6 класс

Конспект по истории 6 класс параграф 7 – Конспекты История России 6 класс

План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: Конспект урока по истории в 6 классе “Русское государство при Ярославе Мудром”

Урок. Русское государство при Ярославе Мудром

   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

     Историк Н.М. Карамзин писал: «Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество … » Cпpaвeдливо ли это высказывание? Выясним это на нашем уроке. Тема нашего урока «Русское государство при Ярославе Mудром».

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

– На какие вопросы нам предстоит ответить?

– Проблемный вопрос – Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвета Древнерусского Государства? 

  1. Изучение нового учебного материала

      Владимир разделил земли между сыновьями. Следует заметить, что Владимир сделал сыновей не независимыми правителями областей, а всего лишь своими наместниками.

      После смерти двух старших сыновей Вышеслава и Изяслава Владимир в 1010 г. провел второе распределение городов. В Новгород направлен Ярослав, в Ростов Борис, в Муром Глеб, Святослав – к древлянам, Всеволод  во Владимир Воолынский, Мстислав – в Тмутаракань (в Крыму). Полоцк же был оставлен за сыном умершего Изяслава.

       После смерти Владимира Святославича начались усобицы между его сыновьями. Удалось ли стабилизировать ситуацию в стране? Какие исторические личности участвовали в данном процессе? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

      Начнем с изучения вопроса «Борьба за власть сыновей Владимира». Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем.

      Задание № 1. Работая с первым пунктом «Борьба за власть сыновей Владимира» § 7 учебника, ответьте на вопросы:

– С какой целью князь Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси? (управлять огромной территорией было не просто, Владимир отправил 12 своих сыновей в разные земли Руси, чтобы они правили там от имени киевского князя).

– Кому Владимир желал передать киевский престол? (Борису)

– Как к этому намерению отнеслись его старшие сыновья Святополк и Ярослав? (это намерение им не нравилось).

– Каким образом Святополк занял киевский престол? (Святополк дарами расположил к себе киевлян, и они признали его своим князем).

– Почему Святополк получил прозвище Окаянный? (Святополк решил избавиться от опасных соперников Бориса, Глеба и Святослава подослав к ним тайных убийц).

– Что предпринял Ярослав, получив известие о смерти отца и убийстве братьев? (Ярослав собрал новгородское ополчение и наемную варяжскую дружину и выступил против Святополка».

– Мог ли Ярослав стать киевским князем, не вмешиваясь в усобицу?

– С помощью каких сил Ярослав и Святополк вели борьбу друг против друга? (Святополк собрал войско призвав печенегов, а также заручился помощью своего тестя польского короля Болеслава, чтобы убрать поляков, Святополк заручился помощью киевлян).

– Чем закончилась военная встреча Ярослава и Святополка поздней осенью 1016 г. у городка Любеч? (Ярослав первым переправил свои отряды через Днепр, и внезапным ударом разбил киевлян. Святополк бежал к Болеславу. Ярослав занял престол в Киеве.

– Каким образом Святополку вновь удалось занять киевский стол? (в 1018 г. Болеслав вместе со Святополком вновь пошел на Русь и разбил Ярослава, и стал править там сам. Святополк начал подстрекать киевлян выступить против поляков. В городе началось восстание. Поляки вынуждены были бежать. Киевским князем вновь стал Святополк).

– Закончились ли со смертью Святополка усобицы на Руси? (усобицы не закончились. Борьбу с Ярославом начал его младший брат Мстислав (из Тьмутаракани). Мстислав победил в сражении и братья разделили Русь на две части по Днепру).

– В каком году Ярослав становится полноправным правителем Руси? (в 1036 г., после смерти Мстислава).

      Таким образом, мы пришли к выводу: власть князя в раннефеодальном государстве основывалась на обычном праве, по которому она была достаточно прочной только при условии устранения всех возможных претендентов на престол. Ярославу Владимировичу пришлось столкнуться с данными обстоятельствами, приведшими к гибели его братьев.

    Задание №2.  Как вам кажется, справедливо ли звание «Окаянный» было причислено Святополку? Какую роль в этом играет Ярослав?

     Теперь перейдем к вопросу «Внутренняя политика Ярослава Мудрого».

     Борьба между братьями продолжалась с переменным успехом. Только в 1019 г., после смерти Святополка, Ярослав смог утвердиться на Киевском престоле. Он получил прозвище Мудрый.  Чтобы понять мудрость Ярослава, нам необходимо провести небольшое историческое исследование.

     Задание № 3. Разделитесь на четыре группы и выполните задание.

Первая группа работает со вторым пунктом «Внутренняя политика Ярослава Мудрого» § 7 учебника, анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого. Представляет свою  работу в схематичной форме.

Вторая группа работает с фрагментом Правды Ярослава на с. 62, 63 учебника, анализирует первый свод законов на Руси. Вопросы:

– Какие законы вам представляются справедливыми?

– Какие из них вам кажутся несправедливыми?

Третья группа работает с третьим пунктом «Управление государством при Ярославе» § 7 учебника, анализирует систему управления государством при Ярославе Мудром. Представляет свою  работу в схематичной форме.

     Изучив внутреннюю политику Ярослава Мудрого нам предстоит изучить внешнюю – вопрос «Отношения Руси с другими государствами».

    Внешняя политика Ярослава Мудрого складывалась из военных и дипломатических действий. Большую роль играли династические браки.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом ««Отношения Руси с другими государствами» § 7 учебника, заполните таблицу:

«Внешняя политика Ярослава Мудрого»

Основные направления

Цели и задачи

Основные события

Итоги

Борьба с кочевниками

Защита от набегов кочевников

Укрепление южных рубежей Руси, строительство городов-крепостей на границе со степью.

Разбил печенегов, печенеги перестали совершать набеги на Русь.

Северо-запад Руси

Укрепление безопасности границ

Утвердил свою власть на западных берегах Чудского озера, где проживали финно-угорские племена, построил там город Юрьев.

Расширение территорий государства.

Отношения с Византией

Борьба за влияние, авторитет.

1043 г. произошло последнее военное столкновение. Неудачное для Руси.

1046 г. мирный договор Византии и Руси, скрепленный браком сына Ярослава – Всеволода с дочерью византийского императора Константина Мономаха.

  1. Закрепление учебного материала

– Какое толкование слова «мудрый» более всего соответствует личности князя Ярослава Владимировича?

– Назовите итоги правления Ярослава Мудрого:

– укрепление международного авторитета Киевской Руси; укрепление княжеской власти;

– развитие торговли, ремесел;

– распространение просвещения;

– издание единого сборника законов.

  1. Домашнее задание

– параграф 7 пересказ

nsportal.ru

конспект урока по истории Рооссиив 6 классе

План – конспект урока истории России в 6 классе

«Московское государство в конце15-начале 16 века»

1. Ф.И.О Тюмина Антонина Михайловна

2. Место работы МБОУ Никольская СОШ

3. Должность учитель

4. Предмет история

5. Класс 6 класс

6. Тема и номер урока в теме. Московское государство в конце 15- начале 16 века

7. Базовый учебник История России 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение. 2012 г.

8. Цель урока: познакомить с управлением Московской Руси в конце 15-начале16 в.в.

9. Задачи:

– обучающие

а.) сформировать у учащихся знания по системе управления государством в 15-16 в.в.

б.) помочь учащимся сформировать образ Ивана Третьего как русского самодержца.

в.) раскрыть причины изменения характера и структуры великокняжеской власти.

– развивающие
а.) развивать навыки работы с учебником, картой, ИКТ, дополнительной литературой, навыки самоконтроля.

б.) продолжить работу по формированию умений работать с понятиями, сравнивать их, делать анализ текста и выводы по тексту, умений работать со схемой.

– воспитательные

а.) воспитывать любовь к Родине, к ее историческому прошлому.

б.) воспитывать самодисциплину и навыки самостоятельной работы.

10. Тип урока – комбинированный с применением ИКТ.

Основные этапы урока: 1. Повторение изученного материала.

2. Создание проблемной ситуации и работа по ее разрешению.

3.Получение новых знаний.

4. Выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

11. Формы работы учащихся:

-фронтальная беседа.

– тестирование.

-работа в парах.

– работа с книгой.

– групповая работа.

– самостоятельная работа.

– применение знаний в новой ситуации.

12. Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий.

– показывать на исторической карте территорию Московской Руси в конце 15 – начале 16 века;

– объяснять смысл понятий: кормление, Боярская Дума, местничество, приказы, поместье,Судебник.

– уметь работать с историческим документом и делать на его основе выводы.

13.Ожидаемые учебные результаты.

После этого учебного занятия учащиеся смогут:

– называть и объяснять основные понятия, характеризующие государственную власть в Московском государстве;

– уметь высказывать свое мнение, строить работу в малой группе, вести диалог, взаимодействовать с другими учащимися.

– закрепят навыки работы с текстом по отбору информации, ее осмыслению.

14. Необходимое техническое оборудование:

– компьютер, проектор, экран.

– карта «Образование централизованного русского государства».

15. Структура и ход урока.

Структура и ход урока

Этап урока. Использование НСО и ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

Методические

обоснованиея

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Рабочее место ученика

1 мин

Настрой на работу на уроке.

2

Повторение изученного. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ивана Третьего»

  1. Фронтальный опрос.

– Назовите причины собирания русских земель вокруг Москвы?

– Подсчитайте, сколько лет продолжалось монгольское иго?

– Сколько лет велась борьба Москвы и Твери?

– Сколько лет просуществовала Новгородская республика?

– Используя карту, оцените значение присоединения новых территорий для Московского княжества.

Заполнение таблицы: – какие действия Ивана Третьего можно отнести к внутренней, а какие к внешней политике?

– Объясните, почему стало возможным освобождение от монгольского ига?

Тестирование (прилож.)

Ответы на вопросы учителя

Самостоятельная работа по карточкам.

Работа с картой атласа и настенной картой

Работа с таблицей в рабочей тетради

Решают тесты

10 мин

Развитие навыков самостоятельной работы

Развитие умений работы с картой

Развитие умений работы с таблицей, умений анализировать текст и делать выводы

Взаимоконтроль и самоконтроль

3

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, создание проблемной ситуации.

Слайд- карта Киевская Русь 9-12, 12-13 в.в

Вспомните, каким было управление Древнерусским государством? ( карта «Русское государство в 12-15 в.в.»)

Сегодня мы познакомимся с управлением Московской Руси.

Тема урока: Московское государство в конце 15 –начале 16 века.

План урока:

1.Как управлялась Московская Русь.

2. Кто помогал государю управлять государством.

3.Как в государстве вершился суд

Ребята Московское государство еще называют «единое российское» , как вы думаете, почему?

Постановка проблемы: «Почему о Московской Руси конца 15-16 в. можно говорить как о едином Российском государстве?»

Вспоминают и называют систему управления Киевской Руси.

Записывают в своих тетрадях тему и план урока

Затрудняются ответить, отмечают , что произошло объединение русских земель под властью Ивана Третьего.

3 мин

Актуализация знаний

Выявление противоречий и умения найти проблемную ситуацию

4

Объяснение новых знаний.

Управление государством.

Работа со схемами «Управление государством», иллюстрациями, таблицами.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с заданием в группах.

Задания группам: прочитать текст учебника и ответить на вопросы:

1 группа: -Как управлялась Московская Русь и кто помогал государю управлять государством.

2 группа: Какие изменения произошли в войске.

3 группа: – Как в

государстве вершился суд. (вопросы для групп см.приложение)

Какие же изменения произошли в управлении государством в правление Ивана Третьего?

Самостоятельная работа в группах.

Запись понятий в тетрадь:

Боярская Дума, приказы, уезды, наместники, местничество, кормление, дворяне, дети боярские.

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с таблицами и схемами

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с понятиями, схемами.

Ответы учащихся

20 мин

Умения самостоятельной работы с текстом учебника, развитие навыков работы со схемами.

Умения анализировать информацию из разных источников. Систематизировать ее и делать выводы.

5

Решение проблемного вопроса. Закрепление.

Иллюстрации: печать, герб, Московский Кремль

Почему о Московской Руси конца 15 –начале 16 века можно говорить как о едином Российском государстве.

Обсуждают, делают выводы

6 мин

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных учеников, ставит оценки.

Что вам понравилось на уроке и что вас заинтересовало на уроке?

Определяет Д.З

Высказывают свое отношение к теме урока и правлению Ивана Третьего

3-5 мин

Стимулирование мотивации к обучению

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ТЕСТ.

  1. Объединение русских земель завершилось:

а) в конце 15 – начале 16 века.

б) в середине 15 века.

в) в 16 веке.

2. Особую роль в объединении Руси сыграл князь:

а.)Иван Калита

б)Дмитрий Донской.

в) Иван Третий.

3. Битва на реке Шелонь произошла:

а) 1471 г.

б) 1371 г.

в) 1380 г.

4. Присоединение Великого Новгорода произошло:

а) 1478 г.

б) 1468 г.

в) 1458 г.

5. Тверское княжество вошло в состав Московской Руси в :

а)1475 г.

б) 1485 г.

в) 1495 г.

6. «Великое стояние на реке Угре» произощло:

а) 1480 г.

б)1475 г.

в) 1490 г.

Вопросы для групп.

1 группа.

1.Каким было управление Московской Русью.

2. Когда и как стал величать себя Иван Третий.

3. Что изменилось в престолонаследии.

4. Какой совещательный орган был при царе и чем он занимался

5. Что такое приказы и чем они занимались.

6. Кто и как управлял русскими землями.

2 группа.

1.Кто помогал государю управлять государством.

2. Чем занимались бояре, окольничьи, дьяки.

3. Что такое местничество.

4. Кто входил в государев двор.

5. Кого называли дворянами.

6. Чем занимались дети боярские.

3 группа

  1. Из кого состояло войско царя.

  2. Что нового появилось в войске царя.

4 группа.

  1. Кто в государстве вершил суд.

  2. Что нового появилось в законодательстве.

  3. В чьих интересах был составлен Судебник.

infourok.ru

конспекты уроков по Истории России 6 класс

Главная / Старшие классы / История Скачать

38.5 КБ, 415871.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

22 КБ, 415872.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

33 КБ, 415874.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

35.5 КБ, 415876.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

36 КБ, 415877.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

43 КБ, 415879.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

40.5 КБ, 415880.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

45 КБ, 415883.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

34 КБ, 415884.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

38.5 КБ, 415886.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

36 КБ, 415888.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

46 КБ, 415890.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

38.5 КБ, 415892.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

34 КБ, 415893.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

37 КБ, 415895.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

45 КБ, 415896.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

38 КБ, 415899.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

41 КБ, 415900.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

42.5 КБ, 415901.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

36.5 КБ, 415903.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

34 КБ, 415904.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

32.5 КБ, 415906.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

35 КБ, 415907.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

40 КБ, 415909.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

39 КБ, 415911.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

37 КБ, 415912.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

34 КБ, 415914.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

Скачать

39 КБ, 415917.doc Автор: Иванова Марина Евгеньевна, 21 Мар 2015

конспекты уроков по Истории России 6 класс


Автор: Иванова Марина Евгеньевна

Похожие материалы

pedportal.net

Конспект по истории 6 класс по параграфам 27-28 средневековая литература и средневековое

Работаем по плану: 1. Рыцарская литература. 2. Городская литература. 3.Данте. 4.Архитектура. 5.Скульптура. 6.Живопись.

Рыцарская литература. трубадурами В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские певцы назывались трубадурами

Рыцарская литература: Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного, справедливого. В стихах воспевалась верность сеньору, щедрость, благородство, вежливость и привлекательность.

Рыцарская литература: В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне ( « моей госпоже», в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, прекрасной, живой женщине.

Рыцарская литература В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами или миннезингерами ( певцы любви)

Рыцарская литература: В эти столетия появились стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний, а потом изображались легенды о короле Артуре, о Тристане и Изольде.

Городская литература В XII веке начинается расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы, чаще всего в стихах или басни. Их героями были хитрые бюргеры или весёлые находчивые крестьяне.

Городская литература вагантов С городской литературой связаны стихи вагантов ( в переводе с лат. – бродяги). Вагантами называли студентов и школяров, которые кочевали по городам в поисках новых преподавателей. вагант

Городская литература: Городская литература: Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон; музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы

Данте:. Его считают самым великим поэтом Средневековья. Родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу.

Данте: В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»

Данте: В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор.

Данте: В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание.

Данте: В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап.

Архитектура: Романский храм массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. Романский стиль

otvetytut.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *