6 класс

История 5 6 класс – Рабочая программа по истории (5, 6 класс) по теме: Рабочие программы по истории 5, 6 класс ФГОС | скачать бесплатно

История древнего мира для 5-6 классов. DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

 

 Введение

 § 1. Жизнь первобытных людей.

 § 2. Как произошли рабовладельческие государства. Исторические памятники

 

 ДРЕВНИЙ ВОСТОК.

 I. Египет.

 § 3. Природа Египта и его население 10

 § 4. Развитие земледелия. Образование государства 12

 § 5. Религия древних египтян 14

 § 6. Государственный строй в Египте 18

 § 7. Восстапиекрестьпн и рабов. Вторжение гиксосов 21

 § 8. Египетские завоевания 22

 § 9. Борьба с хеттами. Рамсес II 26

 § 10. Конец самостоятельности Египта 27

 § 11. Египетская культура. 29

 

 II. Древнейшие государства Двуречья.

 § 12. Южное Двуречье, его природа и население 81

 § 13. Ванилонское царство 32

 § 14. Ассирийские завоевания 34

 § 15. Ассирийская поенная держава и её падение 37

 § 16. Ново-Вавилонское (Халдейское) царство 39

 § 17. Ассиро-вавилонская культура 40

 

 III. Фяникяя, Иудея, Персия.

 § 18. Финикия 45

 § 19. Царства Израильское и Иудейское 46

 § 20. Персия 50

 

 IV. Древняя Индия.

 § 21. Древняя Индия. Страна и её население 52

 § 22. Государство браманов. Кастовый строй в Индии 55

 § 23. Буддизм. Завоевание Индия 56

 

 V. Древний Китий.

 § 24. Страна и её население 59

 § 25. Древнейшая история Китая. Периоды Чжоу, Цинь Хань 62

 § 26. Восстания «Красных бровей» и «Жёлтых тюрбанов» 64

 § 27. Культура древнего Китая 66

 

 ДРЕВПЯЯ ГРЕЦИЯ

 § 28. Страна и её население 68

 § 29. Крито-микенская культура 70

 § 80. Греческая религия 72

 § 31. Мифы о героях 75

 § 32. Миф об аргонавтах 79

 § 33. Дрегпегреческий эпос «Илиада» 80

 § 34. «Одиссея» 82

 § 35. Распад рода и возникновение государства 85

 § 36. Государство-город (полис) 87

 § 37. Греческая торговля и колонизация

 § 38. Военный быт и общественные игры. Оракулы 90

 

 Спарта.

 § 39. Общественный строй Спарты 92

 § 40. Быт и воспитание спартанцев. Пелопоннесский союз 95

 

 Образование Афинского государства.

 § 41. Страна н ей население. Древнейшая Аттика 96

 § 42. Революционная борьба. Солон 98

 § 43. Тирания в Афинах. Реформа Клисфеиа 100

 

 IV. Греко-персидские войны в расцвет Афин.

 § 44. Начало войны 102

 § 45. Поход Ксеркса 104

 § 46. Афинская морская держава 106

 § 47. Рабство 107

 § 48. Перикл. Расцвет рабовладельческой демократии 109

 

 V. Пелопоннесская война.

 § 49. Причины и начало войны 112

 § 50. Сицилийский поход и поражение Афин 115

 § 51. Конец войны и «тирания тридцати» 116

 § 52. Восстания рабов и бедноты 117

 

 VI. Греческая культура.

 § 53. Театр

 § 54. Греческая литература (трагедиия и комедия) 121

 § 55. Искусство 123

 § 56. Вовникповение нруки 126

 § 57. Сократ и Платон. Аристотель 127

 

 VII. Греция под властью Македонии.

 § 58. Положение Греция в IV в. до н. э 129

 § 59. Македония. Филипп Македонский 130

 § 60. Александр Македонский в его походы 133

 § 61. Эллинистические государства и их культура 136

 § 62. Борьба против Македонии и власти рабовладельцев. Завоевание Греции Римом 139

 

 РИМ.

 I. Ранний период истории Рима.

 § 63. Природа и население древней Италии 142

 § 64. Патриции и плебеи. Сервий Туллий 144

 § 65. Борьба патрициев и плебеев 145

 § 66. Завоевание Италии 147

 § 67. Римское войско. Италия под властью Рима 150

 § 68. Религия римлян 151

 

 II. Римские завоевания вне Италии

 § 69. Первая пуническая война (264 — 241 гг. jfo н. э.) 152

 § 70. Вторая пуническая война (218 — 201 гг. до н. э.) 155

 § 71. Завоевание Македонии и Греции. Третья пуническая война (149 — 146 гг. дон.а.) 159

 

 III. Рабовладельческий Рим (Ш — П вв. до к. а.).

 § 72. Развитие рабского труда в положение рабов 160

 § 73. Обогащение римских откупщиков и ростовщиков 163

 § 74. Быт и культура Рима III и II вв. до н. о. 164

 

 IV. Восстания рабов и свободной бедноты. Падение Римской республики (137 — 30 гг. до н. э.).

 § 75. Первое восстание рабов в Сицилии. Восстание Аристовика в Малой Азии 165

 § 76. Реформы братьев Гракхов. Тиберий Гракх (133 г. до н э) 168

 § 77. Гай Гракх (123 — 121 гг. до н. о.) 170

 § 78. Марий п военная реформа. Война скимврами и тввтонами 171

 § 79. Второе восстание рабов в Сицилии (104 — 100 гг. до н. э.) 178

 § 80. Восстание италиков. Диктатура Сулльт 134

 § 81. Борьба Испании против Рима. Вириат и Серторий 176

 § 82. Восстание Спартака 178

 § 83. Заговор Катилины. Помпей и Цезарь 181

 § 84. Первый триумвират. Диктатура Цеэаря 183

 § 85. Падение республики 185

 

 V. Римская империя I и П вв. н. э. (принципат)

 § 86. Правление Октавиана-Авгусга (с 30 г. до н. э. по 14 г. н. э.) 188

 § 87. Быт и культура Рима конца республики и I в. н. э. 190

 § 88. Римская империя в I в. н. э. 194

 § 89. Положение империи. Восстания в провинциях 198

 § 90. Римская империя на рубеже II и III вв. н. э. Борьба с варварами 200

 

 VI. Революция рабов. Варварские завоевания я гибель империи.

 § 91. Наступление революции 204

 § 92. Диоклетиан. Христианство 205

 § 93. Константин и его преемники. Распад империи 208

 § 94. Варварские завоевания.

 Падение Римской империи 210

 Хронологическая таблица 213

sheba.spb.ru

Конспект по истории (история древнего мира ) (5-6 класс)

 История Древнего мира наиболее интересный и привлекательный для изучения период мировой истории. Историография выделяет период между доисторическим развитием и началом Средневековья. На разных континентах временные рамки древнего периода могут иметь разные границы.
        Историческая наука определяет период Древнего мира с появлением шумерской клинописи, которая является самым ранним свидетельством возникновения письменности. Окончанием мирового периода, для которого ученые Возрождения ввели термин «древность”, можно считать падение Западной Римской империи в 476 г.н.э., либо дату смерти императора Юстиниана I в 565 г. Или дату возникновения ислама в 622 году от Рождества Христова.
        Цивилизации, которые зародились в странах Древнего Востока, наметили пути развития, которыми до сих пор следует современное общество. Поэтому наследие первых цивилизаций человечества имеет огромное всемирно-историческое значение. История Древнего Египта это яркий пример эволюции цивилизаций, которые возникают, достигают своего расцвета и неизбежно терпят упадок и крушение.

 

 

 

 

 

 

     Древний Египет поражал и вызывал удивление у гордых вавилонян. Философы и ученыеДревней Эллады пытались постичь мудрость египтян. Великий Рим, сумевший подчинить себе половину мира, брал за основу стройную государственную организацию страны фараонов и загадочных пирамид, чьи тайны не разгаданы до сих пор. Древний Египет – это колыбель древней цивилизации. Эта страна породила первое государство, ей принадлежит зарождение письма и математики, медицины и астрономии.
     В Древнем Египте была создана высокая по своему уровню, сложная по структуре и богатая по содержанию культура. Она смогла оказать огромное влияние на развитие культур стран Ближнего Востока, на греческую культуру. До нашего времени часть культурных ценностей, которые создали древние египтяне, входит в сокровищницу мировой культуры и является культурным наследием всего человечества.
    У древнегреческих географов встречается название местности Месопотамия. Территория простирается от гор Армении и до Персидского залива и переводится как Междуречье. Располагалась она между двумя реками – Евфрат и Тигр. В древние истории Месопотамия это центр мировой цивилизации с зарождающейся и получившей развитие городской культурой. Шумеры, центральная народность Месопотамии, создали письменность – клинопись, которая стала стержнем их цивилизации, объединяла общество и сохраняла традиции. Даже после исчезновения шумерского государства, наиболее важными моментами его устройства воспользовались персы, греки и другие народы.
    В период со II по I тысячелетия до н.э. в Западном Средиземноморье основывались колонии финикийцев, которые превращались в крупные города. Самым экономически процветающим и обладавшим политическим могуществом, стал город Карфаген. Он расположился в центре Средиземного моря, на пересечении морских и торговых путей. Постепенно из города он превращается в могучее государство, которое становится центром всех финикийских колоний на Средиземноморье.
     Результатом пунических войн, которые Карфаген вел с распространяющим свое влияние Римом, стало разрушение Карфагена. В дальнейшем он стал важнейшим городом Римской империи в Африке, крупным культурным и раннехристианским центром. После падения Римской империи был столицей Вандальского королевства. После завоевания арабами был разрушен.
На полуострове Малая Азия, которое омывается Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным морями и отделяется от Европы проливами Босфор и Дарданеллы, существовало могущественное государство – Персия. Во главе его стояли представители знатного рода Ахаменидов. Они постоянно расширяли свою территорию, ведя захватнические войны и присоединяя земли побежденных и только Восточный поход знаменитого полководца древности Александра Македонского, положил конец экспансии персов.
     Александр Македонский, которого историки именуют Александром Великим, получил известность после знаменитой битвы при Фивах. После завоевания Персидской империи отправился на восток, с целью создать мировую державу.
     Захватывая новые территории, Александр основывал новые города, многие из которых сохранились до наших дней и являются крупными культурными центрами. Походы Александра Великого осуществляли колонизацию греками азиатских территорий и способствовали распространению греческой культуры.
Древняя Греция это уникальное явление в истории мировой цивилизации. В Греции, которую до сих пор греки именуют Элладой, а себя эллинами, находятся истоки европейской цивилизации. Древняя Греция считается родиной мировой демократии, философии и множества точных наук. Древнегреческая культура по-прежнему поражает воображение и является образцом непревзойденного искусства в архитектуре, скульптуре, поэзии, драматургии.
Завоевавший Грецию Древний Рим, всегда ощущал мощное влияние греков и смог донести их достижения до мировой цивилизации. 
     Древний Рим – ведущая цивилизация античности, великое государство своего времени, сумевшее перерасти в мировую империю. Под влиянием этрусков и древних греков, достиг пика своего могущества во II веке н.э. В этот период могущество римской империи простиралось от современной Шотландии до Эфиопии, от Персии и до Португалии. На территории Древнего Рима зародилась самая многочисленная религия – христианство. До сих пор современный мир пользуется римским правом, которое сформировалось в античные времена

 Списки правителей Египта (до 3000 — 31 до н.э.)

    В список включены только те цари, положение к-рых в династии определенно известно и от к-рых до наших дней сохранились к.-н. памятники. Для 3 тыс. до н.э. (в особенности) даты крайне приближенны. Имена царей также даются в условной передаче. Их формы зачастую значительно отличаются друг от друга и упорядочить их к.-л. невозможно, так как они все — результат произвольного прочтения, ставшего традиционным.

    Тинитский период

    Цари, предшествующие I династии (до 3000 до н.э.)

    Скорпион

    Нармер

    I династия (нач. ок. 3000 до н.э.)

    Аха (= Менес)

    Джер

    Уаджи

    Ден (= Удиму)

    Аджиб

    Семерхет

    Каа

    II династия (законч. ок. 2778 до н.э.)

    Последний: Хасехемуи

    Имена: Нинечер, Сенд, Перибсен

    Древнее царство

    III династия (2778 — 2723)

    Джосер

    Последний: Ху (= Хуни)

    IV династия (2723 — 2563)

    Снофру

    Хуфу (Хеопс)

    Джедефра

    Хафра (Хефрен)

    Менкаура (Микерин)

    Шепсескаф

    V династия (2563 — 2423)

    Усеркаф

    Сахура

    Нефериркара

    Неферефра

    Ниусерра

    Менкаухор

    Джедкара Исеси

    Унис

    VI династия (2423 — 2263)

    Тети

    Пепи I

    Меренра

    Пепи II

    Первый переходной период

    VII — Х династии (2263 — 2040)

    Имена: Иби, Хети (Ахтой), Мерикара

    ХI династия (2160 — 2000)

    Интеф I (= Антеф)

    Интеф II

    Интеф III

    Ментухотеп I

    Ментухотеп II

    Ментухотеп III

    Среднее царство

    ХII династия (2000 — 1785)

    Аменемхет I

    Сенусерт I

    Аменемхет II

    Сенусерт II

    Сенусерт III

    Аменемхет III

    Аменемхет IУ

    Царица Нефрусебек

    Второй переходной период

    ХIII — ХVII династии (1785 — 1580)

    Угаф

    Последний: Камес

    Имена: Себекхотепы II, III, IV, Неферхотеп I, Себекемсафы I и II, Рахотеп, Секененра.

    Гиксосы: Хиан, и Апопи

    Новое царство

    ХVIII династия (1580 — 1314)

    Яхмес I

    Аменхотеп I

    Тутмес I

    Тутмес II

    Тутмес III

    Царица Хатшепсут (совместно с Тутмесом III первое двадцатилетие его царствования)

    Аменхотеп II

    Тутмес IV

    Аменхотеп III

    Аменхотеп IV (Эхнатон)

    Сменхкара

    Тутанхамон

    Эйз

    Хоремхеб

    ХIХ династия (1314 — 1200)

    Рамсес I

    Cети I

    Рамсес II

    Мернептах

    Сети II

    Аменмес

    Мернептах/Рамсес Саптах

    Таусерт

    ХХ династия (1200 — 1085)

    Сетнахт

    Рамсес III

    Рамсес IV

    Рамсес V

    Рамсес VI

    Рамсес VII

    Рамсес VIII

    Рамсес IХ

    Рамсес Х

    Рамсес XI

    Поздний период

    ХХI династия (1085 — 950)

    Несубанебджед (= Смендес)

    Последний: Пасебахаенниут (= Псусеннес) II

    ХХII династия (950 — 730)

    Шешонк I

    Осоркон I

    Такелот I

    Шешонк II

    Осоркон II

    Такелот II

    Шешонк III

    Пами

    Шешонк V

    Осоркон IV

    ХХIII династия (817 — 730)

    Педибастет (= Петубастис)

    Имена: Шешонк IV, Осоркон III

    ХХIV династия (730 — 715)

    Тефнахт

    Бокенранф (= Бокхорис)

    ХХV династия (715 — 664)

    Кашта

    Пи (прежде читали: Пианхи)

    Шабака

    Шабатака

    Тахарка

    ХХVI династия (664 — 525)

    Псамметих I664 — 610

    Нехо610 — 595

    Псамметих II 595 — 589

    Априй 589 — 570

    Амасис 570 — 526

    Псамметих III526 — 525

    ХХVII династия: Ахемениды (525 — 331) (см. ниже)

    ХХVIII династия

    Амиртей 404 — 399

    ХХIХ династия (399 — 380)

    Неферит I399 — 393

    Псаммут 393

    Ахорис 393 — 381

    Неферит II 381 — 380

    ХХХ династия (380 — 343)

    Нектанеб I 380 — 363

    Тахос 363 — 360

    Нектанеб II 360 — 343

    I Птолемеи (305-31)

    Птолемей I Сотер* 305-282

    Птолемей II Филадельф 282-246, 29 янв.

    Птолемей III Эвергет I 246-222

    Птолемей IV Филопатор 222-205

    Птолемей V Эпифан 204-180

    Птолемей VI Филометор 180-145

    Совместное правление Птолемея VI, Птолемея VIII и Клеопатры II (c 5 окт 170 (изгнание Филометора, 164/3)

    Птолемей VII Неос Филопатор 145-144 (совм. правл.)

    Птолемей VIII Эвергет Фискон 145-116

    Клеопатра III и Птолемей IX Сотер II (Латир) 116-107

    Клеопатра III и Птолемей X Александр 107-101

    Птолемей X Александр и Клеопатра Береника 101-88

    Птолемей IX Сотер II 88-81

    Клеопатра Береника и Птолемей XI Александр II 80

    Птолемей XII Авлет 80-58

    Береника IV 58-55

    Птолемей XII Авлет 55-51

    Клеопатра VII и Птолемей XIII 51-47

    Клеопатра VII и Птолемей XIV 47-44

Древняя Греция (Эллада)

Древнейшие греческие государства возникли в прибрежных землях материковой Греции и на островах Эгейского моря, вероятно, в конце III тыс. до н. э. Созданы они были греками-ахейцами и ионийцами. К середине II тыс. до н. э. мелкие государства начинают укрупняться. Постепенно наиболее мощным в Пелопоннесе становится Микенское царство. Вначале там правила династия Персеидов (8 правителей), а примерно в 1270 г. до н. э. её сменила династия Пелопидов (6 или 7 правителей). Свои династии правителей имели также Аргос, Сикион, Афины, Тиринф, Фивы, Мегары. Списки их запутаны, переплетены с мифами. Выделить из них реальных лиц и отделить от мифологических персонажей трудно. Поэтому здесь они не приводятся. В конце XII в. до н. э. большинство ахейских государств было завоёвано пришедшими с севера Балканского полуострова племенами греков-дорийцев.

Дорийские цари

Эгилий (по легенде усыновил сына Геракла Гилла)

Династия Гераклидов

Гилл

Клеодай

Аристомах

Согласно преданиям, дорийцы под предводительством Гераклидов завоевали Пелопоннес, после чего разделили его на три части, где правителями стали три сына Аристомаха — Темен в Арголиде, Аристодем в Лаконии и Кресфонт в Мессении.

Древнегреческие государства:

Спарта (Лакония, Лакедемон), античное государство.

Мессения — область Древней Греции, располагавшаяся в юго-западной части Пелопоннесского полуострова. .

Арголида (Аргос), античное государство, существовало в кон. XII — XI в. до н. э.

Афины, античное государство.

Крупнейшие древнегреческие тирании:

Коринф, античное государство, древнегреческая тирания.

Сикион (Сицион), античное государство, древнегреческая тирания.

Акрагант (=Аргигент, на острове Сицилия), античное государство, древнегреческая тирания.

Сиракузы (на о. Сицилия), античное государство, древнегреческая тирания.

Гела (на о. Сицилия), античное государство, древнегреческая тирания.

Регий (в Южной Италии), античное государство, древнегреческая тирания.

Феры (в Фессалии), античное государство, древнегреческая тирания.

Аргос, античное государство, древнегреческая тирания, существовала в 271 — 224 гг. до н. э.

Гераклея Понтийская (на севере Малой Азии), античное государство.

Эфес (греч. Ephesos), древний город в Карий (на зап. побережье М. Азии).

Милет (в Ионии), античное государство.

Киренаика, царство в Северной Африке.

Эпир, царство

римм правители

. 27 до н.э.-14 н.э. август

14-37 тиберий 

37-41 калигула 

41-54 клавдий 

54-68 нерон

68-69 гальба

69 отон

69 вителлий

69-79 веспасиан

79-81 титподробнее…

81-96 домициан

96-98 нерва 

98-117 траян 

117-138 адриан 

138-161 антонин пий

161-180 марк аврелий 

161-166 луций вер

175 авидий кассий

180-192 коммод 

192-193 пертинакс

193 дидий юлиан

193-194 песценний нигер

195-197 клодий альбин

193-211 септимий север 

211-217 каракалла

211-212 гета

217-218 макрин

218 диадумениан

218-222 элагабал

222-235 север александр

235-238 максимин фракиец

238 гордиан i африканский

238 гордиан ii

238 бальбин

238 пупиен

238-244 гордиан iii

244-249 филипп i араб 

247-249 филипп ii

249-251 деций траян

251 геренний этруск

251 гостилиан

251-253 требониан галл

251-253 волузиан галл

253 эмилиан

253-254 ураний антонин

253-260 валериан

253-268 галлиен

259 салонин

260-261 макриан i

260-261 макриан ii

260-261 квиет

260-261 регалиан

260-269 постум

269-270 викторин

271-274 тетрик

268-270 клавдий ii готский

270 квинтилл

270-275 аврелиан

272 вабаллат

275-276 тацит

276 флориан

276-282 проб

282-283 кар

283-284 нумериан

283-285 карин

285-310 максимиан геркулий

284-305 диоклетиан

286-293 караузий

293-297 аллект

293-306 констанций i хлор

293-311 галерий

305-307 флавий север

305-313 максимин

306-312 максенций

308-311 александр

308-324 лициний

307-337 константин i 

337-340 константин ii

337-350 констант

337-361 констанций ii

350 ветранион

350-353 

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по истории «Учебная игра Путешествие в страну История» 5-6 класс

Неделя истории и обществознания в школе.

Учебная игра «Путеииествие в страну историю»

Игра проводится в два тура в первом туре принимают участие команды 5-6 классов. Формой ее проведения стало «путешествие» команд по «станциям», на которых нужно справится с различными заданиями. Была разработана система оценок с расчетом, чтобы каждый конкурс имел «одинаковый вес» в зачете команд. Предварительно школьники познакомились с правилами игры, ее планом, были составлены 4команды.

Во второй тур вышли команды победительницы первого этапа. Здесь команды встретились «лицом к лицу». Соревнования проходили в виде эстафеты викторин. Команду- победительницу определяет жюри.

Первый тур.

Конкурс №1

Презентация команд.

Конкурс №2 «Геральдический»

По одному участнику от команды занимают место за отдельным столом и в течение 30 минут работают над гербом команды. На столе — лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Конкурс3 «Путешествие…»

Каждая команда получает «Путеводный лист» с указанием последовательности этапов.

Станция 1 «Историческая рифма».

Каждая команда получает одну за другой три карточки с вопросами (набор карточек заготовлен заранее для каждой команды и вручается в момент прибытия ее на «станцию»). Время прибытия на станции 10 минут.

Команда дает ответ после предварительного обсуждения. На каждый вопрос можно дать только один ответ.

Результаты игры фиксируется в командной карточке. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда на этой остановке — 50 и + 5 баллов (судейские баллы), которые ведущий может дать команде за оригинальность и содержательность ответа.

Каждый фрагмент оценивается из 10 баллов (5-указанные события, 5-указание исторической личности).

  1. Куда ты ведешь нас?. .

Не видно не зги!..

Мы вязнем и тонем в сугробинах

снега,

Нам, знать, не добраться с тобой

до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути,

Но тем Михаила тебе не спасти!

(Иван Сусанин; Смутное время, XVII век, польская интервенция.)

  1. Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья.

(Дмитрий Донской; Куликовская битва, 1380год)

  1. Я, царь царей, я солнца сын могучий,

Гробницу эту выстроил себе,

Чтоб прославляли многие народы,

Чтоб помнили во всех веках грядущих…

(Фараон Древнего Египта.)

  1. Пою премудрого Российского Героя,

Что, грады новые, полки и флоты строя,

От самых нежных лет со злобой вел войну,

Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,

Смирил злодеев внутрь и вне попрал ротивных,

Рукой и разумом сверг дерзостных и лживых.

И мир делами весь на зависть удивил.

(Петр I; строительство Санкт-Петербурга, создание флота, участие в Северной войне, первая четвертъХУШвека).

  1. Он мало царствовал ,но много

начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь сослал И пятерых повесил!

(Николай Ерасправа над декабристами 1825-1826годы).

Станция 2.

Каждая команда проходит разные по уровню сложности задания (всего три уровня). Если команда дает неправильный ответ на каком-то уровне, она получает вторую попытку на этом же уровне, она получает вторую попытку на этом же уровне, однако на следующий уровень уже не выходит. Результаты фиксируются в командной карточке.

Задание 1 уровня -10 баллов Задание 2 уровня -20баллов

Общий итог: 30 баллов, существует судейский фонд — 3 балла, которым может быть награждена команда по усмотрению ведущего.

1уровень

Команда вытаскивает карточку с крылатой фразой и объясняет ее происхождение, а также толкование.

Ганнибалова клятва

2 уровень

Нужно завершить ситуацию крылатой фразой:

Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо телеги, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно в о окликнули…

(«Чтоупало с воза, то пропало».)

Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами… («Иль со щитом, иль на щите».)

Мать узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбы узнать не удалось. Юноша все равно погибает от стрелы Париса. С тех пор уязвимое место называют…

(«Ахиллесовой пятой».)

Станция 3 «Исторический портрет»

Цель этапа: определение исторических деятелей по их характеристикам. Капитаны команды должны по минимальному количеству характеристик-подсказок определить о ком идет речь. Командам предлагаются все характеристики. Максимальное количество баллов 30. Капитаны имеют возможность советоваться с участниками команды.

  1. Афинский государственный деятель (10 баллов).

  2. Положил конец анархии, проведя свои законодательные реформы (9 баллов).

  3. Известный поэт Афин (8 баллов).

  4. Ему принадлежало следующее высказывание: «На родину в Афины, в наш прекрасный град, вернул я многих на чужбину проданных» (6 баллов).

  5. Отменил долговое рабство в Афинах (5 баллов).

Солон.

  1. Один из первых русских императоров (5 баллов).

  2. Первой женой была Евдокия Лопухина (4 балла).

  3. С детства любил всевозможные потехи, игры (3 балла).

  4. Победил шведов (2 балла).

  5. Ввел новую моду в России (1 балл) .

Петр I.

  1. Претендент на русский престол в период Смуты (5 баллов) .

  2. Был жена т на Марине Мнишек ( 4 балла) .

  3. По преданию был слугой бояр Романовых (4 балла) .

  4. Постригся в монахи Чудова монастыря в Москве (3 балла).

  5. Провозгласил себя русским царем Иваном. (2 балла)

  6. Был убит как самозванец, сожжен, пепел выстрелили в сторону Польши со словами: «Откуда пришел туда и возвращайся(1балл).

Григорий Отрепьев-Лжедмитрий I.

  1. Последний представитель династии Рюриковичей (5 баллов)

  2. При нем создан новый Судебник (4 балла)

  3. В молодости близкими его друзьями были Сильвестр, Адашев, Курбский (4 балла)

  4. При нем Россия участвовала в Ливонской войне (3 балла).

  5. Присоединил к России Казанское ханство (2 балла).

  6. При нем введена опричнина (1 балл).

Иван IV Грозный.

  1. Великий князь XV века (5 баллов).

  2. Его называли «Государь всея Руси» (4 балла).

  3. Подчинил в 1471 году Новгород (4 балла) .

  4. был женат на племяннице византийского императораСофье Палеолог (3 балла).

  1. При нем состоялось «стояние на реке Угре» и было сброшено ордынское иго (2 балла).

  2. Отстроил в Москве кирпичный Кремль (1 балл).

Иван III.

  1. Русский полководец XVIII века. (5 баллов).

  2. Родился слабым мальчиком, но решил стать военным. (4 балла).

  3. Прошел путь от солдата до фельдмаршала (4 балла).

  4. Участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева (3 балла).

  5. Взял штурмом турецкую крепость Измаил (2 балла).

  6. Генералиссимус армии Российской (1 балл).

Александр Васильевич Суворов.

Станция 4 «Приметы времени».

Участники должны правильно определить черты материальной и духовной культуры, свойственной определенному времени, и соотнести их с историческими событиями и персонажами той эпохи.

Оборудование: карточки с изображениями предметов культуры, с именами исторических персонажей, с названиями событий.

Максимальное количество баллов 30. За каждую неверно отобранную карточку снимается 1 балл.

  1. Предметы материальной культуры. Карточки с изображениями предметов одежды, мебели, памятников архитектуры.

  2. Исторические личности. Карточки с именами известных исторических личностей.

  3. События. Карточки с названиями известных исторических событий.

Станция 5 «Исторический аукцион».

Участникам нужно назвать как можно больше исторических деятелей, событий или понятий. Оборудование: предметы необходимые для аукциона,- молоток, кафедра, настенные таблицы с лотами для аукциона.

За каждое правильно названное слово команде присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов 30. Дополнительными баллами и жетонами «Дружный экипаж» команда награждается по решению судей за организованную работу, а жетонами «Умники и умницы» отмечаются наиболее активные участники.

Задания для команд:

Великие русские полководцы.

Народные восстания в истории.

Русские великие князья, цари, императоры.

Государства древнего мира.

Во время прохождения командами первого этапа проводится игра со зрителями «Колесо истории». Класс, который правильно отгадает ситуации зарабатывает иммунитет для своей команды.

Эпизоды ( ситуации) готовят заранее. Эпиграфы к эпизодам — это подсказки.

Богиня истории Клио. О бессмертные боги! Повелели вы мне все людские дела и события заносить в один свиток заветный. И с тех пор свиток историей звали, а меня нарекли богиней истории -Клио. С незапамятных лет и поныне муза моя вездесуща. Знаю все, что творимо везде и людьми, и богами: война ль между странами, несущая смерть, иль строительство храма великого. Ведаю все! О великомудрые! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить славнейшего свитка страницы, дабы чтить наших предков великих!

Эпизод 1. Ликин.

Богиня истории Клио.

Они не строили себе пирамид

И надгробий,

Не оставили после себя

Наследников, детей,

Сохранивших их имена,

Но они оставили свое наследство

В писаниях,

В поучениях, деланных ими…

Небольшое помещение со шкафами похожими на соты. Мальчик, старик, 2-3 работника за маленькими столиками. Все в туниках, мальчик в набедренной повязке.

Мальчик и старик ходят по сцене, а работники за столами лишь на минуту отрываются от своих занятий: один что-то пишет гусиным пером и слизывает время от времени с узкого длинного листа, другой водит по листу колесиком, третий точит ножиком палочки. Мальчик кланяется статуе, стоящей недалеко от шкафов.

Старик. Пойдем, Ликин, я объясню тебе твою службу. Тебе не приходилось лазить по деревьям?

Мальчик удивленно смотрит на него.

Старик. Ах да я забыл, что живу в Египте, откуда бы здесь взяться деревьям? В общем нетрудно тебе залезть на этот шкаф?

Ликин. Нетрудно.

Окидывает взглядом странные шкафы.

Старик. Вот и прекрасно. Начнешь снизу, со шкафа АЛЬФЫ, затем перейдешь к шкафу БЕТА, затем — к третьему, его зовут ГАММА, далее ДЕЛЬТА, ЭПСИЛОН, ДЗЕТА, и ЭТА. Вот тебе вода и тряпка, принимайся за дело.

Старик уходит.

Ликин. Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эпсилон…Слово «дельта» мне знакомо, так мы называем низовья Нила, имеющее форму треугольника. Но почему ДЕЛЬТОЙ называется квадратный шкаф?

Ликин мочит тряпку и начинает протирать шкафы.

Ведущий. Пройдет совсем немного времени и Ликин поймет, что это за буквы. А вы догадались?

Ответ. Это библиотека в Египте, в городе Александрия, шкафы с папирусами помечены буквами греческого алфавита.

Эпизод 2. Пираты.

Богиня истории Клио.

Ты помнишь час ужасной битвы,

Когда я, трепетный квирит,

Бежал, нечестно бросив щит,

Творя обеты и молитвы?

Как я боялся, я бежал!

Но сам Гермес внезапной тучей Меня накрыл и вдаль умчал…

На сцене декорация корабля, разбойники, пленные, среди них юноша в белой тоге, напуганный меньше всех. Главарь шайки подходит к юноше, трогает его за плечо.

Юноша. Прочь, собака! Я накажу тебя за твою дерзость. Ты будешь распят на кресте.

Пират отступает, как бы ища защиты, оборачивается к столпившимся вокруг пиратам и незаметно подмигивает им. У разбойников вдруг подкашиваются ноги. Они падают на палубу, изображая раскаянье. Сам главарь простирается на палубе и униженно протягивает юноше руки

Главарь разбойников. Прости патриций, с кем не случается, если бы я знал заранее, что ты будешь на этом корабле, разве я бы посмел? Поди, догадайся, кто плебей, а кто патриций! И одежда у тебя как у всех…

Ю н о ш а. Ты посмел забрать мою одежду!

Главарь разбойников. Ах негодяи, ах воры! Немедленно возвратите патрицию его одеяние!

Напуганные до смерти пираты бросаются к мешкам. Выбрасывают одежду. Пленники замирают у мачты.

Главарь разбойников, (кричит) Остановитесь! Разве вы не видите что это одеяние нашего патриция? Как ты смеешь марать его своими грязными лапами?( Выхватывает у одноглазого пирата тогу и бережно поднимает ее двумя пальцами.) Эй вы. Взгляните на свое рванье, сравните его с этой белизной! Теперь вы поняли, что не достойны подметок его сандалий? (Хлопает себя по лбу.) Сандалии… Разве вы не видите, что патриций стоит на палубе босиком? Он может испачкать свои божественные ноги.

Кто-то из пиратов ползком добирается до юноши, неся его сандалии. Тот как ни в чем не бывало протягивает сначала одну ногу, потом другую.

Главарь разбойников. Истинный патриций. Потомок Ромула.

И тут пираты начинают хохотать.

Пираты. Ай да Минуций, ай да насмешил!

Ведущий. Этот эпизод действительно произошел с человеком, имя которому известно каждому из вас. Впоследствии он станет знаменитым консулом, военачальником. Досих пор мы произносим крылатые выражения, которые приписываем ему. Назовите его имя.

Ответ. Юлий Цезарь. «Жребий брошен», « Рубикон перейден»,»И ты Брут!», месяц июль назван его именем.

Эпизод 3. Княгиня Богиня истории Клио.

Ино зло племя человеческо Прямое смирение отринули,

Стали жить в суете и неправде,

В распре великой,

И за то на них господь Бог

Разгневался,

Попустил на них напасти

Великие,

Скорби немерные, находы

Супостатные…

На троне- женщина с ребенком на руках. Входят послы.

Послы. Здравствуй княгиня!

Княгиня. Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли суда?

Послы. Послали нас с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!» Пойдешь замуж за нашего, Мала?

Княгиня. Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди. Послы уходят.

Спустя время входят другие послы, одетые наиболее нарядно.

Послы. Пришли мы, княгиня, просить выйти замуж за князя нашего Мала?

Княгиня. (Зовет слуг). Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям). Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед людьми моими.

Послы уходят.

Княгиня. Заприте баню и подожгите ее!

Из бани доносятся крики послов.

К н я г и н я.(подходит к бане). Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от ваших рук погибли!

Ведущий. Вы, конечно, узнали героиню этого эпизода? Назовите ее и вспомните, какие наказания она придумала для древлян.

Ответ. Ольга. Послов закопали в яму, древлян убили на тризне по Игорю. Птицы, к лапкам которых Ольга приказала привязать горящие нити, сожгли Искоростень- древлянскую столицу.

Эпизод 4. Художник.

Богиня истории Клио.

Когда замыслит дивный ум

Создать

Невиданные облики,- сначала Он лепит из простого материала,

Чтоб камню жизнь затем

Двойную дать,

И на бумаге образ начертать.

Как ловко бы рука не рисовала,

Потребно проб и опытов немало,

Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать…

На сцене -Джованни, рыбак; мессере Пьеро; молодой художник.

Входит рыбак, держа под мышкой щит.

МессереПьеро. Что скажешь, друг?

Рыба к.(усиленно кланяясь просит). Попросите вашего сына, молодого художника, намалевать на этой вывеске что-нибудь устрашающее, удивительное для вывески моему брату на лавочку.

Я задумал вместе с братом торговать рыбным товаром. Что-нибудь поудивительнее, ваша милость, уж сделайте одолжение! Тогда каждому покупателю захочется зайти в лавку и поглазеть на чудеса. Глядишь что-нибудь и купят!

Пьеро, смеясь, соглашается отдать щит своему сыну.

В мастерской.

МессереПьеро. Сынок, намалюй на доске что-нибудь особенное, чтоб мурашки по телу забегали!

Молодой художник принимается за дело. Следуя своему принципу точно следовать природе, он собирает для щита всяких животных: бабочку, саранчу, кузнечика, змею, летучую мышь. Все это он достает из корзины и располагает так, что получается чудовище, туловище которого выползает из мрачной расщелины скалы. Кажется, что дыхание этого чудовища заражает воздух, дым клубится, выходя из раскрытых ноздрей. Наконец работа закончена. МессереПьеро. Это я, сынок. Ну и жара, открывай скорее, у меня руки полны: я принес яблоки.

Молодой художник. Сейчас, отец, картину надо поставить на возвышение — будет виднее. Вот так… А теперь — пожалуйте…

Он распахивает дверь, придвигает щит к окну. Яркие лучи солнца озаряют изображение. Кажется, что чудовище смотрит с мольберта, вот-вот бросится на человека и задушит егов своих объятиях. Лицо мессере Пьеро покрылось мертвенной бледностью, в глазах — ужас. Забыв, что это картина, он начинает креститься и бросается бежать.

Молодой художник. Успокойтесь батюшка, ведь это всего-то картина. Я достиг того, чего хотел, — картина возбуждает ужас.

Ведущий. Назовите имя художника. Прикрепите свои банты к картинам, принадлежавшим его кисти.

Ответ. Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», «Джцронда», «Мадонна Лита»

второй тур

Задание 1. «Вертолнна».

По два участника от каждой команды приглашаются за отдельные столы и получают по конверту. Задача в том, чтобы из фрагментов собрать разрезанную картинку и составить рассказ по ней. Максимальное количество баллов 50.

Задание 2. «Как называется?»

За каждый правильный ответ 10 баллов. Максимальное количество баллов 50.

  1. Изменение, преобразование. (Реформа).

  2. Правила установленные государством. (Законы).

  3. Государство, во главе которого стоит король или царь. (Монархия).

  4. Вера в сверхъестественные силы, богов, духов. (Религия)

  5. «Власть народа». (Демократия).

ЗаданиеЗ Конкурс капитанов «Восстанови истину»

Текст «Олимпийские игры»

Путешественник, прибывший на родину после долгого отсутствия, с восторгом описывает Олимпийские игры в Элладе: «Воистину, мне повезло: ведь игры проводятся только раз в четНре года! А это зрелище достойно того, чтобы увидеть его собственными глазами!

В это время священная Олимпия, место обитания эллинских богов, привлекает к себе тысячи людей со всех концов Эллады. Все желающие могут присутствовать на играх, но не один человек не смеет показаться с оружием в руках. Говорят, здесь обрел славу Фукидид, читавший свою «Историю» перед благодарными слушателями.

Победителей награждают лавровыми венками, в их честь ставят статуи в родном городе, они пользуются заслуженной славой и уважением сограждан. Церемония награждения проходит в храме Зевса Олимпийского, где находится величайшее творение несравненного Фидия. Да и что говорить, Перикл, прозванный Олимпийцем за победу в состязаниях по борьбе, умеет привлекать к себе выдающихся людей!

А какое захватывающее зрелище представляют собой гонки на колесницах, что устраиваются на огромном стадионе! Кони несутся как вихрь! В одном из заездов у поворотного столба сшиблись первые колесницы, только случай да жертвы злому духу спвсли возничих от верной гибели. Зато удачливые возничие были вознаграждены за смертельный риск лаврами победителей Олимпиады».

Ошибки.

  1. Местом обитания богов считалась гора Олимп на северо-востоке Греции, область Олимпия расположена в Южной Греции. Олимпия не считалась священным местом.

  2. На Олимпийским играм запрещалось присутствовать женщинам.

  3. Автором истории является Геродот, а не Фукидид.

  4. Победители в качестве наград получали не лавровые, а оливковые венки.

  5. Награждались победители не в храме, а перед ним.

  6. Прозвище олимпиец Перикл получил за ораторское искусство, а не за спортивные достижения.

  7. Гонки на колесницах устраивали не на стадионе, а на ипподроме.

  8. За победу в гонках на колесницах получали не возничие, а владельцы колесниц.

Задание 4 Брейн -ринг.

Необходимо дать ответ, затратив на это минимальное время. Первой отвечает команда, раньше другой подавшая сигнал о готовности. В случае неверного ответа ход переходит к другой команде.

  1. Мог ли полковник быть главнокомандующим всех вооруженных сил?

(Николай II в последние годы Первой мировой войны.)

  1. Каким событием и когда завершилось монголо-татарское иго?

(Месячное противостояние на реке Угре в 1480 году).

  1. Кто такой Рюрик?(Варяг, основатель династии русских князей)

  2. Кто и когда крестим Русь ? (Князь Владимир, 988г).

  3. За какую победу князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 на реке Неве)

  4. Кто является первым русским царем ? (Иван IVГрозный).

  5. Если бы в России сохранился календарь, существовавший до Петра I, в каком году мы бы с вами жили бы сегодня ( 7511 от Сотворения мира)

  6. Кто является автором идеологической концепции «Москва — Третий Рим?» (Псковский инок Филофей).

  7. Когда и при каком царе в России оформилось крепостное право? (Соборное уложение 1649г, при царе Алексее Михайловиче) .

  8. Какой век называют «бунташным», а также новым периодом в русской истории? (XVIII)

Задание 5. Викторина «Счастливый случай»

Капитанам команд с помощью игроков необходимо за одну минуту ответить на наибольшее

количество вопросов.

  1. Столица Месопотамии. (Вавилон)

  2. Работа ремесленника, которую он должен выполнить, чтобы получить звание мастера, (шедевр).

  3. Глава католической церкви. (Римский Папа).

  4. Название Древнерусского государства. (Киевская Русь)

  5. Свод законов единого Российского государства XV-XVI вв. (Судебник)

  6. Дань, которую русские земли платили в Орду. (Ордынский выход)

  7. Террористическая политика Ивана Грозного 60-х гг XVI века (Опричнина)

  8. Династия Русских царей с XVII века (Романовы)

  9. Императрица, дочь Петра I (Елизавета).

  10. Власть «лучших людей» в Древней Греции. (Аристократия)

  11. Титул царя Древнего Египта (Фараон)

  12. Слово «Библия» по-русски. (Книги).

  13. Храм богов в Древнем Риме. (Пантеон)

  14. Торжественный въезд победителя в Рим.(Триумф)

  15. Столица Восточной Римской империи. (Константинополь)

  16. Последнее воинское звание в военной карьере А. В. Суворова (Генералиссимус)

  17. Как назвали Александра II? (Освободителем)

  18. Средневековый шелковый путь из Китая в Европу. (Великий шелковый путь)

  19. Царь древнегреческих богов. (Зевс)

  20. Древнегреческий афинский реформатор, отменивший долговое рабство. (Солон)

  21. Конный воин в средневековой Европе. (Рыцарь).

  22. Предмет, изготовленный для продажи. (Товар).

  23. Народные сказания о героях Древней Руси. (Былины)

  24. Период безвластия и гражданской войны в Российском государстве XVII века (Смута).

  25. Английский король, принимавший участие в III крестовом походе.( Ричард Львиное Сердце)

Подведение итогов игры!

Приложение. Примерный образец стартового листа!

Приложение. Примерный образец названия станции!

Дать обещание и быть всю жизнь им

обремененным

Кануть в Лету

Пропасть навсегда

Бросить перчатку

Вызвать на поединок

Положить В ДОЛГИЙ ящик

Отложить решение на долгое время

Сизифов труд

Бесполезный труд

Яблоко раздора

Причина ссоры

Кричать на всю Ивановскую

Очень громко говорить, кричать

Работать спустя рукава

Плохо работать, без энтузиазма

Зарубить на носу

Хорошо заполнить

Разделяй и властвуй!

Бесконтрольно править, опираясь

на противоречия

doc4web.ru

Урок истории 5-6 класс — история, уроки

План-конспект урока истории в 5-6 класс

Обобщающее повторение «История России с древнейших времен до конца XVI века»

Цель урока: повторение  и контроль знаний учащихся по изученному разделу «История России с древнейших времен до конца XVI века»

Задачи:

1. образовательная:

— повторить, обобщить и систематизировать изученный материал;

— закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

2. развивающая:

— содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

3. воспитательная:

— воспитывать бережное и сознательное отношение к истории России;

— воспитывать чувство коллективизма.

Формирование универсальных учебных действий.

Предметные: систематизируют знания об исторической эпохе.

Метапредметные:

Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командная развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Орг. момент (мотивация к уроку):  

  1. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

  1. Постановка темы и задачи урока. (слайд 1)

Ребята, мы с вами закончили изучение раздела «История России с древнейших времен до конца XVI века» и

сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим темы уроков, изучением которых мы занимались на протяжении III четверти, а повторять мы будем, играя в игру «БРЕЙН-РИНГ» (слайд 2)

  1. Жребий.

Для того чтобы начать игру мы разделимся на две команды.

Каждая команда придумает название своей команды, выберет капитана и зарегистрируется. Оценивать ваши знания будет жюри. Сегодня мне будут помогать ребята из старших классов это президент КЛИН Цой Туяна ученица 9 класса и секретарь КЛИН Рантарова Александра ученица 11 класса. Жеребьевка.

Правила работы в группе. (Приложение 1) (слайд 3)

  1. Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу. Работа в группах.

  1. Разминка. (слайд 4)

Командам задаётся 5 вопросов, на сколько вопросов ваша команда ответит правильно столько и очков будет зачислено.

Вопросы:

  1. Прозвище Ивана IV (Грозный)

  2. Столица древнерусского государства (Киев)

  3. В какое время года произошло Ледовое побоище? (весной)

  4. В каком году произошло крещение Руси (988г.)

  5. Как звали Чингисхана? (Темучин.)

  1. Прозвище Александра Ярославовича (Невский)

  2. Жилище богов (храм)

  3. Столица Золотой Орды (Сарай)

  4. В каком году состоялся Любечский съезд князей? (1097)

  5. Переносное жилище кочевников (Юрта)

  1. «Путаница» (слайд 5)

Поставьте буквы в правильном порядке, так чтобы получились слова.

Командам на листочке даётся 5 слов, на сколько слов ваша команда составит правильно столько и очков будет зачислено.

«Путаница»

определение

слово

1

РОИЯЛ

Бог солнца

ЯРИЛО

2

РОПИНИНАЧ

Особый порядок управления страной при ИванеIV

ОПРИЧНИНА

3

ИКРОУ

Размер дани в Древней Руси.

УРОКИ

4

ЛОПХОЫ

Зависимое население Древней Руси

ХОЛОПЫ

5

ЫКЯРЛ

Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах

ЯРЛЫК

«Путаница»

определение

слово

1

УНПРЕ

Бог грома и молнии

ПЕРУН

2

ЮОПЛЬДЕ

Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани

ПОЛЬДЬЕ

3

ОПЫГСОТ

Места сбора дани.

ПОГОСТЫ

4

СОПДИНКА

Назначаемый или выборный глава местной власти

ПОСАДНИК

5

КАСАКБ

Представитель ордынского хана на Руси.

БАСКАК

У.: Капитаны команд сдайте карточки жури для проверки и подведения итогов, а мы посмотрим правильные ответы. (слайд 6,7)

  1. Физкультминутка (слайд 8)

Шли баскаки по Руси –

Направо смотрели, налево смотрели,

Меня увидали, пальцем показали.

Как подскочили ко мне!

Ой, как страшно!

И говорят: «Давай дань!»

А я говорю: «Нет денег»;

А они опять: «Давай дань,

а не то в рабство угоним!»

Руки мне скрутили, за спину заломали

И погнали в рабство…

А я Богу помолился,

Земле родной поклонился,

А во след слова летели:

«Как татары надоели!!!»

  1. «Интеллектуальный турнир» (слайд 9)

Правила игры. Ведущий задает вопрос и после слова «время» начинается отчет 1 мин. В случае если одна команда дает неправильный ответ, другой команде дается дополнительные 20 сек. За правильный дается 1 очко, в случае неправильного ответа следующий вопрос оценивается в 2 очка. Если капитан команды зажжет фонарь раньше слова «время», допустив фальстарт. Команда лишается права ответа, другая команда получает право ответа.

Спорные вопросы решает жюри.

При подсказке из зала вопрос снимается.

Вопросы:

  1. Назовите совещательный орган при князе. (боярская дума)

  2. Какой князь в народе заслужил прозвище «Большое гнездо» за то, что имел 12 сыновей? (Всеволод Юрьевич)

  3. Главным соперником Москвы был город…(Тверь)

  4. Кто из древнерусских князей, поплатился своей жизнью, за попытку собрать повторную дань с древлян? (Игорь)

  5. Кто из великих князей, стал первым российским царем? (Иван Грозный)

  6. Назовите имя князя. (Александр Невский) (слайд 10)

  7. Как назывался торговый путь показанный на карте? («Из варяг в греки») (слайд 11)

  8. Определите название иконы. (Троица) (слайд 12)

  9. Вы знаете, сыны мои! Для вас,
    Для тишины всей Руси православной,
    Был съезд князей, где, потушив раздор
    Мы клятвою скрепили договор….
    Мы на кресте произнесли обет:
    Да будет Русь нам общею отчизной. ( Любеческий съезд)

  10. Схема какого сражения изображена на доске? (Ледовое побоище») (слайд 13)

  11. Хан Батый назвал « злым городом» (Козельск)

  12. За что Василий II получил прозвище « Тёмный»? (был ослеплен)

  13. Сборник документов, принятый на соборе, называется Стоглавым, потому что: (состоял из 100 глав)

  14. Кому принадлежат выражение? «Да будет Киев матерью городов русских!» (Олег)

  15. Назовите летопись которая начинается с вопроса: «Откуда есть пошла Русская земля?» («Повесть временных лет»)

  16. Какой русский город можно назвать боярской республикой? (Новгород)

  17. Что такое Избранная рада? (Круг близких людей вокруг Ивана IV Грозного, которые в 50-е годы XVI в. провели реформы)

  18. Князь, при котором Русь сбросила монголо-татарское иго? (Иван III)

  19. Создатели славянской письменности. (Святые братья Кирилл и Мефодий)

  20. Что такое «Русская правда»? (Первый письменный свод законов на Руси)

  21. Собор Василия Блаженого был построен во времена Ивана Грозного по случаю взятия Казани. Назовите имена мастеров, которые построили собор. (Барма и Постник) (слайд 13)

  22. Основателем древнерусского государства летописи называют… Кого? (Рюрик)

  23. При каком правителе процесс объединения земель вокруг Москвы практически завершился? (Василий Темный)

  24. Как называлась первая ересь на Руси? (стригольничество)

  25. Что такое «местничество»? (особый порядок назначения на должность)

  1. Итог урока.

Жюри, подводит итоги.

Стихотворение (Дзекан Никита)

Россия

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

Выступление жюри. (грамоты)

Оценки.

Рефлексия. Смайлики

Д.З. подготовится к контрольной работе ( слайд 14)

До свидания, спасибо за урок!

kopilkaurokov.ru

ГДЗ по истории для 6 класса на 5.fun

ГДЗ по истории для 6 класса на 5.fun

ГДЗ

6 класс

История

    • История 6 класс Школа 2100
    • авторы:
      Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.М. Давыдова

    • издательство:
      Баласс

    • История 6 класс
    • авторы:
      С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева

    • издательство:
      Русское слово

    • История 6 класс рабочая тетрадь
    • автор:
      Панов С. В.

    • издательство:
      Аверсэв

    • История 6 класс рабочая тетрадь
    • авторы:
      Федосик В.А., Темушев С.Н., Мазарчук Д.В.

    • издательство:
      Аверсэв

    • История 6 класс
    • авторы:
      Штыхов Г.В., Темушев С.Н., Ракуть В.В.

    • издательство:
      Издательский центр БГУ

    • История 6 класс рабочая тетрадь
    • автор:
      Секацкая К.И.

    • издательство:
      Аверсэв

    • История 6 класс
    • авторы:
      Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

    • издательство:
      Русское слово

    • История 6 класс
    • авторы:
      Е.В. Пчелов, П.В. Лукин

    • издательство:
      Русское слово

    • История 6 класс
    • авторы:
      Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

    • издательство:
      Просвещение

    • История 6 класс
    • авторы:
      А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

    • издательство:
      Просвещение

    • История 6 класс
    • авторы:
      Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В.

    • издательство:
      Вентана-граф

    • История 6 класс рабочая тетрадь
    • авторы:
      Данилов А. А., Косулина Л. Г.

    • издательство:
      Просвещение

    • История 6 класс
    • авторы:
      Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В.

    • издательство:
      Вентана-граф

    • История 6 класс
    • авторы:
      Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С.

    • издательство:
      Просвещение

    • История 6 класс
    • авторы:
      В. А. Федосик, С. Н. Темушев, З. Е. Виноградова, И. О. Евтухов, О. А. Яновский

    • издательство:
      Народная асвета

    • История 6 класс
    • авторы:
      Ю.Н. Бохан, С.Н. Темушев

    • издательство:
      Издательский центр БГУ

    • История 6 класс тетрадь-тренажёр
    • авторы:
      Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В.

    • издательство:
      Просвещение

    • История 6 класс контрольно-измерительные материалы
    • автор:
      Волкова К.В.

    • издательство:
      ВАКО

Часто ищут

    • Английский язык 6 класс rainbow
    • авторы:
      Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М.

    • издательство:
      Дрофа

    • Английский язык 6 класс Enjoy English
    • авторы:
      М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева

    • издательство:
      Титул

    • Обществознание 6 класс
    • авторы:
      А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

    • издательство:
      Русское слово

    • Английский язык 6 класс рабочая тетрадь новый курс (2-ой год обучения)
    • авторы:
      Афанасьева О.В., Михеева И.В.

    • издательство:
      Дрофа

    • Английский язык 6 класс книга для чтения
    • авторы:
      В.П. Кузовлёв, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова

    • издательство:
      Просвещение

    • Биология 6 класс
    • авторы:
      Н.И. Сонин, В.И. Сонина

    • издательство:
      Дрофа

    • Немецкий язык 6 класс wunderkinder рабочая тетрадь
    • авторы:
      Радченко О.А., Лясковская Е.В.

    • издательство:
      Просвещение

    • Математика 6 класс
    • авторы:
      А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

    • издательство:
      Вентана-граф

    • Биология 6 класс
    • авторы:
      Пасечник В. В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г.

    • издательство:
      Просвещение

na5.fun

Игра по истории 5-6классы

Игра проводилась в рамках недели истории. В школе нет двух пятых или двух шестых классов, поэтому играли 5 и 6 классы. Вопросы подбирала согласно возрасту детей и изученного ими материала.

Игра 5-6 класс «Путешествие в историю»

Цель: прививать любовь к урокам истории, развивать кругозор учащихся

Оборудование: листы с заданием к 4 и 6 конкурсам

Ход игры

  1. Вступительное слово учителя. Представление жюри.

  2. Конкурсы

  3. Подведение итогов.

КОНКУРСЫ

Проводят учащиеся старших классов.

  1. «Да или нет». Учащимся, вначале первой команде, а затем второй задаются вопросы. Они отвечают, одним словом да или нет. За каждый правильный ответ один балл.

Вопросы 5 классу

  1. У Ахиллеса было одно уязвимое место- рука. (Нет)

  2. Первые монеты чеканили из сплава золота и серебра в Лидии. (Да)

  3. Новая религия буддизм появилась в Китае. (Нет)

  4. Финикийцы известны как мореплаватели, торговцы, и пираты. (Да)

  5. Река Нил протекает в Междуречье. (Нет)

  6. Китайцы имели свою письменность – иероглифы. (Да)

  7. Греция скалистая страна, в ней мало плодородных почв. (Да)

  8. Красс и Помпей это полководцы (Да)

  9. Юлий Цезарь был Царем Македонии. (Нет)

  10. Согласно земельному закону Т.Гракха излишки земли отбирали у богачей и продавали. (Нет. Бедным давали бесплатно)

Вопросы 6 классу

1)Христианство возникло в Риме. (Нет)

2)За убийство братьев Святополк получил прозвище «Окаянный» (Да)

3)Главные занятия восточных славян- земледелие и скотоводство (Да)

4) В средние века в университетах могли обучаться как мужчины, так и женщины.(Нет)

5) В складывании государства у восточных славян большую роль сыграла

торговля.(Да)

6) Восточные славяне в 9 в. Были православными. (Нет)

7) Переложной называют систему земледелия у славян. (Да)

8) Православие на Русь пришло из Византии (Да)

9) Первый письменный закон на Руси создал Рюрик (Нет)

10) Нестор –это летописец (Да)

2.«Найди лишнее». Перед вами логические цепочки. Это три варианта слов . Все они собраны по какому-то принципу. Догадайтесь по какому и в каждой строчке зачеркните по 1 слову Они лишние . Если правильно найдете лишние слова и объясните почему они лишние, то получите по 2 балла за каждую строку. Если определите лишнее слово, но не сможете объяснить , то по1 баллу.

Цепочки для 5 класса

  1. Геракл, Гомер, Тесей, Одиссей. (Гомер)

  2. Микены, Афины, Крит, Спарта. (Крит)

3) Нерон, Октавиан Август, Перикл (Перикл)

Цепочки для 6 класса

1) поляне, тиверцы, хазары, дреговичи (хазары)

2) Велес, Геракл, Перун, Сварог (Геракл)

3) Соха, борона, серп, копье (копье)

  1. «Назови слово».Поочередно каждой команде зачитывается определение, а команды по нему называют слово.

6кл.- Народное собрание на Руси (вече)

5кл. –Рабы, сражавшиеся на потеху публике (гладиаторы))

6кл. – Княжеские раздоры (усобицы)

5кл.- Совет знати в Афинах (Ареопаг)

6кл.- Размер дани, установленный Ольгой (уроки)

5кл. –Картина написанная на сырой штукатурке (фреска)

6кл.- Наследственное земельное держание, в котором работали зависимые крестьяне и которое (вотчина)

5кл. – Народ в Древней Греции (демос)

6кл.- Штраф на Руси (вира)

5кл.- Гробницы фараонов (пирамиды)

6 кл. – Вера во многих богов (язычество)

5кл. – Въезд полководца-победителя в Рим (триумф)

4.« Филворд». Перед вами квадрат, в котором спрятаны два слова, относящиеся к истории. За 2 минуты вы должны их найти и выделить (обвести ) в квадрате. Каждое слово -1балл. Начинаются слова с букв к,р. (король, рабство)

филворд

м

к

о

з

а

в

а

т

р

у

б

а

ш

и

о

л

ь

п

а

р

ш

к

о

л

р

а

к

в

о

а

и

б

с

т

я

д

5. «Дальше, дальше». Вопросы рассчитаны на вашу эрудицию, ваши дополнительные знания по предмету. Вопросы задаются по очереди командам. Если одна не ответила, отвечает другая. По баллу за ответ.

— Создатели первой славянской азбуки? (Кирилл и Мефодий)

— Есть на Российском гербе, есть город, так же в качестве похвалы называют парня. Как? (орел)

-Назовите одним словом герб, гимн, флаг. (символы)

— Она не сразу строилась, она слезам не верит. (Москва)

-Как называется башня московского Кремля, на которой установлены знаменитые куранты, по которым вся Россия сверяет время? (Спасская)

— Какая из известных русских игрушек родилась в Сергиевом Посаде: свистулька, матрешка, ванька-встанька? (матрешка)

— Сколько городов входит в золотое кольцо России:5, 10, 15? (15)

-За что Зевс приказал приковать к горе Прометея? (познакомил людей с огнем, научил обрабатывать землю и т.п.)

— В какой стране есть деление населения на касты? (Индия)

— Что такое миф? (сказание о героях, богах)

6. «Разгадайте путаницу».

Переставьте буквы в словах, и у вас получится нужное слово. Кто сделает это быстее получит 2 балла, кто позже-1балл. (Подсказка: этим словом можно назвать каждого).

ЗАМПТОРИИТ — патриотизм

СЛОВО ЖЮРИ. Подведение итогов.

7. «Назови имя»

Зачитывается характеристика исторической личности ,а команды должны ответить кто эти люди. За правильный ответ 2 балла.

5кл. 1.Он был правителем Вавилона и создал свои законы. Они записаны на большом черном камне. Законы касались бедных и богатых людей. (Хаммурапи)

2.Он правил в Египте около 1500г.до н.э.. Имел очень сильное войско и ходил в походы на другие страны. В войске были пешие воины и колесничьи. (Тутмос3)

6кл. 1.Этот правитель в 9в. хитростью объединил Киев и Новгород. Смерть принял от коня своего. (Олег)

2. Он был ярым язычником, храбрым воином. Совершил много походов. Он некоторое время находился в Переяславце. До его возмужания правление находилось в руках матери. (Святослав)

Подведение итогов, награждение победителей

infourok.ru

Электронный учебник по истории: все темы школьной программы

Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:

Главная&nbsp>&nbsp
Wiki-учебник&nbsp>&nbsp
Электронный учебник по истории: все темы школьной программы

 

История — гуманитарный предмет, который преподается в средней общеобразовательной школе с 5 по 11 класс. В школьной программе история разделяется на Всемирную историю и историю Отечества. Кроме того с 5 по 7 класс школьники изучают историю родного края, области — «Историческое краеведение».

Какие темы проходят по истории в школе

Примерная программа по школьной истории:

  • 5 класс — История древнего мира (знакомство с исторической наукой, от древних государств до падения Западной Римской Империи),
  • 6 класс — История Средних веков (от Великого переселения народов до крушения Византии) и История России (с древнейших времен до Ивана Грозного),
  • 7 класс — История Нового времени (Великие географические открытия, Возрождение, Просвещение, образование США) и История России (от Смуты до Екатерины II)
  • 8 класс — История Нового времени (от Наполеона до становления индустриальных стран) и История России (от Александра I до Александра III — Россия XIX века),
  • 9 класс — История Новейшего времени (причины и ход двух мировых войн, становление современного общества) и История России (российская революция, становление СССР, войны, становление современной России).

Далее представлены все темы школьной программы по Истории. Мы надеемся, данные материалы окажутся полезными для вас.

Все материалы разбиты по классам:

История 5 классИстория 6 классИстория 7 классИстория 8 классИстория 9 классИстория 11 класс

Нужна помощь в учебе?

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *