10 класс

Учебник истории 10 класс данилов – История за 10-ый класс — А.А. Данилов. Л.Г. Косулина. Россия и Мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10-ый класс. Учебник. #1

История России 10 класс Горинов Данилов часть 3

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Запинить

 

Аннотация

Третья часть учебника освещает ключевые вопросы истории России с учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.

Пример из учебника

Создание в 1980-е гг. в США персонального компьютера изменило облик рабочего места практически во всех сферах экономики. Информационно-коммуникационные технологии позволили вывести страны Запада на качественно новый уровень развития. Информация стала использоваться для производства новых знаний, управленческих решений, научных прогнозов. Качественно возрастает роль интеллектуального труда, одновременно наряду с рынками капиталов, товаров, сырья складывается и рынок знаний. С этого времени уровень развития той или иной страны определялся уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием информационных технологий. Существовавший в 1950-1960-е гг. паритет в развитии вычислительной техники в СССР и на Западе, в 1970-е гг. сменился постепенным отставанием нашей страны. В середине 1980-х гг. СССР отстал в развитии информационных технологий не только от ведущих западных стран, но и от новых индустриальных (Южной Кореи и др.). Причиной тому были некомпетентные решения руководства КПСС и отсталая производственная база.
Быстрое овладение высокими технологиями позволило высокоразвитыми странам Европы, Северной Америки и Японии осуществить в 1980-е гг. структурную перестройку экономики. В 1985 г. в США основная масса валового национального продукта (67 % ) создавалась в сфере услуг, торговле, на транспорте и лишь 31 % составлял вклад промышленности и строительства, тогда как в СССР соотношение было иным, соответственно 38 % и 45 % . На долю сельского хозяйства в СССР приходилось 1 7 % ВНП, в США всего 2 % .

Содержание

Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. (продолжение) 3
§ 39. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ 4
§ 40. Социально-экономическое развитие СССР в 1985— 1991 гг 13
§ 41. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки 20
§ 42. Реформа политической системы 25
§ 43. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике 32
§ 44. Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР 36
Глава V. Российская Федерация 43
§ 45. Российская экономика на пути к рынку 44
§ 46. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг 49
• Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности 55
§ 47. Духовная жизнь страны в 1990-е гг 60
§ 48. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг 70
§ 49. Политическая жизнь России в начале XXI в 76
§ 50. Экономика России в начале XXI в 82
§ 51. Повседневная и духовная жизнь 86
§ 52. Внешняя политика России в начале XXI в 92
§ 53. Россия в 2008—2014 гг 97
Темы проектов 110
Словарь персоналий 112
Словарь понятий 135
Источники по истории России XX в 153
Список литературы 155
Список интернет-ресурсов 157

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 1

Учебник История России 10 класс Горинов Данилов часть 1 — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

класс
Учебник
для общеобразовательных организаций
Под редакцией
академика РАН А. В. Торкунова В трёх частях
Часть 1
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва
«Просвещение»
2016
УДК 373.167.1:94(470) ББК 63.3(2)я72 И90
Авторы:
М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева, В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк, В. А. Шестаков
Методический аппарат составлен О. Н. Журавлёвой
Разработано в соответствии с требованиями Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурного стандарта.
На учебник получены положительные заключения по результатам научной историко-культурной (заключение Российского исторического общества № РИО-Э-005 от 22.04.2015), педагогической (заключение Российской академии образования № 502 от 20.02.2015) и общественной (заключение Российского книжного союза
№ 1115 от 24.04.2015) экспертиз.
Научно-редакционный совет:
А. В. Торкунов (председатель) — академик РАН, ректор МГИМО;
Н. М. Арсентьев — член-корреспондент РАН, сопредседатель Научного совета РАН по российской и мировой экономической истории;
М.А. Гареев — генерал армии, президент Академии военных наук;
A. Ю. Лазебникова — член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»;
П.П. Панкин — директор школы № 1741 г. Москвы, руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания;
B. А. Тишков — академик РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН;
В. И. Уколова — доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО.
И90 История России. 10 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2016. — 175 с. : ил., карт. — ISBN 978-5-09-037950-2.
Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта.
С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
Данный зчебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.
УДК 373.167.1:94(470) ББК 63.3(2)я72
ISBN 978-5-09-037950-2(1) ISBN 978-5-09-037951-9(общ.)
Издательство «Просвещение», 2016 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2016 Все права защищены
Оглавление
щт
Как работать с учебником …………………. 4
Введение ………………………………….. 5
Глава /. Россия в годы «великих потрясений» …… 9
§ 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны . 10
§ 2. Российская империя в Первой мировой войне . 16
§ 3. Великая российская революция: Февраль 1917 г. 27
§ 4. Великая российская революция: Октябрь 1917 г. 36
§ 5. Первые революционные преобразования большевиков ……………………………………… 44
§ 6. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм …………………………….. 51
§ 7. Гражданская война …………………….. 58
• Революция и Гражданская война на национальных окраинах. Материал для самостоятельной работы и
проектной деятельности …………………….. 70
§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны ……………………………………. 78
Глава II. Советский Союз в 1920—1930-х гг…….. 89
§ 9. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу ………………….. 90
§ 10. Экономика нэпа ………………………. 95
§11. Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг………………………………….102
§ 12. Политическое развитие в 1920-е гг……….108
§13. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг……………………………115
§14. Культурное пространство советского общества в
1920-е гг………………………………….120
§ 15. «Великий перелом». Индустриализация …….123
§ 16. Коллективизация сельского хозяйства …….135
§ 17. Политическая система СССР в 1930-е гг……142
• Советская национальная политика в 1930-е гг. Мате-
риал для самостоятельной работы и проектной деятельности …………………………………….148
§18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг………………………………….155
§ 19. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг….167
шттттятттщтттттттщтттштттштятт
н
ii
м
т
■ .j
‘1
Щ ■■
S’-
Как работать с учебником
Уважаел1ые десятиклассники!
Учебник для вас — главный навигатор при получении информации. В учебник включено два варианта текстов: традиционные параграфы и материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Перед каждым параграфом помещён вопрос или два вопроса. Работая с текстом параграфа, вы обязательно найдёте ответы на эти вопросы. Вопросы и задания внутри параграфов позволят вспомнить ранее изученный материал из курсов истории, обществознания, литературы, географии и др.
Вопросы и задания после параграфов разделены на два уровня. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа направлены на закрепление изученного материала.
При работе с рубрикой «Думаем, сравниваем, размышляем» вас ждут собственные исследования, размышления и дискуссии в классе по важным проблемам отечественной истории и т. д. Выполнить многие из таких заданий можно лишь с привлечением дополнительных источников информации, прежде всего материалов Интернета. Рекомендуем работать по таким заданиям в группе с одноклассниками, заранее определив задачи для каждого.
Выполнение всех заданий этой рубрики не является обязательным.
Многие проблемы истории России продолжают вызывать споры учёных. О некоторых из таких проблем вы узнаете из рубрики «Историки спорят».
В конце большинства параграфов есть рубрика «Изучаем документ». Работая с документами, вы сможете побывать в роли историка-исследователя.
Огромное значение при изучении истории имеет работа с картами. Этому посвящена отдельная рубрика в конце большинства параграфов. При необходимости можно использовать карты не только из учебника, но и из исторических атласов, настенные и электронные карты.
В конце каждой главы представлены обобщающие вопросы и задания. Они помогут вам подготовиться к контрольным и проверочным работам.
В конце учебника приводится список информационно-творческих проектов. Вместе с учителем, родителями просмотрите его и выберите для себя тему, над которой будете работать в течение длительного времени. Можно придумать и собственную тему.
В завершающей части учебника помещены справочные материалы. Это словари понятий и персоналий и список важнейших исторических источников. Там же вы найдёте список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
Желаем успеха!
“■ir.IT.■■■
Введение
XX век в истории нашей страны стал наиболее сложным и драматическим периодом. Дважды за неполный век страна распадалась под влиянием внутренних и внешних факторов. И вновь возрождалась для дальнейшего развития.
Первая мировая война не без основания считается рубежом эпох: с её окончанием начинается отсчёт новейшего периода истории. Начавшаяся в 1917 г. Великая российская революция, а также стартовавший в октябре 1917 г. «советский эксперимент» по силе воздействия на обпдемировые процессы признаны одними из важнейших событий XX в.
В результате войны и революций коренным образом изменилась геополитическая карта Европы. Почти одновременно распались четыре империи — Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Цивилизация оказалась в состоянии небывалого прежде глобального кризиса, сопровождавшегося массовой гибелью военнослужащих и мирных жителей, сменой типа экономического развития, миграционными процессами, безработицей, резким снижением уровня жизни. Голод, эпидемии, смерть и хаос стали обыденным явлением. Последствиями Первой мировой войны, проявившимися в том числе в Советской России 1920—1930-х гг., стали милитаризация экономики, усиление её государственного регулирования, приход к власти диктаторских режимов.
Россия оказалось в эпицентре «великих потрясений» 1914— 1921 гг. Здесь наблюдалось особенно сл

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник Россия и мир Древность Средневековье Новое время 10 класс Данилов Косулина Брандт

Учебник Россия и мир Древность Средневековье Новое время 10 класс Данилов Косулина Брандт — 2014-2015-2016-2017 год:



Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!


<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?>

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.


Текст из книги:

ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДА1аЛЬСТвО
А.А. Данилов Л.Г. Косулина М.Ю. Брандт
РОССИЯ
N
ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
Допущено
Министерством ображвания и науки Российской Федерации
3-е издание
* ч\ н
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2007
УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72 Д18
Данилов А. А.
Д18 Россия и мир : древность. Средневековье. Новое время : учеб, для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. —
3-е изд. — М. : Просвещение, 2007. — 252 с., [16] л. ил. : ил. — ISBN 5-09-015822-3.
Учебник известных авторов дает синхронизированное изложение основных событий отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до конца XIX в. На фоне раскрытия общих исторических закономерностей показаны особенности развития России.
Продолжением данного у’себника является учебник «Россия и мир в XX — начале XXI века» для 11 класса (авторы Л. Н. Алексдшкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина).
УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72
Учебное издание
Данилов Александр Анатольевич Косулина Людмила Геннадьевна Брандт Максим Юрьевич
РОССИЯ и МИР. ДРЕВНОСТЬ.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ
Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
Зав. редакцией Л. А. Соколова Редактор В. В. Артемов Художественный редактор Т. Г. Никулина Художник А. П. Асеев
Редакторы карт С. Ю. Антонова, Е. А. Карташова
Технический редактор Н. И. Бажанова
Корректоры А. Д. Кубрик, О. Н. Леонова, А. В. Рудакова
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД И 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 25.06.07. Формат 70х90’/|*. Бумага 01(1сетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 22,28’Ь0,54 фор.»2.41 вкл. Доп. тираж 30000 зкз. Заказ № 17617 (п lai.
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение,. 127521. Москва. 3-й проезд Марьиной роцщ, 41.
Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат*. 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
ISBN 5-09-015822-3
© Издательство «Просвещение», 2005 © Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2(Ю5 Все права защищены
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I. Введение в историю …………………. 5
§ 1. История и исторический процесс…………. —
§ 2. История и познание истории ……………. 13
Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и
Средневековья…………………………………. 26
§ 3. От первобытности к цивилизации. Древний Восток ……………………………………….. —
§ 4—5. Античные цивилизации Средиземноморья 36
§ 6. Древнейшая история нашей Родины ……….. 54
§ 7. Духовный мир древних обществ…………….. 62
§ 8. Историческое наследие древних цивилизаций.
Материалы для семинара ……………………… 72
§ 9—10. Средневековая цивилизация Европы………. 80
§ 11. Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века…………………………………… 98
§ 12. Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы ……………………………107
§ 13—14. Дневнерусское государство и общество . . . 115 § 15- 16. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества
и государства …………………………….. 127
§ 17—18. Особенности процесса объединения русских
земель……………………………………..142
§ 19—20. Борьба альтернативных вариантов развития
России в конце XV — начале XVII в……………..157
§ 21. Социально-экономическое развитие России … 174
§ 22. Россия в средневековом мире……………..183
§ 23. Человек в древности и Средневековье. Материалы для семинара …………………………….196
Раздел III. Мир в Новое время……………………207
§ 24—25. Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному …………… —
§ 26. Россия: особенности перехода к Новому времени 224 § 27. Россия: особенности социально-экономического
развития в XVII—XVIII вв……………………..233
§ 28. Европейские государства в XVI—XVIII вв. 241
§ 29. Феномен российского самодержавия…………248
§ 30. Особенности социальных движений в России в
XVII—XVIII вв……………………………….258
1*
§ 31. Церковь, общество, государство в России
XVII XVIII вв……………………………….263
§ 32. Россия — великая европейская держава …. 272 § 33. Промышленный переворот и формирование индустриального общества во второй половине XVIII—
XIX в………………………………………282
§ 34—35. Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII—XIX в……………..293
§ 36. Рождение современных идеологий ………….308
§ 37. Начало становления индустриального общества в России. Социально-экономическое развитие и особенности промышленного переворота …………….320
§ 38. Российские реформы в XIX в.: причины, цели,
противоречия………………………………..328
§ 39—40. Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и
народы……………………………………..333
§ 41. Человек в эпоху становления и развития индустриального общества. Материалы для семинара . . . 343
РАЗДЕЛ I
Введение в историю
§ 1.
История и исторический процесс
Что такое история? Понятие «история» многозначно, оно охватывает чрезвычайно широкий круг явлений действительности и жизненных ситуаций. Даже если отбросить такие значения этого слова, как «происшествие», «случай», «скандал», «рассказ», «повествование», останется по меньшей мере три-четыре его значения, которые имеют непосредственное отношение к предмету нашего разговора.
Во-первых, история понимается как некая реальность прошлого, бытие прирюды, общества и человека в длительной временной протяженности, процесс развития природы и общества.
Во-вторых, история — это наука об обществе и о человеке во всем многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.
Обратим внимание на эти определения. У общества и человека (человечества) есть прошлое — отделенное от современности тысячелетиями и совсем близкое, легко укладывающееся в срок человеческой жизни. При этом объект науки и сама наука обозначаются одним термином (кстати, слово «история» греческого происхождения; тпцтор — это человек, разбиравший юридические споры, а тц^торш — в буквальном значении не что иное, как расследование, разыскание, установление).
Проанализируйте высказывания историков. Какая позиция представляется вам наиболее точной? Свое мнение обоснуйте
«…Предметом истории как теоретического построения является прошлое — отделенное от настоящего и будущего» (Г. Зим-мель).
“Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна» (М. Блок).
Для историка «установление места прошлого в равной мере является формой выделения места для будущего» (М. де Серто). «Отождествление истории с прошлым недопустимо» (У. Люси). «Государство… есть предмет всемирной истории» (Г. Гегель).
ш
Если вам интересно мнение авторов учебника о предмете исторической науки, то оно изложено в данном выше определении истории как науки. Подумаем над значением его ключевых слов.
Предметом истории является:
— общество, ибо история, наряду с социологией, философией, политологией, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе;
— общество прошлого, поскольку в отличие от других социальных наук история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим;
— общество во всем многообразии его прошлого, так как история ищет не только, а может быть, и не столько повторение, типичность в прошедших эпохах и событиях, сколько уникальность, единичность, неповторимость;
— человек в прошлом, потому что история есть вместе с тем наука о человеке, она исследует прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности;
— общество и человек в их развитии и изменении, наконец, ибо история видит прошлое сквозь сетку координат пространства и времени и уже в силу этого делающих тщетными любую попытку анализа социальной реальности как неподвижной, неразвивающейся, неизменной.
Пространство и время истории. История чужда статике, не признает ничего застывшего, неподвижного. Изменчиво и пространство, в котором разворачивается исторический процесс.
С одной стороны, под влиянием общества изменяется природно-географическая среда, в тесной и взаимной связи с которой оно существует и развивается. Различия между аграрным пространством древней и средневековой истории и урбанизированным пространством индустриального общества видны, что называется, невооруженным глазом.
Подробнее вопрос о взаимодействии природы и общества вы рассмотрите на уроках общестаознания.
С другой стороны, в процессе своей истории развивающееся общество формирует пространство, является его творцом. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, как раздвинулись границы истории, освоившей практически весь земной ш

uchebnik-skachatj-besplatno.com

Учебник по истории 10 класс Данилов Брандт Горинов часть 1 читать онлайн

Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по истории за 10 класс — Данилов Брандт Горинов часть 1. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.

Номер № страницы:


2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142;


143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240; 241; 242; 243; 244; 245; 246; 247; 248; 249; 250; 251; 252; 253; 254; 255; 256; 257; 258; 259; 260; 261; 262; 263; 264; 265; 266; 267; 268; 269; 270; 271; 272; 273; 274; 275; 276; 277; 278; 279; 280; 281; 282; 283; 284; 285; 286; 287; 288; 289; 290; 291; 292; 293; 294; 295; 296; 297; 298; 299; 300; 301; 302; 303; 304; 305; 306; 307; 308; 309; 310; 311; 312; 313; 314; 315; 316; 317; 318; 319; 320; 321; 322; 323; 324


Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!

uchebnik-tetrad.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *