5 класс

Решебник по истории 5 класс вигасин по учебнику – Вводный урок по истории 5 класса

Урок-экскурсия по истории на тему «Исторические источники» (5 класс)

Урок-экскурсия по истории

Тема: «Исторические источники»

для учащихся 5-х классов.

Тип урока – урок систематизации знаний на базе школьного музея.

Цели и задачи  урока:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный материал в процессе действия с музейными предметами.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом  и его значение для последующего обучения.

Образовательные:  закрепить у учащихся общие представления о повседневной жизни, обычаях восточных славян, помочь усвоить характерные черты русского быта через музейные предметы, развивать навыки работы с дополнительными источниками

Воспитательная: расширять у учащихся кругозор в области  народной культуры, формировать умение работать в коллективе и толерантное отношение к мнению одноклассников.

Этапы урока: 

1.     Вступительное слово учителя – 3 мин.

2.     Просмотр презентации «Исторические источники» — 5 мин.

3.     Работа по группам «Археологи», «Палеографы», «Этнографы», «Фольклористы» — 15 мин.

4.     Подведение итогов работы в группах в форме  защиты своего направления. – 15 мин.

5.     Заполнение итоговой таблицы  — 7 мин.

Музейные предметы, используемые на уроке: 

·        Иконы (образа), рушник, стол, скамьи, настенные часы, фотографии, керосиновая лампа,  книги со старославянским шрифтом.

·        Русская печь (с лежанкой), печная заслонка, горшки, чугуны, ухват, кочерга, самовар, глиняные и деревянные миски, ложки.

·        черепки

·        народные игрушки

 

       Ход   урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Вы помните, ребята, что слово «история» пришло к нам из греческого языка, где так обозначалось повествование о событиях прошлого (у греков была даже специальная муза Клио, которая покровительствовала науке и ученым-историкам).   В настоящее время термин «история» используется, главным образом, в двух смыслах:

1.  для обозначения процесса развития человеческого общества и личности во времени,

2.  когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.

Главный источник информации для любого историка – это исторический памятник (исторический источник). Вспомните, что мы называем историческими источниками. 

     Все исторические источники можно разделить на шесть групп.

      2. Обращаемся к презентации «Исторические источники»

•      Археология — наука изучающая прошлое человека по памятникам материальной культуры(орудия труда, утварь, места погребения и т.д.)

•      Основным методом археологии являются раскопки

•      Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снять с поверхности несколько тонн грунта, но при этом они не могут использовать трактор.(Почему?)

•      Что является орудием археолога ? (лопатка ,совок, кисть)

•      Культурный слой – это слой, в котором есть следы жизнедеятельности человека. Задача археолога состоит в тщательном исследовании этого слоя

•      Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками может дать богатейшую информацию.

•      Раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп  делится на квадраты, грунт из которых исследуется, находки фиксируются и описываются.

•      Итог раскопок – реконструкция прошлого.

•      Однако, реконструировать прошлое помогают и другие  вспомогательные исторические науки. Сегодня у вас есть возможность самостоятельно провести реконструкцию прошлого, используя музейные предметы и услышав русский фольклор.

       Цель нашего урока:  изучить музейные предметы как исторический источник.

  3.  Работа по группам.

   — Распределение учащихся по 4 группам:

  • ·           Археологи

  • ·          Палеографы

  • ·          Фольклористы

  • ·          Этнографы

    —  Постановка задач для каждой группы.

   —  Выполнение заданий

 

 

  

Археологи.

— Отбирают вещественные источники из предложенной группы материалов. — Рассматривают предложенные черепки, предполагают  от какого предмета они остались (пытаются сложить предмет… или дорисовать), какому временному периоду принадлежат черепки.

— Рассматривают народные игрушки, определяют,  из какого материала они сделаны (деревянные и керамические, берестяные и лыковые), вид росписи, примерное время и место  бытования.

— Заполняют карточки на музейные предметы:

·        Наименование, краткое описание.

·        Материал

·        Размеры

·        Сохранность

·        Место находки

·        Место хранения

·        Кто составил учетную карточку

Палеографы.

Отбирают  письменные источники.

Рассматривают текст со старославянским шрифтом. Пытаются расшифровать с помощью старославянского алфавита (глаголицы) надписи  и записать   их.

Этнографы.

Делают описание Красного угла  и «бабьего  кута» школьного музея «Мы — россияне», используя  названия экспонатов.  Составляют связный рассказ об экспозиции, сделав выводы о том, что все представленные предметы являются историческими источниками и могут рассказать об определенном образе жизни людей в конкретный исторический период.

Опорные предметы «красного угла»: иконы (образа), рушник, стол, скамьи, настенные часы, фотографии, керосиновая лампа,  книги со старославянским шрифтом.

Опорные предметы «бабьего кута»: русская печь (с лежанкой), печная заслонка, горшки, чугуны, ухват, кочерга, самовар, глиняные и деревянные миски, ложки.

 

 Фольклористы:

Проводят опрос «бабушки» (старшеклассница, эккурсовод шк. музея), интересуясь старинными предметами. «Бабушка» загадывает им загадки, говорит поговорки-пословицы, по которым ребята должны определить вещи и их назначение в избе.

Записывают признаки и народные выражения, по которым определили предметы.

 

4. Подведение итогов работы в группах в форме  защиты своего направления.   Выступление  учащиеся с анализом выполненного задания.

5. Заполнение итоговой таблицы 

   Найти соответствия частей  А и В. Соединить их стрелками

 

А

В

·        Фольклористы

 

Орудия труда, монеты, остатки жилища, оружие,               находки  при раскопках, украшения                            

·        Археологи

 

Национальный костюм, орнамент, предметы культа, устройство жилища

·        Палеографы

 

         Песни, былины, пословицы, загадки, сказки

·        Этнографы

 

  Летописи,   хроники  городов, акты и законы, договоры,   документы, переписи, личная переписка

 

6. Рефлексия

infourok.ru

Решебник по истории за 8 класс тетрадь-экзаменатор Артасов И.А. ФГОС

gdzguru.com

решебники

  • 1 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

gdzguru.com

ГДЗ по Истории за 8 класс тетрадь-тренажёр Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

  • 2 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Природоведение

    • Основы здоровья

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Технология

  • 3 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

    • Литература

    • Человек и мир

    • Музыка

    • Окружающий мир

    • Испанский язык

  • 4 Класс

    • Математика

    • Русский язык

    • Белорусский язык

    • Английский язык

    • Информатика

    • Украинский язык

    • Немецкий язык

megaresheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *