Урок-экскурсия по истории на тему «Исторические источники» (5 класс)
Урок-экскурсия по истории
Тема: «Исторические источники»
для учащихся 5-х классов.
Тип урока – урок систематизации знаний на базе школьного музея.
Цели и задачи урока:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный материал в процессе действия с музейными предметами.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Образовательные: закрепить у учащихся общие представления о повседневной жизни, обычаях восточных славян, помочь усвоить характерные черты русского быта через музейные предметы, развивать навыки работы с дополнительными источниками
Воспитательная: расширять у учащихся кругозор в области народной культуры, формировать умение работать в коллективе и толерантное отношение к мнению одноклассников.
Этапы урока:
1. Вступительное слово учителя – 3 мин.
2. Просмотр презентации «Исторические источники» — 5 мин.
3. Работа по группам «Археологи», «Палеографы», «Этнографы», «Фольклористы» — 15 мин.
4. Подведение итогов работы в группах в форме защиты своего направления. – 15 мин.
5. Заполнение итоговой таблицы — 7 мин.
Музейные предметы, используемые на уроке:
· Иконы (образа), рушник, стол, скамьи, настенные часы, фотографии, керосиновая лампа, книги со старославянским шрифтом.
· Русская печь (с лежанкой), печная заслонка, горшки, чугуны, ухват, кочерга, самовар, глиняные и деревянные миски, ложки.
· черепки
· народные игрушки
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Вы помните, ребята, что слово «история» пришло к нам из греческого языка, где так обозначалось повествование о событиях прошлого (у греков была даже специальная муза Клио, которая покровительствовала науке и ученым-историкам). В настоящее время термин «история» используется, главным образом, в двух смыслах:
1. для обозначения процесса развития человеческого общества и личности во времени,
2. когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс.
Главный источник информации для любого историка – это исторический памятник (исторический источник). Вспомните, что мы называем историческими источниками.
Все исторические источники можно разделить на шесть групп.
2. Обращаемся к презентации «Исторические источники»
• Археология — наука изучающая прошлое человека по памятникам материальной культуры(орудия труда, утварь, места погребения и т.д.)
• Основным методом археологии являются раскопки
• Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снять с поверхности несколько тонн грунта, но при этом они не могут использовать трактор.(Почему?)
• Что является орудием археолога ? (лопатка ,совок, кисть)
• Культурный слой – это слой, в котором есть следы жизнедеятельности человека. Задача археолога состоит в тщательном исследовании этого слоя
• Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками может дать богатейшую информацию.
• Раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп делится на квадраты, грунт из которых исследуется, находки фиксируются и описываются.
• Итог раскопок – реконструкция прошлого.
• Однако, реконструировать прошлое помогают и другие вспомогательные исторические науки. Сегодня у вас есть возможность самостоятельно провести реконструкцию прошлого, используя музейные предметы и услышав русский фольклор.
Цель нашего урока: изучить музейные предметы как исторический источник.
3. Работа по группам.
— Распределение учащихся по 4 группам:
· Археологи
· Палеографы
· Фольклористы
· Этнографы
— Постановка задач для каждой группы.
— Выполнение заданий
Археологи.
— Отбирают вещественные источники из предложенной группы материалов. — Рассматривают предложенные черепки, предполагают от какого предмета они остались (пытаются сложить предмет… или дорисовать), какому временному периоду принадлежат черепки.
— Рассматривают народные игрушки, определяют, из какого материала они сделаны (деревянные и керамические, берестяные и лыковые), вид росписи, примерное время и место бытования.
— Заполняют карточки на музейные предметы:
· Наименование, краткое описание.
· Материал
· Размеры
· Сохранность
· Место находки
· Место хранения
· Кто составил учетную карточку
Палеографы.
Отбирают письменные источники.
Рассматривают текст со старославянским шрифтом. Пытаются расшифровать с помощью старославянского алфавита (глаголицы) надписи и записать их.
Этнографы.
Делают описание Красного угла и «бабьего кута» школьного музея «Мы — россияне», используя названия экспонатов. Составляют связный рассказ об экспозиции, сделав выводы о том, что все представленные предметы являются историческими источниками и могут рассказать об определенном образе жизни людей в конкретный исторический период.
Опорные предметы «красного угла»: иконы (образа), рушник, стол, скамьи, настенные часы, фотографии, керосиновая лампа, книги со старославянским шрифтом.
Опорные предметы «бабьего кута»: русская печь (с лежанкой), печная заслонка, горшки, чугуны, ухват, кочерга, самовар, глиняные и деревянные миски, ложки.
Фольклористы:
Проводят опрос «бабушки» (старшеклассница, эккурсовод шк. музея), интересуясь старинными предметами. «Бабушка» загадывает им загадки, говорит поговорки-пословицы, по которым ребята должны определить вещи и их назначение в избе.
Записывают признаки и народные выражения, по которым определили предметы.
4. Подведение итогов работы в группах в форме защиты своего направления. Выступление учащиеся с анализом выполненного задания.
5. Заполнение итоговой таблицы
Найти соответствия частей А и В. Соединить их стрелками
А
В
· Фольклористы
Орудия труда, монеты, остатки жилища, оружие, находки при раскопках, украшения
· Археологи
Национальный костюм, орнамент, предметы культа, устройство жилища
· Палеографы
Песни, былины, пословицы, загадки, сказки
· Этнографы
Летописи, хроники городов, акты и законы, договоры, документы, переписи, личная переписка
6. Рефлексия
infourok.ru
Решебник по истории за 8 класс тетрадь-экзаменатор Артасов И.А. ФГОС
gdzguru.com
решебники
- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
gdzguru.com
ГДЗ по Истории за 8 класс тетрадь-тренажёр Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
Решебники, ГДЗ
- 1 Класс
Математика
Русский язык
Английский язык
Информатика
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
- 2 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Природоведение
Основы здоровья
Музыка
Окружающий мир
Технология
- 3 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
Литература
Человек и мир
Музыка
Окружающий мир
Испанский язык
- 4 Класс
Математика
Русский язык
Белорусский язык
Английский язык
Информатика
Украинский язык
Немецкий язык
megaresheba.ru