Биология 6 класс Рабочая тетрадь Сонина Сонин
Биология 6 класс Рабочая тетрадь Сонина Сонин — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Н. и. Сонин
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
К учебнику Н. И. Сонина
Тестовые С задания С I И. Сонин. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — Ц2 с.
I8ВN 978-5-358 13399-0
Предлагаемая тетрадь — часть учебного комплекса к учебнику Н. и. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класса. Специальными знаками отмечены задажия, иаправлениые на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать н^др.) и личностных качеств учеников.
Материал в тетради расположен в той же последовательности, что и а учебнике. В конце каждого раздела помещена рубрика «Тренировочные заданид*^ вопросы которой составлены по форме И С учетом требований ЕГЭ. Работа с тетрадью поможет учащимся лучше освоить содержание курса.
Учебник соответствует Федеральному образовательному стандарту основного общего образования. Помимо тетради в состав УМК входят электронное цршшжение, методическое пособие и рабочая программа. Бесплатный доступ к злектронжому приложению и рабочей программе можно получить на сайте ^™™’.(1го^а,ги,
УДЕ 373.167.1:57 БВК 2в.0я72
Учебное издание Сонин Николай Иванович
БИОЛОГИЯ. Живой организм. 6 класс
Рабочая тетрадь к учебнику Н. И, Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс»
Зад, редакцией И. Б. Морз^нова. Ответственный редактор Л. Ю, Тац^нко Художественный редактор М. Г. Мицкевич. Художники Л, А. Жиличкин^ А. Н. Сайелвса, Е. А. Адамов, Технический редактор И. В. Грибкова Компьютерная верстка Е. Ю. Пучкова. Корректор С. М. Задворыче1^а
ш
12+
Сертификат соответствия № РОСС НС. АЕ51. Н16508.
Подписано к печати 29.05 Л4- Формат ТО 100 V [а.
Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная^. Печать офсетная.
Уел. печ. л. 9,1- Тираж 30 000 нкз. Закаа № 3619.
ООО «ДРОФА». 127254, Москва, Огородный проезд, д. Б, Стр. 2.
Предложения и замечания по солержаииЮ и оформлению- книги просим Направлять в редакцию общего образования издательства -«Дрофа^;
1Й7Э54, Москва, а/я 19, Тел.; (49б> 795-05-41. Е-ша!!; еЫе(@(1го1а.ги Понокросам приобретения продукции издатедьсгва «Дрофа» обращаться по адресу:
127254, Москва, Огородный проезд, д. 5, СТр- 3. Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (4р5) 795-05-52.
Сайт-ООО «ДРОФА»: тлмчу.йгоГа.ги Электронная почта: 8а1еБ@4го:Еа.ги Ткх.: 8-800-200-05-50 (звонок по России бесплатный)
Отпечатано в ОАО -«Первая Образцовая типографии» Филиал «Чеховский Печатный Двор*
142300, Московская йбласгь, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: ^емте.сЬрй.ги, Е-ща11: 9а1ев@с)1р4.ги, т/ф, 5(456)720-54-10
I8ВN 978-5-358-13399-0
ООО «ДРОФАе, 2013
Содержание
Часть I. Строение живых организмов
1. Чем живое отличается от неживого…………… 5
2. Химический состав клетки………………….. 9
3. Строение растительной и животной клеток…….. 11
4. Деление клетки…………………………… 19
5. Ткани растений и животных,.*………………. 22
6. Органы цветковых растений…………………. 23
7. Органы и системы органов животных»…………. 38
8. Организм как единое целое…………………. 41
Тренировочные задания…*……………………… 42
Часть ^. Жизнедеятельность организмов_______________
9. Питание и пищеварение.*…………………. 44
10. Дыхание………………………….*…… 47
11. Транспорт веществ в организме……………. 49
12. Выделение……………………………… 55
13. Обмен веществ и энергии……………….. 57
14. Скелет — опора организма……………….. 60
15. Движение………………………………. 62
16. Координация и регуляция…………………. 65
17. Бесполое размножение……………………. 69
18. Половое размножение животных ………….. 73
19. Половое размножение растений……………… 75
20. Рост и развитие растений…………………. 79
21. Рост и развитие животных…………………. 80
Тренировочные задания……………………….. 83
Часть 3 ■ Организм и среда____________________________
22. Среда обитания. Экологические факторы……… 89
23. Природные сообщества…………………….. 92
Тренировочные задания……………………….. 95
Внеурочные лабораторные работы……………….. 97
Справочные материалы………………………… 102
1
Строение живых организмов
1. Чем живое отличается от неживого
1. Напишите, чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы.
2. Заполните схему примерами.
ПРИРОДА
Живая
Неживая
Щ 3. Что общего в строении всех живых организмов?
4. Заполните схему-
ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Представители
Представители
Представители
5. Рассмотрите рисунки. Подпишите признаки живого, обозначенные цифрами.
1.
2.
3.
4.
5.
6. Охарактеризуйте признаки живого, представленные на рисунках в задании 5.
7. Дайте определение. Обмен веществ — это__
^ 8. Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны.
8
0 9. Подумайте и объясните, почему о принадлежности объекта к живой или неживой природе нельзя судить только по одному признаку. Приведите примеры.
2. Химический состав клетки
10. Заполните схему.
ВЕЩЕСТВА
КЛЕТКИ
Примеры
Примеры
11. Каких химических элементов больше всего в живом организме?
^12. Что указывает на единство живой и неживой природы?
13. Заполните таблицу «Органические вещества клетки». Вещество Функции
10
14. Какую роль играет вода в клетке?
15. Дополните предложения.
Нуклеиновые кислоты ответственны за______________________
и____________________________наследственных признаков от
родителей
.. Они входят в состав
расположенных в
3. Строение растительной и животной клеток
16. Дайте определения.
Клетка — это_________
Органоид — это
17. Вставьте пропущенные буквы.
Мин..ральные соли, угл..воды, ж..ры, н..кл..иновые к..слоты, Хр..М..СОМЫ, 6..ЛКИ, г..могл..бин.
“ТТ
18. Верно ли утверждение «Ядро — обязательный компонент всех клеток организмов»? Свой ответ обоснуйте.
19. Заполните таблицу «Строение клетки».
Название органоида Функции
12
Окончание табл.
Название органоида Функции
20. Рассмотрите рисунок. Подпишите органоиды клетки, обозначенные цифрами.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
13
^ 21. Сравните строение растительной и животной клеток. Заполните таблицу.
Органоиды Растительная клетка Животная клетка
■
22. Выполните задание.
1) Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы;
а) ядро;
б) ядрышко;
в) хлоропласты;
г) рибосомы;
д) митохондрии;
е) вакуоли.
2) Подчеркните красной линией структуры, которые находятся в ядре:
а) пластиды;
б) ядрышко;
в) лизосомы.
14
23. Нарисуйте в контуре животной клетки соответствующие ей органоиды.
24. Дополните предложения.
Внутренней средой клетки является В ней располагаются______________
и многочисленные
органоиды. Она
органоиды между собой.
обеспечивает перемещение различных веществ и является _____________________________в которой идут различные
Оболочка служит
клетки, придает ей определенную выполняет и____
и
в транспорте веществ в клетку.
функции, участвует
15
Важнейшая часть клетки — хранится______________
В нём
о данной клетке и об организме в целом.
25. Нарисуйте схему «Клетка — город», сравнив органоиды с городскими структурами или предприятиями.
I Лабораторная работа
I «Строение растительной клетки»
1. Положите лист элодеи в каплю воды на предметном стекле.
2. Расправьте лист препаровальными иглами и накройте покровным стеклом.
16
3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив х20, окуляр XI5).
4. Зарисуйте группу клеток.
5. Зарисуйте одну клетку листа элодеи. Подпишите её части.
Лабораторная работа
I «Строение животной клетки»
1. Рассмотрите постоянный препарат животной ткани при увеличении в 300 раз.
17
2. Зарисуйте группу клеток животной ткани.
3. Зарисуйте одну клетку. Подпишите её части.
4. Сравните эту клетку с клеткой листа элодеи. В чём их сходство и различие?
18
4. Деление клетки
26. Дайте определение. Деление — это _______
27. Рассмотрите рисунки фаз митоза. Определите, в какой последовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки.
19
28. Напишите, в чём заключается сущность митоза. Каково его биологическое значение?
29. Напишите, в чём заключается сущность мейоза.
20
30. Рассмотрите рисунок. Пронумеруйте фазы мейоза в соответствии с их правильной последовательностью.
21
5. Ткани растений и животных
31. Дайте определение. Ткань — это__________
32. Какова роль межклето
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Рабочая программа по биологии для 6 класса, учебник Н.И. Сонин
Аннотация к рабочей программе по биологии
для 6 класса на 2015-2016 учебный год
Биология является предметом федерального компонента учебного плана, изучается
на базовом уровне.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:
– ознакомление обучающихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
– освоение обучающимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
– овладение обучающимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.
– формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.
Содержание учебного курса:
№
Название темы
(раздела)
Количество часов
1
Основные свойства живых организмов
1
2
Химический состав клеток.
1
3
Строение растительной клетки и животной клеток.
2
4
Ткани растений и животных.
2
5
Органы и системы органов
4
6
Растения и животные как целостные организмы
1
7
Питание и пищеварение.
4
8
Дыхание
2
9
Передвижение веществ в организме.
2
10
Выделение.
2
11
Опорные системы.
2
12
Движение.
2
13
Регуляция процессов жизнедеятельности.
2
14
Размножение.
2
15
Рост и развитие
2
16
Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества
1
17
Повторение
1
Итого
34
Реализации данной программы способствует использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.
Данной программой предусмотрены следующие виды контроля: самостоятельные и проверочные работы, тестирование, в том числе частичное включение контрольно-измерительных материалов выпускного экзамена в проверочные работы на протяжении всего школьного курса биологии. Преемственность предмета с предыдущими годами обучения заключается в формировании основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, в воспитании бережного отношения к природе.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки.
Должны знать
Должны уметь
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
основные биологические и экологические понятия,
.2 иметь представление о биологии как науке, о клетке как единице живого, о способах питания и дыхания животных и растений, о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
Общие признаки живого организма;
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
причины и результаты эволюции;
примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
Деление клетки;
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
Обмен веществ и превращение энергии;
Особенности питания растительных организмов;
Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
Клетки, органы и системы органов растений;
Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Поведения в природе;
Здорового образа жизни человека;
Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
Использовать рисунки;
Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Рабочая программа по биологии рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.
Текущая: устный, письменный опрос, тестирование, итоговые контрольные работы по темам, практические работы.
Промежуточная: административные контрольные работы. Аттестация за полугодие.
Итоговая: годовая аттестация по итогам полугодия.
Программа реализуется по учебнику Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин. – М.: «Дрофа», 2010.
Тетрадь с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» — М.Дрофа,2014-80 с.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты.
Составитель: Голубкова Г.И. (учитель географии, биологии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования на базовом уровне (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089).
Образовательная программа МБОУ Жемчужненская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год (Приказ ОУ от 28.08.2015 № 62).
Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов и дисциплин (модулей) (приказ ОУ от 28.05.2014 г. № 52).
Программа по природоведению за пятый класс реализована полностью (как теоретическая, так и практическая часть).
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе аторской программы основного общего образования по биологии, 6 класс, авторы: Н.И.Сонин, — Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г
Биология является предметом Федерального компонента учебного плана образовательного учреждения для 6 класса, на реализацию которого отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Биология в 6 классе изучается на базовом уровне.
Курс биологии на в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, чем живое отличается от неживого, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение. Тема Химический состав клетки показывает, что живые организмы сходны по строению Следующий уровень организации показывает, что многоклеточный организм имеет ткани, которые выполняют определённую функцию: растительные ткани: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная; Животные ткани: эпителиальная, нервная. соединительная. мышечная.. На определённых уроках объясняется эволюция появления тканей. На протяжении всего курса у шестиклассников формирует отличительные особенности живой природы: обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность. Размножение. Практическая часть заложена в тематическое планирование строго в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации. Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности.
В программе предусмотрены наряду с традиционным уроком, разнообразные формы организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи программы:
изучить особенности строения и жизнедеятельности растений и животных,
познакомиться с важнейшими биологическими процессами, происходящими в клетках;
сформировать умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;
развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;
осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Тематическое планирование включает реализацию Национального Регионального Этнокультурного содержания Хакасии.
Примерное количество времени, отводимое на изучение вопросов национально-регионального содержания – 10% от всего учебного времени. Часть вопросов национально- регионального компонента носит экологовалеологичесую направленность. Национально-региональный материал диффузно распределён в содержание тем курса, используется для расширения основных базовых компонентов.
на формирование у обучающихся гуманистического мировоззрения и экологической культуры через следующие темы: Человек и окружающая среда. Влияние жителей Хакасии на природу. Растения и животные Хакасии. Восприятие леса, степи, тайги. Народная медицина (растительные и животные средства лечения заболеваний человека, животных. Растений) Экология Хакасии. Экологические проблемы водоёмов, лесов, степей Хакасии. Охрана растений, животных Хакасии, защита экосистемы.
Межпредметные связи: Освоение содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами географии (местообитание животных и растений, истории, литературы ( чтение на уроке стихов о растении и животном), с химией ( какие физиологические процессы проходят в листе на свету, химический состав клетки) и др.
Программа реализуется по учебнику Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин. – М.: «Дрофа», 2010.
Тетрадь с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» — М.Дрофа,2014-80 с.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
Название темы
(раздела)
Количество часов
1
Основные свойства живых организмов
1
2
Химический состав клеток.
1
3
Строение растительной клетки и животной клеток.
2
4
Ткани растений и животных.
2
5
Органы и системы органов
4
6
Растения и животные как целостные организмы
1
7
Питание и пищеварение.
4
8
Дыхание
2
9
Передвижение веществ в организме.
2
10
Выделение.
2
11
Опорные системы.
2
12
Движение.
2
13
Регуляция процессов жизнедеятельности.
2
14
Размножение.
2
15
Рост и развитие
2
16
Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества
1
17
Повторение
1
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата проведения
Раздел
Тема урока
Практические лабораторные работы
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов
Основные свойства живых организмов
Тема урока
1
Основные свойства живых организмов.
НРК Человек и окружающая среда.
Лаб.1. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
2
Химический состав клеток
Лаб.2. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
3
Строение растительной и животной клеток
Лаб.3. Строение клеток живых организмов
4
Деление клетки (митоз и мейоз)
5
Ткани растений
6
Ткани животных
Лаб.4. Ткани живых организмов
7
Органы цветковых растений. Корень.
8
Органы цветковых растений. Побег, почка,
9
Органы цветковых растений. Лист. Строение и функции.
10
Органы и системы органов животных. НРК:
Народная медицина (растительные и животные средства лечения заболеваний животных. Растений)
Лаб.5. Распознаваний органов у растений и животных
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов.
11
Растения и животные как целостный организм. Организм как единое целое.
НРК Охрана растений, животных Хакасии, защита экосистемы.
Тесты: Раздел 1. Строение и свойства живых организмов
12
Воздушное питание растений. Фотосинтез
Лаб.6. Выявление роли света и воды в жизни растений
13
Почвенное питание растений.
14
Пищеварение у простейших и дождевого червя
15
Особенности питания животных. Травоядные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
НРК Растения и животные Хакасии
16
Дыхание. Значение дыхания. Дыхание растений.
17
Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов
.
18
Транспорт веществ в организме. Передвижение веществ в растении.
Практическая работа 7.
Передвижение воды и
минеральных веществ
по стеблю
19
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение. Функции.
20
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у животных. растений
21
Обмен веществ и энергии
22
Скелет. Опорные системы животных
Лаб.8. Строение костей
23
Опорные системы растений.
24
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Движение простейших, дождевого червя, рыб.
25
Движение наземных животных
26
Координация и регуляция у животных, растений.
27
Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеят-ти
28
Бесполое размножение
животных и растений
Лаб.9. Размножение комнатных растений:
«Черенкование комнатных растений»
29
Половое размножение животных и растений
30
Рост и развитие растений Рост и развитие животных
Лаб.10. Наблюдение за ростом и развитием растений: «Прорастание семян»
31
Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие
Тесты: Жизнедеятельность организмов
Раздел 3.Организм и среда.
32
Среда обитания.
Экологические факторы.
НРК Влияние жителей Хакасии на природу.
33
Природные сообщества
34
Повторение
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Должны знать
Должны уметь
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
основные биологические и экологические понятия,
.2 иметь представление о биологии как науке, о клетке как единице живого, о способах питания и дыхания животных и растений, о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
Общие признаки живого организма;
Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
причины и результаты эволюции;
примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
Деление клетки;
Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
Обмен веществ и превращение энергии;
Особенности питания растительных организмов;
Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
Клетки, органы и системы органов растений;
Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Поведения в природе;
Здорового образа жизни человека;
Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
Использовать рисунки;
Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»:
1.Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка «5» ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Примерная программа по биологии основного общего образования.
Учебник Биология. Живой организм. Н.И. Сонин 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология Живой организм».- М.:-Дрофа, 2007.
Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Е.Т.Бровкина. — М.: Дрофа, 2001.
Биологический эксперимент в школе. Книга для учителей А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов — М.: Просвещение, 1990
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Информационные средства обучения
А. Компьютер
Б. Электронные учебники
В. Диски
Г.Мультимедиа
Технические средства обучения( телевизор, видео магнитофон)
Комплект таблиц: «Учебно-наглядное пособие по ботанике для 5класса» авторы: Т.И.Серебрякова, М.А.Гуленкова, Н.И.Шорина.
Комплект таблиц: «Учебно-наглядное пособие для восьмилетней школы» Автор и художник В.А.Беляева
Учебно-наглядное пособие для средней школы (на 21листе)
6. Комплект гербариев.
А. Гербарий по систематике растений
Б. Набор муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов
В. Комплект оборудования для проведения демонстраций и лабораторных опытов.
7. Микроскопы 10 штук, предметные и покровные стёкла.
8. Фабричные микропрепараты: «Анатомия растения», «Простейшие»
infourok.ru
Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник
Учебник 6 класса Сонина по биологии “Живой организм”, предлагаемый для скачивания, соответствует ФГОС, входит в ФПУ и МОиН России. Учебник написан для 6 класса СОШ и входит в УМК Сонина. Учебник оформлен с учетом современных требований, содержит разноплановые вопросы и задание. Учебник допускает возможность параллельного обучения с другими пособиями, состоящими в УМК. Желательно использовать учебник вместе с электронным приложением. Все это будет способствовать оперативному усвоению необходимого материала.
-Содержание-
Оглавление
Строение живых организмов 6
Чем живое отличается … 6
Химический состав клетки …72
Строение растительной – животной клеток 18
Деление клетки …25
Ткани растений – животных …29
Органы цветковых растений …37
Органы и системы … 50
Организм – единое целое …58
Что мы узнали 59
Жизнедеятельность организмов 62
Питание и пищеварение …63
Дыхание …73
Транспорт веществ … 78
Выделение …84
Обмен веществ, энергии …91
Скелет — опора организма …98
Движение …103
Координация и регуляция … 114
Бесполое размножение …127
Половое размножение животных … 134
Половое размножение растений … 140
Рост – развитие растений … 146
Рост – развитие животных … 150
Что мы узнали 156
Организм и среда 158
Среда обитания. 158
Экологические факторы 158
Природные сообщества …168
Что мы узнали 173
Скачать
Размер файла: 47 Мб; Формат: pdf/
download
Вместе с «Биология Сонин 6 класс» скачивают:
Admin
skachaj24.ru