4 класс

4 класс география – Мир глазами географа (4 класс) по окружающему миру

Интегрированный урок в 4 классе по предметам «География» и «Окружающий мир»

Донецкая народная Республика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ школа С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 115 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Интегрированный урок

в 4 классе

по предметам

«География» и «Окружающий мир»

Подготовила:

учитель географии

Королёва Н.Н.

Донецк, 2016

Тема: «Обобщение материала по природе и естествознанию» – урок-преемственность.

Цель: закрепить знания учащихся о планете Земля, её месте в солнечной системе, о материках, океанах.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, интерес к уроку.

  • Донести до учащихся, что знания и умения, полученные в начальной школе, станут основой для освоения последующих уроков географии.

  • Воспитывать уважение к своим товарищам, терпение, выдержку, самостоятельность.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийный экран, атласы, контурные карты, таблица, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звучит музыка «Мы – Архимеды» (1 куплет и припев).

Учитель 4 класса: Хорошие слова в песне «Экзамены, ребята, готовит нам жизнь… А нам в дорогу уже пора». И вы стоите на пороге 5 класса, ещё чуть-чуть, ещё немного и попрощаетесь с начальной школой. А какой запас знаний возьмете с собой, чтобы идти к удачам и победам, будете ли открывать мир, как Архимеды? Давайте попробуем прямо сейчас начать, ведь вам покой не по душе, так?

  1. Основная часть.

Учитель географии:

  1. А начнем мы с разгадывания загадок. Отгадки лежат на столе, кто первым поднимет руку, тот находит ответ и крепит на доску в столбик (на столе разложены слова: звезда, ветер, компас, глобус, семья).

В отгадках зашифровано главное слово. Вставьте так слова, чтобы мы прочитали это слово.

  1. Солнце – самая яркая … (звезда)

  2. Бежал по тропке луговой –

кивали маки головой,

Бежал по речке голубой –

речка сделалась рябой. (ветер)

  1. Прибор для определения сторон света…. (компас)

  2. Модель Земли, уменьшенная в миллион раз… (глобус)

  3. Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна …. (семья)

1. З В Е З Д А

2. В Е Т Е Р

3. К О М П А С

4. Г Л О Б У С

5. С Е М Ь Я

Почему слово написано с большой буквы? (Название планеты).

  1. Повесить таблицу «Планеты».

Ученые предполагают, что в космическом пространстве 9 больших планет, каждая из которых занимает своё место от Солнца.

Земля занимает …? (третье место)

Вращение Земли: вокруг Солнца – …. (смена времен года),

вокруг оси – ….. (сутки).

  1. Звучит музыка (отрывок песни «Я Земля, я своих провожаю питомцев, …)

Куда оправляет Земля своих сыновей и дочерей?

С какой целью?

  1. Показ отрывка старта корабля «Восток» с Ю. А. Гагариным.

Вы узнали этого космонавта?

Учитель рассказывает о том, что когда за полетом Ю. Гагарина следили с центра управления полетом, его спросили: «Какая она, оттуда, наша Земля?»

Ответ – … (голубая).

  1. Работа с картой.

Вода – это реки, озера, болота, моря, океаны.

Сколько океанов?

Знаете ли вы, что этот океан (показать на карте) назвал великий путешественник во время своего 1 кругосветного плавания?

(кто это был? как называется океан?)

Показать следующие океаны, беседа – почему они так называются (Атлантический, Индийский (самый теплый)).

Видео о Северном Ледовитом океане.

Это какой океан? Почему вы так думаете?

Подписываем на контурной карте самый большой океан, самый теплый.

Кроме океанов на Земле есть суша: это материки, острова.

На каком материке живём мы?

К каждому материку при его характеристике можно добавить прилагательное «самый». На карте подписываем самый большой материк.

– Видео отрывок из мультфильма об Антарктиде.

Где живут пингвины?

Что можно сказать об этом материке? (правильно: самый холодный).

– Слайды пустыни, жара.

Что это за материк? (Африка)

Подписываем на карте самый жаркий.

– На материке Южная Америка прикреплены зонты, капли дождя (картинки).

Как вы думаете, что это обозначает? (да, самый влажный материк).

А вот здесь растут мелкие кустарники, колючки, большие территории заняты пустынями.

Почему? (мало выпадает осадков, самый сухой материк – Австралия и самый маленький).

– А что же мы скажем о Северной Америке? (ответы детей)

Этот материк был открыт самым первым европейцами. Кем? (Колумбом).

  1. Замечательная наша Земля, много людей проживают в разных странах, каждый любит свою страну, край, где он родился, рос, учился.

Наш край называется…? (Донбасс).

Звучит отрывок песни в исполнении В. Макарова «Песня о Донбассе».

  1. Итог занятия.

Поблагодарить учащихся за урок, за знания, сказать, что эти знания им помогут при изучении начального курса географии, станут основой для освоения последующих курсов.

  1. Домашнее задание.

Мои пожелания в дальнейшем:

смотреть передачи по телевидению «Наша планета», «Интернешен географик», «Непутевые заметки» и т.д.

infourok.ru

“Занимательная география” в 4 классе.

Количество часов: 1 ч в неделю, всего 34 часа

– Программы «Организация внеурочной деятельности школьников» авторов – составителей: Н.Н.Деменёвой, Т.Я.Железновой, С.К.Тивиковой. М «Русское слово», 2013 г.

— Программы для дополнительного образования под редакцией Е.Н.Дзятковской, А.Н.Захлебного, А.Ю.Либерова. Москва «Просвещение» 2012 г.

Цель программы: создание условий для социализации, становления гражданской идентичности, духовно – нравственного развития младших школьников, выявление одарённых детей.

Задачи программы:

  • Воспитание патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны;

  • духовно – нравственное развитие, формирование нравственного сознания, чувств, поведения;

  • формированиенавыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию социальных умений;

  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер;

  • формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Планируемые результаты.

Личностные и метапредметные результаты

формирование у детей основ гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России, воспитание любви к своему Отечеству, к родному краю, к своей малой Родине;

взаимопонимание и уважение к людям, прославившим Отечество;

умение соблюдать правила добрососедства;

толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие другого человека каким он есть

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

•Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности;

•взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий;

•умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение;

•умение пользоваться вежливыми словами (словами приветствия, благодарности, приглашения и др.)

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

•Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

Планируемые результаты реализации программы.

На первом уровне–это приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, своей малой Родине, культуре разных стран и народов.

На втором уровне – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, осознание себя патриотом своей страны.

Третий уровень результатов –

получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Содержание курса «Занимательная география».

Раздел 1: «Живём мы по соседству» (24 ч).

Тема: «Мы и наши соседи» (4 ч).

Представление о соседстве. Страны – соседи. Государства – соседи России. Традиции добрососедства и сотрудничества разных стран. Разнообразие природы России. Народное исскуство. Народные мастера.

Тема: «Аист на крыше» (5 ч).

Республики Украина, Беларусь, Молдова, их столицы. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. Особенности природы Украины, Беларуси, Молдовы. Охрана природы, заповедники (Беловежская пуща, Аскания Нова). Общее в судьбе разных народов. Сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. День Победы. Изделия народных промыслов, национальные костюмы, блюда национальной кухни.

Тема: «У янтарного моря» (5 ч).

Страны Балтии: Литва, Латвия, Эстония. Янтарь – символ Прибалтики. Достопримечательности городов Прибалтики. Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев. Роль моря в жизни прибалтов. Изделия народных промыслов. Национальные костюмы.

Тема: «В горах Кавказа» (4 ч).

Страны Закавказья: республики Грузия, Азербайджан, Армения, их столицы. Образ природы горного края в произведениях русских и кавказских поэтов и художников. Основные занятия людей. Старинные праздники кавказских народов. Современные праздники. Народные костюмы, блюда национальной кухни. Фольклор.

Тема: «Многоцветные краски Востока» (6 ч).

Страны Центральной Евразии: республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргыстан и их столицы. Природа Средней Азии и Казахстана, её отражение в произведениях писателей и художников. Жилище, народные костюмы, блюда национальной кухни. Народные герои и народная мудрость. Обычаи добрососедства и взаимопомощи. Религиозные и народные праздники.

Раздел 2: «Моя малая Родина» (10 ч).

Тема: «Моя малая Родина» (6 ч).

Малая Родина – место, где человек родился и живёт. Наш город (наше село). История малой Родины. Достопримечательности и природа родного края. Известные земляки.

Тема: «Пора в путь – дорогу» (4 ч).

Путешествие и туризм. Значение путешествий в жизни человека. Познание малой Родины. Правила поведения в походе. Бережное отношение в природе.

Календарно – тематическое планирование.

2.

09.09

Конкурс рисунков: «Наше государство – Российская Федерация».

Творческая работа.

3.

16.09

Страны – соседи. Мини – исследование: «Сотрудничество России со странами – соседями».

Мини – исследование: «Сотрудничество России со странами – соседями».

4.

23.09

Игра: «Правила соседства».

Практическое занятие.

Аист на крыше (5 ч)

5.

30.09

Заочное путешествие по Украине, Беларуси, Молдовы.

Подготовка сообщений о странах.

6.

07.10

Танцы, игры и песни восточных славян.

Презентация.

7.

14.10

Изготовление книжки – малышки: «Труд восточных славян».

Творческая работа.

8.

21.10

Проект: «Города – герои».

Презентация.

9.

28.10

Национальные костюмы и блюда национальной кухни.

Творческая работа.

У янтарного моря (5 ч).

10.

11.11

Заочное путешествие по странам Балтии. Янтарь – символ Прибалтики.

Подготовка сообщений о странах.

11.

18.11

Творческая работа: «Аппликация: «Янтарная страна».

Практическое занятие.

12.

25.11

Конкурс блюд из морепродуктов.

Практическое занятие.

13.

02.12

Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев.

Презентация.

14.

09.12

Проект: «У янтарного моря».

Конкурс рисунков.

В горах Кавказа (4 ч).

15.

16.12

Страны Закавказья – какие они. Исследование.

Экскурсия в библиотеку.

16.

23.12

Народные ремёсла и древняя культура народов Закавказья.

Презентация.

17.

30.12

Мини – исследование: «Пословицы о дружбе, здоровье и долголетии».

Сбор пословиц и поговорок.

18.

13.01

Конкурс моделей: «Национальный костюм Кавказа».

Практическая работа: «Изготовление модели из бумаги и пластилина».

Многоцветные краски Востока (6 ч).

19.

20.01

Заочное путешествие по Средней Азии и Казахстану.

Экскурсия в библиотеку.

20.

27.01

Природа Средней Азии и Казахстана.

Презентация.

21.

03.02

Конкурс рисунков: «Народные костюмы Востока».

Творческая работа.

22.

10.02

Аппликация: «Восточный базар».

Практическая работа.

23.

17.02

Блюда национальной кухни Востока.

Практическая работа.

24.

03.03

Творческая работа: «Изготовление тюбетейки из бумаги и её роспись».

Творческая работа.

Моя малая Родина (6 ч).

25.

10.03

Малая Родина – место, где человек родился и живёт.

Презентация.

26.

17.03

Презентация: «Наш город (наше село)».

Презентация.

27.

07.04

Экскурсия: «Достопримечательности и природа родного края».

Экскурсия.

28.

14.04

Фотоколлаж: «Известные земляки».

Практическая работа.

29.

21.04

Проект: «Моя малая Родина».

Творческая работа.

30.

28.04

Традиции нашего города (села).

Праздник: «Моя малая Родина».

Пора в путь – дорогу (4ч).

31.

05.05

Путешествие и туризм.

Беседа.

32.

12.05

Поход по родному краю.

Экскурсия.

33.

19.05

Беседа: «Охрана природы в нашей стране».

Лекция.

34.

26.05

Праздник добрых пожеланий.

infourok.ru

География. Учебник для 4 класса начальной школы. Н.Е.Виткович. 1955 г.

Обложка
этой
книги:





















 
Предпросмотр работает на  FOTORAMA  (для возврата к галерее учебников нажмите на рисунки книжных стелажей)
На страничке представлены избранные страницы учебника в объёме, разрешённом законом.
Возможный электронный вариант со встроенным оглавлением этой книги на заказ : Фото1 , Фото2 , Фото3 .
 
Если Вам понравилась наша работа, Вы можете поддержать дальнейшее развитие сайта пожертвованием проект
у.

Рекомендуем
к этой
книге:




















fremus.narod.ru

Презентации по географии для учеников 4 класса

Предметы

  • Музыка
  • Педагогика
  • История
  • Литература
  • Английский язык
  • Медицина
  • Шаблоны презентаций
  • Начальная школа
  • Детские презентации
  • Биология
  • Технология
  • Окружающий мир
  • Обществознание
  • Информатика
  • Химия
  • МХК
  • Русский язык
  • Физика
  • География
  • Физкультура
  • Экономика
  • Алгебра
  • ОБЖ
  • Геометрия
  • Философия
  • Математика
  • Астрономия
  • Экология
 
Все предметы (4 класс) – 305Музыка (4 класс) – 2Педагогика (4 класс) – 48История (4 класс) – 14Литература (4 класс) – 14Английский язык (4 класс) – 7Начальная школа (4 класс) – 36Детские презентации (4 класс) – 1Биология (4 класс) – 3Технология (4 класс) – 10Окружающий мир (4 класс) – 67Обществознание (4 класс) – 26Информатика (4 класс) – 1МХК (4 класс) – 6Русский язык (4 класс) – 43Физика (4 класс) – 1География (4 класс) – 2Физкультура (4 класс) – 3ОБЖ (4 класс) – 1Геометрия (4 класс) – 5Математика (4 класс) – 13Экология (4 класс) – 2

Найдено 2 презентации, для учеников 4 класса (География)

  • География, География (4 класс)
    Слайды Дата создания Язык Просмотров
    27 слайдов 26.10.2015 RU 603
    Формат Размер Скачана Другие форматы
    PPT 2.12 Мб 4 раза PDF, PPTX
    Подробнее | Загрузить | Слайды |
  • География, География (4 класс)
    Слайды Дата создания Язык Просмотров
    12 слайдов 11.10.2015 RU 290
    Формат Размер Скачана Другие форматы
    PPT 1.18 Мб 3 раза PDF, PPTX
    Подробнее | Загрузить | Слайды |
 

Случайные

  • Коста-Рика— загадочная страна Центральной АмерикиГеография, 33 слайдаПодробнее|Загрузить|
  • Соединения щелочных металловХимия, 7 слайдовПодробнее|Загрузить|
  • Правописание предлогов и приставок 3 классРусский язык, 25 слайдовПодробнее|Загрузить|

Популярные

  • Италия (2 класс)Окружающий мир, 10575 просмотровПодробнее|Загрузить|
  • Моя Родина – Россия (4 класс)Окружающий мир, 5790 просмотровПодробнее|Загрузить|
  • Явления природы (2 класс)Окружающий мир, 5347 просмотровПодробнее|Загрузить|

Самые скачиваемые

  • Системно-деятельностный подход в обученииПедагогика, 1974 скачиванияПодробнее|Загрузить|
  • Закрепление изученных орфограммРусский язык, 1755 скачиванийПодробнее|Загрузить|
  • Правила безопасного поведения на улицеОбществознание, 1690 скачиванийПодробнее|Загрузить|

ppthub.ru

Таблица “Природные зоны России и мира” (4 класс, окружающий мир)

Природная зона

Географическое положение

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Арктическая пустыня

Острова, расположенные у Северного полюса.

Длинная зима и короткое, 2-3 месяца, холодное лето. Осадки в виде снега.

Отличительная особенность: долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь.

Крайне скудный, в основном мхи и лишайники, хотя летом можно встретить мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки.

Белые медведи и многочисленные ластоногие: тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Много птиц: гуси, чайки, гаги, крачки, кулики.

В основном ведётся промышленная деятельность, ограниченная охота и рыболовство, научная деятельность. Крупных городов нет, много заповедников.

Тундра

Побережье Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Дальний восток, Камчатка.

Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. – вечная мерзлота.

Низкорослые растения: мхи, лишайники, карликовые березы.

Богатый и разнообразный животный мир: белая куропатка, белая сова, кречет, гуси и журавли; северный олень, волки, зайцы, лисицы, куницы, возможно встретить как белого, так и бурого медведя.

Добыча нефти и газа; в сельскохозяйственной сфере – оленеводство.

Лесотундра

Переходная зона, для которой характерны признаки как тундры, так и тайги.

Тайга

Урал, Зауралье, Дальний Восток

Климат меняется придвижении с Запада на Восток от мягкого до резко континентального. На Западе тёплое лето и мягкая зима, на Востоке короткое лето и длинные, холодные зимы, температура может опускаться до -60 градусов. Осадков выпадает не очень много, но уровень испарения низкий, так что значительную часть тайги занимают озёра, болота и заболоченные редколесья

Растительный мир очень богат. Тайга – это такие же «лёгкие планеты», как и леса Амазонки. Распространены сосна, лиственница, кедр, ель, пихта. Реже встречается береза, рябина, осина, ольха. Много кустарников, мхов, лишайников, грибов.

Животный мир разнообразен и уникален. Можно встретить: бурый медведь, лось, рысь, заяц-беляк, белка, сойка, глухарь, кабарга, бурундук, росомаха, соболь, кедровка, уссурийский тигр . Очень много разнообразных пресмыкающихся и земноводных видов.

Добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, ограниченная охота, животноводство.

Зона лесов: смешенные, широколиственные

Европейская территория России, до Урала. Часть – на Дальнем Востоке

Тёплое и долгое лето, повышенная влажность, мягкая зима.

Лиственные и широколиственные леса: елями, соснами, березами, кленами и осинами, дуб, вяз, липа, клен. Много кустарников, трав, грибов.

В лесах много разных животных: белки, совы, лесная куница, лоси, бурый медведь, лисы, а из птиц — иволги, дятлы и др.

Природная зона сильно изменена человеком, много крупных городов, промышленных производств, гидроэлектростанций.

Лесостепь

Переходная зона. Признаки характерны как для лесов, так и для степи. Чем дальше на юг, тем суше.

Степи

На юге Черного моря, в долинах реки Оби

Длинное, сухое лето, малоснежная зима.

Злаки, ковыль

Мелкие, ночные животные: тушканчики, суслики, сурки.
Типичные для степи птицы: дрофа, пустельга, степной орёл, жаворонок. В степи обитают пресмыкающиеся.

Развитое сельское хозяйство. Выращивание зерновых культур, бахчевых. Распространение овцеводства.

Полупустыни

Переходная зона. В наличии признаки, характерные как для степи, так и для пустыни.

Пустыни

В низовьях волги, около Каспийского моря, на юге Восточной Сибири, на границе с Казахстаном

Долгое лето, короткая, 2-3 месяца, но холодная зима. Температура может понижаться до -20 градусов. Осадков почти нет, сильные ветра.

Все растения низкорослые, с длинными корнями, листья узкие. Распространены: верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик, маки, тюльпаны, лютики. Некоторые растения появляются только в сезон дождей, чаще всего в середины весны.

Не отличается большим разнообразием. Животные в основном мелкие, ведущие ночной образ жизни. Распространены: тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.

Возможно занятие сельским хозяйством: хлопководство, виноградарство; животноводством и добычей полезных ископаемых

Субтропики

Черноморское побережье Кавказа

Благоприятные климатические условия. Короткая и влажная зима. Длинное и тёплое лето. Это крупнейшая рекреационная зона России

Богатый растительный мир. Представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых назовем самшит, лавр, лавровишню. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Из представителей животного мира отметим серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.

obrazovaka.ru

Природные зоны России 4 класс

На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон.

Арктические пустыни

Они расположены на островах, лежащих в Северном Ледовитом океане, и на севере полуострова Таймыр. Климат этой зоны очень суров: зима здесь долгая и очень морозная; часто бывают сильные ветры, пурга; лето короткое и холодное. Благодаря таким условиям снег не везде успевает растаять, на многих островах располагаются ледники. Растительность скудная, она покрывает незначительную часть свободной ото льда поверхности. Среди растений господствуют мхи и лишайники, а цветковые растения представлены крайне малым числом видов. Почвы в арктических пустынях почти не развиты. Скуден и животный мир. К нему относятся белые медведи, тюлени, моржи; на скалистых берегах гнездятся птицы, особенно ценными являются гаги. Их пух собирают и используют для одежды полярников.

Зона тундры

Она занимает побережья морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до Берингова пролива. На долю этой зоны приходится 1/8 площади всей страны, к Западной и Средней Сибири южная граница тундры доходит почти до Северного полярного круга. Климат в тундре теплее, чем в зоне арктических пустынь: хотя лето и короткое, но средняя температура июля поднимается до +10°С; зима же здесь долгая и суровая. Осадков выпадает мало, но при недостатке тепла испарение невелико. Для тундры характерно повсеместное распространение многолетней мерзлоты, которая мешает влаге просачиваться вглубь. Это способствует образованию многочисленных неглубоких озер. Очень часто они расположены здесь вдоль рек. Почвы в тундре — тундро-глеевые, они имеют маломощный слой гумуса. Растительный мир тундры характеризуется неоднородностью: в направлении с севера на юг мохово-лишайниковая тундра сменяется кустарниковой, состоящей из карликовых берез и полярных ив. Многие карликовые деревья, растущие здесь, «стелятся» по поверхности земли. Это можно объяснить наличием здесь сильных ветров. Среди растений тундры много многолетников, в том числе вечнозеленые растения (брусника, клюква, голубика). Среди животных в тундре преобладают лемминги, олени, обитают песцы. В озерах зоны много рыбы.

Зона лесотундры

Это переходная зона от тундры к тайге. Она неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля и января здесь выше, осадков выпадает до 400 мм, и так как их выпадает больше, чем может испариться, лесотундра является наиболее заболоченной природной зоной. Поскольку лесотундра — переходящая зона, для нее характерно сочетание растений, животных и почв тундровой и таежной зон.

Зона тайги

Эта зона занимает самую большую площадь России. Тайга протянулась широкой непрерывной полосой от западной границы России до гор Дальнего Востока. Наибольшая ширина тайги достигается в Восточной Сибири. Для этой зоны характерно умеренно теплое лето (+13-19°С) и морозная зима (до -40°С), особенно суровая в Сибири. Эта зона характеризуется достаточным и избыточным увлажнением, к югу постепенно оно уменьшается. В тайге преобладают хвойные породы: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Встречаются и лиственные породы: береза, осина. Березовые и осиновые леса в тайге встречаются на месте вырубок и пожаров. Господство вечнозеленых хвойных деревьев является результатом долгой и суровой зимы. Для сибирской тайги характерна лиственница, в европейской же части зоны чаще всего встречается ель. Почвы в тайге подзолистые, образовавшиеся в результате разложения опавшей хвои в условиях повышенного увлажнения. Там, где преобладают лиственные породы, формируются дерново-подзолистые почвы. Богат животный мир тайги, населены все ярусы леса. Там обитают бурые медведи, лоси, белки, бурундуки, рыси, соболя, куницы, многочисленные птицы.

Зона смешанных и широколиственных лесов

Эта зона не образует сплошной полосы в России: на Восточно-Европейской равнине она расположена южнее зоны тайги, в центральных областях России она практически отсутствует и появляется вновь в южных районах Дальнего Востока. Это можно объяснить тем, что для развития широколиственных пород деревьев необходим более теплый и влажный климат, чем для хвойных. При движении с севера на юг в пределах этой зоны изменяются растительный мир и почвы: если на севере зоны распространены хвойно-широколиственные леса (наряду с таежными видами широко распространены дуб, клен, липа) на дерново-подзолистых почвах, то на юге господствуют широколиственные леса (дуб, граб, бук, клен) на серых и бурых лесных почвах. В лесах Дальнего Востока к широколиственным породам типичным для европейской части зоны, добавляются бархатное дерево, пробковый дуб, множество лиан. Встречаются здесь и сибирские виды деревьев.

Животный мир зоны очень богат. Обитает здесь много животных-древолазов, особенно в лесах с сохранившимися толстыми деревьями, обитают косуля, куница, бобр, разнообразные хищники. На Дальнем Востоке живут харза, горал, амурский тигр, амурский полоз, дальневосточная черепаха.

Растительность зоны смешанных и широколиственных лесов сильно изменилась в результате деятельности человека: большие площади лесов вырубались под сельскохозяйственные угодья. Сейчас леса занимают только 30 % от площади всей зоны.

Зона лесостепей

Это переходная зона от леса к степи, поэтому в ней чередуются районы лесной и степной растительности.

Зона степей

Она занимает юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири. Участки степей есть в Забайкалье и в котловинах гор Южной Сибири. Лето здесь жаркое, а зима холодная и малоснежная, суровость ее нарастает к востоку. Так как территория этой зоны находится южнее путей прохождения циклонов, осадков здесь выпадает немного (до 450 мм). Дожди выпадают в виде коротких ливней, часты засухи и суховеи. Естественой растительности степей практически больше нет нигде, кроме заповедников, земли этой зоны целиком распаханы. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Степи — зона формирования типичных черноземов с мощностью гумусового горизонта до 1 м. Животный мир степей сильно изменился под воздействием человека. Еще в XIX веке исчезли дикие лошади — тарпаны, а также косули, туры, зубры. Олени оттеснены в леса, сайгаки — в целинные степи и полупустыни. Меньше пострадали грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Зоны полупустынь и пустынь

Расположены они в Прикаспии и на границе с Казахстаном. Климат здесь резко континентальный, лето жаркое, зима неустойчивая.

Полупустыни характеризуются переходными чертами от степей к пустыням. Здесь на каштановых и бурых пустынно-степных почвах распространена полынно-злаковая растительность, на песчаных — степная, на суглинистых и глинистых — пустынная. Среди животных характерны грызуны и пресмыкающиеся.

В пустынных районах России лето еще более жаркое, снежный покров зимой маломощен и неустойчив. В пустынях на серо-бурых почвах растут полыни и солянки. В этой зоне из-за сильного испарения в верхних горизонтах почв накапливаются соли, поэтому для пустынных и полупустынных районов характерны солончаки и солонцы.

Смена природных зон в горах определяется высотной поясностью. От подножия гор к вершинам возрастает количество осадков, снижаются температуры, поэтому изменяются почвы, растительный и животный мир. Набор высот поясов зависит от того, на какой широте расположены горы, а также от их высоты и удаленности от океанов.

geographyofrussia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о