3 класс

Русский язык 3 класс будь человеком – ПНШ 3 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 12, с. 15 — 17

ПНШ 3 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 12, с. 15 — 17

12. Устно объясни написание слов. Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? Присвой им порядковые номера. Например, словам с безударным гласным в корне пусть соответствует №1. Выпиши слова с орфограммами под разными цифрами. Там, где возможно, пиши проверки. 

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.

Миролюбивые жильцы
Без_дела не_сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.

Покой и тру

д большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.

(С. Михалков)

Орфограмма №1. Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: в лесу – лес; сидят – сидя; бегут – бег; спешит – спéшка; тропинкой – трóпка; в траве – травы; под листвой – лист; пó лесу – лес;
Орфограмма №2. Парный по звонкости/глухости согласный на конце слова и перед другими согласными: мурашки – мураши; пост – поста; детский – дети; сад – сады; труд – труда;
Орфограмма №4. Разделительный Ь: муравьи; муравьиный; семь

и; муравьи;
Орфограмма №8. Буквы И, А, У после шипящих (сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ): живут; жильцы; спешит; шуршит;
Орфограмма №11. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок: без_дела – без всякого дела;
Орфограмма №11. Раздельное написание НЕ с глаголами: не_сидят;
Орфограмма №13. Написание букы И/Ы после Ц: жильцы; бойцы
Орфограмма №14. Непроверяемый безударный гласный в корне слова (словарные слова): рабочий (работа – словарное слово).

Выпиши выделенное слово. Найди в тексте слова, которые являются проверочными для этого слова. Запиши их рядом.

труд — трудом, трудовой.

Выпиши сложное слово. Подчеркни букву соединительного гласного. Составь, используя вторую часть этого слова, ещё несколько сложных слов. В качестве первой части пусть выступят основы слов: труд, человек, свобода , жизнь, солнце. В каких словах ты использовал букву Е в качестве соединительной гласной?

Миролюбивые. Трудолюбивый, человеколюбивый, свободолюбивый, жизнелюбивый, солнцелюбивый.

Букву Е в качестве соединительной гласной я использовал в словах: жизнелюбивый, солнцелюбивый.

Проверь себя: открой словарь на букву -Й. Найди слова на -ВЫЙ, а среди них — сложные слова. Проверь их написание. Запиши словосочетания с тремя из этих слов.

Жизнелюбивый человек; солнцелюбивый цветок; правдолюбивый мальчик; свободолюбивый народ; трудолюбивая девочка; теплолюбивое растение; миролюбивые жители.    

Ответы к заданиям. Русский язык. Учебник. Часть 1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.  2013 г.

Русский язык. 3 класс. Чуракова Н. А.

ПНШ 3 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 12, с. 15 — 17

4.8 (95.48%) от 93 голосующих

e-razumniki.ru

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?

Язык – орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь – проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. 

Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?

Вместе с первым словом в человеке  зарождается его родной язык. Русский язык – это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации.
Русский язык – это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.

3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?

Видна птица по перьям, а человек по речам. Птицу судят по оперению, а человека – по словам.
Много сказано, а послушать нечего. Наговорил много, я смысла не донёс.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лучше промолчать, чем говорить о том, о чём не имеешь понятия.

4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?

…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

(А. Пушкин)

“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Богатырь обращается к царевне.

  • Почему речь богатыря можно назвать красивой? Спишите речь богатыря.

«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.

  • Найдите в этом отрывке слова, которые часто используются в народной поэтической речи.

Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.

Ответы по русскому языку. 3 класс. 

Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

3.8 (76.92%) от 13 голосующих

razviwaika.ru

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. 

Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?

Вместе с первым словом в человеке  зарождается его родной язык. Русский язык — это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации.
Русский язык — это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.

3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?

Видна птица по перьям, а человек по речам. Птицу судят по оперению, а человека — по словам.
Много сказано, а послушать нечего. Наговорил много, я смысла не донёс.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лучше промолчать, чем говорить о том, о чём не имеешь понятия.

4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?

…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

(А. Пушкин)

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.

  • Почему речь богатыря можно назвать красивой? Спишите речь богатыря.

«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.

  • Найдите в этом отрывке слова, которые часто используются в народной поэтической речи.

Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1.

 Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

volzsky-klass.ru

С.В.Михалков “Будь человеком” – Начальные классы

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: С.В. Михалков « Будь человеком!»

Цель: познакомить с произведением С.В.Михалкова « Будь человеком!»

Задачи: понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному

 слову ; способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения; развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения ; продолжить работу над выразительным чтением произведения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; коррекция и развитие речи , памяти, мышления

Тип урока: объяснение нового материала.

                                  Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения   Я.Акима .Слово»Друг»

Беседа по вопросам :

-Что такое по вашему мнению дружба?

-Что такое дружба? Каждый знает,

Может быть и спрашивать смешно?

Д- доверие

Р- радость

У- уважение

Ж- желание

Б-борьба

А- активность

-Кого можно назвать настоящим другом? Легко ли быть другом?

Хочешь дружбы – будь другом.

-Что объединяет эти два стихотворения?

-Чем они разные?

-Легко ли быть другом?

-Над чем оно заставляет задуматься?

Я. Аким признавался детям, что оно хотел, чтобы дети знали ,как рождаются стихи:

-Из ничего, из воздуха ,из чуда первого снега, из души.

-Чем стихи отличаются от прозы? (Наличие рифмы в стихотворении)

– Сейчас мы поупражняемся в рифмовании слов, подберите слово в рифму:

Жук-лук-сук,  Вова-корова, катушка-кормушка-избушка, дом-гром-ком-сом,

норка-корка, кошка-мошка, волк-толк, сорока-белобока, соловьи-муравьи.

-Молодцы! Я думаю, теперь многие из вас захочется заняться стихосложением. Стихи можно сочинять на любую тему. Нужно просто больше читать, думать,мыслить и удивляться простым вещам, которые вас окружают.

3. Сообщение о жизни и творчестве С.В.Михалкова- родился 13 марта 1913 года в Москве. Отец его был ученым,мать учительница биологии. Образование он получил дома. Его стихи печатались во многих газетах и журналах. В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Умер 27 августа 2009 года. Один из самых знаменитых  детских писателей.Стихи его читали ваши мамы и папы , бабушки и дедушки. За свою жизнь С.Михалков выпустил множество книг для детей (выставка книг)

4. Работа над новой темой:

-А теперь отгадайте загадку:

Я работаю в артели

У елей лохматой ели.

По буграм тащу бревно-

Больше плотника оно. Кто это? ( Муравьи)

 

В лесу, у пня, суетня,толкотня,

Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)

 

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион? (Муравьи)

-Какие произведения о муравьях вы читали? ( басня «Стрекоза и Муравей»)

-Подберите однокоренные слова к слову «муравей» (муравейник)

-Видели ли вы муравейник? Где?

-Героями сегодняшнего урока являются муравьи.

-Откроем учебники на стр 134.

5. Чтение стихотворения учителем.

6. Обсуждение по вопросам:

 -Где происходили события? ( В лесу)

_Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль. Так делать нельзя!)

7. Словарная работа.

Тлел лист-горел,без пламени.

Подпалил-поджёг.

Метались- бегали из стороны в сторону.

Эгоист-чёрствый, себялюбивый человек.

Миролюбивый- любящий мир.

(Работа со словарём).

-Придумайте 2 предложения с новыми словами.

8. Чтение про себя.

9 .Чтение по строчкам.

-С чем сравнивает автор муравейник?

-Прочитайте слова и выражения, которые автор использует для сравнения муравейника с домом.

У них обычаи свои

И муравейник –дом.

          Миролюбивые жильцы

          Без дела не сидят:

          С утра на пост бегут бойцы,

          А няньки в детский сад.

-Что такое ДОМ?

-Какая беда произошла с муравьями?

-С какой целью был разрушен муравейник?

Как автор называет муравьёв?

(Мураши, мурашки, миролюбивые жильцы)

Он подчёркивает этими словами, что эти насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные . Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности.

-Найдите в тексте слова и прочитайте,кто такие обязанности выполняет?

10. Что мы знаем о муравьях?

Муравьи живут везде. У муравьёв 6 лапок, есть глаза, но нет оргаеов слуха. Пара усиков помогает муравьям различать запахи и ориентироваться в пространстве.Муравьи уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхлят и удобряют её .Их называют «санитарами леса», они едят вредных гусениц. Если в лесу есть муравейник-это здоровый лес.По поведению муравьёв можно определить- будет дождь или нет.

Муравейник- это дом муравьиной семьи.Главные в доме –царицы, они приносят потомство; охраняют их муравьи-трутни, остальные- рабочие.

А зимуют вся муравьиная семья в подземной части дома, там не так холодно.

Муравьи очень трудолюбивые и сильные .Один муравей может поднять вес в 10 раз больше своего веса.

-Решите задачу: В муравейнике 1000 муравьёв. Сколько лапок у них вместе? (6000)

11. Составление кластера:

-Выберите слова,которые характеризуют муравьёв-

Трудолюбивые            работящие

Самолюбивый              бессердечный

Миролюбивый            хладнокровный

Злой                            заботливый

Исполнительный        равнодушный

-Можно ли образ жизни муравьёв назвать правильным, красивым? А людей, обладающих такими качествами?

-Что это будет за красота? Внешняя или внутренняя? (Беседа о работе по кластеру)

Вывод: Жизнь муравьёв действительно можно назвать красивой? А людей? Обладающих такими качествами – духовно –красивым?

12.Комбинированное чтение .

-На сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте.

А) Жизнь муравьёв в муравейнике.

Б) разрушение муравейника мальчиком.

В) Обращение автора.

-Прочитайте слова, в которых выражена главная мысль произведения. Обратите внимание  на то , что слово « Человек» в середине слова пишется с большой буквы. Почему?

– Что значит выражение «Быть человеком» с большой буквы?  Каким?

-Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?

(Читаем хором последний куплет)

-К кому автор обращается? К чему призывает? ( призывает беречь природу)

Вывод: Чтобы беречь природу, её нужно любить и понимать.

13.Закрепление.

Письмо от « Зелёных»

Правила поведения в лесу.

Не разжигать костёр вблизи деревьев.

Не разорять птичьи гнёзда.

Не оставлять после себя мусор.

Не включать громко музыку.

Не ломать деревья и кустарники.

Не разорять муравейники.

-Сохранять природу, значит сохранять себя, как часть природы. А для этого каждому из вас нужно быть Человеком с большой буквы. Я вам этого желаю, ребята, Но есть еще главный закон  нашей страны- Конституция Республики Казахстан, где есть статья об охране природы.

Синквейн:

1 строчка-одно слово,название стихотворения, тема-существительные

2 строчка-2 слова-прилагательные

3 строчка-3 слова- глаголы

4 строчка- предложение, в котором показано отношение автора к теме( 1 строчка)

5 строчка-одно слово-синоним, который повторяет суть темы в 1 строчке.

Природа.

Удивительна, красива.

Окружает, бережётся, сохраняется.

Среда обитания человека.

Жизнь.

Творческая рефлексия урок раскрашен краскам-на столах лежат палитры

-Выберите цвета холодные или тёплые ( если урок понравился раскрашиваем тёплыми цветами, если нет – холодными цветами).

Итог урока. Домашнее задание стр.134-136(выразительное чтение стихотворения)

multiurok.ru

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс

УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе»

ЦЕЛИ

1.Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.

2.Познакомить с видами словарей русского языка.

3.Развивать творческие, интеллектуальные и познавательные способности учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках литературы и русского языка в  условиях самостоятельной работы.

4.Воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю,

привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.

5.Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.

 

ЗАДАЧИ

1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.

2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,

развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития.

 3.Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

4.Выявить среди учеников одарённых, талантливых и способных людей.

                                                                     ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА:

Учитель.

-Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

Всем говорю я: “Здравствуй!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нём ВЫ и Я!”    

Взрослые и дети, учителя и ученики…

Что объединяет нас?

Ну,  конечно же, школа!

 Наш с вами второй дом.

 А с чего начинается школа?

Дети.   (поют песню на мотив «С чего начинается Родина»)

С чего начинается школа?
С дежурных, что у дверей?
Которые  требуют сменку –
Пускают ребят только с ней?

А может она начинается –
С уроков – и нет им конца?
Со  звоночка такого весёлого,
Которого ждёт детвора?

С чего начинается школа?
С пятёрок у нас в дневнике,
С надёжных и верных товарищей,
Что сразу помогут в беде.

А может она начинается –
С букета, что нежно ты нёс,
И ласково, тихо “Спасибо”
Учитель тебе произнёс.

Да, школа у нас начинается –
С улыбок на лицах ребят,
С ответов прекрасных и умных,
Что здесь на уроках звучат.

Ещё она – начинается –
С учителя, что по утрам,
С любовью, надеждой и верою –
На встречу торопится к нам.

Учитель.  Да, школа не может существовать как без детей, так и без учителей.

Ответьте на вопросы хором.

Кто тебе всегда поможет?
Словом ласковым поддержит.
    (учитель)
Что не  понял растолкует.
За успех тебя похвалит.
    (учитель)
Кто с улыбкою поставит
Долгожданную пятёрку.
    (учитель)
Кто и сам не рад, расстроен,
Если ты получишь двойку?
    (учитель)
Кто не любит ссор и шума?
Кто  вранья  не переносит?
    (учитель)
Кто сердито хмурит брови,
Коль не выучишь уроки?
    (учитель)

Учитель.

Вчера лишь тебе говорили – малыш,
Порой называли – проказник…
Сегодня уже ты за партой сидишь,
Зовут тебя – Третьеклассник!

За полями, за горами –
Есть волшебная страна,
В ней много разных испытаний,
И чудес она полна.

Дети.    Эта страна – Наша школа.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Учитель.

 Сегодня мы все свои чувства, мысли и слова посвятим  нашей любимой школе,  дорогим учителям,  интересным  урокам, знаниям.

Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Ну, ответьте мне, девчонки!
Ну, ответьте мне, мальчишки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом?

Входит в класс  «ПОРТФЕЛЬ»:

Я учусь, учусь, учусь,
Я туда-сюда верчусь:
Утром – в школу, днем – обратно.
Тяжело, зато приятно!


Здравствуйте, ребята!
Я – портфель, чудесный дом,
Дружить я буду с вами.
Ну, а мои друзья-жильцы,
Пусть о себе расскажут сами.

Вот, девчонки и мальчишки,

Достаю для вас я книжки…  

 

 ( ребята достают из портфеля словари и выстраиваются около правой стены класса )

Учитель.    Ребята, вы узнали эти книги?

Дети.    Да! Это словари.

Учитель.     (читает запись на доске)

«Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.»

(Философ-просветитель Вольтер)

Учитель.

 Самые интересные чудаки, живущие на свете, – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, фантики. А есть такие, которые собирают слова.

(Разыгрывается сценка)

Учитель.

 Давным-давно, когда еще не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства

Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.

 Сидят няня и Володя. Няня рассказывает сказку «Колобок».

Володя. А что такое короб?

Няня. Сундук или лубяной ящик, где хранили муку.

Володя. А сусек?

Няня. Ящик для ссыпания зерна.

Володя. Колобок – это что?

Няня. Небольшой круглый хлебец.

Учитель.

 Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронес через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».
Это четыре тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. И сегодня у нас в гостях – «русской речи государь по прозванию Словарь».

Входит ученик, играющий роль Словаря.

Толковый словарь.

 Словарь – это сборник слов с пояснением, толкованием или с переводами слов с одного языка на другой. Это книга, без которой трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и ученому, художнику и писателю. Я пришел вместе со своими друзьями. Посмотрите, сколько их у меня!

Выходят дети, представляющие словари.

Учитель.   Разговор дедушки с   внуком.

Ученик 1.

– Отчего ты плачешь, друг? –
Внука дедушка спросил.
– По письму, – ответил внук, –
Тройку нынче получил.
– Ты нажми! Не будь же плаксой.
– Нажимал я – сделал кляксу.

Учитель.    Почему внук не понял дедушку?

Дети.   Внук не знал, что в русском языке есть слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные значения. Это омонимы.

Учитель.   Кто знает, в каком словаре нужно искать толкование слов?

Дети.   В толковом словаре.

Словарь Ожегова:

 Мой словарь считается самым универсальным. В нем огромное количество слов, к которым дано толкование, и, конечно, есть толкование слова нажимать. Если вы будете пользоваться мной, то обогатите свой словарный запас.

Разыгрывается сценка «Влиятельная буква».

Учитель:  Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и написала: «Варона».

Вера. Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.

Маша. Ну, подумаешь, одна буква… Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.

Вера. Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?

Маша. Вот чудеса – получилось ворота!

Вера. Поняла, что значит одна буква?

Учитель.  Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?

Дети.  В орфографическом.

Орфографический словарь.

 Я орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.

ФИЗМИНУТКА:

Здоровая школа –
Здоровья желает!
Здоровая школа –
Друзей собирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой –
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь,
Его не продать.

Про это давно уже

 Нужно всем знать!

Орфоэпический словарь.

 Орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий литературное произношение. Я приготовил вам задание: поставьте в словах ударение.

                          На доске:     ЩАВЕЛЬ,  СВЁКЛА,  АЛФАВИТ,  ЗВОНИТ,  ИСКРА

                                                         (Дети произносят слова.)

– Для того чтобы проверить, правильно ли вы поставили ударение, нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Я всегда помогу вам в трудной ситуации.

                                                    (Проверка по слайду на экране.)

Учитель.   Придумайте однокоренные слова к слову школа.

                                                          (Дети отвечают.)  

Как много слов вы знаете!

 А к слову высота? Затрудняетесь?

Ребята, вам может помочь школьный словообразующий словарь.

Словообразующий словарь.

 Я – школьный словообразующий словарь. Используя меня на уроках и дома для приготовления домашнего задания, вы сможете подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.

Учитель.     Послушайте отрывок из стихотворения.

Ученик 2.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвучало в померкшем лугу,
Прозвучало над рощей немою,
Прозвучало на том берегу.

Учитель. Понравилось вам стихотворение?

Дети. Не понравилось, так как в нем повторяется слово прозвучало.

Учитель. А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.

Ученик 3.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Учитель.  Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет!

Словарь синонимов. 

Я – словарь синонимов. При написании сочинений, выступлений вы можете пользоваться мной, и тогда ваши работы будут ярче, красочнее.

Словарь антонимов.

 А я – словарь антонимов. Что такое антонимы?

Дети.  Антонимы – это слова, противоположные по значению.

Словарь антонимов.

 Пользуясь мной, вы найдете огромное количество противоположных слов. Давайте попробуем:

Близко ли… (далеко),
Низко ли… (высоко),
Не на небе – на… (земле)
Жил старик в одном селе.

Словарь иностранных слов.

 В обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис. Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни.

Например, слово библиотека – греческое, футбол – английское, диктант – немецкое. Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарем иностранных слов.

Учитель.

 Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.

Словари.

 Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

Учитель.

 Маленькому человеку необходимы эти книги, как необходим и учитель. Чтобы стать грамотным человеком, мало только слушать учителя на уроках. Нужно почаще заглядывать в книги, особенно в словари. Они тоже научат вас грамотно писать, красиво говорить, понимать сложные слова. Словари – замечательные учителя!    Прочитаем пословицы и поговорки хором.

Знание – солнце, книга – окно.

Одна книга тысячи людей учит.

Дом без книги – день без солнца.

С ручейка – река, с книг – знания.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

С книгою жить – век не тужить.

 МИНУТКА ОТДЫХА:  “Волшебный сон”.

 Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнем.

Звучит аудиозапись легкой музыки со звуками природы: журчанием воды, шелестом листьев, пением птиц, шумом дождя – и словами для расслабления на фоне музыки.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете…
Ваши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И  рас-слаб-ле-на…
Дышится легко…
Свободно… глубоко…
(Длительная пауза.)
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!..
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте…
Потянуться!.. Улыбнуться!..
Всем открыть глаза и встать!

Дети встают и хором говорят слова:

– Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!

3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Учитель:  Сегодня на уроке мы напишем мини-сочинение о школе.

О чём можно рассказать в сочинении?

Дети:  О любимом уроке, о праздниках и конкурсах, об учителе, об одноклассниках, о переменах и т.д.

1) Начало рассказа (вступление).
2) Основная часть (раскрытие темы).

3) Концовка (твоё отношение).

Беседа по плану.

 В 1-ой части нужно подготовить слушателя к рассказу.

С чего следует начать сочинение?

Правильно, нужно сказать  о школе, о которой мы будем писать.

Каким может быть первое предложение?

Во 2-ой части сочинения рассказывается тема, то есть мы напишем то, что хотим рассказать  об учителях, уроках, одноклассниках и т.д.

И заключительная часть. В ней нужно подвести итог всему сказанному, выразить ваше отношение к школе. Это может быть 1-2 предложения.

 Составьте предложения для концовки текста.

Учитель:   Хочу посоветовать  вам,  украсить  своё  сочинение пословицами и поговорками.

 А.С. Пушкин так говорил о поговорках:

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!
Подходи и бери полной горстью каждый,  кому дорого родное слово,
бери и украшай свою речь».

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Какие поговорки могут украсить ваше сочинение?  Выберите!

Дети: (читают с листа на парте).

Быть грамотным стремись и впросак не попадись!

Добро того учит, кто слушает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Мудрым ни кто не родился, а научился.

Ученье свет – не ученье тьма.

Знание собирается по капли.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Есть терпенье, будет и уменье.

Старание и труд к счастью ведут.

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

Учись чужому уму, но своего не потеряй.

Где сила не может, там ум поможет.

Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.

По ученику и об учителе судят.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.  

Человек неученый – что топор неточеный.  

Не выучит школа, выучит охота.  

Без терпенья нет ученья.

Знание лучше богатства.

Человек без знаний – все – равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.

Знание — сила.

 Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Неграмотный — что слепой.

Учение — путь к умению.

Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.

Хорошие учителя создают хороших учеников.

Учитель:

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы,
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают,
И от беды нас берегут.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 

 ( и индивидуальная работа учителя  с одарёнными и «слабыми»).

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Мы сейчас начнём рассказ,
Как урок  прошёл у нас.

1.Представление творческих работ:

                   Чтение лучших сочинений о школе.

2. Оценивание.

3. Вручение почетных грамот победителям олимпиад по русскому языку.

4. Вручение почетных грамот победителям викторины по русскому языку.

5.  Задание на дом:

                     а) найти во фразеологическом словаре фр.обороты о школе;

                     б) найти в орфографическом словаре «Школьные слова»;

                     в) списать с листа с поговорками 3 понравившиеся поговорки.

Исполняется песня «Грамотей».

Учитель: Заканчивается урок родного русского языка!

 Ученик.

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.     (Сабир Абдулла)

Учитель. Как хочется, чтобы эти строки стали девизом нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.
Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.

 Ученик. Прозвенел и смолк звонок, вот и кончился урок!

Дети.             (хором)

День окончен трудовой,
Нам пора идти домой.
Дружно на прощание
Скажем: “До свидания!”

Для учителя (дополнительный материал):

«После хлеба самое важное для народа — школа».

Дантон Ж.

«Хорошие учителя создают хороших учеников».

Остроградский М. В.

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

Менделеев Д. И.

«Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека».

Калинин М. И.

«Педагог — это инженер человеческих душ».

Калинин М. И.

«Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности».

Менделеев Д. И.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Ключевский В. О.

Стихотворение С. Данилова.

Ученик 1.

Ведь на русском говорю я с детства, 

Словно к матери, к нему привык. 

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ученик 2.

Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль  свою, на русском  выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова,
В речь и душу каждого народа,
На правах духовного родства.

Ученик 4.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке!

 Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил:      «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”. Так считал Л.Н.Толстой.

И.С.Тургенев просил:    “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нашими предшественниками.”

        *****

  – Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
 И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно!

 

nsportal.ru

Русский язык. “Человек” 3 класс

Дата: 01.02.2017ж

Класс: 3

Предмет: русский язык

Учитель: Т.М.Дуйсенгалиева

Тема: Человек.

Цель:

Активизация в речи учащихся новых слов человек, голова, шея, нога, нос, ухо, уши, одежда, правый, левый. Прививать навыки правильного письма жи-ши в словах. Закрепление слов на вопросы какой? ка­кая? какие?

Оборудование: предметные картинки человек, части тела человека, иллюстрации, учебник, постер, маршрутная карта, аудиозапись.

Тип урока: комбинированный урок (I вариант).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Психологический настрой!

Встало солнышко – Ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

3. Чистоговорка.

Га-га-га – заболела нога.
Ге-ге-ге – плохо ноге.
Ги-ги-ги – мама жарит пироги!

4. Деление на группы.

Игра «Соберем пазлы».

1 команда «Одежда», 2 команда «Обувь».

5. Объяснение правила урока.

А) правила урока

1. Тишина

2. Дружба

  1. Чистота

  2. Дисциплина

  3. Слушаться капитана команды

6. Это маршрутная карта, по ней один из вас в каждой команде оценивает учеников. Зеленый – оценка «5», желтый – «4», красный – «3».

II. Проверка  написания  домашнего  задания.

Упр.6, с. 105.

Игра «Убери одежду и обувь в шкаф».

Шкафы с вопросами «Чей?», «Чья?», «Чьи?».

Шарф, фартук, шапка, кофта, туфли, варежки, ботинки, юбка, платок.

ІІ. Работа над связным текстом.

1. Разгадывание загадки

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (Человек)

2. Чтение текста «Человек» учителем (аудиозапись).

3. Словарная рабо­та: семантизация новых слов, обучение произношению их. Фонетическое упражнение на с. 107.

4. Чтение вслух текста «Человек» учащимися в лицах.

III. Работа в тетрадях.

1. Письмо под диктовку слов: голова, нос, рука, руки, нож, ноги, живот, ухо, уши.

2. Упражнение в развитии техники чтения (упр. 2, с. 107).

Физминутка.

3. Игра «Кто быстрее?».

Выполнение упражнений 5 (команда «Одежда»), упр.6 (команда «Обувь») с. 108.

Упр. 3, с.108 (команды выполняют по 2 предложения).

Выполнение упражнении проверяют друг у друга или капитаны.

4. Написание под диктовку слоги с буквами з – с.

«Обувь» с буквой з, «Одежда» с буквой с.

5. «Запомните!» (правописание жи – ши).

6. Защита постера.

Назвать части тела человека.

IV. Работа над развитием продуктивной речи по теме
«Дом, семья».

1. Чтение, пересказывание текста упр. 8, с. 109.

V. Подведение итогов.

1. Итог.

– Ребята, а вам сегодняшний урок понравился? Как вы освоили тему?

Красный – плохо, зеленый – отлично, желтый – хорошо. (Выбирают стикеры клеют их на светофор)

2. Оценки за урок.

VI. Этапы информации о домашнем задании.

Упр. 7, с. 108.

infourok.ru

Планы уроков по русскому языку 3 класс

Тема: Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

– Что такое речь?

– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

– Сформулируйте тему урока.

– Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

– Рассмотрите учебник.

– Как он называется?

– Кто автор этого учебника?

– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

– На с. 159 прочитайте содержание.

– Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

Прочитайте стихотворение.

– Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

– А какова главная мысль текста: (Шкода – к знаниям дорога.)

– Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

– А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте пословицы.

– Объясните их смысл.

– Какую речь вы бы назвали хорошей

– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово

Мои друг, подумай не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

– Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

Тема: Наш язык

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои сочинения.

— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)

— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)

— А когда писали? (Письменную.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются такие слова?

— Чем отличается речь от языка?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык – значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).

— Рассмотрите рисунки и прочитайте.

— Как называется такой текст? (Диалог.)

— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?

— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 9).

(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).

— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.

— Назовите автора этих строк.

— А кто может продолжить это стихотворение?

— О каком времени года в нём говорится?

— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.

— Спишите стихотворение.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)

VIII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое речь?

— Что такое язык?

Домашнее задание

Упр. 9 (с. 9). 18

Тема: Текст. Типы текстов

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— О чём говорит А. И. Куприн?

— Объясните значение выделенных слов.

— Для чего нужен язык?

III. Актуализация знаний

— Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, резкий, с, дует, ветер

2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают

3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)

— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)

— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

• Это много предложений.

• Это предложение, записанное в тетрадь.

• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

Признаки текста

1. Текст состоит из группы предложений.

2. Предложения расположены в определённой последовательности.

3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

5. Текст выражает законченную мысль.

6. Текст имеет название, заголовок.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

— Прочитайте.

— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— О чём говорится в тексте?

— Определите главную мысль текста.

— Какое название подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Определите главную мысль текста.

— Сколько частей в этом тексте? (Три.)

— Почему текст разделён на части?

— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

VI Физкультминутка.

VII Продолжение работы по теме урока

1.Работа по учебнику

– Рассмотрите схему нас. 13. Назовите типы текстов.

– Kакой текст называется текстом-повествованием?

– Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

– Какой текст называется текстом-описанием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

— Какой текст называется текстом-рассуждением?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)

— Докажите.

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)

— Докажите.

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

2. Работа с текстом

— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого:

Он бежит себе в волнах

Пушки с пристани палят,

Ветер по морю гуляет

Кораблю пристать велят.

Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;

Кораблю пристать велят.

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохову

Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

— Какой тип текста вы ещё знаете?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о тексте?

— Как отличить текст от набора предложений?

Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.

Тема: Текст

Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.)

— Какие слова вам помогли описать животное?

— Какие типы текстов вы ещё знаете? (Текст-повествование, текст-рассуждение.)

III. Актуализация знаний

1. Работа в парах

— Разделите текст на три части.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

Прочитайте текст по частям. Обоснуйте.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 1, с. 6-9)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.

По И. Шахраю

— Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.)

— Определите тип текста.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14).

— Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.)

— Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— Как вы озаглавили ваш текст?

— О чём говорится в тексте?

— Определите его главную мысль.

— Назовите тип текста. (Текст-описание.)

— Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Объясните значение выделенных слов.

— Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют?

2. Работа со словами из словаря

— Отгадайте загадки.

Прижались тесно к брату брат,

В зелёных гнёздышках сидят,

Гнёздышки искусные,

А братишки вкусные. (Орех.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке —

Берегите, детки, зубки! (Орешник.)

— Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом орех, запишите.

— Запомните, как пишутся эти слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 15 (с. 14).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.)

— Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?)

— Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные в первом предложении.

— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?

2. Самостоятельная работа

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Определите тип текста.

Очень красив лес в осенние … . Солнечные лучи … верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие … листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших….

(Проверка.)

VIII. Рефлексия

— Определите тип текста по данным заголовкам.

• «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»;

• «Как мы с папой ходили в зоопарк»;

• «Красив русский лес!»

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

Домашнее задание

Упр. 16 (с. 14).

Тема: Предложение

Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— Чей рассказ вам понравился? Почему?

— Назовите тип текста.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Так пробежало лето.

Приближалась длинная холодная зима.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.

Прошла и осень.

Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

1) Небо, по, облака, плывут, белые.

2) Высоко в небе летят журавли.

— Чем отличаются записи?

— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.)

— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение изученного о предложении

(Работа в парах.)

— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)

1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

2) Предложение не может состоять из одного слова.

3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

– Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)

2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?

– Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.

– Выполните письменное задание к упражнению.

– Прочитайте предложения, которые вы составили.

– Как обозначаются начало и конец предложения?

Упр. 18 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили?

– Как составить из слов предложение?

– Выполните задания.

– Прочитайте предложения, которые вы составили.

– Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

– Прочитайте сведения о языке на с. 16.

– Что такое предложение?

– Что выражает предложение?

– Составьте любое предложение. Запишите его.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 19 (с. 16).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

– Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

– Что такое диалог?

– Найдите в тексте диалог.

– Как оформляется диалог в тексте?

– Прочитайте диалог по ролям.

– Запишите его.

VIII. Рефлексия

– Чем группа слов отличается от предложения?

– Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.

– Заяц, заяц, чем ты занят?

– Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Дятел, дятел — мой приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

– Чем отличается монолог от диалога?

– Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

– Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

– Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

– Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

— Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

— Из чего состоит текст? (Из предложений.)

— Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

— Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

— Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

— Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

— Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

— Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

— Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

— Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

— Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

— Прочитайте слово, которое получилось.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

2. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

— На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

— Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *