4 класс

Русский язык дидактический материал 4 класс ответы – ГДЗ по русскому языку 4 класс Комиссарова дидактический материал решебник

Дидактический материал по русскому языку 4 класс

Дидактический материал

Русский язык

4 класс

Предложение. Словосочетание. Текст.

1. Когда в конце предложения ставится восклицательный знак?

________________________________________________________________________

Если ты спрашиваешь о чем – нибудь учителя, какие предложения ты используешь?

________________________________________________________________________

2.Прочитать и определить, сколько здесь предложений.

Тёма целый день не видел Жучки куда она пропала

Списать, в конце предложений поставить знаки препинания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Привести примеры предложений по цели высказывания.

Повествовательное- ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

Побудительное – ______________________________________________________________

________________________________________________________________________

Вопросительное – ______________________________________________________________

_______________________________________________________

4. Дополнить и записать предложения. Подчеркнуть главные члены предложений.

Утренний туман ______________________________________________________________

В разноцветный наряд ________________________________________________________

Высоко в небе ________________________________________________________________

5.Выписать из предложения сначала главные члены, а затем словосочетания (с вопросами).

Легкие паутинки медленно кружились в воздухе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определить, сколько предложений в тексте, подчеркнуть правильный ответ. Подчеркнуть слова, которые надо писать с заглавной буквы.

Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики

Ответ: а) 4; б) 5; в) 6.

7. Составить предложение по вопросам: Где? Что делает? Какой? Кто?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Определить, какие это предложения.

Мы любим читать и слушать сказки А. С. Пушкина.

Это предложение ______________________________________________________________

Сколько ещё стихов Пушкина мы прочитаем!

Это предложение ______________________________________________________________

Внимательно изучайте произведения великого поэта!

Это предложение ______________________________________________________________

9. Подчеркнуть подходящие по смыслу слова – признаки к слову воин.

Отважный, острый, долгий, храбрый, зимний, доблестный.

________________________________________________________________

Состав слова

1. Какие части слова служат для образования новых слов?

________________________________________________________________________

2. Бывают ли слова без окончаний? Привести примеры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разобрать по составу слова:

Хвосты, ягодка, рассада, зимний, облако, рыбак, подарки, поливка, прохлада,

кустики, желтые, травинка, грустные, загородный, хитрец, подорожник.

4. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них корень.

Смельчак, смелый, мелкий, осмелеть.

Прудик, запруда, прутик, пруд.

5. Подчеркни слова с приставкой «за -».

Запад, зашуметь, забава, забег, застолье, занятие, заморозки, заросли, запах.

Подчеркни слова с приставкой «по -»

Полный, посадка, помощь, порог, полка, покрасить, помятый, потолок.

Подчеркни слова с приставкой «о».

Остров, окружность, огуречный, овёс, обежать, обида, объехать, олень.

6. Подчеркнуть только родственные слова. Выделить безударную гласную в корне.

Сосна, сосновый, сосной, сосен, сосняк, к сосне, сосенка.

Окно, к окну, над окном, окошечко, оконце, подоконник.

7. Вставь пропущенные буквы.

З__ленели л__са, хитроумная л__са, х__лодная з__ма, к__л__сятся хл__ба, ж__рное

п__тно, ч__тал п__сьмо, т__чет р__ка, д__лекая 4с__зда, б__лит 4с_на, 4с__здо гр__ча.

8. Записать слова, используя приставки.

Пере- ________________________________________________________________________

От- ________________________________________________________________________

С- ________________________________________________________________________

9. К данным словам подобрать слова противоположные по значению.

Груб – ______________________ болен – __________________________

виновен – __________________ храбр – __________________________ дешев – _____________________ лжив – ________________________

Правописание безударных гласных в корне

1. Какие безударные гласные в корне слова надо проверять?

________________________________________________________________________

2. Вставить пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова.

С—сновые д__ревья (__________________________________________________________)

м—рская в__лна (__________________________________________________________)

ст__льная л__нейка (__________________________________________________________)

в__здушные ш__ры (__________________________________________________________)

д__лекая стр__на (__________________________________________________________)

л__сная тр__пинка (__________________________________________________________)

3. Записать по 3 слова в два столбика: в первый столбик – слова, в которых гласную проверяют путем изменения слова, в другой – слова, к которым надо подобрать родственные слова. Обозначить ударение, выделить корень, подчеркнуть гласные.

Трава – травы Кормить(гл.) – корм(сущ.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением.

Дешевый – ________________________, горячий – ________________________,

сытый – ___________________________, молчать -_________________________,

старый – ___________________________, встречать -________________________.

5. Подчеркни слова с ошибкой, исправь ее.

Берега, вымакли, дожди, наваднение, катить, морской, дамишко, капелька, моладой,

накармить, весилить, висной, прилетел, бижал, в глубене, свистел.

6. К данным словам подобрать однокоренные слова – названия признаков предмета. Вставить пропущенные буквы.

Укр__плять – крепкий ж__лтеть ____________________________,

р__беть – ________________________, з__ркало – ___________________________,

п__стреть – ______________________, д__рзить -____________________________,

бл__днеть – ______________________, ск__льзить – __________________________,

х__трец – ________________________, см__льчак – ___________________________.

7. Дописать проверочное слово для другой безударной гласной. Вставить пропущенные буквы, обозначить ударение, подчеркнуть гласные.

Тр__п__тали – трепещет, ______________, з__л__нели – зеленый, __________________,

в__ч__реет – вечерний, _________________, хл__п__тали – хлопочет, ________________,

ст__р__жили – сторожка – _______________, л__п__тали – лепечет, __________________.

8. Вставить пропущенные буквы.

Р__дился к__злёнок в д__лине горной р__ки. Мать к__рмила его м__л__ком и учила ск__кать по г__рам. Прыгнет с __брыва, остановится и з__вет сына. М__лыш др__жит от стр__ха, но пр__гает. Мать хв__лила его, л__зала ему шёрстку.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

1. К какому правилу подобраны данные примеры?

Повозка, хрупкий, шкаф, шапка, березка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К данным словам подобрать и записать антонимы.

Густой – _____________________ высокий – ________________________

далекий – __________________ твердый – _________________________

широкий – ____________________ горький -___________________________

трудный – _____________________ шершавый -________________________

3. Подчеркни слова, которые могут быть проверочными для написания парного согласного в корне слова. Вставить пропущенные буквы.

Уло___ – ловить, отлов, ловушка;

голу___ – голубятня, голубка, голубчик, голубок;

сосе___ – соседка, соседи, соседний

горо___- изгородь, городить, загородка

4. Записать слова так, чтобы они отвечали на вопрос что сделал?

Замерзнет – ___________________ озябнет -_________________________

слезет -________________________ исчезнет -_______________________

приползет – ____________________ отгрызет -_______________________

5. Подчеркни слова, в корне которых пишется буква «б».

Кре[п]кий, ю[п]8с, ро[п]кий, тро[п]8с, ша[п]8с.

6. В середине какого слова пишется буква «ф»? Выписать это слово, разобрать по составу. 8сылк__ка, ло__кий, морко__ка, шка__чик, коро__ка.

________________________________________________________________________

7. В данных словосочетаниях слова из скобок написать в единственном числе.

Налить из чего? – (кружек) – налить из кружки

влезть куда? (вышек)– _________________________________________________

прочитать что?(книжек) – ______________________________________________

поймать кого? (мышек)- ________________________________________________

накрыть чем? (крышек) – _______________________________________________

заменить что? (обложек) – ______________________________________________

купить что? (покрышек) – ______________________________________________

украсить чем? (игрушек) – ______________________________________________

8. Вставить пропущенные буквы. Выделенные слова разобрать по составу.

Есть под М__сквой конный заво__ . Двести лет тому наза__ здесь вывели орловскую

лоша__ь. Орловский рысак краси__ и выносли__. У него добрый нра__.

9. Придумать и записать по 2 слова, которые оканчивались бы на:

-бка ____________________________________________________________________

-тка ____________________________________________________________________

-пка ____________________________________________________________________

-жка ____________________________________________________________________

-вка ____________________________________________________________________

-шка ____________________________________________________________________

-дка ____________________________________________________________________

-зка ____________________________________________________________________

-ска ____________________________________________________________________

Слова с непроизносимыми согласными в корне

1. Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? Доказать на примерах.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Образовать от существительных имена прилагательные.

Радость – ________________________ звезда -__________________________

ненастье – _______________________ чудеса – _________________________

известие – _______________________ прелесть – _______________________

счастье -________________________ вкус – ___________________________

3. Составить и записать предложения, вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть главные члены предложения.

Снимали, гиган__ских, школьники, с, лист__в, капус__ных гусениц.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Охотник, в, поймал, несчас__ного, трос__нике, н__гой, 9сыл__вля, б__льной, с.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Режиссер, в, извес__ный, приехал, день, в, ненас__ный, прекрас__ ную, Одессу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Вставить пропущенные буквы, подобрать слова с противоположным значением с непроизносимой согласной.

Счас__ливый -_______________________; незнакомый – ________________________;

печ__льный – ________________________; письменный -________________________;

знакомый – __________________________; ранний – _____________________________;

лж__вый – ___________________________; в__селый – ___________________________.

5. Подчеркнуть слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне».

Радостный, веселый, праздничный, гибкий, поздний, хрустит, тростниковый.

6. От данных слов образовать и записать слова, которые отвечают на вопрос какой?

Запаслив-_______________________ прекрасен-_______________________

вкусен-_________________________ интересен-_______________________

чудесен-________________________ вынослив -_______________________

опасен-_________________________ ужасен – __________________________

ясен-___________________________

7. Расставить там, где нужно, пропущенные согласные.

Вес__ник весны, радос__ная весть, получить повес__ку, громко свис__нул, шес__надцать лет, завис__ливый человек, сахарный трос__ник, горс__ка семян, капус__ные листья, звез__ная ночь, вкус__ный обед, ужас__ный случай.

8. Вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.

Л__тят скв__рцы – вес__ники в—сны. Кончились ненас__ные дни. Ночи стали звез__ными. Нач__лась отт__пель. Яркое со__нце осв__тило окрес __ность. Громко свис__нула синица.

Правописание приставок. Предлог и приставка

1. Закончить предложение.

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется ________________________.

Приставки служат для ______________________________________________________.

2. Как отличить приставку от предлога? _______________________________________

____________________________________________________________________________.

3. Заменить каждую пару слов одним словом с приставкой. Выделить приставки.

Начал кричать – ___________________________________________

стал старым – ________________________________________________

сделался седым – ______________________________________________

вызвал радость – ______________________________________________

почувствовал боль – ____________________________________________.

4. Расставить пропущенные орфограммы. Выделить в словах приставки. Подчеркнуть предлоги.

Ноч__ю был ле__кий зам__розок. Он н__дышал на стекла в доме, п__сыпал з__рнистым инеем крыш__, з__хрустел под н__гами. В эту но___ я проснулся от пр__тяжного звука. П__стуш__й р__жок пел в темноте. Я выш__л в 11с___. Ре__кий ветер ударил в л__цо х__лодной струей. Сон сразу пр__ш__л.

5. Записать без скобок.

(под) резать (под) корень-_________________________________________________

(с) пускался (с) гор -______________________________________________________

(в) плести ( в) косу – _______________________________________________________

(с) катился (с )окошка -___________________________________________________

(до) катился (до) леса – ___________________________________________________

(от) плыл (от) берега – _____________________________________________________

6. Подчеркнуть предлоги, выделить приставки, вписать пропущенные орфограммы.

Упал с б__резы, запить м__л__ком, принес из м__г__зина, прок__тился на к__ньках, нап__сал в т__тради, поставить в комн__те.

7. Составить и записать пять словосочетаний : «предлог + сущ.» . Предлоги не должны повторятся.________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Написать правильно предлоги и приставки. Приставки выделить, предлоги подчеркнуть. Вставить пропущенные буквы.

Приставки: на-, по-, с-, под-.

Бабушка _____бросила _____плечи платок.

Мальч__к ____шел ____ садовой дорожке.

____сылают ____сылки ____почте.

Планер ___днялся высоко ____ облака.

_____гор уже сн__га ___б___жали быстрыми руч__ями.

Повар _____м____шал ___ливки ___мукой .

9. Составить и записать словосочетания, используя подходящие по смыслу предлоги. Выделить в словах приставки.

Подъехал (рощица) -______________________________________________________

Распустились (сирень) – _______________________________________________________

залез (крыша) – ______________________________________________________________

остановился (вокзал)- ________________________________________________________

подошел (магазин) – _________________________________________________________

покружил (поля)- ____________________________________________________________

Разделительный твердый знак

1. Восстановить предложение.

Разделительный твердый знак пишется после __________________________, оканчи-вающейся на _________________________, перед корнем, начинающимся с гласных ____________________ .

2. Записать слова в два столбика. Вставить разделительный «Ь» и «Ъ».

Лист__я, сынов__я, с__ёжится, об__ект, плат__е, с__ел, счаст__е, осен__ю, сем__я, в__ехал, под__ём, об__явление, с__едобный, лис__и, заяч__и, под__езд.

Ь Ъ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вставить подходящие по смыслу слова с разделительным «Ъ».

Шофер _____________________________________ к дому.

Машины поехали в __________________________.

Лыжники быстро _______________________ с крутой горы.

В школе повесили ______________________ о походе.

4. Образовать с корнями «- езд-», имена существительные при помощи приставок: «вы-, под-, пере-, в-, об-, с-, про-, за-». Выдели приставки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подчеркнуть слова с ошибками, исправить их.

Вьюга, съехали, съел, подезд, заявление, сьедобный, обезъяна, варенье, вьют.

6. Составить словосочетания с данными словами, используя слова с разделительным «Ъ».

Кран _______________________________________________________

гриб _______________________________________________________

хищник ____________________________________________________

воробей ____________________________________________________

7. Разделить слова на слоги вертикальной линией, вставить пропущенные буквы.

Под__ем, с__едобный, с__ёмка, с__ест, об__яснил, под__ест, раз__яренный,

вз__ерошенный, под__езжать, под__ёмный, пред__явить.

8. Придумать и записать по 2 слова разных частей речи с разделительным «Ъ».

Имена существительные____________________________________________________

Имена прилагательные ____________________________________________________

Глаголы ___________________________________________________________________

Части речи

1. Как узнать, какой частью речи является слово?

__________________________________________________________________

2. Подобрать к каждому слову однокоренное прилагательное с суффиксом «-лив».

Болтать – ____________________ шутить – __________________

говорить – ___________________ молчать -__________________

хлопать – ____________________ ворчать – __________________

хвастать – ___________________ трусить – __________________

3. К данным именам существительным подобрать слова, противоположные по значению.

Друг -_____________________ доброта -___________________

богач – ____________________ мудрец-____________________

богатство- _________________ мир -______________________

белизна – __________________ сказка – ____________________

встреча – __________________ веселье – ___________________

храбрец- __________________ труженик -__________________

4. К именам прилагательным из данных словосочетаний подобрать близкое по значению имя прилагательное и записать его.

Тихая езда-_____________________ свежий хлеб-______________________

тихий голос-____________________ свежий ветер-_____________________

верный друг -___________________ мягкая зима-______________________

верный ответ – __________________ мягкий человек-___________________

ясное небо -_____________________ ясный вопрос-____________________

5. В данных глаголах выделить приставку.

Отобедать, отварить, отогнать, отточить, обскакать, обогреть, обежать,

ободрить, подпевать, подождать, подобрать, подмигнуть.

6. От данных существительных образовать глаголы.

Коса- ____________________ победа-_____________________

пила-_____________________ свет-_______________________

сторож-___________________ мечта-______________________

обед-_____________________ соль-________________________

7. Вставить в данные предложения пропущенные местоимения и пропущенные орфограммы.

Д__рев__я в л__су ст__яли в красивом снежном уборе. _______ были убраны с__р__бристым инеем. На одном из д__рев__ев _______ увидел птич__е гн__здо. ________ было засыпано п__ш__стым снегом.

8. Подобрать и записать подходящие по смыслу предлоги.

___________меня ____________нас ____________нам

___________тебя ____________вам ___________мной

Имя существительное

1. Закончить предложение.

Имена существительные изменяются по _______________________________

__________________________________________________________________

2. От данных имен прилагательных образовать и записать имена существительные.

Честный______________________ опасный______________________

яростный___________________ __ радостный____________________

местный______________________ прелестный___________________

известный_____________________ солнечный____________________

3. Подобрать и записать к данным предлогам имена существительные, определить их падеж.

Через ________________________ на______________________________

перед_________________________ от______________________________

возле_________________________ около __________________________

за ___________________________ по _____________________________

4. Записать данные имена сущ. в единственном числе, указать род.

Речи__________________________ грачи ____________________________

пустоши______________________ плащи____________________________

силачи________________________ пляжи ____________________________

ежи__________________________ броши_____________________________

пейзажи_______________________ чертежи___________________________

5. Вставить пропущенные буквы. Определить падежи всех имен существительных.

По оврагам и под снегом руч__и б__гут к р__ке. Следом за в__сной

пот__нулись в р__дные кр__я п__р__летные птицы. Над г__л__вой

прол__тел м__хнатый шмель и сел на душ__стый цв__ток. В глубине сада

т__нулась т__нистая ал__ея и укрывала всех от п__лящих лучей со__нца.

6. Просклонять существительное «волна».

И. п.____________________________________

Р. п.____________________________________

Д. п.____________________________________

В. п.____________________________________

Т. п.____________________________________

П. п.____________________________________

7. От данных существительных образовать имена сущ. женского рода.

Ученик _______________________ пловец___________________________

волк__________________________ медведь__________________________

лис___________________________ ткач _____________________________

учитель_______________________ артист___________________________

Имя прилагательное

1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает _________

___________________ и отвечает на вопросы ___________________

______________________.

2. Вставить пропущенные буквы, дописать окончания. Подчеркнуть имена прилагательные волнистой линией, указать их род.

Сильн____ ветер разогнал тяжёл____ тучи. Дож___ь прошел. Мокр____

тр__ва бл__стит на ярк____ со___нце. Его тёпл___ лучи осв__тили л__сн__

п__ляну. Красив___ огон__ками св__ркает утренн___ р__са.

3. Записать прилагательные с данными именами существительными, изменив окончания, определить их род.

Растение (зеленая)__________________________________

утро (весенний)_____________________________________

сестра (старший)____________________________________

деревья (красивое)__________________________________

сосна (высокое)_____________________________________

стол (кухонная)_____________________________________

книга (интересный)__________________________________

4. Приписать к данным существительным подходящие имена прилагательные, указывающие на вкус, цвет, материал, материал, из которого сделан предмет.

по цвету по вкусу по материалу

мак___________________ огурец_______________ платье_______________

ландыш_______________ груша________________ коньки_______________

василек_______________ лимон________________ стол__________________

трава_________________ редька________________ змей_________________

5. Из данных слов выбрать и подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные, выделить окончания.

Молодёжь , молодеет , молодой; есть , еда , съедобный;

прыжок , прыгучий , прыгать.

6.От данных имен сущ. образовать словосочетания «имя прил.+имя сущ.».

Мороз, воздух _______________________________________________

Холод, солнце________________________________________________

Зима, снег____________________________________________________

7. Вставить окончания в имена прилагательные, выделить их, указать род прилагательных.

Пахуч___ ( ) ромашка Певуч__ ( )мелодия

Дремуч___ ( ) местность Сыпуч__( ) крупа

Колюч___( ) роза Деревянн___( ) окно

Глагол

1.Закончить предложение.

Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы_________________

_______________________ и обозначает ______________________________

2.Как изменяются глаголы прошедшего времени? Доказать на примерах.___________________________________________________________________________________________________________________________

3.От данных имён существительных образуй глаголы трёх времён.

прош. вр. наст. вр. буд. вр.

крик ________________ _______________ _________________

треск ________________ _______________ _________________

зелень ________________ _______________ _________________

рассказ ________________ _______________ _________________

молчание________________ _______________ ________________

4. Разобрать данные глаголы по составу.

Прилетела, посмотрели, запищала, рассказала, перешёл, прибила.

5.Дописать слова, отвечающие на вопрос «что делать?»

_________________ на работу ___________________ птиц

_________________ собаку ___________________ гвоздь

_________________ о Москве ___________________ товарищу

_________________ стихотворение __________________ деревья

_________________ растения __________________ грядки

6. Данные фразеологические обороты заменить глаголами–синонимами.

Клевать носом______________________________________________

бить баклуши _______________________________________________

зарубить на носу_____________________________________________

надуть губы_________________________________________________

повесить голову______________________________________________

7. Подчеркнуть глаголы неопределенной формы, над остальными указать время.

Пишут, говорил, наказывать, смотреть, появляться, питаться, пьют, шить,

поесть, выживать, охраняет, лезть, плакать, смеялся, построит, наградят.

8. Вставить пропущенные буквы.

Поб__лели п__ля и пригорки. Тонким льдом п__крылась р__ка, уснула, как в ска__ке. Ходит зима по г__рам, по д__линам, п__глядывает по ст__р__нам. Зайцу белую шу__ку п__д__рила, теперь его никто не заметит. А л__се – ярко-рыж___ тёпл___ плат__е оставила. Пов__дёт л__са в сторону пуш__стым хв__стом – будто искры рассыплет по снегу.

9. Данные словосочетания заменить одним глаголом.

Вести наблюдение _______________________________

давать совет_____________________________________

принимать решение_______________________________

издавать крик____________________________________

нести службу ____________________________________

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    1. Мат… нак…зала нян…ке (не)ост…влять ребёнка одного, (не)допускать к л…ш…дям, (не)уходит… д…леко от дома, (не)пускат… в овра… . (И. Гончаров)

    2. К…рмушки для кр…л…ч…т нужно делат… так, чтобы кр…л…ч…та (не)мешали дру… другу, (не)м…гли в них (за)лезт… и (не) разбрасывали корм.

Разбери два любых глагола, как часть речи.

infourok.ru

Картотека по русскому языку (4 класс) на тему: Дидактические материалы по русскому языку

Дидактический материал

по русскому языку

для 3 – 4 классов

  1. Спишите предложения, раскрывая скобки

Рыбаки  (при)шли   (на)озеро.  (На)дереве было гнездо. Жаркая погода  (про)стоит  (до)конца месяца. Котёнок (за)лез  (под)стул.  (Над)рекой летали чайки. Ребята ходили (в)поход.

                                                                                 

  1. Спишите, вставляя нужные предлоги.                                            ____берегу реки сидели рыбаки. Всей семьёй мы отправились ____ прогулку. Игорь часто ходит ____ библиотеку. Охотники укрылись ___   дождя  ____  шалаше.
  1. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Поле, полюшко, поливать, полевой.

Снег, снежный, снегопад, снесённый.

Белка, беличья, белочка, побелка, бельчатник.

  1. Вставьте пропущенные буквы и над каждым словом укажите род имён существительных.

Дожд..,  кист..,  тетрад..,  карас…,  гряз.., двер.., рыс.., пен.., угол…

                                                                                                                 

  1. Запишите имена существительные в единственном числе и  укажите их род.

Клёны, ленты, букеты, булки, пятна, мячи, озёра, картины.

                                                                                                                     

  1. Запишите имена существительные в три столбика (по родам).

Школа, место, сугроб, село, огород, картина, диван, кровать, ведро.

                                                                                                               

  1. Запишите и определите род имён существительных.

Пчела, зимы, окно, свечи, овраг, барсуки, гнёзда, погода, яйца, белка, сёла, огород.

  1. Спишите и определите падеж имён  существительных.              

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка.

  1. Запишите имена прилагательные и определите род.                    

Сладкий сок, фруктовая вода, интересное занятие, звёздная дорога, тихий плач, чёрное поле, свежий огурец,  широкое раздолье,  красная звезда, здоровая пища.

  1. Спишите, вставляя окончания имён прилагательных.                

Определите род  имён прилагательных.

Тёпл..  осень,  дремуч..  лес,   сладк.. мёд,   дорог..  платье,   рыж.. лиса, ранн..  весна,    горяч..  солнце,  жёлт..  пыльца,  снежн..  ком.

11. Спишите. Подчерните глаголы. Определите время глагола.    

  В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка. Птицы выведут птенцов.

12. Запишите глаголы в два столбика (по временам).                        

     Рисует, говорит, плясал, слушает, смотрел, кричал, летает, качались, выходит.

13. Вставьте разделительный Ъ или Ь.                                              

      Хлоп..я,  в..юга,  под..ёмный, об..ект, журчан..е,  под..езд,  раз..ярить, раз..ёмный, варен..е,  полоз..я,  об..ём.

                                                                                                                 

14. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни двойные  согласные.

      Кла__, Рос__ия, ур_жай, обл__ко, груп__а, ст__кло, суб__ота, рас__каз, уг__щать, п__льто, кол__екция, жуж__ит, мил__ион, с__ора, ал__ея, антен__а, в__р__на, п__ртрет, пер__он.

                                                                                                                 

15. В одну колонку выпишите слова с непроизносимыми согласными, в другую – с безударными гласными в корне.

       Звёз__ное, выл__пить, со__нце, н__бесный, сер__це, ст__рожка, окрес__ный, тр__пещет, мес__ный, з__лёный, извес__ный, радос__ный, с__сновый, грус__ный, р__дина, в__ренье.

 

                                                                                                                   

16. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каждом  слове выделите приставку.

      Перез__мовать, прин__сти, зат__пить, подх__дить, зап__сать, нал__вать, осв__тить, перел__теть, прог__ворить, нак__рмить, уд__вить, зав__зать, заб__леть.

17. Выпишите слова, в которых есть приставка. Выделите её.    

      Подлетел, походка, лететь, платок, приземлился, остановка, играть, праздник, выучить, морской, заработать, перебежать, отстоять, позвонить, рассвет, ночной, сварить, добрый, дарить, уколоть, осветить, посадить.

18. Найдите и запишите парами близкие по значению слова.        

      Образец: заводила – зачинщик.

       Растолковывать, переспать, выпрыгивать, бедный, посадка, глупый, переночевать, бестолковый, выскакивать, скупой, приземление, нищий, жадный, объяснять.

19. Найдите и запишите парами слова с противоположным             значением.

     Образец: лёгкий – тяжелый.

     Север, высокий, ложь, восход, медленный, день, светлый, мокрый, ночь, быстрый, правда, низкий, сухой, юг, тёмный, закат.

                                                                                                                       

20. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркни главные члены предложения.

     Наступила осень в золотой листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины берёзки надели золотые платья дети собирают в лесу грибы и ягоды сосны и ели остались зелёными.

Карточка 1.

  1. Выполни синтаксический разбор предложения.

С дальнего севера прилетели зимние гости.

  1. Из данных имён выбери имена с разделительным мягким знаком и выпиши их в алфавитном порядке.

     Сергей, Илья, Алексей, Татьяна, Анисья, Людмила Ольга, Дарья, Игорь, Софья

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

Карточка 2.

  1. Придумайте три слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Запишите эти слова вместе с проверочными.

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. В предложении подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши из предложения словосочетания.

Хитрая лиса наварила манной каши.

____________________________________________________________________________________________________________________

         Карточка 3.

  1. Выполни синтаксический разбор предложения.

Под деревьями на мягком снегу  отпечатывались следы птиц.

  1. К словам подберите 3-4 однокоренных слова, выделите корень, суффикс или приставку.

Лёд – _______________________________________________________

Лепка – _____________________________________________________

Карточка 4.

  1. Выпиши из предложения только слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить. Напиши рядом проверочное слово.

Туча сползла с вершины горы и медленно тащилась над полями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разбери по составу слова.

Заползла      сварил       запах      рассвет    поездка       весёлый    сторожка

Карточка 5.

  1. Запишите два слова, в котором букв больше, чем звуков. Запиши рядом со словом, сколько в нём букв и звуков. 

     ______________________________________________________________

  1. Выпиши из предложений слова с изученными орфограммами. Рядом напиши проверочные слова.

На зелёной ветке сосны сидела белка. Отцвели лёгкие подснежники.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

Карточка 6.

  1. Разбери слова по составу

Повар    парник    синенький   замазка     красный     верхушка    повозка

  1. Выполни синтаксический разбор предложения.

      Мягко похрустывает под ногами январский снег.

      Выпиши из предложения словосочетания:

 __________________________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________

Спиши. Над глаголами обозначь время.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья.

Спиши. Над глаголами обозначь время.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья.

Спиши. Над глаголами обозначь время.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья.

Спиши. Над глаголами обозначь время.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья.

Спиши. Над глаголами обозначь время.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья.

Спиши. Над глаголами обозначь время.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья.

  1. От глаголов настоящего времени образуйте глаголы прошедшего времени.

Бросает,  шипит, гудит.

  1. От существительных образуйте глаголы и запишите их в настоящем времени.

Дым, шелест, хруст.

  1. От глаголов настоящего времени образуйте глаголы прошедшего времени.

Бросает,  шипит, гудит.

  1. От существительных образуйте глаголы и запишите их в настоящем времени.

Дым, шелест, хруст.

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

К.ты,  д.ма,  кр.ты,  дв.ры,  тр.ва,  х.лмы,  ду.ки,  ло.ка,  тра.ка,  ст.лы,  зу.ки.

С одним словом составьте и запишите предложение.

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

К.ты,  д.ма,  кр.ты,  дв.ры,  тр.ва,  х.лмы,  ду.ки,  ло.ка,  тра.ка,  ст.лы,  зу.ки.

С одним словом составьте и запишите предложение

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

К.ты,  д.ма,  кр.ты,  дв.ры,  тр.ва,  х.лмы,  ду.ки,  ло.ка,  тра.ка,  ст.лы,  зу.ки.

С одним словом составьте и запишите предложение

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

К.ты,  д.ма,  кр.ты,  дв.ры,  тр.ва,  х.лмы,  ду.ки,  ло.ка,  тра.ка,  ст.лы,  зу.ки.

С одним словом составьте и запишите предложение

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

К.ты,  д.ма,  кр.ты,  дв.ры,  тр.ва,  х.лмы,  ду.ки,  ло.ка,  тра.ка,  ст.лы,  зу.ки.

С одним словом составьте и запишите предложение

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

К.ты,  д.ма,  кр.ты,  дв.ры,  тр.ва,  х.лмы,  ду.ки,  ло.ка,  тра.ка,  ст.лы,  зу.ки.

С одним словом составьте и запишите предложение

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Вр.ги,  б.ка,  в.да,  гл.за,  гр.чи,  в.лна,  вр.чи,  г.ра,  ж.ра,  м.сты,  сне.ки,  с.ды,  гр.за,  ду.ки,  тра.ка.

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Вр.ги,  б.ка,  в.да,  гл.за,  гр.чи,  в.лна,  вр.чи,  г.ра,  ж.ра,  м.сты,  сне.ки,  с.ды,  гр.за,  ду.ки,  тра.ка.

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Вр.ги,  б.ка,  в.да,  гл.за,  гр.чи,  в.лна,  вр.чи,  г.ра,  ж.ра,  м.сты,  сне.ки,  с.ды,  гр.за,  ду.ки,  тра.ка.

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Вр.ги,  б.ка,  в.да,  гл.за,  гр.чи,  в.лна,  вр.чи,  г.ра,  ж.ра,  м.сты,  сне.ки,  с.ды,  гр.за,  ду.ки,  тра.ка.

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Вр.ги,  б.ка,  в.да,  гл.за,  гр.чи,  в.лна,  вр.чи,  г.ра,  ж.ра,  м.сты,  сне.ки,  с.ды,  гр.за,  ду.ки,  тра.ка.

Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Вр.ги,  б.ка,  в.да,  гл.за,  гр.чи,  в.лна,  вр.чи,  г.ра,  ж.ра,  м.сты,  сне.ки,  с.ды,  гр.за,  ду.ки,  тра.ка.

  1. Запишите слова во множественном числе.

Перо,  друг,  стул,  соловей,  дерево,  муравей,  ручей.

  1. Запишите и разделите слова для переноса.

Хрустальный, заячья,  Наталья,  скамья,  деньки,  льдина.

  1. Запишите слова во множественном числе.

Перо,  друг,  стул,  соловей,  дерево,  муравей,  ручей.

  1. Запишите и разделите слова для переноса.

Хрустальный, заячья,  Наталья,  скамья,  деньки,  льдина.

  1. Запишите слова во множественном числе.

Перо,  друг,  стул,  соловей,  дерево,  муравей,  ручей.

  1. Запишите и разделите слова для переноса.

Хрустальный, заячья,  Наталья,  скамья,  деньки,  льдина.

  1. Вставьте разделительный Ъ или Ь.

Хлоп.я,  в.юга,  под.ёмный,  об.ект,  под.езд,  журчан.е,  раз.ярить,  об.явление, плат.е,  вороб.и,  полоз.я,  в.езд.

  1. Спишите, укажите падеж имён существительных.

Под  берёзой  на  пригорке

Старый ёж устроил норку…

  1. Вставьте разделительный Ъ или Ь.

Хлоп.я,  в.юга,  под.ёмный,  об.ект,  под.езд,  журчан.е,  раз.ярить,  об.явление, плат.е,  вороб.и,  полоз.я,  в.езд.

  1. Спишите, укажите падеж имён существительных.

Под  берёзой  на  пригорке

Старый ёж устроил норку…

  1. Вставьте разделительный Ъ или Ь.

Хлоп.я,  в.юга,  под.ёмный,  об.ект,  под.езд,  журчан.е,  раз.ярить,  об.явление, плат.е,  вороб.и,  полоз.я,  в.езд.

  1. Спишите, укажите падеж имён существительных.

Под  берёзой  на  пригорке

Старый ёж устроил норку…

  1. Вставьте разделительный Ъ или Ь.

Хлоп.я,  в.юга,  под.ёмный,  об.ект,  под.езд,  журчан.е,  раз.ярить,  об.явление, плат.е,  вороб.и,  полоз.я,  в.езд.

  1. Спишите, укажите падеж имён существительных.

Под  берёзой  на  пригорке

Старый ёж устроил норку

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

На скалист__  берегу,  спел__  яблоком,  мелк__  камня,  в грустн__  рассказе,   в яблочн__  пироге,  для лучш__  подруги,  субботн__  день,  за коляч__  проволокой.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.        

В свеж__  воде,  крайн__  ряд,  из колюч__  пряжи,  в мирн__  небе,  для мелк__  ремонта,  к новеньк__  трамваю,  в нижн__  ящике,  до Чёрн__  моря.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

О рыбн__  дне,  на огромн__  плакате,  свеж__  сену,  до поздн__  вечера,  в осенн__  листве,  колюч__  кустарник,  син__  плащ,  из свеж__  капусты,  о пропавш__  вещи.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

На скалист__  берегу,  спел__  яблоком,  мелк__  камня,  в грустн__  рассказе,   в яблочн__  пироге,  для лучш__  подруги,  субботн__  день,  за коляч__  проволокой.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

В свеж__  воде,  крайн__  ряд,  из колюч__  пряжи,  в мирн__  небе,  для мелк__  ремонта,  к новеньк__  трамваю,  в нижн__  ящике,  до Чёрн__  моря.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

О рыбн__  дне,  на огромн__  плакате,  свеж__  сену,  до поздн__  вечера,  в осенн__  листве,  колюч__  кустарник,  син__  плащ,  из свеж__  капусты,  о пропавш__  вещи.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

В свеж__  воде,  крайн__  ряд,  из колюч__  пряжи,  в мирн__  небе,  для мелк__  ремонта,  к новеньк__  трамваю,  в нижн__  ящике,  до Чёрн__  моря

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

В свеж__  воде,  крайн__  ряд,  из колюч__  пряжи,  в мирн__  небе,  для мелк__  ремонта,  к новеньк__  трамваю,  в нижн__  ящике,  до Чёрн__  моря.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

О рыбн__  дне,  на огромн__  плакате,  свеж__  сену,  до поздн__  вечера,  в осенн__  листве,  колюч__  кустарник,  син__  плащ,  из свеж__  капусты,  о пропавш__  вещи.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

О рыбн__  дне,  на огромн__  плакате,  свеж__  сену,  до поздн__  вечера,  в осенн__  листве,  колюч__  кустарник,  син__  плащ,  из свеж__  капусты,  о пропавш__  вещи.

  1. Определи склонение существительных.

Мышь, сеть, чаща, степь, кокос, море, воробей, морковь.

  1. Раскрой скобки. Определи падеж существительных.

   Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) на (Красная площадь). На экскурсионном (автобус) он проехал по памятным (места) (Москва).

  1. Определи склонение существительных.

Мышь, сеть, чаща, степь, кокос, море, воробей, морковь.

  1. Раскрой скобки. Определи падеж существительных.

   Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) на (Красная площадь). На экскурсионном (автобус) он проехал по памятным (места) (Москва).

  1. Определи склонение существительных.

Мышь, сеть, чаща, степь, кокос, море, воробей, морковь.

  1. Раскрой скобки. Определи падеж существительных.

   Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) на (Красная площадь). На экскурсионном (автобус) он проехал по памятным (места) (Москва).

  1. Определи склонение существительных.

Мышь, сеть, чаща, степь, кокос, море, воробей, морковь.

  1. Раскрой скобки. Определи падеж существительных.

   Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) на (Красная площадь). На экскурсионном (автобус) он проехал по памятным (места) (Москва).

  1. Определи склонение существительных.

Мышь, сеть, чаща, степь, кокос, море, воробей, морковь.

  1. Раскрой скобки. Определи падеж существительных.

   Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) на (Красная площадь). На экскурсионном (автобус) он проехал по памятным (места) (Москва).

  1. Определи склонение существительных.

Мышь, сеть, чаща, степь, кокос, море, воробей, морковь.

  1. Раскрой скобки. Определи падеж существительных.

   Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) на (Красная площадь). На экскурсионном (автобус) он проехал по памятным (места) (Москва)

  1. Выдели окончания существительных в Р. п.

   От берега, через поле, до машины, у дерева, на столе, из дома, в школе, для мамы, около осины, без зонтика, возле школы, в лесу.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

   Раньше всех созревает земляника. Растёт земляника  на лесных вырубках. Мы часто ходим в лес за земляникой на знакомую поляну. Из земляники мы варим варенье.

  1. Выдели окончания существительных в Р. п.

   От берега, через поле, до машины, у дерева, на столе, из дома, в школе, для мамы, около осины, без зонтика, возле школы, в лесу.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

   Раньше всех созревает земляника. Растёт земляника  на лесных вырубках. Мы часто ходим в лес за земляникой на знакомую поляну. Из земляники мы варим варенье.

  1. Выдели окончания существительных в Р. п.

   От берега, через поле, до машины, у дерева, на столе, из дома, в школе, для мамы, около осины, без зонтика, возле школы, в лесу.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

   Раньше всех созревает земляника. Растёт земляника  на лесных вырубках. Мы часто ходим в лес за земляникой на знакомую поляну. Из земляники мы варим варенье.

  1. Выдели окончания существительных в Р. п.

   От берега, через поле, до машины, у дерева, на столе, из дома, в школе, для мамы, около осины, без зонтика, возле школы, в лесу.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

   Раньше всех созревает земляника. Растёт земляника  на лесных вырубках. Мы часто ходим в лес за земляникой на знакомую поляну. Из земляники мы варим варенье.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

     Запряг дед сани и поехал за рыбой. Целый воз рыбы наловил. Увидел на дороге лису и в воз положил. А лисичка стала выбрасывать из воза рыбку по рыбке. Выбросила всю рыбку и ушла.

  1. Выдели окончания и определи падеж.

     С горки, за малиной, у колодца, под крыльцом, от брата, над головой, между кустарниками, перед подъездом, о подруге.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

     Запряг дед сани и поехал за рыбой. Целый воз рыбы наловил. Увидел на дороге лису и в воз положил. А лисичка стала выбрасывать из воза рыбку по рыбке. Выбросила всю рыбку и ушла.

  1. Выдели окончания и определи падеж.

     С горки, за малиной, у колодца, под крыльцом, от брата, над головой, между кустарниками, перед подъездом, о подруге.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

     Запряг дед сани и поехал за рыбой. Целый воз рыбы наловил. Увидел на дороге лису и в воз положил. А лисичка стала выбрасывать из воза рыбку по рыбке. Выбросила всю рыбку и ушла.

  1. Выдели окончания и определи падеж.

     С горки, за малиной, у колодца, под крыльцом, от брата, над головой, между кустарниками, перед подъездом, о подруге.

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания у имён прилагательных.

О рыбн__  дне,  на огромн__  плакате,  свеж__  сену,  до поздн__  вечера,  в осенн__  листве,  колюч__  кустарник,  син__  плащ,  из свеж__  капусты,  о пропавш__  вещи.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

     Запряг дед сани и поехал за рыбой. Целый воз рыбы наловил. Увидел на дороге лису и в воз положил. А лисичка стала выбрасывать из воза рыбку по рыбке. Выбросила всю рыбку и ушла.

  1. Выдели окончания и определи падеж.

     С горки, за малиной, у колодца, под крыльцом, от брата, над головой, между кустарниками, перед подъездом, о подруге.

  1. Выдели окончания и определи падеж у подчеркнутых существительных.

     Запряг дед сани и поехал за рыбой. Целый воз рыбы наловил. Увидел на дороге лису и в воз положил. А лисичка стала выбрасывать из воза рыбку по рыбке. Выбросила всю рыбку и ушла.

  1. Выдели окончания и определи падеж.

     С горки, за малиной, у колодца, под крыльцом, от брата, над головой, между кустарниками, перед подъездом, о подруге.

Определи склонение существительных.

   Радиостанция, пальто, кинотеатр, метро, яблоко, радио. Кино, театр, шоссе, праздник, музыка.

Определи склонение существительных.

   Радиостанция, пальто, кинотеатр, метро, яблоко, радио. Кино, театр, шоссе, праздник, музыка.

Определи склонение существительных.

   Радиостанция, пальто, кинотеатр, метро, яблоко, радио. Кино, театр, шоссе, праздник, музыка.

Определи склонение существительных.

   Радиостанция, пальто, кинотеатр, метро, яблоко, радио. Кино, театр, шоссе, праздник, музыка.

Определи склонение существительных.

   Радиостанция, пальто, кинотеатр, метро, яблоко, радио. Кино, театр, шоссе, праздник, музыка.

         Дополни предложения словом СНЕГ. Укажи падеж.

                                    Осень.

  Природа ещё не была готова _______. Деревья не успели сбросить свою листву. Пушистый ______ выпал неожиданно. ________ оказались и трава, и кустарники. Припорошил _______ и деревья.

         Дополни предложения словом СНЕГ. Укажи падеж.

                                    Осень.

  Природа ещё не была готова _______. Деревья не успели сбросить свою листву. Пушистый ______ выпал неожиданно. ________ оказались и трава, и кустарники. Припорошил _______ и деревья.

         Дополни предложения словом СНЕГ. Укажи падеж.

                                    Осень.

  Природа ещё не была готова _______. Деревья не успели сбросить свою листву. Пушистый ______ выпал неожиданно. ________ оказались и трава, и кустарники. Припорошил _______ и деревья.

           Спиши, раскрой скобки. Определи падеж.

      Один раз я жил с (мама) на (дача). Ко мне в (гость) приехал Мишка. Я очень по (Мишка) соскучился. Наутро мама нам показала, где лежат продукты.

   … Сначала выкупались, потом разлеглись на (песок). Греемся на (солнышко) и хлеб с (варенье) едим.

           Спиши, раскрой скобки. Определи падеж.

     Город был расположен на (пляж). Проехав по главной (улица), машина свернула в переулок. Водитель вылез из (машина) и, подойдя к (калитка), нажал скрытую в (ограда) кнопку. Калитка отворилась. Незнайка побежал по (дорожка).

           Спиши, раскрой скобки. Определи падеж.

    С давних времён люди мечтали о (полёт) в космос. В (сказка), в (мечта), в (песня) давно человек побывал на (Луна), и на (Солнце), и на далёких (звёзды).

         Спиши, вставляя слово собака. Определи падеж.

    У Пети жила ______. Мальчик назвал _______ Жучкой. За _____ мальчик ухаживал и любил _______. Он построил _______ будку. Теперь ______ Жучка будет жить в будке и охранять дом Пети.

      Вставь пропущенные окончания в именах существительных. Определи падеж.

     Туман повис над рек__. Деревья стоят по пояс в туман__. Сонно чмокают мокрыми губ___ ленивые рыбы.

      Подчеркни существительные с предлогом. Укажи число и падеж существительных.

       Я брожу в берёзовом перелеске. Листья на берёзах кажутся совсем золотыми. А внизу под берёзами по травинкам бегут и струятся лёгкие синеватые тени. Светлые солнечные зайчики бегут один за другим по траве, по дорожкам.

      Вставь пропущенные окончания в именах существительных. Определи падеж.

     Туман повис над рек__. Деревья стоят по пояс в туман__. Сонно чмокают мокрыми губ___ ленивые рыбы.

      Подчеркни существительные с предлогом. Укажи число и падеж существительных.

       Я брожу в берёзовом перелеске. Листья на берёзах кажутся совсем золотыми. А внизу под берёзами по травинкам бегут и струятся лёгкие синеватые тени. Светлые солнечные зайчики бегут один за другим по траве, по дорожкам.

      Вставь пропущенные окончания в именах существительных. Определи падеж.

     Туман повис над рек__. Деревья стоят по пояс в туман__. Сонно чмокают мокрыми губ___ ленивые рыбы.

      Подчеркни существительные с предлогом. Укажи число и падеж существительных.

       Я брожу в берёзовом перелеске. Листья на берёзах кажутся совсем золотыми. А внизу под берёзами по травинкам бегут и струятся лёгкие синеватые тени. Светлые солнечные зайчики бегут один за другим по траве, по дорожкам.

Карточка 1. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Вставь безударные гласные:

Цв…точки, хр…нил, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр…сота, т…жёлый

2. Выдели грамматическую основу предложения:

По берегам речки растут осины.

3. Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой имена существительные.

Лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник

4. Вставь, где надо, Ь.

Пахн…ет шерст…ю волч…ей

 У пен…ка с поганками.

 Шли волч…ата ноч…ю

 Лунными пол…янками.

Карточка 2. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Вставь пропущенные буквы:

Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

К лесному ручью вышла лиса.

3. Раздели слова на слоги.

Конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник

4.. Раздели на слоги слово красный. Запиши все возможные случаи переноса этого слова _____________________________________________________________________________

Карточка 3. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Вставь пропущенные буквы:

Жил в Одессе чёрный ко… .

 Он зале… на парохо… .

 С удовольствием в буфете

 Съел с колба…кой бутербро… .

Ю. Мориц

2. Выдели грамматическую основу предложения:

К лесному ручью вышла лиса.

3. Раздели слова на слоги.

Конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник

4..Запиши все возможные случаи переноса слова дождевой. _____________________________________________________________________________

Карточка 4. ______________________________________________________Фамилия, имя

1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.

Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________.

 Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

Ракета полетела в космос.

3. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.

Уползёт, края, соболь, океан, жареный, тетрадь, осёл, учитель, Егор

4. Обведи в кружок нужную букву.

Около будки лежит (П,п) ёс (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок (Б,б)арсик. За забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.

Карточка 5. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Вставь пропущенные буквы.

У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки. Лоша…ка беж…т по у…кой доро…ке.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

Воробей клевал крошки хлеба.

3. Вставь, где надо, Ь.

Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный, ёл…ки, сил…ный, оч…ки.

4. Напиши слова во множественном числе.

Чиж – _______________

 Этаж – _______________

 Алёша – _____________

 Малыш – _____________

Карточка 6. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Обведи в кружок нужную букву.

Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.

2. Выдели грамматическую основу предложения:

Маленькая кошечка сидит на ступеньке.

3. Вставь пропущенные буквы.

Компа…

Когда с тобою этот дру… ,

 Ты можешь без доро…

 Шагать на север и на ю…,

 На запа… и восто… .

4. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков..

Клюнуть – ______б.,______зв.

 Ожерелье – _______б.,________зв.

 Южный – _______б.,______зв.

 Армия – ______б.,_______ зв.

Карточка 7. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Раздели слова на слоги. Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным – под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.

Июнь, тюльпан, плюс.

2. Придумай и запиши имена собственные:

Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.

3. Вставь пропущенные буквы.

Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .

4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Окнах, нарисовал, на, узоры, мороз.

Карточка 8. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Поставь ударение.

Серый день короче ночи,

 Холодна в реке вода,

 Серый дождик землю мочит,

 Свищет ветер в проводах.

2. Вставь пропущенные буквы:

В л…су зв…рьки г…товятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мы…ка запасает з…рно.

3. Рядом с одушевлёнными существительными поставь галочку синим, рядом с неодушевлёнными – зелёным.

Пираты;

Работа;

Волга;

Лимон;

Змея;

Вагон;

Охрана;

Анечка

4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Ёжик, по, бежит, тропинк

__________________________________________________________________________

Карточка 9. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Поставь ударение. Раздели слова на слоги.

Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.

2. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:

Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.

 Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.

 Свет, светлый, светит, цветной, просвет.

3. Вставь пропущенные буквы.

Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.

4. Из слов составь и запиши предложение. Подчеркни грамматическую основу.

Лужами, двор, покрыт, широкий

__________________________________________________________________________

Карточка 10. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Поставь точки под гласными. В первом предложении подчеркни грамматическую основу.

Колокольчик в шапочке лиловой

 Весело кивает головой.

 Одуванчик, улететь готовый,

 Шепчется с гвоздичкой полевой…

2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Хлопок – ___________________________________________________

 Силёнка – __________________________________________________

 Индейка – _________________________________________________

 Якорь – ___________________________________________________

3. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным – под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.

Платье, коньки, ягода.

4. Вставь пропущенные буквы.

В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное.

Карточка 11. __________________________________________________________Фамилия, имя

1. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.

Дождик на луже рисует картинку,

 Светлую, лёгкую – как паутинку.

 Если в неё заглянуть с высоты –

 То на картине появишься ты.

А. Пинегин

2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.

Звенья – ___________________________________________________

 Глотаю – __________________________________________________

 Союзник – _________________________________________________

 Язык – ___________________________________________________

3. Вставь пропущенные буквы. Измени слова по числам.

Р…га – ______, эт…жи – _________, пч…ла –_________, …гла – _______.

4. Обведи в кружок нужную букву.

К Ване пришёл поиграть дру(г,к) Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани “Кама(з,с)”. После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).

Поделиться        

 

nsportal.ru

Дидактический материал по русскому языку 4 класс. Раздел “Морфология”

Фамилия, имя ______________________________

Тема: Спряжение глаголов.

1. Вставьте окончания глаголов. Укажите их время, лицо и спряжение.

1. Пушки с пристани пал___т. 2. Избушка там на курьих ножках сто__т без окон, без дверей. 3. Блестя на солнце, снег леж__т. 4. Вста___т заря во мгле холодной. (А. С. Пушкин) 5. Ветер, после трёх ночей, мч__тся к матери своей. (А. Майков) 6. В небе звёздочки гр__т, в речке струйки говор__т.(А. Блок) 7. По полям бег__т ручьи. (С. Маршак)

2. Поставь глаголы в неопределённую форму, выдели суффиксы и окончания, определи спряжение.

Ты мечта_____ – _________________ (_______), мы подкорм______ – _______________ (____), ты помеша_____ – ______________ (______), ты наблюда______ – ________________ (_______), он рыбач______ – __________________ (_____), он рыда______ – ______________ (____), они дыш____ – _______________ (______), он рыщ_____ – ___________________ (_____), он сажа_______ -________________ (______), он посад______ – ___________ (____), он свет______ – ________________ (______),он светлее______ – __________________ (_____).

3. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания, определи спряжение.

Высуш___шь (______), чита___шь (_____), узакон___шь (_____), подежур___шь (____), лопн____шь (_____), обкле (_____), отпива___шь (____), оплачива__шь (____), счист___шь (______), перегиба____шь (_____), растрат___шь (____), цепляя___шь (____),загреба___шь (____), трога_____ (____).

4. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания, определи спряжение.

Удосто___м (_____), отмороз___м (_____), порт__м (______), лопн___м (______), вылеп__м (______), подшива___м (______), застро__м (_______), поправ___м (_____), умнож__м (______), пыла__м (_______), сигнал__м (_____), познаком__м (______), ускор__м (_____), загиба__м (_______), отрыва__м (_____).

5. Прочитай текст. Найди глаголы, определи спряжение глаголов.

В тихие дни берёзка сбрасывает листья ровным кругом. С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки в чёрную воду омута. Краснеет стройный клён. Всегда бледновато одетая лиственница так скупо тратит свою хвою, что хватит и на зимнюю пору.

6. Спиши, употребляя глаголы в 1-м лице множественного числа. Определи спряжение.

Образец: сверлом (точить) точим – II спр.

Топором (колоть), ножом (резать), пилой (пилить), щёткой (чистить), лопатой (копать), краской (красить), ручкой (писать).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. К существительным допиши подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени. Определи спряжение.

Волна _______________________________________________________________________________

Река __________________________________________________________________________________

Робот _________________________________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы в окончаниях. Определи спряжение.

Бега__те (_________), нес___те(_________), плач__те(_________), меша__те(_________), рявкн__те(_________), сгиб__те(_________), залива__те(_________), чист__те(_________), звн__те(_________), пута__те(_________), крас__те(_________).

9. Спиши, раскрывая скобки. Определи спряжение.

(Не)пугаться, (не)доумевают, (не)терпим, (не)вылью, (не)видят, (не)гонишь, (не)рвничать, (не)смеешь, (не)навидел, (не)обрубил, (не)домогать, (не)сваришь, (не)спят, (не)держат, (не)годовала, (не)сеешься, (не)била, (не)найдёшь,

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

10. Прочитай предложения. Определи время, лицо, число и спряжение глаголов. Выдели окончания.

1.То кувыркнётся (___в., ___л., ___ч.,___спр.) , то развернётся(___в., ___л., ___ч.,___спр.), то весь в комок он так сберётся(___в., ___л., ___ч.,___спр.), что не видать(___в., ___л., ___ч.,___спр.) ни рук, ни ног. 2. Я отыщу(___в., ___л., ___ч.,___спр.) секрет и ларчик ваш открою(___в., ___л., ___ч.,___спр.). 3. Тогда пойдёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.) уж музыка не та, у нас запляшут(___в., ___л., ___ч.,___спр.) лес и горы. 4. То солнце спрячется(___в., ___л., ___ч.,___спр.), то светит(___в., ___л., ___ч.,___спр.) очень жарко. 5. Лжец ни один у нас по нём пройти(___в., ___л., ___ч.,___спр.) не смеет: до половины не дойдёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.) – провалится(___в., ___л., ___ч.,___спр.) и в воду упадёт(___в., ___л., ___ч.,___спр.). 6. Теперя все соседи скажут(___в., ___л., ___ч.,___спр.): «Кот Васька плут! Кот Васька вор!» (И. А. Крылов).

11. Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы. Укажи время и род глаголов. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Наступил___ ясн____ утр____ . Солнце ярко сиял___ в голуб____ неб___ . Луч его играл на речк___ , на крыш___ домов. Алмазами сверкал____ рос____ на траве, на листьях деревьев. Кругом стоял___ тишин____ . Только весело щебетал___ ласточк ____ .

12. Вставь пропущенные окончания глаголов. Определи спряжение.

Ты приземля________ся (_____спр.), ты приглядыва_______ся(_____спр.), ты пригорюн______ся(_____спр.), ты приготов______ся(_____спр.), ты пригрева_______(_____спр.), он закопа______(_____спр.), он залеп_______(_____спр.), он затян_______(_____спр.), он дыш_______(_____спр.), он изреж_____(_____спр.), он излуча_____(_____спр.), мы закл______(_____спр.), мы гон______(_____спр.), мы закоп_______(_____спр.), мы высуш______(_____спр.), мы надкус______(_____спр.), они строга_____(_____спр.), он багровее_______(_____спр.), мы держ_____(_____спр.) .

13. Задай к глаголам вопросы. Вставь, где надо ь.

Костёр(_____________________) разгорает__ся, можно (____________________) обжеч__ся, не будем (______________________) ссорит__ся, (_____________________) закрыт__ся на перерыв, скамейка (________________________) красит__ся, (___________________) роют__ся в огороде, рано (____________________) открыт__ся.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *