7 класс

Гдз по истории россии 7 класс учебник 1 часть арсентьев – ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть

ГДЗ по истории для 7 класса Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В.



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

ГДЗ по истории Россиии 7 кл. Арсентьев, части 1, 2

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄

ГДЗ по истории России. Арсентьев 7 кл. Части 1, 2

Ниже расположены параграфы-ссылки, при нажатии на них откроются готовые ответы на вопросы к параграфам.

Глава I. России в XVI веке

§ 1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий 

§ 2. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

§ 3. Формирование единых государств в Европе и России

§ 4. Российское государство в первой трети XVI в

§ 5. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в

§ 6. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

• Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

§ 7—8. Внешняя политика России во второй половине XVI в

§ 9. Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”.

 • Народы России во второй половине XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

§ 10. Опричнина

§ 11 . Россия в конце XVI в

§ 12 . Церковь и государство в XVI в

• Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 

Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых

§ 13. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.

§ 14— 15. Смута в Российском государстве

§ 16. Окончание Смутного времени

§17. Экономическое развитие России в XVII в.

§ 18. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

§ 19. Изменения в социальной структуре российского общества

§ 20. Народные движения в XVII в

§ 21—22. Россия в системе международных отношений

§ 23. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол

• Народы России в XVII в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся 

§ 25. Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

§ 26. Культура народов России в XVII в.

• Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.

ГДЗ по истории России. Готовые ответы в сжатом, концентрированном виде к учебнику издательства “Просвещение”, авторы: Арсентьев, Данилов, Торкунов , 7 класс. Учебник находится в Федеральном перечне рекомендованных Минпросвещения РФ. Соответствует ФГОС и историко-культурному стандарту (ИКС).

Данное ГДЗ может значительно облегчить учебу и сэкономить время на подготовку домашнего задания. Оно также будет полезно и родителям для контроля знаний своих детей. Все на борьбу с неграмотностью!

ГДЗ по истории России 7 класс Арсентьев, Торкунов Данилов.

litemove.ru

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть

Оглавление

Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых

§ 13. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в (страницы 4, 5, 6, 7, 8, 9)

§ 14—15. Смута в Российском государстве (страницы 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)

§ 16. Окончание Смутного времени (страницы 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29)

§17. Экономическое развитие России в XVII в (страницы 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37)

§ 18. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве (страницы 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44)

§ 19. Изменения в социальной структуре российского общества (страницы 44, 45, 46, 47, 48, 49)

§ 20. Народные движения в XVII в (страницы 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57)

§ 21-22. Россия в системе международных отношений (страницы 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67)

§ 23. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России (страницы 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74)

§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол (страницы 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81)

§ 25. Русские путешественники и первопроходцы XVII в (страницы 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94)

§ 26. Культура народов России в XVII в (страницы 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103)

  • Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся (страницы 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113)
  • Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся (страницы 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121)

Информационно-творческие проекты (страница 122)

  1. Иван Грозный в оценках потомков.
  2. Рождение Российского многонационального государства.
  3. Самозванцы в мировой истории.
  4. Гражданская война в истории человечества.
  5. Церковный раскол — трагедия российской истории.

history-gdz.ru

ГДЗ по Истории за 7 класс Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. часть 1, 2

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

  • 2 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Технология

  • 3 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Испанский язык

  • 4 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

megaresheba.ru

ГДЗ за 7 класс по Истории Арсентьев Н.М., Данилов А.А.


gdz.im

Найти

Навигация по гдз

1 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Человек и мир

2 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Технология

Человек и мир

Белорусский язык

3 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Человек и мир

Белорусский язык

Испанский язык

4 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

Окружающий мир

Литература

Информатика

Музыка

Человек и мир

Белорусский язык

Испанский язык

5 класс

Русский язык

Математика

Английский язык

Немецкий язык

История

География

Биология

Обществознание

Физика

Литература

Информатика

Музыка

Технология

gdz.im

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 6

Параграф 6. — ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

Вопросы в тексте параграфа

Каковы были цели реформ, проведённых в России в середине XVI в.?

Целью реформ Ивана IV стало укрепление центральной власти. При проведении реформ власть стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы наметили путь развития Российского государства как сословно-представительной монархии.

Каким образом обстановка начала правления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности?

Личность Ивана IV формировалась под воздействием жесткой и даже жестокой борьбы бояр за власть. Отравление матери Ивана IV, аресты, убийства, обиды и оскорбления не могли не оставить следа в душе маленького государя. Многие поступки бояр демонстрировали будущему государю пренебрежение, «гордение и кичливость» (по оценке самого Ивана Грозного). По утверждениям историков, в результате тайных убийств Иван IV в восьмилетнем возрасте остался сиротой. Он считал себя заброшенным, обиженным и копил злобу против человечества. Взрослея, обретал жестокость, за что со временем стал называться Грозным. С боярами Иван IV не поладил с самого начала, и когда вырос, он вспомнил все прежние обиды. Его фактическое правление началось в 1543 году с приказа убить главу клана Шуйских – князя Андрея. Кроме того, следует учитывать, что Иван IV рос в мировоззрении, что верховная власть в Российском государстве дается Богом, что государь – представитель Бога на земле, а значит вседозволенность воспитывалась в нем с самого детства.

Какие черты личности Ивана IV вам симпатичны, а какие нет?

Вызывают симпатию и всемерное уважение высокая эрудированность Ивана IV, его таланты ораторского и писательского искусства. Однако все эти таланты не могут служить оправданием его беспощадной жестокости, болезненной подозрительности и мстительности.

Каково было значение венчания Ивана IV на царство?

Венчание на царство, а не на великое княжение, как это было принято на Руси, определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля – Русским царством. Царями на Руси называли ордынских ханов и византийских императоров, и первый русский царь с полным основанием мог претендовать на все те неограниченные права, которыми пользовались эти правители. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало «избранный Богом». Церковь во всем этом тоже имела интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия.

Назовите причины Московского восстания 1547 года

Причинами Московского восстания 1547 года стало резкое ухудшение положения широких слоёв населения, вызванного борьбой за власть между боярскими родами, злоупотреблениями, беззаконием и взяточниством. Чашу народного терпения переполнил грандиозный пожар, уничтоживший почти весь деревянный город. Многие горожане лишились имущества и крова, а во всех бедах горожане винили Глинских. Народные восстания убедили молодого царя в необходимости реформ для укрепления центральной власти.

Каковы были основные направления реформ Избранной рады?

Укрепление централизованной власти:

  • Сформирована Избранная рада, состоящая из приближенных бояр.
  • Учрежден Земский собор как собрание представителей всех русских земель.
  • Утвержден новый Судебник – в нем увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день от одного помещика к другому, ужесточались наказания, Боярская дума наделялась правом высшего законодательного органа при царе.
  • Сформирована система центральных органов управления – приказов, ведавших определенными направлениями государственных дел.

Военная реформа:

  • Принято уложение о службе, определявшее нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев.
  • На время военных действий отменялось местничество.
  • Сформированы первые стрелецкие полки, как прообраз регулярной армии.

Реформы местного управления и налогообложения:

  • Упразднено кормление и наместническое правление.
  • Учреждены должности губных старост, избираемых из числа землевладельцев.
  • В городах и территориях черносошенных крестьян местное самоуправление, суд, сбор податей поручалось избранным земским старостам и городовым приказчикам.
  • Права самоуправления получило духовенство.
  • Изменен порядок налогообложения – установлена единица налогообложения (соха) и размер взимаемых с неё повинностей (тягло).

Церковная реформа:

  • Стоглавый собор 1551 года — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жёсткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

Вспомните, что такое кормления. Кто их уплачивал и в каком виде?

Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения, предоставлявшего им на время службы «корм» в денежном или натуральном (хлеб, мясо, рыба, овёс и т. п.) виде.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему, на ваш взгляд, после смерти Василия III в России установилось боярское правление? Какие последствия оно имело?

Перед своей кончиной сам Василий III назначил опекунский совет при малолетнем сыне. Именно бояре, входившие в совет, при отсутствии сильного и дееспособного правителя начали борьбу за власть. Бесконтрольность и безнаказанность стали причиной интриг, отравлений, убийств, взятничества, жестоких расправ, как инструмента в борьбе боярских кланов за власть. Естественно, результатом такой борьбы стало резкое ухудшение положения широких слоёв населения, что в свою очередь привело к народному восстанию 1547 года и убедило царя в необходимости реформ для укрепления центральной власти.

2. Какое значение для централизации страны имели реформы Елены Глинской?

За несколько лет своего фактического правления при малолетнем Иване IV Елена Глинская провела ряд важных для страны реформ. Важнейшей из них была денежная реформа, в результате которой московский рубль стал единственной для всей страны денежной единицей. Это способствовало укреплению центральной власти и положительно сказалось на развитии торговли и товарно-денежных отношений. Также были введены единые для всего государства меры веса и длины.

3. Как протекали детские годы Ивана IV? Как вы думаете, каким образом борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности царя?

Иван IV с детства проявлял незаурядные таланты. Он был очень начитанным и эрудированным, имел писательский талант, дар превосходного оратора и даже писал музыку. Казалось бы, растет выдающаяся личность и правитель. Однако, личность Ивана IV формировалась под воздействием жесткой и даже жестокой борьбы бояр за власть. Отравление матери Ивана IV, аресты, убийства, обиды и оскорбления не могли не оставить следа в душе маленького государя. Многие поступки бояр демонстрировали будущему государю пренебрежение, «гордение и кичливость» (по оценке самого Ивана Грозного). По утверждениям историков, в результате тайных убийств Иван IV в восьмилетнем возрасте остался сиротой. Он считал себя заброшенным, обиженным и копил злобу против человечества. Взрослея, обретал жестокость, за что со временем стал называться Грозным. С боярами Иван IV не поладил с самого начала, и когда вырос, он вспомнил все прежние обиды.

Многие историки четко разделяют правление Ивана IV на два этапа. На первом этапе главными задачами его правления являются укрепление государственности и забота об общенациональных интересах, проводятся реформы, формируются приказы, как органы государственного управления. На втором этапе все эти интересы уходят на второй план. Принципом правления становится деспотизм, а инструментом – опричнина и террор.

4. Как вы оцениваете деятельность Избранной рады? Согласны ли вы с мнением, что её можно назвать первым в истории России правительством?

Действительно, Избранную раду можно назвать первым в истории России правительством. Именно на бояр Избранной рады царь опирался при проведении государственных реформ. Выражаясь современным языком, если Боярская дума являлась законодательным органом, то Избранная рада выполняла функции исполнительной власти, а система приказов играла роль современных министерств. Оценку деятельности Избранной рады сегодня однозначно дать невозможно. Да, были проведены реформы, что следует оценивать как положительную деятельность. Однако, рассматривая влияние членов Избранной рады на Ивана IV, можно увидеть черты, не свойственные ревностным служителям государя — приоритет увеличению собственной власти и влияния, граничащий с предательством. И такие факты оценить положительно нельзя. Кстати, некоторые историки вообще ставят под сомнение существование Избранной рады. Они считают ее лишь объектом переписки князя А.М.Курбского с Иваном IV и не больше.

5. Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-представительной монархии? Чем отличались российские органы сословного представительства от западноевропейских?

Созыв Земского собора из числа представителей духовенства, бояр и земских людей свидетельствует о формировании в России сословно-представительной монархии. На соборах решали вопросы важных государственных реформ. Не важно, что в состав Земского собора представители не выбирались, а назначались, что решения Земского собора не обязательно учитывались монархом, сам факт привлечения разных сословий к управлению государством давал государю право действовать от имени и в интересах всех сословий. Российские органы сословного представительства отличались от западноевропейских тем, что в Земском соборе были представлены все сословия.

6. Как вы думаете, почему важное место в преобразованиях 1550-х гг. заняла военная реформа?

Мы знаем, что в описываемый период в странах Западной Европы активно развиваются военные технологии и совершенствуется вооружение. Одним из результатов военной революции на Западе стало формирование регулярных армий. Естественно, Россия была вынуждена проводить собственную военную реформу, чтобы не уступать в силе, организации и технологиях западным армиям – потенциальным противникам. Как мы уже знаем, в результате военной реформы в России было принято уложение о службе, определявшее нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев, на время военных действий отменялось местничество, чтобы иметь возможность назначать на ключевые военные посты действительно талантливых полководцев, а также были сформированы первые стрелецкие полки, как прообраз регулярной армии.

Работаем с картой

Покажите на карте территорию, входившую в состав России накануне вступления на престол Ивана IV.

Рассмотрим карту на странице 4 атласа.

Территория, входившая в состав России накануне вступления на престол Ивана IV обозначена толстой зелёной линией — это граница Российского государства в 1533 году. Именно этот год и стал годом вступления на престол Ивана IV.

Изучаем документы

Как автор документа характеризует «боярское правление»? В чём Иван Пересветов видит главный вред подобного правления?

Пересветов жалуется на «лживую службу» вельмож государю, о том, что не о стране бояре заботятся, а лишь о себе.

Какой позиции придерживается автор документа? А как, по вашему мнению, он мог бы оценить время боярского правления?

Автор этого документа утверждает от имени апостола Павла, что «вся власть от Бога». Тем он обосновывает необходимость слушаться и бояться правителя, так же, как и Бога. По сути, он призывает в качестве неубиваемого аргумента в защиту власти религию. Этот автор с тем же успехом мог призывать слушаться и бояться не только царя, но и любого вельможу, наделенного властью. Автор тем самым оправдывает все зверства боярского правления, а людей не наделенных «божественной властью» ставит в один ряд с рабами или животными. Кстати, именно такое мировоззрение стало одной из причин такого ужасного явления как опричнина.

Согласны ли вы с оценкой историка? Свой ответ аргументируйте.

В какой-то мере мнение Н.И.Костомарова отражает возможное отношение самого Ивана Грозного на деятельность Избранной рады. Во влиянии Избранной рады на царя историк видит «горькое унижение» для самодержавия Ивана IV. Такая позиция частично может быть подтверждена развитием событий и последующим падением Избранной рады. Причиной падения стали разногласия Ивана IV и Избранной рады на процесс централизации власти. Иван Васильевич хотел форсировать этот процесс, а Избранная рада выбрала путь постепенного и безболезненного реформирования. Кроме того, Иван IV не смог простить попытку членов Избранной рады передать престол двоюродному брату царя — Владимиру, князю Старицкому, мол он очень любит советников. Так они хотели сделать во время тяжелой болезни Ивана Грозного в 1553 году вопреки его воле. Налицо излишняя самостоятельность, граничащая с предательством, и желание играть роль «теневых правителей». В этой связи я скорее соглашусь с мнением Н.И.Костомарова.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Земский собор 1549 г. историки называют собором примирения. Кто с кем «примирился» на этом соборе? Почему без этого «примирения» невозможно было начать реформы в стране?

Земский собор был призван объединить и примирить все сословия земель русских. На нем присутствовали представители духовенства, боярская дума и земские люди. Предполагалось, что на соборе каждый может высказать и отстоять свою точку зрения, обсуждать, спорить, идти на компромиссы и в итоге вынести согласованное решение по важнейшим вопросам развития государства. Каждое сословие могло быть уверено, что важные решения государства согласованы с ними, учитывают их мнение и тем самым защищают их интересы. Таким образом решения Земского собора должны были демонстрировать единство всех сословий и их поддержку политики царя. Без такой поддержки невозможно было проводить реформы в стране.

2. Историки ведут дискуссии о характере народного представительства в Земских соборах, их роли в истории России. Ниже представлены основные точки зрения учёных по этому вопросу. Какая из них вам кажется наиболее верной? Свой ответ аргументируйте.

Сегодня уже никто не может сказать однозначно, чем были для Российского государства XVI века Земские соборы – еще одним инструментом управления сословиями или реальной площадкой изъявления воли народа. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки.

В первом случае власть делает вид, что ей интересно мнение сословий, но на самом деле полностью управляет процессом, о чем, кстати, свидетельствует отсутствие выборных земских людей, а только назначенные властями. При таком варианте власть может проводить свои решения без какого-либо противодействия со стороны собора, но в таком случае само наличие Земского собора является не более чем фарсом. Во втором случае можно увидеть предпосылки зарождения демократии, когда власть готова выслушивать мнение народа и прислушиваться к нему. Но при этом власть рискует утонуть в бесчисленных обсуждениях – ни о какой централизации или эффективности власти говорить не приходится.

Поэтому я полагаю, что более правильно высказывание В.О.Ключевского, который не собирается придерживаться какой-либо из двух версий, поскольку сегодня нельзя однозначно решить, чем же были Земские соборы на самом деле – фарсом или проявлением зачатков демократии. Поэтому такая система получила странное название сословно-представительной монархии.

3. Чем занимались чиновники в приказах? Напишите (в тетради) рассказ от первого лица «Один день в … приказе» (название приказа укажите самостоятельно). Сделайте вывод, какова была роль чиновников в управлении централизованным государством.

Один день в Разрядном приказе

Я – разрядный дьяк, служу в Разрядном приказе и ведаю всякими воинскими делами, строениями и починкой крепостей. Также по долгу государственной службы я ведаю вооружением и снабжением гарнизонами крепостей. Это все дела текущие – записи, акты, приказы. Но сегодня мне придется начать долгую работу по проверке и приведению в порядок записей о всех служилых людях Российского государства. Сложное и муторное дело. Зачем это нужно? Должен же государь знать, сколько ратных людей с поместьев и вотчин можно собрать на случай похода на Казань. Как быстро можно собрать ратников. Куда их определить и сформировать полки, гарнизоны крепостей, сформировать ведомости их жалования, вооружения и т.д. Обязательно нужно оценить заслуги и промахи служилых людей, чтобы выбрать воевод, сотников. Короче, нужно будет сделать полный свод информации, чтобы скомплектовать русскую рать.

А другие разрядные дьяки сегодня будут проводить смотр детей боярских и дворян для определения их способностей к воинской службе. Служба для них, с 1556 года, законодательно была закреплена «Уложением о службе» и стала пожизненной и наследственной. По приказу царя Ивана IV все правила местничества на время войны будут отменены. Поэтому мы должны определить, кто более достоин возглавлять русское войско и подразделения в нем.

4. С помощью дополнительной литературы выясните имена европейских правителей, которые были современниками Ивана IV.

  • Франция – Генрих II (1547-1559), Франциск II (1559-1560), Карл IX (1560-1574), Генрих III (1574-1589)
  • Англия — Генрих VIII (1509-1547), Эдуард VI (1547-1553), Леди Джейн Грей, «Девятидневная королева» (1553), Мария I Кровавая (1553-1558), Елизавета I (1558-1603)
  • Германия и Священная Римская империя – Карл V (1519-1556), Фердинанд I (1531-1564), Максимилиан II (1562-1576)
  • Испания – Карлос I (1516-1556), Филипп II (1556-1598)
  • Польша – Сигизмунд Старый (1506-1548), Сигизмунд Август (1548-1572)

5. Сравните процессы централизации государства в России и европейских странах. Выявите общее и особенное в этих процессах.

Общие черты:

  • Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло).
  • Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли.
  • Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений.
  • Обострение классовых противоречий.
  • Военная реформа. Потребность в обороне способствовала централизации государств.
  • Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти.

Особенности:

Западная Европа

Россия

  • Быстрое развитие производительных сил (появление мануфактур).
  • Развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между районами страны.
  • Развитие внешней торговли. Влияние Великих географических открытий.
  • В борьбе с феодалами города в Европе отвоевали самоуправление.
  • Упадок феодальных отношений. Все больше крестьян добивались личного освобождения. Свободных земель не было.
  • Потребность обороны и войн за влияние.
  • Складывались как национальные государства.
  • Наличие избирательного принципа формирования сословно-представительных собраний.
  • Города уже давно управлялись самостоятельно.
  • Развитие началось с восстановления народного хозяйства и шло медленно в связи с низкой плотностью населения и неравномерностью его размещения на территории страны.
  • Сохранение натурального хозяйства и слабое развитие товарно-денежных отношений, обмена между городом и деревней, неравномерное развитие районов.
  • Развитию внешней торговли мешало отсутствие выходов на моря.
  • Города стали центрами политико-административной власти.
  • Закрепощение крестьян. Наличие свободных земель способствовало их освоению крестьянами и распространению феодализма вширь.
  • Складывалась как многонациональное государство.
  • Представители сословий для участия в Земском соборе не избирались, а назначались властью.
  • Появление местного самоуправления.

Запоминаем новые слова

  • Земский собор — центральное сословно-представительное учреждение XVI— XVII вв. Созывался для санкционирования важнейших правительственных мероприятий.
  • Избранная рада — неофициальное правительство Ивана IV в конце 1540-х—1550-х гг.
  • Местничество — система распределения служебных должностей в России по происхождению и служебному положению предков. Зародилась в XIV в. Отменена в 1682 г.
  • Сословно-представительная монархия — форма правления в условиях политической централизации, предусматривающая участие представителей сословий в составлении законов и управлении страной.
  • Стрельцы — в XVI — начале XVIII в. постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием. Набиралось из свободного посадского и сельского населения, затем стрелецкая служба стала наследственной и пожизненной. Стрельцы стали категорией служилых людей.
  • Челобитная — индивидуальное или письменное прошение.

history-gdz.ru

ГДЗ по истории за 7 класс История России Арсентьев Н.М., Данилов А.А. часть 1, 2

GDZ.RU

  • 1 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

gdz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *