План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Конспект урока по истории в 6 классе «Русское государство при Ярославе Мудром»
Урок. Русское государство при Ярославе Мудром
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Историк Н.М. Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество … » Cпpaвeдливо ли это высказывание? Выясним это на нашем уроке. Тема нашего урока «Русское государство при Ярославе Mудром».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
— Проблемный вопрос — Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского Государства?
- Изучение нового учебного материала
Владимир разделил земли между сыновьями. Следует заметить, что Владимир сделал сыновей не независимыми правителями областей, а всего лишь своими наместниками.
После смерти двух старших сыновей Вышеслава и Изяслава Владимир в 1010 г. провел второе распределение городов. В Новгород направлен Ярослав, в Ростов Борис, в Муром Глеб, Святослав — к древлянам, Всеволод во Владимир Воолынский, Мстислав — в Тмутаракань (в Крыму). Полоцк же был оставлен за сыном умершего Изяслава.
После смерти Владимира Святославича начались усобицы между его сыновьями. Удалось ли стабилизировать ситуацию в стране? Какие исторические личности участвовали в данном процессе? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.
Начнем с изучения вопроса «Борьба за власть сыновей Владимира». Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем.
Задание № 1. Работая с первым пунктом «Борьба за власть сыновей Владимира» § 7 учебника, ответьте на вопросы:
— С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси? (управлять огромной территорией было не просто, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они правили там от имени киевского князя).
— Кому Владимир желал передать киевский престол? (Борису)
— Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья Святополк и Ярослав? (это намерение им не нравилось).
— Каким образом Святополк занял киевский престол? (Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем).
— Почему Святополк получил прозвище Окаянный? (Святополк решил избавиться от опасных соперников Бориса, Глеба и Святослава подослав к ним тайных убийц).
— Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев? (Ярослав собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка».
— Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?
— С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга? (Святополк собрал войско призвав печенегов, а также заручился помощью своего тестя польского короля Болеслава, чтобы убрать поляков, Святополк заручился помощью киевлян).
— Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч? (Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр, и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к Болеславу. Ярослав занял престол в Киеве.
— Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол? (в 1018 г. Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править там сам. Святополк начал подстрекать киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки вынуждены были бежать. Киевским князем вновь стал Святополк).
— Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси? (усобицы не закончились. Борьбу с Ярославом начал его младший брат Мстислав (из Тьмутаракани). Мстислав победил в сражении и братья разделили Русь на две части по Днепру).
— В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси? (в 1036 г., после смерти Мстислава).
Таким образом, мы пришли к выводу: власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев.
Задание №2. Как вам кажется, справедливо ли звание «Окаянный» было причислено Святополку? Какую роль в этом играет Ярослав?
Теперь перейдем к вопросу «Внутренняя политика Ярослава Мудрого».
Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом. Только в 1019 г., после смерти Святополка, Ярослав смог утвердиться на Киевском престоле. Он получил прозвище Мудрый. Чтобы понять мудрость Ярослава, нам необходимо провести небольшое историческое исследование.
Задание № 3. Разделитесь на четыре группы и выполните задание.
Первая группа работает со вторым пунктом «Внутренняя политика Ярослава Мудрого» § 7 учебника, анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого. Представляет свою работу в схематичной форме.
Вторая группа работает с фрагментом Правды Ярослава на с. 62, 63 учебника, анализирует первый свод законов на Руси. Вопросы:
— Какие законы вам представляются справедливыми?
— Какие из них вам кажутся несправедливыми?
Третья группа работает с третьим пунктом «Управление государством при Ярославе» § 7 учебника, анализирует систему управления государством при Ярославе Мудром. Представляет свою работу в схематичной форме.
Изучив внутреннюю политику Ярослава Мудрого нам предстоит изучить внешнюю – вопрос «Отношения Руси с другими государствами».
Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась из военных и дипломатических действий. Большую роль играли династические браки.
Задание № 4. Работая с четвертым пунктом ««Отношения Руси с другими государствами» § 7 учебника, заполните таблицу:
«Внешняя политика Ярослава Мудрого»
Основные направления | Цели и задачи | Основные события | Итоги |
Борьба с кочевниками | Защита от набегов кочевников | Укрепление южных рубежей Руси, строительство городов-крепостей на границе со степью. | Разбил печенегов, печенеги перестали совершать набеги на Русь. |
Северо-запад Руси | Укрепление безопасности границ | Утвердил свою власть на западных берегах Чудского озера, где проживали финно-угорские племена, построил там город Юрьев. | Расширение территорий государства. |
Отношения с Византией | Борьба за влияние, авторитет. | 1043 г. произошло последнее военное столкновение. Неудачное для Руси. | 1046 г. мирный договор Византии и Руси, скрепленный браком сына Ярослава – Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха. |
- Закрепление учебного материала
— Какое толкование слова «мудрый» более всего соответствует личности князя Ярослава Владимировича?
— Назовите итоги правления Ярослава Мудрого:
— укрепление международного авторитета Киевской Руси; укрепление княжеской власти;
— развитие торговли, ремесел;
— распространение просвещения;
— издание единого сборника законов.
- Домашнее задание
— параграф 7 пересказ
nsportal.ru
конспект урока по истории Рооссиив 6 классе
План – конспект урока истории России в 6 классе
«Московское государство в конце15-начале 16 века»
1. Ф.И.О Тюмина Антонина Михайловна
2. Место работы МБОУ Никольская СОШ
3. Должность учитель
4. Предмет история
5. Класс 6 класс
6. Тема и номер урока в теме. Московское государство в конце 15- начале 16 века
7. Базовый учебник История России 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение. 2012 г.
8. Цель урока: познакомить с управлением Московской Руси в конце 15-начале16 в.в.
9. Задачи:
— обучающие
а.) сформировать у учащихся знания по системе управления государством в 15-16 в.в.
б.) помочь учащимся сформировать образ Ивана Третьего как русского самодержца.
в.) раскрыть причины изменения характера и структуры великокняжеской власти.
— развивающие
а.) развивать навыки работы с учебником, картой, ИКТ, дополнительной литературой, навыки самоконтроля.
б.) продолжить работу по формированию умений работать с понятиями, сравнивать их, делать анализ текста и выводы по тексту, умений работать со схемой.
— воспитательные
а.) воспитывать любовь к Родине, к ее историческому прошлому.
б.) воспитывать самодисциплину и навыки самостоятельной работы.
10. Тип урока – комбинированный с применением ИКТ.
Основные этапы урока: 1. Повторение изученного материала.
2. Создание проблемной ситуации и работа по ее разрешению.
3.Получение новых знаний.
4. Выделение главного, закрепление и контроль усвоения.
11. Формы работы учащихся:
-фронтальная беседа.
— тестирование.
-работа в парах.
— работа с книгой.
— групповая работа.
— самостоятельная работа.
— применение знаний в новой ситуации.
12. Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий.
— показывать на исторической карте территорию Московской Руси в конце 15 – начале 16 века;
— объяснять смысл понятий: кормление, Боярская Дума, местничество, приказы, поместье,Судебник.
— уметь работать с историческим документом и делать на его основе выводы.
13.Ожидаемые учебные результаты.
После этого учебного занятия учащиеся смогут:
— называть и объяснять основные понятия, характеризующие государственную власть в Московском государстве;
— уметь высказывать свое мнение, строить работу в малой группе, вести диалог, взаимодействовать с другими учащимися.
— закрепят навыки работы с текстом по отбору информации, ее осмыслению.
14. Необходимое техническое оборудование:
— компьютер, проектор, экран.
— карта «Образование централизованного русского государства».
15. Структура и ход урока.
Структура и ход урока
№
Этап урока. Использование НСО и ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
время
Методические
обоснованиея
1
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Рабочее место ученика
1 мин
Настрой на работу на уроке.
2
Повторение изученного. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ивана Третьего»
Фронтальный опрос.
— Назовите причины собирания русских земель вокруг Москвы?
— Подсчитайте, сколько лет продолжалось монгольское иго?
— Сколько лет велась борьба Москвы и Твери?
— Сколько лет просуществовала Новгородская республика?
— Используя карту, оцените значение присоединения новых территорий для Московского княжества.
Заполнение таблицы: — какие действия Ивана Третьего можно отнести к внутренней, а какие к внешней политике?
— Объясните, почему стало возможным освобождение от монгольского ига?
Тестирование (прилож.)
Ответы на вопросы учителя
Самостоятельная работа по карточкам.
Работа с картой атласа и настенной картой
Работа с таблицей в рабочей тетради
Решают тесты
10 мин
Развитие навыков самостоятельной работы
Развитие умений работы с картой
Развитие умений работы с таблицей, умений анализировать текст и делать выводы
Взаимоконтроль и самоконтроль
3
Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, создание проблемной ситуации.
Слайд- карта Киевская Русь 9-12, 12-13 в.в
Вспомните, каким было управление Древнерусским государством? ( карта «Русское государство в 12-15 в.в.»)
Сегодня мы познакомимся с управлением Московской Руси.
Тема урока: Московское государство в конце 15 –начале 16 века.
План урока:
1.Как управлялась Московская Русь.
2. Кто помогал государю управлять государством.
3.Как в государстве вершился суд
Ребята Московское государство еще называют «единое российское» , как вы думаете, почему?
Постановка проблемы: «Почему о Московской Руси конца 15-16 в. можно говорить как о едином Российском государстве?»
Вспоминают и называют систему управления Киевской Руси.
Записывают в своих тетрадях тему и план урока
Затрудняются ответить, отмечают , что произошло объединение русских земель под властью Ивана Третьего.
3 мин
Актуализация знаний
Выявление противоречий и умения найти проблемную ситуацию
4
Объяснение новых знаний.
Управление государством.
Работа со схемами «Управление государством», иллюстрациями, таблицами.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с заданием в группах.
Задания группам: прочитать текст учебника и ответить на вопросы:
1 группа: -Как управлялась Московская Русь и кто помогал государю управлять государством.
2 группа: Какие изменения произошли в войске.
3 группа: — Как в
государстве вершился суд. (вопросы для групп см.приложение)
Какие же изменения произошли в управлении государством в правление Ивана Третьего?
Самостоятельная работа в группах.
Запись понятий в тетрадь:
Боярская Дума, приказы, уезды, наместники, местничество, кормление, дворяне, дети боярские.
Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с таблицами и схемами
Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с понятиями, схемами.
Ответы учащихся
20 мин
Умения самостоятельной работы с текстом учебника, развитие навыков работы со схемами.
Умения анализировать информацию из разных источников. Систематизировать ее и делать выводы.
5
Решение проблемного вопроса. Закрепление.
Иллюстрации: печать, герб, Московский Кремль
Почему о Московской Руси конца 15 –начале 16 века можно говорить как о едином Российском государстве.
Обсуждают, делают выводы
6 мин
6.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных учеников, ставит оценки.
Что вам понравилось на уроке и что вас заинтересовало на уроке?
Определяет Д.З
Высказывают свое отношение к теме урока и правлению Ивана Третьего
3-5 мин
Стимулирование мотивации к обучению
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ТЕСТ.
Объединение русских земель завершилось:
а) в конце 15 – начале 16 века.
б) в середине 15 века.
в) в 16 веке.
2. Особую роль в объединении Руси сыграл князь:
а.)Иван Калита
б)Дмитрий Донской.
в) Иван Третий.
3. Битва на реке Шелонь произошла:
а) 1471 г.
б) 1371 г.
в) 1380 г.
4. Присоединение Великого Новгорода произошло:
а) 1478 г.
б) 1468 г.
в) 1458 г.
5. Тверское княжество вошло в состав Московской Руси в :
а)1475 г.
б) 1485 г.
в) 1495 г.
6. «Великое стояние на реке Угре» произощло:
а) 1480 г.
б)1475 г.
в) 1490 г.
Вопросы для групп.
1 группа.
1.Каким было управление Московской Русью.
2. Когда и как стал величать себя Иван Третий.
3. Что изменилось в престолонаследии.
4. Какой совещательный орган был при царе и чем он занимался
5. Что такое приказы и чем они занимались.
6. Кто и как управлял русскими землями.
2 группа.
1.Кто помогал государю управлять государством.
2. Чем занимались бояре, окольничьи, дьяки.
3. Что такое местничество.
4. Кто входил в государев двор.
5. Кого называли дворянами.
6. Чем занимались дети боярские.
3 группа
Из кого состояло войско царя.
Что нового появилось в войске царя.
4 группа.
Кто в государстве вершил суд.
Что нового появилось в законодательстве.
В чьих интересах был составлен Судебник.
infourok.ru
конспекты уроков по Истории России 6 класс
Главная /
Старшие классы /
История
Скачать
38.5 КБ, 415871.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
22 КБ, 415872.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
33 КБ, 415874.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
35.5 КБ, 415876.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
36 КБ, 415877.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
43 КБ, 415879.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
40.5 КБ, 415880.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
45 КБ, 415883.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
34 КБ, 415884.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
38.5 КБ, 415886.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
36 КБ, 415888.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
46 КБ, 415890.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
38.5 КБ, 415892.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
34 КБ, 415893.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
37 КБ, 415895.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
45 КБ, 415896.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
38 КБ, 415899.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
41 КБ, 415900.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
42.5 КБ, 415901.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
36.5 КБ, 415903.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
34 КБ, 415904.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
32.5 КБ, 415906.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
35 КБ, 415907.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
40 КБ, 415909.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
39 КБ, 415911.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
37 КБ, 415912.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
34 КБ, 415914.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
Скачать
39 КБ, 415917.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015
конспекты уроков по Истории России 6 класс
Автор: Иванова Марина Евгеньевна
Похожие материалы
pedportal.net
Конспект по истории 6 класс по параграфам 27-28
средневековая литература и средневековое
Работаем по плану: 1. Рыцарская литература. 2. Городская литература. 3.Данте. 4.Архитектура. 5.Скульптура. 6.Живопись.
Рыцарская литература. трубадурами В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами
Рыцарская литература: Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного, справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость и привлекательность.
Рыцарская литература: В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне ( « моей госпоже», в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, прекрасной, живой женщине.
Рыцарская литература В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами или миннезингерами ( певцы любви)
Рыцарская литература: В эти столетия появились стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний, а потом изображались легенды о короле Артуре, о Тристане и Изольде.
Городская литература В XII веке начинается расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы, чаще всего в стихах или басни. Их героями были хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне.
Городская литература вагантов С городской литературой связаны стихи вагантов ( в переводе с лат. – бродяги). Вагантами называли студентов и школяров, которые кочевали по городам в поисках новых преподавателей. вагант
Городская литература: Городская литература: Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон; музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы
Данте:. Его считают самым великим поэтом Средневековья. Родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу.
Данте: В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»
Данте: В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор.
Данте: В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание.
Данте: В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.
Архитектура: Романский храм массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. Романский стиль
otvetytut.com