Русский язык. 6 класс. Орфография. Рабочая тетрадь к учебнику Разумовской М.М.
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Рабочая тетрадь предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии. Содержит задания, направленные на совершенствование умений осмысливать и понимать чужое высказывание, свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Специальными значками в тетради отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки лингвистических явлений, преобразовывать информацию и т. д.) и личностных качеств учеников.
Пример из учебника
Подготовьтесь к словарному диктанту. Устно объясните правописание не с причастиями, попросите продиктовать вам выборочно 10-15 словосочетаний из данных списков слов. С одним из словосочетаний составьте и запишите предложение с причастным оборотом, начертите его схему.
1. Гласные, не проверяемые ударением; решение не продумано; по нехоженой дорожке; ещё не обжитый край; никем не нарушаемая тишина; ответ попонятнее; негодующий взгляд; не организованные вовремя занятия; не обожжённые вершины гор, а все заросшие лесом; площадка, не затопляемая паводками; линии не смещены.
2. Никем не упакованные вещи; неизведанные края; не успевающие по русскому языку ученики; не засеянные, а распаханные поля; статья не отредактирована; нерозданные тетради; не исследованная, а дикая местность; неразорвавшаяся мина; непроницаемый мрак; нетронутый снег; непотухающий закат; компот не сварен.
3.Не упакованные, а брошенные книги; незамёрзшая река; нерастаявший снег; человек, ненавидевший всех вокруг; не тронутая другом книга; ничем не огороженный сад; неубранные ячменные снопы; непрочитанный рассказ; книги не переложены; неувядающая красота .
Содержание
От автора 3
Повторение изученного в 5 классе
Употребление прописных букв 4
Правописание букв ь и ъ 8
Орфограммы корня 11
Правописание окончаний слов 16
Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными 19
Тест (тренировочный) 24
Вариант I 24
Вариант II 26
Правописание сложных имён существительных 28
Правописание сложных имён прилагательных 32
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных 38
Правописание приставок при- и пре- 46
Правописание букв ы—и после приставок 53
Тест (тренировочный) 56
Вариант I 56
Вариант II 58
Причастие и деепричастие
Правописание гласных в суффиксах -ащ ящ-, ущ недействительных причастий настоящего времени 60
Правописание гласных в суффиксах -ем им- страдательных причастий настоящего времени 64
Правописание н и нн в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов 68
Правописание не с причастиями 74
Правописание не с деепричастиями 79
Тест (тренировочный) 84
Вариант I 84
Вариант II 85
Имя числительное
Правописание ъ на конце и в середине числительных 88
Местоимение
Правописание не и ни в отрицательных местоимениях 94
Правописание неопределённых местоимений 98
Тест (тренировочный) 103
Вариант I 103
Вариант II 105
Тест (итоговый) 106
Вариант I 106
Вариант II 108
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Русский язык 6 класс Рабочая тетрадь Разумовская Ларионова
Русский язык 6 класс Рабочая тетрадь Разумовская Ларионова — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
л. г. Ларионова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Тестовые
задания
ЕГЭ
К учебнику «Русский язык, 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 11. Л. Лсканта
ГЭС
о
РУССКИМ язык
Орфография
л. г. Ларионова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта vvMrxx
РУССКИЙ язык
Орфография
Учени….. класса…
……. школы…….
2-е издание, аереотипное
ВЕРТИКАЛЬ
Москва
4^»ирофа
2014
6
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Л25
Условные знаки:
^ — личностные качества;
^ — метапредметные результаты.
Ларионова, Л. Г.
Л25 Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта : орфография / Л. Г. Ларионова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 110, [2] с.
ISBN 978-5-358-13506-2
Рабочая тетрадь входит в состав УМК по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим ФК ГОС. Помимо тетради, в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методические пособия и рабочая программа.
Бесплатный доступ к электронному приложению и рабочей программе можно получить на сайте www.drofa.ru.
Рабочая тетрадь предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по орфографии. Содержит задания, направленные на совершенствование умений осмысливать и понимать чужое высказывание, свободно и правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка.
Специальными значками в тетради отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки лингвистических явлений, преобразовывать информацию и т. д.) и личностных качеств учеников.
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922
ISBN 978-5-358-13506-2
© ООО «ДРОФА», 2013
От автора
Дорогие ребята!
Вот вы уже в 6 классе, поднялись ещё на одну ступеньку к верп1ине знаний. Рабочая тетрадь по орфографии поможет дальнейнгему становлению вап1ей грамотности, расширит ваш кругозор. Но помните: только добросовестное выполнение упражнений, которые даны в этой рабочей тетради, позволит вам прочно усвоить (осознать) орфографические правила, что предусмотрены программой для изучения в 6 классе, и выработает умения свободно опираться на них при письме.
Многие задания потребуют от вас внимательного прочтения параграфов учебника, тщательной работы над словами учебника из рубрики ЗСП (значение — строение — правописание).
В рабочей тетради немало творческих заданий, они вызовут у вас необходимость заглянуть за страницы школьного учебника: обратиться к справочникам, различным лингвистическим словарям, энциклопедиям. Вам не раз придётся выступать в почётной роли учёного-исследователя, например когда вы будете проводить наблюдения над языковым материалом или подбирать примеры из художественной литературы.
Есть в тетради и игровые задания, которые вы можете делать с друзьями-одноклассниками, родителями или родственниками.
Работая с этой тетрадью, вам придётся выполнить более двухсот заданий. И все они доступны для выполнения каждому из вас. Задания, выполнение которых способствует формированию метапредметных умений, обозначены значком Задания, выполнение которых способствует развитию личностных качеств, обозначены значком
Мы надеемся, эта рабочая тетрадь по орфографии станет вашим помощником в овладении правописанием, поможет вам понять, что знание правил орфографии и умение их применять в ходе письма являются показателем общей культуры человека и свидетельствуют об уважении к родному языку.
Удачи вам!
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
Употребление прописных букв
@ 1. Выпишите из текста имена собственные. Скажите, что они обозначают или называют. Устно сделайте вывод об их правописании.
Слово «вулкан» означает «огонь». В (Д, д)ревней (Г, г)реции (В, в)улканом был назван один из (Б, б)огов, (Б, б)ог огня и кузнечного дела. Люди верили, что у этого (Б, б)ога есть под землёй кузница на одном из небольших островов у берегов (И, и)талии. На этом острове находится гора с глубоким провалом в вышине. Этот остров и гору назвали по имени (Б, б)ога огня — (В, в)улканом.
Позднее (В, в)улканами стали называть все огнедышаш;ие горы. В нашей стране есть сопка (Б, б)езымянная на (К, к)амчатке. Она стала настояш;им грозным чудовиш;ем. На расстоянии тридцати километров от места её извержения были повалены все деревья. А (В, в)улканическую пыль ветры разнесли по всей (3, з)емле.
(В. Мезенцев)
К какому стилю речи относится этот текст? Дайте письменную аргументацию своего ответа.
2. С данными словами составьте по 2—3 предложения таким образом, чтобы в одном предложении слово было употреблено с прописной буквы, а в другом это же слово — со строчной буквы.
1. (С, с)оня, (Ч, ч)айка, (В, в)ера, (Н, н)адежда.
2. (Р, р)оза, (О, о)рёл, (Д, д)ружок, (Л, л)юбовь.
Произведите синтаксический разбор первого составленного вами предложения.
3. Запишите по 2—3 примера в каждую строчку. Названия городов по названию реки:
Названия городов по имени основателя:
Названия улиц по именам писателей:
^ 4. Используя слова (и словосочетания) на прописную/строчную букву и слова из рубрик ЗСП-1, 2, 15 (не менее 5—7 слов), напишите небольшое сочинение-рассуждение по данному началу.
В русском языке принято называть человека по отчеству, то есть по имени отца.
Подчеркните в своём сочинении имена собственные как члены предложения.
5. Укажите произведения, где встречаются эти имена, и рядом (в скобках) напишите, кто автор данных произведений.
Мальвина — …………………………………………………………………
Чиполлино
Герда —
Алиса —
Карлсон —
6. Из рубрики ЗСП-1 выпишите слова, относящиеся к теме «Театр».
^ С опорой на данные слова, а также на отдельные слова из рубрик ЗСП-11, 15 напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (на выбор): «Мой любимый спектакль», «Репертуар нашего театра», «Мои театральные кумиры».
7. Переславль-Залесский, Митраша, Травка, Антипыч, Настя, Лежачий камень, Блудове болото.
Из какого произведения М. Пришвина взяты эти имена собственные? Запишите его название.
Напишите, что обозначают или называют данные имена собственные.
Переславль-Залесский — ………………………………………………….
Митраша — ……………………………………………………………..
Травка —……………………………………………………………….
Антипыч — ……………………………………………………………..
Настя —………………………………………………………………..
Лежачий камень —………………………………………………………..
Блудово болото —………………………………………………………..
Обозначьте морфему, в которой находится орфограмма «Прописная буква».
Какие ещё имена собственные встречаются в данном произведении М. Пришвина? Запишите 2—3 примера.
Q 8. Прочитайте отрывок из книги О. Туберовской «В гостях у картин». Письменно перескажите его.
…За сотни вёрст пришла эта бедная, почти нищая женщина из далёкой рязанской деревни. Она скопила немного деньжонок, а быть может, выпросила их Христа ради и теперь с достоинством, деловито развязав узелок, выложила свои медяки перед растерявшимся художником. Она пришла, чтобы купить у него картину!
— Какую картину? — удивился Перов.
— Васенька… сынок мой, — зашептала женщина. — Портрет вы с него снимали…
— Портрет?
Только теперь вспомнил Василий Григорьевич, где встречался он с этой женщиной. «Так неужели это она, тётка Марья?»
Он даже испугался. Он знал её три года назад, но как она постарела, как исхудала за эти годы! Тогда он писал картину «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду», и сын этой женщины, двенадцатилетний Вася, позировал для одного из маленьких учеников.
Утирая слёзы, женщина рассказала художнику, что прошлый год сын её умер от оспы. Она пришла за картиной.
Но картины у художника не было. Её купил московский купец Павел Михайлович Третьяков.
^ 9. Используя географическую карту мира, запишите названия 5—7 стран, укажите рядом их столицы и как называют жителей этих городов (по образцу).
Образец: Франция, столица — Париж; парижанин, парижанка, парижане.
Узнайте и напишите, как называют жителей вашего города, села, вашей местности.
^ 10. Составьте перечень слов и сло
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс Разумовская
Рабочая тетрадь по русскому языку 6 класс Разумовская — Гостева — 2014-2015-2016-2017 год:
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>
Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
6
класс
orocii
Ю. Н. Гостева
Рабочая
тетрадь
по русскому языку
к учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова и др.
«Русский язык. 6 класс»
уцени
класса
школы
ОУГСКИЙЯЗЫК
класс
Учебно-методический комплект________
Ю. Н. Гостева
Рабочая тетрадь по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
к учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой,
В. И. Капинос, В. В. Львова и др.
«Русский язык. 6 класс»
(М.: Дрофа)
6
класс
Рекомендовано
ИСМО Российской Академии Образования
Издательство
«ЭКЗАМЕН»
МОСКВА* 2015
УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Г72
Имя автора и название цитируемого издания указаны на титульном листе данной книги (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Изображение учебного издания «Русский язык. 6 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская и др. — М.: Дрофа» приведено на обложке данного издания исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Гостева Ю. Н.
Г72 Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс» ФГОС (к новому учебнику) / Ю. Н. Гостева. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 110, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
ISBN 978-5-377-07288-1
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Рабочая тетрадь поможет организовать самостоятельную работу по орфографии и пунктуации, что даст возможность ученику целенаправленно совершенствовать умения и навыки в области правописания.
Пособие позволяет эффективно использовать не только традиционные формы учебной деятельности, но и современные приёмы, представленные в учебнике русского языка М. М. Разумовской и щ>.: разные виды систематизации учебной информации, отработка правильной последовательности умственных действий при применении каждого правила, применение поморфемного письма и поморфемного комментирования, многоплановая работа с орфографическим минимумом, опора на разные виды языковых моделей (морфемные, грамматические модели слов, словосочетаний, предложений) и др.
Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерагхии учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922
Подписано в печать 4.09.2014. Формат 60×90/8. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 6,68. Уел. печ. л. 14,0.
Тираж 10 000 экз Заказ №2620-14
ISBN 978-5-377-07288-1
Гостева Ю. Н., 2015 Издательство «ЭКЗАМЕН», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
о ЯЗЫКЕ………………………………………………………………4
РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (повторение изученного в 5 классе)…..9
Речь………………………………………………………………11
Правописание……………………………………………………….13
Речь………………………………………………………………22
МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ (на основе изученного в 5 классе)……………………….27
Имя существительное………………………………………………..27
Речь. Стили речи…………………………………………………..50
Имя прилагательное…………………………………………………60
Текст……………………………………………………………..69
Глагол…………………………………………………………….70
МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ……………………………………………………..85
Причастие………………………………………………………….85
Типы речи. Повествование……………………………………………88
Деепричастие……………………………………………………….89
Текст. Типы речи. Описание………………………………………….93
Имя числительное…………………………………………………..95
Текст. Типы речи. Описание (продолжение)……………………………..98
Местоимение……………………………………………………….101
Речь. Текст………………………………………………………107
§ 1. Слово — основная единица языка
!Учитесь: понимать отличие слова от других единиц языка, знать, с какой точки зрения изучается слово в различных разделах лингвистики^.
1. Прочитайте информацию о слове. Продолжите текст по образцу.
Слово как основная единица языка изучается в различных разделах языкознания.
Так, с точки зрения фонетической рассматривается звуковая оболочка, выделяются те гласные и согласные звуки, которые составляют слово, определяется слог, на который падает ударение.
С точки зрения лексической слово рассматривается как ….
Так, с точки зрения морфемной рассматривается как слово
Так, с точки зрения морфологии слово рассматривается как
Так, с точки зрения синтаксиса слово рассматривается как
I 2. Прочитайте текст, подчеркните слова-термины, которые называют разделы I лингвистики.
I Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка и закономерности его развития. Фонетика описывает звуковой состав современного русского литера-4 турного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке, предметом фонологии являются фонемы — кратчайшие звуковые единицы, служащие для различения звуковых оболочек I слов и их форм. Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения. Г рафика знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками, а орфография — с основным принципом русского написания, морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными. Орфография — это совокупность правил, определяющих написание слов. Словообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов. Морфология является учением о грамматических категориях и грамматических формах слова. Она изучает лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке. Синтаксис — это учение о предложении и словосочетании. Синтаксис изучает основные синтаксические единицы — словосочетание и предложение, виды синтаксиче-
* Содержание рубрик «1Учитесь» и «!Вспомните» составлено на основе книги; Примерные программы по ^ учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. -112 с. — (Стандарты второго поколения).
щт
ской связи, типы предложений и их структуру. На основе синтаксиса строится пунктуация — совокупность правил расстановки знаков препинания.
3. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Какой раздел лингвистики содержит полезную в этом случае для вас информацию?
Язык жестов никогда (не)был с..мостоятельной системой п..редачи мыслей от человека к человеку. Как и се..одня, даже в самой глубокой древн..сти дв..жения рук мимика лица только сопутствовали реч.. звуч..щей, были её верными но скромн..ми помощ(?)никами.
{Л. Успенский. «Слово о словах»)
4. Запишите словом информацию, которую передаёт мимика.
5. Прочитайте текст и выполните задания.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. В звучном слове развёртываются перед ним льяносы Ориноко, сверкают айсберги Ар-
Г
ктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звёздных пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это только благодаря языку. Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня — это язык.
(Л. Успенский. «Слово о словах»)
Выполните все виды языкового разбора выделенного в тексте слова. Используйте планы языкового разбора из учебника (раздел «Справочные материалы»).
Письменно ответьте на вопрос: «Какова роль слова в жизни человека?»
6. Диктант по памяти.
Выразительно прочитайте стихотворение. Выучите наизусть, приготовьтесь записать по памяти.
Красиво падала листва.
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества Справлял сентябрь первоначгшьный. Задумчивый, но не печальный.
и понял я, что в мире нет Затёртых слов или явлений.
Их существо до самых недр Взрывает потрясённый гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.
Лкэблю обычные слова.
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва.
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
(Давид Самой
uchebnik-skachatj-besplatno.com