6 класс

Биология 6 класс учебник читать сонин с белочкой – Учебник биология 6 класс Сонин с белочкой читать онлайн

Читать книгу Биология. Живой организм. 6 класс Н. И. Сонина : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Н. И. Сонин, В. И. Сонина
Биология. Живой организм. 6 класс

Дорогие шестиклассники!

В этом учебном году вы продолжаете изучать биологию. Биология – наука, а точнее, комплекс наук о жизни, о живых организмах, в совокупности составляющих живую природу.

Учебник, который вы держите в руках, называется «Живой организм». Конечно, можно было назвать учебник просто «Организм», ведь объекты неживой природы, о которых вы узнали в начальной школе и при изучении биологии в 5 классе, нельзя назвать организмами. Поэтому очевидно, что речь в учебнике пойдёт об объектах живой природы. Но слова «жизнь», «живой» (организм), «живая» (природа) подчёркивают движение, изменение, сложную работу, протекающую внутри каждого организма, внутри сообществ организмов.

В этом году нам с вами предстоит определить понятие «жизнь», ответить на важные вопросы: «Почему такие разные по форме, размерам, поведению и значению в природе объекты, как бактерия, гриб подберёзовик, лесной ландыш, яблоня, собака, слон, обезьяна и человек, можно назвать живыми организмами? Что их объединяет? Почему робота, который может иметь внешнее сходство с человеком, может выполнять определённую работу и даже «думать» (решать задачи, играть в шахматы и др.), нельзя назвать живым организмом?»

На эти и другие вопросы вы ответите, изучив открытый вами учебник. Только важно помнить: изучить – это не значит заучить, т. е. выучить наизусть. Заучивание текстов параграфов учебника без их осмысления не даст вам возможности размышлять, анализировать, отвечать на вопросы. Читая текст учебника, не отвлекайтесь. Читайте сосредоточенно, рассматривайте рисунки, задавайте себе вопросы, старайтесь ответить на них или найти ответ в тексте учебника. Обучение только тогда становится интересным, когда понятно, что и зачем изучаешь!

Строение живых организмов

Жизнедеятельность организмов

Организм и среда

Каждая тема размещена на нескольких разворотах. Она содержит основной учебный материал, который вы должны обязательно изучить, и дополнительный, обозначенный знаком .

В параграфе, отмеченном звёздочкой (*), помещён материал, необязательный для изучения.

В некоторых параграфах вы встретите текст в рамке из зелёных точек. Обратите на него внимание. Это любопытные сведения по теме параграфа, которые пригодятся вам в будущем. Но если вы познакомитесь с ними сейчас, в дальнейшем вам будет легче изучать биологию.

В конце каждого параграфа вы найдёте вопросы, отвечая на которые проверите свои знания. Также рекомендуем вам обязательно выполнить задания в рабочей тетради и решить тесты. В тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений выполните лабораторные работы. Представьте себе, что вы – начинающий учёный, запишите результаты своих наблюдений в тетрадь и обязательно постарайтесь сделать выводы или «научные» предположения.

Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение, созданное к учебнику. Благодаря ему даже сложные вопросы станут понятнее и доступнее.

Изучение живого организма – это начало пути к познанию живой природы, частью которой мы с вами являемся. Желаем вам удачи в познании самого себя, своего места в окружающем вас мире живых организмов и своего значения в удивительной жизни природы!

Часть 1. Строение живых организмов

1. Клетка – живая система

2. Деление клетки

3. Ткани растений и животных

4. Органы цветковых растений

5. Органы и системы органов животных

6. Что мы узнали о строении живых организмов

1. Клетка – живая система

Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва, даже воздух населены многочисленными организмами. Учёные считают, что в настоящее время на Земле их более 2,5 млн видов. Но как ни велико это многообразие жизни, в основе её лежит клетка. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Единственное исключение – вирусы. Они имеют неклеточное строение, но способны размножаться только внутри клеток других организмов.

По строению клетки все живые существа делят на две большие группы – доядерные (безъядерные) и ядерные. Наиболее просто устроены клетки доядерных (безъядерных) организмов – бактерий, синезелёных водорослей (цианобактерий). Клетки ядерных организмов – грибов, растений и животных – имеют ядро и по сравнению с безъядерными организмами обладают также более сложным разнообразным строением.

Остановимся на строении ядерной клетки более подробно. Любая клетка имеет плазматическую мембрану (от латинского «мембрана» – кожица, плёнка). Она защищает внутреннее содержимое клетки от воздействий внешней среды. Выросты и складки на поверхности мембраны способствуют прочному соединению клеток между собой. Мембрана пронизана тончайшими канальцами. По канальцам мембраны осуществляется перенос питательных веществ и продуктов жизнедеятельности клетки.

Морская водоросль, чей размер достигает 8 см, – одна гигантская клетка

Печёночный мох – одно из наиболее просто организованных растений

Цветущая иван-да-марья

Растительная клетка

Одноклеточное животное амёба

Животная клетка

Взрослая нематода (червь) состоит всего из 959 клеток

Ящерица

У растений плазматическая мембрана внешней стороной примыкает к плотной оболочке, состоящей из целлюлозы (клетчатки). Оболочка служит внешним каркасом клетки, придавая ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции и участвует в транспорте веществ в клетку.

Внутренней средой клетки является цитоплазма, в ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она состоит из вязкого полужидкого вещества. Цитоплазма связывает между собой органоиды, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут многочисленные химические реакции.

Цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев и полостей, соединённых между собой. Это эндоплазматическая сеть. Она составляет 30–50 % объёма клетки. Эндоплазматическая сеть связывает все части клетки между собой, участвует в образовании и транспортировке различных органических веществ. Важные функции в клетке выполняет аппарат Гольджи. Он представляет собой стопку уплощённых мембранных мешочков – полостей, в которых накапливаются и сортируются различные вещества. От аппарата Гольджи отделяются мелкие мембранные пузырьки, в которых вещества могут переноситься в любую часть клетки и даже выделяться из клетки.

Лизосомы – одни из самых маленьких органоидов клетки – тоже образуются в аппарате Гольджи. Эти маленькие пузырьки содержат вещества, которые внутри клетки переваривают пищевые частицы, уничтожают отслужившие органоиды и даже целые клетки. Вспомните, что происходит с хвостом головастика со временем он как бы растворяется и исчезает – это «работа» лизосом.

Во всех клетках находятся небольшие округлые тельца – рибосомы. Они обеспечивают сборку сложных молекул белков.

В результате расщепления питательных веществ, поступивших в клетку, высвобождается энергия. Эта энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности, накапливается в митохондриях.

Животная клетка

В клетках растений есть особые, характерные только для них органоиды – пластиды. Различают три типа пластид. В бесцветных накапливаются запасные питательные вещества, например крахмал в клубнях картофеля. Красно-жёлтые содержат соединения, которые обеспечивают многообразие окрасок цветков и плодов растений. Зелёные пластиды, или хлоропласты, содержат пигмент хлорофилл, придающий листьям и молодым стеблям растений зелёный цвет. В хлоропластах при помощи энергии солнечного света образуются органические вещества – углеводы.

Обязательной частью растительной клетки является вакуоль. Это крупный пузырёк, заполненный клеточным соком, состав которого отличается от окружающей его цитоплазмы.

В цитоплазме клеток около ядра находится клеточный центр. В клетках животных и низших растений в его состав входят центриоли. Клеточный центр принимает участие в делении клетки.

Растительная клетка

Важнейшая часть клетки – ядро. Обычно оно находится в центре клетки. Однако в клетках растений внутренняя часть обычно занята крупной вакуолью, поэтому ядро располагается около клеточной мембраны. Ядро содержит одно или несколько ядрышек. В ядре хранится наследственная информация о данной клетке и об организме в целом. «Записана» эта информация в молекулах нуклеиновой кислоты, которая входит в состав хромосом (от греческого «хрома» – цвет, «сома» – тело). Хромосомы становятся хорошо заметными во время деления клетки.

Установлено, что все клетки тела животных и высших растений имеют двойной набор хромосом, его принято обозначать 2n. Исключение составляют только половые клетки, в которых набор хромосом одинарный, поэтому его обозначают одной буквой n. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно и не зависит от уровня его организации. Так, у человека 46 хромосом, у курицы – 78, у овцы – 54, у шимпанзе – 48, у ржи – 14, у дуба – 24. В клетках хромосомы одинакового строения и размера образуют пары. Хромосомы одной пары называют гомологичными (от греческого «гомология» – соответствие, согласие).

Вирус – неклеточная форма жизни. Вирусы (от латинского «вирус» – яд), как уже сказано ранее, могут существовать только в клетках других организмов – это опасные внутриклеточные паразиты. Они вызывают такие заболевания, как корь, оспа, полиомиелит, грипп, СПИД. Страдают от вирусов не только люди, но и животные, и растения. Вирусы очень просто устроены: это молекула нуклеиновой кислоты, заключённая в защитную белковую оболочку. Некоторые из них имеют специальные приспособления, облегчающие проникновение в клетку-хозяина.

Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни и ведут себя как обычные химические соединения.

Фагоцитоз

Фагоцитоз (от греческого «фагео» – пожирать, «цитоз» – клетка) – поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток. В этом процессе непосредственное участие принимает плазматическая мембрана. Путём фагоцитоза питаются многие простейшие. У позвоночных животных способность к фагоцитозу сохранили лишь некоторые клетки. Например, у человека это белые клетки крови – лейкоциты. Захватывая и «пожирая» болезнетворные микроорганизмы, они предохраняют нас от опасных инфекций.

Пиноцитоз (от греческого «пино» – пить) – захват и поглощение клеткой жидкости и растворённых в ней веществ.

Вирус табачной мозаики

Лист, пораженный вирусом табачной мозаики

Бактериофаг – вирус бактерий

Аденовирус человека вызывает простуду и грипп

Вирус табачной мозаики используют для создания яркой окрасти некоторых новых сортов тюльпанов

Пиноцитоз

Вопросы и задания

1. Какие части обязательны для клеток всех живых организмов? Почему?

2. Вспомните, какая наука изучает строение и функции клеток.

3. Что такое плазматическая мембрана, каково её значение?

4. В чём сущность фагоцитоза? Объясните, почему фагоцитоз невозможен в растительной клетке.

5. В чём состоит роль рибосом в организме?

6. Как строение эндоплазматической сети связано с выполняемыми ею функциями?

7. Прочитав текст объясните как связаны между собой аппарат Гольджи и лизосомы.

8. Вспомнив свойства живого, объясните почему клетка не имеющая митохондрий и рибосом существовать не может.

9. Клубень картофеля на свету зеленеет. С превращением каких органоидов в клетке это связано?

10. Расскажите о значении клеточного ядра.

11. Что такое хромосомы? Какова их роль в клетке? Сколько хромосом у человека?

12. Составьте и заполните таблицу «Органоиды и их функции».

13. Составьте таблицу «Сравнение строения растительной и животной клеток» (работа в малых группах).

14. Почему вирусам для жизнедеятельности необходима клетка?

15. Спрогнозируйте, может ли марлевая повязка полностью защитить от вирусных инфекций, передаваемых воздушно-капельным путём и почему.

Лабораторная работа

Выполните работу 3 на с. 13–15 (Лабораторные работы).

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://sbio.info/page.php?id=17 (Строение клетки).

Клетка – это целостная система. Обязательными частями клетки являются: мембрана, цитоплазма и генетический аппарат (у ядерных организмов это ядро). Все организмы по строению клетки делятся на две группы – доядерные (безъядерные) и ядерные. Вирусы не имеют клеточного строения. Хромосомы – носители наследственной информации.

2. Деление клетки*

Деление – это важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточных организмов, замена и восстановление отдельных клеток, тканей или даже целых органов. Вспомните, как отрастает у ящерицы хвост, который она отбросила, спасаясь от хищника, или как зарастает ранка на вашей коже после пореза. Деление клеток лежит и в основе размножения организмов.

Различают два основных типа деления – митоз (от греческого «митос» – нить) и мейоз (от греческого «мейозис» – уменьшение). В результате митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом число хромосом в обеих дочерних клетках такое же, как и в материнской клетке, т. е. дочерние и материнская клетки одинаковы.

В результате мейоза образуются не две, а четыре клетки, каждая из которых имеет вдвое меньшее по сравнению с материнской клеткой количество хромосом.

Важную роль в процессе деления клеток выполняют хромосомы: именно они обеспечивают передачу наследственной информации от поколения к поколению.

Митоз

В период между делениями (а он у клеток растений и животных может продолжаться до 20 часов) клетка растёт и готовится к новому делению. В это время в ней образуется много белков, важнейшие органоиды удваиваются. Удваиваются и хромосомы: теперь каждая состоит из двух дочерних хромосом, или хроматид. Различают четыре последовательные фазы митоза; их общая продолжительность разная у разных организмов, в большей степени она зависит от внешних условий, в частности от температуры. Вот как протекает митоз в животной клетке.

1. Центриоли расходятся к полюсам клетки; появляются веретёна деления; хромосомы хорошо заметны, видно, что они двойные; ядерная оболочка растворяется, ядрышко исчезает.

2. Хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляются к нитям веретена деления.

3. Хроматиды (дочерние хромосомы) благодаря веретёнам деления расходятся к полюсам клетки.

4. Веретёна деления исчезают; образуются ядерные оболочки вокруг разошедшихся хромосом; делится цитоплазма; оформляются дочерние клетки.

Хромосомы расходятся к полюсам клетки

Мейоз в клетке животного организма

Мейоз состоит из двух последовательных делений, но удвоение хромосом происходит только один раз, перед первым делением. Поэтому образовавшиеся клетки содержат половинный по сравнению с исходной клеткой набор хромосом (n).

I деление

Перед первым делением происходит удвоение хромосом

1. Хромосомы хорошо заметны. Гомологичные хромосомы образуют пары, тесно прилегая друг к другу и перекручиваясь по всей длине.

Каждая хромосома состоит из двух хроматид.

Гомологичные хромосомы обмениваются между собой участками и разделяются.

2. Пары гомологичных хромосом выстраиваются по экватору.

3. Гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид, расходятся к полюсам. Расхождение каждой пары происходит независимо от хромосом других пар.

4. Образуются дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом, каждая из которых состоит из двух хроматид.

II деление

Удвоения хромосом не происходит

1. Хромосомы видны, ядерная оболочка разрушается. Ядрышко исчезает. Образуются веретёна деления.

2. Хромосомы выстраиваются по экватору, прикрепляются к нитям веретена.

3. Хроматиды хромосом в обеих дочерних клетках расходятся к полюсам.

4. Образуются четыре клетки с одинарным набором хромосом. Из этих клеток формируются половые клетки.

При слиянии половых клеток число хромосом во вновь образовавшейся клетке восстанавливается.

Вопросы и задания

1. Какова роль деления клеток в жизни организмов?

2. Назовите основные типы деления клеток.

3. Что такое митоз?

4. Что происходит в клетке перед делением?

5. Где находятся хромосомы?

6. Что такое хроматида?

7. Что такое мейоз?

8. Выделите критерии для сравнения процессов митоза и мейоза. Обсудите их с одноклассниками и составьте таблицу.

9. Какова биологическая роль митоза и мейоза?

10. Приведите примеры явлений, которые объясняются делением клеток.

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://molbiol.ru/pictures/list_biochem.html (Метафаза митоза).

Деление клетки лежит в основе роста, размножения и индивидуального развития организмов. Мейоз связан с размножением, в результате его образуются клетки с одинарным набором хромосом: у животных – половые клетки, а у растений – споры. В результате митоза дочерние клетки имеют такой же набор хромосом, как и материнская.

3. Ткани растений и животных

Вы уже знаете, что все живые организмы по своему строению делят на две большие группы – одноклеточные и многоклеточные. Тела одноклеточных организмов состоят из одной-единственной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности.

Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов. Их тела состоят из множества различных клеток. Так, в организме человека более 100 трлн клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специальность», т. е. выполняет строго определённую функцию – работу. Одни служат опорой тела, другие обеспечивают передвижение веществ, пищеварение, размножение организма и многие другие функции.

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ткань. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом.

Давайте заглянем внутрь растения и посмотрим, как устроены его ткани.

Вот перед нами кончики корня и побега. Они образованы мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление её клеток обеспечивает рост растения. Из неё, например, целиком состоит зародыш растения.

Защищают растения от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Они образованы как живыми, так и мёртвыми клетками. Толстые и прочные оболочки мёртвых клеток не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Такую покровную ткань называют пробкой. Она хорошо развита на стволах деревьев.

Из живых клеток состоит кожица – покровная ткань листьев и молодых стеблей.

Выполняют покровные ткани и другие функции: через специальные образования – устьица и чечевички – растения дышат, испаряют воду. Кожица листа выделяет воскообразное вещество, которое препятствует избыточному испарению воды с его поверхности в жаркую погоду.

Одноклеточные организмы

Животные клетки

Растительные клетки

Ткани растений

Опору растению и его органам придаёт механическая ткань. Клетки её имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, а живое содержимое в них часто отсутствует. Представление о прочности механической ткани вы можете получить, разбивая скорлупу грецкого ореха, косточку абрикоса – в них содержатся особые каменистые клетки. А в стебле опорную роль играют вытянутые клетки – механические волокна.

Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям. Клетки проводящей ткани могут быть как живыми, так и мёртвыми. Из живых клеток состоит луб, проводящий органические вещества. Из мёртвых – древесина, проводящая воду с минеральными веществами. Клетки луба и древесины внешне напоминают трубочки. Тяжи этих тканей (проводящие пучки) идут по всему растению – от корня в стебель и листья.

Мякоть листьев и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образует основная ткань. Её функции очень разнообразны. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты – органоиды, которые участвуют в образовании питательных веществ в процессе фотосинтеза (фотосинтезирующая основная ткань). Многие части организма растения накапливают питательные вещества (запасающая основная ткань).

Ткани животных

Теперь рассмотрим особенности строения тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Наружную поверхность тела животных, а также полости внутренних органов, например ротовую полость, полость желудка, кишечника, выстилает эпителиальная ткань. Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. При повреждении эпителиальные клетки быстро замещаются новыми. Эпителиальная ткань участвует и в формировании желёз – слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других, которые образуют важные для организма вещества.

Опорную и защитную функцию в организме животных выполняет соединительная ткань. Она же в значительной степени определяет и форму их тела, может служить энергетическим депо и предохранять организм от потери тепла. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность – наличие большого количества межклеточного вещества. Оно может быть плотным, как в костной ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови.

Важная особенность животных – их способность к передвижению. Движение большинства животных – результат сокращений мышц. Мышцы состоят из мышечной ткани. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Их основное свойство – возбудимость и сократимость.

Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно, но могут долго оставаться в сокращённом состоянии. Именно гладкие мышцы обеспечивают продолжительное смыкание створок раковин моллюсков, сужение и расширение кровеносных сосудов у человека.

Поперечнополосатая мышца состоит из многоядерных клеток, имеющих поперечнополосатую исчерченность, – отсюда и название ткани. Именно с их сокращениями связаны быстрые движения многочисленных членистоногих (насекомые, раки, пауки) и позвоночных. Вспомните стремительный полёт стрекозы, ласточки, бег антилопы, гепарда!

Поперечнополосатая мышца может мгновенно сокращаться – в тысячу раз быстрее, чем гладкая.

Нервная ткань образует нервную систему животного. Её основу составляют нервные клетки. Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров, как, например, у жирафа. Основные свойства нервной клетки – это возбудимость и проводимость.

Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии – клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину.

У зародышей всех позвоночных скелет состоит из хряща, который по мере развития заменяется костной тканью. Исключение составляют акулы и скаты – у них скелет остаётся хрящевым до конца жизни.

В мышечных тканях находится большое количество параллельно расположенных сократительных волокон. Именно их сокращение, при котором они становятся короче и толще, позволяет мышце производить механическую работу.

Вопросы и задания

1. Что такое ткань? Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных.

2. Рассмотрите рисунок. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей.

3. Какие ткани относятся к соединительным?

4. Назовите особенности строения эпителиальной ткани.

5. Какая ткань обеспечивает рост растений?

6. Из какой ткани состоит клубень картофеля?

7. Используя текст и рисунки параграфа составьте схемы «Классификация растительных тканей» и «Классификация животных тканей».

8. Что такое кровь?

9. Каковы основные свойства мышечной ткани?

10. Как устроены нервные клетки?

11. Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?

12. В каких частях растения находится образовательная ткань?

13. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?

14. Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.

15. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями?

16. Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?

Лабораторная работа

Выполните работу 5 на с. 17–18 и 6 на с. 19–20 (Лабораторные работы).

Работа с компьютером

• Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

• Интернет-ссылка: http://nauka.relis.ru/08/0404/08404016.htm (Нервная ткань), http://botweb.uwsp.edu/Anatomy/ (Ткани растений).

Ткань – это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

iknigi.net

Сонин Н. И. Биология. Живой организм. Учебник для 6 класса ОНЛАЙН

Сонин, Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин. — 5-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011. — 174, [2] с. : ил.

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 6 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект Н. И. Сонина.
Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с электронным учебным изданием ииосоОствушт эффективному усвоению учебного материала.

Оглавление
ЧАСТЬ 1. Строение живых организмов
1. Чем живое отличается от неживого 6
2. Химический состав клетки …72
3. Строение растительной и животной клеток 18
4. Деление клетки …25
5. Ткани растений и животных …29
6. Органы цветковых растений …36
7. Органы и системы органов животных 50
8. Организм как единое целое …56
9. Что мы узнали о строении живых организмов 59
ЧАСТЬ 2. Жизнедеятельность организмов
10. Питание и пищеварение …62

11. Дыхание …73
12. Транспорт веществ в организме 78
13. Выделение …84
14. Обмен веществ и энергии …91
15. Скелет — опора организма …97
16. Движение …103
17. Координация и регуляция … 714
18. Бесполое размножение …727
19. Половое размножение животных … 133
20. Половое размножение растений … 139
21. Рост и развитие растений … 745
22. Рост и развитие животных … 7 50
23. Что мы узнали о жизнедеятельности организмов 755
ЧАСТЬ 3. Организм и среда
24. Среда обитания. Экологические факторы 158
25. Природные сообщества …168
26. Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды 173

Похожие публикации

natural.edu-lib.com

Книга “Биология. Живой организм. 6 класс”

Добавить

  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Жанр: Учебная литература

ISBN: 978-5-358-16121-4

Год издания: 2016

Серия: Вертикаль (Дрофа)

Издательство: Дрофа

Оцените книгу

Скачать книгу

1229 скачиваний

Читать онлайн

3 планируют, 1 читаeт

О книге “Биология. Живой организм. 6 класс”

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 6 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплекс «Живой организм», построенный по линейному принципу. Разделение материала учебника на основной и дополнительный позволяет использовать этот учебник при преподавании биологии и 1, и 2 часа в неделю. Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

На нашем сайте вы можете скачать книгу “Биология. Живой организм. 6 класс” Сонин Николай Иванович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги автора

Информация обновлена:

avidreaders.ru

учебник 6 класс по биологии 2013 сонин

Биология. Живой организм. 6 класс – В. И. Сонина и Н. И. Сонин

Н. И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс читать книгу.Теги: 6 класс, учебники по биологии, учебники ФГОС, учебно-методический материал, Федеральный перечень 2015Возрастное ограничение: 0+. Дата выхода на ЛитРес: 15 сентября 2014. Дата написания: 2013.

litres.ru > Биология. Живой организм. 6

ГДЗ по биологии 6 класс Сонин соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Готовые ответы являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса по биологии за 6 класс.

GdzPutina.ru >
ГДЗ по биологии для 6

Учебник биология 6 класс Сонин с белочкой читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника биологии за 6 класс — Живой организм — Сонин сЭлектронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

uchebnik-tetrad.com >
Учебник биология 6 класс

Читать книгу Биология. Живой организм. 6 класс Н. И. Сонина

Н. И. Сонин, В. И. Сонина Биология. Живой организм. 6 класс. Дорогие шестиклассники! В этом учебном году вы продолжаете изучать биологию. Биология – наука, а точнее, комплекс наук о жизни, о живых организмах, в совокупности составляющих живую природу.

iknigi.net >
Читать книгу Биология.

Биология. Живой организм. 6 классСонин Н.И.

6 классСонин Н.И. cкачать в PDF. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.

11klasov.ru >
Биология. Живой организм. 6

Биология за 6-ой класс – Н.И.Сонин. Биология 6-ой класс.

Биология 6-ой класс. Учебник. Н.И.Сонин.

gdz.wtf >
Биология за 6-ой класс –

Книга “Биология. Живой организм. 6 класс” – Сонин Николай…

О книге “Биология. Живой организм. 6 класс“. Книга по биологии Сонина Н. И. для учеников 6-х классов содержит информацию о живых организмах, позволяя школьникам хорошо разобраться во всех темах. Учебник соответствует всем необходимым стандартам, он часто…

avidreaders.ru >
Книга “Биология. Живой

Учебник Биология 6 класс Сонин

Учебник Биология 6 класс Сонин – данный книгу (пособие) можно бесплатно скачать в формате pdf, а также читатьISBN 978-5-358-09105-4 Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован…

uchebnik-skachatj-besplatno.com >
Учебник Биология 6 класс

Николай СонинБиология. Живой организм. 6 класс

libfox.ru >
Николай Сонин – Биология.

Учебник Биология 6 класс Сонин читать онлайн

Учебник Биология 6 класс Сонин – эту электронную книгу можно бесплатно читать онлайн, просто выбери номер страницы.На сайте Учебник-рабочая-тетрадь.ком вы найдете электронные книги 2014, 2015, 2016, 2017 года ФГОС. Их нельзя скачать (в формате pdf), зато…

uchebnik-rabochaya-tetrad.com >
Учебник Биология 6 класс

Решебник (ГДЗ) Биология 6 класс Н.И. Сонин 2011… | Вклассе

Решебники за 6 класс > Биология > Н.И. Сонин. Решебник (ГДЗ) Билогия 6 класс Н.И. Сонин (2011 год) Живой организм.

vklasse.online >
Решебник (ГДЗ) Биология 6

Сонин Н. И. Биология. Живой организм. Учебник для 6 класса

6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин.Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный…

natural.edu-lib.com >
Сонин Н. И. Биология. Живой

ГДЗ по Биологии за 6 класс Н.И. Сонин, В.И. Сонина

ГДЗ по биологии 6 класс Н.И. Сонин. авторы: Н.И. Сонин, В.И. Сонина.Не смотря на то, что ГДЗ в шестом классе Биология не имеет особого смысла использовать кроме как для списывания, мы настоятельно не советуем этим злоупотреблять.

MegaResheba.ru >
ГДЗ по Биологии за 6 класс

Биология 6 класс живой организм учебник (красный)…

/ Учебники по биологии 6 класс.Сонин Н.И.Учебник адресован учащимся 6 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплекс «Сфера жизни», построенный по концентрическому принципу.

rosuchebnik.ru >
Биология 6 класс живой

Школьные учебники по биологии, скачать бесплатно

Биология. 10-11 классы. Учебник. Базовый уровень.Биология. 5-6 классы. Сухова Т.С., Строганов В.И. pdf. 25.3 Mb. 2013.Учебник. 11 класс. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.

edumaterials.ru >
Школьные учебники по

Решебник и ГДЗ по Биологии за 6 класс , авторы Н.И. Сонин

ГДЗ Биология 6 класс Н.И. Сонин.Решебник и ГДЗ по Биологии для 6 класса , авторы учебника: Н.И. Сонин, В.И. Сонина на 2018-2019 год.

gdzputina.net >
Решебник и ГДЗ по Биологии

Гдз по биологии за 6 класс, автор Сонин | РЕШЕБА.МИ

Решебник по биологии 6 класс Сонин.Подробный гдз и решебник по биологии за 6 класс, авторов Н.И. Сонин, В.И. Сонина, издательство Дрофа 2015 год.

resheba.me >
Гдз по биологии за 6 класс,

Биология, Живой организм, 6 класс, Сонин Н.И., 2011

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован МинистерствомAlso you can search related and similar materials on other sites. Биология, Живой организм, 6 класс, Сонин Н.И., 2011.

nashol.com >
Биология, Живой организм, 6

Биология. Живой организм, Н.И. Сонин 6 класс / Решебник

Решебник по биологии 6 класс. Биология. Живой организм. 6 класс, Н.И. Сонин, 2006 год. Объем: 128 страниц(ы).

MegaShpora.ru >
Биология. Живой организм,

ГДЗ за 6 класс по Биологии Н.И. Сонин, В.И. Сонина

ГДЗ 6 класс Биология Сонин Н. И.ГДЗ содержит верные и подробные ответы с несколькими вариантами решения по Биологии за 6 класс, автор издания: Н.И. Сонин, В.И. Сонина.

GDZ.im >
ГДЗ за 6 класс по Биологии

Биология. Живой организм. 6 класс. Сонин Н.И.

6 класс. Сонин Н.И. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.

proresheno.ru >
Биология. Живой организм. 6

Учебники и пособия по биологии для 6 класса на Vseuchebniki.net

Учебник Биология 6 класс Сонин 2011 Н.И.Сонин.Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Преображенская 2011 Н.В.Преображенская. Учебник Введение в биологию 5-6классы Никишов 2012 А.И.Никишов.

vseuchebniki.net >
Учебники и пособия по

Ответы к учебнику Биология 6 класс Сонина

Правильные ответы на вопросы к учебнику Биология. Живой организм. 6 класс Сонина Н.И. К учебнику: Сонина Н.И.чт, 11/21/2013 – 11:30.

vsedz.ru >
Ответы к учебнику Биология

Рабочая тетрадь биология 6 класс Сонин 2013

– Автор – Н. И. Сонин – Предмет (категория) – Рабочая тетрадь по биологии ‘Живой организм’ к учебнику СонинаКласс6 – Читать онлайн – Да

newgdz.com >
Рабочая тетрадь биология 6

Учебник Биология 6 класс Сонин скачать

Учебник Биология 6 класс Сонин. Издательство: Дрофа Год публикации: 2011 Формат: PDF Тип: Книга (электронный учебник) Страниц: 176.Предмет и Класс: Биология 6 класс. Учебник создан в соответствии с учебной программой по Биологии 6 класса

yangteacher.ru >
Учебник Биология 6 класс

Сонин Николай Иванович. Биология. Живой организм. 6 класс

Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования поБиология – наука, а точнее, комплекс наук о жизни, о живых организмах, в совокупности составляющих живую природу.

readanywhere.ru >
Сонин Николай Иванович.

Книга Биология. Живой организм. 6 класс скачать бесплатно pdf…

6 класс – Н. И. Сонин.Учебник адресован учащимся 6 класса общеобразовательных учреждений и входит вРазделение материала учебника на основной и дополнительный позволяет использовать этот учебник при преподавании биологии и 1, и 2 часа в неделю.

fictionbook.ru >
Книга Биология. Живой

Решебник по биологии за 6 класс Н.И. Сонин, В.И. Сонина ФГОС

ГДЗ: Онлайн готовые домашние задания по биологии ФГОС за 6 класс, автор Н.И. Сонин, В.И. Сонина, спиши решения и ответы на ГДЗ гуру.ГДЗ к тестовым заданиям по биологии за 6 класс Багоцкий С.В. можно скачать здесь.

gdzguru.com >
Решебник по биологии за 6

Биология. Живой организм?, 6 класс, Сонин Н.И.

Живой организм?, 6 класс, Сонин Н.И. Оглавление учебника ?Биология.

school-collection.edu.ru >
Биология. Живой организм?, 6

www.boomle.ru

Книга Биология. Живой организм. 6 класс

Язык: Русский

Год издания: 2015 год

Отрывок: скачать бесплатно в
drm.epub

Другой носитель:

Функции для работы с книгой

Аннотация:

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.
Учебник адресован учащимся 6 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплекс «Живой организм», построенный по линейному принципу.
Разделение материала учебника на основной и дополнительный позволяет использовать этот учебник при преподавании биологии и 1, и 2 часа в неделю.
Большое количество красочных иллюстраций, разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Другие книги автора:

www.kuchaknig.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о