Учебник по обществознанию для 5 класса под редакцией А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной издательства Дрофа состоит из 1 части и имеет 176 страниц.
Данное учебное пособие предназначено для последовательного знакомства обучающихся основной школы с курсом обществознания. В первый год обучения предлагается углубить знания, полученные на уроках окружающего мира, а также систематизировать знания об обществе, социальном окружении, взаимодействии различных социальных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию школьников, формированию толерантности в процессе межличностных отношений, а также активной гражданской позиции. Задания составлены по принципу деления по уровню сложности и форме проверяемых знаний, что обеспечивает наилучшее запоминание информации.
Сайт ЯГДЗ дает гарантию того, что все используемые в готовых домашних заданиях материалы полностью соответствуют тематике и структуре содержания учебного курса, поэтому могут легко применяться школьниками в процессе выполнения домашней работы. С нашей помощью любые вопросы и задания станут посильны каждому школьнику. Наши решебники помогут быстро и эффективно проверить ответ на наличие ошибок и неточностей, исправить их. Теперь даже трудности — не помеха на пути к высоким отметкам в школе, что повысит уровень знаний школьников, степень их мотивации к дальнейшему изучению учебного предмета.
1 Как первобытный человек стал разумным
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Закончите рассказ
3 Подберите родственные слова
4 Размышляем над пройденным
5 Поработайте с рисунками
6 Заполните схему
2 Человек – часть природы и член общества
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Заполните схему
3 Что такое Я
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
4 Как человек познаёт самого себя
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
5 Возрастные периоды жизни человека
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Практикум 1
1 Темы для дискуссий
2 Составляем рассказы
3 Читаем и обсуждаем рассказ
4 Работаем с тестами
5 Заполняем схему
6 Составляем таблицу
7 Анализируем стихотворение
7 Здоровье человека
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Заполните схему
8 Вредные привычки
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
9 Вера и неверие
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
10 Добро и зло
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
11 Что значит быть честным
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Размышляем над пройденным
5 Заполните схему
12 Практикум 2
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Работаем с тестами
4 Заполняем схему
5 Анализируем стихотворение
13 Что такое долг
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
14 Что значит быть порядочным человеком
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
15 Милосердие
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
16 Как стать добрым человеком
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Заполните схему
17 Практикум 3
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Заполняем схему
4 Работаем с документом
5 Работаем с тестами
6 Анализируем высказывание
18 Может ли человек жить в одиночестве
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
19 Общение – большое умение
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
20 Человек и его семья
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
7 Заполните схему
21 Мама – самый дорогой человек
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Размышляем над пройденным
5 Составьте таблицу
22 Школа
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
23 Что такое общество
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
24 Каковы правила жизни в обществе
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
25 Практикум 4
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Работаем с тестами
4 Заполните схему
5 Составляем рассказы
6 Составляем таблицу
7 Работаем с документами
26 Малая и большая Родина
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Напиши эссе
27 Мы живём в России
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Размышляем над пройденным
5 Поработайте с рисунками
6 Напишите эссе
28 Символы России — герб и флаг
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Размышляем над пройденным
29 Символы России — гимн
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
30 Практикум 5
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Работаем с тестами
4 Заполняем схему
5 Работаем с таблицей
6 Работаем с документом
7 Пишем эссе
8 Анализируем стихотворение
Решение есть!
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Биология
- История
- Информатика
- ОБЖ
- География
- Музыка
- Литература
- Обществознание
- Технология
- Естествознание
6 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
ГДЗ по обществознанию 5 класс Никитин Никитина
ГДЗ готовые домашние задания к учебника по обществознанию 5 класс Никитин Никитина, рабочая тетрадь Болотина Мишина ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) учебников и рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн
Рабочая тетрадь
Тема I. О человеке
1 Как первобытный человек стал разумным
1 2 3 4 5 6 7
2 Человек — часть природы и член общества
1 2 3 4 5 6 7
3 Что такое Я
1 2 3 4 5 6 7
4 Как человек познает самого себя
1 2 3 4 5 6 7
5 Возрастные периоды в жизни человека
1 2 3 4 5 6 7
6 Здоровье человека
1 2 3 4 5 6 7
7 Вредные привычки
1 2 3 4 5 6 7
8 Вера и неверие
1 2 3 4 5 6 7
9 Добро и зло
1 2 3 4 5 6 7
10 Что значит быть честным
1 2 3 4 5 6 7
11 Что такое долг
1 2 3 4 5 6 7
12 Что значит быть порядочным человеком
1 2 3 4 5 6 7
13 Милосердие
1 2 3 4 5 6 7
14 Как стать добрым человеком
1 2 3 4 5 6 7
Тема II. Общение и окружение человека
1 Может ли человек жить в одиночестве
1 2 3 4 5 6 7
2 Общение — большое умение
1 2 3 4 5 6 7
3 Человек и его семья
1 5 6 7
4 Мама — самый дорогой человек
1 2 4 5 6 7
5 Школа
1 2 3 4 5 6 7
6 Что такое общество
1 2 3 4 5 6 7
7 Каковы правила жизни в обществе
1 2 3 4 5 6 7
Тема III. Наша Родина — Россия — Российская Федерация
1 Малая и большая родина
1 2 3 4 5 6
2 Мы живем в России
1 2 3 4 5 6 7
3 Символы России — герб и флаг
1 2 3 4 5 6 7
4 Символы России — гимн
1 2 3 4 5 6
Учебник
1 Как первобытный человек стал разумным
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Закончите рассказ
3 Подберите родственные слова
4 Размышляем над пройденным
5 Поработайте с рисунками
6 Заполните схему
2 Человек – часть природы и член общества
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Заполните схему
3 Что такое Я
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
4 Как человек познаёт самого себя
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
5 Возрастные периоды жизни человека
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Практикум 1
1 Темы для дискуссий
2 Составляем рассказы
3 Читаем и обсуждаем рассказ
4 Работаем с тестами
5 Заполняем схему
6 Составляем таблицу
7 Анализируем стихотворение
7 Здоровье человека
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Заполните схему
8 Вредные привычки
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
9 Вера и неверие
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
10 Добро и зло
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
11 Что значит быть честным
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Размышляем над пройденным
5 Заполните схему
12 Практикум 2
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Работаем с тестами
4 Заполняем схему
5 Анализируем стихотворение
13 Что такое долг
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
14 Что значит быть порядочным человеком
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
15 Милосердие
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
16 Как стать добрым человеком
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Заполните схему
17 Практикум 3
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Заполняем схему
4 Работаем с документом
5 Работаем с тестами
6 Анализируем высказывание
18 Может ли человек жить в одиночестве
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
19 Общение – большое умение
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
20 Человек и его семья
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
7 Заполните схему
21 Мама – самый дорогой человек
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Размышляем над пройденным
5 Составьте таблицу
22 Школа
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
23 Что такое общество
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
6 Составьте таблицу
24 Каковы правила жизни в обществе
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Поработайте с рисунками
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
25 Практикум 4
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Работаем с тестами
4 Заполните схему
5 Составляем рассказы
6 Составляем таблицу
7 Работаем с документами
26 Малая и большая Родина
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Поработайте с рисунками
3 Подберите родственные слова
4 Закончите рассказ
5 Размышляем над пройденным
6 Напиши эссе
27 Мы живём в России
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Размышляем над пройденным
5 Поработайте с рисунками
6 Напишите эссе
28 Символы России — герб и флаг
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Размышляем над пройденным
29 Символы России — гимн
1 Вопросы и задания к параграфу
2 Подберите родственные слова
3 Закончите рассказ
4 Поработайте с рисунками
5 Размышляем над пройденным
30 Практикум 5
1 Темы для дискуссий
2 Читаем и обсуждаем рассказ
3 Работаем с тестами
4 Заполняем схему
5 Работаем с таблицей
6 Работаем с документом
7 Пишем эссе
8 Анализируем стихотворение
Решение есть!
1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Биология
- История
- Информатика
- ОБЖ
- География
- Музыка
- Литература
- Обществознание
- Технология
- Естествознание
6 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина
Обществознание. 5 класс
От авторов
Дорогие ребята!
Курс, который вам предстоит изучать в 5–9 классах, называется обществознание. Он поможет вам понять, что такое общество, кто такой гражданин. Какими качествами он обладает? Каким должен быть? Что любит? К чему стремится?
Легче всего критиковать недостатки окружающего мира. Труднее помогать ему становиться лучше. Каждый человек – и вы тоже – это часть мира. Станете лучше вы, и мир хотя бы немного изменится к лучшему.
В этом учебнике вы найдёте много добрых советов. Но они будут бесполезными, если вы сами не будете стараться всегда поступать по совести, честно и вести себя достойно.
Работа с учебником потребует от вас самостоятельности и инициативы. Вам многое предстоит сделать.
Как работать с учебником
Прежде всего вам надо прочитать и изучить материал параграфа. Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте полужирным шрифтом или курсивом. Проверить и укрепить свои знания вы сможете, выполняя самостоятельно дома или коллективно на уроке задания следующих рубрик, приведённых в конце каждого параграфа.
• Вопросы и задания к параграфу. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, сравнить понятия, вспомнив пройденный ранее материал, а также составить небольшие таблицы.
• Прочитайте, перескажите, обсудите. В этой рубрике приведены небольшие рассказы. Вы должны, прочитав их, пересказать и обсудить на уроке (или подготовиться дома к обсуждению) – выделить основную мысль и выводы автора, привести своё обоснованное мнение, сравнения, примеры из жизни.
• Закончите рассказ. Здесь вы найдёте истории, у которых есть начало, а окончание вы должны придумать сами.
• Поработайте с рисунками. Вы должны составить маленькие рассказы по приведённым рисункам. Сюжеты их могут быть самыми разными, но всегда вам надо высказать своё отношение.
• Подберите родственные слова. Здесь вам надо к каждому слову подобрать одно или несколько родственных слов. (Вспомните из курса русского языка, что такое родственные слова и как они образуются.)
• Поиграйте (Разыграйте сценку). Эта рубрика приглашает вас принять участие в играх и сценках, придумать себе роли, поступки, диалоги, монологи.
• Составьте таблицу или Заполните схему. Выполняя задания этих рубрик, вы научитесь систематизировать пройденный материал в виде схемы или таблицы.
• Размышляем над пройденным. В этой рубрике приведены обобщающие вопросы и задания по параграфу.
Наиболее сложные вопросы и задания отмечены звёздочкой (*).
Для закрепления материала и контроля знаний в учебник вошло пять практикумов.
Желаем вам успехов.
Глава I. О человеке
§ 1. Как первобытный человек стал разумным?
Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество.
Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)
Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.
Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?
Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.
Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда. Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого. Ловкими становились его руки. Развивался мозг.
Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.
Труд помог первобытным людям развить свои способности. Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества, то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.
Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.
Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.
* * *
Вопросы и задания к параграфу
1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.
2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.
3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.
4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».
5. Как древний человек познавал мир?
Прочитайте, перескажите, обсудите
Юноша Барс
Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.
Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.
Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.
…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.
Закончите рассказ
Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…
Подберите родственные слова
Способности. Творчество. Труд. Человек.
Размышляем над пройденным
1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?
2. Заботились ли они о детях?
3*. Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.
Поработайте с рисунками
Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.
Поиграйте
Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.
Заполните схему
Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.
§ 2. Человек – часть природы и член общества
Задача урока. Уметь объяснять понятия: природа, общественные отношения, учение, общение, игра.
Многие из вас знают сказку английского писателя Редьярда Киплинга о смелом индийском мальчике Маугли. Совсем маленьким он попал в волчью стаю, где воспитывался как один из детёнышей. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.
В основу сказки положены настоящие события. Известны случаи, когда дикие животные уносили детей в лес, в джунгли. Иногда спустя годы этих детей находили. И что же? Дети, вернувшиеся к людям, были похожи на «воспитавших» их животных. Они не умели говорить, не знали, как пользоваться миской и ложкой, ползали на четвереньках. Почему?
Человек не может стать человеком, если он не живёт среди людей. Для воспитания человека нужно общество. Без общества, без общения с людьми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрёнками, братишками, сверстниками и др.), воспитания и обучения человеческий детёныш вырастает маленьким зверьком.
Человека окружают природа и общество.
Растения, животные, горы, воздух, вода – это природа, живая и неживая (вспомните курс «Окружающий мир»). Когда-то дикая, а теперь – освоенная человеком.
Сам человек – часть природы. Он вышел из природы. Он – дитя природы. Постепенно человек стал умным, мыслящим существом. Но в нём осталось много природного: потребность в пище, свежем воздухе, тепле, продолжении рода…
Люди составляют общество. Их отношения друг с другом называют общественными, или социальными отношениями.
В коллективе себе подобных человек развил свой мозг, свой язык (вспомните, о чём читали на прошлом уроке). Его чувства стали тонкими и сложными. Он научился жалеть себя и других, плакать, радоваться, мечтать. Он приобрёл способность к творчеству.
По словам французского учёного Б. Паскаля, человек – это «мыслящий тростник»: он слаб и хрупок, как всё в природе, но он больше, чем часть природы. Человек живёт в обществе.
Дел у него много. Главное его занятие – труд. Самый интересный труд – творческий.
Второе важнейшее занятие человека – учение.
Общение – третье важное занятие людей. Человеку в одиночку не прожить. Люди постоянно общаются друг с другом. Круг общения любого из вас широк: родственники, товарищи по классу и школе, по двору, знакомые в кружках, спортивных секциях.
Игра – четвёртое важное занятие человека. Все любят играть. Игр много – спортивных, учебных, творческих, интеллектуальных (тех, которые развивают умственные способности). Нужно только помнить народную мудрость: «Делу – время, потехе – час».
* * *
Вопросы и задания к параграфу
1. Кто такой Маугли – герой сказки Р. Киплинга?
2. Что происходило с детьми, когда они попадали к диким зверям? Сравните их с детьми, которые воспитываются в семье.
3. Вспомните уроки окружающего мира и скажите, что относится к природе живой и неживой.
4. Что окружает человека, кроме природы?
5. Способно ли животное работать подобно человеку? Обоснуйте свой ответ.
6. Каковы самые важные занятия в жизни человека? Охарактеризуйте их. Составьте таблицу.
Прочитайте, перескажите, обсудите
Собака и волк
Встретились однажды возле леса собака и волк. Драться не решились: шкуру жалко, да и голодные были. И тут на дорогу вышла овца. Наверное, заблудилась, отбившись от стада.
Волк и говорит собаке: «Давай съедим овечку. И тебе, и мне достанется вдоволь».
Собака немного подумала и ответила: «Э-э, нет. Не дам я тебе овечку есть. Отгоню-ка я её в деревню хозяевам».
«Вот и глупо, – стал уговаривать её волк. – Ты же голодная. Есть хочешь. Делай, как тебе хочется!»
На это собака сказала: «Не можешь ты меня понять. Это для тебя твоё желание – закон! А я живу среди людей. У них свои правила. С ними считаться нужно».
«Ну и оставайся ты голодной со своими правилами!» – в сердцах крикнул волк.
«А вот и нет, – возразила собака. – Пригоню я овечку, хозяева не только погладят меня, но и накормят как следует. И им будет хорошо, и мне. Так живут среди людей. И мне это нравится».
И собака погнала овечку в деревню. А волк остался на поляне, задумавшись над словами собаки.
Подберите родственные слова
Игра. Общество. Природа. Учение.
Поработайте с рисунками
Рассмотрите рисунки и поместите каждого персонажа в соответствующую ему обстановку.
Закончите рассказ
Шёл мальчик по пустынной дороге. Вдруг видит: стоит небольшая тележка, а на ней десяток клеток с певчими птицами – щеглами, канарейками, дроздами. Мальчик подошёл к тележке…
Поиграйте
Представьте в ролях сценку из сказки Р. Киплинга о Маугли «Книга джунглей».
Размышляем над пройденным
1. Где существуют более жестокие отношения – в природе или в обществе? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры из жизни.
2*. Сравните способность говорить у человека и у попугая. В чём состоит главное отличие?
3. Почему учение является одним из важнейших занятий человека? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры из личного опыта.
Заполните схему
Перед вами солнышко. В каждом его лучике – какое-то качество человека. Назовите эти качества, а также те, которыми обладал Маугли.
§ 3. Что такое «Я»?
Задача урока. Уметь объяснять понятие: внутренний мир.
Попробуем понять, что такое «Я». Известно латинское выражение alter ego (альтер эго). На русский язык оно переводится так: «второе я». Что это значит? А где «первое я»?
…Перед вами человек. Он среднего роста или высокий. Белокурый или черноволосый. Голубоглазый или кареглазый. Широкоплечий или не очень. Полный или худой. Хорошо или плохо одет. Всё это вы сразу же замечаете. Потому что это внешние признаки человека.
А как увидеть его внутренний мир? Каковы его качества?
…Идут двое мальчиков по улице. И видят, как их одногодок-хулиган пристаёт к девочке. Оскорбляет, говорит грубые слова. Один мальчик испуганно прижимается к забору, а другой бросается защищать девочку…
Поведение мальчиков говорит об их внутренних качествах. Второй мальчик смел, справедлив, решителен. Он не может спокойно смотреть, как издеваются над другим человеком. Скорее всего, повзрослев, он будет защищать слабых, обиженных. Таков его внутренний мир, его «Я».
А первый мальчик? Он осторожен, нерешителен, труслив, боится всего. Помощи от него в опасную минуту не жди. Это качества его внутреннего мира, его «Я».
Значит, «Я» – это то, что есть внутри человека и что отличает его от других людей.
Узнать, что представляет собой «Я» того или иного человека, очень трудно. Нужен большой жизненный опыт, много знаний. А ещё помогает наука, изучающая духовную организацию человека, его психику (от греческого слова «душа»), – психология. Каждый человек должен быть хоть немного психологом, чтобы не ошибиться в оценке людей и себя самого. Это очень важно в жизни. Нужно научиться оценивать собственные поступки, способности, знания и умения, а также свои возможности.
* * *
Вопросы и задания к параграфу
1. Что означает латинское выражение альтер эго?
2. Что такое «Я»?
3. Сравните качества двух мальчиков. Как бы вы поступили в подобной ситуации? Приведите свои примеры из жизни.
4*. Какая наука изучает внутренний мир человека, человеческое «Я»? Как возникло название этой науки? Пользуясь словарём или Интернетом, дайте её определение.
Прочитайте, перескажите, обсудите
Кто держит нос кверху
Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнётся к земле, а другой – торчмя торчит?»
«Который колос полон, – отвечал отец, – тот к земле гнётся; а который пустой, тот и торчит кверху».
(К. Д. Ушинский)
Трусливый Ваня
Замесила мать Вани тесто в кастрюле и поставила киснуть, а сама ушла к соседке.
В сумерках пришёл Ваня домой, окликнул – никого дома нет. Вдруг слышит – кто-то пыхтит (это тесто подходило, выпуская пузыри воздуха). «Видно, домовой!» – подумал Ванюша. Он затрясся от страха и пустился бежать. Впопыхах наступил на совок, тот ударил его по ноге. «Ай, помогите, помогите!» – ещё громче закричал Ваня. У него развязались шнурки от ботинок, один застрял в щели между дверью и косяком. Ванюша дёрнул и со всего маху растянулся на полу. «Ай, спасите, помогите, – кричал он, – держит меня домовой, не отпускает!»
На крик прибежала мама, она успокоила Ваню. Но потом они долго смеялись над тем, как Ваня испугался теста в кастрюле, совка на полу и шнурка на своей ноге.
(К. Д. Ушинский)
По одежде и по уму
Несколько веков назад испанские студенты из идейных соображений ходили в рваных плащах. Идея состояла в том, что человека украшают не вещи, а учёность и высокие стремления души.
Массами эта идея не овладела. На годы и годы восторжествовала житейская мудрость: по одежде встречают. Провожают, конечно, по уму, но встречают всё-таки по одежде…
…Внешность свою человек не выбирает. Красив – нет его заслуги. Невзрачен – нет его вины. Рядовому наблюдателю внешность обычно не говорит о человеке почти ничего. Потому и не значит при знакомстве почти ничего.
Одежда – дело другое. В ней, хоть и в ограниченном объёме, – индивидуальность человека. И вкус его, и характер, и даже иногда какие-то взгляды на жизнь. Аккуратен или неряшлив, неглуп или болван, трезво оценивает себя или самовлюблён сверх меры – это и кое-что другое видно по одежде.
(Л. Жуховицкий)
Поработайте с рисунками
1. Составьте маленькие рассказы по рисункам.
2. Что вы можете сказать о каждом из персонажей? О его профессии? Дайте характеристику каждой профессии.
Подберите родственные слова
Внутренний. Мир. Психология. Человек.
Закончите рассказ
На детской площадке весело играли дети. Лишь одна девочка стояла в стороне и не принимала участия в общей игре. Я подошёл к ней и спросил: «Может быть, с тобой что-то случилось? Могу я тебе помочь?» Она внимательно посмотрела на меня и спросила: «Почему ты думаешь, что со мной что-то случилось?» Я подумал и ответил…
Поиграйте
Психолог ведёт приём. Он должен объяснить детям, которые пришли к нему, почему они испытывают те или иные затруднения в жизни. Для этого он задаёт пациентам множество вопросов.
Среди записавшихся на приём те, кто:
• поссорился с хорошим другом;
• очень хочет завести собаку, но родители не разрешают;
• боится темноты;
• потерял книгу, взятую почитать у товарища.
Размышляем над пройденным
1. Как вы понимаете выражение «Чужая душа – потёмки»? Что оно означает?
2*. Объясните, что такое внутренний мир. Назовите его качества. Охарактеризуйте свой внутренний мир.
3. Каковы внешние признаки человека и как они связаны с внутренним миром?
Составьте таблицу*
Прочитайте параграф и сравните качества внутреннего мира двух мальчиков.
§ 4. Как человек познаёт самого себя?
Задача урока. Уметь объяснять понятия: знания, умения, поступки.
«Кто ты такой?» – иногда слышит человек обращённый к нему вопрос. Нередко он спрашивает себя сам: «Кто я такой?»
И чем старше становится человек, тем труднее ему ответить на этот вопрос, потому что он должен оценить самого себя.
Но надо ли себя оценивать? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Нужно только помнить, что правильное мнение о себе – это важное условие успеха в жизни, возможность прожить её интереснее, с толком.
Давайте учиться познавать себя. Начнём с простых вроде бы вопросов. Старайтесь ответить сами.
Первый вопрос: Во что я верю?
Это очень важный вопрос. Мы вернёмся к нему позже. Бывает так, что человек вообще ни во что не верит. Это плохо. Но обычно мы во что-то верим: в Бога, добро, маму, папу, людей, любовь, дружбу, будущее нашей Родины. Некоторые верят в силу денег, связей или оружия.
Второй вопрос: Что я знаю и что умею делать?
Мы живём во время, которое можно назвать временем знаний, временем умелых людей. Образование – это одна из основных ценностей в жизни человека. Когда человек много знает и много умеет, его ценят очень высоко. Прекрасно, если он правильно говорит и ясно выражает свои мысли. Но наличие знаний и умений ещё не означает, что человека можно считать хорошим.
Третий вопрос: Что я делаю, как я веду себя?
Здесь нужен очень честный и точный ответ. В деле, в поступках – весь человек. Он может обманывать на словах, но в поступках обмануть очень трудно.
Четвёртый вопрос: Кем я хочу стать в будущем?
Обычно ребята задумываются об этом ближе к окончанию школы. Но многие ясно видят своё будущее уже в детские годы. Один мечтает стать моряком, другой – врачом, а кто-то – дипломатом или моделью, столяром-краснодеревщиком или депутатом, шофёром или инженером, открыть собственное дело…
Обдумав свои ответы на эти вопросы, вы получите портрет своего «Я».
* * *
Вопросы и задания к параграфу
1. Зачем нужно самим себя оценивать?
2*. Почему правильная оценка себя – это важное условие успеха в жизни? Обоснуйте свой ответ.
3. На какие вопросы должен ответить человек, познающий самого себя?
4. Попробуйте самим себе задать приведённые выше вопросы. Заполните таблицу и, оценив ответы, охарактеризуйте портрет своего «Я».
Прочитайте, перескажите, обсудите
Хворосту воз
Витя Брюквин по прозвищу Это Самое выскочил из класса и весело помчался вниз по лестнице, перескакивая сразу через три ступеньки. У входа в гардероб он чуть не сбил с ног худого человека с узкой, длинной бородой. Витя мельком взглянул на него и замер:
– Ой, извините! Не может быть! Неужели вы, это самое, как его, ну, в общем, этот, как говорится, классик?
– А вы разве, юноша, меня знаете? – недовольно спросил незнакомец.
– А как же! – обрадовался Витя. – Вы ещё на портрете – прямо как живой! Ну, портрет, который у доски висит, между этим, как его, ну, Гоголем и этим, ну, Крыловым. Да, мы же как раз вас сейчас проходим: «Дед Мазай» и эти, как их, «зайцы»! Потом «Мужичок», это самое, «с ноготок»! Я только вчера учил ваши стихи! Хотите прочту?
И, не дожидаясь ответа, Витя быстро стал декламировать:
– Однажды, в студёную, это самое, зимнюю пору я из лесу, ну, значит, вышел. Был, это самое, в общем, сильный мороз. Гляжу, это самое, поднимается, это самое, медленно, это самое, в гору, это самое, ну, как его, лошадка, везущая, это самое…
– Извольте сейчас же прекратить! – сердито прервал Витю классик. – Что вы сделали с моими стихами? Вы что, издеваетесь? Не хворосту воз, а целый воз словесного мусора! Безобразие! Как зовут? Как фамилия?
– Брюк-вин… Вик-к-ктор… – стал заикаться Витя.
– Брюквин! Виктор! – вдруг послышался над ухом голос учительницы Людмилы Аркадьевны. – Ты что, заснул? Третий раз к тебе обращаюсь! Стихи выучил? Иди отвечать!
– Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»! – начал Витя. – Поэта Некрасова Н. А., – добавил он и незаметно покосился на портрет. Классик смотрел в сторону.
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору…
И тут весь класс с удивлением услышал, как Витя Брюквин по прозвищу Это Самое прочёл без запинки весь отрывок. Без всяких посторонних словечек. Он ни разу не сказал ни «это самое», ни «как его». И даже ни разу не сказал «ну»! Нет, одно «ну» он всё же сказал:
«Ну, мёртвая!» – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
(Л. Каминский)
Подберите родственные слова
Вера. Знания. Поступки. Умения.
Закончите рассказ
Серёжа с интересом прочитал роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Несколько дней ходил под сильным впечатлением от книги: обыкновенный человек смог выжить один на пустынном острове. А через неделю ему приснился сон: он сам волшебным образом попал на необитаемый остров. Огляделся и стал размышлять: «Чтобы выжить, я должен что-то делать: построить жилище, вырастить полезные растения, сшить себе одежду и т. д. Что же я умею делать?»
Поработайте с рисунками
Составьте маленькие рассказы по рисункам.
Поиграйте
Игра называется «Рассказы о профессиях». Выберите профессию и подготовьте интересный рассказ о ней. Постарайтесь рассказывать увлекательно, так, чтобы слушателям захотелось стать тем, кого вы представляете. Выделите основные характеристики этой профессии, качества, которыми должен обладать человек, занимающийся ею. Сравните с другими профессиями, выделив её достоинства.
Размышляем над пройденным
1. Что означает утверждение «Надо быть, а не казаться»?
2. Может ли человек познать самого себя? Как это сделать? Как вы это понимаете? Приведите примеры.
3. Стараетесь ли вы познать себя? Каковы ваши результаты?
4. Почему иногда говорят, что со стороны виднее? Так ли это? Обоснуйте свой ответ. Что для человека важнее – самооценка или мнение окружающих?
5*. Можно ли поставить знак равенства между «быть образованным человеком» и «быть хорошим человеком»? Говорят ли знания и умения человека о том, что он добрый, честный, заботливый? Как можно судить о качествах человека?
6. Почему надо обладать опытом и знаниями, чтобы оценивать других людей? Аргументируйте свой ответ.
Заполните схему*
Составьте портрет своего «Я».
ГДЗ 5 класс Обществознание ЯГДЗ
ЯГДЗ 5 класс Обществознание готовые домашние задания. Ответы на задания и вопросы из учебников и рабочих тетрадей по обществознанию за 5 класс (Кравченко, Певцова, Боголюбова, Иванова).
Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по обществознанию для 5 класса. Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.Учебник открывает авторскую линию учебников по обществознанию для основной школы. В него вошли разделы: «О человеке», «Общение и окружение человека», «Наша Родина – Россия – Российская Федерация». Содержит много иллюстраций, схем и таблиц. Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания, тексты для чтения и обсуждения, игры, рисунки для составления рассказов. В учебник вошло также пять практикумов для закрепления пройденного материала.
А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина
Обществознание. 5 класс
Дорогие ребята!
Курс, который вам предстоит изучать в 5–9 классах, называется обществознание. Он поможет вам понять, что такое общество, кто такой гражданин. Какими качествами он обладает? Каким должен быть? Что любит? К чему стремится?
Легче всего критиковать недостатки окружающего мира. Труднее помогать ему становиться лучше. Каждый человек – и вы тоже – это часть мира. Станете лучше вы, и мир хотя бы немного изменится к лучшему.
В этом учебнике вы найдёте много добрых советов. Но они будут бесполезными, если вы сами не будете стараться всегда поступать по совести, честно и вести себя достойно.
Работа с учебником потребует от вас самостоятельности и инициативы. Вам многое предстоит сделать.
Как работать с учебником
Прежде всего вам надо прочитать и изучить материал параграфа. Наиболее важные слова и понятия выделены в тексте полужирным шрифтом или курсивом. Проверить и укрепить свои знания вы сможете, выполняя самостоятельно дома или коллективно на уроке задания следующих рубрик, приведённых в конце каждого параграфа.
• Вопросы и задания к параграфу. Здесь необходимо ответить на вопросы, привести примеры из жизни, сравнить понятия, вспомнив пройденный ранее материал, а также составить небольшие таблицы.
• Прочитайте, перескажите, обсудите. В этой рубрике приведены небольшие рассказы. Вы должны, прочитав их, пересказать и обсудить на уроке (или подготовиться дома к обсуждению) – выделить основную мысль и выводы автора, привести своё обоснованное мнение, сравнения, примеры из жизни.
• Закончите рассказ. Здесь вы найдёте истории, у которых есть начало, а окончание вы должны придумать сами.
• Поработайте с рисунками. Вы должны составить маленькие рассказы по приведённым рисункам. Сюжеты их могут быть самыми разными, но всегда вам надо высказать своё отношение.
• Подберите родственные слова. Здесь вам надо к каждому слову подобрать одно или несколько родственных слов. (Вспомните из курса русского языка, что такое родственные слова и как они образуются.)
• Поиграйте (Разыграйте сценку). Эта рубрика приглашает вас принять участие в играх и сценках, придумать себе роли, поступки, диалоги, монологи.
• Составьте таблицу или Заполните схему. Выполняя задания этих рубрик, вы научитесь систематизировать пройденный материал в виде схемы или таблицы.
• Размышляем над пройденным. В этой рубрике приведены обобщающие вопросы и задания по параграфу.
Наиболее сложные вопросы и задания отмечены звёздочкой (*).
Для закрепления материала и контроля знаний в учебник вошло пять практикумов.
Желаем вам успехов.
Авторы
Глава I. О человеке
§ 1. Как первобытный человек стал разумным?
Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество.
Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)
Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.
Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?
Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.
Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда. Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого. Ловкими становились его руки. Развивался мозг.
Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.
Труд помог первобытным людям развить свои способности. Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества, то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.
Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.
Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.
* * *
Вопросы и задания к параграфу
1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.
2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.
3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.
4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».
5. Как древний человек познавал мир?
Прочитайте, перескажите, обсудите
Юноша Барс
Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.
Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.
Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.
…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.
Закончите рассказ
Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…
Подберите родственные слова
Способности. Творчество. Труд. Человек.
Размышляем над пройденным
1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?
2. Заботились ли они о детях?
3*. Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.
Поработайте с рисунками
Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.
Поиграйте
Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.
Заполните схему
Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.
§ 2. Человек – часть природы и член общества
Задача урока. Уметь объяснять понятия: природа, общественные отношения, учение, общение, игра.
Многие из вас знают сказку английского писателя Редьярда Киплинга о смелом индийском мальчике Маугли. Совсем маленьким он попал в волчью стаю, где воспитывался как один из детёнышей. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.
5 класс науки
Обзор курса
Acellus Grade 5 Science — интересный и наводящий на размышления курс, охватывающий жизнь, физику и науку о Земле. Курс включает лабораторные видеоролики, где студенты наблюдают за экспериментами, которые демонстрируют концепции, которые они изучают. Acellus 5 класс Наука преподается инструктором Acellus Эми Хиллман.
Пример урока — Кулинарная лаборатория кометы
Этот курс был разработан Международной академией наук.Выучить больше
Объем и последовательность
Блок 1 — Классификация организмов
Эта единица охватывает классификацию, включая шесть царств живых существ, таксономию и классификацию позвоночных, беспозвоночных и других организмов, таких как растения.
Блок 2 — Клетки
В этом разделе рассматриваются клетки, в том числе, что это за клетки, и как клетки образуют ткани, из которых состоят органы, из которых состоят системы. Описаны клетки животных и растений, а также то, как клетки работают вместе.Лаборатория по выращиванию дрожжевых клеток также включена.
Блок 3 — Системы человеческого тела
В этом разделе рассматриваются системы, составляющие тело человека, с особым акцентом на кровеносную, дыхательную и пищеварительную системы, а также кровь и сердце.
Блок 4 — Растения
В этом разделе обсуждаются фотосинтез, части растений и их размножение, а также то, как растения растут. Это также включает лабораторию, где листья приобретают свой цвет.
Блок 5 — Экосистемы
Это подразделение охватывает экосистемы и их потребности, биомы суши, водные экосистемы, взаимодействия организмов и энергию внутри экосистемы.Лаборатория о камуфляже также включена.
Блок 6 — Изменение экосистемы
В этом разделе обсуждается, как меняются экосистемы, как меняются виды и как изменения влияют на экосистемы. Лаборатория, детализирующая загрязнение среды обитания, также включена.
Блок 7 — Вода
В этом разделе рассматриваются наши системы соленой и пресной воды, круговорот воды и образование облаков. Специальная лаборатория по жарке льда также включена.
Блок 8 — Погода
В этом блоке обсуждаются воздушное движение и массы, суровая погода и климат, а также погодные инструменты и прогнозирование.В него входит лаборатория высокого и низкого давления.
Блок 9 — Меняющаяся Земля
В этом разделе рассматриваются слои Земли, землетрясения и вулканы, выветривание по сравнению с эрозией, а также определение минералов и горных пород.
Блок 10 — Ресурсы Земли
Этот блок описывает невозобновляемые и возобновляемые ресурсы и сохранение ресурсов.
Unit 11 — Matter
В этом разделе рассматриваются вещество и его свойства, атомы, фазовые изменения и смеси по сравнению с растворами.
Блок 12 — Изменения в материи
В этом разделе рассматриваются физические изменения в веществе, а также химические изменения, свойства и технологии. Блок 13 — Силы в движении
Этот блок охватывает движение, силы и простые машины. Он также представляет биографию сэра Исаака Ньютона и обсуждает его первый, второй и третий законы.
Блок 14 — Энергия
Этот блок обсуждает энергию, в том числе звук, свет и тепловую энергию.
Блок 15 — Электричество
Этот блок охватывает движущиеся заряды и простые и сложные схемы.
Блок 16 — Астрономия (Звезды)
В этом разделе рассказывается об истории астрономии, звезд и галактик, а также о том, как создаются звезды. Блок 17 — Путешествие Земли в космосе
В этом разделе рассказывается, как движется Земля, Солнечная система, кометы и астероиды, а также наша Луна.
Блок 18 — Технология
В этом разделе обсуждаются технологии, транспорт, компьютеры и космос.
,
NCERT Решения для класса 6 Общественные науки
Учащиеся должны разобраться с тремя частями, в первую очередь при прохождении всех глав 6 класса по обществознанию. Здесь вы узнаете о Земле в первой части. Вторая часть посвящена истории, где студенты узнают о королях и королевствах и т. Д. Наконец, третья часть предлагает яркие подробности о социальной и политической жизни, которые включают глубокое понимание правительства и его структуры.
В Веданту мы понимаем, что постижение этих понятий нелегко для всех. Поэтому мы предоставляем комплексное решение — решение NCERT для социальных наук класса 6 в бесплатном формате PDF. Эти решения помогают нам повысить интерес учащихся к успеваемости на экзаменах.
С нашей помощью по качеству через наши решения NCERT для социальных наук класса 6 студенты могут эффективно достигать желаемых оценок. Наш экспертный факультет разрабатывает точные решения с простым подходом, которые призваны помочь ученикам запомнить и подготовиться к своим тестам.Такие решения составлены таким образом, чтобы охватить все ключевые указатели главы и, следовательно, считаются достаточно эффективными для получения лучших результатов по предмету.
NCERT Class 6 Решение по социальным наукам — все главы
Наши NCERT Solutions Class 6 Социологические науки разделены на три различных раздела: «Земля — наша среда обитания», «История — наше прошлое» и «Социальная и политическая жизнь». ,
Этот сегмент состоит из восьми глав, решения для каждой из которых доступны в наших решениях NCERT для социальных наук класса 6.
Глава 1 — Земля в Солнечной системе
Эта глава посвящена исключительно небесным телам, и учащиеся должны решить короткие вопросы с ответами (состоящие из шести частей), MCQ и заполнить пробелы.
Глава 2 — Глобальные широты и долготы
В нем рассматриваются географические системы координат, где читатели отвечают на вопросник короткого типа. Ответы на каждый из них требуют от студентов детального изучения главы.
Глава 3 — Движения Земли
Здесь ученики узнают о вращении Земли, ее вращении, оси и многом другом. Требуется решить вопросы с коротким ответом (состоящие из семи частей), MCQ и заполнить пробелы.
Глава 4 — Карты
Учащиеся узнают о физических местоположениях мира и водоемах. Принимая во внимание подробные вопросы, которые следуют, для студентов будет идеально обратиться к нашим решениям после прочтения их текстов.
Глава 5 — Основные области Земли
Ученые узнают об атмосфере Земли и многое другое. Эта глава состоит из краткого ответа на вопросы (содержит семь подразделов), MCQ и заполнения пробелов.
Глава 6 — Основные рельефы Земли
Здесь учащийся получает глубокое понимание гор, плато, речных равнин и многого другого. Типы вопросов включают в себя вопросы с короткими ответами (содержит семь подразделов), MCQ и заполнение пробелов.
Глава 7 — Наша страна Индия
В этой главе дается углубленное представление о различных географических особенностях Индии — от штатов, рек до союзных территорий.
Глава 8 — Растительность и дикая природа Индии
Студенты узнают все об индийской растительности, климате и дикой природе здесь. С нашими решениями понимание главы и ответы на них, как указано ниже:
краткий ответ на вопросы (содержит шесть подразделов)
MCQ
заполнить пробелы, становится легким делом.
В общей сложности из 12 глав, включенных в эту категорию класса 6 Общественные науки, наши решения представляют собой универсальное учебное пособие.
Наше решение NCERT для социальных наук класса 6 предлагает студентам ответы, которые были точно разработаны экспертами в предметной области. Такие решения доступны для всех глав предмета —
Глава 1 — Что, где, как и когда?
В нем рассматриваются основные понятия археологии, преимущества и многое другое.Студенты должны решить следующим образом:
Глава 2: «По следам самых ранних людей»
Это касается различных сред, в которых жили самые ранние люди. Нужно было бы отвечать на вопросы, такие как заполнение предложений, поиск мест на карте. и краткий ответ на вопросы.
Глава 3 — От сбора до выращивания продуктов питания
В нем подробно описываются привычки питания и ведения сельского хозяйства, а также следуют вопросы различных моделей —
Вопросы с коротким ответом
Правдивые или ложные утверждения
Сопоставьте со следующим
Глава 4 — В самых ранних городах
Хотя ранняя цивилизация вызывает интерес у студентов, ответы на следующие вопросы помогают им оценить свое понимание текста.
Глава 5. Что говорят нам книги и захоронения
Культурные черты Индии прослеживаются в древних писаниях и захоронениях. Взглянув на эту часть традиции, вы открываете новые перспективы восприятия для студентов, но они могут найти идеальные ответы на эту главу в наших решениях. Это помогает им получить наибольшее количество баллов на экзаменах.
Глава 6 — Короли королевств и Ранняя республика
Эта глава проливает свет на джанападов, махаджанапад, власть царя, несправедливость и многое другое.После этого интересного прочтения приводятся различные вопросы, такие как —
Правдивые или ложные утверждения
Заполните таблицу
Вопросы с коротким ответом
Это необходимо для того, чтобы учащиеся имели необходимое понимание глава.
Глава 7 — Новые вопросы и идеи
Он посвящен периоду Будды и Махавиры и включает в себя множество идей, которые оставили в восторге современных и нынешних людей.Далее следует список текстовых вопросов, определяющих понимание студентом этой главы.
Глава 8 — Ашока, Император, оставивший войну
Это касается Ашоки, достигшего просветления. Студенты должны решить вопросы с коротким ответом, Заполнить заданные предложения, Правдивые или ложные утверждения и т. Д.
Глава 9 — Жизненно важные деревни, Процветающие города
В нем объясняются основные городские и сельские схемы, а также следующие вопросы — заполнить в пробелах краткие ответы на вопросы и выбор правильных вариантов.
Глава 10 — Торговцы, короли и паломники
Здесь обсуждается прибытие иностранных торговцев и паломников, которые вызвали многочисленные влияния из-за рубежа. Подберите следующее, и короткие вопросы — вот что нужно для решения после прочтения этой главы.
Глава 11 — Новые империи и королевства
Эта глава текста, рассматриваемая как один из самых интересных периодов в истории, посвящена периоду Гупты.В то время как ученики попадают в золотой период, их контроль над темой проверяется различными вопросами, включающими истинные или ложные утверждения и вопросы с короткими ответами.
Глава 12 — Здания, картины и книги
Здесь можно узнать о построенных храмах, колоннах и ступах. Следующее упражнение начинается с «Совпадение следующего», «Заполните пропуски» и кратких ответов на вопросы.
Последняя категория включает в себя решения NCERT для 6 класса по общественным наукам для всех 9 глав.Каждая из них имеет дело с важными темами, которые были перечислены ниже —
Глава 1 — Понимание разнообразия: политическое обогащение социальной и культурной жизни Индии.
Глава 2 — Разнообразие и дискриминация: предубеждение, проявляемое к людям разного происхождения.
Глава 3 — Что такое правительство ?: Концепция правительства в Индии.
Глава 4 — Ключевые элементы демократического правительства: функции демократического правительства.
Глава 5 — Панчаяти Радж: Выбор представителей для сельской местности и роль людей в этом.
Глава 6 — Сельская администрация: роль полиции в сельской администрации и других должностных лицах.
.