5 класс

Тест биология пасечник 5 класс – Тест по курсу биологии 5 класса

Тест по курсу биологии 5 класса

Тесты по биологии

5 класс

Выберите один правильный ответ из четырех возможных:

Как называется наука о жизни?

    А. Биология

    Б. География

    В. Анатомия

    Г. Математика

    2. Оболочка, населенная живыми организмами называется …

    А. Литосфера

    Б. Гидросфера

    В. Биосфера

    Г. Атмосфера

    3. Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей средой – это…

    А. Вирусология

    Б. Экология

    В. Физиология

    Г. Генетика

    4. Какой метод не относится к методам исследования биологии?

    А. Наблюдение

    Б. Эксперимент

    В. Измерение

    Г. Округление

    5. Какие животные обитают в наземно-воздушной среде?

    А. Медведь

    Б. Карась

    В. Крот

    Г. Дождевой червь

    6. Какие животные обитают в водной среде?

    А. Медведь

    Б. Карась

    В. Крот

    Г. Дождевой червь

    7. Какие животные обитают в почвенной среде?

    А. Медведь

    Б. Карась

    В. Крот

    Г. Аист

    8. Какого царства нет в живой природе?

    А. Растения

    Б. Животные

    В. Хищники

    Г. Бактерии

    9. Примером абиотических факторов является:

    А. Опыление насекомыми растений

    Б. Влажность почвы

    В. Поедание одних организмов другими

    Г. Развитие промышленности в городе

    10. Примером биотических факторов служит:

    А. Опыление насекомыми растений

    Б. Влажность почвы

    В. Температура воздуха

    Г. Развитие промышленности в городе

    11.Примером антропогенных факторов служит:

    А. Опыление насекомыми растений

    Б. Влажность почвы

    В. Поедание одних организмов другими

    Г. Развитие промышленности в городе

    12. Что покрывает клетку и имеет поры?

    А. Ядро

    Б. Цитоплазма

    В. Оболочка

    Г. Вакуоль

    13. Бесцветное вязкое вещество клетки – это …

    А. Ядро

    Б. Цитоплазма

    В. Оболочка

    Г. Вакуоль

    14. Органоид клетки, который отвечает за регуляцию процессов жизнедеятельности клетки …

    А. Ядро

    Б. Цитоплазма

    В. Оболочка

    Г. Вакуоль

    15. Органоид клетки, заполненный клеточным соком – это …

    А. Ядро

    Б. Цитоплазма

    В. Оболочка

    Г. Вакуоль

    16. Зеленые пластиды в растительных клетках – это…

    А. Хлоропласты

    Б. Ядрышки

    В. Пигменты

    Г. Вакуоли

    17. Неорганическими веществами клетки являются:

    А. Белки

    Б. Жиры

    В. Углеводы

    Г. Вода

    18. Органическими веществами клетки являются:

    А. Минеральные соли

    Б. Кальций

    В. Углеводы

    Г. Вода

    19. Между оболочками соседних клеток находится …

    А. Хромосома

    Б. Межклеточное вещество

    В. Ядро

    Г. Вакуоль

    20. Ткань – это…

    А. Совокупность разных клеток

    Б. Совокупность одинаковых клеток

    В. Совокупность одинаковых клеток и межклеточное вещество

    Г. Совокупность одинаковых клеток без межклеточного вещества

    Правильные ответы:

    1-А

    2-В

    3-Б

    4-Г

    5-А

     6-Б

    7-В

    8-В

    9-Б

    10-А

    11-Г

    12-В

    13-Б

    14-А

    15-Г

    16-А

    17-Г

    18-В

    19-Б

    20-В

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Тесты по биологии 5 класс УМК Пасечник

    Контроль по темам: «Среды жизни» и «Факторы среды»

    Вариант №1

    I часть. Допишите предложение или вставьте пропущенное слово.

    1.Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие – это _________________________

    2. Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют________________________

    3. Взаимовыгодное сожительство живых организмов _____________________

    4. Организм, поселяющийся в теле хозяина и приносящий ему вред_________________

    5. Организм, являющийся средой обитания для другого организма_____________________

    II часть. Т Е С Т.

    1) Фактор живой природы А) свет Б) гриб В) температура Г) вода

    2) Взаимовыгодные связи между живыми организмами А) хищничество Б) симбиоз В) паразитизм Г) конкуренция

    3) К абиотическому фактору относится А) пожар Б) освещённость В)травоядность Г)симбиоз

    4) Как растения, имеющие мелкие невзрачные цветки (ландыш и сирень) привлекают насекомых

    А)привлекают насекомых яркими листьями Б) такие цветы опыляет ветер В) у цветов сильный аромат

    5) Воздействие человека на природу называют

    А) абиотическим фактором Б) антропогенным фактором В) биотическим фактором

    III часть. Оцените правильность суждений (да + нет- )

    1. Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно

    2. Все обитатели организменной среды паразиты.

    3. Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов

    4. В почвенной среде живут только бактерии и черви.

    5. Все организмы обладают приспособленностью к условиям своего обитания

    IV часть. Установите соответствие

    1. АСКАРИДА 5. ВИРУС

    2. КРОТ 6. ПЧЕЛА

    3. СТРЕКОЗА 7. МЕДВЕДКА

    4. ДЕЛЬФИН 8. ЛИШАЙНИК

    А) ВОДНАЯ СРЕДА Б) ПОЧВЕННАЯ СРЕДА Г) ОРГАНИЗМЕННАЯ СРЕДА В) НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

    V часть. В ФОРМЕ СВОБОДНОГО ОТВЕТА

    1. Перечислите факторы неживой природы, важные для существования животных.

    2. Объясните, могут ли растения защитить себя от животных, перечислите как?

    Контроль по темам: «Среды жизни» и «Факторы среды»

    Вариант №2

    I часть. Допишите предложение или вставьте пропущенное слово.

    1. Условия среды, которые оказывают воздействие на организм называют____________________________

    2. Факторы неживой природы называют_____________________________________

    3. Факторы живой природы называют_______________________________________

    4. Воздействие человека на природу называют _______________________________фактором

    5. Взаимовыгодное сожительство живых организмов ____________________

    II часть. Т Е С Т .

    1 Лягушка обитает:

    А) в наземно-воздушной среде; Б) в водной среде; В) в наземно-воздушной среде и в водной среде.

    2. Зрение отсутствует или плохо развито у обитателей:

    А) наземно-воздушной среды; Б) водной среды; В) почвенной среды.

    3. Как называют организмы, живущие внутри живых организмов?

    А) паразиты Б)аэробы В)гады

    4. Воздействие климата на организмы это

    А) абиотический фактор Б) биотический фактор В) антропогенный фактор

    5. Защитная окраска животным необходима для

    А) переживания неблагоприятных условий Б) маскировка от врагов В) предупреждение об опасности

    III часть. Оцените правильность суждений (да + нет- )

    1.К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер

    2. В наземной среде часто не хватает кислорода

    3. Зелёное тело кузнечика это защитная окраска, от врагов

    4. Паразитизм это взаимовыгодное сожительство двух организмов

    5. Деятельность человека нейтрально влияет на окружающую среду

    IV часть. Установите соответствие

    А) влажность Б) паразитизм В) вырубка леса Г) заповедник

    Д) травоядность Е) осушение болот Ж) климат

    1) абиотический фактор 2) биотический фактор 3) антропогенный фактор

    V часть. В ФОРМЕ СВОБОДНОГО ОТВЕТА

    1. Как цветковые растения привлекают животных-опылителей?

    2. Перечислите приспособленности животных нашей страны переживать долгие и холодные зимы.

    infourok.ru

    Тест по биологии (5 класс) по теме: КИМы, биология, 5 класс, к учебнику В.В. Пасечника (Дрофа, Вертикаль).

    Контрольно-измерительные материалы к теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности»

    1. Закончите предложения:

    А – В ядре носителями наследственной информации являются……….

    Б – Генетический аппарат клетки находится в ……………….

    В – Пластиды, окрашенные в зеленый цвет – это ……………

    Г —  Части клетки, содержащие клеточный сок, называются …………..

    1. Найдите ЛИШНЕЕ в  предложениях:

    А – Строение микроскопа: окуляр, зеркало, объектив, ручка, штатив.

    Б – Приборы для изучения строения клеток: лупа, микроскоп, телескоп.

    В – К органическим веществам относятся: белки, жиры, вода, углеводы.

    Г – В состав животной клетки входят: ядро, цитоплазма, хлоропласты, мембрана.

    1. Решите тест:

    А – для старой клетки характерно:

    1 – большая вакуоль

    2 – много вакуолей

    3 – маленькие размеры

    Б – для молодой клетки характерно:

    1 – большие размеры

    2 – ядро в центре клетки

    3 – одна-две вакуоли

    В –  НЕ будет свойством неживой природы:

    1 – движение

    2 – размножение

    3 – химическое строение

    Г – НЕ имеют клеточного строения:

    1 – бактерии

    2 – грибы

    3 – неживые тела

    Д – Неорганические вещества – это:

    1 – вода и минеральные соли

    2 – белки, жиры, вода

    3 – минеральные соли, углеводы

    Контрольно-измерительные материалы  по теме «Бактерии»

    1. Бактерии – это организмы:

    1. только одноклеточные;
    2. только многоклеточные;
    3. и одноклеточные, и многоклеточные.

    2. В клетке бактерий состоит из:

    1. оболочка, цитоплазма, ядро;
    2. цитоплазма, ядро, жгутики;
    3. оболочка, цитоплазма, нет ядра.

    3. Бактерии питаются как

    1. сапротрофы
    2. паразиты
    3. верно  1 и 2.

    4. Споры бактерий необходимы для

    1. размножения;
    2.  переживания неблагоприятные условий и распространения;
    3. верно 1 и 2

    5. Определите правильное высказывание

    1. Большинство бактерий бесцветны.
    2. У бактерий есть хлорофилл.
    3. У бактерий сложное поведение.

    6. Определите Неправильное высказывание

    1. Бактерии обитают везде.
    2. У бактерий есть ядро.
    3. Бактерии двигаются при помощи жгутика

    7. Закончите предложение:

    1) Приспособление к выживанию бактерий в неблагоприятных условиях — …………….

    2) Бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов — ………….

    3) Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов — ……………

    4) Бактерии, питающиеся при помощи фотосинтеза — …………………………………….

    Контрольно-измерительный материал к уроку «Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека»

    1. Закончите предложения:
    1. Грибы бывают одноклеточные и …………………………
    2. Грибы питаются ……………….веществами.
    3. В клетках грибов много  ……………………………………
    4. Тело грибов состоит из тонких белых нитей — ……………
    1. Выполните тест:
    1. Мицелий – это….

     А – грибница

     Б – ядра в клетках

     В – органические вещества

     2)  Грибы приносят человеку пользу:

    А – портят продукты

    Б – питаются органическими веществами

    В – изготовление лекарств

    3) Грибы НЕ участвуют

    А – в образовании почвы

    Б – в разрушении остатков других организмов

    В – в фотосинтезе

    4) Симбиоз – это…

    А – полезная тесная связь между организмами

    Б – процесс роста

    В – фотосинтез

    5) Симбиоз может БЫТЬ

    А – между грибами и бактериями

    Б – между грибами и почвой

    В – между грибами и растениями

    6) Нити грибницы плотно оплетающие корень растения называют

    А – мицелий

    Б —  фотосинтез

    В – грибокорень (микориза)

    7) Грибы при симбиозе дают растениям

    А – органические вещества

    Б – воду

    В – минеральные вещества и воду

    Контрольно-измерительные материалы по теме «Шляпочные грибы»

     

    Выполните тест:

    1)Плодовое тело шляпочных грибов состоит из:

    А- шляпки, ножки, грибницы

    Б- трубочек, пластинок

    В- корня, стебля, листьев

    2) К съедобным грибам относятся:

    А- сыроежка, сморчок, опята

    Б- ложные опята, белый гриб, ложные лисички

    В- мухомор, подосиновик, поганки

    3) Нижний слой шляпки состоит из трубочек у

    А- всех шляпочных грибов

    Б- трубчатых грибов

    В- пластинчатых грибов

    4) Нельзя употреблять в пищу

    А- старые грибы

    Б- трубчатые грибы

    В- пластинчатые грибы

    5) К ядовитым грибам НЕ относится

    А- мухомор

    Б- маслята

    В- шампиньоны

    Найдите, что в тексте лишнее, запишите:

    6) Сморчок, подберезовик, мухомор – съедобные грибы.

    7) Шляпочные грибы образуют симбиоз с бактериями.

    8) Нити грибницы плотно оплетают корни дерева образуют плодовые тела.

    9) Грибница поглощает из почвы органические вещества.

    Подумайте и закончите предложение:

    10) Шляпочные грибы и растения образуют …………….

    11) Растения дают шляпочным грибам……….вещества.

    12) Нити грибницы плотно оплетают корень растения и даже проникают внутрь его, образуя ………….или микоризу.

    Контрольно-измерительный материал по теме: «ЛИШАЙНИКИ»

    1. Выполните тест:

    А – лишайники состоят из

    1 – грибов и водорослей

    2 – грибницы и одноклеточных водорослей

    3 – грибницы и слоевища

    Б – тело лишайника называется

    1- слоевищем

    2 – симбиозом

    3 – ризоидом

    В – грибница дает одноклеточным водорослям в лишайнике

    1 – минеральные вещества и воду

    2 – органические вещества и воду

    3 – органические вещества

    Г – одноклеточные водоросли в лишайнике питаются за счет

    1 – фотосинтеза

    2 – фотосинтеза и симбиоза

    3 – симбиоза

    Д – как называется группа лишайников несколько приподнятая над поверхностью прикрепления

    1 – кустистые

    2 – листоватые

    3 – накипные

    1. Найдите лишнее:

    А – лишайник состоит из грибницы, водорослей, таллома

    Б – лишайники бывают накипные, стеблевые и кустистые

    В – лишайники растут очень быстро

    Г —  симбиоз – это тесная связь полезная одному организму

    1. Закончите предложения:

    А – Одноклеточные водоросли снабжают грибницу ……..веществами.

    Б – Тесная связь между грибницей и одноклеточными водорослями называется………

    В – Лишайники разнообразны по …………..строению.

    Г – Лишайник впитывает влагу всей …………..тела.

    4 .  Каких  частей лишайника НЕТ на этом рисунке?

    Контрольно-измерительные материалы по теме: «Общая характеристика растений»

    1. Закончите предложение:

    А – Группа клеток, имеющая общее строение и функции……

    Б – Главный признак всех растений…..цвет

    В – Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции…….

    Г – Большинство растений имеют ……пигмент.

    2)  Найдите лишнее:

    А – растения бывают высшие, низшие и болезнетворные

    Б – у низших растений нет корней, стеблей, слоевища

    В – у высших растений есть побеги, корни, таллом

    3) Допишите определение:

    Главный характерный признак Царства Растения – это…………..

    Контрольно-измерительный материал по теме «ВОДОРОСЛИ»

    1. Закончите предложение:

    А – к низшим растениям относятся……..

    Б – водоросли бывают одноклеточные и ……….

    В – зеленые водоросли имеют ……..  пигмент

    Г – тело многоклеточных водорослей называется ……..

    1. Найдите лишнее в предложении:

    А – у водорослей НЕТ листьев, корней, слоевища, стебля

    Б – водоросли бывают зеленые, желтые, красные

    В – водоросли могут обитать в воде, во влажных местах, в почве, на камнях

    1. Допишите определение:

    Главный признак водорослей – это………

    Контрольно-измерительные материалы по теме: «МХИ»

    1. Закончите предложения:

    А – из мхов образуется в болотах …………..

    Б – мхи состоят из листьев, стебля и ………..

    В – у мхов НЕТ ………в отличии от других растений

    Г – мхи размножаются при помощи…………….

    Д – мхи способны всасывать много …………….

    1. Найдите лишнее в предложении:

    А – у мхов есть корни, стебель, листья

    Б – в отличии от водорослей у мхов есть корни и листья

    В – мхи могут обитать во влажных местах, болотах и камнях

    1. Допишите определение:

    Мхи – это …………..споровые растения.

    Контрольно-измерительные материалы по теме: «Папоротники. Хвощи. Плауны»

    1) Закончите предложения:

    А – папоротники, хвощи, плауны – размножаются при помощи ……

    Б — папоротники, хвощи, плауны состоят и листьев, стебля и ……….

    В – папоротники и др. – это ………..споровые растения.

    Г – папоротники и др. растут во ……………местах.

    2) Найдите лишнее в предложении:

    А – папоротники и др. состоят из листьев, ризоидов и стебля.

    Б – папоротники и др. образуют уголь, торф.

    В – папоротники и др. размножаются семенами.

    Г – папоротники и др. питаются при помощи ризоидов.

    3)Допишите определение:

    Папоротники и др. размножаются спорами, поэтому их относят к высшим …………растениям.

    Контрольно-измерительные материалы по теме:

    «Семенные растения»

    1. Закончите предложение:

    А – голосеменные и цветковые растения относятся к ……………растениям

    Б – покрытосеменные растения состоят из стебля, корня, листьев и ……….

    В – высшие растения размножаются при помощи ……………….

    Г – листья голосеменных растений называют…………………….

    1. Найдите лишнее в предложении:

    А – голосеменные состоят из стебля, корня, цветка, хвои

    Б – цветковые размножаются при помощи спор

    В – самая многочисленная и молодая группа — голосеменные растения

    Г – орган семенного размножения цветковых – это плод

    1. Допишите определения:

    А – Наземные вечнозеленые деревья и кустарники называются……

    Б – Второе название Покрытосеменных растений ………………….

    В – Растения, семена которых открыто лежат на поверхности шишек, называются ……

    Г – Растения, семена которых развиваются внутри плода, называются…………………..

    Контрольно-измерительные материалы по теме:

    «Происхождение организмов на Земле»

    1. Закончите предложение:

    А – первыми организмами на Земле были….

    Б – они появились в ………………

    В – растения освоили сушу благодаря процессу………

    Г – первыми растениями на Земле были……………..

    1. Найдите ошибку в предложении:

    А – порядок появления организмов на Земле: бактерии, животные, грибы

    Б – первые организмы появились на суше

    В – самые древние организмы – это грибы

    Г – растения появились на суше благодаря дыханию

    1. Допишите предложения:

    А – Риниофиты – это древние растения между водорослями и …………

    Б – Они обитали и в воде, и на ……………………………..

    В – строение риниофитов похоже на строение…………………

    Г – от них произошли……………………………………………

    1. Составьте в виде цепочки эволюцию растений.
    2. Допишите определение:

    Процесс появления организмов на Земле – это……………………..

    nsportal.ru

    Тесты Пасечник 5 класс

    Тест 1 по теме «Введение»

    Вариант1

    ЧАСТЬ А.

    1. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

    А) неподвижны.

    Б) состоят из химических веществ.

    В) имеют клеточное строение.

    Г) имеют цвет.

    2. Клетка – это:

    А) мельчайшая частица организма, выполняющая все жизненно необходимые функции.

    Б) группа органов в теле животного.

    В) название растения.

    Г) место, где должны жить животные.

    3. Биология – это наука, изучающая:

    А) космические тела.

    Б) живые организмы.

    В) строение Земли.

    Г) минералы.

    4. Отношение организмов между собой и с окружающей средой изучает наука

    А) генетика

    Б) цитология

    В) зоология

    Г) экология

    5. Растения изучает наука:

    А) зоология

    Б) Микробиология

    В) Ботаника

    Г) Экология

    6. К абиотическим факторам относят

    А) выпас скота В) листопад

    Б) извержение вулкана Г) охота

    7.Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств

    А) экперимент В) наблюдение

    Б) измерение Г) описание

    8. «Плотность ее ниже плотности воды, поэтому у организмов живущих здесь сильно развиты опорные ткани- внутренний и наружный скелет..» Какая среда обитания описана

    А) почвенная В) наземно-воздушная

    Б) водная Г) тела живых организмов

    9. Среда жизни, характерная для человека:

    А) почвенная В) наземно-воздушная

    Б) водная Г) тела живых организмов

    10. Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется:

    А) Обменом веществ.

    Б) раздражимостью.

    В) развитием.

    Г) саморегуляцией.

    ЧАСТЬ В.

    Выберите три правильных ответа из шести.

    В1 Экологические факторы делят на:

    1. Абиотические

    2. Природные

    3. Биотические

    4. Антропогенные

    5. Климатические

    6. Сезонные.

    В2Установите соответствие

    Организм

    Среда обитания

    А) блоха

    1.водная

    Б) кит

    2. почвенная

    В) кобра

    3. наземно-воздушная

    Г) крот

    4. тела живых организмов

    Д) дятел

    В3Установите соответствие

    Организмы

    Царства

    А) азотобактерии

    1.Бактерии

    Б) берёза

    2. Грибы

    В) лось

    3. Растения

    Г) дельфин

    4. Животные

    Д) паук

    Е) одуванчик

    Ж) опёнок

    З) подберезовик

    И) сосна

    К) цианобактерии

    Тест 1 по теме «Введение»

    Вариант 2.

    ЧАСТЬ А.

    1.Наука изучающая животных

    А) биология В) зоология

    Б) ботаника Г) экология

    2. К биотическим факторам относят

    А) опыление растений В) дождь

    Б) извержение вулкана Г) строительство дорог

    3. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях

    А) экперимент В) наблюдение

    Б) измерение Г) описание

    4. «Она состоит из минеральных веществ , воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..» Какая среда обитания описана

    А) почвенная В) наземно-воздушная

    Б) водная Г) тела живых организмов

    5. Среда жизни, характерная для рыб:

    А) почвенная В) наземно-воздушная

    Б) водная Г) тела живых организмов

    6. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется:

    А) гидросфера В) литосфера

    Б) биосфера Г) атмосфера

    7. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название:

    А) разглядывание В) наблюдение

    Б) измерение Г) экспериментирование

    8. Ученые разделяют все живые организмы на:

    А) 1 царство В) 3 царства

    Б) 2 царства Г) 4 царства

    9. Передача энергии и вещества от живого организма к живому – это:

    А) цепь питания В) обмен веществ

    Б) рост Г) развитие

    10. То, что окружает живой организм – это:

    А) окружение В) среда обитания

    Б) цепь питания Г) природа

    ЧАСТЬ В.

    Выберите три правильных ответа из шести.

    В1 Экологические факторы делят на:

    1. Абиотические

    2. Природные

    3. Биотические

    4. Антропогенные

    5. Климатические

    6. Сезонные.

    В2Установите соответствие

    Организм

    Среда обитания

    А)дельфин

    1 водная

    Б)ёж

    2.почвенная

    В)гадюка

    3наземно-воздушная

    Г)дождевой червь

    4тела живых организмов

    Д) вошь

    . В3Установите соответствие

    Организмы

    Царства

    А) азотобактерии

    1.Бактерии

    Б) берёза

    2. Грибы

    В) лось

    3. Растения

    Г) дельфин

    4. Животные

    Д) паук

    Е) одуванчик

    Ж) опёнок

    З) подберезовик

    И) сосна

    К) цианобактерии

    Тест 2 по теме «Клеточное строение организмов»

    Вариант 1.

    ЧАСТЬ А.

    1. Молодая клетка отличается от старой клетки тем, что в ней

    А) мелкие вакуоли Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли

    2. Форму клетке придает

    А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма

    3. Цитоплазма в животной клетке

    А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку

    Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки

    4. Органические вещества клетки

    А) углеводы Б) вода В) ионы натрия и калия Г) минеральные соли

    5. Органические вещества клетки, выполняющие строительную и энергетическую функцию

    А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты

    6. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

    А) ядра Б) оболочки В) цитоплазмы Г) хлоропластов

    7. Хромосомы

    А) придают цвет клетке Б) передают наследственные признаки В) обеспечивают питание клетки Г) участвуют в дыхании

    8. Покровная ткань

    А) выполняет защитную функцию Б) придает растению прочность В) обеспечивает продвижение веществ Г) участвует в образовании новых веществ

    Часть В.

    В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток

    А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы

    Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген

    В) запасное вещество — крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной

    В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки

    Функции Части клетки

    А) отвечает за наследственность 1. Ядро

    Б) граница 2. Клеточная мембрана

    В) участвует в делении клетки

    Г) обмен веществ

    Д) форма

    Е) защита

    В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

    Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

    СПИСОК СЛОВ

    1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. Пластиды

    Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.

    Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.

    1. В каких клетках можно наблюдать максимальное содержание количества воды?

    2. Какие вещества называются гидрофобными?

    3. Какая основная роль воды в клетке?

    Тест 2 по теме «Клеточное строение организмов»

    Вариант 2.

    ЧАСТЬ А.

    1. Старая клетка отличается от молодой клетки тем, что в ней

    А) нет вакуолей Б) разрушено ядро В) много хлоропластов Г) крупные вакуоли

    2. Форму растительной клетке придает

    А) ядро Б) вакуоль В) оболочка Г) цитоплазма

    3. Цитоплазма в растительной клетке

    А) придает клетке форму В) обеспечивает поступление веществ в клетку

    Б) выполняет защитную функцию Г) осуществляет связь между частями клетки

    4. Неорганические вещества клетки

    А) углеводы Б) нуклеиновые кислоты В) белки Г) минеральные соли

    5. Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу ее потомкам

    А) белки Б) жиры В) углеводы Г) нуклеиновые кислоты

    6. Делению клетки предшествует деление

    А) ядра Б) вакуолей В) межклеточного вещества Г) оболочки

    7. Проводящая ткань

    А) выполняет защитную функцию Б) придает растению прочность В) обеспечивает продвижение веществ Г) участвует в образовании новых веществ

    8. Общим для большинства растительных и животных клеток является

    А) наличие ядра Б) способ питания В) наличие хлоропластов Г) строение оболочки

    Часть В.

    В 1. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток

    А) наличие митохондрий и рибосом Г) клеточная стенка из целлюлозы

    Б) наличие хлоропластов Д) запасное вещество – гликоген

    В) запасное вещество — крахмал Е) ядро окружено двойной мембраной

    В 2. Установите соответствие между перечисленными функциями и частями клетки

    Функции Части клетки

    А) граница 1. Цитоплазма

    Б) заполняет пространство 2. Клеточная мембрана

    В) объединяет структуры клетки

    Г) обмен веществ

    Д) транспорт веществ

    Е) защита

    В 3. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

    Каждая клетка имеет плотную прозрачную (А)________. Под ней находится живое бесцветное вязкое вещество – (Б)_____, которая медленно движется. Внутри клетки находится небольшое плотное тельце – (В)_______, в котором можно различить (Г) ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение, в нем находится (Д)________.

    СПИСОК СЛОВ

    1.ядро 2. хлоропласт 3. цитоплазма 4. оболочка 5. вакуоль 6. ядрышко 7. хромосомы

    Часть С. Пользуясь текстом «Неорганические вещества», ответьте на вопросы.

    Вода составляет около 80% массы клетки; в молодых быстрорастущих клетках — до 95%, в старых — 60%. Роль воды в клетке велика. Она является основной средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки. Большинство веществ поступает в организм и выводится из него в водном растворе. Биологическая роль воды определяется специфичностью строения: полярностью ее молекул и способностью образовывать водородные связи, за счет которых возникают комплексы из нескольких молекул воды. Если энергия притяжения между молекулами воды меньше, чем между молекулами воды и вещества, оно растворяется в воде. Такие вещества называют гидрофильными (от греч. «гидро» — вода, «филее» — люблю). Это многие минеральные соли, белки, углеводы и др. Если энергия притяжения между молекулами воды больше, чем энергия притяжения между молекулами воды и вещества, такие вещества нерастворимы (или слаборастворимы), их называют гидрофобными (от греч. «фобос» — страх) — жиры, липиды и др.

    1. В каких клетках можно наблюдать минимальное содержание количества воды?

    2. Какие вещества называются гидрофильными?

    3. Что определяет вода в клетке?

    Тест 3 по теме «Бактерии» и «Грибы»

    Вариант 1.

    ЧАСТЬ А.

    Выберите один правильный ответ.

    А1. Споры бактерий — это приспособление:

    а) к питанию б) размножению в) переживанию неблагоприятных условий г) дыханию

    А2. Бактерии- паразиты:

    а) способны создавать органические вещества из неорганических

    б) получают органические вещества из отмерших организмов

    в) питаются органическими веществами живых организмов

    г) питаются готовыми органическими веществами.

    А3. Бактерии- сапрофиты:

    а) питаются готовыми органическими веществами

    б) способны создавать органические вещества из неорганических

    в) получают органические вещества из отмерших организмов

    г) питаются органическими веществами живых организмов

    А4. Бактериальная клетка, в отличие от растительной:

    а) имеет цитоплазму; б) более просто устроена; в) не содержит ядра; г) всегда целый организм

    А5. Микориза- это:

    а) грибница; б) сплетение грибницы с корнями деревьев; г) мицелий

    А6. Съедобные грибы:

    а) бледная поганка б) черный груздь в) желчный гриб г) мухомор

    А7. Плодовое тело гриба образовано:

    а) Ножкой и шляпкой гриба; б) Ножкой гриба и мицелием; в) Грибницей; г) Шляпкой гриба

    А8 Плодовое тело шляпочных грибов состоит из:

    а) шляпки, ножки, грибницы; б)- трубочек, пластинок; в)- корня, стебля, листьев

    А9 Бактерии столбнячной палочки и сенной палочки относят к группе:

    а) Кокки; б) Бациллы; в) Вибрионы; г) Спириллы

    А10 Бактерии и грибы питаются …

    а) только путем фотосинтеза; б) готовыми органическими веществами; г) только поселяясь на продукты питания

    ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

    Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

    В1. Болезнетворными бактериями являются

    1. синезелёные

    2. дифтерийные

    3. клубеньковые

    4. туберкулёзные

    5. дизентерийные

    6. молочнокислые

    1. В2. Положительная роль бактерий

    1. возбуждение болезней

    2. разрушение сена в стогах

    3. гниение продуктов питания

    4. связывание атмосферного азота

    5. получение молочнокислых продуктов

    6. разложение в природе сложных веществ отмерших организмов

    1. В3. Положительная роль грибов

    1. продукты питания

    2. связывание атмосферного азота

    3. возбудители заболеваний человека

    4. источник получения антибиотиков

    5. синтез атмосферного кислорода

    6. участие в круговороте веществ в природе

    1. В4. Установите соответствие между группами организмов и их характерными чертами.

      1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

      1. ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

      1. А) клетки безъядерные

      2. Б) наличие ядра в клетках

      3. В) размножаются спорами

      4. Г) размножаются вегетативно

      5. Д) некоторые могут образовывать микоризу

      6. Е) некоторые способны связывать атмосферный азот

      1. 1) бактерии

      2. 2) грибы

    2. С1. Сравните бактериальную и растительную клетки.

    3. С2. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же

    4. условиях? Ответ поясните.

    5. Тест 3 по теме «Бактерии» и «Грибы»

    6. Вариант 2.

    7. ЧАСТЬ А.

    8. Выберите один правильный ответ.

    9. А1 Грибы- паразиты:

    10. а) сами синтезируют органические вещества из неорганических;

    11. б) поглощают готовые питательные вещества;

    12. в) питаются за счет организма хозяина;

    13. г) питаются веществами неживых организмов;

    14. А2. Приспособлением бактерии к выживанию в неблагоприятных условиях служит:

    15. а) Оболочка; б) Жгутики; в) Спора; г) Кокон.

    16. А3. Клетка бактерий состоит из:

    17. а) оболочка, цитоплазма, ядро; б) цитоплазма, ядро, жгутики; в) оболочка, цитоплазма, нет ядра.

    18. А4. Мицелий – это….

    19. а) грибница; б) ядра в клетках; в) органические вещества; г) корень.

    20. А5. Симбиоз – это…

    21. а) полезная тесная связь между организмами; б) процесс роста; в) фотосинтез; г) процесс жизнедеятельности.

    22. А6. К съедобным грибам относятся:

    23. а) сыроежка, сморчок, опята; б) ложные опята, белый гриб, ложные лисички; в) мухомор, подосиновик, поганки; г) головня, трутовик, белый гриб.

    24. А7. К царству бактерий нельзя отнести

    25. а) кишечную палочку б) туберкулезную палочку в) спорынью г) холерный вибрион

    26. А8.В бактериальной клетке отсутствует

    27. а) ядро б) митохондрии в) пластиды г) все эти органоиды

    28. А9. Шарообразные бактерии называются

    29. а) спириллами б) кокками в) вибрионами г) бациллами

    30. А10. Роль клубеньковых бактерий заключается в

    31. а) разрушении корневой системы растений;

    32. б) разрушении органических соединений почвы;

    33. в) паразитировании на растениях семейства бобовых

    34. г) фиксации атмосферного азота и доставке его растениям

    35. ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

    36. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

    37. В1. — Найдите соответствие между группой бактерий и соответствующими им признаками:

      1. Характерные признаки

      1. Группа бактерий

      1. 1. сапрофиты

      2. 2. паразиты

      3. 3. возбудители заболеваний

      4. 4. наличие ядерного вещества

      5. 5. получение продуктов питания

      6. 6. наличие ядра

      1. А) болезнетворные

      2. Б) молочнокислые

    38. В2. Выберите верные утверждения.

    39. 1) в неблагоприятных условиях бактерии могут образовывать спору

    40. 2) азотфиксирующие бактерии поселяются на корнях злаковых растений

    41. 3) кокки имеют изогнутую форму

    42. 4) перегнивание происходит при помощи бактерий

    43. 5) чтобы бактерии размножались, необходимы благоприятные условия

    44. 6) болезнетворные бактерии могут размножаться на хлебе

    45. В3. Выберите верные утверждения.

    46. 1. Нуклеиновая кислота (ДНК) бактерий находится в ядре.

    47. 2. Многие бактерии передвигаются с помощью жгутика.

    48. 3. Все бактерии имеют палочковидную форму.

    49. 4. В неблагоприятных условиях бактерии активны, быстро растут.

    50. 5. Деятельность древних бактерий привела к образованию самородной серы.

    51. 6. Спора – это толстая оболочка, которая образуется у бактерий при неблагоприятных условиях жизни.

    52. В4. Установите соответствие между частями гриба и их функциями, запишите ответы в таблицу:

      1. А) Состоит из шляпки и ножки

      2. Б) Служит для образования спор

      3. В) Оплетает корни дерева

      4. Г) Состоит из множества ветвящихся нитей

      5. Д) Находится над землей

      6. Е) Находится под землей.

      1. 1. Плодовое тело

      2. 2. Грибница

    53. С1. Сравните клетку гриба и растительную клетку.

    54. С2. Перечислите правила гигиены, которые нужно соблюдать, чтобы не заразиться бактериальными заболеваниями?

    multiurok.ru

    Тестовая работа 5 класс биология по теме ВВЕДЕНИЕ (УМК Пасечник В.В., ФГОС)

    Итоговый тест – контроль по теме «Введение в биологию» 5 класс.

    Вариант № 1

    А1. Наука о живой природе носит название:
    1. Физика 2. Химия 3. Биология 4. География 
    А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:
    1. Активное передвижение 2. Дыхание, питание, рост, размножение
    3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей
    4. Образование органических веществ из неорганических
    А3. Все организмы, живущие на Земле, ученые делят на царства, которых насчитывается: 1)5;  2) 4;   3) 6;   4) 3.

    А4.Подберезовик – представитель царства:

    1)грибов;  2) растений;  3) животных;  4) бактерий.

    А5.Одноклеточные организмы образуют царство:

    1)животных;  2) растений;  3) грибов;  4) простейших.

    В1. Выберите признаки живых организмов:
    А) обмен веществ и энергии Б) раздражимость В) сократимость
    Г) размножение Д) поглощение световых лучей Е) дыхание
    С1. Что такое экологические факторы? Дайте классификацию экологических факторов.
    С2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов? (Приведите не менее 3х примеров).

    =========================================================

    Итоговый тест – контроль по теме «Введение в биологию» 5 класс.

    Вариант № 2

    А1. Наука о растениях носит название:
    1. Ботаника  2. Зоология  3. Биология 4. Микология 
    А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:
    1. Наблюдение 2. Эксперимент 3. Сравнение 4. Моделирование 
    А3. К многоклеточным организмам относят:

    1)растения;  2) бактерии;  3) простейших;  4) вирусы.

    А4. К царству растений относят:

    1)членистоногих;  2) иглокожих;  3) моллюсков;  4) водоросли.

    А5. Папоротники являются группой, входящей в царство:

    1)грибов;  2) растений;  3) простейших;  4) бактерий.

    В1. Перечислите приборы и инструменты:
    А) пробирки Б) чайная ложка В) линейка Г) стакан Д) колба Е) пипетка

    Часть С
    С1. Что изучает фенология. Приведите примеры.
    С2. Какие вы знаете среды обитания живых организмов? Опишите приспособления живых организмов к любой по выбору среде обитания.

    Итоговый тест – контроль по теме «Введение в биологию» 5 класс.

    Вариант № 1

    А1. Наука о живой природе носит название:
    1. Физика 2. Химия 3. Биология 4. География 
    А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:
    1. Активное передвижение 2. Дыхание, питание, рост, размножение
    3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей
    4. Образование органических веществ из неорганических
    А3. Все организмы, живущие на Земле, ученые делят на царства, которых насчитывается: 1)5;  2) 4;   3) 6;   4) 3.

    А4.Подберезовик – представитель царства:

    1)грибов;  2) растений;  3) животных;  4) бактерий.

    А5.Одноклеточные организмы образуют царство:

    1)животных;  2) растений;  3) грибов;  4) простейших.

    В1. Выберите признаки живых организмов:
    А) обмен веществ и энергии Б) раздражимость В) сократимость
    Г) размножение Д) поглощение световых лучей Е) дыхание
    С1. Что такое экологические факторы? Дайте классификацию экологических факторов.
    С2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов? (Приведите не менее 3х примеров).

    =========================================================

    Итоговый тест – контроль по теме «Введение в биологию» 5 класс.

    Вариант № 2

    А1. Наука о растениях носит название:
    1. Ботаника  2. Зоология  3. Биология 4. Микология 
    А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:
    1. Наблюдение 2. Эксперимент 3. Сравнение 4. Моделирование 
    А3. К многоклеточным организмам относят:

    1)растения;  2) бактерии;  3) простейших;  4) вирусы.

    А4. К царству растений относят:

    1)членистоногих;  2) иглокожих;  3) моллюсков;  4) водоросли.

    А5. Папоротники являются группой, входящей в царство:

    1)грибов;  2) растений;  3) простейших;  4) бактерий.

    В1. Перечислите приборы и инструменты:
    А) пробирки Б) чайная ложка В) линейка
    Г) стакан Д) колба Е) пипетка

    С1. Что изучает фенология. Приведите примеры.
    С2. Какие вы знаете среды обитания живых организмов? Опишите приспособления живых организмов к любой по выбору среде обитания.

    infourok.ru

    Контрольные работы по биологии 5 класс по ФГОС по учебнику В.В. Пасечник

    5 класс. Итоговая контрольная работа по биологии.

    ФИ_________________________________ Дата ___________

    Вариант 1

    Часть «А»

    1. Наука, изучающая растения:1) биология 2) ботаника 3) зоология 4) экология

    2. Биология, в отличие от физики, химии и географии, изучает:

    1) особенности превращения веществ 2) последовательность смены времён года

    3) строение живых объектов 4) устройство тел природы

    3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и напишите, какой цифрой обозначены пластиды:

    1) 1

    2) 2

    3) 3

    4) 4

    4. Неорганические вещества клетки:

    1) углеводы 2) нуклеиновые кислоты 3) белки 4) минеральные соли

    5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе: 1) млекопитающие 2) цветковые 3) грызуны 4) бактерии

    6. Бактерии размножаются:

    1) делением клетки 2) с помощью спор 3) вегетативным путем 4) половым путем

    7. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется:

    1) атмосфера 2) литосфера 3) гидросфера 4) биосфера

    8. Клетки грибов, в отличие от растительных клеток, не имеют:

    1) ядра 2) цитоплазмы 3) вакуоли 4) хлоропластов

    9. Хлорофилл в клетках водорослей находится в:

    1) хлоропластах 2) хромопластах 3) хроматофорах 4) лейкопластах.

    10. Тело мха кукушкин лен состоит из:

    1) слоевища 2) стебля и листьев 3) стебля, корня и листьев 4) таллома

    11. К абиотическим факторам относится:

    1) выпас скота 2) извержение вулкана 3) листопад 4) охота

    12. К биотическим факторам относят:

    1) опыление растений 2) извержение вулкана 3) дождь 4) строительство дорог

    13. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств:

    1) эксперимент 2) измерение 3) наблюдение 4) описание

    14. «Она состоит из минеральных веществ, воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..» Какая среда обитания описана:

    1) почвенная 2) водная 3) наземно-воздушная 4) тела живых организмов

    15. Среда жизни, характерная для человека:

    1) почвенная 2) водная 3) наземно – воздушная 4) тела живых организмов

    16. Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют:

    1) корень 2) стебель 3) лист 4) цветок

    17. Цветки характерны для:

    1) хвощей 2) папоротников 3) голосеменных 4) покрытосеменных

    18. Съедобным грибом является:

    1) маслёнок 2) бледная поганка 3) ложный опёнок 4) желчный гриб

    19. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:

    1) наличие цветка 2) развитие из спор 3) развитие из семени 4) наличие плодов

    20. В настоящее время господствующей группой растений на планете являются:

    1) моховидные 2) голосеменные 3) папоротникообразные 4) покрытосеменные.

    Часть «В»

    В1. Установите соответствие:

    Функции

    Органоид

    А) Это граница между средами

    1. Цитоплазма

    Б) Заполняет пространство

    2 2. Клеточная мембрана

    В) В) Объединяет структуры клетки

    Г) Осуществляет обмен веществ

    Д) Осуществляет транспорт веществ

    Е) Является защитой для клетки

    В2. Установите соответствие:

    Строение и функции

    Органоид

    А) в ней расположены все органоиды клетки

    1) 1. Цитоплазма

    Б) бесцветное вязкое вещество

    2 2. Хлоропласт

    В В ) содержит пигмент хлорофилл

    Г) содержит зелёный пигмент

    Д) Д) при сильном нагревании или замораживании р разрушается

    В3. Установите соответствие:

    Организм

    Среда обитания

    А) А) блоха

    1) водная

    Б) кит

    2) почвенная

    В) кобра

    3 3) наземно-воздушная

    Г Г) крот

    4 4) тела живых организмов

    Д Д) дятел

    B4. Выберите три правильных ответа.

    Значение лишайников:

    1) разрушают горные породы 2) связывают атмосферный азот

    3) служат кормом для животных 4) участвуют в почвообразовании

    5) сырье для получения агар-агар 6) сырье для получения антибиотиков

    Ответ _____________________

    В5. Выберите три правильных ответа.

    Тело водорослей может быть представлено:

    1) мицелием 2) одной клеткой 3) плодовым телом 4) корнем и побегом

    5) группой (колонией) клеток 6) многоклеточным слоевищем

    Ответ _____________________

    Часть «С»

    Прочитайте текст и выполните задания.

    «Под оболочкой клетки находится тоненькая плёночка – мембрана. Она легкопроницаемая для одних веществ и непроницаемая для других. Полупроницаемость сохраняется, пока клетка жива. Таким образом, оболочка сохраняет целостность клетки, придаёт ей форму, а мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую среду…»

    1. Озаглавьте текст ________________________________________________________________

    2. Все ли вещества могут поступить через мембрану в клетку_____________________________

    3. Какое значение имеет оболочка в жизни клетки_______________________________________

    __________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    4. Что произойдёт с клеткой, если мембрана разрушится__________________________________

    __________________________________________________________________________________

    Критерии оценивания

    Часть «А» — по 1 баллу (20 б)

    Часть «В» — по 0,5 б за каждый правильный ответ (11 б)

    Часть «С» — по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос (всего 4 б)

    Итого: 35 баллов

    17 – 24 баллов оценка «3»

    25 – 32 баллов оценка «4»

    33 – 35 баллов оценка «5»

    infourok.ru

    Тест по биологии (5 класс) на тему: Итоговая контрольная работа по биологии, 5 класс.

    Работа рассчитана на преподавание биологии по УМК линии Пасечника «Линия жизни» в 5 классе.

    Итоговый контроль по биологии, 5 класс.

    Спецификация

    Мониторинг по биологии в 5 классе в форме теста.

    1. Документы, определяющие содержание тестовой работы:

    -обязательный минимум основного общего образования по биологии

    -рабочая программа по биологии УМК по линии Пасечника «Линия жизни»

    2. Условия применения тестовой работы:

    — работа рассчитана на преподавание биологии по УМК линии Пасечника «Линия жизни» в 5 классе.

    3. Структура

    По содержанию работа позволит проверить успешность усвоения тем:

    1. Биология – наука о живой природе
    2. Методы изучения природы.
    3. Свойства живого
    4. Среды обитания
    5. Химические вещества клетки
    6. Структура и функции клетки
    7. Бактерии.
    8. Грибы.
    9. Растения
    10.  Животные

    Работа позволит выявить сформированность следующих предметных умений:

    1. Владение биологической терминологией;

    2.Понимание основных биологических закономерностей, сущностей биологических явлений;

    3.Умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

    4.Умение устанавливать взаимосвязи процессов, явлений;

    5. Умение устанавливать причинно — следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания.

    План теста.

    Элементы содержания

    Уровень сложности

    Максимальный балл за выполнение

    А 1,

    А 2

    Биология как наука, методы изучения биологии

    Б

    1

    А 3

    А 4

    Свойства живого

    Б

    1

    А 5

    Химический состав клетки

    Б

    1

    А 6

    А 7

    Клеточное строение

    Б

    1

    А 8

    Жизнедеятельность клетки

    Б

    1

    А 9

    А 10

    Царство Бактерии

    Б

    1

    А 11

    А 12

    Царство грибы

    Б

    1

    А 13

    А 14

    Царство Растения

    Б

    В 1

    В 2

    В 3

    В 4

    Умение устанавливать

    соответствие между объектами и их особенностями,

    П

    2

    С 1

    Умение устанавливать последовательность процессов и явлений

    В

    3

    С 2

    Умение давать развёрнутый ответ на вопрос, сравнивать, анализировать, обобщать

    В

    3

    Диагностическая работа состоит из 15 заданий.

    Последовательность изложения заданий соответствует уровням сложности: базовому, повышенному, высокому.

    В часть 1 включены задания на выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Каждое задание оценивается в 1 балл. Задания 2-4  – за верный ответ максимально 2 балла. В 5 задании – 3 балла.

    Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы — 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.

    На выполнение всей диагностической работы отводится 45минут.

    Для учителя

    Ответы к тесту

    Задание 1

    № задания

    Вариант 1 ,ответ

    Вариант 2 ,ответ

    баллы

    1

    в

    в

    1

    2

    а

    б

    1

     3

    а

    в

    1

     4

    г

    б

    1

    5

    а

    г

    1

    6

    б

    б

    1

    7

    г

    а

    1

     8

    в

    а

    1

    9

    в

    а

    1

     10

    в

    в

    1

    Задание 2.

    верный ответ -2 балла, одна ошибка – 0 баллов

    2,1,4,3

    Задание 3.        

     верный ответ — 2 балла, одна ошибка – 1 балл

    Задание 4. 

    верный ответ — 2 балла, одна ошибка – 1 балл

    вариант №1:

    вариант №2:

    Таблица перевода тестовых балов в школьную оценку

    Тестовый балл

    Школьная оценка

    Менее 50% выполнения базовой части

    2

    50% выполнения базовой части

    3

    50% выполнения части II

    (При условии 50% и более выполнения базовой части

    4

    50 % выполнения части III

    (При условии более 50 % выполнения частей I и II)

    5

    1 вариант

    Задание 1.  Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных.

    1. Биология – это наука, изучающая

    А) строение объектов живой и неживой природы

    Б) взаимодействия объектов живой и неживой природы

    В) жизнь во всех её проявлениях

    Г) рациональные пути использования природных ресурсов

    1. Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод

    А) наблюдение

    Б) эксперимент

    В) измерение

    Г) сравнение

    1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого

    А) обмен веществ и превращение энергии

    Б) форма и окраска объекта

    В) разрушение объекта под действием окружающей среды

    Г) изменение размеров и массы тела

    1. Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира

    А) класс

    Б) тип

    В) отдел

    Г) царство

    1. Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности

    А) белки

    Б) жиры

    В) углеводы

    Г) нуклеиновые кислоты

    1. Неорганические вещества клетки

    А) белки

    Б) минеральные соли

    В) углеводы

    Г) нуклеиновые кислоты

    1. Живые организмы, клетки которых не имеют оболочки (клеточной стенки)

    А) бактерии

    Б) грибы

    В) растения

    Г) животные

    1. Растения усваивают углекислый газ и выделяют кислород в процессе

    А) дыхания

    Б) испарения

    В) фотосинтеза

    Г) почвенного дыхания

    1. Лишайники в системе органического мира

    А) входят в царство грибов

    Б) входят в царство растений

    В) представляют группу комплексных организмов

    Г) занимают промежуточное положение между царствами растений и животных

    1. Одноклеточным животным является

    А) стрептококк

    Б) дрожжи

    В) амёба

    Г) хлорелла

    Задание 2.  Опишите правильный алгоритм техники выполнения работы, расположив цифры в верной последовательности:

    1. Поместите микропрепарат на предметный столик и закрепите его зажимами.
    2.  Поставьте микроскоп на край стола штативом к себе и зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика.
    3.  Глядя в окуляр,  при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появиться чёткое изображение изучаемого объекта.
    4.  Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.

    Задание 3.  Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен:

    Признак:                                                                                           Группа растений:

    А) первые, наиболее древние растения                                  1) Водоросли

    Б) господствуют на Земле в настоящее время                       2) Покрытосеменные

    В) не имеют органов и тканей

    Г) имеют вегетативные и генеративные органы

    Д) имеют приспособления к опылению

    Е) тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований

    Задание 4.  Вставьте пропущенные слова:

    Форму растительной клетке  придаёт (А)_____________. В цитоплазме клетки расположено (Б)_________ , которое управляет процессами (В)_________ в клетке. В цитоплазме расположено много (Г) ___________ , которые участвуют в процессе (Д)____________.

     Список слов:  1) ядро, 2) вакуоль, 3) фотосинтез, 4) жизнедеятельность, 5) хлоропласт, 6) оболочка, 7) цитоплазма.

    Задание 5.  Прочитайте характеристику среды обитания и ответьте на вопросы:

    Характеристика среды обитания: низкая плотность, много света и кислорода, резкие суточные колебания температуры.

    Вопросы:

    1. назовите эту среду обитания
    2. приведите 2-3 примера организмов, обитающих в этой среде
    3. как данные организмы приспособлены к этой среде обитания

    2 вариант

    Задание 1.  Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных.

    1. Область распространения жизни на Земле

    А) атмосфера

    Б) литосфера

    В) биосфера

    Г) гидросфера

    1. Влияние температуры на прорастание семян можно установить с помощью

    А) искусственного отбора

    Б) эксперимента

    В) измерения

    Г) микроскопа

    1. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является

    А) атом

    Б) молекула

    В) клетка

    Г) биосфера

    1. Наименьшая систематическая категория (единица) органического мира

    А) класс

    Б) вид

    В) семейство

    Г) царство

    1. Органические вещества, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам

    А) белки

    Б) жиры

    В) углеводы

    Г) нуклеиновые кислоты

    1. К органическим веществам клетки не относится

    А) белок

    Б) вода

    В) крахмал

    Г) нуклеиновая кислота

    1. Оформленное ядро отсутствует в клетках

    А) бактерий

    Б) грибов

    В) растений

    Г) животных

    1. Растения усваивают кислород и выделяют  углекислый газ в процессе

    А) дыхания

    Б) испарения

    В) фотосинтеза

    Г) почвенного дыхания

    1. Тесная связь между нитями грибницы и одноклеточными зелёными водорослями в слоевище лишайника называется

    А) симбиоз

    Б) паразитизм

    В) хищничество

    Г) конкуренция

    1. Беспозвоночным животным является

    А) кошка

    Б) угорь

    В) дождевой червь

    Г) питон

    Задание 2.  Опишите правильный алгоритм техники выполнения работы, расположив цифры в верной последовательности:

    1. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
    2. На чистое предметное стекло пипеткой нанесите 1-2 капли воды.
    3. Накройте кожицу покровным стеклом и фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
    4. Поместите объект в каплю воды.

    Задание 3.  Установите соответствие между признаками гриба и его общностью с растениями и животными:

    Характеристика                                                             Сближает грибы:

    А) Неограниченный рост                                              1) с растениями

    Б) Гетеротрофы                                                               2) с животными

    В) Малая подвижность

    Г) Отсутствие пластид

    Д) Наличие хитина в клеточной стенке

    Е) Поглощение пищи путём всасывания

    Задание 4.  Вставьте пропущенные слова:

    Только клетки растений содержат в цитоплазме (А)________ . Они бывают бесцветными или окрашенными в разные цвета. Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — (Б)___________ . Они содержат пигмент (В)___________ . В хлоропластах происходит процесс (Г) ___________ , при котором из углекислого газа и воды за счёт энергии света образуется (Д)_________.

    Список слов:  1) ядро, 2) пластиды, 3) фотосинтез, 4) дыхание, 5) хлоропласт, 6) органическое вещество, 7) хлорофилл.

    Задание 5.  Прочитайте характеристику среды обитания и ответьте на вопросы:

    Характеристика среды обитания: плотная, обладает выталкивающей силой, способна накапливать и удерживать тепло.

    Вопросы:

    1. назовите эту среду обитания
    2. приведите 2-3 примера организмов, обитающих в этой среде
    3. как данные организмы приспособлены к этой среде обитания

    nsportal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *