10 класс

Лаб раб по биологии 10 класс – Сборник лабораторных и практических работ по биологии для 10 класса (профильный уровень)

Содержание

Разработка лабораторных работ по биологии 10-11 классы

Лабораторная работа № 1 10 кл

Тема: «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование:

  1. кожица чешуи луковицы,

  2. эпителиальные клетки из полости рта человека,

  3. микроскоп,

  4. чайная ложечка,

  5. покровное и предметное стекла,

  6. синие чернила,

  7. йод,

  8. тетрадь,

  9. ручка, простой карандаш, линейка,

Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель.

Ход работы:

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Сходства

Отличия

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

Животная

В ходе проведения лабораторной работы обучающийся должен научиться: работать с микроскопом и изготовлять препараты; связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.

Практическая работа 10 кл

Тема: «Решение элементарных генетических задач».

Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Оборудование:

  1. тетрадь,

  2. условия задач,

  3. ручка.

Ход работы:

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

4. Коллективное обсуждение решения задач между студентами и преподавателем.

5. Сделать вывод.

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.

Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания (см. с. 120).

Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят.

Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным.

1. Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?

2. Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

Задача № 4. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 6. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

Задачи на ди- и полигибридное скрещивание

Задача № 7. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов — пары А — в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель — с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены — ABC, или же рецессивные — abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.

Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N — число типов гамет, а n — количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. Дигетерозигота АаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

Задача № 8. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача № 9. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

Задача № 10. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

Вариативные или дополнительные задачи к лабораторной работе № 2.

Задача 1. У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка?

Задача 2. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?

Задача 3. Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминанта или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине.

Задача 4. Среди 143 жеребят, родившихся от скрещивания 124 кобыл с жеребцом бельгийской породы Годваном, обнаружилось 65 особей с полным отсутствием радужной оболочки глаз (аниридия). Годван сам страдал аниридией, но его отец и мать были нормальными. Как объяснить появление этого редкого дефекта у 65 жеребят? У Годвана? Как наследуется аниридия? Не будет ли ошибкой использовать нормальное потомство Годвана в селекции?

В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: решать генетические задачи; объяснять влияние внешних факторов на проявление признака; использовать полученные знания в опытнической работе; использовать навыки генетической терминологии.

Лабораторная работа 10 кл

Тема: «Построение вариационной кривой».

Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование:

  1. антропометрические данные студентов (от 50-100 образцов): рост, раздельно для юношей и девушек,

  2. простой карандаш,

  3. ручка,

  4. тетрадь,

  5. линейка,

  6. учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров (с. 163-164).

Ход работы:

1. Измерьте рост ваших одногруппников, друзей и студентов 1 курса из других групп.

2. Полученные данные запишите в тетради.

3. Посчитайте число студентов, имеющих одинаковый рост.

4. Заполните таблицу 3.

5. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. На горизонтальной оси отметьте рост студентов, а на вертикальной оси – количество (число) студентов, входящих в данную группу.

6. Определите среднюю величину выраженности по формуле: f = n / N, где f – частота встречаемости, n – число студентов в классовом интервале, N – общее число студентов.

7. Сделайте вывод

Таблица 3 «Результаты исследования»:

Число студентов

Частота встречаемости

Вариативная или дополнительная лабораторная работа

Тема: «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

Цель: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование:

  1. листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения),

  2. колосья пшеницы, ржи одного сорта,

  3. тетрадь,

  4. простой карандаш,

  5. ручка,

  6. линейка,

Ход работы:

1. Сосчитайте число колосков в сложном колосе пшеницы в 50 полученных образцах.

2. Определите число образцов, сходных по рассматриваемому признаку.

3. На основе полученных результатов заполните таблицу 4:

Таблица 4 «Результаты исследования»:

Номер колоса

Число колосков

4. Постройте вариационный ряд, расположив колосья в порядке возрастания числа колосков в них.

5. Постройте вариационную кривую числа колосков в сложном колосе пшеницы. Для этого по оси абсцисс отложите значения отдельных величин – числа колосков в каждом колосе, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости каждого признака (числа колосков). К осям абцисс и ординат восставьте перпендикуляры, соответствующие значениям числа колосков и частоте встречаемости такого количества колосков в сложном колосе. Соединив точки пересечения перпендикуляров, получите вариационную кривую.

6. Сравнив края и центр вариационной кривой, сделайте вывод: с каким числом колосков (максимальным, средним или минимальным) чаще встречается колосья.

7. По завершенности работы доложить результаты опытов. Совместно с преподавателем делается общее заключение о характере модификационных изменчивости и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

В результате проведения лабораторной работы студент должен научиться строить вариационные графики.

Лабораторная работа 11кл

Тема: «Вид, его критерии и структура».

Цель: закрепить на практических примерах знания студентов о критериях вида и его структуре.

Оборудование:

  1. тетрадь,

  2. простой карандаш,

  3. ручка,

  4. линейка,

Ход работы:

1. 2. На основании материала учебника составьте две таблицы 5 и 6.

Таблица 5 «Критерии вида»:

Признаки, определяющие вид

Краткая характеристика

Примеры

3. Сделайте вывод, охарактеризовав условия, необходимые для определённой видовой принадлежности.

Таблица 6 «Структура вида»:

Формы существования вида

Краткая характеристика

Объединяющие факторы

Причины

Популяции

Подвиды

4. Ответьте на вопрос: какова роль популяций в эволюционном процессе?

Вариативная или дополнительная лабораторная работа

Тема: «Изучение изменчивости, критериев вида».

Цель: изучить изменчивость организмов. Научиться сравнивать.

Оборудование:

  1. тетрадь,

  2. простой карандаш,

  3. ручка,

  4. линейка,

  5. гербарий или кабинетные растения.

Ход работы:

1. Внимательно рассмотрите растения, которые находятся в кабинете биологии или гербарий.

2. Заполните таблицу 7, используя учебник и дополнительную литературу, гербарий или кабинетные растения

3. Сделайте вывод о проделанной работе.

Таблица 7 «Сравнительная характеристика растений»:

Сравниваемый признак

Вегетативные органы растения

Наследственные признаки

Изменчивые признаки

Форма

Длина

Ширина

В результате проведения лабораторной работы студент должен научиться составлять сравнительные графики.

Лабораторная работа № 1 11кл.

Тема: «Выявление приспособленности организмов к среде обитания».

Цель: выяснить механизм образования приспособлений, сделав вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора.

Оборудование:

  1. коллекции насекомых, чучела птиц, и млекопитающих,

  2. гербарные экземпляры растений,

  3. тетрадь, ручка, постой карандаш, линейка.

Ход работы:

1. По гербарным образцам рассмотрите внешнее строение следующих видов растений:

а) не поедаемых животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский,;

б) раннецветущих: чистяк, гусиный лук, ландыш майский.

2. Результаты работы занесите в таблицу 8.

Таблица 8 «Отличительные особенности растений»:

Название растения

Отличительные особенности

При выполнении задания определите:

1. Какие особенности строения первой группы растений защищают их от поедания животными, а второй – обеспечивают ранее цветение.

2. Определите, с какими факторами связаны приспособительные черты организации.

Вариативная или дополнительная лабораторная работа № 1

Тема: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Вариант №1

Цель: Изучить приспособленность организмов к среде обитания. Научиться анализировать и сравнивать.

Оборудование:

  1. учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров (с. 236-237),

  2. тетрадь, ручка, постой карандаш, линейка,

  3. гербарии, кабинетные растения,

  4. справочники,

  5. кабинетные растения.

Ход работы:

1. Используя материалы учебника и дополнительную литературу, а также гербарии, кабинетные растения или рисунки заполни таблицу 9.

Таблица 9 «Сравнительная характеристика приспособления организмов к среде обитания»:

Объект изучения

Признаки приспособленности

Условия обитания

Происхождение признака

2. Сделай вывод о проделанной работе

Вариант № 2

Цель: Научиться анализировать, сравнивать. Выявлять приспособления у организмов. Объяснить их относительный характер и причины возникновений приспособления.

Оборудование:

  1. описание строения и жизнедеятельности крота,

  2. коллекция насекомых,

  3. описание строения и жизнедеятельности насекомых,

  4. ручка, постой карандаш, линейка,

  5. гербарии,

  6. справочники,

  7. кабинетные растения.

Ход работы:

1. Выявите и запишите приспособления к жизни в почве у крота:

а) в форме тела;

б) особенности внешнего строении;

в) в образе жизни.

2. Объясните, в чём состоит относительный характер этих приспособлений (на одном примере).

3. Рассмотри насекомых. Определите тип окраски насекомых.

4. Составьте и заполните таблицу, включающую колонки: название насекомого, среда обитания, тип окраски, биологическое значение окраски.

5. Сделайте вывод о проделанной работе.

В результате проведения лабораторной работы студент должен научиться на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей, среды, раскрыть относительный характер целесообразности; объяснить, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса.

Лабораторная работа №

Тема «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

 глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомиться с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.учебника.

  1. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения экологических проблем

3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

infourok.ru

Решебник лабораторные работы по Биологии за 10 класс Лисов Н.Д., Шелег З.И. на Гитем ми

ГДЗ

10 класс

Биология

лабораторные работы Лисов

авторы: Лисов Н.Д., Шелег З.И..

Данное пособие содержит решебник (ГДЗ) лабораторные работы по Биологии за 10 класс . Автора: Лисов Н.Д., Шелег З.И. Издательство: Аверсэв. Полные и подробные ответы к упражнениям на Гитем

Лабораторные работы

Стр. 4. Лабораторная работа № 1. Выявление активности каталазы.

1
2
3
4
5

Стр. 10. Лабораторная работа № 2. Сравнение строения растительной и животной клеток.

1
2
3
4
5
6

Стр. 14. Лабораторная работа № 3. Деление клеток.

1
2
3
4
5

Стр. 43. Лабораторная работа № 4. Изучение изменчивости у растений и животных. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

1
2
3
4
5
6
7
8

Практические работы

Стр. 7. Практическая работа № 1. Решение задач на строение и свойства белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Стр. 16. Практическая работа 2. Решение задач на репликацию ДНК, механизм деления клетки, определение результатов деления, плоидность клетки.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Стр. 19. Практическая работа 3. Решение задач на энергетический и пластический обмен.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Стр. 22. Практическая работа 4. Решение задач на транскрипцию и трансляцию.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Стр. 25. Практическая работа 5. Решение задач на моногибридное скрещивание.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Стр. 30. Практическая работа 6. Решение задач на дигибридное скрещивание.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Стр. 34. Практическая работа 7. Решение задач на сцепление генов и кроссинговер.

1
2
3
4
5
6
7

gitem.me

ГДЗ по биологии для 10 класса лабораторные работы Лисов Н.Д.

ГДЗ от Путина

Найти

    • 1 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
    • 2 класс

      • Математика
      • Английский язык
      • Русский язык
      • Немецкий язык
      • Белорусский язык
      • Украинский язык
      • Информатика
      • Природоведение
      • Основы здоровья
      • Музыка
      • Литература
      • Окружающий мир
      • Человек и мир
      • Технология
    • 3 класс

gdzputina.ru

Методическая разработка по биологии (11 класс) на тему: Лабораторные работы по биологии в 10-11 классе.

                         Оглавление

  1. Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» (в двух вариантах).
  2. Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука»  (в двух вариантах).  
  3. Лабораторная работа № 3 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание».
  4. Лабораторная работа № 4 «Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток».
  5. Лабораторная работа № 5 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов»
  6. Лабораторная работа № 6 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».
  7. Лабораторная работа № 7 «Сравнение процессов митоза и мейоза»
  8. Лабораторная работа № 8 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».
  9. Лабораторная работа № 9 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» (в двух вариантах)».
  10. Лабораторная работа № 10 «Изучение фенотипов растений»

Лабораторная работа №1 (в двух вариантах)

Тема: каталитическая активность ферментов в живых тканях

Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Вариант I

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки сырого и вареного мяса или рыбы), песок, ступка и пестик.

Ход работы

  1. Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
  2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.
  3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
  4. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление. Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент катал азу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

Вариант II

Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля).

                                              Ход работы

1. Приготовьте пять пробирок, и поместите в первую пробирку кусочек сырого картофеля, во вторую измельченного сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.

2. Пронаблюдайте явление, возникшее в результате проникновения в клетки молекул пероксида водорода и взаимодействие их с ферментом каталазой.

3. Сравните процессы, протекающие во всех пробирках.

4. Внесите в таблицу полученные результаты.

№ пробирки (указать ее содержимое)

Что происходит на тканях в пробирках

5. Дайте ответы на вопросы: а) какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля и мяса, и как это отразилось в опыте? б) как влияет измельчение ткани на активность фермента?

6. Сделайте вывод по работе.

Примечание. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2:2 Н2О2 2 Н2О2 + О2

Лабораторная работа №2 (в двух вариантах)  

Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука

Вариант I.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

  1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
  2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
  3. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
  4. Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
  5. Сделайте вывод по работе.

Вариант II.

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить опыты на живых объектах; получить представление о тургоре в растительных клетках.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли (8 %), репчатый лук.

                             Ход работы

1.Снимите эпидермис с чешуки луковицы. Приготовьте микропрепарат, поместив клетки эпидермиса в каплю воды.

2. Рассмотрите препарат при увеличении микроскопа. Обратите внимание на оболочку клетки, цитоплазму.

3. Зарисуйте строение клетки.

Наблюдение плазмолиза – постепенное отставание цитоплазмы от оболочки клетки

4.Снимите покровное стекло с препарата, удалите воду фильтровальной бумагой и нанесите на препарат каплю 8 %-ного раствора NaCl. Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте наблюдаемое явление. Объясните причину плазмолиза.

Наблюдение деплазмолиза – возвращение цитоплазмы к оболочке клеток.

5.Вновь поместите препарат в воду и наблюдайте восстановление тургора (напряжения) в клетках в результате постепенного возвращения цитоплазмы к оболочке клеток. Сделайте рисунок. Объясните причину деплазмолиза.

6. Ответьте на вопрос: каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений?

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Примечание. Для того чтобы клетка могла быть живой ее химический состав должен быть относительно постоянным. Поэтому клетка должна поддерживать регулируемый обмен со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана. Транспорт воды в клетку с растворенными в ней веществами осуществляется путем осмоса по градиенту концентрации. (Медленная диффузия растворителя и веществ через полупроницаемые перегородки (мембраны) – называется осмосом). Транспорт молекул воды осуществляется из концентрированного в более насыщенный раствор.

Лабораторная работа № 3

Тема: наблюдение клеток растений, животных, бактерий, грибов под микроскопом, их изучение и описание.

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 1)

                                               Ход работы

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.
  2. Рассмотрите рисунок «Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».
  3. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на рисунках. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимее в световой микроскоп органоиды.
  4. Сравните между собой эти клетки.

Название клеток

Рисунок клетки

Особенность строения клетки

  1. Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины различия и сходства разных организмов?
  1. Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 4.

Тема: строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

Цель: изучить особенности строения эукариотических и прокариотических клеток, выделить сходство и различие в их строении.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов (Приложение 2).

                                        Ход работы

1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов, клеток животных и бактерий.

2. Зарисуйте строение эукариотической и прокариотической клеток.

3.Сравните строение клеток эукариот и прокариот.

4.  Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Прокариотическая клетка (бактерия)

Эукариотическая клетка (растений, животных, грибов)

1.Ядро

2. Генетический материал

3. Клеточная стенка

4. Мезосомы

5. Мембранные органоиды

6. Рибосомы

7. Цитоскелет

8. Способ поглощения веществ клеткой

9. Жгутики

10. Пищеварительные вакуоли

5.Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 5

Тема: сравнение строения клеток растений, животных, грибов.

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты и рисунки клеток растений, грибов, животных (Приложение 3)              

                                Ход работы

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.
  1. Зарисуйте строение растительной, животной и грибной клеток. Укажите основные части клеток.
  1. Сравните строение клеток растений, животных и грибов.
  1. Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

1.Клеточная стенка

2. Пластиды

3. Вакуоли

4. Запасной углевод

5. Способ хранения питательных веществ

6. Центриоли

7.Синтез АТФ

8. Запасной углевод

  1. Сделайте вывод по работе.

           

                             Лабораторная работа № 6

Тема: сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Цель: сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза

Оборудование: материал учебника

                                                 Ход работы

1. Повторите параграфы 24, 25 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

2. Сравните процессы фотосинтеза и хемосинтеза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Фотосинтез

Хемосинтез

1.Определения данных процессов

2. Какие организмы участвуют

2. Источник энергии

3. Исходные вещества

4. Конечные вещества

5. Роль в природе

3.Сделайте вывод по работе.

                  Лабораторная работа № 7

Тема: сравнение процессов митоза и мейоза.

Цель: сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал учебника, таблицы «Митоз. Мейоз»

                                             Ход работы

1. Повторите параграфы 29, 30 учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.

Признаки для сравнения

Митоз

Мейоз

1.Процессы в интерфазе

2. Число делений

3. Фазы деления

4. Кроссенговер

5. Число дочерних клеток

6. Хромосомный набор дочерних клеток

7. Количество ДНК в дочерних клетках

8. Для каких клеток организма характерно деление

9. Распространенность среди организмов

3.Сделайте вывод по работе.

                   Лабораторная работа № 8

Тема: сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Цель: сравнить процессы развития половых клеток растений и животных

Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений»

                                              Ход работы

1.Используя рисунок 51 «Схема гаметогенеза у человека» учебника «Биология. Общая биология» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов или приложение 4 сравните между собой сперматогенез и оогенез.

2. Данные занесите в таблицу.

Стадии развития половых клеток

Тип деления, набор хромосом, количество ДНК

Сперматогенез

Оогенез

1.Размножение

2.Рост

3. Созревания

4. Формирование

3. Как происходит формирование пыльцевого зерна (микрогаметофита) и зародышевого мешка (мегагаметофита) у покрытосеменных растений? Какой тип деления клеток лежит в основе развития пыльцевых зерен и зародышевого мешка?

4. В чем суть двойного оплодотворения у покрытосеменных растений? Какой набор хромосом в клетках эндосперма покрытосеменных растений?

5. В чем сходство и различие в развитии половых клеток растений и животных?

6. Сделайте вывод по работе.

Лабораторная работа № 9 (в двух вариантах).

Тема: изменчивость, построение вариационного ряда

и вариационной кривой

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение

строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите.
  2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака-V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака (P). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.
  1. Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
  2. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Вариант II

Оборудование: линейка или сантиметр.

Ход работы

  1. Измерьте рост каждого школьника в классе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.
  2. Сгруппируйте полученные цифры, которые отличаются друг от друга на 5 см (150—155 см, 156—160 см и т. д.) и подсчитайте количество учеников, входящих в каждую группу. Полученные данные запишите:

Количество учащихся … 2 Рост, в см        145—150

  1. Постройте вариационный ряд изменчивости роста учеников, а также вариационную кривую, откладывая по горизонтальной оси рост учащихся в миллиметрах, а на вертикальной оси количество учащихся определенного роста.
  2. Вычислите средний рост учеников вашего класса путем деления суммы всех измерений на общее число измерений.
  3. Вычислите и отметьте на графике средний рост девочек и мальчиков.

Ответьте на вопросы: какой рост учеников в вашем классе встречается наиболее часто, какой — наиболее редко? Какие отклонения встречаются в росте учеников? Каков средний рост девочек и мальчиков в вашем классе? Каковы причины отклонений в росте?

Приложение. Модификации образуют вариационный ряд изменчивости признака в пределах нормы реакции от наименьшей до наибольшей величины. Причина вариаций связана с воздействием различных условий на развитие признака.

Для определения предела изменчивости признака рассчитывают частоту встречаемости каждой варианты и строят вариационную кривую — графическое выражение характера изменчивости признака. Средние члены вариационного ряда встречаются чаще, что соответствует среднему значению признака.

Средняя величина выраженности признака высчитывается по формуле:

М = (P×V)            P – частота встречаемости

          n                  V — варианта      

                             n – общее число особей;   M – среднее значение модификации

                             Лабораторная работа № 10

                      Тема: изучение фенотипов растений.

Цель:  сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.

Оборудование: гербарные экземпляры растений одного сорта (пшеницы, ржи, ячменя и др.).

                                     Ход работы

1.Рассмотрите два экземпляра растений пшеницы (ржи, ячменя и др.) одного сорта. Сравните эти растения.

2. Опишите фенотип каждого растения (особенности строения листьев, стеблей, цветков).

Наблюдаемые признаки

               Название сорта растения

1-е растение

2-е растение

1.Вид стебля

2.Длина стебля

3. Длина междоузлей

4. количество листьев

5. Форма листьев

6. Колос:

А) наличие остей

Б) длина колоса

В) количество колосков

Г) количество зерновок

7. Тип корневой системы

3.Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.

4.Сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости, ее значении.

                  Используемая литература и сайты Интернет

1.Общая биология: Учеб. Для 9-10 кл. общеобразоват. учреждений /Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов. 1999 г.

2.Универсальное учебное пособие. Школьный курс «Биология» / А. Скворцов, А. Никишов, М. «АСТ-Пресс» 2000 г.

3.Биология. 10 кл. Поурочные планы. Профильный кровень / авт. О.Л.Ващенко. Волгоград 2009 г.

4. http://mirbiologii.ru/laboratornye-raboty-po-biologii-10-klassa-skachat-besplatno.html

5. festival.1september.ru/articles/508211/

Приложение 1 (к лабораторной работе №3)

1 – кокки, 2 —  диплокки, 3 — стрептококки , 4 – вибрионы,

5 – спириллы, 6 – бациллы, 7 – хлорелла, 8 —  хламидомонада,  

10 – клетка эпителия, 11 – эритроциты, 12 – нервная клетка,                

13 – растительная клетка.

Приложение 2 (к лабораторной работе №4)

Приложение 3 (к лабораторной работе №5)        

   Приложение 4 (к лабораторной работе №8)           

Схема гаметогенеза у человека: ♀ — овогенез; ♂ — сперматогенез.

А – фаза размножения, Б – фаза роста, В – фаза созревания.

 1 – сперматозоиды, 2 – оплодотворенная яйцеклетка (зигота), 3 – направленные тельца.

nsportal.ru

Лабораторные работы по биологии (10-11 класс)

Лабораторные работы по биологии

10 класс

Лабораторная работа №1

Тема: Строение растительной клетки.

Цель: Изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты, растение элодея, лук, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла.

Ход работы:

1. Приготовить микропрепарат кожицы лука

2. Рассмотреть под микроскопом

3. Приготовить микропрепарат листа элодеи

4. Рассмотреть микропрепарат под микроскопом

5. Сравнить строение клеток кожицы лука и листа элодеи

6. Сделать выводы, заполнив сравнительную таблицу

Лабораторная работа №2

Тема: Строение животной клетки.

Цель: Изучить строение животной клетки.

Оборудование: микропрепараты, микроскоп, готовые микропрепараты.

Ход работы:

1. Рассмотреть готовые микропрепараты животной клетки

2. Зарисовать в тетради, подписать части клетки

3.Сравнить растительную и животную клетки

4. Сделать выводы на основе сравнения

Лабораторная работа №3

Тема: Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих животных как доказательство их родства.

Цель: Обнаружить сходство зародышей млекопитающих и объяснить их родство; объяснить роль вредных привычек для онтогенеза человека.

Оборудование: рисунки пар.3.9, таблицы, фотографии.

Ход работы:

1. Рассмотреть зародышей человека и млекопитающих животных по рисунку учебника пар. 3.9

2. Сравнить их на разных этапах развития

3. Сделать выводы на основе сравнения

4. Объяснить отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на внутриутробное развитие ребенка

5. Сделать общий вывод о влиянии ЗОЖ на онтогенез человека

11 класс

Лабораторная работа №1

Тема: Описание особей по критериям вида.

Цель: Выяснить значение критериев для определения вида; научиться различать критерии вида.

Оборудование: раздаточный материал, открытки с описанием различных видов животных и растений.

Ход работы:

1. Написать название вида растения или животного

2. Выписать из общего текста материал по следующим критериям:

А) морфологический

Б) физиологический

В) биохимический

Г) экологический

Д) географический

3. Сделать выводы о значении каждого критерия для определения вида.

Лабораторная работа №2

Тема: Выявление изменчивости у особей одного вида.

Цель: найти черты изменчивости у особей одного вида.

Оборудование: комнатные растения в горшках: хлорофитум, фиалка.

Ход работы:

1. Рассмотреть два растения одного вида

2. Выявить черты различия у двух растений

3. Объяснить, чем вызваны различия

4. Сравнить два растения фиалки

5. Сделать общий вывод на основе двух сравнений

Лабораторная работа №3

Тема: Исследование изменений в экосистемах.

Цель: объяснить причины устойчивости и смены экосистем; выявить изменения в экосистемах на реальных примерах.

Оборудование: учебник, рисунок пар.5.6 дополнительные источники информации.

Ход работы:

1. Ответить на вопрос 3,4 пар.5.6 учебника

2. Описать этапы смены экосистем

3. Найти в окружающей местности примеры изменения в экосистемах

4. Предположить, какие причины привели к изменениям

5. Сделать выводы с акцентом на необходимость сохранения многообразия видов

Лабораторная работа №4

Тема: Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Цель: изучить и охарактеризовать влияние человека на экосистемы.

Оборудование: учебник, рисунки пар.5.7, дополнительные источники информации, показывающие различные влияния человека на экосистемы.

Ход работы:

1. Описать экологические нарушения, вызванные вмешательством человека в окружающую природу

2. Сравнить природные экосистемы и агроценозы своей местности

3. Предложить способы сохранения естественных экосистем

4. Назвать способы отрицательной эксплуатации агроценозов

5. Сделать выводы на основе предыдущих пунктов, предложить пути охраны природы и рационального природопользования в своей местности и в мировом масштабе.

infourok.ru

Лабораторная работа по биологии 10 класс

Лабораторные работы

к курсу «Биология 9 класс»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: «Сравнение растительной и животной клеток«

Цель: сравнить особенности клеток растений и животных.

Оборудование:

Ход работы:

  • рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животного и растительного организмов организма

  • сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах

Оформление результатов:

Заполните таблицу

Клетки ткани

Рисунок клетки

Особенности строения

Выполняемые функции

Столбчатой

Покровной

Нервной

Мышечной

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: «Изучение митоза на постоянных микропрепаратах«

Цель: используя готовый микропрепарат, познакомиться с фазами митоза

Оборудование:

Ход работы:

  • рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении

  • найдите интерфазную клетку, клетки с разными фазами митоза

Оформление результатов:

Зарисуйте профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза

Сделайте вывод, объяснив: по каким признакам вы определили разные фазы митоза.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

по теме «Решение генетических задач»

  1. Сколько типов гамет и каких даст генотип: 1) Аа; 2) вв

  2. Скрестили гомозиготных норок: серебристую самку и коричневого самца. Серебристый цвет доминирует над коричневым. Определите генотипы и фенотипы потомства.

  3. Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У ребенка – голубые глаза. Какие генотипы по цвету глаз у отца? У матери? У ребенка? (Карий цвет глаз доминирует над голубым).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: «Статистические закономерности модификационной изменчивости«

Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

Оборудование: каждому из 5 вариантов

  • по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)

  • карточка с заданием

Ход работы:

  • рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры

  • выполните задания, предложенные вам на карточке

Оформление результатов:

  • полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже – частоты их встречаемости — p. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие – редко

  • отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике

  • вычислите среднюю величину признака:

Σ (vp)

M = ————,

n

где M – средняя величина признака, n — общее число вариант

Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Задания на карточках:

Вариант 1.

Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

Вариант 2.

Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие

25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27.

Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных«

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации,

дегенерации и объяснять их значение

Оборудование:

  • гербарные материалы водорослей, мхов, папоротников, сосны, цветковых растений

  • таблица «Разнообразие приспособлений у птиц»

  • картины по зоологии (лось, тюлень, летучая мышь)

  • влажный препарат «Бычий цепень»

Ход работы:

  • рассмотрите растения, назовите имеющиеся у них органы

  • рассмотрите клювы и лапы у птиц, каковы их особенности

  • выявите особенности внешнего строения млекопитающих из разных отрядов

  • вспомните, какие системы органов есть у бычьего цепня, каково их строение

Оформление результатов:

Сделайте вывод,

  • объяснив по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных

  • раскрыв эволюционное значение идиоадаптаций и дегенераций у животных

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: «Приспособленность растений к совместному обитанию в еловом лесу»

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности

Оборудование:

  • гербарные материалы или наборы картинок (черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)

  • справочные материалы:

описание особого растительного сообщества –

елового леса описание растений

Ход работы:

рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы

Оформление результатов:

заполните таблицы и продолжите записи

Биологические особенности ели

Как изменяет среду

  1. Густая крона

  2. Вечнозелёное

  3. Светолюбивое (во взрослом состоянии)

  4. Требовательное к почве

Условия жизни растений в еловом лесу:

  1. Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:

Приспособления

  1. К жизни при недостатке света:

    • крупная листовая пластинка

    • листья не крупные, но растение вечнозелёное

  2. К бедной почве:

    • наличие клубней

    • наличие корневищ

    • наличие других органов запаса

  3. К недостатку насекомых-опылителей:

    • вегетативное размножение

    • крупные белые цветки

    • цветки в соцветиях

    • опыление мухами

    • наличие самоопыления

Сделайте вывод, дополнив записи:

Несмотря на в целом неблагоприятные для растений условия елового леса . . ., они являются оптимальными для типичных трав этого фитоценоза в результате особых биологических и морфологических особенностей (приспособлений) . . .

ПРИЛОЖЕНИЯ

Справочные материалы.

Еловый лес – особое растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, прохладный и влажный. Ель создаёт очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зелёный ковёр мхов, на фоне которого растут немногочисленные травы и кустарники.

Состав растений нижних ярусов во многом определяется составом почвы: где почва более сырая и бедная питательными веществами, на моховом ковре мы видим заросли черничника, а где почвы лучше обеспечены питательными веществами, развивается сплошной ковёр кислицы, на самых же бедных и очень сырых почвах – покров из кукушкиного льна.

Ель меняет окружающую среду, создаёт под своим пологом специфические условия. Ель – эдификатор (вид, который создаёт среду обитания для растений данного фитоценоза) Это стройное изящное дерево с пирамидальной кроной, которая густая и плотная, поэтому пропускает мало света. Ель не может расти в слишком сухом климате, не растёт она и на очень бедных питательными веществами почвах. Растения, которые мы там видим, хорошо переносят сравнительную бедность почвы и её повышенную кислотность. Под пологом ельника почти не бывает движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдёте растений, семена которых были бы с «парашютиками» или иными приспособлениями для распространения ветром. Зато много растений, семена у которых мелкие, похожие на пыль, распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

Среди растений, встречающихся в ельнике, немало таких, у которых белые цветки. Такая окраска – приспособление к скудному освещению под пологом елового леса (белые цветки хорошо заметны в полумраке, их легко находят насекомые-опылители, которых в лесу очень мало)

Почти все травянистые растений елового леса – многолетние, размножаются они в основном вегетативно, так как появление нового растения из семени в ельнике сопряжено с многими трудностями: прорастанию семян мешает плотный слой мёртвой хвои на почве и мхи.

Ещё одна характерная особенность растений ельника – то, что многие из них остаются зелёными на зиму. Весной, как только сойдёт снег, можно увидеть зелёные перезимовавшие листья, в которых, чуть потеплеет, начитается процесс фотосинтеза. Лишь немногие травы к осени теряют свою надземную часть и зимуют в виде подземных органов (майник, седмичник)

Описание растений.

Черника – кустарничек, который сбрасывает свою листву на зиму. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Цветёт черника примерно тогда же, когда цветёт черёмуха, или чуть раньше. Цветки у неё бледно-зелёные или розовые, похожи на мелкие шарики величиной с небольшую горошину. Цветение длится недолго, венчики быстро опадают и становится видно зелёные завязи с плоской, словно срезанной верхушкой. Черника редко размножается семенами, она удерживает место в лесу благодаря разрастанию тонких ползучих корневищ. Она может жить 100 – 200 лет.

Майник двулистный – это растение очень изящно во время цветения. От земли приподнимается небольшой тонкий стебелёк с двумя листьями сердцевидной формы, наверху – рыхлая кучка мелких белых цветков с приятным запахом. Цветёт майник в самом начале лета. У цветущих растений два листа, у нецветущих – только один. Майник – растение многолетнее. Надземные органы у него к зиме погибают, а подземные остаются живыми – под землёй у майника тонкое ползучее корневище.

Кислица обыкновенная – маленькое хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трёх отдельных частей. Листья содержат соли щавелевой кислоты, они кислые, (отсюда произошло название растения). Дольки листа кислицы способны складываться и поникать, так бывает перед ненастной погодой и при солнцепёке. Складываются листья и на ночь. В основании листьев откладывается запас питательных веществ. Цветёт кислица в конце весны, цветки её небольшие белые с розовым оттенком. Каждый из них сидит на конце тонкой цветоножки. Цветки самоопыляются. Плоды представляют собой крохотные зеленоватые шарики. Эти невзрачные плоды способны стрелять своими семенами – такой способ активного разбрасывания семян в растительном мире встречается нечасто. Кислица одна из немногих трав ельника, которая размножается семенами. Она также хорошо размножается вегетативным путём с помощью корневища.

Брусника – вечнозелёный кустарничек. Кустарничек невысокий, но травой его назвать нельзя, т.к. его надземные стебли живут несколько лет, покрыты снаружи тонким слоем защитной пробковой ткани, внутри одревесневают. Брусника сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Листья брусники сохраняются 2- 3 года, несколько раз перезимовывают под снегом, они плотные, кожистые. На верхней стороне листьев заметны мелкие многочисленные точки – это мельчайшие ямки, содержащие особые клетки, назначение которых – улавливать дождевую воду, попавшую на лист (брусника способна поглощать воду не только корневищами, но и листьями). Цветёт брусника в конце весны, почти одновременно с ландышем.

Седмичник европейский. Цветок седмичника похож на снежно-белую звёздочку, размером с копеечную монетку. У каждого растения бывает только один цветок. В цветке 7 лепестков. Чашелистиков и тычинок (отсюда и название растения) Седмичник – летне-зелёное растение, его надземная часть к зиме отмирает. Он – многолетнее растение. Зимует у него тонкое, расположенное у самой поверхности почвы, корневище.

Копытень европейский. Листья этого растения имеют очень характерную форму: листовая пластинка округлая, но с той стороны, где располагается черешок, она глубоко вырезана (похожа на копыто). Листья копытня крупные, довольно плотные, темно-зелёные, они зимуют под снегом. Стебель растения никогда не поднимается над поверхностью почвы, он всегда распростёрт по земле, на нём развиваются 2 листа на длинных тонких стебельках один против другого. Под землёй – корневище. Осенью на самом конце стебля, в развилке между листовыми пластинками, можно увидеть крупную почку. В центре – небольшой шарик, похожий на дробинку, это бутон. У копытня бутоны формируются осенью, а цветёт он весной, рано – вскоре после таяния снега. Цветки направлены к почве, опыляются мухами. У цветков необычная красновато-коричневая окраска, у них только 3 лепестка. В середине лета из цветков образуются плоды, в них – буроватые блестящие семена размером с крупинку пшена. Каждое из них снабжено небольшим мясистым выростом белого цвета – этот вырост привлекает муравьёв.

multiurok.ru

Опыты и эксперименты по биологии (10 класс) на тему: Лабораторные работы по биологии 10-11кл

Лабораторные и практические работы

по биологии

в 10 -11 классе.

Лабораторная работа №1

«Изучение приспособленности организмов среде обитания»  

Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.  

Ход работы

  1. Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.
  1. Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

Вид

Ареал

Место обитания

Форма и окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская

Агама степная

3.  Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.  

Лабораторная работа №2

«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.

Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

Ход работы

  1. составить морфологическую, физическую и эколого-географическую характеристики для живых организмов.
  2. Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.

Критерии вида

Показатели критерия для объекта №1

Показатели критерия для объекта №2

1.Морфологический

2. Физиологический

3.Эколдого-географический

  1. Ответьте на вопросы:

-можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?

— Какова структура вида?

— Какова роль популяций в эволюционном процессе?

                                 Лабораторная работа №3

Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной         палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой

микроскоп, организмы.

3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины сходства и различия клеток разных  организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?

                                                Лабораторная работа № 4

                                    «ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

                     ПОСТРОЕНИЕ  ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ»

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,

методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

      Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

          Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

                     

                                                     Ход работы.

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

 Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.

3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.

4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.                        

Лабораторная работа №5

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Ход работы:

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения          кузнечики        лягушки           ужи         ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

                                                                                                         

  Особи, млн

Рис.2. Пирамида чисел

2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

  • Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?
  • В чем сущность правила экологической пирамиды?
  • Чем определяется устойчивость биоценозов?

Лабораторная  работа №6.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Выявление типов взаимодействия разных видов

в данной  экосистеме (на примере дубравы).

Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть

показатели, характеризующие биоценоз;

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,

                        определить их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и

коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

Ход работы.

1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав

растений.

2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

2)Приведите примеры влияния растений на животных

и животных на растения. Данные  внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

симбиоз

микориза

паразитизм

хищничество

конкуренция

3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,

отметьте цепи питания).

1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

У. Вывод. Что такое дубрава?

Практическая работа №1.

«Решение генетических задач и составление родословных»

Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.

Оборудование: инструктивные карточки-задания.

Ход работы.

1. Полное доминирование.

Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?

2. На неполное доминирование.

У львиного зева красная окраска цветков  А  не полностью доминирует над белой окраской  а. Взаимодействие генов  А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и  ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.

3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО.

У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?

4. Полигибридное скрещивание.

  • Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?
  • У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?

5.  На сцепленное с полом наследование.

Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?

П. Анализ родословных.

В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.

        Составьте схему родословных трех поколений и определите:

а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;

б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

Практическая работа № 2.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

Ход работы:

Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).

1. Определите формы влияния человека на живую природу.

2. Приведите примеры этих влияний.

3. Данные занесите в таблицу.

Влияние человека на живую природу.

Формы влияния

Примеры

Последствие влияния

Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

        Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

        Предложите пути решения этих проблем.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *