоративно-прикладного искусства.

7.     Богатство оформления рукописных книг.

 

6.  Этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.

 

–         Параграф 10;

Дополнительное задание (по желанию)  (9-10баллов)

–         Какое из произведений искусства понравилось вам больше всего? Опишите его в форме  синквейна

–         Задание 7 на с. 53

–         К уроку “Наш край”

 

7   Рефлексия.

 

Время быстро пролетело, подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались , что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду)

Если синий, то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю”10”!

 

 

8.           Подведение итогов и выставление оценок.

 

Коментирование оценок.

Спасибо за урок!       

www.sh2.ivanovo.by

ГДЗ по истории беларуси 7 класс Штыхов, Бохан, Краснова

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

resheba.me

Учебник истории Белоруссии за 7 класс

Штыхов Г.В., Бохан Ю.Н., Краснова М.А. История Беларуси: вторая половина XIII – первая половина XVI в. 7 класс PDF (пароль-istmira)

Учебник истории Белоруссии за 7 класс охватывает период истории длиной в 200 лет. Это период нахождения Белоруссии в составе Великого Княжества Литовского. В конце XIII в. Литва подчинила себе Полоцкое княжество и иные белорусские земли.

Изначально литовцы, как и многие другие народы западной России, придерживались Православия. Это был плод деятельности чешской княгини Людмилы, проповедников Кирилла и Мефодия и др. На западнославянские земли Православие распространялось не столько из России, сколько из Византии.

Времена изменились с XI в., когда под влиянием германских рыцарей и Священной Римской Империи начался крестовый поход на восток. Сначала миссии были мирные, но с XIII в. начался этап активной интервенции рыцарей не только вдоль берега Балтийского моря, но и дальше на восток в Россию. Великое княжество Литовское стало попадать под влияние крестоносцев. Православие стало изгоняться из Литвы, об этом подробно расписано в учебнике истории Белоруссии за 7 класс

Тем не менее, Литва вначале XIV в. превратилась в один из центров (наряду с Тверью, Москвой и Новгородом), который стал претендовать на столицу собирания русских земель. Хотя, к тому времени литовцы уже достигли такого уровня влияния немецкой и католической культуры на быт, что их нельзя было уже назвать русскими.

И всё же Вильнюс пошёл на это, надеясь, что включение в состав государства русских земель поможет ему сломить наступление Тевтонского ордена с Запада и Польши с севера. Католики грозили полностью уничтожить Православие в Литве.

Однако усиливавшаяся Москва не дала Литве сделать этого, а сама Литва всё больше стала зависеть в культурном, языковом, бытовом аспекте жизнедеятельности от католиков.

И всё же между католиками не было единства. Тевтонский орден постоянно вступал в противоречия с Польшей. Польша жаждала своего усиления за счёт Литвы. В конце XIV в. создались исторические предпосылки для объединения между Польшей и Литвой против Тевтонского ордена.

В результате эта уния была заключена и в 1410 г. в Грюнвальдской битве тевтоны проиграли баталию объединённым польско-литовским силам. После этого Литва в ещё большей степени усилила свою зависимость от Польши. Православие было вытеснено католицизмом, однако Польши так и не удалось полностью поглотить Литву.

Следующие два столетия своей истории Литва решала две задачи первая: противостояние влиянию Польши и сопротивление растущей зависимости от ней. Эта зависимость выражалась, прежде всего, в экономике и культурной сфере. Она стала естественным следствием политической слабости Литвы и угрозе с запада и юга. Вторая проблема это борьба с Московским княжеством за право собирать Русь. Литва была в тисках трёх цивилизаций: католической, Православной и исламской, должна была выбрать свой путь. Угрозу для неё представляли и католики в лице Польши и немецких княжеств, и Православные в лице Москвы, и Османская Империя и Крымское ханство в лице ислама.

Далее в учебнике истории Белоруссии за 7 класс идет повествование о том, что в XVI в. самодержавная власть в Литве стала ослабевать. Князь стал отдавать всё больше управления шляхте – дворянству. В результате стали появляться статуты – сборники законов, ограничивающие власть князя. В XVI в. было принято три статута в 1529, 1566 и 1588 гг. Такие разлагающие государство вещи привели к началу Гражданской войны в Литве. Это усилило польскую экспансию. Война между Литвой и Россией в ходе, которой русские заняли Полоцк во время правления Ивана IV (Ливонская война) окончательно подорвала княжество. Оно стало распадаться, и было полностью поглощено Польшей. Печальный пример Литвы очень хорошо показывает, к чему приводят демократические свободы и отход от самодержавной формы правления.

Культурное влияние эпохи литовской оккупации на белорусов дуалистическое. Оно сопоставимо с влиянием реформ Петра I на Россию. C одной стороны благодаря Литве, католикам западной культуры, Белоруссия совершила огромный культурный рывок в развитии. Появились такие деятели культуры как Микола Гусовский, Франциск Скорина, Михалон Литвин и др. Они дали толчок к развитию белорусской культуры, появился белорусский Ренессанс и белорусское Возрождение, чего не было в России.

Учебник истории Белоруссии за 7 класс рассказывает о том, что были и негативные стороны. Белорусская культура стала попадать под чрезмерное влияние католицизма и Запада на быт, общество, народ. Большинство населения не приземлили этого. Начались восстания против литовской оккупации. Больше другого, белорусов напрягало влияние Польши.

Как неотъемлемая часть русского народа белорусы тяготели к Москве и хотели в её состав, против чего возражала Польша. Да, и местная знать не торопилась расставаться с «самостийностью» чем наносила жестокий урон своему народу.

И всё же литовская оккупация нанесла по Белоруссии куда меньший урон, чем монголо-татарская по России. Литовцы несли прогрессивную европейскую культуру, повышая уровень жизни белорусов. За 200 лет оккупации белорусы вышли на новый хозяйственно-бытовой культурный уровень, сумев перенять всё лучшее от католической культуры, не утратив Православие. Это был культурный подвиг белорусского народа. Не вина белорусов, что шляхта разорвала Литву на части, устроила Гражданскую войну и подвела свой народ к захвату Польши.

Антигосударственные замашки шляхты, отход от самодержавия, парламентаризм, все эти кризисные явления привели к уничтожению литовского государства. Стремление шляхты ограничить власть князя привело сначала к поражению Вильнюса от Москвы в битве за право воссоединения русских земель (которые не воссоединены до сих пор), а потом к Гражданской войне, следствием которой стало включение Литвы в состав Польши. В истории Белоруссии период литовской оккупации сменился на период польской оккупации.

www.istmira.com

ГДЗ История Беларуси 7 класс Штыхов

    • 1 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс
      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Информатика
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Испанский язык

gdz-putina.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *