Проект по истории (5 класс) на тему: Помощники в истории
Слайд 1
Вспомогательные исторические дисциплины История Древнего мира 5 класс
Слайд 2
ВИД Вспомогательными историческими дисциплинами называют науки, которые имеют свою область исследования происхождения того или иного вещественного или письменного источника.
Слайд 3
Археология наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей — вещественным памятникам. Исследует: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, поселения, клады, могильники.
Слайд 4
Нумизматика (от лат. numisma — монета), наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам.
Слайд 5
Хронология наука об измерении времени.
Слайд 6
Сфрагистика (от греч. sphragis — печать), наука, изучающая печати. Печати — это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.).
Слайд 7
Эпиграфика наука изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях.
Слайд 8
Кодикология наука изучающая историю изготовления, состав и судьбу рукописной книги.
Слайд 9
Палеография наука, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг.
Слайд 10
Дипломатика вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).
Слайд 11
Геральдика Наука изучающая гербы.
Слайд 12
Метрология наука об измерениях. К основным проблемам метрологии относятся: создание общей системы измерений; разработка методов, средств измерений, методов определения точности измерений, проверка мер и средств измерений.
Слайд 13
Метролог
Слайд 14
Генеалогия наука изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.
Слайд 15
Ономастика наука изучающая собственные имена. Топонимика Изучает собственные имена географических объектов ( Украина , Чёрное море , Новгород , Невский проспект , озеро Байкал , Куликово поле ). Антропонимика Исследует собственные имена людей ( Иван Калита , Игорь Кио , Рюрик ).
Слайд 16
Космонимика Анализирует наименования зон космического пространства — созвездий, галактик, как принятые в науке, так и народные ( Млечный Путь , Плеяды , Галактика Андромеды ). Астронимика Изучает названия отдельных небесных тел ( Луна , Юпитер , Зарянка , комета Галлея ). Зоонимика Занимается собственными именами животных, их кличками ( Шарик , Мурка , Квадрат , Звёздочка , Донгуз ).
Слайд 17
Теонимика изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона ( Стрибог , Зевс ). Карабонимика Изучает собственные имена кораблей, судов и катеров ( Аврора , Варяг , Бородино ).
nsportal.ru
Wiki-учебникПоиск по сайтуРеклама от партнёров: |
В 5 классе на уроках истории изучается сам предмет истории, его значение и роль в современном естествознании. На начальном этапе происходит знакомство с основными с понятиями: летоисчисление, историческое событие, генеалогия и д.р. Далее происходит изучение истории древнего мира. Сначала рассматривается первобытное общество и его устои и порядки. Рассматриваются различные древние цивилизации. Начинается изучение с Древнего Востока: изучаются древний Египет, древняя Индия, древний Китай. После рассматриваются древняя Греция и древний Рим. Школьники изучают природные условия, население, культуру, а также основные исторические события, которые происходили в этих цивилизациях.
Темы школьной программы 5 класс История:Зачем изучать историю: что такое история и познание прошлогоСчет лет в истории: историческая хронология, календари, эрыДревнейшие люди: их внешность и география расселенияПоявление человека разумного (Homo sapiens)Рождение религии и искусстваДревние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человекаОт Неолита к медному векуПервые очаги цивилизаций: первые города, торговля, войныДревнее Междуречье: рождение цивилизацииКультура Древних Шумеров: письменность, религия, искусство и наукаДревний Вавилон: государственный строй, население, право и культураЕгипет — страна на берегах Нила и ее жители: земледелие и бытМир пирамид: пирамиды Древнего ЕгиптаМогущество Древнего Египта: армия, завоевания, культураВерования древних египтян: особенности, формирование, каста жрецовДревняя Финикия — страна мореплавателейДревняя Палестина: Самсон, Саул, Давид, СоломонБиблейские пророки: пророк МоисейАссирийская империя: город Ашшур, царь Ассирии, войны и захват земельНововавилонское царство: возникновение, расцвет и падениеДревняя Персия — страна странРанние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культураКак было устроено общество в Древней Индии: новая религияПервые китайские государства: города, императоры, гунны, Великая СтенаДревние китайцы: мудрость, изобретения и открытияПрирода и население Древней Греции: география, климат, природаБоги греков: пантеон БоговГерои греков и Древней Греции: Геракл и ПерсейПервые государства на Крите: Держава МиносаАхейская Греция: Тиринф, Пилос, МикеныПоэмы Гомера Илиада и Одиссея: влияние на Античный мирВозникновение полиса Греции: великая греческая колонизацияРождение демократии в Афинах: реформы Солона и КлисфенаДревняя олигархическая Спарта: власть аристократии, иерархия сословийПобеда греческой демократии над восточной деспотией: война с ПерсиейНачало Греко-Персидских войн: битва при МарафонеНашествие персидских войск на Элладу (Грецию): восстание и сраженияАфины при Перикле: народное собрание, особенности правленияАфинский Акрополь: греческая архитектура и скульптураТеатр Афин: трагедия и комедия, маски и костюмы, первые театрыОлимпийские игры в Древней Греции: история, суть, олимпийский огоньОбразование в Древней Греции: принципы обучения мальчиков и девочекПовседневная жизнь и быт древних греков: дома, одежда, еда, детиГорода Греции подчиняются Македонии: упадок ГрецииАлександр Македонский и завоевание ВостокаВосток и Греция после Македонского: новые государства, АлександрияЭтруски — предшественники римлян: быт, госустройство, культура, религияДревний Рим эпохи царей: 7 царей РимаРанняя республика Рим: гражданство, сословия, законы и борьба за властьРимская семья: нравы и религияРим завоевывает Италию: война с этрусками, галлами и грекамиПунические войны: три войны, причины победы РимаРим превращается в мировую державу: сильная стратегия римской армииГражданские войны в Риме: ранняя и поздняя ИмперияРеформы братьев Гракхов: земельная, аграрная и судебная реформыРабство в эпоху Поздней республики: торговля, условия жизнь и трудаГибель республики Рим: внешние войны, первый триумвиратДиктатура Цезаря: неограниченная власть монарха в республикеРим становится империей: Октивиан Август — становление могуществаПреемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и НеронВозникновение христианства: место и время, отличие от язычестваЗолотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм АвелияРимляне в повседневной жизни: жилища, одежда, пища, бани, образованиеРимская Империя в III — начале IV века: Христианство, реформы, падениеПадение Западной Римской Империи: причины, нападения вандалов Нужна помощь в учебе?
Все неприличные комментарии будут удаляться. |
www.nado5.ru
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Пропедевтический курс (10 часов) | ||||||||
1. | Введение. | 1 | вводный | вопросы | Работать со справочным аппаратом книги | с.3-5-прочитать, в.3-письменно | ||
2. | Что изучает история | 1 | изучение нового материала | вопросы | Знать, что такое история | Материал об историческом прошлом | ||
3. | Историческая хронология | 1 | практикум | работа с календарем | Знать периоды истории «до н.э.» и «н.э.» | Работа с календарем | ||
4. | Счет лет в истории | 1 | урок счета лет | самостоятельная работа | Уметь определять век по дате, работать с линией времени | §6 с.34-38-прочитать, работа по линии времени | ||
5. | Историческая карта | 1 | изучение нового материала | вопросы | Уметь пользоваться исторической картой | Работа по карте | ||
6. | Историческая карта | 1 | комбинированный | работа по карте | Работа по карте | |||
7. | Источники исторических знаний | 1 | изучение нового материала | работа с источниками | Знать исторические источники | Анализ источников | ||
8. | Источники исторических знаний | 1 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | ||
9. | Вспомогательные исторические науки | 1 | изучение нового материала | вопросы | Знать науки, помогающие изучать прошлое | Работа по вопросам | ||
10. | Вспомогательные исторические науки | 1 | комбинированный | тест | Знать науки, помогающие изучать прошлое | Работа по вопросам | ||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (6 часов) Глава 1. Собиратели и охотники (3 часа) | ||||||||
11. | Первые люди на земле | 1 | изучение нового материала | вопросы | Составлять рассказ по рисунку, сравнить древнейших и современных людей | §1 с.8-12-прочитать, в.7 | ||
12. | Открытия и изобретения древних охотников | 1 | комбинированный | вопросы | Называть признаки родовой общины | §2 с.13-18-прочитать, в.5 | ||
13. | Искусство и религия первобытных людей | 1 | путешествие | вопросы | Решать творческие задачи, работать с терминами | §3 с.18-23-прочитать, с.23-24-анализ документа | ||
Глава 2. У истоков цивилизации (3 часа) | ||||||||
14. | Возникновение земле-делия и скотоводства | 1 | комбинированный | работа с картой | Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию» | §4 с.25-30-прочитать, рисунок | ||
15. | От первобытности к цивилизации | 1 | комбинированный | вопросы | Давать самостоя-тельную оценку историческим явлениям | §5 с.30-34-прочитать | ||
16. | Повторение и проверка знаний «Переход к цивилизации» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 2. Древний Восток (16 часов) Глава 3. Цивилизации речных долин (4 часа) | ||||||||
17. | Египет – дар Нила | 1 | изучение нового материала | вопросы | Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника | §7 с.40-44-прочитать, с.45-анализ документов | ||
18. | Страна двух рек | 1 | изучение нового материала | опрос | Сравнивать геогра-фическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический текст | §8 с.46-50-прочитать, с.50-51-анализ документов | ||
19. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | комбинированный | опрос | Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи | §9 с.51-55-прочитать, в.3-5 | ||
20. | Индия и Китай в древности Повторение и проверка знаний «Первые цивилизации» | 1 | контрольный | тест | Анализировать исто-рический источник, уметь читать историческую карту | §10 с.56-60-прочитать, с.60-анализ документа | ||
Глава 4. Древний Египет (4 часа) | ||||||||
21. | Фараоны и пирамиды | 1 | комбинированный | опрос | Распознавать сущее-ственные признаки и интересы различных общественных групп | §11 с.61-65-прочитать, в.6 | ||
22. | Жизнь в Древнем Египте | 1 | комбинированный | вопросы | Использовать исто-рические источники, формулировать выводы | §12 с.66-69-прочитать, с.70-анализ документа | ||
23. | Завоевания фараонов | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §13 с.70-75-прочитать, в.5, с.75-анализ документа | ||
24. | Культура Древнего Египта Повторение и проверка знаний «Древний Египет» | 1 | контрольный | тест | Уметь самостоятель-но строить рассказ на основе разных источников информации | §14 с.76-80-прочитать | ||
Глава 5. Западная Азия (4 часа) | ||||||||
25. | Финикийские мореплаватели | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, анализировать исторический текст | §15 с.81-85-прочитать, в.5 | ||
26. | Древняя Палестина | 1 | комбинированный | вопросы | Пересказывать текст учебника, находить сходства и отличия религий | §16 с.85-90-прочитать, в.5, с.90-анализ документа | ||
27. | Ассирийская военная держава | 1 | комбинированный | решение исторических задач | Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника | §17 с.91-95-прочитать, в.5, с.96-анализ документа | ||
28. | Победители Ассирии Повторение и проверка знаний «Западная Азия» | 1 | контрольный | тест | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §18 с.96-100-прочитать, в.6 | ||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4 часа) | ||||||||
29. | Образование державы Маурьев в Индии | 1 | практикум | взаимопроверка | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §19 с.101-106-прочитать | ||
30. | Единое государство в Китае | 1 | комбинированный | вопросы | Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника | §20 с.107-111-прочитать | ||
31. | Великая Персидская держава | 1 | практикум | решение исторических задач | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §21 с.112-116-прочитать, в.6 | ||
32. | Повторение и проверка знаний «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 3. Древняя Греция (17 часов) Глава 7. Древнейшая Греция (3 часа) | ||||||||
33. | Греция и Крит в эпоху бронзы | 1 | изучение нового материала | работа по карте | Пересказывать текст учебника, уметь читать историчес-кую карту | §22 с.119-123-прочитать, в.6, с.124-анализ документа | ||
34. | Поэмы Гомера | 1 | комбинированный | работа по карте | Характеризовать события и их участ-ников на основе текста учебника | §23 с.124-129-прочитать, анализ поэм | ||
35. | Боги и герои Эллады | 1 | комбинированный | опрос | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями | §24 с.129-133-прочитать, с.133-анализ документа | ||
Глава 8. рождение античного мира (3 часа) | ||||||||
36. | Греческие полисы и Великая колонизация | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать карту, пересказывать текст учебника | §25 с.135-138-прочитать | ||
37. | Афинский полис | 1 | комбинированный | работа по карте | Анализировать исторический источник | §26 с.139-143-прочитать, анализ законов Солона | ||
38. | Древняя Спарта Повторение и проверка знаний «Образование мира полисов» | 1 | контрольный | тест | Сопоставлять древнегреческие полисы в развитии | §27 с.144-147-прочитать | ||
Глава 9. Греко-персидские войны (2 часа) | ||||||||
39. | Герои Марафонской битвы | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §28 с.148-152-прочитать, в.5 | ||
40. | Персидское нашествие на Грецию | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §29 с.153-158-прочитать, с.159-анализ документа | ||
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3 часа) | ||||||||
41. | Расцвет демократии в Афинах | 1 | практикум | решение исторических задач | Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах, делать выводы | §30 с.160-164-прочитать, в.1 | ||
42. | Хозяйственное разви-тие Греции в 5 в. до н.э. | 1 | комбинированный | работа с терминами | Уметь читать историческую карту | §31 с.165-168-прочитать, в.3,4 | ||
43. | Пелопонесская война | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §32 с.168-173-прочитать, в.5 | ||
Глава 11. Греческая культура (2 часа) | ||||||||
44. | Граждане, ученые и атлеты Греции | 1 | путешествие | опрос | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | §33 с.174-180-прочитать, в.5 | ||
45. | Архитекторы, скульп-торы, поэты Греции Повторение и проверка знаний «Вклад древних греков в развитие мировой культуры» | 1 | контрольный | тест | Пересказывать текст учебника | §34 с.181-186-прочитать, в.2 | ||
Глава 12. Македонские завоевания (4 часа) | ||||||||
46. | Возвышение Македонии | 1 | комбинированный | вопросы | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §35 с.187-191-прочитать, в.4, с.192-анализ документа | ||
47. | Завоевания Александра Македонского | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §36 с.192-197-прочитать, в.6 | ||
48. | Греческий Восток | 1 | путешествие | вопросы | Пересказывать текст учебника | §37 с.198-202-прочитать, в.4 | ||
49. | Повторение и проверка знаний «Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 4. Древний Рим (19 часов) Глава 13. Образование Римской республики (3 часа) | ||||||||
50. | Рим под властью царей | 1 | изучение нового материала | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §38 с.205-208-прочитать, в.5, с.208-анализ документа | ||
51. | Республика римских граждан | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §39 с.209-214-прочитать, в.4 | ||
52. | Рим во главе Италии | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §40 с.214-218-прочитать, в.5 | ||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (3 часа) | ||||||||
53. | Первая война с Карфагеном | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §41 с.219-222-прочитать, в.5,6 | ||
54. | Война с Ганнибалом | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §42 с.223-228-прочитать, в.5, с.228-анализ документа | ||
55. | Рим – завоеватель Средиземноморья Повторение и проверка знаний «Рост Римского государства» | 1 | контрольный | тест | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §43 с.229-232-прочитать, в.6 | ||
Глава 15. Гражданские войны в Римской республике (5 часов) | ||||||||
56. | Народные трибуны – братья Гракхи | 1 | комбинированный | анализ источников | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §44 с.233-237-прочитать, в.5 | ||
57. | Сулла – первый военный диктатор Рима | 1 | комбинированный | опрос | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §45 с.237-240-прочитать, в.5 | ||
58. | Восстание Спартака | 1 | комбинированный | вопросы | Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации | §46 с.241-246-прочитать, в.4 | ||
59. | Цезарь – повелитель Рима | 1 | комбинированный | работа по карте | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §47 с.247-251-прочитать, с.252-анализ документа | ||
60. | Падение республики Повторение и проверка знаний «Падение республики в Риме» | 1 | контрольный | тест | Пересказывать текст учебника, делать выводы | §48 с.253-257-прочитать, в.6 | ||
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3 часа) | ||||||||
61. | Октавиан Август | 1 | практикум | работа в группах | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §49 с.258-264-прочитать, в.5 | ||
62. | Цезари Рима | 1 | комбинированный | решение исторических задач | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §50 с.264-269-прочитать, в.5 | ||
63. | Жизнь в Римской империи | 1 | комбинированный | работа в группах | Сравнивать истори-ческие явления, делать выводы | §51-52 с.264-269-прочитать | ||
Глава 17. Закат античной цивилизации (5 часов) | ||||||||
64. | Кризис Римской империи в 3 в. | 1 | комбинированный | работа по карте | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §53 с.278-283-прочитать, в.7 | ||
65. | Христианство | 1 | комбинированный | вопросы | Пересказывать текст учебника, делать выводы | §54 с.283-288-прочитать, в.6 | ||
66. | Императоры Диоклетан и Константин | 1 | комбинированный | работа по карте | Сравнивать истори-ческие события, делать выводы | §55 с.289-293-прочитать, в.4 | ||
67. | Падение Западной Римской империи | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §56с.294-300-прочитать, в.5, с.300-анализ документа | ||
68. | Повторение и проверка знаний «Вклад греков и римлян в мировую культуру» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Повторение (2 часа) | ||||||||
69. | Повторение | 1 | путешествие | игра | ||||
70. | Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира | 1 | контрольный |
nsportal.ru
Рабочая программа по истории (5 класс) по теме: Рабочая программа по истории 5 класс
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
Приказ №_____
протокол № 1 от «__»______2012г
от «20» 08. 2012 __________________
В.А. Шкарупелова
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
« Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории 5 класс
Автор составитель: Табакаева М.В.
учитель истории и обществознания
Михайловка
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка———————————————————- с.3
Планируемые результаты.
Система контроля——————————————————————с. 6
Тематическое планирование—————————————————- с. 9
Содержание планирования—————————————————— с. 11
Список литературы для обучающихся
и учителя—————————————————————————- с. 20
Материально – техническое
оснащение————————————————————————— с. 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе:
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения
Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение»,2008
Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.
Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд – М.:Просвещение, 2004.
Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них: либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цели
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народов мира, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
1. Первобытные охотники и собиратели | 7 | 2 | 5 |
2. Древний Египет. Передняя Азия | 15 | 3 | 12 |
3 Индия и Китай в Древности | 5 | 1 | 4 |
4.Древняя Греция | 5 | 1 | 4 |
5 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | 3 | 4 |
6 Возвышение Афин в V в. до н.э. | 9 | 1 | 8 |
7. Рим: от его основания до установления господства над всей Италией | 3 | 1 | 2 |
8 Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | 1 | 2 |
9 Гражданские войны в Риме | 4 | 1 | 3 |
10 Могущество и гибель Римской империи | 9 | 4 | 5 |
Количество зачётов в год: 5
Планируемые результаты. Система контроля.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
В результате изучения истории ученик 5 класса должен
знать/понимать
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира с древности до первых веков нашей эры;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
уметь
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии оценки успеваемости обучающихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
• показывает усвоение всего объема программного материала;
• выделяет в нем главные положения;
• осмысленно применяет полученные знания на практике;
• не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также письменных работах и выполняет их уверенно и аккуратно;
• легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Оценка «4» ставится, если ученик:
• выявляет знание материала;
• без особых затруднений отвечает на вопросы учителя;
• умеет применять полученные знания на практике;
• в устных ответах не допускает серьезных ошибок ( даты, имена, события) и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя;
• в письменных работах делает незначительные ошибки.
Оценки «5» и «4» характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
• обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя;
• предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает ошибки в письменных работах.
Знания, оцениваемые оценкой «3», находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.
Оценка «2» ставится, если ученик:
• имеет отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть его не усвоена, а в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
В устных ответах оценивается точность сообщаемых фактов, полнота и логика изложения, использование материала в рамках учебника и дополнительной литературе.
Более эффективной формой контроля ЗУНов учащихся является контрольная работа, контрольные срезы, творческие работы.
Тематическое планирование
история 5 класс (18 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
1. Первобытные охотники и собиратели (2 часа) | |||
1. | Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей | Лекция | п.1-2,конспект |
2. | Возникновение искусства и религиозных верований | Комбинированный урок | П. 3, конспект |
Зачёт №1 «Жизнь первобытных людей» | |||
2. Древний Египет (3 часа) | |||
3. | Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники и вельможи в Египте | Урок изучения нового материала | п.6-8, конспект |
4. | Военные походы фараонов Религия и искусство древних египтян | Лекция | п. 8-9, конспект |
5. | Древнеегипетские школы Передняя Азия в древности | практикум | п. 10-12, конспект |
3 Индия и Китай в Древности (1 час) | |||
6. | Индия и Китай в Древности | Урок изучения нового материала | Гл.3 |
Зачёт №2 «Древний Восток» | |||
4.Древняя Греция (1 час) | |||
7. | Древняя Греция | Лекция | Гл.4 |
5 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (3 часа) | |||
8. | Земледельцы Аттики теряют свободу. Зарождение демократии в Афинах | Урок изучения нового материала | П.29-30, конспект |
9. | Древняя Спарта. Основание греческих колоний | Лекция | п. 31-32, конспект |
10. | Олимпийские игры в Древности Греко – персидские войны | Урок-беседа | п. 33, |
6 Возвышение Афин в V в. до н.э. (1 час) | |||
11. | Возвышение Афин в V в. до н.э. | Урок-беседа | Гл.6 |
Зачёт №3 «Древняя Греция» | |||
7. Рим: от его основания до установления господства над всей Италией (1 час) | |||
12. | Рим: от его основания до установления господства над всей Италией | Урок изучения нового материала | П.44-45 |
8 Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (1 час) | |||
13. | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | Урок изучения нового материала | Гл.8 конспект |
9 Гражданские войны в Риме (1 час) | |||
14. | Гражданские войны в Риме | Комбинированный урок | Гл.9 |
10 Могущество и гибель Римской империи (3 часа) | |||
15. | В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение | Урок-беседа | П.55-56, задание в тетради |
16. | Расцвет Римской империи. «Вечный город» во времена империи и его жители | Лекция | П.57-58 |
17. | Римская империя при Константине. Взятие Рима готами | Комбинированный урок | Гл.15, подготовиться к итог. уроку |
Зачёт №4 «Древний Рим» | |||
18. | Итоговое повторение по курсу истории 5 класса | Контрольный урок | |
Зачёт №5 Итоговый тест по курсу «История Древнего мира» |
Содержание планирования
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Что изучает история Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.
РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от
животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Повторение
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 1. Древний Египет
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 2, Западная Азия в древности
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 1. Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми кены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1 ч)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ 5. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (2 ч)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 3. Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 5. Падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение
Список литературы для обучающихся и учителя
Учебно – методическое обеспечение
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения А.А.Вигасина, Г.И.Годера.
Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение»,2010
Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.
Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд – М.:Просвещение, 2009.
Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007
Материально – техническое оснащение
1. Медиатека
- История 5 класс
- Всеобщая история 5-6 кл
- Атлас Древнего мира
2. Карты по истории Древнего мира
nsportal.ru