10 класс

Учебник по обществознанию 10 класс важенина – Важенин А.Г. Обществознание

Содержание

Важенин А.Г. Обществознание

УДК 3(075.32) ББК 60я723 В129

Р е ц е н з е н т ы :

доктор юридических наук, профессор кафедры методики преподавания истории и общественно-политических дисциплин

Московского государственного областного университета Е.А.Певцова; заведующая дневным отделением Московского

политехнического колледжа Н.Б.Ходакова

Важенин А. Г.

В129 Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. — 5-е изд., испр. — М. : Издатель-

ский центр «Академия», 2008. — 368 с. ISBN 978-5-7695- 4828-4

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности.

Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

УДК 3(075.32) ББК 60я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Важенин А. Г., 2005 © Важенин А. Г., 2008, с изменениями © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4828-4 © Образовательноиздательский центр «Академия», 2008

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критичскому анализу. Почему человек не может жить вне общества? Почему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться? Почему один стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом? Почему в обществе есть богатые и бедные? Почему происходят войны и революции? Зачем нужно государство?

Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучен многих научных дисциплин — философии, социологии, политологии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания.

Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, — науки, которые изучают человека и общество разных сторон. Социология изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших малых групп, общества в целом. Культурология изучает мир искусства. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства н экономику. Политология занимается вопросами политическо системы общества, власти, устройства и функций государства. Юриспруденция изучает юридические правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них.

С древних времен особая роль отводилась философии— науке, которая занимается такими вопросами, как смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Древние мыслители представляли систему наук садом, в котором каждый ученый— представитель той или иной науки — «копается» в своей грядке, и только философ стоит над всеми и видит все уголки сада. Таким образом, именно философия закладывает мировоззренческие основы всех остальных наук.

В центре каждой из указанных наук стоит человек — существо общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.

Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетворять необходимые потребности и оценивать достигнутые результаты.

Но жизнь в обществе — это еще и ответственность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, — сказал один из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, традициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. А как защитить свои права в случае их нарушения? В этих вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться.

Нередко молодые люди высказывают желание стать социологом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих профессий. Для целенаправленного выбора будущей профессиональной деятельности необходимо получить базовые знания в области обществознания. Эти базовые знания содержит данная книга. В ней рассказывается, когда возникло человеческое общество, как оно развивалось и как взаимодействовало с природой; объясняется, почему одни народы развивались быстрее, а другие медленнее; что такое культура и каковы ее проявления; что такое стратификация и социальный статус и почему существует неравенство. Разъясняются основные законы экономики, сложная структура экономических отношений; описывается, какую роль в обществе играет государство, и дается представление об основных отраслях российского права.

Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи, поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей взрослой жизни.

ГЛАВА 1

ОБЩЕСТВО

1.1.ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

Сдавних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земле- дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром,

•зервью). Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называютобщежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятиеобщество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие«общий», т.е. объединяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотрет кино. Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них ид заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадется после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объединением людей или представляет собой сложную совокупность человеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появление государства вызывали необходимость обобщить представления об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие. Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе общения с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории известны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей.

Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарвина, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашавшего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выживание. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применяются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие черты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль

каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, российское общество, спортивное общество и т.д. В современной научной литературе существует множество трактовок понятия«общество». Оно понимается как определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в историческом развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество) и как социальная организация какой-либо страны, имеющая определенную структуру(российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся и отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными признаками:

1)не является частью крупной системы;

2)браки заключаются между представителями данного объе динения;

3)пополняется за счет детей представителей этого объедине

ния;

4)имеет свою территорию;

5)имеет свое название и даже свою историю;

6)обладает собственной системой управления;

7)существует дольше средней продолжительности жизни ин дивида;

8)его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре. ‘

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальными, так как они подходят к совершенно разнообразным объеднениям людей, которые существовали в прошлом и существу сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, пополнение детьми представителей объединения и существование дольш средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут Для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов,

политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, имеющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км2 с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Различен и национальный состав населения. Тем не менее территориальное единство поддерживается государственной властью Российской Федерации. Граждане России имеют равные права, подчиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти— Президента и Государственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).

В отличие от страныгосударство является политической организацией, осуществляющей управление населением определенной территории. Государство имеет свою систему власти(парламент, правительство), определенный тип отношений с населением (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории(унитарное или федеративное государство).

Нация — это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований. Нации могут существовать в рамках одной территории и государства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохраняет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.

Таким образом, объединения людей на основе территориальной общности, государственности и национальной принадлежности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредственное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рамках этих групп происходит личное общение людей на основе стремления к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В об-

ществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние группы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества только к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно-

сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

-производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

-политические отношения, возникающие в процессе управле ния обществом и борьбы за власть;

-брачно-семейные отношения — личные отношения, связан ные с рождением и воспитанием детей;

-межнациональные отношения между представителями разных наций;

-социальные отношения между различными социальными груп пами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других -на ций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1)производство материальных и духовных благ;

2)социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3)политические организации, главное место среди которых занимает государство; ‘_ 4) институты общества.

В обыденной жизни понятие«институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт — институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступаетполитический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.

Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жи-

знью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие(плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.

Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств -су ществования. Использование палки-копалки позволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда

улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех до-

studfiles.net

Важенин А.Г. Обществознание – Стр 37

ЛИТЕРАТУРА

1.Арутьянян Н.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Этносоциоло-

гия. – М., 1998.

2.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М., 1993.

3.Василик М.А., Вершинин М. С. Политология. — М., 2001.

4.Волков Ю. Г., Добренькое В. П., Ничепуренко Н. И., Попов А. В. Соци ология. — М., 2000.

5.Волкова Е. В. Этика. 10—11 класс. — М., 2001.

6.Гуревич П. С. Человек и культура. — М., 1998.

7.Демидов Н. М. Основы социологии и политологии. — М., 2004.

8.Ершов П. М. Потребности человека. — М., 1990.

9.Канке В. А. Основы философии. — М., 1999.

10.Конституция Российской Федерации.

11.Кравченко А. И. Обществознание. 8 кл. Ч. 1. — М., 2003.

12.Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 9 кл. Ч. 2. — М., 2003.

13.Кравченко А. И. Обществознание. 10 кл. Ч. 1. — М., 2003.

14.Кравченко А. И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. Ч. 2. — М.,

2003.

15.Кравченко А. И., Резникова Т.П. Обществознание: Справочное по собие для абитуриентов. — М., 2001.

16.Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

17.Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. — М.,

1997.

18.Максуд Р. Ислам. – М., 2001.

19.Морозова С. А. Обществознание: Учебно-методическое пособие. —

СПб., 2001.

20.Мухаев Р. Г. Политология. — М., 1997.

21.Олещук В.А., Павленко В. Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник. — М, 1997.

22.Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ. — Ростов н/Д,

2003.

23.Певцова Е.А., Важенин А. Г. Теория государства и права: Учебнопрактическое пособие для студентов колледжей. — Ростов н/Д, 2003.

24.Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум. — М., 2000.

25.Певцова Е.А. Основы правовой культуры. 9 кл. — М., 2001.

26.Певцова Е.А., Важенин А. Г., Манихин О.В., Шелест Е.А. Государ ство и право: теория, история, современность: Учебно-практическое по собие. — Ростов н/Д, 2001.

27.Пилкингтон СМ. Иудаизм. — М., 2001.

studfiles.net

Сайт Амачиева Абдурахмана Юсуповича – Лекции по обществознанию

 Лекции по обществознанию для студентов 1-х курсов колледжа

Составлены по учебникам Важенина А.Г. Обществознание для СПО, Боголюбова Л.Н. Обществознание 10, 11 кл, Кравченко А.И. Обществознание 10, 11 кл.

       

Темы совпадают с рабочей программой и календарно-тематическим планированием


1. Лекция на тему “Введение. Социальные науки” 

(см.также: Социальные науки по учебнику Гуревича П.С.)


2. Лекция на тему “Понятие общества” 

(см.также: Что такое общество. Социальные институты по учебнику Боголюбова Л.Н.)


3. Лекция на тему “Общество и природа”


4. Лекция на тему “Сферы общества” 

(см.также: Общество как система по учебнику Боголюбова Л.Н., Сферы общества по учебнику Кравченко А.И.)


5. Лекция на тему “Развитие общества. Общественный прогресс”

(см.также: Социальный прогресс по учебнику Кравченко А.И.)


6. Лекция на тему “Культура и цивилизация”


7. Лекция на тему “Глобализация человеческого общества”

(см.также: Глобальные проблемы современного мира по учебнику Гуревича П.С.)


8. Лекция на тему “Типология обществ”


9. Лекция на тему “Человек как продукт биологической и социальной эволюции”


10. Лекция на тему “Цель и смысл жизни человека”


11. Лекция на тему “Деятельность как способ существования общества”


12. Лекция на тему “Труд, игра. Общение”


13. Лекция на тему “Человек, индивид, личность”


14. Лекция на тему “Духовный мир человека”


15.Лекция на тему “Понятие познания”


16. Лекция на тему “Истина”


17. Лекция на тему “Научное познание


18. Лекция на тему “Культура”


19. Лекция на тему “Мораль как регулятор социального поведения”


20. Лекция на тему “Наука”


21. Лекция на тему “Религия”


22. Лекция на тему “Искусство”


23. Лекция на тему “Образование”


24. Лекция на тему “Понятие экономики”


25. Лекция на тему “Производство”


26. Лекция на тему “Рынок”


27. Лекция на тему “Государство и экономика”


28. Лекция на тему “Экономика потребителя”


29. Лекция на тему “Мировая экономика”


30. Лекция на тему “Социальная стратификация”


31. Лекция на тему “Социальное поведение”


32. Лекция на тему “Этнические общности”


33. Лекция на тему “Семья”


34. Лекция на тему “Молодежь”


35. Лекция на тему “Государство и политическая система общества”


36. Лекция на тему “Механизм государства”


37. Лекция на тему “Форма правления”


38. Лекция на тему “Форма государственного устройства и политического режима”


39. Лекция на тему “Гражданское общество и правовое государство”


40. Лекция на тему “Политическая идеология”


41. Лекция на тему “Личность и политика”


42. Лекция на тему “Право в системе социальных норм”


43. Лекция на тему “Норма права. Система права”


44. Лекция на тему “Формы (источники) права”


45. Лекция на тему “Правоотношение. Юридическая ответственность”


46. Лекция на тему “Права и свободы человека и гражданина”


47. Лекция на тему “Конституционное право”


48. Лекция на тему “Административное право”


49. Лекция на тему “Гражданское право”


50. Лекция на тему “Трудовое право”


51. Лекция на тему “Уголовное право”

toonsitli.ucoz.ru

Обществознание. Важенин А.Г. – Обществознание

Учебник обществознания Важенина А.Г.  для общеобразовательных дисциплин. В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культур- ная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; осве- щаются глобальные проблемы современности. Для учащихся учреждений среднего профессионального образования. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Общество………………………………………………………………………… 5

1.1. Понятие общества …………………………………………………………. 5 1.2. Общество и природа ……………………………………………………. 11

1.3. Сферы общества………………………………………………………….. 16 1.4. Деятельность как способ существования общества……………. 22 1.5. Развитие общества………………………………………………………. 28

1.6. Культура и цивилизация……………………………………………. 33

1.7. Общественный прогресс………………………………………………. 39

1.8. Глобализация человеческого общества…………………………….. 46 1.9. Типология обществ ……………………………………………………… 52 Глава 2. Человек………………………………………………………………………….. 58

2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции …58 2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания……………………. 62 2.3. Цель и смысл жизни человека……………………………………………. 67 2.4. Труд и игра………………………………………………………………………. 71 2.5. Общение ………………………………………………………………………… 77 2.6. Человек, индивид, личность ……………………………………………. 81 2.7. Духовный мир человека ……………………………………………………. 86 2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества………………….. 91 Глава 3. Познание ………………………………………………………………….. 96 3.1. Понятие познания…………………………………………………………… 96 3.2. Истина …………………………………………………………………………. 102 3.3. Научное познание …………………………………………………………… 106 Гла ва 4. Духовная жизнь общества………………………………………….. 113 4.1. Культура ……………………………………………………………………….. 113 4.2 Мораль как регулятор социального поведения …………………….. 118 4.3. Наука ……………………………………………………………………………122 4.4. Религия ……………………………………………………………………….. 128 4.5. Искусство ………………………………………………………………………..137 4.6. Образование ………………………………………………………………… 144 Глава 5. Экономика……………………………………………………………………..152

5.1. Понятие экономики…………………………………………………………… 152 5.2. Собственность………………………………………………………………… 157 5.3. Производство ………………………………………………………………… 161 5.4. Рынок ……………………………………………………………………………..167 5.5. Государство и экономика ……………………………………………………174 5.6. Экономика потребителя ……………………………………………………..179 5.7. Мировая экономика ……………………………………………………………184 Глава 6. Социальные отношения………………………………………………. 190 6.1. Социальная стратификация……………………………………………. 190 6.2. Социальное поведение……………………………………………….. 198

6.3. Этнические общности………………………………………………………. 204 6.4. Семья …………………………………………………………………………. 210 6.5. Молодежь……………………………………………………………………….. 218 Глава 7. Политика………………………………………………………………….. 226 7.1. Государство и политическая система общества ……………………..226 7.2. Механизм государства …………………………………………………….. 233 7.3. Форма правления …………………………………………………………….. 244 7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима ……………………………………………………………………………..251 7.5. Гражданское общество и правовое государство………………………259 7.6. Политическая идеология……………………………………………………..267 7.7. Личность и политика ………………………………………………………….272 Глава 8. Право ……………………………………………………………………….279 8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм…………………279 8.2. Норма права. Система права……………………………………………….284 8.3. Формы (источники) права…………………………………………………..288 8.4. Правосознание. Правоотношение …………………………………………296 8.5. Правонарушение и юридическая ответственность………………….302 8.6. Права и свободы человека и гражданина……………………………… 310 8.7. Государственное право ………………………………………………………320 8.8. Административное право …………………………………………………..328 8.9. Гражданское право…………………………………………………………….333 8.10. Трудовое право………………………………………………………………..341 8.11. Уголовное право ……………………………………………………………. 347 Словарь…………………………………………………………………………… 355 Литература ………………………………………………………………………… 363

multiurok.ru

Важенин А.Г. Практикум по обществознанию [PDF]

Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 208 с.Практикум вместе с учебником того же автора «Обществознание” составляет учебный комплект. В нем содержатся задания разного типа – репродуктивного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию в соответствии с моральными и ценностными нормами.
Для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.Содержание:Введение.
Общество.
Понятие общества.
Общество и природа.
Сферы общества.
Деятельность как способ существования общества.
Развитие общества.
Культура и цивилизация.
Общественный прогресс.
Глобализация человеческого общества.
Типология обществ.
Человек.
Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
Цель и смысл жизни человека.
Труд и игра.
Общение.
Человек, индивид, личность.
Духовный мир человека.
Проблема смерти в духовном опыте человечества.
Познание.
Понятие познания.
Истина.
Научное познание.
Духовная жизнь общества.
Культура.
Мораль.
Наука.
Религия.
Искусство.
Образование.
Экономика.
Понятие экономики.
Собственность.
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Производство.
Рынок.
Государство и экономика.
Конституция Российской Федерации.
Экономика потребителя.
Мировая экономика.
Социальные отношения.
Социальная стратификация.
Социальное поведение.
Этнические общности.
Семья.
Молодежь.
Политика.
Государство и политическая система общества.
Механизм государства.
Форма правления.
Форма государственного устройства и форма политического режима.
Гражданское общество и правовое государство.
Политическая идеология.
Конституция Российской Федерации.
Личность и политика.
Право.
Понятие права. Право в системе социальных норм.
Норма права. Система права.
Формы (источники) права.
Правосознание. Правоотношение.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Права и свободы человека и гражданина.
Конституция Сша (1787).
Государственное право.
Административное право.
Кодекс Российской Федерации.
Гражданское право.
Трудовое право.
Уголовное право.
Литература.

www.twirpx.com

Сайт Амачиева Абдурахмана Юсуповича – Поурочные планы по обществознанию

Разработаны к учебнику Важенина А.Г. Обществознание для средних профессиональных учебных заведений с использованием разных Интернет ресурсов

План урока №1. Тема “Введение. Социальные науки”

План урока №2. Тема “Понятие общества” (Что такое общество)

План урока №3. Тема “Общество и природа”

План урока №4. Тема “Сферы общества” (Общество как сложная динамическая система)

План урока №5. Тема “Развитие общества. Общественный прогресс”

План урока №6. Тема “Глобализация человеческого общества”

План урока №7. Тема “Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу (семинар)”

План урока №8. Тема “Типология обществ”

 

Методические пособия

Обществознание. 10 класс. Поурочные разработки. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др.

 Данные поурочные разработки адресованы в первую очередь учителям, преподающим курс обществознания по учебнику «Обществознание. 10 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой и М. В. Телюкиной с учетом ФГОС нового поколения

Обществознание. 10 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова. – Буйволова И.Ю.

В пособии представлены технологические карты уроков, составленные по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова “Обществознание. 10 класс” (М.: Просвещение, 2013). Предложенные разработки помогут учителю выстроить собственное видение урока на основе использования проблемных, поисковых и практических методов. Предназначено руководителям МО, учителям обществознания, студентам педагогических учебных заведений

Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. Поурочные планы к уч. Боголюбова, Лазебниковой.

Пособие представляет собой поурочные планы по обществознанию для 10 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой (М.: Просвещение) (профильный уровень). Издание содержит подробное поурочное изложение программы и ресурсные материалы: тесты, творческие задания, темы эссе, тексты для анализа. Для преподавателей, работающих в профильных классах, а также для учащихся, интересующихся социальными науками.

Обществознание. 11 класс. Поурочные разработки. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др.

Поурочные разработки предназначены для обеспечения учебного процесса на основе учебника “Обществознание” для 11 класса, созданного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В пособии представлены различные варианты организации уроков. Пособие рекомендуется учителям общеобразовательных организаций.

Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова. – Буйволова И.Ю.

В пособии представлены технологические карты уроков, составленные по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. “Обществознание. 11 класс” (М.: Просвещение, 2012). Предложенные разработки помогут учителю выстроить собственное видение урока на основе использования проблемных, поисковых и практических методов.

Обществознание. 11 класс. Профильный уровень. Поурочные планы к уч. Боголюбова, Лазебниковой.

Пособие представляет собой поурочные планы по обществознанию для 11 класса по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского (М.: Просвещение) (профильный уровень). Издание содержит подробное поурочное изложение материала, творческие задания, темы эссе, тексты для анализа. Для преподавателей, работающих в профильных классах гуманитарного направления, а также для учащихся, интересующихся социальными науками.

toonsitli.ucoz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о