Конспект урока по обществознанию в 8 классе: «Социальная структура» (автор Боголюбов)
Глава 3
Социальная струкура
Тема:Социальная структура.
Цель:
Разъяснить ученикам сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе, сформировать умения анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения;
— разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;
— уметь анализировать социальный образ, имидж личности;
— уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью.
План урока:
1. Социальная структура общества — знакомимся с понятием.
2. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга?
3. Что такое социальная роль?
Учитель разъясняет сущность понятия «структура» и просит объяснить, что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? Ученики понимают, что все составляющие части дома взаимосвязаны между собой. Подобное происходит в обществе. Ребята зачитывают первый абзац параграфа и записывают в тетради собственное определение понятия «социальная стратификация».
Уроки 21-22.
Тема:Социальная структура.
Цель:
Разъяснить ученикам сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе, сформировать умения анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.
После изучения темы учащиеся должны:
— знать, что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения;
— разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;
— уметь анализировать социальный образ, имидж личности;
— уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью.
План урока:
1. Социальная структура общества — знакомимся с понятием.
2. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга?
3. Что такое социальная роль?
Изучение нового материала целесообразно начать с погружения учеников в суть рассматриваемой проблемы. Учитель показывает презентацию по теме.
Ученикам следует пояснить, что статус — это социальное положение человека в обществе, которое характеризуется:
— профессией;
— экономическим положением;
— политическими возможностями;
— демографическими свойствами.
Ребятам предлагается выполнить следующее задание (можно предложить коллективную или групповую работу):
1) Подумайте, чем различаются между собой примитивные общества и современные с точки зрения статусности (количества статусов)? Какой вывод можно сделать?
2) Можно ли утверждать, что структура общества определяется общественным разделением труда? Почему? Поясните свои рассуждения. (Ученики должны понять, что в обществе один и тот же человек не может выполнять все функции: быть и врачом, и юристом, и водителем автобуса. В обществе необходима специализация, но и важна кооперация, так как эти люди не могут жить друг без друга: юристу нужно лечиться, и он обращается к врачу, а врачу необходима юридическая консультация, и он пойдет к юристу.)
В науке принято считать, что социологическое значение слову «статус» придал в конце XIX в. английский историк Г.Д. Мейн.
3) Охарактеризуйте статус лиц по нижеприведенным отрывкам:
Карточка 1.
«Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н. э. Эту дату сообщают античные писатели. Это был известный римский политический деятель и полководец. Он родился в 12-й день месяца квинтилия, который впоследствии в его честь был переименован в июль. Он происходил из патрицианского рода Юлиев, древнего и знатного, но бедного.
Юлий Цезарь получил прекрасное образование, которое в те времена заключалось в изучении греческого языка, литературы, философии, истории и в овладении ораторским искусством. Он быстро достиг выдающихся успехов в красноречии.
В 63 г. он стал верховным жрецом (понтификом). Будучи консулом, он смог вопреки упорному противодействию сената провести в жизнь два аграрных закона в пользу ветеранов и неимущих граждан.
Как лидер партии, он стремился заменить власть сената единоличной властью. Его имя стало отождествляться со словом «император». Позднее все «римские императоры сами принимали титул «цезарь» и присваивали ею своим сыновьям».
Карточка 2.
«Известный русский историк С. Ф. Платонов родился в семье типографского служащего 16 июня 1860 г. в Чернигове.
В городе на Неве он прошел путь от гимназист (1870—1879) и студента (1879—1882) до профессора академика — главы петербургской школы русских историков. Талант педагога-историка был замечен при дворе Платонов был приглашен преподавателем истории в царскую семью. События 1917 г. он воспринял как историческую аномалию, вызванную войной, нищетой и разрухой Историк полагал, что установление власти большевиков явление временное. Его политические взгляды не оставались неизменными. До революции Платонов придерживался либеральных буржуазно-монархических позиций После 1917 г. его воззрения шли в направлении буржуазной демократии».
Источники: Платонов С. Ф Лекции по русской истории. М., 1993.
4) Охарактеризуйте героев известных вам по литературе произведений с точки зрения их социального положения. Свои доводы подтвердите ссылками на источники.
5) Разъясните статус ваших родителей, знакомых.
6) Представьте собственный статусный портрет.
При выполнении предложенного выше задания можно воспользоваться следующей схемой:
— территориальные статусы (горожанин, беженец, бомж…)
— пол (женщина/мужчина)
— возраст (ребенок, взрослый, пожилой)
— раса (негроидная, европеоидная, монголоидная)
— национальность
— здоровье (инвалид, здоровый…)
— профессия политические взгляды
— религиозные взгляды
Для уяснения вопроса о социальной группе ребятам предлагается выделить любую группу людей по социально значимым критериям (доход, власть, образование, возраст, раса и т. д.).
Учитель после проведенного анализа выполненных выше заданий обращает внимание на то, что люди, имеющие разный статус, отличаются друг от друга в поведении, внешности. Для подтверждения этой мысли ученикам предлагается обратиться к дополнительному тексту §17 «Одежда и статус» (с. 114). После прочтения отрывка статьи Д. Моррис ребята должны ответить на следующие вопросы:
1) Какие функции выполняет одежда в обществе?
2) Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе с помощью одежды?
3) Проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в современном обществе. К каким выводам вы приходите? Приведите конкретные примеры.
4) Можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстрационная функция одежды доминирует, а ее стиль регламентируется очень жестко с позиции статусности?
Ребята должны усвоить, что статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей.
Ребятам предлагается определить, какими правами и обязанностями наделены:
— учитель обществознания;
— родитель;
— президент страны;
— ученик.
Отождествление себя с чем-то или кем-то называется статусной идентификацией. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью. В этом случае можно привести примеры того, как ученик непочтительно разговаривает с учителем.
В понимании ребенка необходимо закрепить еще одно понятие — имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом (это определение дано в учебнике).
Завершение рассмотрения этой темы необходимо осуществить уяснением еще одного важного понятия — социальная роль. Так называют способ поведения человека в соответствии со статусом.
Ученикам предлагается выписать на листке бумаги полны: набор своих статусов и определить свой главный статус.
Ученикам можно предложить разыграть некоторые статусы показав особенности манеры поведения людей. Так ребята уточняют смысл социальных ролей в обществе. Например,
группа 1 показывает родителя;
группа 2 — директора школы;
группа 3 — чемпиона мира по боксу;
группа 4 — крупного предпринимателя.
Р. Мертон ввел в науку важное понятие — ролевой набор. Оно означает совокупность ролей, которые ассоциируются с одним статусом. Ребятам предлагается проанализировать ролевой набор ученика, крупного бизнесмена и пенсионера.
В конце урока следует закрепить изученные новые понятия, подвести итоги. (Социальная структура общества включает в себя совокупность статусов, полей, социальных групп.)
Д/з: § 17, вопросы и задания после темы.
infourok.ru
§23 Гдз Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. к учебнику по обществознанию 8 класс
авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Гдз к учебнику Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
§23. Роль государства в экономике.
Вопрос 1. Как осуществляется экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов? В чём заключаются функции экономических систем? Кто и как защищает права собственности?
Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов.
Экономический выбор рассматривается с использованием кривой производственных возможностей. Каждая точка на этой кривой представляет собой комбинацию благ двух видов. Граница области производственных возможностей характеризует одновременно возможный и желательный выпуск продукции.
Экономические ресурсы в традиционной экономике чаще всего находятся в коллективной собственности племени или общины. Решения об использовании общинных ресурсов принимаются коллективно. Набор производимых экономических благ не отличается разнообразием. То же характерно и для отдельных видов деятельности (преимущественно труд в сельском хозяйстве, ремёсла). Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства. Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей.
В рыночной экономической системе решение вопросов, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. В экономическом смысле рынок — это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления. В рыночной экономике основные факторы производства и его результаты находятся в руках преимущественно частных лиц. В нашей и других странах собственниками также могут быть государство, муниципалитеты, общественные организации. Действующие в этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Каждый самостоятельно принимает экономические решения в соответствии с собственными интересами и потребностями. Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. Поэтому на вопрос «что производить?» в рыночной экономике есть один ответ: производиться будут лишь те товары, которые могут принести прибыль, а те товары, производство которых влечёт за собой убытки, выпускаться не будут. При этом производитель стремится выбрать такую технологию производства, которая обеспечит ему наибольшую прибыль.
В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять новую технологию производства. Применение новых технологий обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Тем самым рыночная экономическая система благоприятствует техническому прогрессу.
Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Поэтому, что, как и для кого производить, государство планирует из единого центра на основе приказов (директив), законов, плановых заданий. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. Такая экономическая система была в СССР, других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности — от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением.
В ст. 8 и 35 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Под системой гражданско-правовой защиты права собственности понимается совокупность средств, способов и методов, которые собственник или иной титульный владелец может применить для защиты своего права владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Различные нормы гражданского права играют в деле защиты права собственности далеко не одинаковую роль. Одни нормы служат делу отражения совершаемых правонарушений, например правила об ответственности за причинение материального ущерба, за незаконное удержание чужого имущества и т. д. Другие нормы непосредственно обеспечивают нормальные условия для использования собственником принадлежащего ему имущества.
Вопрос 2. Можно ли управлять экономикой? Кто оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь? Зачем мы платим налоги? Сколько денег требуется государству?
Менеджмент или Управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
Система управления экономикой – совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления экономикой, хозяйством, используемых органами управления, управленческим аппаратом. Система управления экономикой представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни. Система управления экономикой страны разделяется на территориальные и отраслевые системы (подсистемы второго уровня), которые в свою очередь включают локальные системы управления предприятиями, организациями, фирмами.
Государство оплачивает предоставляемую нам бесплатно медицинскую помощь.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Вопрос 3. Назови круг экономических проблем, регулируемых любым государством.
Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.).
Вопрос 4. Какие способы воздействия на экономику может использовать государство?
Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование им своих доходов и расходов, механизм налогообложения. Чтобы понять, каким образом государство использует эти средства, познакомимся с понятиями «налоги» и «государственный бюджет».
Воздействие:
- обеспечение социальной защиты, социальной гарантии
- обеспечение экономической безопасности страны
- стабилизация экономический колебаний
- обеспечение правовой базы для рыночной системы
- создание эффективной конкуренции
- ограничение монополизированного производства
- контроль за уровнем инфляции и безработицы
- перераспределение доходов и ресурсов
Вопрос 5. Нужна ли рынку «государственная рука»?
Так что государственная рука нужна, а не мелочный контроль и не постоянное изменение правил посреди игры. Свободный рынок – это рынок, работающий по правилам. Государство должно устанавливать эти правила, то есть создавать законы, гарантирующие нормальное функционирование общества, и обеспечивать их исполнение. На рынке превалируют сиюминутные интересы, государство должно руководствоваться долговременными перспективами. В рынке выживает сильнейший, а государство должно заботиться о самых незащищённых – в том числе и от рынка.
Вопрос 6. Зачем государству необходимы налоги?
Налоги являются главным источником средств для государства. Налог — обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.
Налоги появились с возникновением государства. Вспомним, например, факты, связанные со становлением Древнерусского государства: полюдье князей и налоговую реформу княгини Ольги, которая ввела уроки и погосты. Из истории нам известны самые разные формы взимания налогов.
Вопрос 7. Какие налоги платят граждане?
Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.
Прямые налоги (налагаемые непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Плательщиками налогов являются все граждане, имеющие какие-либо доходы, независимо от источников их получения: зарплата, премии, доходы от собственности, от предпринимательской деятельности и др. Не включаются в облагаемую налогом сумму дохода пенсии, стипендии и некоторые другие виды доходов. С 1 января 2001 г. в нашей стране установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%. Прямыми налогами являются также налог на имущество (строение, транспортные средства и др.), налог на землю и т. п.
Налоги на продажу товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Обычно ими облагаются товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. Взимание косвенных налогов не связано с учётом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определённых товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя этих товаров.
Вопрос 8. Каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета?
Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Такая ситуация называется дефицитом бюджета. Это значит, что стране не хватает денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами.
Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: рациональное использование бюджетных средств; сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого же государство берёт деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Другой источник — одолжить у граждан и хозяйственных организаций страны, например через продажу облигаций государственных займов. Облигация — документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определённой суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики страны и решения социальных задач.
Вопрос 9. Приведи примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы в ведение частных фирм.
Социальная защита разных категорий населения; оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система страны; социальное обеспечение граждан; бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев.
Вопрос 10. Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Что заставляет их так поступать? Выскажи своё отношение к затронутой проблеме.
Стремление уклониться от налогов вполне свойственно многим людям. Все люди хотят жить в достатке, ни в чём не нуждаться, пользоваться всеми благами, за которые сейчас нужно платить. Конечно же, люди не хотят отдавать деньги налоговым службам, поэтому и пытаются уклоняться от ненужных затрат. Несомненно, налоги очень нужны бюджету государству, но с другой стороны в настоящее время правительство требует слишком большие суммы, которые люди невысокого достатка просто не в состоянии оплатить.
Вопрос 11. Подумай, как повлияли бы на жизнь твоей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан, увеличение расходов на реализацию социальной политики, сокращение расходов на обслуживание государственного долга.
1. «сокращение расходов на образование» — возросла бы конкуренция на бюджетные места в институте мне бы было ещё сложнее поступить, или вообще не было бы этой возможности если финансирование крайне мало.
2. «увеличение подоходного налога с граждан» — увеличение налога уменьшило бы заработную плату моих родителей, следовательно общий бюджет семьи был в разы меньше. Меньше денег – сокращение удовлетворённых потребностей, появление нужд .
3. «увеличение расходов на реализацию социальной политики» — это могло помочь моей семье, например такая политика финансирования могла бы дать возможность студентам ездить в транспорте бесплатно, либо другие льготы, как увеличение стипендии.
4. «сокращение расходов на обслуживание государственного долга» — расходы на обслуживание госдолга идут с налогов, следовательно нет расходов налог можно уменьшить, значит в семье будет больше денег.
Вопрос 12. Выбери из приведённого перечня примеры выполнения государством такой экономической задачи, как производство общественных благ: поддержка конкуренции предприятий малого бизнеса; предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам; организация работы общественного транспорта; установление новых ставок налогов на производителей; обеспечение контроля качества поступающих потребителям лекарств.
Предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам; организация работы общественного транспорта; обеспечение контроля качества поступающих потребителям лекарств.
gdzznaniya.ru
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Собственность» с использованием ИКТ.
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Собственность» с использованием ИКТ.
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 12 г. Абакан
Архипкина Анастасия Валерьевна
Цели:
— Образовательные: раскрыть экономический и правовой смысл понятия «собственность», познакомиться с такими понятиями, как «имущественные отношения», «имущество», «аренда»; усвоить основные формы собственности;
— Развивающие: развивать все сферы личности: эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной, развивать умение анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.
— Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.
Методы:
репродуктивный (объяснение учителя), продуктивный (поиск ответа на поставленное задание, групповая работа, работа со статьями Конституции РФ, Гражданским кодексом РФ).
Тип урока: изучение нового.
Формы работы: индивидуальная, работа в малых группах.
Оборудование: доска, мультимедиа с ПК, презентация, раздаточный материал на группы (статьи Гражданского кодекса, Конституции РФ см. Приложение 2), учебник: Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.– Волгоград: Учитель, 2005.
План изучения нового материала:
I. Имущественные отношения
II. Собственность
III. Формы собственности
IV. Защита прав собственности.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний
Цель: подвести учащихся к понятию «Имущество», «имущественные отношения».
1. Чьим имуществом является мебель в кабинетах школы? Приборы в кабинете физики? (слайд 5)
2. Чьим имуществом являются письменные принадлежности? Если вы утверждаете: «Это моя ручка», может ли другой ученик сказать об этой ручке тоже самое?
3. Так что же такое имущество?
1. Школьным имуществом.
2. Ответы учеников.
3. Ответ детей: Имущество- совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо лица.
III. Изучение нового материла.
3.1. Имущественные отношения
3.2. Собственность
Давайте запишем определение (слайд 6): Имущественные отношения – это отношения между людьми возникающие по поводу имущества (Регулирует Гражданское право).
Мы пользуемся общественным транспортом: вступаете с владельцами городского транспорта в договорные отношения – платите – вас везут. В магазине вступаете в отношения купли-продажи.
Виды имущественных отношений: 1. Договорные отношения (плата за проезд, за товары, за услуги,
одалживание в долг)(слайд 7)
2. купля-продажа
3. аренда и т.д.
В основе отношений лежит право собственности. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах.
Слайд 8.
Задание: прочитать и найти в учебнике на с. 102 основные точки зрения по поводу дефиниции «собственность».
Задания группам (слайд 10)
1-я группа — работа с отдельными статьями Конституции РФ и Гражданским кодексом. Найдите статьи, в которых речь идет о собственности. Определить правомочия собственника. Выполнить в виде схемы.
2-я группа – работа с учебником с. 103. Изучить основные правомочия собственника и привести примеры.
3я группа — работа с учебником с. 103. Сделать схему и рассказать, кто является субъектами права собственности.
4-я группа – работа с учебником с. 104-105. Сделать схему: «Формы собственности» (привести примеры).
5-я группа. Ответить на вопрос как человек становится собственником?
На слайде Вы видите слова. При помощи данных слов составьте известную всем пословицу! Слайд 16
Записывают определение.
записывают в тетрадь виды имущественных отношений
Записывают определение: собственность-принадлежность вещей и духовных ценностей определённым лицам.(слайд 9)
Задания группам (ответы)
Проверка
1. Слайд 11
Правомочия собственника:
Владение – фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически.
Использование – возможность получать от вещи пользу (доход).
Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать, дарить, менять). Записывают все в тетрадь.
3. Слайд 12
4. слайд 13
Делают вывод: все виды собственности равноправны.
5. Слайд 14,15
Ответы: 1. сам создает вещь
2. получил по наследству
3. купил, нашел и т.д.
Выполняют. Пословица «На чужой каравай рот не разевай!»
IV. Защита прав собственности.
Мозговой штурм, работа в малых группах: Каким образом можно защитить собственность. На выполнение дается 2 минуты.
Отвечают
Рефлексия
Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое собственность, кто является собственником, основные формы собственность. Для закрепления предлагаю составить синквейн на слово «Собственность». Слайд 18. Выборочно учитель проверяет у учащихся.
Самостоятельно составляют и записывают в тетрадь.
Выставление оценок
Записывают домашнее задание: параграф 13. Проверь себя с. 106.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1-я группа — работа с отдельными статьями Конституции РФ и Гражданским кодексом. Найдите статьи, в которых речь идет о собственности. Определить правомочия собственника. Выполнить в виде схемы.
2-я группа – работа с учебником с. 103. Изучить основные правомочия собственника и привести примеры.
3я группа — работа с учебником с. 103. Сделать схему и рассказать, кто является субъектами права собственности.
4-я группа – работа с учебником с. 104-105. Сделать схему: «Формы собственности» (привести примеры).
5-я группа. Ответить на вопрос как человек становится собственником?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Конституция РФ
Ст. 35 1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ
Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
На | чужой | каравай | рот | ||
Не
разевай
infourok.ru
§21 Гдз Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. к учебнику по обществознанию 8 класс
авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Гдз к учебнику Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
§21. Производство — основа экономики.
Вопрос 1. Как соотносятся затраты и прибыль? Каким образом в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяются потребности? Как различаются свободные и экономические блага? Как решается вопрос, что и как производить?
Прибыль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Затраты — размер ресурсов (для упрощения измеренных в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности за определённый временной промежуток. Или простым языком: затраты — это стоимостная оценка ресурсов.
Перед обществом в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора. Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов. Экономический выбор рассматривается с использованием кривой производственных возможностей.
Свободные блага – это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например, свободным благом является воздух – человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом. Или солнечный свет в безоблачный день. Или вода на берегу моря.
Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги. Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности.
Вопрос 2. Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове? Чем измеряется богатство человека, страны? Почему исчезают одни профессии и появляются другие?
Робинзон Крузо прожил на необитаемом острове двадцать восемь лет, благодаря труду и напряженной работе. Он не сдавался и пытался находить новые способы выживания. Он построил себе дом, выращивал пшено, виноград, и даже начал разводить диких коз. Построил ограду вокруг своего жилища, чтобы оградить себя от опасности. Он не собирался просто так сдаваться и затем борьба за свою жизнь дала свои плоды. Робинзон был спасён.
Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Потому что некоторые профессии уже совершенно не нужны в современной жизни. Общество динамично – постоянно меняется. Взамен им появляются новые, более современные и нужные. Допустим, в 20 веке не было в России таких профессий, как пиар-менеджер, маркетолог, риелторы и многие другие.
Вопрос 3. В каком ателье производительность выше и почему?
6:3=2 брюк в день — изготавливает один мастер в 1 ателье
6:2=3 брюк в день — изготавливает один мастер во 2 ателье
3>2
Во втором производительность выше, поскольку там один мастер в день изготавливает 3 пары брюк, а в первом только 2 пары.
Вопрос 4. В чём заключается роль производства в экономике?
Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем — промышленное, а с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития.
На основе научных достижений создаются продукты, которых не существует в природе.
Для характеристики производства используют различные показатели: объём производимой продукции в натуральном и стоимостном выражении, численность занятых работников, масштабы производства (как в целом по экономике, так и по субъектам хозяйствования).
Что и сколько необходимо производить? Вы уже знаете, что действующие в мире экономические системы по-разному решают этот вопрос. Его решение зависит от используемого способа координации экономического выбора производителей: с помощью обычаев и традиций, решений правительства или рынка.
Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.). Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики — совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.
Вопрос 5. Какие виды деятельности современной экономики получили наибольшее развитие?
Современные отрасли экономики сформировались в результате длительного исторического процесса: от рыбной ловли и охоты в начале исторического пути человечества до современного сельского хозяйства, многоотраслевой промышленности.
Все виды деятельности российской экономики объединены в две группы: сфера материального производства и социально-культурная сфера. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, услуги. Вторая группа отраслей включает образование, медицинское обслуживание, искусство, научную деятельность и др.
По прогнозам учёных, к середине XXI в. число людей, занимающихся сельским хозяйством, существенно уменьшится по сравнению с числом занятых в других отраслях экономики. Так, аграрное население развитых стран мира за последние 50 лет сократилось с 36 до 8%, а неаграрное выросло в два раза. Это связано с развитием новых технологий, позволивших обходиться меньшим количеством работников, и с ростом работающих в других сферах деятельности, например в торговле, науке, сфере обслуживания.
Наблюдается исчезновение одних профессий и появление других. В начале XX в. практически в каждом селе имелся мастер, изготавливавший конскую сбрую и сёдла, а в городе профессия трубочиста была некогда массовой. Развитие техники способствовало появлению всё новых сфер деятельности человека, которые оформляются в особые отрасли (например, информатика, биотехнологии и др.). Одной из массовых профессий в нынешнем столетии становится профессия программиста.
Вопрос 6. При каких условиях продукт производства становится товаром?
Целью и результатом производства является продукт. Продукт — результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах. В первобытной общине продукт служил для непосредственного потребления, но со временем часть созданных благ стала предназначаться для обмена через куплю-продажу. Продукт труда, произведённый для продажи, является товаром. Он обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью, т. е. способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие товары. Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы: средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).
Вопрос 7. В чём особенности услуги как товара?
Особым видом продукта как результата деятельности является услуга. Услуга — экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом. Услуга, в отличие от товара, не обладает вещественной формой, но от этого не становится менее значимой.
Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент её производства. Сфера услуг, как и любое производство, построена по отраслевому принципу.
Вопрос 8. Какие ресурсы необходимы для осуществления производства?
Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются факторами производства.
Экономисты относят к факторам производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности.
Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.
Труд — это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Человек способен привести в движение средства производства, он оживляет их, без него они мертвы.
Капитал как фактор производства выступает в двух формах — вещественной (здания, сооружения, машины, оборудование) и финансовой.
Предпринимательские способности — это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большего количества продукции и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела.
Во второй половине XX в. стал очевиден ещё один источник богатства — информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.
Информация — важный ресурс, используемый в общественных процессах, в том числе экономических. Как продукт мыслительной деятельности информация — это прежде всего знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д.
Вопрос 9. Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?
Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определённым количеством людей. Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда. При такой организации труда работник, приобретая больше умения и опыта в своём деле, делает работу точнее и быстрее, т. е. его производительность труда повышается. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.
Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация — это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Производители стали сосредоточивать усилия на изготовлении тех предметов, которые им удавалось производить лучше всего. Они совершенствовали своё мастерство, производя всё больше и больше продукции в единицу времени, т. е. работая всё производительнее. Так возникла специализация в выполнении работ, в результате которой появилась необходимость в обмене между производителями результатами деятельности. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.
Современная экономика настолько специализирована, что никто из нас не обеспечивает себя сам всеми необходимыми благами. Каждый делает что-то одно, а потом обменивает результаты своего труда на результаты труда других.
Специализация существует не только между работниками, но и между предприятиями, отраслями экономики, странами.
Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Подобная организация производства ведёт к увеличению производительности труда, что способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.
Вопрос 10. Раскрой экономический смысл известных строчек из басни И. А. Крылова «Щука и Кот»: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Проведите конкурс среди одноклассников на лучший экономический комментарий к этим строчкам.
Экономический смысл высказывания заключается в правильности распределения производства товаров на рынке труда. На примере героев басни мы видим, что неправильный подход к производству по причине отсутствия, например, навыков и опыта, приведёт к фиаско.
Вопрос 11. Подбери с помощью интернет-ресурсов материал о российских компаниях, специализирующихся на производстве определённых товаров и услуг. Подготовь сообщение и обсуди его с одноклассниками.
Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля — авиационное предприятие, расположенное в посёлке городского типа Томилино Люберецкого района Московской области, занимается разработкой и опытной эксплуатацией вертолётов.
Завод был создан генеральным конструктором Михаилом Милем в 1947 году. Включает в себя ОКБ, опытное производство, экспериментально-исследовательский комплекс и лётно-испытательную базу. Входит в состав госкорпорации «Ростех».
На МВЗ было спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолётов, выпускавшихся в более чем 200 модификациях.
Вопрос 12. Выбери правильный ответ.
Специализация приводит к: 3) большей экономической взаимозависимости.
Вопрос 13. Сравни два рекламных объявления производителей.
«Связь-банк». Вклады. Связь стабильности и перемен к лучшему. Широкий выбор подходящих Вам вкладов для воплощения Ваших будущих идей».
«Скайлинк». Сотовая мобильная связь. У нас всё по-честному. 10 копеек после первой минуты разговора. Тариф «Дешевле некуда». Спрашивайте во всех салонах сотовой связи».
Объясни, на какую группу потребителей рассчитана эта информация. Какие новые потребности населения в товарах и услугах она создаёт?
Во-первых объявления рассчитаны на группы людей, у которых есть заработок и частое движение денег.
Во-вторых, банк предлагает вклады. Вклад – это накопление денег. Можно воспользоваться вкладом чтобы купить машину, квартиру, или иные предметы быта, и т. п.
Реклама сотовой связи тоже призывает купить телефон, затем тариф, затем пользоваться им, и как уловка «экономить».
gdzznaniya.ru
Конспект урока обществознания 8 класс «Социальная структура общества»
Класс 8
Тема: Социальная структура общества
Тип урока:комбинированный
Цели:
дать представление о социальном устройстве общества;
показать виды социальных групп;
способствовать осмыслению опасности социальных конфликтов и пути их разрешения.
Основные понятия: социальная структура, социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, восходящая вертикальная мобильность, нисходящая вертикальная мобильность, социальная группа, социальный конфликт.
Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, ноутбук.
Ход урока:
Организационный момент
Изучение нового материала
План:
Социальная структура общества
Социальная мобильность
Многообразие социальных групп
Социальные конфликты и пути их разрешения
Что такое общество?
Какие сферы деятельности входят в структуру общества?
Известно ли вам общество, в котором отсутствует социальное неравенство?
Почему люди объединяются в группы?
Задание на урок: если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?
Вы уже знаете, что одной из сфер жизни является социальная сфера. Взаимосвязь основных элементов в этой сфере и создаёт социальную структуру общества.
Социальная структура общества (от лат.Structura– строение, расположение, порядок) – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж .
Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный, а понятие структура означает в переводе строение, расположение, порядок. Следовательно, в упрощённом варианте — социальная структура – это система построения общества.
Общество как из кирпичиков строится из социальных групп: классов, социальных слоёв, профессиональных групп и т.д.)
Группы не просто отличаются друг от друга, они образуют иерархическую систему: высшее, среднее, низшие классы.
Может ли такое общество быть благополучным? Скорее всего, нет. Те огромные слои населения, которые лишены возможности удовлетворять свои экономические потребности рано или поздно проявят своё неудовольствие и заберут те богатства, которые есть у вершины этой пирамиды.
Современные развитые общества, скорее всего более похожи на ромб.
Такое расположение социальных групп говорит о существовании социального неравенства.
Что же является основными критериями разделения общества на старты?
Сюда мы отнесём: доход, власть, образование и престиж.
Как правило, в верхних слоях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж и хорошее образование. Однако ранговые позиции могут не совпадать.
Таким образом, основаниями стратификации могут служить только те показатели, которые позволяют построить шкалу рангов: больше-меньше, лучше-хуже, престижно-непрестижно и т.д.
Работа с учебником стр. 106. «Ситуация»
2. Социальная мобильность – способность отдельных людей или целых групп перемещаться внутри социальных слоёв либо вертикально, либо горизонтально.
Горизонтальная мобильность — это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне.
(Переезд из одного города в другой, при этом сохраняя все те социальные возможности, которые били ранее . Например ты рабочий. И в новом городе ты снова устроился на ту же самую должность. Что поменялось? Поменялся город.)
Вертикальная мобильность —это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации.(Сержант стал старшим сержантом, майором )
Восходящая вертикальная мобильность — перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа)
Нисходящая вертикальная мобильность – перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).
Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.
Пример: после революции 1917 г. дворянство резко потеряло свои социальные позиции, а потом и вовсе перестало существовать. В 90-е гг. престиж многих интеллектуальных профессий резко понизился.
Работа с учебником стр. 107 «Ситуация»
Конечно же все люди стремятся двигаться вверх, к более высоким социальным позициям. Как же это можно сделать?
Работа с учебником стр. 109 «Ситуация»
3. Если мы говорим об обществе мы не выделяем, действия отдельного человека. Однако действия каждого человека связаны с другими людьми. Так создаются социальные группы.
Социальная группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль.
Групп в обществе мы можем выделять огромное количество.
Виды групп:
Малой группы — семья – это люди, объединённые какими-либо интересами, узами родства, брачными отношениями.
Друзья – люди объединённые общими интересами.
Формальные – группы определённые как то документально. (Вооружённые силы. Ученике. Работнике предприятия и т.д.)
Неформальные – группы ни чем не регламентируются. Таких людей на много больше в нашем обществе. (поездка в автобусе, друзья – объединения по интересам, т.к. ни что не связывает документально)
Работа с учебником стр. 111 «Документ»
4.Так или иначе, общество – это крайне сложный механизм. И возникает вопрос как люди столь разные могут жить сообща? По своей сути человек крайне агрессивное. Мы не очень любим своих соседей, не желаем впускать в свой мир посторонних людей. И поэтому в обществе неизбежно возникают социальные конфликты.
Бытовые конфликты
Религиозные конфликты
Национальные конфликты
Работа с учебником стр. 112 «Ситуация»
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 112-113.
Задание: выписать в тетрадь виды конфликтов.
Закрепление изученного материала.
Задание на урок: если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?
Домашнее задание.
Прочитать параграф 13
Рубрика «В классе и дома» № 1,4
Выучить новые термины.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
infourok.ru
План-конспект урока обществознания 8 кл Боголюбов «Как стать личностью»
План-конспект урока
Ростовщикова Наталья Прокопьевна, МАОУ «СОШ №7», г. Назарово Красноярского края.
Тема: Как стать личностью
Цели:
Образовательная:
· Познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказать влияние природных и социальных условий на формирование личности.
Развивающая:
· Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
· Развивать умение анализировать иллюстрации, решать проблемные задания.
· Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
· Развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
Воспитательная
· Способствовать воспитанию терпимого отношения к личности.
· Формировать познавательный интерес к предмету.
· Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.
Задачи урока:
1. Знать, что понимается под личностью в социуме.
2. Различать понятия личность, индивид, индивидуальность.
3. Понимать, как природа и общество влияют на становление личности.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь.
ПК, проектор.
Основные понятия: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Формы учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Предполагаемый результат:
1. Умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
2. Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.
3. Умение вырабатывать навыки исследовательской деятельности и работы в парах.
4. Умение работать с информационными текстами, решать проблемные задания.
5. Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
План урока:
1. Человек, индивид, личность.
2. Жизненные ценности и ориентиры.
3. Становление личности
4. Кто помогает стать личностью?
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок. 1 мин
2. Формулирование темы урока
??? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?
Начну урок с притчи: «Знаменитый древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажёг фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос «Что ты делаешь?» он отвечал «Ищу человека!». Хотя он встречал и торговцев, и богатых и бедных, и стариков и женщин и мужчин. Как вы думаете, кого он искал? В каком значении Диоген употреблял слово «человек»? Почему? В то время еще не было определения личностьи.
Как вы думаете, что такое личность? (в тетрадях напишите свое определение)
Личность — совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. (Словарь с 249)
= теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока? (отвечают)
Тема нашего урока: Как стать личностью.
Подумайте, какая цель нашего урока?
=Цель урока: показать сущность и значение личности, жизненных ценностей и ориентиров, также рассмотреть фазы становления личности в процессе социализации.
Проблемный вопрос:
??? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
Человек – особое звено в развитии живых организмов на земле.
Как вы думаете, в вас преобладает природное или социальное начало?
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Биологическое существо Социальное существо
Скажите, чем человек отличается от животных?
Внешний вид: животные покрыты шерстью, а люди покрыты кожей.
Строение органов: у человека самое большое соотношение веса мозга к весу тела в отличие от животных
Питание: человек готовит продукты (жарит, моет, чистит), а животное ест, не перерабатывая продукты
Общественный строй: люди живут с семьёй или по одиночки, в обществе, а животные могут жить стаей , а могут по отдельности
Творчество: люди занимаются творчеством (рисованием, музыкой, скульптурами…), а животные не занимаются искусством, если только человек не научит.
=Духовный мир человека: в повседневной жизни в окружающих нас людях мы видим внешнюю сторону, то есть красоту, одежду, улыбку, и т.д. У нас в обществе принято говорить: « Встречаем по одежке, а провожаем по уму». Но в человеке главное душа, ум доброта, которые должны направлять человека на хорошие дела и поступки. Такие как помощь близким, помочь бабушке перейти через дорогу, купить хлеба, покормить птиц, помочь родителям и т.д.
Перед каждым человеком встает философский вопрос, КТО Я?
Давайте подумаем, а кто вы?
Ответьте письменно на вопрос «Кто я?» (у доски ученик записывает ответ, а ученики характеризуют его).
Какие признаки вы выделяете?
Каким отдаете предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для вас?
=все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда.
=признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей — индивид (от лат. individuum) — отдельный человек).
Попробуйте дать определение понятию «индивид» (выслушиваются версии, подводится итог обсуждения, запись определения в рабочую карту, в таблицу)
Индивид — это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью (отпечатки пальцев, тембр голоса и т.д.).
Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от другого, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нем говорят: «Это яркая индивидуальность» (писатели, поэты, художники, актеры, музыканты).
= Индивидуальность — характеристика человека в обществе.
Еще один признак, присущий человеку,— быть личностью. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.
— это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью.
— отпечатки пальцев, поэт, художник, актер, музыкант.
— совокупность свойств, присущих определенному человеку.
для того чтобы стать личностью — нужно обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельности (роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.).
Сейчас, мы посмотрим фрагмент фильма, ваша задача ответить на вопрос: Являлся ли Александр Македонский личностью, индивидом или имел только индивидуальность? Аргументируйте свой ответ.
Молодцы!
Попробуем создать графическую модель личности
Давайте назовем качества, которыми должна обладать личность. Таким образом, личность должна обладать не только важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
В вопросе «КТО Я?» также лежит внутреннее и внешнее открытие самого себя, через жизненные ценности и ориентиры.
Представьте, у вас в руках зеркало, вы смотрите в него и что вы видите?
Представьте , что вы уже взрослые, кто я? Зачем Я?
Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества. Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.
Перед вами профессии, выберите ту, которая вам интересна.
Почему вы выбрали именно ее?
Что вы ждете от будущей профессии.
Какой вывод можно сделать?
= перед вами уже сейчас стоит вопрос — кем быть?
Обратимся к параграфу учебника, п. 2, стр. 37, прочитайте 2 абзац сверху, и ответьте на вопрос, что нужно сделать, если вы не знаете, какую профессию выбрать?
Ответ: нужна осведомленность о профессии, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым, профессиональная консультация специалиста, семья.
= Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения.
Как вы думаете, что такое мировоззрение?
Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 38, прочитайте 2 абзац снизу. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ВОКРУГ НЕГО.
Перед вами структура мировоззрения, попытайтесь проанализировать данную схему, к какому выводу вы пришли?
Структура мировоззрения.
идеи принципы Духовные ценности убеждения мировоззрение
В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, религиозным. Этим словом принято определять систему взглядов ни мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Это идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе и дают возможность формированию личности, ее внутреннего мира.
Как же проходит становление личности?
Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 39-40, прочитайте 2 абзац снизу и выпишите фазы становления личности:
1) адаптация (от лат. adaptation — приспособление).
освоение норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы.
2) индивидуализация
человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности
3) интеграция (от лат. integratio – востановление)
человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.
=Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Первичная социализация
(ближайшее окружение) Вторичная социализация
(формальное окружение)
Семья, друзья, приятели школа, организации, больница, библиотеки
Задание: являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то какой именно и какую функцию они выполняют):
1. Почтальон. 2. Надзиратель тюрьмы. 3. Продавец. 4. Диктор телевидения.
5. Домоуправ.
=социализация бывает первичной и вторичной, а в роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.
Работа в группах (3) , у вас на столах лежат примеры конкретных людей. Ваша задача обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументируйте свой ответ.
Пока выступают ребята, для каждой группы свое задание:
1. Слушают выступления и кратко заполняют таблицу в рабочей карте.
2. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только положительные. Свой ответ аргументируйте.
3. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только отрицательные. Свой ответ аргументируйте.
Давайте озвучим ваши результаты работы (читают задания и отвечают)
Резюме учителя.
— Предлагаю вспомнить основные моменты урока, используя небольшой тест (в рамках подготовки к ОГЭ):
1. Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….(интеграция).
2. Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется …(мировоззрением).
3. Самой общей характеристикой человека является термин…… (индивид).
4. Человек от животного отличается:
1) Теплокровной системой кровообращения
2) Членораздельной речью
3) Памятью
4) Навыками ориентации в пространстве. (членораздельной речью)
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология. (физиология)
6. Как называется процесс становления личности ….(социализацией).
7. К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация. (социализация).
8. Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист. (инфекционист)
Проверка теста.
Проблемный вопрос ? ?? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: чтобы стать личностью, нужно обладать не только важными качествами общества, но и реализовать свои многочисленные роли и функции, а также обладать определенными взглядами на мир, на свою жизнь в данном обществе.
Д/з : п 5, задания 2,5.
infourok.ru
Практикум Гдз Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. к учебнику по обществознанию 8 класс
авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Гдз к учебнику Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
Практикум.
Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.
Личность — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.
Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.
Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество — не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество — это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.
«Общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
- скромный
- умный
- честный
- откровенный
- искренний
- уверенный в себе
- решительный
- целеустремлённый
- собранный
- смелый, храбрый
- уравновешенный
- спокойный, хладнокровный
- добрый
- отходчивый
- щедрый, великодушный
- находчивый, сообразительный
- благоразумный, рассудительный
- здравый, здравомыслящий
- уступчивый, сговорчивый
- трудолюбивый
- кроткий, мягкий
- заботливый, внимательный к другим
- сочувствующий
- вежливый
- бескорыстный
- милосердный, сострадательный
- остроумный
- весёлый
- жизнерадостный, бодрый
- серьёзный
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
- самодовольный, тщеславный
- глупый
- нечестный
- лживый, подлый
- хитрый, коварный
- неискренний
- неуверенный в себе,
- нерешительный
- рассеянный
- трусливый, малодушный
- вспыльчивый
- неуравновешенный
- злой
- злобный, жестокий
- злопамятный
- жадный
- скупой
- несообразительный, тупой
- неблагоразумный, безрассудный
- упрямый
- ленивый
- жесткий
- жестокий
- эгоистичный
- равнодушный, безучастный
- грубый, невежливый
- корыстолюбивый
- безжалостный, беспощадный
- cкучный, мрачный, угрюмый, хмурый
Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло».
Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.
Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.
gdzznaniya.ru