4 класс

Учебник кубановедение 4 класс читать онлайн – 4 класс — Кубановедение

Содержание

Методическая разработка (4 класс) на тему: Учебно-методическое пособие по кубановедению для 4 классов. Разработки уроков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА.

Данный тест проводился мною для контроля знаний за курс начальной школы по математике….

Разработка урока по математике для 4 класса по теме: Итоговое повторение. Решение задач. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока составлена в соответсвии с ФГОС….

Олимпиада по кубановедению для 4 класса

Данный материал помогает подотовиться к муниципальной олимпиаде и краевой викторине…

Учебно-методический комплект (технологическая карта+презентация) для 2 класса. Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел», УМК «Начальная школа 21 века».

Данный учебно-методический комплект по математике (технологическая карта+презентация) для 2 класса. Тема урока: «Сложение и вычитание двузначных чисел», УМК «Начальная школа 21 века» поможет учителям …

О.В.Узорова «Полный курс математики, 3 класс» (учебно- методическое пособие по математике для 3 класса )

Полный курс математики для третьего класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые третьеклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике.С …

О.В.Узорова «Полный курс математики, 4 класс» (учебно- методическое пособие по математике для 4 класса )

Полный курс математики для четвёртого класса содержит все необходимые правила, все типы заданий, которые четвероклассник обязательно должен знать, чтобы потом использовать выученную теорию на практике…

Рецензия ИРО на комплект пособий по кубановедению для 4 классов

Рецензия ИРО на комплект пособий по кубановедению для 4 классов…

nsportal.ru

«Ты, Кубань, ты наша Родина»: Учебная литература

В данном разделе в открытом доступе представлены пособия, которые помогут ученику и учителю успешно готовиться к урокам, получать массу новой и интересной информации по краеведению.

Главной опорой в освоении новых знаний для ученика является учебник. Здесь вы можете, в электронном виде ознакомиться с учебниками по кубановедению за 5-10 класс.

Трёхбратов Б.А. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2008

Трёхбратов Б.А. Кубановедение: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2009
ПОСМОТРЕТЬ УЧЕБНИК

Трехбратов Б.А. Кубановедение: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар: Перспективы образования, 2010

Трехбратов Б.А. Кубановедение: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений, Краснодар: Перспективы образования, 2011

Кубановедение: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Зайцев, С.А. Лукьянов, А.Н. Еремеева, И.А. Терская. – Краснодар: Перспективы образования, 2012.

Кубановедение: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений / В.Н. Ратушняк, О.В. Матвеев, И.А. Терская, А.Н. Криштопа. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2013.

ekaterinodar.blogspot.com

КТП по кубановедению 4 класс

Согласовано

заместитель директора по УВР

____________ Н.П.Мигрина

«30 » августа 2016 года

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, УСПЕНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОТНИКОВА МИХАИЛА ТРИФОНОВИЧА

С. МАЛАМИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по кубановедению

класс 4

учитель Лихонина Евгения Алексеевна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы по кубановедению учителя Лихониной Евгении Алексеевны, утвержденной решением педсовета 31.08.2016. Протокол №1.

Планирование составлено на основе программы курса «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Составители: Е.Н.Еременко, М.В. Мирук, Н.М.Зыгина, Г.В. Шевченко. Краснодар: «Перспективы образования», 2014г.

В соответствии с ФГОС начального общего образования

Учебник: Кубановедение.4 класс. Авторы: Мирук М.В., Еременко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2014 г.

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт

Береги землю родимую, как мать любимую- 11ч

1.

Краснодарский край на карте России. Природные зоны Краснодарского края.

1

01.09

Презентация.

Перечислять природные зоны Краснодарского края ( степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские леса, пояс вечных снегов и ледников). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

2.

Влияние человека на природу изучаемых зон.

1

08.09

3.

Кавказский биосферный заповедник. Заказники.

1

15.09

Презентация. CD.

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать об охраняемых территориях и их значении для жизни животных. Анализировать действия жителей Кубани по сохранению лесных богатств края.

4.

Роль водоемов в природе и жизни человека.

1

22.09

Презентация. CD.

Называть и показывать водоемы на карте Краснодарского края. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоемов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоемы. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоемов. Определять и анализировать степень своего участия в очистке водоемов.

5.

Использование и охрана водоемов.

1

29.09

Презентация. CD.

6.

Типы почв. Защита и охрана почв.

1

06.10

Презентация. CD.

Характеризовать основные типы почв, распространенные в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Характеризовать черноземные почвы, их значение в жизни человека. Составлять письменный рассказ-заметку в газету об охране и защите почв.

7.

Полезные ископаемые Краснодарского края.

1

13.10

Презентация. CD.

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где обнаружены целебные источники и грязи.

8.

Использование полезных ископаемых в жизни человека.

1

20.10

Презентация. CD.

9.

Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

1

27.10

Презентация. CD.

Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать значение богатств природы для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к ним.

10.

Подготовка проектной работы «Береги землю родимую, как мать любимую».

1

10.11

Материалы для проекта.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать свое мнение и аргументировать его.

11.

Защита проектной работы «Береги землю родимую, как мать любимую».

1

17.11

Материалы проекта. Презентация.

Земля отцов – моя земля- 11ч

12.

История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох.

1

24.11

Презентация. CD.

Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

13.

Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

1

01.12

Презентация. CD.

Различать и характеризовать исторические вещественные источники. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времен. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

14.

Народные ремесла и промыслы на Кубани.

1

08.12

Презентация. CD.

Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространенного в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать ее.

15.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

1

15.12

Презентация. CD.

Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные ее части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определять черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

16.

Письменные источники. Устная история родного края.

1

22.12

Презентация. CD.

Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Собирать и хранить письменные источники в семейном архиве. Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. Исследовать и характеризовать устные исторические источники.

17.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.

1

12.01

Презентация. CD.

Планировать и реализовывать проект «Мы – дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе.

18.

Города и районы Краснодарского края.

1

19.01

Презентация. CD.

Перечислять города и районы Краснодарского края, выделять среди них соседние районы. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ об одном из районов. Анализировать символику различных районов.

19.

Екатеринодар – Краснодар.

1

26.01

Презентация. CD.

Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности.

20.

Краснодар – административный центр края. Глава администрации края (губернатор).

1

02.02

Презентация. CD.

21.

Подготовка проектной работы «Земля отцов – моя земля».

1

09.02

Материалы для проекта.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменные исторические источники». Анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать его.

22.

Защита проектной работы «Земля отцов – моя земля».

1

16.02

Материалы проекта. Презентация.

Жизнь дана на добрые дела- 8 ч

23.

Просветители земли кубанской.

1

02.03

Презентация.

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.

24.

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

1

09.03

Презентация.

Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населенного пункта) от захватчиков.

25.

Труженики полей.

1

16.03

Презентация. CD.

Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества ученых – селекционеров, позволившие им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения.

26.

Радетели земли кубанской.

1

23.03

Презентация.

Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать мини-энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтики, врачах, спортсменах, политиках).

27.

Наши земляки – гордость страны.

1

06.04

Презентация.

28.

Наследники земли отцов.

1

13.04

Презентация. CD.

Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с общественными. Осознавать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия.

29.

Подготовка проектной работы «Жизнь дана на добрые дела».

1

20.04

Материалы для проекта.

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать его.

30.

Защита проектной работы «Жизнь дана на добрые дела».

1

27.04

Материалы проекта. Презентация.

Духовные истоки Кубани- 4 ч

31.

Библия. Библиотеки.

1

04.05

Презентация.

Участвовать в обсуждении истории возникновения библиотек при храмах и монастырях.

32.

Культурное наследие Кубани.

1

11.05

Презентация.

Характеризовать православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков.

33.

Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Экскурсия

1

18.05

Презентация.

Уметь описывать духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Находить информацию о литературном музее г. Краснодара – сокровищнице старинных духовных и исторических книг.

34.

Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.

1

25.05

Презентация.

ИТОГО

34ч

3 проекта

infourok.ru

Учебники и учебные пособия по курсу «Кубановедение»

Учебники
и учебные пособия по курсу «Кубановедение»

Баграмян
А.Ю. Литература Кубани: Рабочая тетрадь.
5 – 6 кл., 2008 – 40 с.: ил. 
В
рабочей тетради представлен опыт
преподавания курса «Литература Кубани»
по одноимённой хрестоматии, составленной
Ю.Г. Любимцевым. 
Содержание тетради
соответствует программе курса
«Кубановедение» для 1 – 11 классов
общеобразовательных учреждений
Краснодарского края, что позволяет
использовать её вариативно: при
изучении литературы Кубани в 5 – 6
классах в соответствии с интегрированным
принципом построения программы, а
также в качестве элективного
курса. 
Авторский подход к анализу
литературного произведения нацелен
на повышение читательского интереса
и мотивацию к учёбе. Основные компоненты
предлагаемой методики – самостоятельная
работа, анализ произведения через
определение темы и идеи, художественных
средств, характеристик героев, а также
другие виды работы с текстом (сжатое
изложение, иллюстрация, сочинение-миниатюра,
рассуждение). Все виды работ обоснованы
требованиями к написанию сочинения
в заданиях ЕГЭ по русскому языку. 
ББК
83.3 (2 Рос=Рус)я 72 
УДК 882 (075.2) 
Б
14 
ISBN 078-5-93-749-084

Близнюк
Е.П. История Кубани. Древний мир: Рабочая
тетрадь для 5 кл., 2008 – 32 с. 
Структура
рабочей тетради соответствует программе
курса «Кубановедение» для 5 класса.
Все её разделы содержат задания разных
уровней: от простых, требующих
воспроизведения материала, до творческих
(рисунки, сочинения, кроссворды). 
Цель
тетради – способствовать формированию
навыков самостоятельной работы
школьников, оказывать помощь учителю
в дифференцированном подходе к
обучению, а также вносить разнообразие
в формы проверки знаний. 
ББК 63.3
(2) 41 
УДК 947.01 
ISBN 5-93749-054-1 

Близнюк
Е.П. Средневековая Кубань: Рабочая
тетрадь. 6 кл., 2008 – 36 с. 
В
рабочую тетрадь, составленную в
соответствии с программой курса
«Кубановедение», включены задания
разных уровней: от простых, требующих
воспроизведения материала, до творческих
(рисунки, сочинения, кроссворды). 
Цель
тетради – способствовать формированию
навыков самостоятельной работы
школьников, оказать помощь учителю в
дифференцированном подходе к обучению,
а также вносить разнообразие в формы
проверки знаний. 
Несомненное
достоинство тетради – апробирование
включённых в неё материалов в практике
личного преподавания автора. 
ББК
63.3 (235.7) я 72 
УДК 947.1/9 (471.62) (075.2) 
Б
69 
ISBN 978- 5-93749-080-3

Бодяев
Ю.М. Символы Краснодарского края:
Пособие для общеобразовательной
школы. 2-е издание, 2008 – 36 с.: ил. 
Пособие
содержит богатый материал по истории
кубанской символики, включающий
интересные сведения о регалиях
Кубанского казачьего войска. Подробно
рассказывается о современных символах
Краснодарского края: гербе, флаге,
гимне – и об исторических событиях,
связанных с их рождением и развитием.
Пособие адресовано изучающим курс
«Кубановедение», а также всем, кто
хочет обогатить свои знания и
представления о символах Краснодарского
края. 
ББК 67.400 
УДК 342 
Б
75 
ISBN 5-93749-066 

 

Горовая
Н.А., Чеглокова Т.С. География малой
родины: Рабочая тетрадь для учащихся
6 кл. общеобразовательных учреждений,
2008 – 52 с. 
Рабочая
тетрадь предназначена для учащихся
6 класса общеобразовательной школы.
Содержащийся в тетради информационный
и картографический материал поможет
актуализировать знания учащихся. 
ББК
26.89 (235.7) 
УДК 914.7(Р 477.2) 
Г 70 
ISBN
5-93749-008-8 

Гриценко
Р.М., Ложкина Р.И. Кубанские говоры:
Рабочая тетрадь. 5 – 7 кл., 2007 – 24
с.
 
Рабочая
тетрадь создана в соответствии с
программой курса «Кубановедение» и
опирается на дополнительный учебник
по русскому языку Р.М. Гриценко «Русский
язык: Литературная норма и кубанские
говоры. 5 – 9 кл.». 
Структура рабочей
тетради соответствует модульному
принципу планирования курса
кубановедения, в котором раздел
«Русский язык (кубанские говоры)»
изучается в 5 классе. При этом тетрадь
может быть использована в 6 – 7 классах
в соответствии с интегрированным
принципом построения курса. 
Рабочая
тетрадь даёт возможность учителю
дифференцировать материал в зависимости
от уровня подготовки учащихся и
диалектических особенностей речи
местного населения. Цель тетради –
формирование у школьников бережного
отношения к языку, культуре, этническому
своеобразию родного края, обогащение
пассивного словарного запаса учащихся
за счёт местной лексики и фразеологии. 
ББК
81.2 Рус- 67 я 72 
УДК 482 – 087 (075.2) 
Г
85 
ISBN 978-5-93749-082-7 

 

Гриценко
Р.М. Русский язык: Литературная норма
и кубанские говоры: Учебник для 5 – 9
кл. общеобразовательной школы, 2007 –
178 с. 
В
учебнике делается акцент на те аспекты
изучения русского языка, которые
испытывают на себе заметное влияние
кубанских говоров и разговорной речи.
Использование регионального учебника
параллельно с федеральным служит
целям предупреждения и устранения
произносительных и грамматических
ошибок в речи учащихся, воспитания
бережного отношения к языку, культуре,
этнографии родного края, обогащения
словарного запаса учащихся за счет
местной лексики и фразеологии. 
Учебник
адресован учащимся общеобразовательных
школ, прежде всего расположенных в
зоне диалектического влияния; школ и
классов гуманитарного профиля; может
быть использован студентами
филологического, исторического и
других факультетов вузов. 
ББК
81.2. Рус – 67 — 922 
УДК 408.7 (075.2) 
Г
85 
ISBN 5-93749-022-3 

 

Ерёменко
Е.Н. Кубановедение: Рабочая тетрадь.1
кл., 2008 – 32 с.: ил. 
Содержание
тетради соответствует программе и
обязательному минимуму знаний учащихся
первых классов. Выполняя обучающе-развивающие
задания, ребята совершат первое
знакомство с географией и историей
края, обогатят свой словарный запас,
оценят поэтическое творчество кубанских
авторов. 
ББК 26.89 (235.7) 
УДК
914.7 (471.6) 
Е 70 
ISBN 5-93749-065-7 

 

Ерёменко
Е.Н. Учебник-тетрадь по кубановедению:
Учебное пособие для 2 кл. общеобразовательных
учреждений, 2008 – 64 с.: ил. 
Учебник-тетрадь
продолжает знакомить ребят с предметом
«Кубановедение». В трёх разделах,
посвящённых природе Кубани, труду и
быту её жителей, а также населённым
пунктам края, ребята смогут найти
новую и занимательную информацию,
выполнить развивающие и обучающие
задания, проверить свою смекалку и
эрудицию. 
ББК 63.3 (235.7) Я72 
УДК
947.1/9 (471.62) (075.2) 
Е 70 
ISBN 5-93749-070
-3 

Зайцев
А.А., Лукьянов С.А. Кубань в ХХ в.: Учебник
для 9 класса общеобразовательных
учреждений, 2007 – 128 с.: ил. 
Учебник
предлагает нестандартный подход к
освещению важнейших вех истории Кубани
ХХ века: наряду с оценкой историков
даётся взгляд известных писателей на
исторические события. 
Методический
аппарат включает разноуровневые
задания и вопросы, которые позволяют
организовать эффективную работу на
уроке. 
Учебник иллюстрирован
уникальными фотоматериалами. 
ББК
63.3 (235.7) 
УДК 947.1/9 (471.62) 
З 17 
ISBN
5-937-49-057-6 

История
Кубани.: Атлас с комплектом контурных
карт, 2008 – 28 с.: карт. 
Атлас
даёт учащимся возможность более
наглядно представить основные события
истории Кубани с древнейших времён
до наших дней. Контурные карты и задания
к ним помогут закрепить полученные
знания. 
ББК 63.3 (235.7) Я6 
УДК
947.1/9 (471.62) (084.4) 
И 90 
ISBN
5-93749-044-4

История
Кубани с древнейших времён до конца
XX века: Учебник для высших учебных
заведений, 2008 – 400 с.: ил., карт. 
Авторы
учебника – ведущие специалисты по
истории Кубани – постарались донести
до читателей самое важное и известное
на сегодня о прошлом кубанского края.
Различные исторические этапы и процессы
освещаются с учётом всех объективных
и субъективных факторов, со строгим
учётом принципов историзма. 
Усвоению
материала способствует богатый
иллюстративный и картографический
материал. 
ББК 63.3 (235.7) 
УДК
947.1/9 (471.62) 
И 90 
ISBN 5-93749-039-8 

Кубанская
азбука для детей и их родителей /Сост.
О.А. Хамцова, 2007 – 60 с.: ил. 
Введение
в кубановедение – так можно кратко
определить содержание этой книги. Она
допущена департаментом образования
и науки Краснодарского края в качестве
регионального учебного пособия.
Рассматривая иллюстрации, читая стихи,
ребята познакомятся не только с
азбукой, но и с природой, историей
Кубани, а также с людьми, много сделавшими
для развития края. 
Усвоить
дополнительный материал, приведённый
в книге, юным читателям помогут родители
и педагоги. 
ББК 74.102 
УДК
373.2.016:811.161.1 
К 88 
ISBN 978-5-93749-071-1

Летопись
Кубанского казачьего войска: 1696–2006
гг./Под ред. В.Н. Ратушняка, 2007 – 440 с.:
ил. 
«Летопись»
охватывает более чем трёхсотлетний
период истории Кубанского казачьего
войска. Над созданием книги трудился
большой коллектив учёных, архивистов,
музейных работников во главе с
заслуженным деятелем науки Кубани и
Российской Федерации, доктором наук,
профессором В.Н. Ратушняком. 
Составители
стремились показать наиболее яркие
и значимые события, отразить различные
стороны ратной и мирной жизни кубанского
казачества. 
ББК 63.3 (235.7) 
УДК
947.1/9 (471.62) 
Л 52 
ISBN 5-93749-072-Х 

Любимцев
Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия
для 5 – 6 кл. общеобразовательных
учреждений, 2007 – 192 с. 
В
сборнике представлен набор текстов
оригинальной кубанской литературы
для учащихся 5 – 6 классов. 
Хрестоматия
рассчитана на творческий подход
учащихся, предполагает как работу в
классе, так и самостоятельное
чтение. 
ББК 83.3 (2 Рос=Рус) Я72 
УДК
8-82 (07) 
К 64 
ISBN 5-93749-001-0 

Любимцев
Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия
для 7 – 8 кл. общеобразовательных
учреждений, 2008. – 172 с. 
В
соответствии с федеральной программой
по литературе изучаются пословицы и
поговорки (7 класс), народные песни (8
класс). Произведения писателей о
далёком прошлом нашего края включены
в раздел «Дела давно минувших дней…».
В самостоятельный выделен раздел
«Великая Отечественная война»: здесь
звучит слово писателей-окопников,
поэтов-фронтовиков о великих испытаниях
и великой Победе. 
В разделе
«Современная литература» вы познакомитесь
с произведениями, созданными в наше
время и адресованными читателям наших
дней. 
Подборку текстов для каждого
класса завершает «Антология одного
стихотворения». Включённые в этот
раздел стихи объединены темами
«Отличные люди, прославленный край»
(7 класс) и «Вставай, страна огромная»
(8 класс). 
ББК 83.3 (2 Рос=Рус) 
УДК
882 (075.2) 
Л 64 
ISBN 5-93749-016-9 

Лотышев
И.П. Популярный иллюстрированный
географический словарь Краснодарского
края , 2009 – 116 с.: ил. 
Словарь
включает статьи о важнейших географических
объектах Краснодарского края, а также
информацию о климате, рельефе, полезных
ископаемых, растительном и животном
мире. Все тематические направления
проиллюстрированы, использованы самые
последние данные о социально-экономическом
развитии края. Словарь будет интересен
широкому кругу читателей, а также
полезен тем, кто изучает региональный
курс географии. 
ББК 26.89 (235.7) я2 
УДК
914.7 (471.62) (03) 
П 58 
ISBN 5-93749-063-0 

Маслов
А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт
казаков, 2-е изд., 2008 – 80 с.: ил. 
Книга
повествует о буднях и праздниках
казачества, о кубанской старине,
стремительно отдаляющейся от нашего
суетного века. Изучение истории предков
– основа элективного курса, разработанного
автором и апробированного им и его
коллегами в школах Новопокровского
района. Издание предназначено для
учителей, школьников и всех, кто
интересуется историей Кубани. 
ББК
63.5+63.3 (235.7) 
УДК 39+947.1/9 (471.62) 
М
31 
ISBN 5-93749-066-5 

Маслов
А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX
вв.: Вопросы, ответы, комментарии
:
Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений, 2008 – 108 с. 
Пособие
охватывает важные события и интересные
факты кубанской истории ХVII – XX вв. во
взаимосвязи с событиями общероссийской
истории. 
ББК 63.3 (235.7) 
УДК
947.1/9 (471.62) 
М 31 
ISBN 5-09-007031-8 

Мирук
М.В. и др. Кубановедение: Учебник для
3 – 4 кл., 2008 – 128 с.: ил. 
Учебник,
реализующий принцип интеграции,
знакомит учащихся 3 – 4 классов с
географией, историей, культурой и
традициями, а также рассказывает о
выдающихся личностях – просветителях,
учёных, музыкантах, писателях и
художниках – кубанцах. Цель учебника
– развитие интереса к прошлому и
настоящему своей семьи, станицы,
города, края, формирование навыков
исследовательской работы у младших
школьников. 
ББК 26.89 (235.7) 
УДК
914.7 (471.6) 
М 63 
ISBN 978-5-93749-076-6 

Паскевич
Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное
пособие по развитию речи для учащихся
3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений,
2007 – 80 с.: ил.
 
Учебное
пособие «Любимый уголок земли»
адресовано учащимся 3 – 4-х классов
общеобразовательных школ, их учителям
и родителям. 
Цель пособия – в
доступной, занимательной форме
рассказать младшим школьникам о
красоте родного края, ратных подвигах
и трудовой доблести наших земляков. 
Пособие
содержит богатый литературный,
фольклорный, исторический материал
и может быть использовано на уроках
развития речи, внеклассного чтения,
а также для внеурочной работы с
учащимися (утренников, конкурсов,
классных часов и т. д.). 
ББК 74.268.1
Рус 
УДК 372.61 
П 192 
ISBN
5-93749-041-x 

Петренко
И.Г. География Краснодарского края.
Природа. Экономика: Рабочая тетрадь
для 8 – 9 кл. общеобразовательных
учреждений, 2008 – 64 с.
 
Рабочая
тетрадь, предназначенная для учащихся
8 – 9 классов общеобразовательных
учреждений, соответствует программе
курса «Кубановедение». 
В пособии
содержатся краткие теоретические
сведения по всем темам регионального
компонента учебной программы. 
Предлагаемые
автором задания, а также богатый
картографический материал помогут
учителю разнообразить формы проведения
урока, а учащимся – творчески осмыслить
изученное. 
ББК 26.89(235.7) Я72 
УДК
914.7 (471.62) (075.2) 
П 30 
ISBN 5-93749-015-0 

Ратушняк
В.Н. История Кубани с древнейших времён
до конца XIX в: Учебник для учащихся
старших классов общеобразовательных
учреждений и студентов средних
специальных учебных заведений, 2008 –
232 с. 
В
учебнике, написанном доктором ист.
наук, профессором КубГУ В.Н. Ратушняком,
Кубань предстаёт великим перекрёстком,
где сходились исторические пути многих
племён и народов, великих культур
Востока и Запада. Освещаются важнейшие
события истории Кубани как части
общероссийской истории. 
ББК 63.3
(235.7) 
УДК 947.1/9 (471.62) 
Р 25 
ISBN
5-93749-003-7 

Ратушняк
В.Н. Кубанские исторические хроники,
2008 – 240 с.: ил. 
Автор
книги известный кубанский учёный,
профессор КубГУ В.Н. Ратушняк выступает
в роли популяризатора истории.
Написанная живым, образным языком
книга существенно дополняет учебники
новой информацией, фактами, персоналиями,
развёрнутыми характеристиками
известных и малоизвестных исторических
деятелей. 
Книга будет интересна
широкому кругу читателей и окажет
существенную помощь учителям, учащимся
и студентам. 
ББК 63.3 (235.7) 
УДК
947.1/9 (471.62) 
Р 25 
ISBN 5-93749-050-9 

Родная
Кубань: Книга для чтения /Под ред. В.Н.
Ратушняка, 2008 – 216 с.: ил.
 
Книга
адресована школьникам и всем, кто
интересуется историей Кубани. Может
служить учебным пособием при изучении
её прошлого и настоящего. Цветные
иллюстрации, широко представленные
в книге, помогут образно представить
минувшее. 
ББК 947.1/9 (471.62) 
УДК
63.3 (235.7) 
Р 60 
ISBN 5-93749-029-0 

Региональный
компонент в учебно-воспитательном
процессе: из опыта работы победителей
конкурса лучших учителей в рамках
приоритетного национального проекта
«Образование» /Сост. Л.Е. Кулешова,
2008 – 204 с.
 
Публикуемые
разработки показывают, как на уроках
химии, физики, информатики, математики
и биологии, а также во внеклассной
работе учителями решается важнейшая
задача воспитания патриотов – людей,
которым небезразлично прошлое,
настоящее и будущее большой и малой
родины. Авторы используют различные
направления и формы деятельности по
введению элементов кубановедения в
учебно-воспитательный процесс. 
ББК
74.200.50 
УДК 371.035.6 
Р 32 
ISBN
978-5-93749-096-4 

Терская
И.А. География Краснодарского края.
Природа. Экономика: Учебник для 8 – 9
кл. общеобразовательных учреждений.
3-е изд., 2008 – 148 с.: ил., карт. 
Книга
поможет узнать о природных особенностях
Краснодарского края, о богатствах,
которые таятся недрах нашей земли, о
своеобразных климатических условиях,
богатом растительном и животном мире.
Отдельный раздел посвящён населению
и особенностям развития хозяйства
нашего региона. 
ББК 26.89 (235.7) 
УДК
914.7 (471.62) 
Т 35 
ISBN 5-93749-024-х 

Трёхбратов
Б.А. Кубановедение: археология,
мифология, культура: Учебник для 5 кл.
общеобразовательных учреждений, 2008
– 128 с.: ил. 
В
учебнике реализуется интегрированный
подход к изучению кубановедения.
Знакомя учащихся с древней Кубанью,
авторы привлекают богатейший
археологический и источниковедческий
материал, характеризующий историю,
духовную и материальную культуру,
обычаи и нравы народов, населявших
территорию Северо-Западного Кавказа
в далёком прошлом. 
Фотографии
подлинных предметов, рисунки современных
художников, исторические рассказы
сделают работу с книгой интересной и
увлекательной. Вопросы и задания
помогут усвоить учебный материал. 
ББК
63.3 (235.7)+63.4 (235.7) 
УДК 947.1/9
(471.62)+930.26 
Т 66 
ISBN 978-5-93749-100-8 

Трёхбратов
Б.А. История Кубани с IV до конца XVIII в.:
Учебник для 6 – 7 классов общеобразовательных
учреждений, 2008 – 108 с.: ил. 
Учебник,
охватывающий период истории Кубани
от раннего Средневековья до конца
XVIII в., отражает переходный период
создания учебников по кубановедению
нового поколения. 
В основе книги
– текст учебника, написанного доктором
исторических наук, профессором Б.А.
Трёхбратовым, «История Кубани с
древнейших времен до конца XVIII в.» для
5 – 7 классов. 
С привлечением
археологических и документальных
источников освещаются смена племён
и народностей, формирование адыгской
народности, взаимоотношения населения
Прикубанья с другими народами, процессы
политического и экономического
развития. 
ББК 63.3 (235.7) 
УДК
947.1/9 (471.62) 
Т 66 
ISBN 978-5 93749-094-0 

Трёхбратов
Б.А., Бодяев Ю.М. История Кубани. Конец
XVIII – ХIХ в. 8 кл., 2007 – 144 с.: ил. 
Доктор
исторических наук, профессор Б.А.
Трёхбратов и учитель-краевед Ю.М.
Бодяев создали учебник по истории
Кубани нового времени. 
В издании
учтены замечания и предложения
учителей. Учебник написан доступным
языком, хорошо иллюстрирован. 
Методический
аппарат позволяет учителю осуществлять
дифференцированный подход: наряду с
вопросами,ориентрированными на
воспроизведение полученных знаний,
предлагаются задания творческого
характера. Отдельный методический
блок – «Пишем историю своей станицы
(города)» – даёт учащимся возможность
вести увлекательную краеведческую
работу. 
Приводимые выдержки из
документов: административных актов,
служебных донесений и др. – будут
способствовать более глубокому
пониманию исторического
процесса. 
Почувствовать атмосферу,
дух времени помогут помещённые в конце
каждого параграфа рассказы, посвящённые
ярким событиям и историческим
персонажам. 
ББК 63.3 (235.7) 
УДК
Я72947.1/9 (471.62) (075.2) 
Т 66 
ISBN
5-93749-046-0 

Хачатурова
Е.А. и др. История Кубани в рассказах
и иллюстрациях: Учебник для 4 – 5
классов, 2008 – 72 с., ил. 
Учебник
является составной частью исторического
цикла серии «Кубановедение». Книга
адресована учащимся 4 и 5-х классов
всех типов общеобразовательных
учреждений. 
Коллектив авторов в
интересной, занимательной форме
знакомит школьников с историей народов
Кубани, с их многовековой культурой,
обычаями и традициями. 
Богатый
иллюстративный материал и интересные
творческие задания помогут учителям
максимально разнообразить уроки,
выбрать нужную форму их проведения. 
ББК
63.3 (235.7) Я71 
УДК 947.1/9 (471.62) (075.1) 
И
90 
ISBN 5-93749-013-4

 

 

Щетнёв
В.Е., Смородина Е.В. История Кубани. XX
век: Учебник для учащихся 11 класса
общеобразовательных учреждений и
студентов средних специальных учебных
заведений, 2001 – 224 с. 
Книга
посвящена истории Кубани ХХ века,
богатого событиями и историческими
поворотами. Авторы постарались
проследить исторический путь развития
Кубани без излишней идеологической
предвзятости, зачастую возникающей
при описании советского (и постсоветского
также) периода. 
При создании
учебника использовались фотодокументы
Краснодарского государственного
историко-археологического
музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. 
ББК
63.3 (235.7) 
УДК 947.1/9 (471.62) 
Щ 72 
ISBN
5-93749-007-x 

 

 

История
Кубани: DVD.

История
Кубани: Видеокассета

gigabaza.ru

Календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 4 класс) на тему: Кубановедение. 4 класс

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Страницы учебника

Оборудовурока

план

факт

Береги землю, как мать родимую – 11часов

Природные зоны края.

1

66-69

Животный и растительный мир твоей местности (проектная работа)

1

Заказники и заповедники.

1

70-72

Заповедные места моего района

1

Использование и охрана водоёмов.

1

73

Защита и охрана почв.

1

74

Полезные ископаемые Краснодарского края

1

75

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве

1

Краснодарский край на карте России.

1

76-77

Обобщающий урок

78

Береги землю, как мать родимую (проектная работа).

1

Земля отцов – моя земля-15 часов

Современный город и его архитектура.

1

80

История в архитектуре

1

81-83

Вещи рассказывают о прошлом (проектная работа)

1

84-85

Народные ремёсла.

1

86-87

Экскурсия в музей.

Одежда жителей Кубани.

1

88-89

Письменные источники.

1

90-91

Как изучают историю Кубани.

1

92-93

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани.

1

94-95

Традиции и праздники в моей семье

1

Устная история родного края.

1

96-98

Екатеринодар – Краснодар.

1

99-101

Символика Краснодарского края и Новороссийска.

1

102-103

Земля отцов – моя земля (проектная работа).

1

Обобщение по разделу.

1

104

Жизнь дана на добрые дела- 8 часов

Просветители земли кубанской.

1

106-107

Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

1

108-110

Труженики полей.

1

111-113

Радетели земли кубанской: Горбатко В.В., Коваленко Ф.А., Лихоносов В.И..

1

114-115

Радетели земли кубанской: Мачуга В.Н., Очаповский С.В., Пономаренко Г.Ф.

1

116-117

Ты – наследник земли отцов.

1

118-119

Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

1

Обобщающий урок

1

120

nsportal.ru

«кубановедение» 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 п.Мостовского Мостовского района Краснодарского края

  • «КУБАНОВЕДЕНИЕ» 4 класс

Иван Фёдорович Варавва

  • Кобзаструнный инструмент с небольшим, слегка отогнутым назад грифом.

  • Играли на ней при помощи плектра.

Т. Г. Шевченко

Русский язык – один из славянских языков.

БАРЩИНА, в древней Руси боярщина — обязанность крестьянина за полученный в пользование от помещика участок земли обрабатывать поле помещика (барское поле) и выполнять другие работы на господина — ловлю рыбы, уход за скотом, строительство, доставку продуктов к господскому двору и на рынок и др.

  • БАРЩИНА, в древней Руси боярщина — обязанность крестьянина за полученный в пользование от помещика участок земли обрабатывать поле помещика (барское поле) и выполнять другие работы на господина — ловлю рыбы, уход за скотом, строительство, доставку продуктов к господскому двору и на рынок и др.

Сон.

  • На панском поле жито жала

  • И чтоб усталость потушить,

Расправив плечи поспешала

  • Расправив плечи поспешала

  • Ивана сына ублажить.

Дитя в пелёнках голосило,

  • Дитя в пелёнках голосило,

  • В тенёчке лёжа, под снопом.

  • Распеленала, накормила

  • И, задремав коротким сном,

  • В полёте лёгком

  • воспарила…

И снится ей, тот сын Иван,

  • И снится ей, тот сын Иван,

  • Собой пригожий и богатый,

  • Не одинокий, а женатый –

  • На «вольной» видится он сам.

Не крепостной казак в неволе, А на своём весёлом поле,

  • Не крепостной казак в неволе, А на своём весёлом поле,

С женой-красой пшеницу жнут, А детки полдничать несут.

  • С женой-красой пшеницу жнут, А детки полдничать несут.

И улыбнулась от того…

  • И улыбнулась от того…

  • Проснулась – нету ничего.

  • Слеза на пажити упала,

  • Дитя обратно спеленала.

  • Спокойно стала грудь дышать:

  • Ещё копну пошла дожать.

Сон

  • На панском поле жито жала

  • И чтоб усталость потушить,

  • Расправив плечи поспешала

  • Ивана сына ублажить.

  •  

  • Дитя в пелёнках голосило,

  • В тенёчке лёжа, под снопом.

  • Распеленала, накормила

  • И, задремав коротким сном,

  • В полёте лёгком воспарила…

  •  

  • И снится ей, тот сын Иван,

  • Собой пригожий и богатый,

  • Не одинокий, а женатый –

  • На «вольной» видится он сам.

  •  

  •  

Использованная литература: 1. Варавва И.Гомон дикого поля: стихотворения и поэмы. – Краснодар: «Советская Кубань», 2000. – 608 с.: илл. 2. История Кубани в рассказах и иллюстрация: Учебник для 4-х и 5-х классов. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. – 72 с., ил. Е.А. Хачатурова, Н.А.Корсакова, Б.Е.Фролов, Ю.В.Зеленский, Н.В.Мошкина. 3. Писатели Кубани: Библиогр.сборник/ под ред. В.Н.Неподобы. – Краснодар: «Северный Кавказ», 2000. – — 208 с. 4. www.vesna.org.ua/txt/chumachv/km/23.html — 33k — УРОК No 4

rpp.nashaucheba.ru

Тесты по Кубановедению, 4 класс

Страница 1 из 3

Тесты по Кубановедению, 4 класс

Тест 1

Выбери правильные ответы:

 1. Административным центром Краснодарского края является город:

  • Сочи
  • Краснодар
  • Майкоп

2. Какой из регионов не граничит с Краснодарским краем?

  • Ставропольский край
  • Республика Адыгея
  • Волгоградская область

3. Какой природной зоны нет на территории Краснодарского края?

  • степь
  • лесостепь
  • тайга

4. Полное название крупнейшего заповедника на Кубани

  • Кавказский заповедник
  • Кавказский государственный природный биосферный заповедник
  • Кавказский  биосферный заповедник

5. Определи, какой из водоемов искусственный

  • море
  • водохранилище
  • лиман

6. Самые плодородные почвы нашего края

  • каштановые
  • сероземы
  • черноземы

7. Для защиты почвы на полях необходимо

  • вносить большое количество ядохимикатов и удобрений
  • использовать для обработки почвы тяжелую технику
  • проводить снегозадержание, сажать полезащитные лесополосы

8. Поиском полезных ископаемых занимаются

  • археологи
  • геологи
  • строители

9. К полезным ископаемым относятся

  • кирпич, бетон, бензин
  • нефть, газ, глина
  • песок, стекло, древесина

10. Наука об охране природы называется

  • экономика
  • экология
  • этнография

 

Ответы:

1. Краснодар  2. Волгоградская область  3. тайга  4. Кавказский государственный природный биосферный заповедник  5. водохранилище  6. черноземы  7. проводить снегозадержание, сажать полезащитные лесополосы  8. геологи  9. нефть, газ, глина  10. экология

 

См. также Рабочие тетради за  4 класс с ответами:

Окружающий мир, 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь с ответами,     Окружающий мир, рабочая тетрадь, 4 класс, 2 часть, ответы, Перспектива

  • < Назад
  • Вперёд >

domivse.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *